2016-09-16

Австрийский адмирал и бокельские святые



.


Австрийская эскадра уступала итальянцам во всём: бронировании, вооружении, скорости кораблей и их количестве. Но вот в организованности, выучке экипажей, смелости, и решительности командиров, превосходила противника на голову. И, словно действуя по суворовскому принципу «Пуля дура - штык молодец!», адмирал Вильгельм фон Тегетгоф, не рассчитывая на мощь своих «музейных экспонатов», гнал корабли в ближний бой, на таран!


Anton von Perko "Эскадра у острова Лисса"

Бой у острова Лисса. Австрийская открытка

Эдуард Незбеда "Битва при Лиссе"

Josef Carl Berthold Puttner "Морской бой у Лиссы"

Konstantinos Volanakis (1837 - 1907, Greek) "SMS Kaiser at the Battle of Lissa, 1868"

Юбилейная монета, посвященная морскому бою у Лиссы


Бой превратился в беспорядочную свалку. Командир “Erzherzog Ferdinand Мах” капитан 1-го ранга Штернек искусно вел свой броненосный фрегат сквозь хаос боя, пытаясь найти цель для таранного удара. Внезапно адмирал <Тегетгофф> увидел, что один из вражеских броненосцев собрался протаранить его корабль. Однако Штернек уже повернул броненосец и привел его в одинаковое с противником направление. Корабли со скрежетом терлись бортами, и слышалась брань канониров, которые даже не могли ввести в ствол досылатели. Однако и австрийский флагманский корабль не сумел нанести удар (удары приходились под острым углом). … Итальянец сумел вовремя уклониться, однако несколько броневых плит на нем сорвало, его крюс-марсстеньга и бизань-гафель упали на бак “Ferdinand Мах”…

Виталий Валентинович Полуян «Броненосцы Австро-Венгерской империи»


Церковь бокельских мучеников в Крашичах



Дома на берегу Крашичей (Krašići) на полуострове Луштица, стоят очень плотно. Поэтому с дороги весьма не просто разглядеть прямой латинский крест на звоннице, и небольшую церквушку рядом.


.

Церковь бокельских мучеников в Крашичах
Интересный факт. Во время оккупации Черногории в 1941-43 гг. итальянцы не стали снимать и уничтожать эту мемориальную плиту, а просто замазали её цементным раствором


Спустившись на набережную можно увидеть весьма необычную большую (140х85 см) мраморную плиту над входом в храм. На плите изображены два сражающихся военных корабля и нанесена надпись на латыни, которая информирует о том, что храм, посвященный святым мученикам Петру, Андрею и Лаврентию, заложен в 1897 году на средства Его Превосходительства барона Максимилиана Даублебски фон Штернека, победителя флагманского корабля “Re d’ Italia”.
Барельеф с кораблями служит напоминанием о славной победе Австро-Венгерского флота у Лиссы (острова Вис), в которой капитан первого ранга фон Штернек командовал броненосцем «Erzherzog Ferdinand Max», флагманским кораблем эскадры адмирала Тегетгофа.

Коротко о битве у острова Вис мне уже приходилось писать в расСказке, посвященной Марко Евгену Флорио из Прчани, который командовал в том бою кораблем «Erzherzog Friedrich».
И в этот раз не буду подробно пересказывать всю историю морского боя, который произошел 20 июля 1866 года. Упомяну лишь, что одним из ключевых моментов сражения стал таран лучшего итальянского броненосца «Re d`Italia», австрийским броненосцем «Erzherzog Ferdinand Max».

Тем временем перед австрийским флагманом внезапно появился другой итальянский броненосный фрегат: проходя сквозь густое облако дыма, Тегетгофф увидел неподвижно стоявшую серую массу. Итальянец стоял, чтобы разойтись с другим своим кораблем. Штернек с вант, куда он забрался для лучшего обзора, крикнул приказ на мостик: “Целиться в район дымовой трубы!” В машину был дан приказ: “полный ход вперед” и “быть готовым дать задний ход”.
На полном ходу 11,5 узлов “Ferdinand Мах" нанес удар в борт итальянского фрегата. В 11ч 30 мин таран австрийца легко вошел на 2 метра вглубь борта противника, с ужасным треском прорезав железную броню и деревянную обшивку. При нанесении удара австрийский корабль сперва приподнялся, а затем опустился, тем самым увеличив пробоину. В момент столкновения его машины перевели на “стоп", и сильного сотрясения при столкновении не было, однако оно сильно ощутилось в машинном отделении, когда машины заработали “полный назад”. “Ferdinand Мах” освободился от своей жертвы, оставив в ее борту зияющую дыру площадью 13 м² .
В момент удара накренившийся на правый борт итальянский корабль после отхода австрийца накренился на левый борт. С его палубы и надстроек стрелки не переставали вести огонь по австрийцам ... Однако в следующий момент итальянский экипаж полез на ванты или стал прыгать за борт – корабль сильно закачался. Он вторично накренился на правый борт, затем выпрямился, но волны уже захлестывали его. С итальянского корабля неслись возгласы “Viva Italia!” Гибель броненосца продолжалась всего 3 минуты. Лишь впоследствии австрийцы узнали, что это был “Re d’ Italia”.

Виталий Валентинович Полуян «Броненосцы Австро-Венгерской империи»



Антон Ромако – Битва при Лиссе (1880)
В центре адмирал Тегетгоф, справа от него капитан первого ранга фон Штернек

Другой вариант картины Антона Ромако


Тегетгоф, проходя сквозь густое облако дыма, окружавшее суда, вдруг увидел перед собой громадную, серую массу, стоявшую неподвижно. Приказания «Полный ход вперед» и «Быть готовым дать задний ход» были переданы по телеграфу в машинное отделение, и полным своим 11,5-узловым ходом «Фердинанд-Макс» ударил своего противника. … машинам тотчас дали задний ход. Австрийский корабль не получил никаких повреждений. «Ре д'Италия», приняв удар, сильно накренился на правый борт, а затем, когда «Фердинанд-Макс» отошел от него, он накренился влево, и на палубе его виден был пораженный ужасом экипаж. Он был так близко, что один австрийский офицер воскликнул: «Какая чудная палуба». На минуту или на две сражение приостановилось, и все взгляды были устремлены на обреченный корабль. Он накренился второй и последний раз и грузно пошел ко дну.
Xерберт Вильсон (Wilson H.W.) «Броненосцы в бою»


Erzherzog Ferdinand Max

Erzherzog Ferdinand Max. Архивная фотография

Re d’ Italia

Re d’ Italia. Архивная фотография


За героизм, проявленный в битве у Лиссы, фон Штернек (1829 –1897). был награжден рыцарским крестом ордена Марии-Терезии, одной из самых значимых наград Австро-Венгрии.


Максимилиан Даублебский фон Штернек


Вице-адмирал Максимилиан барон Доблебский фон Штернек в 1883 году принял на себя командование Императорским и Королевским военно-морским флотом Австро-Венгрии. Он занимал должность главы Морского ведомства (бывшего одним из пяти главных отделов Военного министерства) до своей смерти 5 декабря 1897 г. Умер адмирал в Вене, в возрасте 68 лет, и был похоронен в Пуле, в склепе церкви Gospe od Mora.
    Благодаря прекрасным организаторским способностям и энергичному руководству фон Штернека было начато возрождение и создание современного австро-венгерского флота. Именно Макса фон Штернека называют «человеком, который вывел Австрию в Океан».
Под его руководством в Тивте между мысами Селяново и Паково, в 1889 году был выстроен Арсенал – база военно-морского флота в Боке.


Тиват
Старая австрийская открытка


Изначально местом для Арсенала были выбраны именно Крашичи. Но расположение в Тивте оказалось более удобным, а в Крашичах адмирал на собственные средства начал строительство церкви бокельских мучеников. Славный австрийский адмирал умер в год закладки храма. Церковь была закончена его преемником на посту командующего ВМС Австро-Венгерской империи, адмиралом Германом фон Спауном, и освящена в 1901 году.


***


История ранних христианских мучеников, братьев Петра, Андрея, и Лаврентия (Лоуренса) обрывочна и весьма туманна. Достоверные данные о месте их рождения отсутствуют. Родиной братьев иногда называют Лепетане. Погибли они, возможно, рядом с селением Жаница, или рядом с Лепетане, в местечке Плавда. Мученическую смерть братья приняли то ли от римлян, то ли сарацинов в 840 году н.э. Место захоронения братьев было никому не известно.
По легенде, в XI веке одной старой монахине из Котора было видение, в котором ей явились братья-мученики и молили, чтобы их тела перенесли в церковь. Видение повторялось дважды, но городские власти Котора, к которым обращалась старая женщина, не обратили на рассказ никакого внимания. Третий раз святые мученики попросили старуху искать помощи в Дубровнике. По указанию архиепископа Дубровника в 1251 году было снаряжено судно и найдена могила мучеников. Однако судно не могло тронутся с места, пока не собраны были все останки. Затем мощи перенесли в храм в Дубровнике.
Которяне, раскаявшись, как-то умудрились добыть себе три кости братьев. Мощи теперь хранятся в трех стеклянных сосудах с окладом из серебра в сокровищнице собора святого Трифона.
В Дубровнике в честь мучеников был возведен храм. Он был разрушен в результате землетрясения 1667 года. Новый, построенный на его месте, был разрушен в 1801 году. Сегодня в городском соборе Дубровника можно видеть алтарь, установленный в честь святых братьев.


.

Городской парк в Тивте
Старые австрийские открытки


Кроме церкви в Крашичах и Арсенала, в Тивте, по указанию адмирала Штернека, в 1892 году был разбит большой городской парк. Говорят, что фон Штернек дал указание всем австрийским капитанам привозить растения, и семена отовсюду, в какие бы края они не заходили. Городской парк в Тивте стал одним из самых богатых ботанических садов в Адриатике.


Из дневника фон Штернека: «Тиват полностью отстроен, парк развивается, дома в полном порядке, но все это дорого стоит... Ловчен и черногорские холмы накрыло снегом. Цветут фиалки, на моем столе большой букет. Эскадра в боевой готовности... Все так красиво и спокойно в этом отдаленном уголке Земли.»



Максимилиан Даублебский фон Штернек


Уже, будучи заслуженным контр-адмиралом Макс Фрайхерр фон Штернек принял участие в Арктической экспедиции, организованной графом Иоганном Вильчеком для поддержки основной австрийской экспедиции, которой руководили старший лейтенант военно-морского флота Австро-Венгрии Карл Вейпрехт и лейтенант Юлиус Пайер.


«Исбьёрн» и «Адмирал Тегетгоф» в Арктике

Встреча кораблей «Адмирал Тегетгоф» и «Исбьорн» 21 августа 1872 г. 


Экспедиции Вейпрехта и Пайера принадлежит заслуга открытия архипелага Земля Франца-Иосифа (один из проливов между островами получил имя Штернека). А граф Вильчек, фон Штернек и еще четыре исследователя, на крошечном паруснике «Исбьёрн» (Isbjörn) в 1872 г. вышли в Северный Ледовитый океан для обустройства угольных и продовольственных станций к востоку от Новой Земли, для поддержки основной экспедиции. Норвежский парусник «Исбьёрн» («Белый медведь») был всего 17,38 метров длиной, 5,37 метра шириной, и имел осадку 1,90 м. Деревянный корпус парусника был обшит листовым железом ниже и выше ватерлинии, на нем было две шлюпки, лодка для ловли морского зверя. На этом утлом суденышке фон Штернек со своими спутниками дошел до о. Медвежий, о. Шпицберген, о. Надежды. Были проведены топографические промеры и метеорологические исследования у Новой Земли и пролива Маточкин Шар, заложен склад угля и провианта на острове Баренца. Здесь же произошла встреча с кораблем основной экспедиции «Адмирал Тегетгоф».
     В Вену адмирал фон Штернек вместе со своими товарищами добирался из устья Печёры через Казань, Москву и Санкт-Петербург. 

Опять "русский след". Без него никак!



Максимилиан Даублебский фон Штернек

Выделка тюленьих шкур на борту «Исбьёрн»

«Исбьёрн»




Примечание.
Еще об одном участнике битвы у Лиссы можно прочитать в расСказке "Прчань. На net и суда нет"

Основные источники информации:


***

.


P.S. На просторах глобальной паутины обнаружена информация о памятнике адмиралу фон Штернеку. Кроме тиватского парка, с легкой руки Штернека, был заложен и парк в Герцег Нови. И поэтому установка памятника адмиралу именно в этом городе (примерно в 1900 году) кажется весьма логичной.


Памятник расположен в Зеленике, неподалеку от церкви Святой Троицы.







 




РасСказки о кораблях и мореплавателях:
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Фрегат «Светлана» - Улцинь, 1880. Политика канонерок
Яхта «Ядранка» и яхта «Дивна»- Бар. Призраки прошлого
Учебный парусник «Ядран» - Попутного ветра, Ядран!
Паромы «Свети Стефан» - Три цвета «Свети Стефана»
Королевская яхта «Даница» - Королевская роскошь. Яхта «Даница»
Королевская яхта «Сибила» - Яхта «Сибила (Сен-Мишель III). Неожиданно!
Пароход «Ярославль» - У синя моря*
1910. Русская эскадра в Черногории - С корабля на бал
Крейсер «Цента» - История с продолжением
Пароход «Цетине» - <НЕ>забытый «Цетине»
База гидросамолетов в Кумборе. (Часть1Часть 2Часть 3)

Адмирал Марко Евген Флорио - Прчань. На net и суда нет

Капитан Уильям Хост - Капитан Уильям Хост освободитель Котора
Капитан Визин - Иво Визин. Совершив ошибку, обрел Славу! (Часть1Часть 2Часть 3)
Владимир Фёдорович Пономарёв - Владимир Фёдорович Пономарёв. Mortui heroes non morietur

2 комментария:

  1. Совершенно шикарная, серьезная статья-исследование, не копированный-перекопированный материал из Википедии, кочующий из сайта на сайт, а основанная на серьезных научно-популярных источниках, хорошо проиллюстрированная статья! Я очень рада, что в поисках более глубокого, не поверхностно-туристического изложения на тему военно-морского австро-венгерского Арсенала в Тивате вдруг наткнулась на этот блог... Стала изучать дальше, листаю одну статью за другой... Очень интересно! Эксклюзивно! Непременно стану Вашим постоянным читателем! Анна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так ведь копировать было не с чего ;-)
      Вот и пришлось копать везде, где это было возможно :-)
      Докопался аж до Заполярья! Чего и сам не ожидал :-)
      Анна, спасибо за оценку, но вы уж лучше критикуйте, чем хвалите. Мне этого очень не хватает. Честно-честно :-)

      Удалить