|
Грузовая требакула около Герцег Нови |
Ешь
ананасы, рябчиков жуй,
день
твой последний приходит, буржуй.
Написал Владимр Маяковский в 1917 году.
Да вот только ошибся пролетарский трибун. «Последний день» все никак не
настанет. А у «буржуев» вошло в моду не просто жевать ананасы с рябчиками, а жевать
их на борту собственных яхт. Причем чем дальше, тем эти красавицы (это я о яхтах) становятся все
больше, а список оборудования и снаряжения – все длиннее и фантастичнее. И уже
никого не удивишь вертолетами и подводными лодками, которые они могут нести на
борту.
Яхты монарших особ, за исключением пожалуй арабских шейхов, сегодня
явно проигрывают плавсредствам современных «буржуев»-олигархов. А ведь было
время, когда лишь они и задавали тон …
|
Яхта «Ossero» австрийского эрцгерцога Карла Стефана. 1903 |
Однако расСказка у нас с вами все же черногорская, поэтому постараюсь не
распыляться и локализовать информацию.
РасСказки о яхтах Николы I Петровича Негоша "Сибила" и "Румия" можно почитать по ссылкам. Это далеко не все яхты Черногорского князя/короля. А Кроме них в водах Боки Которской еще в 1896 году можно было увидеть яхту
австрийского эрцгерцога Карла Стефана «Ossero», о которой я может быть когда-нибудь
напишу.
С 1938 году частым гостем в черногорском приморье стала яхта «Danica» Югославской
королевы Марии. Вот о ней сейчас и пойдет речь.
***
|
Мария и Александр I Карагеоргиевич |
Принцесса Мария Гогенцоллерн (Maria Hoencolner), будущая королева
Югославии, была третьей из шести детей румынской королевской четы. В предках у
принцессы значились русский царь Александр II и британская королева Виктория.
Мария родилась 9 января 1900 года (по григорианскому календарю). Близкие называли
принцессу Мария-миньон, чтобы не путать ее с Марией–румынской королевой-матерью.
Видимо генеалогические корни весьма существенно повлияли на характер Марии-миньон.
Ее мать отмечала, что у принцессы славянская душа сочетается с британской
трезвостью.
В 1922 году Мария
вышла замуж за Александра I Карагеоргиевича (сына черногорской принцессы Зорки),
короля Сербов, Хорватов и Словенцев, впоследствии короля Югославии. В браке у
них родились 3 сына.
После убийства короля Александра в Марселе хорватскими националистами в 1934 году Мария становится регентшей при своём
несовершеннолетнем сыне, короле Югославии Петре II.
|
Мария и Александр с сыновьями |
*** Яхта королевы Марии ***
|
Яхта «Danica» |
Вот мы наконец и довели историю до того
момента, когда можно подробно рассказать и о королевской яхте.
И это называется «королевская яхта»?! Видимо в этом «предмете роскоши» выразилась вся
скромность, на которую была способна Мария-миньон.
|
Яхта "Danica" в 1939 (?) году (бывш. "Orifiamma", построена в 1911 г.) |
«Danica» приобрели и перестроили для Марии в
1938 году. Это далеко не новое судно вероятно было построено в 1911
году. Яхта представляла из себя обычный двухмачтовый
деревянный парусник, который на Средиземном море называли трабакул, требака, трамбак, трембакул,
трабакколо, требакула (от итальянского trabaccolo), и использовали как грузовое, торговое или
рыболовецкое судно. Длина парусника составляла 22 м, ширина 6 м, а
грузоподъемность 87 тонн. Две мачты могли нести три основных паруса, общей
площадью около 300 квадратных метров.
|
Яхта «Danica»
|
|
Королева Мария на борту яхты «Danica». 1938 |
|
План реконструкции яхты «Danica». Морской музей Тивата |
На яркоокрашенные паруса были нанесены гербы:
на переднем – герб королевства Югославия, на заднем – королевства Румыния.
Во время ремонта и перестройки на верфи недалеко от Триеста на яхту был
установлен двигатель мощностью 65 л.с. Было перепланировано внутреннее пространство трабакулы. Основным
помещением стал бо-о-ольшой салон, площадью аж 12 квадратных метров, со столом
на 8 человек. Были выгорожены отдельные каюты и пара ванных комнат. Совершенно
понятно, что в крошечных каютах могло поместиться только самое необходимое.
Однако ванные комнаты и кухня снабжались пресной водой из судовых запасов, и
все помещения имели электрическое освещение. Были установлены вентиляторы, для
вентиляции подпалубного пространства, На камбузе установили два электрических
холодильника и угольную плиту.
На яхте имелся даже небольшой арсенал - 4 карабина.
В июне 1938 года королева Мария поднялась на борт яхты недалеко от
Сплита и отправилась в вояж к черногорскому местечку Милочер близ Будвы.
Зимой 1938-39 годов «Danica» отстаивалась в Шибенике. Летом 1939
королева Мария посетила на ней Будву и Тиват.
|
Тиват. 1938 |
В 1941 году, после капитуляции
Югославии, парусник достался итальянцам, которые изменили название на «Danizza»,
и в 1942 году перестроили яхту в грузовое судно. После перестройки парусник
вышел из Тивата с грузом, предназначенным для итальянской армии … и исчез.
|
Модель требакулы (справа). Морской музей Тивата |
В настоящее время несколько предметов столового серебра с борта яхты
хранятся в морском музее Тивата. Серебряные ложки, вилки и ножи, инкрустированные слоновой костью, были изготовлены известной британской фирмой «Harrods».
На каждой из этих вещей выгравировано название судна Danica.
|
Столовое серебро с яхты «Danica». Морской музей Тивата |
***
А что же королева?
В 1945 году, после провозглашения Югославии Социалистической
Республикой и изгнания короля, Мария со всей семьей эмигрировала в Лондон,
где и жила до своей смерти 22 июня 1961 года. В апреле 2013 года Останки королевы Марии Карагеоргиевич, супруги
короля Александра I и матери последнего сербского монарха Петра
II, были доставлены в Белград из Великобритании и захоронены в
местечке Опленац в центральной Сербии рядом с могилой ее сына Петра II и
невестки Александры.
|
Королева Мария Карагеоргиевич |
*** Вилла королевы Марии ***
А нам с вами что осталось от королевы Марии?
Начнем с совершенной бредятины, которая попадается на просторах всемирной паутины:
…
Милочер … здесь находится возведенный в 1930-х годах летний дворец короля
Николы, который он часто посещал со своей семьей. ...
…
Пляж Королевы Милены (Милочер) входит в число достопримечательностей поселка. …
Подумайте только, какой Никола и какая Милена в Милочере в 30-х годах XX века?!
Опять пастыри пляжных тюленей несут откровенную пургу!
«Пляж Королевы» у Милочера назван именно в честь королевы Марии Карагеоргиевич.
Дворец, который нынче занимает отель «Вилла Милочер», был построен как летняя
резиденция королевы в 1934 году. Тогда же был разбит и парк над пляжем.
Однако стоит отметить, что первоначальным желанием Марии было построить
дворец на берегу моря, в лесу в Брелах. Она побывала в этом хорватском местечке где-то
около 1930 года. Однако политические проблемы между правящей династией Карагеоргиевичей
и хорватскими националистами исключили такую возможность. Именно поэтому дворец был построен в
Милочере, в Черногорском Приморье.
|
Милочер, 1938 |
Мария Карагеоргиевич приняла живое участие и в судьбе храма святого
Александра Невского на острове Свети Стефан. Первая церковь Успения Богоматери (Рождения Пресвятой Богородицы?) на этом месте была построена в средние века.
На ее развалинах в 1938 году стараниями королевы Марии был возведен храм в
честь святого Александра Невского. Через двадцать лет он был разрушен при
подготовке острова к застройке зданиями отеля.
В 2010 году, несмотря на упорное противодействие со стороны хозяев
отеля и даже властей, храм был наконец реконструирован.
|
Храм святого Александра Невского на острове Свети Стефан. Январь 2017. Фотография Маши Шалаевой |
*** Лайнер имени королевы Марии ***
21
февраля 1931 года Её Величество Королева Мария Карагеоргиевич выступила в роли
крестной матери пассажирского лайнера, названного в честь её самой «Kraljica
Marija». 2 марта судно вышло в свой первый рейс под югославским флагом.
|
. |
Еженедельник «Sušačka revija»
в 1931 году писал:
Югославенский Ллойд приобрел большой заграничный пассажирский пароход,
который был переименован в «Kraljica Marija». По своим размерам и роскошному
устройству это самый большой пароход в нашем пароходстве. Корабль имеет длину
160 м и ширину 18 м, тоннаж 17500 регистровых тонн. Он развивает скорость 17
узлов, то есть 31,5 км/час. На судне оборудованы каюты только первого класса,
которые вмещают 400 пассажиров. На борту есть большие столовые, общественные
залы, комнаты для курения и карточных игр, кафе, бар, места для променада и
прогулок и открытый бассейн. Столовая вмещает одновременно 200 человек. В
каждой каюте есть вентилятор, ванная комната. На корабле есть катера для
выездов на побережье, госпиталь на 12 человек, типография, книжный магазин,
фотостудия, и др., Пассажиров развлекает оркестр. Пароход будет постоянно
курсировать по направлениям: Сушак - Сплит - Дубровник – Греция, позднее и
Египет. Поездки будут проводиться каждые 2 и 16 числа месяца и продлятся по 12
дней каждая.
|
. |
|
Kraljica Marija в Которе. 1930-е |
Грузопассажирский
пароход Araguaya был заказан компанией Royal Mail Steam Packet (RMSP) на верфи
Workman Clark в Белфасте и спущен на воду 5 июня 1906 года. 12 октября того же
года судно вышло из Саутгемптона в Рио-де-Жанейро, Монтевидео и Буэнос-Айрес. В
Европу оно доставило замороженную аргентинскую говядину. Такие рейсы Araguaya
выполняла до 1917 года, когда была реквизирована и переоборудована в
госпитальный корабль для нужд канадского правительства. За три года, совершив в
общей сложности 19 трансатлантических рейсов, пароход перевез из Европы в
канадские порты около 15000 раненых. Затем в 1920 году он был возвращен
компании RMSP, отремонтирован и снова начал работу на довоенной линии из Южной
Америки в Европу и обратно. Однако больших доходов эти рейсы не приносили.
Поэтому в 1921 году судно совершило 6 рейсов из Гамбурга через Саутгемптон в
Нью-Йорк. Но и эта линия оказалась не слишком прибыльной. В 1926 году Araguaya
была переоборудована в роскошный круизный лайнер на 365 пассажиров с каютами
только первого класса.
В
своем новом качестве Araguaya с 249 пассажирами и 270 членами экипажа
отправилась в Дубровник и Котор. Впервые лайнер бросил якорь у Дубровника 18
сентября 1926 года. Следующие три сезона судно посещало Далмацию в одно и то же
время, один раз в год, в конце лета.
|
. |
|
Kraljica Marija в Которе |
Лайнер
привлек внимание местных судовладельцев, и в 1930 году его купил Югославенский
Ллойд. Под новым именем Kraljica Marija пароход начал выполнять двухнедельные
круизы между портами Шибеник, Сплит, Дубровник, Котор, Корфу, Нафплион и Пирей,
на обратном пути снова посещая Дубровник, а затем Корчулулу, Хвар и Сплит.
Круизы продолжались с марта по октябрь. Цена составляла от 3600 до 7000 динаров
с человека. На корабле было несколько салонов (один для некурящих), бар, кафе и
бассейн. Гостей в салоннах развлекали оркестр и джаз-бэнд, игравшие во время
обеда и ужина, а вечером для танцев. Каждую ночь показывали новый фильм. В
корабельной «скорой помощи» дежурил врач, для пассажиров работали радиостанция,
парикмахерскуя, библиотека и судовой фотограф. На борту находился офис
туристического агентства, которое устраивало экскурсии во всех портах захода.
|
. |
|
Kraljica Marija. Мальта. 1930-е |
Последний
раз Kraljica Marija зашла в Дубровник 1 сентября 1939 года, куда доставила 40
немецких пассажиров, которым не разрешили сойти в Монте-Карло из-за начала
Второй Мировой войны. Из Дубровника немцам удалось добраться до родины по суше
через Югославию, которая сохраняла нейтралитет. С этого времени лайнер остался
без работы, и в 1940 году Королеву продали французскому правительству, которое
передало его судоходной компании Compagnie Generale Transatlantique. Пароход
вновь поменял имя и стал называться Savoie II. Сначала судно ушло во французские
колониальные владения в Восточной Африке и на Антильских островах, но,
поскольку новая мировая война уже началась, его вскоре поставили на отстой в
Касабланке.
8
ноября 1942 года началась американское вторжение в Северную Африку, военная
операция «Факел». Большая часть военно-морских сил, лояльных французскому
правительству Петэна в Виши, была уничтожена британцами в алжирском
военно-морском порту Марс-эль-Кебир в начале 1942 года. К ноябрю в Касабланке
оставались лишь огромный недостроенный линкор Jean Bart (любители черногорской
истории помнят, что линкор с таким именем в составе франко-английской эскадры в
1914 году расстрелял возле порта Бар австрийский крейсер Zenta), крейсер
Primaqued и семь эсминцев. Когда началась высадка американцев на пляжах
недалеко от Федхалы, французы открыли огонь, Jean Bart истратил все 100
снарядов, которые были в его распоряжении, ведя стрельбу из единственной
артиллерийской башни, которая была в боевом состоянии. Однако силы были явно
неравны. Американская эскадра состояла из нового линкора Massachusetts, тяжелых
крейсеров и многочисленных эсминцев. Они накрыли Касабланку шквалом огня.
Лайнер
Savoie II был пришвартован в восточной стороне главного пирса между судами Lipari
и Ille d’Ouessant. Позади, в западной части пристани, стоял Jean Bart, по
которому вели огонь американцы. Бывшая Kraljica Marija была обречена.
Сразу
после взятия Касабланки американцы начали ускоренную очистку порта. Груду
железа, когда-то бывшую прекрасным лайнером, подняли со дна и отбуксировали на
один из ближайших пляжей. В таком состоянии судно оставалось до первых
послевоенных лет, когда его окончательно разобрали.
|
Kraljica Marija. Машинное отделение |
*** Торт королевы Марии ***
И
что же еще нам осталось от столь популярной в народе румынской принцессы и
югославской королевы?
А
остался нам ТОРТ! Его Мария-миньон придумала специально для воспитанников
Института бедных детей и каждый год на праздники готовила сама.
Рецепт и фотографии найдены на сербских кулинарных сайтах.
Для
теста:
7
яичных белков
150
г сливочного масла
1
пакетик ванильного сахара
70
г муки
150
г молотых грецких орехов
150
г сахара
Для
первой начинки (желтой):
7
яичных желтков
150
г сахарной пудры
2
пакетика ванильного сахара
Для
второй начинки (белой):
150
г сахара
4
столовые ложки молока
150
г молотых грецких орехов
50
г сливочного масла
|
. |
В
миске взбить яичные белки.
В
другой миске взбить размягченное сливочное масло с сахаром. Затем
постепенно добавить муку, молотые грецкие орехи и ванильный сахар. Всё перемешать. Когда
получится однородная масса, ложка за ложкой влить яичные белки из первой миски
и слегка перемешать.
Разделить
тесто на три части.
Выпекать
каждый корж на смазанной маслом и посыпанной мукой сковороде диаметром 30-35см. (явно завышенный диаметр! коржи получатся слишком тонкими.)
Выпекать
около 20-25 минут примерно при 180 градусах.
Готовность
проверять зубочисткой.
В
отдельной миске взбить яичные желтки с сахарной пудрой и ванильным сахаром. Смесь вылить на готовые коржи, затем вернуть в духовку сушиться около 20 минут при
температуре 100 градусах.
Готовность
проверять зубочисткой. Важно, чтобы на зубочистке не оставалось желтого крема.
Снять коржи с протвиней. (Это очень сложно! Коржи прилипают и легко рвутся)
На
медленном огне растопить сахар и масло. Добавить молоко. Полить смесью желтую
начинку на коржах и дать остыть. Затем посыпать молотыми грецкими орехами.
Сложить
коржи друг на друга, украсить взбитыми сливками и присыпать молотыми орехами
или тертым шоколадом.
|
. |
Приятного
аппетита!
Спасибо! Познавательно! Теперь знаю, в каком отеле остановиться...
ОтветитьУдалитьДимыч, а это ты там за язык колокол тянешь?!
:)
такую голыдьбу как я туда и близко не пускают ;-)
УдалитьВсё очень интересно!
ОтветитьУдалитьЯ уже страдаю от головной боли ... планируя "окно" для поездки по местам сказок :)
Спасибо!..
ОтветитьУдалитьпожалуйста :-)
УдалитьЭтот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалитьТе Мария там никогда и не была?
ОтветитьУдалитьКакая Мария и где "там"? :-O
УдалитьПотрясающая история! Хозяин сайта, напишите мне на почту nikishinaleksandr55@gmail.com
ОтветитьУдалить- кто вы и какие планы на жизнь. Я живу и лечусь в Будве. Александр, издатель
Всегда к вашим услугам :-)
Удалитьhttps://www.facebook.com/dmitriy.shalaev/
ddsha@mail.ru
Дмитрий