2015-07-10

Королевская роскошь. Яхта "Даница"

Грузовая требакула около Герцег Нови

 

Ешь ананасы, рябчиков жуй,
день твой последний приходит, буржуй.
Написал Владимр Маяковский в 1917 году.
Да вот только ошибся пролетарский трибун. «Последний день» все никак не настанет. А у «буржуев» вошло в моду не просто жевать ананасы с рябчиками, а жевать их на борту собственных яхт. Причем чем дальше, тем эти красавицы (это я о яхтах) становятся все больше, а список оборудования и снаряжения – все длиннее и фантастичнее. И уже никого не удивишь вертолетами и подводными лодками, которые они могут нести на борту.
Яхты монарших особ, за исключением пожалуй арабских шейхов, сегодня явно проигрывают плавсредствам современных «буржуев»-олигархов. А ведь было время, когда лишь они и задавали тон …

Яхта «Ossero» австрийского эрцгерцога Карла Стефана. 1903



Однако расСказка у нас с вами все же черногорская, поэтому постараюсь не распыляться и локализовать информацию.
РасСказки о яхтах Николы I Петровича Негоша "Сибила" и "Румия можно почитать по ссылкам. Это далеко не все яхты Черногорского князя/короля. А Кроме них в водах Боки Которской еще в 1896 году можно было увидеть яхту австрийского эрцгерцога Карла Стефана «Ossero», о которой я может быть когда-нибудь напишу.
С 1938 году частым гостем в черногорском приморье стала яхта «Danica» Югославской королевы Марии. Вот о ней сейчас и пойдет речь.

***

Мария и Александр I Карагеоргиевич

Принцесса Мария Гогенцоллерн (Maria Hoencolner), будущая королева Югославии, была третьей из шести детей румынской королевской четы. В предках у принцессы значились русский царь Александр II и британская королева Виктория. Мария родилась 9 января 1900 года (по григорианскому календарю). Близкие называли принцессу Мария-миньон, чтобы не путать ее с Марией–румынской королевой-матерью. Видимо генеалогические корни весьма существенно повлияли на характер Марии-миньон. Ее мать отмечала, что у принцессы славянская душа сочетается с британской трезвостью.
В 1922 году Мария вышла замуж за Александра I Карагеоргиевича (сына черногорской принцессы Зорки), короля Сербов, Хорватов и Словенцев, впоследствии короля Югославии. В браке у них родились 3 сына.
После убийства короля Александра в Марселе хорватскими националистами в 1934 году Мария становится регентшей при своём несовершеннолетнем сыне, короле Югославии Петре II.


Мария и Александр с сыновьями






*** Яхта королевы Марии ***

 

Яхта «Danica»


Вот мы наконец и довели историю до того момента, когда можно подробно рассказать и о королевской яхте.
И это называется «королевская яхта»?! Видимо в этом «предмете роскоши» выразилась вся скромность, на которую была способна Мария-миньон.


Яхта "Danica" в 1939 (?) году
(бывш. 
"Orifiamma", построена в  1911 г.)


«Danica» приобрели и перестроили для Марии в 1938 году. Это далеко не новое судно вероятно было построено в 1911 году. Яхта представляла из себя обычный двухмачтовый деревянный парусник, который на Средиземном море называли трабакул, требака, трамбак, трембакул, трабакколо, требакула (от итальянского trabaccolo), и использовали как грузовое, торговое или рыболовецкое судно. Длина парусника составляла 22 м, ширина 6 м, а грузоподъемность 87 тонн. Две мачты могли нести три основных паруса, общей площадью около 300 квадратных метров.


Яхта «Danica»

Королева Мария на борту яхты «Danica». 1938

План реконструкции яхты «Danica». Морской музей Тивата


На яркоокрашенные паруса были нанесены гербы: на переднем – герб королевства Югославия, на заднем – королевства Румыния.
Во время ремонта и перестройки на верфи недалеко от Триеста на яхту был установлен двигатель мощностью 65 л.с. Было перепланировано внутреннее пространство трабакулы. Основным помещением стал бо-о-ольшой салон, площадью аж 12 квадратных метров, со столом на 8 человек. Были выгорожены отдельные каюты и пара ванных комнат. Совершенно понятно, что в крошечных каютах могло поместиться только самое необходимое. Однако ванные комнаты и кухня снабжались пресной водой из судовых запасов, и все помещения имели электрическое освещение. Были установлены вентиляторы, для вентиляции подпалубного пространства, На камбузе установили два электрических холодильника и угольную плиту.
На яхте имелся даже небольшой арсенал - 4 карабина.
В июне 1938 года королева Мария поднялась на борт яхты недалеко от Сплита и отправилась в вояж к черногорскому местечку Милочер близ Будвы.
Зимой 1938-39 годов «Danica» отстаивалась в Шибенике. Летом 1939 королева Мария посетила на ней Будву и Тиват. 


Тиват. 1938

В 1941 году, после капитуляции Югославии, парусник достался итальянцам, которые изменили название на «Danizza», и в 1942 году перестроили яхту в грузовое судно. После перестройки парусник вышел из Тивата с грузом, предназначенным для итальянской армии … и исчез.


Модель требакулы (справа). Морской музей Тивата


В настоящее время несколько предметов столового серебра с борта яхты хранятся в морском музее Тивата. Серебряные ложки, вилки и ножи, инкрустированные слоновой костью, были изготовлены известной британской фирмой «Harrods». На каждой из этих вещей выгравировано название судна Danica.


Столовое серебро с яхты «Danica». Морской музей Тивата




***

А что же королева?
В 1945 году, после провозглашения Югославии Социалистической Республикой и изгнания короля, Мария со всей семьей эмигрировала в Лондон, где и жила до своей смерти 22 июня 1961 года. В апреле 2013 года Останки королевы Марии Карагеоргиевич, супруги короля Александра I и матери последнего сербского монарха Петра II, были доставлены в Белград из Великобритании и захоронены в местечке Опленац в центральной Сербии рядом с могилой ее сына Петра II и невестки Александры.


Королева Мария Карагеоргиевич




*** Вилла королевы Марии ***

А нам с вами что осталось от королевы Марии?
Начнем с совершенной бредятины, которая попадается на просторах всемирной паутины:
… Милочер … здесь находится возведенный в 1930-х годах летний дворец короля Николы, который он часто посещал со своей семьей. ...
… Пляж Королевы Милены (Милочер) входит в число достопримечательностей поселка. …

Подумайте только, какой Никола и какая Милена в Милочере в 30-х годах XX века?!
Опять пастыри пляжных тюленей несут откровенную пургу!

«Пляж Королевы» у Милочера назван именно в честь королевы Марии Карагеоргиевич. Дворец, который нынче занимает отель «Вилла Милочер», был построен как летняя резиденция королевы в 1934 году. Тогда же был разбит и парк над пляжем.
Однако стоит отметить, что первоначальным желанием Марии было построить дворец на берегу моря, в лесу в Брелах. Она побывала в этом хорватском местечке где-то около 1930 года. Однако политические проблемы между правящей династией Карагеоргиевичей и хорватскими националистами исключили такую возможность. Именно поэтому дворец был построен в Милочере, в Черногорском Приморье.


Милочер, пляж и дворец.
Январь 2017. Фотография Маши Шалаевой

Милочер, 1938

Милочер, пляж и дворец.
Январь 2017. Фотография Маши Шалаевой

Милочер, пляж и дворец.
Апрель 2021. Фотография Павла Пономарева

Милочер, пляж и дворец.
Апрель 2021. Фотография Павла Пономарева



Мария Карагеоргиевич приняла живое участие и в судьбе храма святого Александра Невского на острове Свети Стефан. Первая церковь Успения Богоматери (Рождения Пресвятой Богородицы?) на этом месте была построена в средние века. На ее развалинах в 1938 году стараниями королевы Марии был возведен храм в честь святого Александра Невского. Через двадцать лет он был разрушен при подготовке острова к застройке зданиями отеля.
В 2010 году, несмотря на упорное противодействие со стороны хозяев отеля и даже властей, храм был наконец реконструирован.


Храм святого Александра Невского на острове Свети Стефан.
Январь 2017. Фотография Маши Шалаевой





*** Лайнер имени королевы Марии ***

   21 февраля 1931 года Её Величество Королева Мария Карагеоргиевич выступила в роли крестной матери пассажирского лайнера, названного в честь её самой «Kraljica Marija». 2 марта судно вышло в свой первый рейс под югославским флагом.


.

Еженедельник «Sušačka revija» в 1931 году писал:
Югославенский Ллойд приобрел большой заграничный пассажирский пароход, который был переименован в «Kraljica Marija». По своим размерам и роскошному устройству это самый большой пароход в нашем пароходстве. Корабль имеет длину 160 м и ширину 18 м, тоннаж 17500 регистровых тонн. Он развивает скорость 17 узлов, то есть 31,5 км/час. На судне оборудованы каюты только первого класса, которые вмещают 400 пассажиров. На борту есть большие столовые, общественные залы, комнаты для курения и карточных игр, кафе, бар, места для променада и прогулок и открытый бассейн. Столовая вмещает одновременно 200 человек. В каждой каюте есть вентилятор, ванная комната. На корабле есть катера для выездов на побережье, госпиталь на 12 человек, типография, книжный магазин, фотостудия, и др., Пассажиров развлекает оркестр. Пароход будет постоянно курсировать по направлениям: Сушак - Сплит - Дубровник – Греция, позднее и Египет. Поездки будут проводиться каждые 2 и 16 числа месяца и продлятся по 12 дней каждая.


      
.

Kraljica Marija в Которе. 1930-е

      Грузопассажирский пароход Araguaya был заказан компанией Royal Mail Steam Packet (RMSP) на верфи Workman Clark в Белфасте и спущен на воду 5 июня 1906 года. 12 октября того же года судно вышло из Саутгемптона в Рио-де-Жанейро, Монтевидео и Буэнос-Айрес. В Европу оно доставило замороженную аргентинскую говядину. Такие рейсы Araguaya выполняла до 1917 года, когда была реквизирована и переоборудована в госпитальный корабль для нужд канадского правительства. За три года, совершив в общей сложности 19 трансатлантических рейсов, пароход перевез из Европы в канадские порты около 15000 раненых. Затем в 1920 году он был возвращен компании RMSP, отремонтирован и снова начал работу на довоенной линии из Южной Америки в Европу и обратно. Однако больших доходов эти рейсы не приносили. Поэтому в 1921 году судно совершило 6 рейсов из Гамбурга через Саутгемптон в Нью-Йорк. Но и эта линия оказалась не слишком прибыльной. В 1926 году Araguaya была переоборудована в роскошный круизный лайнер на 365 пассажиров с каютами только первого класса.

     В своем новом качестве Araguaya с 249 пассажирами и 270 членами экипажа отправилась в Дубровник и Котор. Впервые лайнер бросил якорь у Дубровника 18 сентября 1926 года. Следующие три сезона судно посещало Далмацию в одно и то же время, один раз в год, в конце лета.


.

Kraljica Marija в Которе

     Лайнер привлек внимание местных судовладельцев, и в 1930 году его купил Югославенский Ллойд. Под новым именем Kraljica Marija пароход начал выполнять двухнедельные круизы между портами Шибеник, Сплит, Дубровник, Котор, Корфу, Нафплион и Пирей, на обратном пути снова посещая Дубровник, а затем Корчулулу, Хвар и Сплит. Круизы продолжались с марта по октябрь. Цена составляла от 3600 до 7000 динаров с человека. На корабле было несколько салонов (один для некурящих), бар, кафе и бассейн. Гостей в салоннах развлекали оркестр и джаз-бэнд, игравшие во время обеда и ужина, а вечером для танцев. Каждую ночь показывали новый фильм. В корабельной «скорой помощи» дежурил врач, для пассажиров работали радиостанция, парикмахерскуя, библиотека и судовой фотограф. На борту находился офис туристического агентства, которое устраивало экскурсии во всех портах захода.


.

Kraljica Marija. Мальта. 1930-е

 
    Последний раз Kraljica Marija зашла в Дубровник 1 сентября 1939 года, куда доставила 40 немецких пассажиров, которым не разрешили сойти в Монте-Карло из-за начала Второй Мировой войны. Из Дубровника немцам удалось добраться до родины по суше через Югославию, которая сохраняла нейтралитет. С этого времени лайнер остался без работы, и в 1940 году Королеву продали французскому правительству, которое передало его судоходной компании Compagnie Generale Transatlantique. Пароход вновь поменял имя и стал называться Savoie II. Сначала судно ушло во французские колониальные владения в Восточной Африке и на Антильских островах, но, поскольку новая мировая война уже началась, его вскоре поставили на отстой в Касабланке.

   8 ноября 1942 года началась американское вторжение в Северную Африку, военная операция «Факел». Большая часть военно-морских сил, лояльных французскому правительству Петэна в Виши, была уничтожена британцами в алжирском военно-морском порту Марс-эль-Кебир в начале 1942 года. К ноябрю в Касабланке оставались лишь огромный недостроенный линкор Jean Bart (любители черногорской истории помнят, что линкор с таким именем в составе франко-английской эскадры в 1914 году расстрелял возле порта Бар австрийский крейсер Zenta), крейсер Primaqued и семь эсминцев. Когда началась высадка американцев на пляжах недалеко от Федхалы, французы открыли огонь, Jean Bart истратил все 100 снарядов, которые были в его распоряжении, ведя стрельбу из единственной артиллерийской башни, которая была в боевом состоянии. Однако силы были явно неравны. Американская эскадра состояла из нового линкора Massachusetts, тяжелых крейсеров и многочисленных эсминцев. Они накрыли Касабланку шквалом огня.

     Лайнер Savoie II был пришвартован в восточной стороне главного пирса между судами Lipari и Ille d’Ouessant. Позади, в западной части пристани, стоял Jean Bart, по которому вели огонь американцы. Бывшая Kraljica Marija была обречена.

     Сразу после взятия Касабланки американцы начали ускоренную очистку порта. Груду железа, когда-то бывшую прекрасным лайнером, подняли со дна и отбуксировали на один из ближайших пляжей. В таком состоянии судно оставалось до первых послевоенных лет, когда его окончательно разобрали.


Kraljica Marija. Машинное отделение



*** Торт королевы Марии ***

    И что же еще нам осталось от столь популярной в народе румынской принцессы и югославской королевы?
  А остался нам ТОРТ! Его Мария-миньон придумала специально для воспитанников Института бедных детей и каждый год на праздники готовила сама.

Рецепт и фотографии найдены на сербских кулинарных сайтах. 

Для теста:
7 яичных белков
150 г сливочного масла
1 пакетик ванильного сахара
70 г муки
150 г молотых грецких орехов
150 г сахара

Для первой начинки (желтой):
7 яичных желтков
150 г сахарной пудры
2 пакетика ванильного сахара

 Для второй начинки (белой):
150 г сахара
4 столовые ложки молока
150 г молотых грецких орехов
50 г сливочного масла


.


В миске взбить яичные белки.
В другой миске взбить размягченное сливочное масло с сахаром. Затем постепенно добавить муку, молотые грецкие орехи и ванильный сахар. Всё перемешать. Когда получится однородная масса, ложка за ложкой влить яичные белки из первой миски и слегка перемешать.
Разделить тесто на три части.
Выпекать каждый корж на смазанной маслом и посыпанной мукой сковороде диаметром 30-35см. (явно завышенный диаметр! коржи получатся слишком тонкими.)
Выпекать около 20-25 минут примерно при 180 градусах.
Готовность проверять зубочисткой.

В отдельной миске взбить яичные желтки с сахарной пудрой и ванильным сахаром. Смесь вылить на готовые коржи, затем вернуть в духовку сушиться около 20 минут при температуре 100 градусах.
Готовность проверять зубочисткой. Важно, чтобы на зубочистке не оставалось желтого крема.

Снять коржи с протвиней. (Это очень сложно! Коржи прилипают и легко рвутся)

На медленном огне растопить сахар и масло. Добавить молоко. Полить смесью желтую начинку на коржах и дать остыть. Затем посыпать молотыми грецкими орехами.

Сложить коржи друг на друга, украсить взбитыми сливками и присыпать молотыми орехами или тертым шоколадом.


.

Приятного аппетита!




РасСказки о кораблях и мореплавателях:
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Фрегат «Светлана» - Улцинь, 1880. Политика канонерок
Яхта «Ядранка» и яхта «Дивна»- Бар. Призраки прошлого
Учебный парусник «Ядран» - Попутного ветра, Ядран!
Паромы «Свети Стефан» - Три цвета «Свети Стефана»
Королевская яхта «Даница» - Королевская роскошь. Яхта «Даница»
Королевская яхта «Сибила» - Яхта «Сибила (Сен-Мишель III). Неожиданно!
Пароход «Ярославль» - У синя моря*
1910. Русская эскадра в Черногории - Скорабля на бал
Крейсер «Цента» - История с продолжением
Пароход «Цетине» - <НЕ>забытый «Цетине»
База гидросамолетов в Кумборе. (Часть1Часть 2Часть 3)

Адмирал Марко Евген Флорио - Прчань. На net и суда нет

Капитан Уильям Хост - Капитан Уильям Хост освободитель Котора
Капитан Визин - Иво Визин. Совершив ошибку, обрел Славу! (Часть1Часть 2Часть 3)
Владимир Фёдорович Пономарёв - Владимир Фёдорович Пономарёв. Mortui heroes nonmorietur

10 комментариев:

  1. Анонимный19 июля, 2015

    Спасибо! Познавательно! Теперь знаю, в каком отеле остановиться...
    Димыч, а это ты там за язык колокол тянешь?!
    :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. такую голыдьбу как я туда и близко не пускают ;-)

      Удалить
  2. Всё очень интересно!
    Я уже страдаю от головной боли ... планируя "окно" для поездки по местам сказок :)

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный15 августа, 2020

    Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  4. Те Мария там никогда и не была?

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный27 октября, 2024

    Потрясающая история! Хозяин сайта, напишите мне на почту nikishinaleksandr55@gmail.com
    - кто вы и какие планы на жизнь. Я живу и лечусь в Будве. Александр, издатель

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всегда к вашим услугам :-)
      https://www.facebook.com/dmitriy.shalaev/
      ddsha@mail.ru
      Дмитрий

      Удалить