ИСТОРИЯ …
И какой же русский … если конечно он не
совершенное школоло из поколения-пепси … не знает, что радио изобрел Александр
Степанович Попов.
Но, уж раз эта история
оказалась среди прочих черногорских расСказок, то невольно придется вспомнить
исторического противника нашего Александра Попова, а именно ихнего
Гильермо Маркони.
5 мая 1904 года. между правительством Черногории
и Гильермо Маркони в Лондоне был подписан контракт на установку радиостанции на
мысе Волуица (Volujica, г. Бар). От имени Черногории подписал договор главный
управляющий почтой и телеграфом Йово Попович, а с итальянской министр почты
Скала и сам Маркони.
Станция была установлена менее чем за три месяца. 3 Августа 1904 года первая радио-телеграфная станция на Балканах и во всей
Юго-Восточной Европе начала свою работу.
В её официальном открытии принял участие черногорский
князь Никола. Событие было поистине эпохальным для крошечной Черногории. После пуска станции князь Никола послал телеграммы
русскому императору Николаю II, королю Сербии Петру I, императору Австрии
Францу-Иосифу и итальянскому королю Виторио Эммануилю (женатому на дочери
Николы - Елене). От всех правителей, которым были отправлены телеграммы в тот
же день были получены ответы. Их читали на большом банкете в честь ввода
станции в эксплуатацию.
В докладе Федерального бюро международной
телеграфной связи в Берне указывалось: «... радиотелеграфная станция 'Volujica' в
Баре и 'San. Kataldo' в Бари имеют право обмена международными телеграфными
сообщениями в соответствии с положениями Лондонского Телеграфного регламента. Телеграфные станции 'Volujica' и 'San. Kataldo' будут выполнять ограниченный ежедневный
обмен телеграммами с 8 утра до 9 вечера по центральноевропейскому времени.» Было отмечено, что станция на Волуице работает на частоте волны 500 метров с
дальностью до 200 километров.
Подобная станция была установлена на Эйфелевой
башне только шесть лет спустя, и обладала дальностью распространения сигнала
всего в четыре километра.
За первый год своей работы только с 3-го августа 1904 до 1-го июля 1905 года. было передано телеграмм, которые содержали в общей сложности 18 867
слов.
"Воловица с безпроволочным телеграфом" Фотография из книги М. Петровича «По Черногории. Первыя впечатления и наброски». Очерк второй. 1916 |
Радио-телеграфная станция на Волуице. 1910 |
Совет министров 8 января 1908 года одобрил
передачу радиотелеграфной станции Маркони на горе Волуица почтово-телеграфному
Департаменту на условиях аренды на три года, с ежегодной арендной платой в 2500
франков. 9 февраля 1909 года было дано разрешение на покупку станции "Volujica", с условием продлить часы
работы с 7:00 утра до полуночи без перерыва. Доход от
эксплуатации радиотелеграфной станции с 1 февраля 1909
года получал Барский муниципалитет.
Volujica работала в течение десяти лет.
С началом Первой мировой войны Австро-Венгрия, понимая стратегическую значимость этого объекта, попыталась как можно быстрее уничтожить станцию. 8 августа 1914 года крейсеры "Zenta" и "Szigetvar", эсминец "Uskoke"
и миноносец Tb72 обстреляли и уничтожили радио-телеграфную станцию на мысе
Volujica, от которой осталась только антенна. 17 сентября броненосец береговой обороны «Монарх» под охраной эсминцев «Cikos» и «Ulan» вновь обстреляли радиостанцию.
Радиостанция
на Волуице еще не раз подвергалась обстрелу, но упорно восстанавливалась
черногорцами.
… ПРОДОЛЖЕНИЕ
Не сложно догадаться, что уж раз в истории
замешан какой-то корабль, то я буду плохо спать, пока не разыщу о нём хоть
какую-нибудь информацию.
Zenta - головной в серии, из трех однотипных малых
крейсеров оригинальной
конструкции, предназначенных в основном для дальних плаваний и «показа флага» на
удаленных морских театрах.
Бронепалубный
крейсер Zenta
был спущен на воду 18 августа 1897 года, и его крестной матерью стала мать
будущего императора Карла, эрцгерцогиня Мария Саксонская.
На ходовых
испытаниях Цента развила мощность 8584 л.с. и скорость 21,87 уз. Каждая из двух четырехцилиндровых
машин (производство фирмы «Stabilimento Tecnico Triestino») вращала свой гребной вал,
пар вырабатывали водотрубные котлы.
Вся артиллерия была отечественного производства —
заводов «Шкода» (кроме двух 47-мм скорострелок Гочкиса).
Длина - 96,9 м
Ширина - 11,7 м
Осадка – 4,2 – 4,9 м
Водоизмещение – 2300
– 2525 т.
Скорость хода – более
20 узлов
Главные двигатели – 2
паровых машины тройного расширения, общей мощностью 8160 л.с.
Каждая машина
приводит во вращение свой гребной винт.
Вооружение:
Пушки - 8 х 120-мм;
8(10) х 47-мм
Пулеметы – 1(2)
Торпедные аппараты –
2 х 450-мм
Бронирование:
Палуба – 25 … 50 мм
Боевая рубка – 50 мм
Оружейные казематы –
35 мм
Экипаж – 308 человек
Все три крейсера совершили походы на Дальний Восток. В 1901 году Цента участвовала в эвакуации австрийских дипломатов из Пекина, во время Боксерского восстания. К началу Первой мировой войны крейсера устарели и
находились в резерве, однако затем были возвращены в строй. Цента выполняла боевые задачи по блокаде черногорского побережья.
16 августа 1914 года, через восемь дней после расстрела радиостанции на Волуице, крейсеру Цента и эсминцу Улан было поручено выйти
из Тивата и осуществлять блокаду в 5 милях от берега, от
мыса Волуица до устья реки Бояна. С наступлением сумерек кораблям
следовало Вернуться в Боку, чтобы с рассветом снова выйти в район патрулирования.
Примерно в 7:45 утра с Центы заметили с юга дымы и затем
пять британских эсминцев. Затем с эсминца Улан заметили несколько столбов дыма французской эскадры, о чем сообщили командиру крейсера Цента капитану 2 ранга Паулю Панэре (Paul Pahnera).
Кораблей объединенной
союзной эскадры, во главе с французскими броненосцами Courbet и Jean Bart, было
намного больше (17 вымпелов), они были новее Центы, и несли гораздо более мощное вооружение. Австрийский крейсер, с его максимальной скоростью 21
узел и 120-мм пушками, не имел никаких шансов на успех в бою. Французские корабли вывесили сигнал с предложением капитулировать и выпустили две торпеды перед носом австрийского крейсера. Тем
не менее, капитан Панера сдаваться отказался. Он приказал разработать и поднять все флаги, как это делалось в дни праздников. В 9:00 британские и
французские корабли открыли огонь.
Австрийские корабли полным
ходом бросились на север, надеясь укрыться в Боке Которской. Однако эскадра противников попыталась отрезать их от спасительного укрытия. Эсминец Улан смог вырваться из западни. Крейсер Жюрьен де ла Гравиер попытался его преследовать, однако эсминец вовремя заскочил в Тиватский залив. Но Старый и медленный крейсер Цента оторваться от преследования не смог. Командир корабля решил изменить курс и уходить к Кастель-Ластве (ныне Петровац).
Эсминец Ulan |
Цента и Улан |
Вскоре снаряд попал в машинное отделение крейсера, многие члены машинной команды и главный механик были убиты, а паровые машины вышли из строя. Zenta превратилась неподвижную и легкую мишень. Командир корабля сумел развернуть крейсер параллельно вражеской колонне для эффективного применения артиллерии, но большого успеха не добился. 120-мм снаряды Центы ложились с недолетом. Хотя австрийцы сопротивлялись до конца, корабль был засыпан лавиной 305-мм снарядов дредноутов Jean Bart и Courbet. Корабельный госпиталь быстро наполнился ранеными, радиостанция была повреждена, снаряд попал в борт. Крейсер был обречен и начал тонуть.
Примерно в 9:20, увидев, что Цента окуталась дымом, французы
прекратили огонь. В 9:35 на австрийском крейсере раздалось несколько сильных взрывов, он окончательно потерял ход, накренился и ушел в воду носом, так и не спустив флага.
Капитан Панэра
выбросил все командные и кодовые книги и таблицы в море, а затем приказал
команде покинуть корабль. Когда экипаж и офицеры отплыли примерно на сотню метров, то увидели, что корабль тонет. Все выжившие и плывущие к берегу моряки в один голос закричали громкое
УРА!
Рассказывает
чешский дайвер Милош Пиларж: «Когда Цента шла ко дну, то подняла все свои
боевые знамена. … Что еще в этой истории интересно - когда корабль затонул,
французский флот развернулся и ушел с места сражения, оставив моряков с Центы
без помощи. Большинство из них погибло, пытаясь доплыть до берега. … Почти все,
кто выжил во время крушения Центы, вернулись домой в 1916 году.»
Из-за опасения атак австрийских подводных лодок
спасательные работы эскадра союзников проводить не стала. В полдень французы повернули на юг, чтобы не
подвергаться атакам австрийских эсминцев. Этот успех стал единственным в истории
французских дредноутов на протяжении обеих мировых войн. Огромный флот сумел кое-как потопить маленький, старый крейсер, а эсминец упустил.
БОльшая часть выживших членов экипажа поплыли к Кастель Ластве, спасательные катера и лодки местных рыбаков помогли им выбраться. Черногорские шлюпки спасли 6 офицеров и 130 матросов.
Капитан Панэра и часть членов экипажа,
которые отказался сдаться черногорцам, поплыли к острову Sveta Neđelja. Тем не
менее, они были быстро найдены черногорцами и взяты в плен, где к ними, по
свидетельству капитана Панеры, обошлись чрезвычайно справедливо и в
соответствии с Женевской конвенцией.
В благодарность за
помощь, оказанную раненым с Центы местными врачами из Кастель-Ластвы, после войны местному храму был пожертвован
серебряный ларец с выгравированными именами.
История гласит, что
на средства экипажа крейсера в 1923 году, в память об испытаниях, на скале Sveta
Neđelja была построена (восстановлена ?) каменная часовня Святой Доминики. В течение многих лет,
ветераны Центы каждый год 16 августа приезжали сюда, чтобы зажечь свечи в
память о 210-ти погибших своих товарищах.
Офицеры крейсера Цента в штатском и два германских военных летчика после освобождения из черногорского плена |
Острова Большой и Малый Катич у Петровца Фотография Павла Пономарева |
|
Икона из церкви Св.Илии в Петровце Фотография Павла Пономарева |
. |
Гибель крейсера Цента (старая открытка). Рисунок не совпадает с фактами. Крейсер ушел на дно с креном на нос |
В начале
двухтысячных затонувший на глубине 72-ти метров крейсер обнаружили черногорские
водолазы. В 2005-м чешские дайверы предприняли экспедицию по подробному
изучению корабля.
Рассказывает
Милош Пиларж: «Самое интересное для нас то, что при строительстве Центы
использовалась чешская сталь, а артиллерийские орудия были изготовлены на
заводах «Шкода». Кроме того, в составе экипажа было полно выходцев из Чехии и
Моравии. … Хотя списки членов экипажа известны, по фамилиям очень трудно
определить национальность - это могут быть чехи, немцы, австрийцы. Скорее
всего, уроженцы Чехии и Моравии составляли треть членов экипажа. Чехи -
технически одаренный народ, поэтому на флоте они традиционно были механиками и
электриками.»
В 2006 к Центе спускались венгры.
РасСказки о кораблях и мореплавателях:
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Фрегат «Светлана» - Улцинь, 1880. Политика канонерок
Яхта «Ядранка» и яхта «Дивна»- Бар. Призраки прошлого
Учебный парусник «Ядран» - Попутного ветра, Ядран!
Паромы «Свети Стефан» - Три цвета «Свети Стефана»
Королевская яхта «Даница» - Королевская роскошь. Яхта «Даница»
Пароход «Ярославль» - У синя моря*
1910. Русская эскадра в Черногории - С корабля на бал
Королевская яхта «Румия» - Румия. Королевская яхта, уничтоженная дважды
Крейсер «Цента» - История с продолжением
Пароход «Цетине» - <НЕ>забытый «Цетине»
Школа «Наутика» - "Наутика".Русский кусочек Пераста
Адмирал Марко Евген Флорио - Прчань. На net и суда нет
Капитан Уильям Хост - Капитан Уильям Хост освободитель КотораМаксимилиан фон Штернек - Австрийский адмирал и бокельские святые
Петер Замбелич - Капитан Замбелич. На краю Земли
Стефан Вукотич - Стефан Вукотич и морская слава
Никола Приморац - Никола Приморац. Нас на слабО не взять!
Капитан Визин - Иво Визин. Совершив ошибку, обрел Славу! (Часть1. Часть 2. Часть 3)
Владимир Фёдорович Пономарёв - Владимир Фёдорович Пономарёв. Mortui heroes non morietur
Владимир Фёдорович Пономарёв - Владимир Фёдорович Пономарёв. Mortui heroes non morietur
Удивилась, что такие открытки выпускали в свое время....
ОтветитьУдалитьтак ведь австрийцы и выпускали.
Удалитьдля них Зента не меньше значима чем Варяг для русских.
А есть информация, где точно затонул крейсер?
ОтветитьУдалитьраз дайверы спускались, то конечно есть :-)
Удалитьу них на форумах достаточно подробно описаны места по большому количеству затонувших кораблей у берегов ЧГ.
но именно по Зенте отмечалось, что спуск весьма сложен. крейсер лежит достаточно глубоко.
Так значит часовня на скале воздвигнута австрийцами?! И черногорцы были не против. Поразительно.
ОтветитьУдалитьчерногорцев особо никто и не спрашивал ;-)
Удалитьпосле Первой мировой Черногория вошла в состав королевства Сербов, Хорватов и Словенцев и почти потеряла возможность принимать самостоятельные решения.
очередной раз восхищаюсь скрупулезностью Ваших изысканий...спасибо!
ОтветитьУдалитьРасСказка написана больше 6-ти лет назад. Вот 6 лет и дописываю ;-)
УдалитьОтсюда и скрупулезность :-D