24 декабря 2013 г.

История с продолжением




История …

И какой же русский … если конечно он не совершенное школоло из поколения-пепси … не знает, что радио изобрел Александр Степанович Попов.
Но, уж раз эта история оказалась среди прочих черногорских расСказок, то невольно придется вспомнить исторического противника нашего Александра Попова, а именно ихнего Гильермо Маркони.



Гильермо Маркони
5 мая 1904 года. между правительством Черногории и Гильермо Маркони в Лондоне был подписан контракт на установку радиостанции на горе Volujica (г. Бар). От имени Черногории подписал договор главный управляющий почтой и телеграфом Йово Попович, а с итальянской министр почты Скала и сам Маркони.
Станция была установлена менее чем за три месяца.
3 Августа 1904. на горе Voluica начала работать первая радио-телеграфная станция на Балканах и во всей Юго-Восточной Европе.

радиостанция на горе Volujica

 В её официальном открытии принял участие черногорский князь Никола, с большой свитой.
Событие было поистине замечательным для небольшой Черногории. После ввода в работу станции, князь Никола послал телеграммы русского императору Николаю II, королю Сербии Петру I, императору Австрии Францу-Иосифу и итальянскому королю Виторио Эммануилю (женатому на дочери Николы - Елене). От всех правителей, которым были отправлены телеграммы в тот же день были получены ответы. Их читали на большом банкете в честь ввода станции в эксплуатацию.

В докладе Федерального бюро международной телеграфной связи в Берне говорится: «.. радиотелеграфная станция 'Volujica' в Баре и 'San. Kataldo' в Бари имеют право обмена международными телеграфными сообщениями в соответствии с положениями Лондонского Телеграфного регламента. Телеграфная станция 'Volujica' и 'San. Kataldo' будут выполнять ограниченный ежедневный обмен телеграммами с 8 утра до 9 вечера по центральноевропейскому времени.» .В реестре было указано, что станция работает на частоте волны 500 метров с диапазоном 200 километров.
Похожая станция была установлена на Эйфелевой башне только шесть лет спустя, и обладала дальностью распространения сигнала всего в четыре километра.
За первый год своей работы только с 3-го августа до 1-го июля 1905 года. было передано через Volujica общей сложности 18 867 слов.

радиостанция на горе Volujica

Совет министров 8 января 1908 года одобрил передачу радиотелеграфной станции Маркони на горе Volujica почтово-телеграфному Департаменту на условиях аренды на три года с ежегодной арендной платой в 2500 франков. Также 9 февраля 1909 года было дано разрешение "Барский общины" на покупку станции "Volujica", с условием продлить часы работы с 7:00 утра до полуночи без перерыва. Таким образом, выплата дохода от обслуживания радиотелеграфной станции "Volujica" с 1 февраля 1909 года была передана "Барской общине".

Volujica работала в течение десяти лет. 
С началом Первой мировой войны Австро-Венгрия, понимая стратегическую значимость этого объекта, попыталась как можно быстрее уничтожить станцию. 8 августа крейсеры "Zenta" и "Szigetvar", эсминец "Uskoke" и миноносец Tb72 обстреляли и уничтожили радио-телеграфную станцию на мысе Volujica, от которой осталась только антенна.
17 сентября броненосец береговой обороны «Монарх» под охраной эсминцев «Cikos» и «Ulan» вновь обстреляли радиостанцию.
Радиостанция на Волуице еще не раз подвергалась обстрелу, но упорно восстанавливалась черногорцами.



Крейсер Szigetvar


… продолжение

крейсер Zenta
Не сложно догадаться, что уж раз в истории замешан какой-то корабль, то я буду плохо спать, пока не разыщу про него хоть какую-нибудь информацию. 
  
Zenta - головной в серии, из трех однотипных малых крейсеров оригинальной конструкции, предназначенных в основном для дальних плаваний и «показа флага» на удаленных морских театрах.
крейсер Zenta
Бронепалубный крейсер Zenta был спущен на воду 18 августа 1897 года, и его крестной матерью была мать будущего императора Карла эрцгерцогиня Мария Саксонская.
На ходовых испытаниях Цента развила мощность 8584 л.с. и скорость 21,87 уз. Каждая из двух четырехцилиндровых машин (производство фирмы «Stabilimento Tecnico Triestino») вращала свой вал, пар вырабатывали водотрубные котлы.
Вся артиллерия была отечественного производства — заводов «Шкода» (кроме двух 47-мм скорострелок Гочкиса).





Длина - 96,9 м
Ширина - 11,7 м
Осадка – 4,2 – 4,9 м
Водоизмещение – 2300 – 2525 т.
Скорость хода – более 20 узлов
Главные двигатели – 2 паровых машины тройного расширения, общей мощностью 8160 л.с.
Каждая машина приводит во вращение свой гребной винт.
Вооружение:
Пушки - 8 х 120-мм; 8(10) х 47-мм
Пулеметы – 1(2)
Торпедные аппараты – 2 х 450-мм
Бронирование:
Палуба – 25 … 50 мм
Боевая рубка – 50 мм
Оружейные казематы – 35 мм
Экипаж – 308 человек
Крейсер Zenta в гавани Гон-Конга. 1900 год

Команда крейсера Цента в Китае

Все 3 крейсера совершили походы на Дальний Восток. В 1901 году Цента приняла участие в эвакуации дипломатического персонала и австрийской делегации в Пекине, во время вспышки боксерского восстания в Китае.
К началу Первой мировой войны крейсера устарели и находились в резерве, но затем были возвращены в строй.
Цента выполняла боевую задачу по блокаде Черногорского побережья.


Крейсер Цента. Учебные стрельбы


16 августа 1914 года, через восемь дней после расстрела радиостанции на Волуице, крейсеру Цента и эсминцу Улан было поручено выйти из Тивата и осуществлять блокаду в 5 милях от берега, от мыса Volujice до устья реки Бояна. С наступлением сумерек кораблям следовало Вернуться в Боку, чтобы с рассветом снова выйти в район патрулирования. Примерно в 7:45 утра с Центы заметили с юга дымы и затем пять британских эсминцев. Затем с эсминца Улан заметили несколько столбов дыма французских кораблей, о чем сообщили командиру крейсера Цента капитану 2 ранга Паулю Панэре (Paul Pahnera). 


Корабельное 120-мм орудие крейсера Цента



Кораблей объединенной союзной эскадры, во главе с французскими броненосцами Courbet и Jean Bart, было намного больше (17 вымпелов), они были сильнее и более современные.  У Центы, с его максимальной скоростью 21 узел и 120-мм пушками, не было шансов. Французские корабли предложили австрийскому крейсеру капитулировать, выпустив две торпеды перед носом Центы. Тем не менее, капитан отказался, и приказал разработать и поднять все флаги на борту, а также поднять самый большой флаг императорского флота. После этого в 9:00 британские и французские корабли открыли огонь.

Французский броненосец Courbet
Французский броненосец Jean Bart

 Австрийские корабли полным ходом бросились на север, надеясь проскочить в Боку Которску, французы пошли им наперерез. Улан развил большую скорость и сумел вырваться из западни. Крейсер Жюрьен де ла Гравиер попытался его преследовать, однако эсминец вовремя укрылся в Которском заливе. Старый и медленный крейсер Цента оторваться от преследования не смог. Командир корабля решил изменить курс и уходить к Кастель-Ластве (ныне Петровац). 

Цента и Улан

Вскоре снаряд попал в машинное отделение крейсера, многие члены машинной команды и главный механик были убиты, и паровая машина перестала работать. Zenta превратилась в легкую и неподвижную мишень. Она сражалась в одиночку против множества кораблей противника. Командир корабля корабля Панэр поставил крейсер параллельно вражеским кораблям для эффективного применения оружия, но большого успеха не добился. Крейсер пытался отстреливаться, но его 120-мм снаряды ложились с недолетом. Хотя австрийцы сопротивлялись до конца, корабль был засыпан лавиной 305-мм снарядов дредноутов Jean Bart и Courbet. Корабельный госпиталь быстро наполнялся ранеными, радиостанция была повреждена, снаряд попал в борт, и Цента стала погружаться.
Примерно в 9:20, увидев, что Цента окуталась дымом, французы прекратили огонь. В 9:35 на австрийском крейсере раздалось несколько сильных взрывов, он окончательно потерял ход, накренился и ушел в воду носом, так и не спустив флага. 

Бой крейсера Цента и миноносца Улан с французской эскадрой.
Старая открытка.


Капитан Панэр выбросил все командные и кодовые книги и таблицы в море, а затем приказал команде покинуть корабль. Когда экипаж и офицеры отплыли примерно на сотню ярдов от крейсера, то увидели, что корабль начал тонуть. Все выжившие и плывущие к берегу моряки в один голос закричали громкое УРА! .


План морского боя 16 августа 1914 (из венгерских сетевых источников)

 Рассказывает чешский дайвер Милош Пиларж: «Когда Цента шла ко дну, то подняла все свои боевые знамена. … Что еще в этой истории интересно - когда корабль затонул, французский флот развернулся и ушел с места сражения, оставив моряков с Центы без помощи. Большинство из них погибло, пытаясь доплыть до берега. … Почти все, кто выжил во время крушения Центы, вернулись домой в 1916 году.»


Бой крейсера Цента и миноносца Улан с французской эскадрой.
Старая открытка.

Из опасения атак австрийских подводных лодок спасательные работы не производились. В полдень французы повернули на юг, чтобы не подвергаться атакам австрийских эсминцев.  
 Этот успех стал единственным в истории французских дредноутов на протяжении обеих мировых войн. Но хвалиться своим успехом им не следовало. Огромный флот сумел кое-как потопить маленький, старый крейсер, а эсминец упустил.

Фотография капитана. Ноты и текст песни, написанной в честь командира крейсера Цента

БОльшая часть выживших членов экипажа поплыли к Кастель Ластве, спасательные катера и лодки местных рыбаков помогли им выбраться. Черногорские шлюпки спасли 6 офицеров и 130 матросов.
Капитан Панэр и часть членов экипажа, которые отказался сдаться черногорцам, поплыли к острову Sveta Neđelja. Тем не менее, они были быстро найдены черногорцами и взяты в плен, где к ними, по свидетельству капитана Панера, обошлись чрезвычайно справедливым и в соответствии с Женевской конвенцией.



Бой крейсера Цента с французской эскадрой.
Старая открытка.


В благодарность за помощь, оказанную раненым с Центы местными врачами из Кастель-Ластвы,  после войны местному храму был пожертвован серебряный ларец с выгравированными именами.

История гласит, что на средства экипажа крейсера в 1923 году, в память об испытаниях, на скале Sveta Neđelja была построена каменная часовня Святого Доминика. В течение многих лет, ветераны Центы каждый год 16 августа приезжали сюда, чтобы зажечь свечи в память о 210-ти погибших своих товарищах.


Икона из церкви Св.Илии в Петровце
Фотография Павла Пономарева

 
Гибель крейсера Zenta (с открытки). Обратите внимание: изображенное на открытке не совпадает с письменными источниками, которые указывают, что крейсер ушел на дно носом.



В начале двухтысячных затонувший на глубине 72-ти метров крейсер обнаружили черногорские водолазы. В 2005-м чешские дайверы предприняли экспедицию по подробному изучению корабля. 


Рассказывает Милош Пиларж: «Самое интересное для нас то, что при строительстве Центы использовалась чешская сталь, а артиллерийские орудия были изготовлены на заводах «Шкода». Кроме того, в составе экипажа было полно выходцев из Чехии и Моравии. … Хотя списки членов экипажа известны, по фамилиям очень трудно определить национальности - это могут быть чехи, немцы, австрийцы. Скорее всего, уроженцы Чехии и Моравии составляли треть членов экипажа. Чехи - технически одаренный народ, поэтому на флоте они традиционно были механиками и электриками.»

В 2006 к Центе спускались венгры.


Орудие крейсера.
Фотография венгерской экспедиции.


Рубка крейсера.
Фотография венгерской экспедиции.











6 комментариев:

  1. Удивилась, что такие открытки выпускали в свое время....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. так ведь австрийцы и выпускали.
      для них Зента не меньше значима чем Варяг для русских.

      Удалить
  2. А есть информация, где точно затонул крейсер?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. раз дайверы спускались, то конечно есть :-)
      у них на форумах достаточно подробно описаны места по большому количеству затонувших кораблей у берегов ЧГ.
      но именно по Зенте отмечалось, что спуск весьма сложен. крейсер лежит достаточно глубоко.

      Удалить
  3. Так значит часовня на скале воздвигнута австрийцами?! И черногорцы были не против. Поразительно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. черногорцев особо никто и не спрашивал ;-)
      после Первой мировой Черногория вошла в состав королевства Сербов, Хорватов и Словенцев и почти потеряла возможность принимать самостоятельные решения.

      Удалить