2014-09-27

Никола Приморац. Нас на слабО не взять!

Подыскивая информацию о капитане Иво Визине из Прчани, я зацепился за историю еще одного хорватского (на этот раз без сомнений) моряка. И хотя история этого смельчака географически несколько не попадает под название блога, но все же позволю сделать для неё некоторое послабление.
РасСказка сия будет конечно короче, чем описание кругосветного путешествия капитана Визина, но вовсе не менее увлекательна.

Очень люблю я старую морскую пословицу: «Что не моряк – то клоун, но у каждого свой репертуар». Прочитав найденное мной жизнеописание, с этой пословицей невозможно не согласиться.


Гавань Дубровника. 1840
Художник Jakob Alt


Никола Приморац (Nikola Primorac; Nicholas Primoraz), родился в славном своими морскими традициями Дубровнике 27 (28) июля 1840 года.
Фамилия Primorac происходит от хорватского слова Primorje - приморье – побережье. Поэтому Приморац скорее всего – «приморец», «житель приморья», что весьма символично.


ЛиверпульБрунсвик РоадМагазины и пабы. 1869


Незадолго до 1870 года австрийский парусник, которым командовал капитан Пьетро ди Коста (Никола Приморац), потерпел крушение возле мыса Гудвин Санс. Приморац потерял в катастрофе жену и двух своих детей, и лишился капитанского диплома. Положение было отчаянным. Сидя в одном из дымных и шумных моряцких кабаков Ливерпуля, где труженики моря неспешно надираются до свинячьего состояния, под бесконечные рассказы про морские были-небыли, у Николы случился разговор с английским джентельменом, имени которого мне отыскать не удалось:
- Ты выскочка и неудачник, ди Коста! Что ты знаешь? Что ты можешь?
- Всё знаю. Всё могу!
- А в Америку под парусом слабО?
- Да легко!

Приморац заключил пари на 100 фунтов стерлингов, что он пересечет Атлантический океан на маленькой лодке. 
Перво-наперво Никола Приморац начал искать себе лодку, которая смогла бы пересечь Атлантику. На распродаже он нашел добротный баркас (спасательную шлюпку).  На ней спаслись 14 членов экипажа ливерпульской бригантины "Бриз", которая затонула в ноябре 1869 года в Ирландском море. Никола купил лодку, длина которой составляла 6,09 метра, ширина - 1,82 метра. Борта были надставлены 3-4-мя рядами досок.  Высота от киля до палубы составила 0,86 метра, при толщине обшивки 1,3 см. Приморац установил две мачты и бушприт, настелил палубу и построил каюту, в которой была установлена только одна койка. Судно стало нести гафельное вооружение, на фок-мачте дополнительно была одна рея для прямого паруса. Общая площадь парусов составила 64 кв.м. Общий вес суденышки составил около 2 тонн. На бизань-мачте можно было установить «ветряную мельницу», соединенную с двухлопастным винтом. Эту конструкцию хорватский капитан рассчитывал использовать для движения судна при встречных ветрах, но впоследствии быстро в ней разочаровался. Приморац закупил необходимое навигационное оборудование. Запасы пищи были взяты из расчета на три с половиной месяца на двух членов экипажа и собаку, воды - 450 литров, угля для плиты - 230 кг.  Лодка была названа "City of Ragusa". Рагуза – старинное название родного города Примораца – хорватского Дубровника. Поскольку консул Австро-Венгрии не одобрил плавания под австрийским флагом, то Приморац получил документы от британских властей и поднял на своем суденышке флаг Великобритании. 


«City of Ragusa»
Изображение из Национального морского музея. Гринвич, Лондон

Проблема была в том, чтобы найти второго члена экипажа. Помощником Примораца стал Джон Бакли (John Charles Buckley)  Третьим членом экипажа стал пес по кличке Боцман (Boswain, Noštromo).
2 (1?) июня 1870 года "City of Ragusa" вышла из гавани Ливерпуля. Большое количество людей провожало суденышко, среди них многочисленные представители власти и журналисты. Толпа на пирсе аплодировали храброму капитану. 
Сенсационное пари не осталось незамеченным. Лондонская "Таймс" 15 июля 1870 года писала: "Это невероятно храброе и сумасшедшие приключение, которое может превратиться или трагедию или в триумф".


Никола Приморац (Nikola Primorac) справа, Эдвард Хайтер (Edward R.W. Hayter) слева и пес Боцман (Boswain, Noštromo)


Маленькое отвлечение.
Я стараюсь придерживаться той версии этой удивительной истории, которая приводится в большинстве найденных мной источников. Однако существуют описания, весьма сильно отличающиеся от друг от друга. В них например рассказывается, что прежде чем покинуть гавань Ливерпуля, Приморац подобрал пьяного матроса по имени Бакли (John Charles Buckley) и оставил его у себя на лодке. Когда "City of Ragusa" вышла в открытое море, пьяный матрос протрезвел и понял, что с ним случилось. Он стал просить капитана отпустить его и обещал найти себе замену. Бакли высадился в ирландском порту Корк (Квинстаун). А к Приморацу присоединился голландский моряк Edward R.W. Hayter. В других описаниях капитаном парусника назван как раз Бакли (ирландец по национальности), а Приморацу оставлена лишь роль его помощником на переходе из Ливерпуля в Нью-Йорк. Причем кое где Джон Бакли называется лучшим другом Николы Примораца.
Так же пишут, что на обратном пути Никола Приморац взял на борт Эдварда Хайтера вовсе не помощником, а пассажиром (?!). У Хайтера в разных источниках возникают проблемы с гражданством. Где-то он назван датчанином, а где-то новозеландцем. Но тут, я думаю, ошибка в том, что Зеландию перепутали с Новой Зеландией, и Хайтер все же датчанин … с острова Зеландия.
Да и сумму пари за океанский переход хорватские источники, например, считают в 1000 фунтов стерлингов. Ох! Как же им хочется продать свою историю подороже!


.

.

Переход под парусами через Атлантику занял 92 дня. Уже 21 июня из-за течи в палубе были испорчены некоторые продукты, и их пришлось выбросить. После двух дней штиля и ясной погоды путешественники попали в ураган, океан разбушевался так, что храбрым мореходам пришлось спустить все паруса и использовать плавучий якорь: растянутый на бревне кусок парусины, который крепился к носу лодки на канате длиной 25-30 метров. Это позволило лодке, сохранять постоянное положение относительно ветра и уменьшало заливание волнами. Штормовую погоду моряки пережидали в каюте и, когда шторм успокаивался, капитан и его помощник снова ставили паруса и брали курс на запад. Резкие и значительные колебания температуры явились причиной течи маленького суденышка, пришлось постоянно откачивать воду, а течь была гениально заделана экипажем с помощью мыла. Лодка с честью выдержала испытание сложнейшим океанским переходом, а вот любимец капитана пес Боцман погиб, в бурную ночь его смыло с палубы.


Примерно так выглядит плавучий (штормовой якорь)
Иллюстрация из книги «Школа яхтенного рулевого»


Незадолго до окончания океанского перехода, 4 сентября, лодка опять попала в жестокий шторм, а затем оказалась среди множества рыбацких судов. Морские Власти в Англии и Америке известили корабли, которые выходили в Атлантику в то время, чтобы они при встрече они смогли помочь "City of Ragusa" если в этом будет необходимость. Американская рыболовная шхуна "Emma L. Rich" встретила лодочку около острова Ньюфаундленд. Капитан шхуны предложил свою помощь. Однако Никола Приморац любезно отказался. Капитан "Emma L. Rich" передал информацию об успешном пересечении суденышком "City of Ragusa" Атлантики в Бостон. Так что журналисты сообщили эту сенсационную новость еще до окончания трансатлантического плавания. 
В шесть часов вечера 8 сентября 1870 года "Сити оф Рагуза" на буксире подошла к пристани Лонг Верфь в Бостоне. Плавание из Квинстауна продлилось 83 дня. Было пройдено 2584 морских мили, со средней скоростью 30,7 мили в день.


Нью-Йорк. Бруклинский подвесной мост. 1870


Встреча в Америке была великолепна, особенно когда капитан Приморац объявил о своем решении пройти тот же путь в обратном направлении. После небольшого ремонта 15 сентября 1870 года парусник выставили для обозрения в специальном павильоне на Ормондской сельскохозяйственной выставке. За 15 дней на удивительное суденышко пришло посмотреть 40000 тысяч человек. Посетил Примораца даже Президент США Грант, который вышел в море на "Сити оф Рагуза" 28 сентября. 
После двадцати дней отдыха в Нью-Йорке лодка с отважными моряками отплыла в Ливерпуль. Приморац нашел себе нового помощника - Эдварда Хайтера, и новую собаку Боцмана. Пользуясь попутным течением и благоприятными ветрами, "City of Ragusa" через 36 (33-38?) дней в целости и сохранности прибыла в Ливерпуль. Многие корабли и буксиры вышли навстречу суденышку, тысячи людей хотели пожать руку отважного капитана. Королева Виктория прислала свои поздравления и наградила Николу Примораца.


Единственная фотография City of Raguza
Слева Приморац, справа Бакли. 1870


"City of Ragusa" была выставлена в морском музее Ливерпуля до конца Второй мировой войны, до тех пор, пока музей не был разрушен бомбардировкой. (существуют и иные версии дальнейшей судьбы славного суденышка). Однако, несмотря на то, что о путешествии Николы Примораца много писали, эта история со временем забылась.

***

На этом месте чаще всего заканчивается описание путешествие капитана Примораца, пересекшего Атлантический океан дважды. Однако мне попались  выдержки из Ливерпульских газет от 27 декабря 1878 года. В них рассказывается о том, что человек, называющий себя Николой Приморацем бродил по улицам, кричал и стрелял из пистолета в прохожих. Что-то там было еще совсем невнятное про собаку … То ли она была с Приморацем, то ли он ранил её своим выстрелом. Однако прохожие от его пальбы не пострадали.
Примораца задержали полицейские и, после обследования, убедились в его психической невменяемости.
Так ли это на самом деле судить не берусь, но достоверно известно, что умер Никола Приморац в возрасте 43 лет, в 1886 году.




РасСказки о кораблях и мореплавателях:
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Фрегат «Светлана» - Улцинь, 1880. Политика канонерок
Яхта «Ядранка» и яхта «Дивна»- Бар. Призраки прошлого
Учебный парусник «Ядран» - Попутного ветра, Ядран!
Паромы «Свети Стефан» - Три цвета «Свети Стефана»
Королевская яхта «Даница» - Королевская роскошь. Яхта «Даница»
Королевская яхта «Сибила» - Яхта «Сибила (Сен-Мишель III). Неожиданно!
Пароход «Ярославль» - У синя моря*
1910. Русская эскадра в Черногории - С корабля на бал
Крейсер «Цента» - История с продолжением
Пароход «Цетине» - <НЕ>забытый «Цетине»
База гидросамолетов в Кумборе. (Часть1Часть 2Часть 3)

Адмирал Марко Евген Флорио - Прчань. На net и суда нет

Капитан Уильям Хост - Капитан Уильям Хост освободитель Котора
Капитан Визин - Иво Визин. Совершив ошибку, обрел Славу! (Часть1Часть 2Часть 3)
Владимир Фёдорович Пономарёв - Владимир Фёдорович Пономарёв. Mortui heroes non morietur

4 комментария:

  1. Скажу одно, КРУТО!
    Великая тебе благодарность,
    Дорогой наш расСКАЗОЧНИК, Дмитрий!

    ОтветитьУдалить
  2. Всё таки, великая вещь - "наслабо"
    ;)

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Прошу прощения за глюк блогспота, который стер комментарий!
      А эта расСказка мне и самому нравится :-)

      Удалить