2016-04-09

Стефан Вукотич и морская слава

 

Amantibus Justitiam, Pietatem, Fidem

Любящим Правду, Благочестие, Верность

      Девиз ордена Святой Анны

 



О церкви Святого Николая Чудотворца в селе Братешичи Младен Црногорчевич в своей книге «Церкви Грбаля» оставил скромную запись: «Маленькая церковь была отремонтирована 1868 году. Вокруг церкви находится кладбище, окруженное высокой стеной. Самое красивое из всех - захоронение семьи Д. Вукотича»

Церковь была выстроена из серого тесаного камня. Однонефная, на удлиненном фундаменте, с двумя окнами на южной и северной сторонах и колокольней с одним колоколом. Перед храмом находится внутренний дворик, вокруг которого располагается действующее сельское кладбище, которое окружено каменным забором с воротами на западной стороне.

Митрополит Амфилохий освятил эту церковь после реконструкции 14 июня 2009 года. Самым достойным их тех, кто участвовал в восстановлении храма, митрополит Амфилохий вручил медали с выгравированной фигурой святителя Николая Мирликийского.
 

     В своей РасСказке о Верхнем Грбальском пути я намеренно не упомянул село Братешичи (Bratešići). Знал, что об уроженце этого местечка надо будет писать отдельно.
В 1800 году в Братешичах родился Стефан Вукотич (Степан Михайлович Вукотич), человек, которому суждено было стать первым югославянином, совершившим кругосветное путешествие.
- Как же так! – воскликнут пытливые любители черногорской истории, - Первым был Иво Визин!
Дорогие мои, в очередной раз советую вам поменьше читать всякие нелепицы, которыми потчуют своих читателей многочисленные туристические и прочие «популярные» интернет-ресурсы. Такую информацию стоит регулярно проверять на вшивость. А в этот раз достаточно просто дочитать расСказку хотя бы до середины.


Братешичи. Церковь Св.Николы


И так … В начале 1800 года в Верхнем Грбале (Gornjem Grblju), в селе Братешичи (Братешићи / Bratešići) родился Стефан Вукотич (Стеван Вукотић / Stevan Mihajlov Vukotić).
Когда Стефану исполнилось восемь лет, его дядя Йован Вукотич, прославившийся при захвате острова Корчула вместе русскими моряками из эскадры адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина, увез племянника вместе со своими сыновьями в Россию.
В возрасте 16 лет Вукотич сдал вступительные экзамены в кадетский военно-морской корпус в Крыму. Курсантом Вукотич значительно выделялся из среды своих сверстников. Все годы учебы он был одним из первых в своем классе. В 20 лет Стефану было присвоено звание гардемарина. После трех лет практики он был произведен в мичманы, в то время как большинству его однокашников пришлось добивалась этого производства еще два – четыре года.
В 1823 году в России был подготовлен очень сложный морской научно-исследовательский проект кругосветного путешествия. Для экспедиции специально был построен корабль.


Шлюп "Предприятие" 
Рисунок Е.В.Войшвилло


Шлюп "Предприятие" был заложен 22 декабря 1822года на Охтенской верфи и спущен на воду 7 мая 1823 года.
Размерения: 39,6x11x5 м
Вооружение: 24 орудия
Команда: 120 человек.
«Предприятие» первое русское военное судно, построенное в закрытом эллинге.
Руководителем экспедиции и командиром «Предприятия» был назначен Капитан-лейтенант Отто Евстафьевич Коцебу.

И хотя Стефану Вукотичу было всего 23 года, он был назначен штурманом в экспедицию Коцебу.
На корабль был отобран экипаж из 115 (по другим данным 134) высококвалифицированных моряков. А так же в состав экспедиции вошли два доктора, один иеромонах, два ученых-натуралиста и один астроном.
Маршрут был спланирован заранее. Переход в восточном направлении: Атлантический океан - мыс Доброй Надежды - Индийский океан - Тихий океан- мыс Горн - Атлантический океан.

28 июля 1823 шлюп вышел из Кронштадта на Дальний Восток с грузом для Петропавловского порта на Камчатке и для крейсерства у берегов Русской Америки. На его борту находился русский физик (впоследствии академик) Э.Х.Ленц, осуществлявший систематические измерения температуры, солености и плотности воды, содержания кислорода на глубинах, метеорологические и гравиметрические наблюдения.


Шлюп "Предприятие"
Рисунок Е.В.Войшвилло, Б.М.Стародубцев


Маршрут "Предприятия" пролегал через Копенгаген — Портсмут — о-в Тенерифе (при входе в Санта-Круз был обстрелян береговой батареей, поэтому, не заходя в порт, пошел дальше) — Рио-де-Жанейро — м. Горн — б. Консепсьон (2.03.1824 был открыт атолл, названный в честь шлюпа — Предприятие) — о-в Таити (была выполнена опись острова) — о-ва Самоа — Маршалловы о-ва и 9.6.1824 прибыл в Петропавловский порт. Выгрузив доставленные товары, перешел в Новоархангельск. 27.10.1824 шлюп ушел в Сан-Франциско, а затем на Гавайские о-ва для отдыха экипажа и пополнения запасов продовольствия. 14.12.1824 он пришел в Гонолулу, а 24.02.1825 вернулся в Новоархангельск и приступил к охране побережья. После подписания конвенций между Россией, США и Англией необходимость в охране берегов Русской Америки отпала, и 11.08.1825 шлюп вышел в обратный путь по маршруту Гонолулу — Маршалловы о-ва (6–9.10 были открыты три острова) — Манила — Зондский пр-в — м. Доброй Надежды — о-в Св. Елены — Портсмут и 10 июля 1826 вернулся в Кронштадт, завершив кругосветное плавание.


Карта кругосветной экспедиции О. Коцебу



Экспедиция Коцебу была встречена в порту Кронштадт с самыми высокими почестями. Все корабли в порту приветствовали шлюп ревом своих туманных горнов, с берега был произведен пушечный салют. На набережной экспедицию встречало множество людей, почетным караулом были выстроены молодые кадеты, звучала музыка военных оркестров, собралось большое количество морских офицеров и адмиралов самого высокого ранга.

Теперь самое время вспомнить и капитане Иво Визине.
И, как говорилось в старом и добром мультике про Дюймовочку, "посчитаем, достопочтимые кроты".
  • Вукотич вышел в кругосветку в 1823 г.  -   Визин 29 лет спустя.
  • Вукотич завершил экспедицию в 1826 г.   -   Визин 33 года спустя.
  • Вукотич находился в плавании в течение 3-х лет   -   Визин в течение 7 лет.

Однако, не следует забывать, что Иво Визин был первым КАПИТАНОМ-славянином, который на собственном бриге "Splendido" обошел Земной шар в 1852 – 1859 годах. Стефан Вукотич совершил кругосветное путешествие в составе экипажа российского военного корабля.
Славна память обоих моряков. Оба они были первыми.


Орден Святой Анны III степени

 
В течение всей экспедиции молодой штурман Стефан Вукотич проявил себя с самой лучшей стороны, показав прекрасные знания в области географии, астрономии, навигации и метеорологии, а так-же способность быстро находить верные решения в сложных ситуациях. За свою героическую работу Стефан был награжден орденом Святой Анны III степени и причитающейся к нему ежегодной пенсией в размере 90-100 рублей в год, которую он получал до своей смерти. Стефан Вукотич стал самым молодым кавалером ордена Святой Анны.

Перед молодым Вукотичем лежала блестящая военно-морская карьера. Но вот только здоровье его стало резко ухудшаться. О дальних морских походах молодому офицеру приказано было забыть.
В феврале 1827 года Стефан Вукотич назначается преподавателем в кадетский корпус. В феврале 1828 года следует производство в лейтенанты. Затем он командовал учебным кораблем "Голубка", на которой он занимался обучением гардемаринов парусному делу и морским наукам.
С 1830 года Вукотич командует кораблем «Кульм» - кораблем для особых поручений. Но все плавания ограничивались границами Финского залива.
В декабре 1831 года Стефан Вукотич произвел капитан-лейтенанты.
Вукотич, по настоянию врачей, списан на берег, где он продолжил преподавание в морском учебном заведении.
Стеван Вукотич умер очень молодым, 4 января 1833 году в возрасте 33 лет.


Степан Михайлович Вукотич является лишь одним из плеяды бокельский моряков, которые вошли в историю российского морского флота: Адмирал российского Балтийского флота Матия Змаевич, адмирал российского Черноморского флота граф Марко Войнович, граф Никола Войнович, контр-адмирал Никола Вукотич, вице-адмирал Петар Вукотич ... и другие. Да и выходцев из грбальских Вукотичей на русской службе было не мало: адмирал Николай Михайлович Вукотич, вице-адмирал Петр Маркович Вукотич и генерал-майор Платон Маркович. И конечно дядя Стефана Йован Вукотич, герой черногорско-французской войны 1806 года, который вместе с русскими принимал участие в боях у Рагузы (Дубровника), а затем в штурмах крепостей на островах Корчула и Брач.

 

Все вехи наши на крови и нервах. 
Не дай нам, Бог, хоть раз забыть о них,
Но мы все часто прославляем первых, 
не ведая, что славим лишь вторых.

Но я прошу, чтоб мы на этом свете, 
собравшись вместе, хоть когда-нибудь,
Не позабыли, славя первых этих, 
всех настоящих первых помянуть
      Андрей Макаревич

 

 

 

 

Источники знаний:

О.Е. Коцебу. – Путешествие вокруг света на военном шлюпе "Предприятие" 1823–1826 гг.
П.А. Головнин – Мореплаватель Отто Фон Коцебу
P.  Kovačević - Istorija bokeljskog pomorstva
M. Mijović - Stevan Vukotić prvi od naših oplovio svijet
В. Костић - Лука „КОТОР“ или лука „ИВО ВИСИН“?
В. Костић - Грбљанин наш први навигатор око свијетa


Чтобы освежить в памяти свои знания о славном капитане Иво Визине, вы можете перечитать многосерийную расСказку о нем: часть первая, часть вторая, часть третья.


РасСказки о достопримечательностях Грбаля:



РасСказки о кораблях и мореплавателях:
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Фрегат «Светлана» - Улцинь, 1880. Политика канонерок
Яхта «Ядранка» и яхта «Дивна»- Бар. Призраки прошлого
Учебный парусник «Ядран» - Попутного ветра, Ядран!
Паромы «Свети Стефан» - Три цвета «Свети Стефана»
Королевская яхта «Даница» - Королевская роскошь. Яхта «Даница»
Королевская яхта «Сибила» - Яхта «Сибила (Сен-Мишель III). Неожиданно!
Пароход «Ярославль» - У синя моря*
1910. Русская эскадра в Черногории - С корабля на бал
Крейсер «Цента» - История с продолжением
Пароход «Цетине» - <НЕ>забытый «Цетине»
База гидросамолетов в Кумборе. (Часть1Часть 2Часть 3)

Адмирал Марко Евген Флорио - Прчань. На net и суда нет

Капитан Уильям Хост - Капитан Уильям Хост освободитель Котора
Капитан Визин - Иво Визин. Совершив ошибку, обрел Славу! (Часть1Часть 2Часть 3)
Владимир Фёдорович Пономарёв - Владимир Фёдорович Пономарёв. Mortui heroes non morietur

7 комментариев:

  1. Анонимный09 апреля, 2016

    Спасибо. Очень интересно и познавательно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. вот только портрета нигде не нашел! :-(

      Удалить
  2. он уже скорее русский моряк, не имеющий отношения к черногорским рассказкам :))
    это типа как я грузинка

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. моряк российский, но несомненно черногорец :-)
      Змаевич тоже все свое отдал России, а бюст стоит в Перасте ;-)
      и Войновича в ЧГ любят больше, чем в России.

      Удалить
    2. ... а уж тогда Иво Визин скорее моряк Австрийский ;-)

      Удалить
  3. Познавательно! Спасибо!

    ОтветитьУдалить