2015-09-18

Верхний Грбальский путь. Вниз, по течению ... времени

Возвращаясь с полуострова Врмац, от барареи Шкальяри, у фортаТроица я решил не спускаться к Ядранской магистрали.


.

Ядранская магистраль, на участке от Тивата почти до самой Будвы пыльна и уныла. Она отличается разве что парой столь редких в Черногории мест с разрешенными знаками «80», да выпученными глазами дебилов, которые обгоняют по встречке, превышая разрешенную скорость на добрую сотню.
Дорога, которую выбрал я, называется Верхний Грбальский путь. Легко догадаться, что ведет она (как, впрочем, и Ядранская магистраль и Нижний Грбальский путь) через область с названием Грбаль, которая раскинулась в прибрежной полосе между Котором/Тиватом и Будвой. У меня в голове буковки этого названия постоянно перемешиваются. Очень хочется обозвать сии места русским словом «Грабли». И вот что я вам скажу, мои дорогие, наступить на эти «Грабли» было исключительно приятно!


.


Эти племена действительно всегда отличались, и как юнаки в бою, и как граждане, стоящие за правду и охраняющие свои права, как высшую драгоценность. Но они изстари, рядом с племенным и родовым бытом, держали крепко и общину, которая стояла над родом и племенем. Грбаль, собственно, и есть община, в которую, как составныя единицы, входят роды и племя. Этим духом общины Приморцы и стоят много выше своих братьев-Черногорцев, которые, не смотря на громадныя преобразованья, постигшия их быт, и на громадные труды князя Николая для поднятия просвещения и культуры в Черногории, по духу остаются при воззрениях своего стараго, племенного и родового, быта.
Павел Ровинский "Умиренье крови в Грбле, в Южно-Адриатическом Приморье, 27 августа 1890 г."


Дорога, перекатываясь через волнистый рельеф предгорья, бежит от одной деревеньки к другой, закладывая коленца и потряхивая автомобиль на своем неровном покрытии. Останавливаюсь, фотографирую, жую виноград и яблоки, которые нависают из-за изгородей прямо над дорогой. Поражаюсь количеству православных храмов, которые встречаются по пути. Позже, порывшись в сети, выяснил, что церквей в области Грбали больше шестидесяти.


 

Село Дуб
Церковь Зачатия Святого Иоанна / Зачеће Светог Јована

.

Дуб. Церковь Св.Йована

Храм расположен на холме над дорогой из Верхнего Грбаля к Будве и Котору. Над храмом высоко в горах находятся дома старого села Дуб. Как и большинство грбальских церквей, этот храм имеет полукруглую апсиду и простую колокольню с одним колоколом. Удлиненная прямоугольная основа церкви выполнена из светло-серого местного камня. Рядом с этой церковью нет кладбища.

Поп Саво Накиченович в исследовании ''Бока'' (1913) писал, что строительство этой церкви датируется XVI веком. По информации историка Младена Црногорчевича, некий русский, который работал сначала в Каменари, а потом в Сутваре, создал в 1901 году новый иконостас. 

Церковь сильно пострадала во время великого землетрясения 1979 года. Была повреждена крыша и разрушена подпорная стена холма, на котором расположен храм. С 1982 по 1999 гг. велись работы по воссозданию храма: восстановление украшений его внешнего фасада, облицовки крыши, ремонт внутренней части (обработка стен, восстановление полов, работы над иконостасом), а также работы на территории вокруг храма. Кости, найденные во время ремонта, хранятся в специальной могиле на северной стороне двора. Во время реконструкции проводились научно-исследовательской работы по изучению конструкции этой церкви, и было установлено, что в дополнение к первоначальному зданию (восточная часть сегодняшней церкви), ранее был возведен притвор с крышей, уровень которой ниже крыши церкви. На всех стенах притвора были бойницы. На более позднем этапе стены притвора довели по высоте до стен церкви, а бойницы были замурованы.



Село Сутвара
Церковь Святого Великомученика Георгия / Свети Великомученик Георгије

Сутвара. Церкви Св. Георгия (слева) и Св. Варвара

Церковь расположена над селом Сутвара, рядом с церковью Святой Великомученицы Варвары. Вокруг церкви находится окруженное забором действующее сельское кладбище, общее для сел Дуб и Сутвара. Церковь Святого Георгия сохранила свою первоначальную форму и не перестраивалась как большинство маленьких церквей в Грбали. Толстые стены, в которых прорезаны узкие окна, сложены из блоков белого тесаного камня.

Считается, что эта церковь старше соседней Варвариной, т.к. по традиции, в Юрьев день праздновалась Слава местных братств Вукшич и Перич.

Об этой церкви Младен Црногорчевич писал (1901): «Маленькая церковь без колокольни. Над входом есть полукруглое оконце, на окне алтарной апсиды вырезан крест.» Црногорчевич отмечал, что на одной из икон есть надпись о том, что она была написана ''рукой грешнного Даскала из Рафаиловичей''. Этот мастер расписал иконостасы многих храмов Грбаля и Приморья.

Особенностью Георгиевской церкви является икона, на которой изображены вместе Святой Великомученик Георгий и Святая Великомученица Варвара, хотя эти святые не были современниками.

Церковь не пострадала во время и после Второй Мировой войны, но была повреждена в результате землетрясения в апреле 1979 года. Жителями села были приняты меры по восстановлению храма и иконостаса. Восстановление было закончено в 2013 году.



Село Сутвара
Церковь Святой Великомученицы Варвары / Света Великомученица Варвара


Сутвара. Церковь Св. Варвара

Именно от Святой Варвары получило своё название село Сутвара. Церковь в честь этой святой расположена на холме над старым селом рядом с церковью Святого Великомученика Георгия. Точной информации о дате постройки Варвариной церкови нет. В документах Бокельской епархии отмечается, что в 1846 году это была небольшая полуразрушенная церковь, и время, когда она была построена неизвестно. Однако поп Саво Накиченович писал: «Храм, как и в селе Дуб, построена в XVI веке, и с тех пор его окрестности называют Сутвара». Свой нынешний вид церковь получила в 1847 году. Жители Сутвары и Дуба (257 душ), снесли старую церковь и на более обширном основании подняли новый храм, который в 1847 году был освящен во славу той же Мученицы. Церковь имеет длину 26 аршин, без алтаря, ширину 9 и высоту 6 аршин. В стенах прорезано четыре окна. Внутреннее пространство храма имеет специально выделенное пространство для хора, деревянный иконостас с иконами кисти Николы Аспиоти из Корфу.

Церковь не пострадала во время Второй мировой войны, но получила повреждения в результате землетрясения 1979 года.

Работы над реставрацией церквей Св.Варвары и Св.Георгия велись одновременно и были закончены в 2013 году.


***

Ступеньки к церкви Св. Господже

От самой церкви остались лишь фрагменты стен, надежно упрятанные в непроходимых зарослях

***


Пелиново. Это маленькое сельцо, удалившееся от главной дороги в горы (к Черногорской границе) на полчаса. Кругом журчат потоки, домики ютятся в размоинах и кроются в зелени дерев.
      Павел Апполонович Ровинский

 

 

Село Пелиново
Церковь Святой Троицы / Света Тројица

Пелиново. Церкви Св.Троица и Св.Никола (справа)
Интерьер церкви Св.Николая XIII века украшен изображениями 365 святых, на каждый день года


Пелиново. Церковь Св.Троица

Это самая большая церковь в Грбале. Она расположена на плато Пелинска Рудина, от названия которого получило свое имя село Пелиново. Благодаря исключительному положению и размером, храм доминирует над этой частью Грбаля. Отсюда открывается прекрасный вид на соседние села, Превлаку, Тиват и Биелу. Рядом с церковью Святой Троицы находится небольшая, старая церковь Святого Николая.

В своем исследовании «Церкви в Грбале» Младен Црногорчевич отмечал, что эта церковь является соборной для кнежевины Туиковичей, которая в 1830 году была названа по названию этой церкви австрийским правительством кнежевина Святой Троицы. В то же время и другие кнежествины в Грбали получили свои названия по имени церквей этой области. Троицкая церковь построена на основании более древней церкви, которая была мала и не имела звонницы. Древнюю церковь снесли в 1853 году, а нынешнюю построили в 1859. Храм украшен пилястрами. Большие окна, через которые внутрь попадает много света, прикрыты железными решетками. Алтарь возвышается на три ступени выше уровня пола храма. Иконостас, где можно выделить иконы Иисуса Христа и Богородицы, выполнен художником Н. Аспиоти. Как соборная церковь, Троицкий храм имел свою собственную печать с надписью: ПЕЧ. СОКО. ЦЕР. СВЕ. ТРОИЦЕ ГЕРБАЛ.

В этом храме 24 января 1943 года митрополит Черногорско-Приморский Священномученик Иоанникий (Липовац) благословил грблян на борьбу в составе Югославской Армии в Отечестве генерала Д.Михаиловича. В течение нескольких последних лет 17 июля в храме служат Божественную литургию и панихиду по генералу Михаиловичу и грблянским четникам.

Церковь в отличие от большинства храмов в Грбали не понесла серьезных повреждений в результате землетрясения 1979 года. Но прошла реставрацию, которая была закончена в 2009 году.


 

Село Пелиново
Церковь Святого Николая / Свети Никола

 

Пелиново. План церквей св. Троицы и св. Николая


Этот храм расположен на Пелинской равнине рядом с большим храмом Святой Троицы, который был построен позже. Считается, что храм Святого Николая был построен в XIV веке, и за свою долгую историю перестраивался дважды. Сегодня его размеры составляют 5,08 метра в ширину и 17,65 метров в длину.

Большое значение представляют сохранившиеся в этом храме фрески Дмитрия Даскала 1718 года, которые покрывают всё внутреннее пространство. На фресках нарисованы сцены Великих праздников и Страстей, цикл икон, посвященный Святителю Николаю, который содержит 18 сцен из жизни этого святого, цикл, посвященный Деве Марии и Месяцеслов с изображениями для каждого дня года. Такой росписи, которая была распространена в церквях XIV века, не осталось больше ни в одном из сохранившихся сербских храмов. Художник Дмитрий Даскал оставил информация о себе на западной стене церкви ''Рука Димитрия многогрешного писаря", он работал над созданием иконостаса и росписью стен 800 дней, и получил епископа Данило за работу 70 цекинов. В той же надписи указано, что работа была закончена 20 октября 1718 года.

Время обновления храма определяется датой 10 мая 1624 года вырезаной на краю каменной плиты на престоле. Следующая реконструкция, расширение и роспись этого храма выполнена около 1715 года на средства жителей грбальских сел Шишичи, Пелиново, Туковичи, Належичи, Патела, Сутвара и Дуба.

К сожалению, в непосредственной близости от Никольской и Троицкой церквями в Пелиново находится большой гравийный карьер. Оба храма в Пелиново сегодня находятся под угрозой разрушения. Из-за регулярных взрывов начинает ухудшаться состояние фресок.

 

 

 

А в сельце Шишичи две церкви стоят прямо напротив друг друга, через дорогу, и еще две находятся совсем рядом, в пешей доступности.

 

 

Село Шишичи
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы / Рождества Пресвете Богородице / Света Госпођа

.

Шишичи. Церковь Рождества Пресвете Богородице - Света Госпођа

 

Маленькая церковь братства Латковичей в отличие от многих мелких грбальских церквей, этот храм сохранился в своем первоначальном виде. Постройка церкви датируется XIX веком.

Через дорогу от этой церкви находится церковь Святого великомученика Георгия братства Шовран.

 

 

Село Шишичи
Церковь Святого Великомученика Георгия / Свети Великомученик Георгије

Восстановление церкви Святого Георгия после землетрясения 1979 года.
Колокольня на боковой стене притвора

.


Шишичи. Церковь Свети Великомученик Георгије


Небольшая церковь братства Шовран, выстроена в стиле архаичного сельского дома, который в течение несколько столетий, традиционно применялся в строительстве храмов в Приморье. Она была построена в конце XVII века. Церковь имеет единственный неф, разделенный пилястрами и парой арок на два пролета, с широкой полукруглой апсидой на восточной стороне. Окна выполнены в виде амбразур. Притвор, который находится с южной стороны, без крыши. Рядом с церковью, на его южной стороне расположен небольшой огороженный двор. В отличие от большинства грбальских церквей Георгиевская церковь находится не вне населенного пункта, а в его центре. По информации Младена Црногорчевича (''Церкви в Грбали'', 1901) эта церковь не имела колокольни.

Весь интерьер храма расписан фресками работы известного в Приморье иконописца Димитрия Рафаиловича из Рисна. Роспись внутреннего пространства похожа на интерьер церкви Св. Николая в Пелиново.

После землетрясения в 1979 года произведена реставрация храма. Работы велись до 1992 году и включали не только восстановление и реставрацию, а еще и возведение небольшой колокольни, которую установили на стене притвора. Позднее колокольню перенесли на южную стену.

  

 

Село Шишичи
Церковь Святого мученика Мина / Свети Великомученик Мина

.

Шишичи. Церковь Св. Великомученика Мина

 

Храм расположен на холме над деревней Шишичи. Церковь своим внешним видом и расположением доминирует над окрестностями. Отсюда открывается прекрасный вид на Верхний Грбаль, Мрчево поле и Яз. Рядом с церковью расположено действующее кладбище.

Храм был построен в 1878 году на месте более древней церкви. Причем, как отмечал в своем исследовании ''Бока'' поп Саво Накиченович, старая церковь была расписана так же, как церковь Св. Николая в Пелиново. Старая церковь была разрушена в 1868 году. Иконостас во вновь-построенном храме выполнен в XIX веке Николой Аспиоти.

Самая последняя реставрация храма была проведена в 2006 году.

 

 

Село Приеради
Церковь Святого Великомученика Георгия / Свети Великомученик Георгије

.

Пријеради. Церковь Свети Великомученик Георгије


Шишичи из иллюминатора:
1. Церковь Св. Георгиия
2. Церковь Рождества Богородицы
3. Церковь Св. Мина

4. Церковь Св. Геогрия (село Приеради)

 

Интересно то, что сама церковь поначалу не занимала и половины здания, а находилась только в его передняя части.

В 1881 году в здании недалеко от церкви была основана начальная школа, которая была закрыта после Второй Мировой войны. Школьное здание было полностью разрушено землетрясением 1979 года. Тогда же серьезный ущерб был нанесен всему храму. 17-ти метровая колокольня церкви обрушилась на церковный притвор, который тоже полностью был разрушен. Комплексное восстановление храма началось в 2014 году.

 

 

Село Горовичи
Церковь Рождества Богородицы / Рождество Пресвете Богородице / Света Госпођа

Горовичи. Церковь Св. Господже

 

Младен Црногорчевич в своем исследовании ''Церкви в Боке'' писал, что этот храм является соборной церковью княжевины Любанович, которая с 1830 года носит название Свети Господжа. Настоящая церковь среднего размера, построенная в 1853 году на фундаменте более старой маленькой и ветхой церкви.

Из Горовичей вышел родом Никанор Богетич, который позднее стал архимандритом монастыря Савина в Герцег Нови. Именно Богетич освятил знамена русско-черногорско-приморского войска, во главе с черногорским митрополит Петром I Петровичем Негошем в 1806 году.


Горовичи. Церковь Св.Господже. 1998. Реставрация после землетрясения 1979 года


Церковь Рождества Богородицы расположена на холме над селом Горовичи, откуда открывается прекрасный вид на пляж Яз внутренние районы Грбаля и Тиватскую бухту. Храм огорожен каменной стеной, с воротами на восточной стороне. Рядом с церковью находится действующее сельское кладбище. Массивная лестница ведет на просторный церковный двор, к смотровой площадке. Австрийцы разрушили храм в 1849 году, но через пять лет церковь отстроили вновь. Храм построен из серого тесаного камня, с колокольней в три колокола. В стенах прорезаны два боковых окна и еще одно - в алтарной апсиде.

Церковь сильно пострадала от землетрясения 1979 года. Она была почти полностью разрушена. После ремонта был восстановлен сам храм и подпорная стена, которая держала здание на возвышенности. Полностью отреставрирован и установлен новый иконостас. Обновленный храм был освящен в 2003 году.


.

.

Горовичи. Церковь Св. Господже





***


В 1497 году Фериз-бей завоевал область Гбаль и ввел в княжестве Зета прямое османское управление. С 1499 года Зета официально включена в состав османской территории и присоединена санджаку Скутари.


Интересный факт. За время своего правления областью, с 1496 с небольшими перерывами до 1718, османы не построили в Грбале ни одной мечети. Здесь невозможно найти ни единого следа исламской культуры и религии. За эти два века отмечен всего один крупный инцидент, который произошел в 1655 году, когда Скадарский Юсуф-бек сжег и разграбил многие грбальские села.


Грбаль, иначе называемый Жупа (Хира), составляет самую большую в Приморье общину (23 села и до 4000 д.об.п.). Помимо других, он упоминается в старинных документах, касающихся истории Зеты. Община эта и теперь делится на 4 кнежины (по итальянски — contea, a Немцы переводят Grafschaft: Любановичи, Бойковичи, Лазаревита и Туйковнчи.
… Туйковичи, напротив, приютившись как раз у подножия Черногории, под Ловченом и Штировником, имеют всюду обилие воды: всюду вы видите мельницы; сады и нивы все почти находятся под поливой; поэтому растительность всюду густая, роскошная. Но эти же самыя воды и разносят землю; в следствие этого Туйковичи постоянно беднеют землею, так что не помогает им и близость базара и удобство сообщений. Но, при всей бедности, вы везде встречаете благоустроенность и культурность. Когда шла борьба за независимость, они поднимались первые, хотя положение их гораздо затруднительнее, так как всюду крепости (Тройца и Горожда) или жандармския станции.
Павел Ровинский «Умиренье крови в Грбле, в Южно-Адриатическом Приморье, 27 августа 1890 г.»

***

Вполне возможно, что немалую роль в духовном единстве и организации жизни грблян сыграл один из старейших в черногорском Приморье монастырь Подластва, к которому я и держал свой путь.
Являясь культурным и историческим памятником, монастырь Подластва в ходе его многовековой истории часто подвергался разрушению и уничтожению, но всегда воскресал как птица-Феникс из пепла.


.

Ластва Грбальска. Монастырь Подластва


Точные данные об основании монастыря не сохранились. Народные легенды, которые до сих пор любят рассказывать в грбальских селах, утверждают, что монастырь основан в 1350 году, приписывая покровительство над ним царю Душану. Одна из легенд рассказывает, что еще до строительства монастыря на его месте существовала церковь, которая служила в качестве временного пристанища, откуда духовные лица отправлялись на Святую Гору. Говорят, что и Черногорский митрополит Святой Савва, во время своего путешествия от побережья на Святую Гору, на короткое время останавливался в ластовской церкви в 1697 году. Согласно легенде, здесь родился сербский царь Лазар, племянник царя Душана. 
Ряд авторов указывают на то, что монастырь Подластва, как видный религиозный, политический и культурный центр в первый раз упоминается в сохранившихся источниках первой половины XV века. Первое письменное упоминание связано с жителем грбальского села Vranovići Николой  Ерцеговичем, который пожертвовал, монастырю свечи за упокой души. Другое упоминание можно найти в так называемом "Грбальском Статуте".
Оба источника непосредственно опираются на копии утраченных оригиналов опубликованных Вуком Врчевичем, известным исследователем грбальской старины. Однако, на основании анализа этих письменных источников доказано, что они являются подделкой, и работа Врчевича не может считаться достоверной. "Грбальский Статут" Вук Врчевич приводит в латинском варианте со множеством современных слов, вперемешку с турецкими. Согласно одной из гипотез, оба упомянутых документа датируются XVI веком, по другой, вероятно, 1819 и 1827 годами.


Монастырь Подластва после землетрясения 1979 года

Монастырь Подластва. Фотография из газеты "Приморские новости", сентябрь 1998

Монастырь Подластва. Фотография из газеты "Приморские новости", июнь 1996

.


Но несомненно то, что исстари монастырь Подластва служил местом сбора для всех грблян, святилищем, у которого принимались все важные политические и религиозные решения.
Монастырь часто подвергался разрушениям и грабежам. Предполагается, что он был разрушен в 1452 году, когда был разрушен и монастырь Св. Михаила на острове Превлака.

История монастыря, до начала XVIII века, окутана тайной. Письменных источников того времени почти не сохранилось. Некогда существовала надпись высеченная на каменном пороге монастырского храма, на которой был указан 1700 год как время обновления Подластвы. К сожалению, не сохранилось ни одной копии этой надписи, и только на основе одного из сохранившихся фрагментов можно сделать вывод, что в начале XVIII века монастырь был отремонтирован или реконструирован. Было бы не верно и абсурдно думать, что знаменитый монастырь 250 лет был пуст, и не активен. К началу XVIII века он обновлялся неоднократно. Анализ последних слоев фресковой живописи относит её ко времени XVII века. И это является убедительным свидетельством обновления монастыря и до 1700 года.

Относительно спокойный период был в области Грбали с 1718 по 1797 годы, когда этот край вновь оказался под властью венецианцев.



Политическая и правовая значимость монастыря Подластва лучше всего видна из "Книги привилегий Грбальская Прихода (1647-1767) в Кодексе Душана " ("Knjige privilegija Grbaljske Župe (1647-1767) sa Dušanovim zakonikom"). В статье 23 от февраля 1766 года Которский губернатор (providur - губернатор венецианской Далмации) Петар Эмо указал, что любое грблянское решение должно быть заверено печатями четырех Грбальских князей: "Большая печать … должна быть заперта в сундуке под замками четырех ключей, которые находятся у каждого Грбальского князя, и положена в ковчег монастыря Пресвятой Богородицы под Ластвой".

В 1797 году области Боки Которской отошли к Габсбургской империи, а в 1805-м - к Итальянскому королевству, зависимому от наполеоновской Франции. Однако до 1807 года, де факто, управление областями осуществлялось под защитой русского флота адмирала Дмитрия Сенявина. И только после подписания Тильзитского договора эти земли вошли в состав Иллирийской провинции Франции.
Известно, что однажды на территории монастыря святой Петр Цетинский вел переговоры с французскими войсками.
В 1815 году регион отошёл к Австрийской империи (с 1867 года – Австро-Вентгрии), где стал частью Далматинского королевства.
В период первой австрийский оккупации, по распоряжению генерала Брадиа, монастырь был превращен в склад боеприпасов. Где-то между 1805 и 1812 Подластва почти полностью сгорела. Отремонтированный в 1812 году монастырь страдал в дальнейшем от грабежей, поджогов и разрушений. В 1869 году он был разрушен австрийцами, но вновь отстроен в 1874 году.
Австрийцы вновь опустошили и разорили монастырь в годы Первой мировой войны. И в который раз он был восстановлен в 1936 году. Пострадала Подластва и от сражений Второй мировой войны. А во время катастрофического землетрясения 1979 года была разрушена полностью.

Как религиозный, культурный и политический центр области Гбали, монастырь, несомненно, в прошлом владел богатым и разнообразным культурным наследием. От старых рукописей и печатных книг, икон и других богослужебных предметов художественного характера, на сегодняшний день не сохранилось практически ничего ценного. Сегодня в Подластве можно увидеть лишь вышеупомянутый священный ковчег, десяток книг русской печати XVIII-XIX веков, да литургические предметы русского происхождения XIX века.
Однако на побережье Черногории, и за его пределами, нигде до сих пор не встречаются литургические и прочие церковные предметы и утварь, которые когда-то использовались в монастыре, и, следовательно, можно поверить Грблянским старожилам которые утверждают, что сокровища монастыря надежно упрятаны в скрытом месте, и там сохраняются по сей день.


.

.


Сегодня в монастыре Подластва располагается женская монашеская обитель Черногорско-Приморской митрополии Сербской православной церкви.
Монастырский комплекс, в его нынешнем виде, представляет собой церковь посвященную Рождеству Пресвятой Богородицы с притвором, а с южной стороны храма находятся еще два здания, предназначенные для жилья - одно большое, двухэтажное, а другое, поменьше одноэтажное. Вышеупомянутые объекты обнесены с востока, севера, запада и частично с юга каменной стеной. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построена из тесаного камня на известковом растворе. Её архитектурный стиль принадлежит к широко распространенному в Приморье типу однонефных церквей с полукруглой апсидой на восточной и главными воротами на западной стороне. Внутреннее помещение храма разделено парами колонн на три пространства. Интерьер освещается тремя окнами – одно в апсиде, и по одному на северной и южной стенах. Западный фасад венчает колокольня с тремя колоколами.
Археологические раскопки и исследования архитектуры, проведенные в церкви и притворе, а также в непосредственной близости от них дали ряд неожиданных и важных находок, которые в значительной степени изменили бедную фактами картину развития монастыря. Особый интерес вызывает находка частей старых мозаичных украшений, фрагментов декоративных молдингов и деталей архитектуры разных периодов.
Чрезвычайно важной оказалась находка большого фрагмента мозаики в центральной части нефа церкви и перед западным фасадом. Скорее всего, это части мозаичного пола древнего храма, на месте которого позднее был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы. Подобные фрагменты мозаики, весьма сходны с находками в подземной части церкви Св. Георгия в Старом Баре, которые датируются V – VI веками.
Фрагменты мозаичных и декоративных молдингов V и VI веков обнаруженные во время археологических раскопок в Подластве дают повод предположить, что на месте храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в далеком прошлом находилась раннехристианская базилика, которая была построена, вероятно, в начале VI века н.э.
В храме Рождества Пресвятой Богородицы сохранились части фресковой живописи XV века, в западной части можно увидеть небольшой фрагмент композиции "Крещение".
Размещение остатков фресок наводит на мысль о том, что раньше свод храма был значительно выше. Вполне возможно, что в XIV-XV веке он был выстроен в готическом стиле, и напоминал собор Св. Михаила в Которе.


.

.

.

.

.


… А затем из всей этой историко-архитектурной старины я спустился в Будву. Сентябрь – будни Будва – пробка! УжОс!

Я постарался не затягивать повествование и не утяжелять его историко-архитектурными подробностями. Но вот прогулку по Верхнему Грбальскому пути на машине в погожий денек очень рекомендую. Например, вы забросили человека в Тиватский аэропорт и не торопясь возвращаетесь на юг. Не поленитесь, направьте машину в сторону селения Дуб, и прокатитесь в сторону Ластвы Грбальской и Будвы.
Смею надеяться, что вы не пожалеете.


Монастырь Подластва. 2019. Фотография rtvbudva.me




***

P.S. В отчет не попало село Братешичи. Для уроженца этого села, русского морского офицера Стефана Вукотича, написана отдельная расСказка


Основные источники знаний:
  • Aleksandar Čilikov - MANASTIR PODLASTVA, ISTORIJSKO-UMJETNIČKA ANALIZA
  • OLIVERA ILIС - EARLY CHRISTIAN BAPTISTRIES IN NORTHERN ILLYRICUM
  • Ђорђе Јанковић - Српско поморје од 7. до 10. стољећа


РасСказки о достопримечательностях Грбаля:


2 комментария:

  1. Классная заметка! Познавательно! Читать приятно!

    ОтветитьУдалить