В Нижнем Грбале выделяется область, которая зовётся Петоселица (Petoselica).
Не сложно догадаться, что состоит она из пяти сёл: Загора, Вишнево, Кримовице,
Главати и Ковачи. Все сёла сгруппированы вокруг холма Савина Главица (Savina
glavica), на котором находится церковь Св. Савы. Все общественные сборы и праздники
проходили на площадке перед церковью. Здесь когда-то работала и четырехлетняя
начальная школа. Пелоселица имела
большое значение до Второй Мировой войны. До 1960 года основным городом, с которым поддерживались
экономические связи, был Котор. Именно сюда жители Петоселицы, как и
большинство грблян, везли на продажу свои продукты, именно здесь делались
основные покупки. Позднее все более важным для Грбаля стало значение Будвы, в которой
началось активное развитие туризма. Вспомним, что до 60-х годов ХХ века пляжи
Трстено и Яз использовались только для добычи песка, который в качестве
строительного материала перевозился морем в Будву. Сегодня почти все эти деревни заброшены. Наиболее
активный отток местных жителей начался после Второй Мировой войны, из-за национализации
земли в Мрчевом поле, запрета на разведение коз и особенно после землетрясения
1979 года.
Село Загора расположена ниже Нижнего Грбальского пути. Село словно бежало к
морю, да вот только не смогло взобраться на последний прибрежный холм, так и
осталось в долине, Источников воды нет, есть колодцы, в которые собиралась
дождевая вода с поверхности и с крыш домов. Об этой проблеме Нижнего Грбаля
писал и Павел Ровинский: «источников
воды, кроме цистерн, и то весьма жалких, нет совершенно никаких». Климат
мягкий, но часты ветры. Село окружено полями, садами и виноградниками. По
словам Савы Накченовича, в Загоре в начале прошлого века было около 200 жителей,
сербов православного вероисповедания. (Накиченович Саво, Бока, Белград, 1913).
Сегодня в окрестностях Загоры можно увидеть пять церквей. Мой день подходил
к концу, поэтому я же решил ограничиться только тремя.
Но сначала еще одно необычное слово-топоним. Холм, который отгородил Загору
от моря, зовётся Сутулия (Sutulija). Топонимы такого типа встречаются
неоднократно и состоят из приставки СУТ и названия близлежащего храма: <Сутоморе>
СУТ+Св.Мария, <Сутвара> СУТ+Св.Варвара и т.п. Вот и Сутулия получила свое
название по храму св. Илии.
Однако начнем мы знакомство с церкви, расположенной у подножья холма.
***
Церковь Святого Великомученика Теодора Тирона (Sv. Teodor Tiron)
Небольшая церковь святого Теодора Тирона рядом с холмом Сутулия
первоначально была вдвое меньше. Церковь перестроили в 1851 г. К короткой стене
пристроили здание такого же, как и прежнее, размера, а внутреннюю стену снесли.
В результате здание получилось длинное и узкое. В боковых стенах прорезали
маленькие оконца, а над дверью установили одноколокольную звонницу. В церкви, в
малом кивоте, рядом с храмовой иконой, сохранится часть мощей неизвестного
святого. В иконостасе находятся иконы кисти Василия Рафаиловича, написанные в 1828
году. Территория вокруг храма, окруженная стеной, внутри которой расположено
действующее сельское кладбище с множеством старинных гробниц. Предание
рассказывает, что на этом месте в древние времена, располагался монастырь
пророка Амоса. Т.к. дни почитания святых Амоса и Вита (Вида) совпадают, то
местные жители празднуют свое Крестное имя (Славу) именно в Видовдан.
Интересный факт. Видимо во время перестройки храма, в 1850 году, в церкви
был найден подземный тайник, в котором обнаружен кувшин с золотыми монетами. О
том, что случилось с кладом, никакой информации я не нашел.
Церковь св.Теодора серьезно пострадала в результате землетрясения в апреле
1979 года. В 1990 началась реставрация церкви. Этот храм является первым из
пяти храмов Загоры, восстановленных после землетрясения. Работы, которые в
основном велись силами и на средства местных жителей, были завершены в начале
1997 года,
Святой Теодор (Феодор, Федор) Тирон принял мученическую смерть на костре в
IV веке н.э. по приказу императора Максимилиана. Будучи христианином, Теодор
отказался приносить жертву римским божествам, что было обязательно для любого
имперского солдата. А слово «тирон», как раз и обозначает - воин-новобранец. Его
неповрежденные огнем мощи были перенесены в Константинополь, Бриндизи, а затем
в Венецию. Через полвека после своей кончины святой Теодор явился
константинопольскому архиепископу и предупредил о коварном замысле императора
Флавия Клавдия Юлиана Отступника, который приказал осквернять кровью животных,
принесенных в жертву языческим богам, всю пищу, которую продавали на базарах Константинополя
в первую неделю Великого поста. Предупрежденные святым мучеником христиане всё
это время ели только кутью (коливо): кашу, из вареной пшеницы с медом.
Святой Великомученик Федор Тирон Русская икона |
Святой Великомученик Теодор Тирон (слева внизу) Роспись из монастыря Прасквица |
От церкви Святого Теодора моря не видно. Поэтому следует
подняться на прибрежный холм Сутулия к двум другим загорянским храмам.
Две церкви в Шушани и Спиче, о которых я уже писал, хотя
и посвящены одной святой Петке, однако находятся на некотором расстоянии друг
от друга. А вот храмы святого Пророка Илии (Sveti Ilija / Св. Илија) в Загоре
стоят буквально бок о бок.
***
Малая церковь Святого Пророка Илии + + +
В работе “Церкви в Грбале” Младена Црногорчевича,
вышедшей в начале ХХ века отмечено, что старая церковь Св. Илии весьма мала.
При церкви существует действующее кладбище. Небольшая колокольня церкви была
разрушена молнией. В церкви на правой стороне похоронен монах Х. Костович,
который умер в 1882 году.
Точная информация о времени строительства церкви отсутствует.
Предполагается, что она построена в конце XVII или в начале XVIII века. Церковь
однонефная, сводчатая, ориентированная по линии восток-запад, с входом на
западе и полукруглой апсидой с восточной стороны. (Дејан Палибрк. Графичка
реконструкција цркве св. Илије у Загори, Доњи Грбаљ).
Западная стена и крыша храма были разрушены в результате
землетрясения в 1979 году. В 2007 году началась реконструкция. Была установлена
колокольня, и выполнены работы по восстановлению стен и крыши. Реконструкция
интерьера до сих пор не закончена.
Церковь имеет очень скромные размеры. В звоннице над входом повешен один колокол. Рядом с северным фасадом храма построена водяная цистерна, а с
западной стороны, справа и слева от двери, вдоль стен установлены каменные
скамейки.
Большая и малая Ильинские церкви |
Внутреннее пространство малого храма Св. Илии |
Престольная икона малого храма Св. Илии |
***
+ Большая церковь Святого Пророка Илии +
Совсем рядом с маленьким старым храмом на вершине холма находится
и новая церковь св. Илии. Источники начала ХХ века отмечали, что очень тщательную кладку этого крупного здания. Храм имеет колокольню с тремя проемами и двумя колоколами,
полукруглую апсиду и овальный купол. В дополнение к западному входу, есть двери
на северной и южной стороне. В стенах пробиты полукруглые окна, а внутреннее помещение
украшено пилястрами.
В исследовании "Бока" Сава Накиченович пишет,
что появление этой церкви связано с семьей (породицей) некоего Костовича,
который имел двух сыновей, одного из которых он обещал церкви: «Старший умер, а
молодой женился». После свадьбы ему рассказали о завещании. Младший сын пошел к
властям и просил расторгнуть брак. Власти брак расторгли, и молодой человек
стал монахом Хрисантием, или как люди называли "Красантием". Он начал
путешествовать и собирать милостыню для строительства церкви Св. Илии.
Из исследования архитектора, Деяна Палибрка "Графичка
реконструкција цркве св. Илије у Загори, Доњи Грбаљ" мы узнаем: «В <малой> церкови на южной стороне
погребен монах Хрисантий Костович, который был ответственен за строительство
большей церкви и близлежащих келий для монахов. Монах Хрисантий вместе со
своими односельчанами построили церковь Св. Илии, которая была освящена 20 мая
1865 года.
Хрисантий Костович
монах далматской епархии, родом из Загоры, хотел в своем родном краю построить
монастырь с монашескими кельями. На средства, которые были доставлены из
России, Греции и Константинополя, он вместе с жителями Загоры выстроил новую
церковь Св. Илии рядом с маленькой, существовавшей раньше. Но для строительства
келий Хрисантий нуждался в дополнительных деньгах, поэтому он решил обратиться,
к тогда еще молодому, недавно сформированному сербскому государству. С помощью
белградского архиепископа и сербского митрополита Михаила монах испросил 30-40
дукатов. В письме Далматского митрополита Стефана, министру образования и церковных
дел Косте Цукичу 14 августа 1865 года говорится, что по просьбе монаха по имени
Хрисантий разрешено в Сербии собирать милостыню, чтобы "дом обитания монахов
могли построить", после того "возобновит древнюю падшую сербскую
задружбину монастырь Св. Илии, собирая милостыню в Константинополе и Греческих
областях", … и именно поэтому, для того, чтобы завершить эту работу
обращается "к братьям своим сербам
за помощью", уверен, что они не откажут.»
По рекомендации министра Хрисантию Костовичу в августе
1865 года была выдана квитанция на 30 дукатов. На полученные дукаты была
построена небольшая келья. Однако, воплотить в жизнь свою мечту об устройстве
монастыря, Хрисантию было не суждено. Весь возведенный сакральный комплекс монастырём
никогда не назывался.
Большая церковь Св. Илии до землетрясения 1979 года. Южная сторона |
Руины малой и большой церквей Св. Илии Фотография 2007 года |
Апсида большого храма Св. Илии после землетрясения 1979 года Фотография 2007 года |
В великом землетрясении 15 апреля 1979 года Церковь Св.
Илии была полностью разрушена. Устояли лишь нижние части стен и апсиды. Реконструкция
храма началось 15 апреля 2007 года, в день 28-й годовщины землетрясения. В
архивах Регионального института защиты памятников культуры в Которе сохранился
план большой церкви 1860 года, выполненной неизвестным итальянским архитектором
(проект был выполнен в 1860 году Энрико Матарели). Несмотря на то, что существуют
определенные различия между планом и построенным в 1865 году храмом, эти
чертежи очень пригодились во время восстановления. Предполагалось, что для
реконструкции будет максимально использоваться исходный материал, из которого
была построена церковь. Поэтому все каменные блоки тщательно промаркировали,
были проведены замеры всех крупных сохранившихся частей храма, найдена старая
фотография, использовались сведения об аналогичных церквях, когда-либо
построенных в Нижнем Грбале: церковь св. Петке в деревне Главатичи, церковь св.
Николы в деревне Главати и церковь св. Господже в Вишневе. Эти церкви были
построены примерно в то же время, что и храм в Загоре, поэтому можно
предположить, что в строительстве использовались сходные решения.
План большого храма Св. Илии 1860 года |
Реальный план большого храма Св. Илии Самое большое отличие от плана найденного в Которском архиве в форме купола |
В начале 2013 года были завершены строительные работы, размещены
иконы на иконостасе, в середине 2015 года завершены работы во дворе и вокруг
храмового комплекса, на территории были высажены деревья. Храм был
вновь освящен 7 июня 2015 года.
Плато на вершине холма Сутулия с западной стороны круто
спускается к морскому берегу, а на востоке виден Ловчен. Как говорят местные
жители, у этого места есть определенная особенность: в летний период, почти
каждый день дует мистраль, а в осенний сезон с Ловчена спускается холодный
воздух. Из-за этого они считают это место особенным. От Ильинских храмов открывается
прекрасный вид на открытое море. Старожилы уверяют, что в ясные с этого
прекрасного места видно всё побережье от хорватского острова Корчула до
албанского мыса Дурацо.
Основные
источники информации:
- Дејан Палибрк «Графичка реконструкција цркве св. Илије у Загори, Доњи Грбаљ»
- EXPEDITIO «Загора»
- Студиjа о оправданости оснивања Општине Грбаљ (2016)
- Црквена општина Грбаљска. Храмови
- Храм Святого Пророка Ильи
- Јован Б. Маркуш «Храм Св. пророка Илије у Загори у Доњем Грбљу»
Здорово! Фреска из монастыря Режевичи. Не из Прасквицы.
ОтветитьУдалитьДа-да! Очепятался :-)
УдалитьВ собственных фотографиях запутался ;-)
Спасибо за поправку!