2017-09-12

Горна Клезна. Мост в прошлое


Мост у Горней Клезны. Сентябрь 2017


Если ехать по старому пути из Улциня в Бар, то у селения Горна Клезна (Gornja Klezna) дорога сначала ныряет в небольшой туннель, прорубленный в скале, затем делает резкий поворот и пересекает по бетонному мосту, построенному в 50-х - 60-х годах ХХ века, поток Меджуреч, который прогрыз себе глубокое русло в камнях, спускаясь с водораздела, с гор области Мркоевичи.
Смотреть по сторонам времени нет, да и, кажется, что смотреть-то тут не на что.
Однако в документе по развитию муниципалитета Улциня, благодаря информации из которого я трижды искал горную крепость в Меджурече, мне попалась пара строк, которые заставили сделать остановку у Горней Клезны и осмотреться повнимательнее.


Май 2016

Сентябрь 2017. Новый мост построен в 1954 году


Документ утверждает, что именно здесь находится мост, сооруженный еще в османский период и остатки средневековой дороги, которая когда-то, по-видимому, соединяла Улцинь и Владимир, и проходила вблизи Щаского озера через город Свач.
Дополнительные поиски информации больших открытий не принесли. О дороге я больше не нашел ни слова, а вот старый мост упоминается на сайте туристической организации Улциня.
Сооружение названо шедевром мостостроения. Строительством занимались мастера из школы известного архитектора Синана (Sinan). Мост был построен османами непосредственно перед мощным нападением венецианцев на Улцинь в 1696 году, и служил для скорейшей переброски войск и снаряжения, необходимого для нужд защитников города. Еще долгое время это монументальное строение использовалось для военных целей.

Май 2016

Май 2016

Сентябрь 2017

 

Раз нам с вами стала известна дата, то, стало быть можно открыть историческую книжку на нужной странице и почитать, что же произошло в 1696 году. 

 

     Mustafa Canka «Ulcinj u Osmanskoj imperiji»
Под предлогом того, что «пиратская база, угрожающая свободному плаванию к южной Адриатике» в 1696 году, венецианцы внезапно напали на Улцинь. Утром 10 августа венецианский флот подошел к городу. В осаде участвовало более десяти тысяч солдат, из которых пять тысяч - морлаки из Задарской области. В пригородах Улциня жило около тысячи жителей, морлаки и другие венецианские отряды немедленно стали рушить и сжигать дома. «В течение нескольких часов город, выстроенный с величайшим трудом, превращался в пепел, и все здания стояли в руинах и запустении», - отмечают венецианские источники.
22 августа осажденным пришел на помочь восьмитысячный отряд из Албании, Подгорицы, Бара и Краины во главе с братьями Омер-пашой и Али-пашой, сыновьями Сулейман-паши Скадарского. На следующий день морлаки отбили их нападение на венецианские позиции, а артиллерия венетов продолжала бомбардировать крепость. 26 августа из южной Албании прибыли еще две тысячи солдат. «Ошеломленные непрекращающимся дождем из гранат и пуль и постоянно атакованные морлаками» оттоманцы с большими потерями отошли.
3 сентября венецианцы предприняли последнюю неудачную попытку взять крепость, и через два дня армия погрузилась на корабли и вернулась в Боку.
Сам Улцинь был разрушен; крепость сильно пострадала, дома стояли в руинах, пригород сравняли с землей, а окрестности города были разграблены. На пристани были захвачены одна тартана, галеот и несколько лодок. Но ни один из пиратов не был пойман, потому что большая часть их кораблей бежала в Бояну. В этом нападении было убито 50 венецианских солдат и 100 ранены.
 

 

     Lovorka Čoralić «Boka kotorska u doba Morejskoga rata (1684-1699)»
В 1696 году была предпринята попытка нападения на Улцинь — последнее крупное военное предприятие Венеции в южной части Адриатики во время Морейской войны. Атаку возглавил генеральный прововидур Даниэле Долфин, а главной целью стало уничтожение оплота пиратов Улциня, которые уже более века угрожали свободному судоходству в южной Адриатике. Осада Улциня продолжалась с 10 августа по 5 сентября 1696 года. Хотя венецианские военные силы были равны тем, что <в 1687 году> завоевали Герцег Нови (около 12000 солдат), <…>  город (несмотря на повреждения крепости и гибель около 1000 турецких защитников) не был завоеван, и после этой неудачной попытки военные действия в районе венецианской Албании прекратились.
 

 

И хотя Улцинь венеты не взяли, но источник отмечает, что разгул пиратства они, хотя бы на время, и хотя бы частично, но уменьшили.

 


Улцинь. Карта Coronelli, 1688

 

Местная легенда рассказывает о строительстве моста несколько иначе.
Мост построил в 1696 году старый мастер из Дибры. Возможно, это был единственный мост, который соединял Улцинь с Клезной, а также с селами Анамаль и Краина.
Местные жители пригласили для строительства моста мастера из Дибры в Северной Македонии. Но он сказал им, что не начнет работу пока известь, которая будет использована для строительства, не вылежится в карьерах не менее 15 лет. После этого мастер из Дибры с помощником начали строительство. После того, как все работы были завершены случилась трагедия, бывший работник убил мастера. Причину легенда не раскрывает. Говорят, могила мастера из Дибры до сих пор находится в поле возле Клезненской мечети.

Старый мост имеет длину 12 метров, ширину 3,60 метра и высоту пролета 9,26 метра. Во время строительства дороги Улцинь – Круте в 1954 году рядом был построен новый автомобильный мост, который сейчас используется.
В 1982 году по старому мосту проложили водопроводные трубы. Но, к счастью, серьезных повреждений мост не получил.

 



Сентябрь 2021. Добавление.
Вы посмотрите каков красавец!!!


.

.

.

.

.

Реконструкция моста проводилась в 2020 году. Однако работы были не щавершены. Опаснисть состоит в том, что снят верхний слой каменных плит и мост со временем может быть поврежден и разрушен.



Источники информации:
  • Prostorno-urbanistički plan opštine Ulcinj 2020
  • Mapiranje i tipologija predjela Crne Gore Podgorica, maj 2015
  • http://mne.ul-info.com

 
Что еще почитать об Улцине и улцинской околице:


Комментариев нет:

Отправить комментарий