Улцинь. Фотография начала ХХ века Правее крепости видна церковь св.Николая |
Улцинь, как улитка в раковине
П.А. Ровинский
Улцинь – головная боль для того, кто пытается
раскопать подробности чего-то интересного в историческом наследии. Город
удивительно небрежно относится к собственной истории и своим достопримечательностям.
Нельзя сказать, что исторических мест в Улцине мало. Однако они рассеяны среди
пыльных улиц, завалены мусором, застроены новоделами. Вид их порой весьма
жалок. Так же сложно найти и более-менее подробную информацию (по крайней мере,
в сети). Об основных культурных объектах написано буквально несколько строк,
которые раз от разу калькируются на разных ресурсах.
Непосвященному во все эти обрывки знаний
гостю Улциня остается только взобраться в крепость, поглазеть на Малый пляж и
Адриатику со стены и … и всё! И как же догадаться, что надо бы пройти
застроенную новодельными харчевнями крепостную площадь, немного поплутать по
тонюсеньким улицам и выйти к северным воротам крепости. Здесь обнаруживается
внезапно очень уютная небольшая площадь … Рабов. В этом названии нет ничего
удивительного: в стародавние времена здесь находился невольничий рынок. А вот
второе название вполне заслуживает титула «самая идиотская историческая байка
черногорского Приморья». Когда отбатрачивающий свои евры экскурсовод начнёт вам
вешать лапшу на уши, что площадь получила свое название из-за того, что именно
в Улцине томился в темнице досточтимый идальго, то предупредите такого
говоруна, что потребуете неустойку за ложную информацию. Несмотря на то, что
площадь носит название Сервантеса, великолепный испанец здесь срок не тянул, и
к истории Улцина никакого отношения не имеет.
Зато весьма заковыристой и преинтереснейшей
историей могут похвастаться сохранившиеся здания на площади Рабов (Trg
robova / Trg Servantesa).
|
|
. |
. |
Башня Балшича после апрельского землетрясения 1979 года |
|
Церковь-мечеть / Мечеть Хаджи Халил Скура (Hadzi
Halil Skurova dzamija) / Царская
мечеть
Церковь Святой Марии была построена венецианцами
в 1510 году на основании еще более древнего храма. В 1571 году, после того как
Улцинь оказался в руках османов, церковь преобразовали в мечеть Султана Селима
II, затеяв некоторую её реконструкцию. Был замурован один из двух входов в
храм, прорезаны четыре новых окна, под слоем штукатурки были скрыты
христианские фрески. Название «Царская» мечеть получила из-за того, что она
существовала на средства из государственного бюджета, хотя обычным явлением в
Порте являлось поддержание храмов за счет подаяния верующих. В 1693 году Хаджи
Халил Скура вплотную в зданию церкви-мечети возвел минарет из мелкого резного
камня, который в нижней части имел квадратную основу и сужался к вершине. При
мечети работал мектеб (мусульманская начальная школа), в котором обучали детей
чтению, письму, грамматике и исламу. Именно здесь собирались знатные жители
города, если нужно было принять какое-либо важное решение. Религиозная функция Царской
мечети прекратилась в 1878 году, с момента взятия черногорцами Улциня.
Что происходило с церковью-мечетью до 70-х г.г.
ХХ века мне узнать не удалось. Не смог найти я сведений, как и когда минарет
потерял свою верхушку. В социалистической Югославии здание использовалось как
склад, а в 1975 году стало частью музейного комплекса.
Дружба народов на югославский лад Албанцы на площади Сервантеса Фотография 1968 год |
Черногорцы на площади Сервантеса Фотография 1968 года |
Церковь-мечеть и башня Балшича |
Башня Балшича (Kula Balšića)
Непосредственно вблизи церкви-мечети
находится высокая, квадратная в плане, башня Балшича. Дату строительства
башни относят к XII веку. Долгое
время она была самым высоким зданием города. А вот информация о том, что именно
в этой родовой башне умер последний из Балшичей, Балша III Стратимирович (1387-1421) не верна.
Этот замечательный исторический персонаж, внук Святого Лазаря Хребеляновича, почти
двадцать лет являлся господарем Зеты. Он вел постоянную войну с
венецианцами, искусно устраивал свою политику с турками и собственным дядей,
сербским деспотом Стефаном Лазаревичем. Оставил прекрасную память о себе,
построив церковь Святого Николая в монастыре Прасквица. Но умер вовсе не в
Улцине, а в дороге, возвращаясь из поездки в Белград. Т.к. наследников у Балши III не было, то Зету после его кончины разделили
венецианцы и сербы.
Через почти два с половиной столетия в башню Балшича был заключен Шабтай Цви (1626-1676), человек, который смог взбаламутить евреев всей Европы, от Голландии до Украины и от Марокко до Литвы. Шабтай Цви объявил себя новым Мессией и спасителем. За ним потянулись тысячи и тысячи последователей. В 1666 году он решил отправиться в Константинополь для свержения султана. Да вот только когда дело не выгорело и Шабтай Сви был поставлен перед дилеммой или мученически умереть, или принять ислам, то неудавшийся «царь иудейский» не колебался. Новоявленный Мухаммад-Эфенди был отправлен в захолустный Улцинь, где провел остатки своих дней в почетном заточении в башне Балшича.
Нынче в башне располагается картинная галерея.
Источник – Чесма Šukaj
Возведение из каменных плит источника (чесмы)
чаще всего относят к XVII веку (1749?). Работы были выполнены улцинским родом
Шукай (Šukaj), поэтому чесму называют задужбина (задружбина) Шукай. Термин задужбина подразумевает, что члены одной семьи (рода) сооружают что-то общественно
полезное, и, кроме того, берут на себя обязательства из поколения в поколение
ухаживать за постройкой и поддерживать её состояние. Задужбиной может быть не
только источник, известны храмы-задужбины и даже целые монастыри.
Соборная Церковь Святого Николая в Метеризи
Выходим за крепостные стены.
Соборная Церковь св. Николая в районе
Метеризи (mahala Meterizi), недалеко от Старого города, однонефная, с
полукруглой апсидой на восточной стороне. На месте храма в XV веке находился
православный монастырь св. Архангела Михаила. Около 1670 года церковь была
перестроена в мечеть. Она была известна как džamija u Varoši (Мечеть у Старого
города), или как džamija Meterizi. Храм св. Николая воздвигнут в 1890 году в память
о черногорцах, павших в боях за Улцинь в 1878 году.
Улцинь. Старый город, вид с северной стороны. Хорошо видна башня Балшича. Краешек церкви св. Николы виден у правого обреза кадра |
Церковь св. Николы. Колокольни еще нет |
Церковь св. Николы. Колокольни еще нет |
Вспомним подробнее события начала 1878 года.
Город
Дульцынье находится близь моря и кроме крепости, защищен сильными редутами,
расположенными вокруг его на возвышенностях. Защитников в нем насчитывалось до
2 тысяч башибузуков и батальонов низама.
Ранним утром,
7 января, черногорский отряд был уже у Дульцынье. После кратковременнаго
отдыха, часть отряда из 2 батальонов повела атаку на турецкия укрепления с
фронта, один батальон остался в резерве, а другие два, обойдя турецкия позиции
с тыла, под огнем трех неприятельских судов, атаковали город с моря.
Приблизившись к неприятельским укреплениям, черногорцы кинулись в ятаганы.
Началась жестокая резня. Три турецких ретраншамента были взяты, но бой все еще
не кончался. Наконец черногорцам удалось окружить со всех сторон батальон
низама, который, видя неминуемую гибель, сдался. Часть другаго батальона успела
сесть на суда, другие вместе с башибузуками скрылись в город и крепость.
Завладев неприятельскими позициями, черногорцы, не медля ни минуты, начали
штурмовать город и крепость. С настунлением ночи, Дульцынье сдалась. Потеря
черногорцев простиралась до 800 убитыми и ранеными. У неприятеля потеря была
значительно больше. Часть пленных из низама были отправлены Врбицей в Детинье
для работ по прокладке новой дороги в Каттаро. Башибузуки же, как местное
население, отпущены по домам.
А.Щербак
«Черногория и ея война с турками 1877-78»
Следует напомнить, что Улцинь, взятый
черногорцами в 1878 году, в состав новых владений Черногории не вошел. Лишь в 1880 году, после неудачных попыток присоединить территории на севере и востоке,
были внесены изменения в решения Берлинского конгресса. Ко времени
присоединения Улциня к Черногории, мечеть Метеризи находилась в весьма
плачевном состоянии, и в 1890 году на ее фундаменте был построен православный
храм. Иконостас этой церкви, украшенный иконами из России, является ценным
культурным и историческим памятником. Однако, историю появления этих икон мне
найти не удалось. В 1933 году к храму была пристроена колокольня.
Вокруг церкви растет множество оливковых деревьев.
Южнее расположено действующее кладбище.
|
. |
|
. |
|
Основные источники информации:
- Hadzi Halil Skurova dzamija
- Dobro došli u Ulcinj, grad Migela deServantesa
- З. Рубашев «Лжемессия — Шабтай Цви и саббатианство»
Художник Томислав Кризман "Улцинь". 1936 |
Что еще почитать об
Улцине и Улцинской околице:
Комментариев нет:
Отправить комментарий