2017-09-13

Кула Меджуреч. А очки на лбу сидели

.


ah, čudni su putovi božiji ... ili vražiji...
ах, странны пути Бога ... или дьявола ... (черногорская пословица)

Две самых больших проблемы: недостаточность информации и отсутствие времени. Но если информацию, хотя бы чисто теоретически, можно найти самому или получить от знающих людей, то время взять неоткуда. Единственный резерв, которым можно воспользоваться, это сон. Однако оторвать от него без ущерба можно от силы пару часов, не больше.
С информацией и знаниями тоже всё не просто... Как бы много я ни читал, мои черногорские знания по-прежнему остаются несистематическими и весьма обрывочными. А посему, я даже не могу представить в какой момент, и по какому поводу случится у меня очередной информационный затык. Порой возникают вопросы, ответы на которые образованным людям уже давно известны, а мне, дилетанту, даже в голову не приходит где можно найти разгадку. Иногда информации бывает так мало, что поиск интересных объектов становится очень похож на тихую охоту*.

Совершенно случайно в солидном документе по развитию муниципалитета Улцинь прочитал, что в Меджурече (Međureč), на границе Барской и Улцинской обштин (муниципалитетов), находятся руины австрийской крепости (кулы). Но позвольте! Как же так? Ведь известно, что самой южной крепостью после 1878 года стала у австрийцев Спицца (Табия / Голо Брдо / Хай) в Спиче (Сутоморе). А до Черногоро-Турецкой войны таковой являлась крепость Пресека в Паштровичах, которая располагалась гораздо севернее.
Однако человек, обладающий профильным образованием, объяснил мне, неучу, что как раз после черногоро-турецкой войны 1877-78 г.г. и Берлинского конгресса начались долгие и нудные мероприятия по демаркации границы между новорожденным независимым черногорским государством и Османской империей. В процессе принимали активное участие представители Великих держав. Место и время было неспокойное. Поэтому Австрийские военные, которые должны были контролировать новое разграничение, быстренько построили в приграничных областях достаточно большое количество временных небольших укреплений. Остатки таких крепостишек, как говорят, можно отыскать даже в северных районах Албании.

Фрагмент карты с границами 1856 г. (зеленый), по Сен-Стефанскому мирному договору (синий) и Берлинскому мирному договору (красный). Меджуреч важен настолько, что его точка на карте размером не уступает остальным

Фрагмент карты с границей на 21 января 1881 года


Сентябрь 2015 года 
Вооруженный новыми знаниями, высмотрев на гугли-картах село Меджуреч, я отправился в предгорье. Дорога от поворота со старого пути Бар - Улцинь сначала была асфальтовой, затем бетонной, а выше превратилась и вовсе в узкую грунтовку, усыпанную по обочинам битыми и острыми камнями. Подъем весьма крут и изобилует резкими слепыми поворотами. 
Меджуреч оказался небольшим селом, состоящим из десятка строений. Ни одного живого жителя я не обнаружил. Все они покинули село или переселились на большое мусульманское кладбище, раскинувшееся неподалёку. Походил я кругами по окрестностям … и ничего не нашел!

Сентябрь 2015. Область Мркоевичи видна от Меджуреча до самого моря

Сентябрь 2015. Дорога к селу Меджуреч

Сентябрь 2015. За придорожными камнями отвесный спуск в каньон Меджуреч


У меня уже завелся небольшой списочек того, что я уже искал, но не нашел. Поэтому, время от времени, приходится повторять поиски. Раз с пылу с жару найти не удалось, то значит надо снова «учить мат. часть», искать дополнительную информации в документах, воспоминаниях, отчетах, или искать людей, которые знают больше, чем я. В случае с меджуречской фортецией, как мне показалось, всё обстояло гораздо проще, чем я предполагал. Дело в том, что на разных картах селение Меджуреч помечено в двух разных местах, находящихся недалеко друг от друга, и разделенных возвышенностью. Следовательно, побывав в одном (западном), и ничего не найдя, надо было обязательно проверить и второе (восточное).

Знал бы я, что перевал надо рассматривать повнимательней – нашел бы кулу еще в 15-м году!

Прямо за знак – подъем к западной части села Меджуреч, налево – к источнику Слаковица и к восточной части села
Обратите внимание: надписи продублированы на албанском


Май 2017 года
Я снова в Меджурече. Оставляю машину на повороте дороги у столба с обозначениями пешеходных троп, поднимаюсь по залитой бетоном дорожке к немногочисленным постройкам восточной части села. Последние постоянные жители покинули Меджуреч несколько лет назад. Раньше здесь жило около ста человек из братств Славковичей, Ивачковичей и Количевичей. Рассказывают, что первыми поселенцами были три брата: Славко, Иво и Коля. Они пришли в этот край из Воеводины, области на границе Сербии и Румынии. После принятия ислама каждое из братств было записано по имени своего основателя.

Montenegrin women on their way to the front, at the Medjurec creek on the road between Bar and Shkodra (Hugo Grothe, 1912)


Вокруг села достаточно родников и источников. Жители, упорным трудом отвоёвывая у гор небольшие и ровные участки, сеяли пшеницу, кукурузу, картофель, выращивали яблоки, груши, сливы и инжир. Меджуречские семьи были весьма большими. Поэтому, несмотря на постоянную миграцию, приблизительно ровное количество жителей оставалось в селе до 80-х годов ХХ века: 98 в 1948, 103 в 1953, 122 в 1961 году, 83 в 1971, 101 в 1981 году. Но затем люди стали активно уезжать в поисках лучшей доли: 41 в 1991 и только 9 в 2003 году. Причины абсолютно просты. В Меджурече не было ни школы, ни магазина. Положение не спасло даже то, что в 1973 году в село провели электричество, а примерно к 80-м дотянули до него дорогу от старого пути Бар-Улцинь.

Пройдя через пустующее село, я решил подняться на ближайшие утесы, и оттуда рассмотреть всё в деталях. Горные склоны над селом покрыты лиственным лесом с вполне проходимым подлеском. Но подъём местами весьма крут. Пару раз я натыкался на старые, полустёртые маркировочные значки. Видимо раньше здесь проходила пешая туристическая тропа. Оседлав один из утесов, я принялся рассматривать окрестности. Прекрасно видны окружающие село вершины, каньон Меджуреч, расположенные гораздо ниже сёла и равнина, получившая название Мковское поле. И вот я сидя … Ах! Да! Именно так …




Но мы идем вслепую в странных местах,
И все, что есть у нас - это радость и страх,
Страх, что мы хуже, чем можем,
И радость того, что все в надежных руках.
     Борис Гребенщиков (1984)




Май 2017. Вид с утесов над селом Меджуреч
Вижу само село, дорогу вижу, каньон вижу, а крепости не вижу!

Май 2017. Маркировка пешеходных троп давно не обновлялась


… И вот я сидя на красивом холме … никакой крепости опять не увидел!
Финита? Какой-либо новой информации у меня о крепости-призраке больше не было. Значит и искать дальше не было никакого смысла. Но эта загадка меня почему-то зацепила. Я решил испробовать еще один способ, который меня в черногорских поисках уже выручал. Раз я, по каким-либо причинам, что-то найти не смог, то надо попросить «помощь зала». Возможно кто-то в моё отсутствие в Черногории найдет ответ. Поэтому я вкратце рассказал о своих поисках в фейсбучной группе, объединяющей людей увлеченных походами по Черногории. Увы. Никто идеей найти крепость не вдохновился. Но один очень умный совет я всё же получил: надо на проблему смотреть шире! С чего это я взял, что австрийская кула как-то привязана к селу Меджуреч? В информации ведь написано «Na lokaciji Međureč…», а «локация» подразумевает достаточно большой район поисков. Поэтому снова начались поиски в гугли-картах. Оно? Вот такая явно рукотворная штука нарисована между горами Липоняк (с севера) и Расовац (с юга).

... обнаружено на гугли-картах



Сентябрь 2017 года
Снова в горы. Поднимаясь по знакомой дороге, я стал заранее высматривать крепость. Кула с дороги видна! Осталось лишь до неё добраться. У ближайшего к обнаруженному объекту поворота машину оставить невозможно. Поэтому поднимаюсь примерно на километр выше, разворачиваюсь и прижимаю кабрик так, чтобы оставить путь свободным. От ближайшего к крепости поворота дороги начинаю взбираться на горную гряду, используя каменные осыпи и русла пересохших ручейков. Подняться напрямик, через заросли, нет никакой возможности. И вот уже на гребне вижу старую, но вполне проходимую тропу. А за вершинами молоденьких сосен показалась и башня.

Теперь только пешком

Если знать куда смотреть, то крепость видна!

Уж лучше по камням, чем через заросли

Вид на дорогу

На верном пути

.

.


Крепость расположена на перевале, с которого на юго-востоке видно озеро Щас, а в западном секторе – мркоевичские сёла Мали Калиман, Дабезичи, Лесковац и скалы окаймляющие каньон Меджуреч. Укрепление невелико. Башня, северная и восточная стены сохранились неплохо. Внутри периметра видны остатки строения, видимо укрепленной казармы. А вот восточная и особенно южная стены укрепления сильно разрушены.
Пара гадюк-поскоков, при моем приближении, бесшумно и молниеносно скрылась между камнями. Поэтому желание обследовать крепость изнутри у меня отпало как-то само собой.

.

.

.

.

Вид на холм Владимир и Щаское озеро

Вид на каньон Меджуреч

Вид на область Мркоевичи



Я в очередной раз повторю: ОБЯЗАТЕЛЬНО БЕРИТЕ В ГОРЫ ТРЕКИНГОВЫЕ ПАЛКИ! Они не только облегчат вам путешествие, но и предупредят своим цоканьем по камням всяческих гадов о вашем приближении, и уберегут вас от нежелательной встречи. А встречи в горах вполне возможны. В мае, поднимаясь на каменную гряду над селом Меджуреч, я также вспугнул змею.

На крепостной стене опять вижу старую марку. Значит и сюда когда-то была проложена туристическая тропа. Вот только сейчас об укреплении помнят, наверное, только местные охотники: на горном гребне попадаются стрелянные гильзы охотничьих патронов.

.

На крепостной стене видна старая «мишень» маркированной тропы

.

Остатки здания казармы внутри крепостной стены

.

В стенах множество стрелковых бойниц
Вид изнутри

Вид снаружи


У южной стены


***

Немного севернее Меджуречской кулы в непролазных зарослях можно увидеть руины ещё одного укрепления. От него остался только едва видимый остов. Никакой информации об этом месте мне не попалось.

.

.

.


***

Достопримечательности не похожи на грибы. Они не вырастают сразу после дождя и не достаются первому увидевшему их "грибнику". Даже, казалось бы, самое-присамое неизвестное уже кто-то когда-то видел и, возможно, кто-то об этом уже что-то написал. И всё же найти почти никем-не-виданное, почти никем-не-посещаемое и не-описанное - редкая удача и большущее удовольствие.



P.S. В «локации Меджуреч» существует еще одно весьма преинтересное место. Это одноименный каньон, который является одним из самых красивых и интересных а Приморье. И я с удовольствием спущусь в Меджуречский каньон, но только в сопровождении знающего и подготовленного проводника.



Примечания:
* используя словосочетание «тихая охота» я имел в виду аналогию с грибной охотой, которую описал в своей книге «Третья охота» прекрасный писатель Владимир Солоухин.



Основные источники информации:


2 комментария:

  1. Для меня лучший отдых – читать этот блог :) ! Спасибо!

    ОтветитьУдалить