2017-04-27

Нижний Грбальский Путь. Любовь со второго взгляда.


Нижний Грбальский Путь.
Вид на Тиватский залив и церковь Святого Великомученника Георгия в Лешевичах



... А еще можно вот так просто ехать и глазеть по сторонам. Причем при этом перемещаться придется в пространстве, а погружаться – во время … и иногда даже очень глубоко …



Грбаль, иначе называемый Жупа (Хира), составляет самую большую в Приморье общину (23 села и до 4000 д.об.п.). Помимо других, он упоминается в старинных документах, касающихся истории Зеты. Община эта и теперь делится на 4 кнежины (по итальянски — contea, a Немцы переводят Grafschaft: Любановичи, Бойковичи, Лазаревита и Туйковнчи.
Из них первые три рода живут в нескольких долинах, прилегающих к морю, с богатою почвой; но источников воды, кроме цистерн, и то весьма жалких, нет совершенно никаких; сообщение с базарными местами, как Котор и Будва, также крайне затруднительное. И при всем том они богаче, чем остальные Грбляне, приобретая состояние частью на собственных сравнительно обширных землях, частью заработками в Цареграде и других местах Турции. Они горды, высоко держат честь своего рода и, обладая средствами, относятся к другим заносчиво. В образе жизни весьма просты, хотя дома их построены, как кулы (большой каменный дом с приспособленьями для защиты), и заметна большая роскошь в одежде. В характере их много суровости. …
 Павел Ровинский «Умиренье крови в Грбле, в Южно-Адриатическом Приморье, 27 августа 1890 г.»



.


Теперь я абсолютно уверен, как важна для любви погода!
По Верхнему Грбальскому Пути я первый раз путешествовал в тихую и солнечную погоду. И эти места сразу показались мне удивительно красивыми и привлекательными. А вот для поездки по Нижнему Грбальскому Пути (Donj Grbaljski Put) день мне достался пасмурный и ветреный. Впечатление было смазано. Вспоминая я невольно поёживался, и писать расСказку поэтому совершенно не хотел.
Но вот в этот раз день выдался вполне подходящий, торопиться было некуда. Я вновь решил попытать удачу и вместо Ядранской магистрали свернул на узкие, холмистые и кривые дорожки Нижнего Грбальского Пути. Однако через некоторое время заметил, что Нижний Грбаль играет со мной в прятки. Я не находил храмов, которые видел во время своей первой поездки, зато мне попадались церкви, которые я видел впервые, хотя ехал по (уже казалось бы) знакомым местам. Возможно, это случилось потому, что я двигался «себе навстречу». Первый раз путь мой лежал от Будвы в сторону Тивата, а теперь я избрал обратное, юго-восточное направление.

.

Церковь Святого Великомученика Георгия в Лешевичах


Первой на моём пути оказалась совсем маленькая церковка Святого Великомученика Георгия в cеле Лешевичи (Љешевићи). Это село упоминаются в венецианском документе 1455 года, в котором говорится о нападении венетов на православный монастырь на Мехольской Превлаке в Тиватском заливе. Монастырь Святого Архангела Михаила существовал предположительно с VI века, а с XII века, , здесь находился престол епископов Зетской епархии. Все 70 монахов монастыря были отравлены. Их смерть венеты объяснили эпидемией чумы, а монастырь разрушили. Существует предание, что церковь в Лешевичах была построена монахами после падения монастыря Превлака.
       Лешевичи являлись частью Михольского Сбора (Sborro de S. Michiel, Zupa se S. Michiel) с первой четверти XIII до середины XV века. До 1865 года село относилось к Кртольской обштине, а затем к Грбалю. Соседнюю с ними долину охватывает историческое Солиоцко поле с Солилой (Равна Солила, Царева Солила), некогда принадлежащее Неманичам, Балшичам и превлачским епископам и митрополитам.
У Штилетова гумна, которое делили сёла Лешевичи и Врановичи, у «Генералова Камня», проходила некогда граница земель Црноевичей, так называемой Иванбеговины.

.

Храмовая икона св. Георгия


Церковь Св.Георгия (Свети Великомученик Георгије / Црква Светог Ђорђа) небольшая, с полукруглой апсидой, без колокольни. Внутри церкви есть гробница, вокруг церкви небольшое кладбище. Предполагается, что храм был построен в XVIII веке. Исследователь Грбальских храмов Младен Црногорчевич утверждает, что на одной иконе есть подпись 1752 года, а другой 1770 года, а также на иконостасе надписи из XVIII века. Первый иконостас выполнил Рафаил Димитриевич, который расписал церковь св Петки в Подмаине, икону Успения Богородицы в монастыре Савина и крест в церкви Рождества Богородицы в Забрдже на Луштице.
Церковь была повреждена во время Первой мировой войны. После землетрясения 1979 года наблюдалось дальнейшее разрушение. Благодаря усилиям местных сельчан, церковной общины и муниципалитета Котора была проведена реконструкция, которая завершилась 2009 году.

.

Церковь Святой Варвары во Врановичах

Церковь Святой Варвары во Врановичах
Иконостас

Храмовая икона св. Варвары

Пустой храм и вдруг … Очень душевно!


Небольшой крюк в село Врановичи. Первые поселенцы перебрались в эти края из Призрена в начале XIV века. Церковь Святой Варвары (Св Великомученица Варвара) расположена на невысоком холме на Врановичском поле. Вокруг церкви находится действующее сельское кладбище, окруженное стеной из тесаного камня. Над входом – одноколокольная звонница. Младен Црногорчевич в своем исследовании ''Церкви в Грбали'', которое он подготовил в начале XX века отмечает, что «После того как гром ударил в неё три раза, колокольня была разрушена». Пострадало церковное здание и в великое землетрясение 1979 года. На сегодняшний день восстановительные работы полностью завершены.

Соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы в Лешевичах

Звонница

Надвратная икона


Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Успеније Пресвете Богородице / Света Госпођа) в Лешевичах является соборной церковью села Лешевичи, и расположена в самом центре села. Эта небольшая церковь с трехолокольной звонницей над входом. Церковный двор окружен каменной стеной. Рядом проходит дорога, ведущая во Врановичи и Бигово.
Когда была построена эта церковь неизвестно. Есть только дата на иконостасе (1875), который был расписан иконописцем Иосифом Катуричем, монахом их монастыря Баня возле Рисана. Катурич создал иконостас в церкви Св. Варфоломея в Кримовице, и в церкви Св. Саввы на Савиной Главице.
Храм был разрушен в результате землетрясения апреля 1979 года. Восстановление началось в 1988 году и закончилось в 1991 году,

.

.

Церковь Св. Георгия в Укропцах



Первые упоминания села Кубаси относятся к XVII столетию. О церкови Св. Георгия (Свети Великомученик Георгије – Укропци / Кубаси) мне ничего узнать не удалось. А вот село Укропцы (Укропци) раньше имело и другое название Црешня (Црешња). Позже село разрослось и поделилось надвое: на Укропцы и Трешницу (Укропци и Трешњица / Ukropci и Trešnjica).

Монастырь Матроны Московской в Ковачах


Ковачи были известны еще до XV века. Название происходит от мастеров - кузнецов, которые были первыми жителями этих мест. Главной достопримечательностью Ковачей является монастырь Матроны Московской (Манастир Блажене Матроне Московске), о котором я уже писал в отдельной расСказке.


Село Главати названо в честь дворянской семьи Главати из Котора, чьим владением оно было в средних веках. Первые упоминания о Главатях появились еще до XIV столетия. В XVI веке из села Граджане Риечской нахии перешли в Грбаль и осели в Главатях представители рода Бан и их ближайшие родственники Байковичи. Самым ярким и знаменитым представителем этого рода был Черногорский митрополит Митрофан Бан.

Мы позваны были знакомыми завернуть в их дома; а сверх того сочли за долг и честь посетить дом нынешняго митрополита черногорскаго Митрофана, который родом именно из села Главатаго, где живут его старик-отец и брат, семейный человек.
     
 Павел Ровинский. 1890 г.
 

Архиепископ Цетинский и митрополит Черногорский и Брдский Митрофан Бан



Митрофан (Марк) Бан, архиепископ Цетинский и митрополит Черногорский и Брдский (1841 – 1920), является одним из самых выдающихся архиереев Сербской Церкви конца XIX начала XX века.
Родился 15 марта 1841 года в селе Главати, в крестьянской семье. Получил среднее образование в селе Врановичи и в Которе, где обучение велось на сербском и итальянском языках. Монашеское образование получил в монастырях Прасквица и Савина. В 1865 году в Монастыре святого Саввы был пострижен в монашество с именем Митрофан. В 1865 году был рукоположён в сан иеродиакона, а в 1866 - в сан иеромонаха. С 1866 - 1869 г. он был настоятелем монастыря Прасквица. (есть сведения, что Бан в 1867 году назначен настоятелем монастыря Подластва).
После подавления австрийцами Бокельского восстания 1869 года, Бан перебрался в Черногорию, где до 1879 г. служил настоятелем монастыря Морача. В 1877 году возведён в сан архимандрита. А 11 июня 1877 года Митрофану Бану пришлось организовывать оборону, и самому с оружием в руках защищать родные стены от турок Мехмета Али-паши. В это время в монастыре находилось более шестидесяти раненых. За свой ратный подвиг о. Митрофан был награжден черногорским князем золотой медалью Обилича за храбрость.
Никола I Петрович утвердил его администратором Цетинской (Черногорской) митрополии и Захумско-Рашской епархии. А в 1885 году князь назначил архимандрита Митрофана новым митрополитом Цетинским (Черногорским, Бердским и Приморским). При этом Никола спросил собравшихся черногорских господ, хотят ли они, чтобы о. Митрофан был посвящен в сан в Цетинье или лучше послать его в Россию. Ответ черногорцев был единогласным: «В Россию, в Россию! Так как владыка не может в Черногории быть по желанию черногорцев, если не получит епископский сан в России».
Митрофан Бан отправился в Россию, где в Исакиевском Соборе Санкт-Петербурга по выбору Всероссийского Синода и с одобрения императора Александра III был посвящен в сан митрополита. На что о. Митрофан ответил: «Принимаю, благодарю и против ничего не могу сказать». На посвящении среди многих знатных гостей присутствовали и три черногорские княгини Мария, Елена и Анна, которые в это время учились в женском Смольном Институте в Санкт-Петербурге. На Святой Литургии присутствовал лично император Александр III со всей своей семьей. Царь наградил Владыку Миртрофана орденом Святой Анны II степени.
После посвящения Митрофан Бан посетил черногорских княжон в Смольном институте. Но очень скоро случилось несчастье. В ночь с 24 на 25 апреля 1885 года умерла княжна Мария. В связи с этим событием в Петроград прибыла княгиня Милена в сопровождении княжны Милицы. 29 апреля в специальном черном вагоне Владыка Митрофан вместе с гробом отравился в Черногорию. Тело княжны Марии было доставлено в Цетине и торжественно предано земле 7 мая 1885 г.
В октябре 1885 года накануне торжеств, связанных с празднованием 25-летия брака князя Николы и княгини Милены, князь Черногорский провозгласил Митрофана Митрополитом Черногорским. В связи с этим Никола I наградил Митрополита Митрофана Орденом Даниила Первой степени с лентой.
В 1888 году, в год празднования 900-летия Крещения Руси по приглашению из России Владыка Митрофан посетил Киев и Москву. Во время недельного пребывания в Москве он побывал Троице-Сергиевой Лавре, Кремле, отслужил Святую Литургию в храме Христа Спасителя. Затем через Одессу вернулся в Черногорию.
В 1893 году Митрополит Митрофан Бан начал реорганизацию православной Церкви в Ченогории. Исстари черногорские священники одевались как обычные прихожане и не носили мантию. По распоряжению митрополита была введена священническая униформа, что на первых порах вызвало сильное недовольство у духовенства. Самые упорные священники подавали в отставку со своих приходов. Однако, увидев, что Митрополит Митрофан решительно отстаивает свое распоряжение, эти бунтовщики покаялись и снова вернулись на свои приходы.
Следующей проблемой, за решение которой взялся черногорский Митрополит, было плохое материальное состояния духовенства. Долгое время единственное, на что мог рассчитывать черногорский приходской священник, это, по обычаю, получить от прихода 12 кг пшеницы на год. Митрополит Митрофан, с согласия черногорского князя, в 1990 году ввел церковный налог и регламентировал плату за требы.
Усилиями Митрофана Бана в княжестве были введены духовные суды и улучшен уровень церковного образования.
Митрополит Митрофан продолжал поддерживать весьма тесные связи с Россией. В 1894 году он освятил, выстроенный Иосипом Сладе, Царский мост у города Никшич. Строительство (на тот момент) самого длинного моста в Черногории не в малой степени стало возможным за счет средств выделенных императором Александром III. Поэтому этот каменный мост и получил название «Царский». Однако празднование было омрачено печальным известием о том, что Император Александр III скончался (1 ноября 1894 г.).
В 1897 году в Цетинье Король Сербии Александр Обренович наградил Владыку Митрофана самым высоким и самым значительным сербским Орденом Святого Саввы первой степени. Этот орден и сейчас хранится в ризнице Метрополии при Цетинском монастыре.
В 1900 году Митрополит Митрофан освятил церковь Св. Василия Острожского в Никшиче. Церковь была заложена князем Николой I. При освящении присутствовали сам князь с княгиней Миленой, княжич Мирко, сербский князь Петр Карагеоргиевич с сыновьями и более 12000 гостей. Храм в Никшиче был построен на средства, выделенные русским царем Николаем II.
По словам князя Николы I Петровича: «Его Высокопреосвященство Митрополит Митрофан Бан настоящий патриот и старый борец за свободу черногорского народа Его роль в этой патриотической борьбе является отражением роли Святого Савы и его последователей». (1907)

Митрополит Митрофан Бан с основателями черногорского общества Красного Креста


В ходе Первой Мировой войны, зная важность для всех православных сербов часовни на горе Ловчен, в которой был похоронен Св. Петр II Петрович Негош, австрийцы обстреляли и частично разрушили святыню. В 1916 году, после капитуляции Черногории, оккупационный власти приказали эксгумировать останки Петра II. Митрополит Черногорский Митрофан Бан безуспешно пытался помешать оккупантами в их намерениях, говоря, что «Негош был не только правителем Черногории, но и поэтом сербского народа, и что этот акт печальным эхом разлетится во всех сербских землях». Останки Негоша после завершения панихиды были переданы в Цетинский монастырь.
Митрофан Бан исполнял обязанности министра княжества Черногория с 1884 по 1885 год, был депутатом парламента княжества и королевства Черногории. После вхождения Черногории в состав королевства СХС Митрополит Митрофан продолжил свою активную общественно-политическую деятельность. В 1919-20 годах началась работа по объединению всех сербских церквей, которой занимался Центральный Архиерейский собор объединения Сербской Церкви. Председателем этого комитета стал митрополит Черногорско-Приморский Митрофан Бан, как старейший архиерей Сербской православной церкви. Королевским указом от 17 июня 1920 года регент Александр Карагеоргиевич объявил о решении епископов Сербской Православной Церкви об объединении. На день Собора сербских святых 12 сентября 1920 года состоялось торжественное провозглашение объединения и восстановления Сербской Патриархии.
Умер Митрофан Бан 30 сентября 1920 году в Цетине, и был похоронен на кладбище  Цетиньского монастыря.

.

Церковь св. Георгия в Главатях


Небольшая церковь в Главатях - церковь Св. Георгия (Свети Георгије). Надпись на старом несохранившемся иконостасе этой церкви отмечала его создание в 1731 году. Обновлен храм, согласно надвратной надписи, в 1765 году. Благодаря усилиям жителей из Главати и большой помощи черногорского митрополита Митрофана Бана, эта церковь отремонтирована в 1899-1900 годах. Тогда же старый иконостас был удален, и возведен новый, работы братьев Джиновски из Дира. Митрополит Бан снабдил церковь всем необходимым для богослужения, а в 1904-м, как отмечено в табличке над входом, подарил храму два колокола.
Храм пострадал от землетрясения 1979 года. Был разрушен свод здания и сильно повреждены его стены, богатый иконостас был разбит и оказался под завалом. В течение десятилетий церковь стояла без крыши, но была полностью восстановлена в 2003 году благодаря усилиям жителей села Главати, братьям Марко и Жарко Калуджеровичам, о чем сообщает каменная табличка. Храм был вновь освящен в 2005 году.
Церковь окружена кладбищем, которое является общим для сел Главати и Вишнева. В стене вокруг церкви и кладбища есть двое ворот: северные для Главати и южные для Вишневы. Со стороны Главати, у ворот в 2006 году Стефаном Бровиллетте и Фиделисом Ене установлена каменная водяная цистерна.

.

.

Церковь Успения Богородицы в Вишневе


Вишнева очень старое село, по некоторым данным основано еще в X  веке.
Очень выразительно смотрится церковь Успения Богородицы (Успења Пресвете Богородице / Света Госпођа). Этот большой храм с куполом расположен на холме над дорогой, ведущей из сел Ковачи и Главати к Трстено и Язу. Перед храмом находится обширный двор, вымощенный каменными плитами. Во дворе, справа от ворот сооружена большая каменная цистерна. Возле этой церкви было кладбище, но позже оно было перенесено к церкви Святого Георгия в соседнее село Главати. Церковный комплекс окружен массивной каменной оградой. Храм построен из белого тесаного камня. Между северной стеной храма и подпорной стеной, по всей его длине, наверху располагается помещение (каноника), которое с одной стороны выходит к просторной каменной лестнице, а с другой опирается на арку. Под каноникой оставлен сквозной проход вдоль всего храма.

Церковный двор. Вход в канонику и галерею

Вход в канонику и галерею со стороны апсиды


Строительство этой церкви началось при князе Воине Бойковиче (Војин Бојковић / Vojin Bojkovic) и было завершено в 1790 году. Церковь освещена в 1791 году Святым Петром Цетинским, который передал в дар этому храму большое серебряное кадило.
Особенностью этого храма являются иконы иконостаса, созданные иконописцем Титом с острова Корфу в 1790 году. Однако церковь оказалась закрытой, и древние иконы я посмотреть не смог.

.

.

.

Церковь Святых мучеников Срджа и Вакха в Вишневе

Церковь Святых мучеников Срджа и Вакха в Вишневе
Реставрация. 2021. Фотография Сергеевой Татьяны



Церковь Святых мучеников Срджа и Вакха (Св. Мученици Сергеј и Вакхо / Св Срђ) расположена над деревней Вишнева (Вишњева / Вишњево), по дороге, которая ведет к пляжам Трстено и Яз. Это церковь братства Тучевица, одного из старейших грбальских братств.
Из книги "Церкви в Грбали" Младена Црногорчевича: ''Маленькая церковь на Гнилишта. Нет иконостаса, нет плиток на крыше. Рядом находится раскопанная могила, и в ней был найден гроб, с гниющими костями и монетами''.
С начала XX века состояние храма только ухудшилось. В 1979 году церковь осталась без крыши. Разрушилась часть западной стены с колокольней.

Нижний Грбальский Путь.
Впереди Яз и Будва


В заключение хочется дать еще один совет: любить в хорошую погоду лучше топлесс … Вы о чем подумали? А я об автомобиле без верха!


Основные источники знаний:
Небојша Бабић «Грбљани»
Петр Драйгойлович «Митрополит Черногорский Митрофан (Бан) – жизнь и труды» (деятельность Митрополита Митрофана в период с 1885 по 1900 гг.,)
Храмови. Доњи Грбаљ
 

2 комментария:

  1. А что же до Загоры не доехал то???)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ниже Нижнего еще много интересных мест кроме Загор ;-)
      за раз всё не охватить.
      я и сам то путь весьма фрагментарно проехал. некоторые места проскочил.
      ну, да будет повод ... и время ... еще возвратиться ;-)

      Удалить