. |
Как
провести день перед отлетом из Черногории? С утра сходить на море. К обеду
нажарить шашлыков. Вечером позвать соседей. Но все стандартные планы рушатся,
если есть возможность съездить на День Рождения … 680-тый день рождения!
ВОЕВОДА
НИКОЛА СТАНЕВИЧ,
ДЖУРАДЖ И СТЕФАН ЦРНОЕВИЧИ
ДЖУРАДЖ И СТЕФАН ЦРНОЕВИЧИ
Богу
божје а дужду дуждево.
Богу
богово - Кесарю кесарево.*
Самые
ранние сведения о монастыре Станевичи относятся к XIV веку. Воевода Никола
Станевич упоминается как один из видных придворных царя Душана (1331-1355). Ему
и приписывается начало строительства на месте нынешнего монастыря, многовековая история которого оказалась весьма
бурной и насыщенной.
Иногда
топоним Станевичи объясняют названием местного поборского братства Станевичи,
которое позднее приняло племенное имя Капизода.
Джурадж Джурашевич-Црноевич
(1392-1427; 1435?), господарь Грбаля, Святомихольской Метохии и горного массива
над Бокой Которской, дед зетского князя Ивана Црноевича, обновил монастырь. Воевода
Джурадж возвел на утесе перед монастырём укрепление Джурджевац и (возможно) церковь в честь святого великомученика Георгия (Джураджа), которая была восстановлена в 2017 году. В Станевичах, для сына Стефана
(Стефаницы Црноевича), Джурадж выстроил дворец. Стефан I жил во дворце до 1435
года, пока по соглашению, заключенному в том году в Смедерево между Венецианской
республикой и деспотом Джураджем Бранковичем, ему не пришлось разрушить
замок и соседнюю крепость Джурджевац. В двадцатые годы XV века в
Станевичах родился и сын Стефана, Иван, господарь Черногории с 1465 по 1490
год.
С захватом
Приморских земель Османской империей, в конце XV и начале XVI века, монастырь пришел
в запустение и в течение XVII века являлся подворьем монастыря Святой Петки в Будванском
поле.
МИТРОПОЛИТЫ
ДАНИЛО И САВА ПЕТРОВИЧИ
Ти си
владика који веже и дријеша.
Сам себе
господин, что захочешь, то и вырубишь.
Новая
жизнь в монастыре началась в начале XVIII века, во время митрополита Данило
Петровича Негоша (1670-1735). Некоторые специалисты именно с его именем
связывают и создание монастыря Станевичи. Резиденция митрополита - Цетинский
монастырь был уничтожен венецианской армией в 1692 году, а затем Нуман паша
Чуприлич вновь разрушил и монастырь и весь Цетине в 1714 году. С этого момента владыка
Данило провел десять лет в монастыре Станевичи, пока Цетинский монастырь не был
восстановлен. За это время он, благодаря финансовой помощи, полученной из
России, обновил монастырский комплекс. Бывший замок Црноевичей был восстановлен
и в 1724 году перестроен в конак. Вновь была отстроена монастырская церковь. Начинания
Данилы завершил Митрополит Сава Петрович (1702-1782), который освятил
монастырскую церковь во имя Святой Троицы в 1736 году.
Младен
Црногорчевич писал (1901), что Станевичи имеют редкие по величине размеры: 70 м
в длину и 20 в ширину. Ни один монастырь в Приморье не строился столь высоко.
Упоминание монастыря Станевичи в книге митрополита Василия Петровича Негоша "История о Черной Горы", 1754 |
В 1768 и 1769 годах венецианские войска вновь предпринимали нападения на Станевичи. Монастырь опять был разграблен и разрушен. Но владыка Сава отстроил его в 1770 году. В 1780 году в обновленном монастыре он открыл начальную школу и школу для церковных послушников. Одним из учеников был будущий митрополит Петр I Петрович Негош. Митрополит Сава умер в 1781 году в монастыре Станевичи, где и был похоронен. После того как Станевичи отошли Австро-Венгрии его прах был был перенесен в Цетинский монастырь. (По другим сведениям, Сава скончался в Цетине)
Еще одно
нападение на Станевичи венеты совершили в 1786 году. Однако информации о
разрушениях я не нашел.
Главный вход в монастырь Станевичи |
Монастырский |
Вход во внутренний двор монастыря |
Святая Троица над входом |
Монастырь Станевичи |
МИТРОПОЛИТ
ПЁТР ПЕРВЫЙ ПЕТРОВИЧ НЕГОШ
Свака је
лоза једном никла, пак се временом разгранала и жилама учврстила.
Каково
семя, таково и племя.
Во
времена митрополита Петра I Петровича Негоша (1747/48 - 1830) монастырь Станевичи
становится одним из главных духовных центров Черногории и Приморья. Владыка
называл обитель «второй столицей Черногории». Святой Петр много времени проводил
здесь в период с1790 по 1809 год.
Именно в
Станевичах Петр I в 1786 году впервые в Черногории посадил клубни картофеля,
привезенного из России. Младен Црногорчевич в своей книге «Crkve i manastiri u općini
Budvanskoj» (1901) пишет, что черногорцы и приморцы до этого момента ничего не
знали об этой культуре, и «с тех пор они не знают голода». Вскоре «русская
картошка» стала одним из основных продуктов черногорского рациона.
В
Станевичах Петр I написал большое количество посланий (более 30), письма со
словами наставления для духовенства и народа Черногории, Брда и Приморья. Под
сводами монастыря Святой Петр вместе с черногорскими старейшинами разработал и
сформулировал первую часть Законника и опубликовал его в 1798 году. Это была первая
публикация основного закона после законника царя Душана 1346 года (Стефана IV
Душан (1346—1355)). На основании Законника Петра I впервые в Черногории был
избран в качестве центрального органа Верховный суд Черногории и Брда, что послужило
основой для для будущего социального и правового развития Черногории.
В начале
XIX века российско-черногорские отношения дали трещину. В Петербурге сложилось
мнение, что владыка Пётр активно идет на сближение с французами. Чтобы
исправить ситуацию было принято решение применить весьма радикальные меры. Черногорского
митрополита предполагалось низложить и предать суду Русского Святейшего Синода,
а власть в Черногории сменить на более удобную и послушную российскому двору. В
конце 1803 года в Черногорию с особой миссией был направлен генерал-лейтенант
граф Марк Константинович Ивелич. К сожалению, и изначальные предпосылки кризиса
были вовсе не такими, какими их представляли в России, да и дипломат из Ивелича
вышел совсем никудышный. Однако через некоторое время ситуация прояснилась к
взаимному удовольствию российских правящих кругов и черногорского Владыки. Но
всё же виновника всех проблем необходимо было отыскать. «Стрелочником» объявили
секретаря Петра I аббата Франьо Дольчи, которого обвинили в государственной
измене, и приговорили к смертной казни, в соответствие с первым параграфом недавно
изданного Законника. С оглядкой на Петербург обвинение было изменено на «оскорбление,
нанесённое владыке», а смертная казнь заменена на пожизненное заключение. С
конца 1804 года Дольчи отбывал свое заключение в монастыре Станевичи.
Возле
Монастыря Станевичи была выкопана яма размером в несколько аршин (?) и в неё
был брошен Дольчи, а затем его в ней замуровали и оставили отверстие в стене,
через которое можно было просунуть руку, чтобы дать ему хлеб и воду. Здесь он
прожил всего около месяца и умер.
Павел
Апполонович Ровинский «Черногория в её прошлом и настоящем». 1888
Ровинский
пишет, что узник прожил лишь месяц. На самом деле Дольчи пробыл в узилище полгода
и скончался в апреле 1805. Причин смерти приводят множество: естественная
смерть, отравление, удушение … Поговаривают, что его могли уморить голодом,
замуровать живьем, или довести до самоубийства.
После
занятия Боки Которской, французы предприняли несколько военных вылазок в
Черногорию (вспомните Пушкина). В 1808 году они совершили нападение и на
монастырь Станевичи.
МИТРОПОЛИТ
ПЁТР ВТОРОЙ ПЕТРОВИЧ НЕГОШ
Тежа ми
бјаше руга него ли штета!
Не жаль
убытка, а жаль чecти.
Митрополит
Петр II Петрович Негош часто останавливался в Станевичах в начале своего
служения. Считается, что он также написал своё знаменитое произведение «Свет
Микрокосма» и встречался с известными людьми из Приморья и других стран.
Посетил владыку в монастыре и Вук Караджич. Однако Станевичи после смерти Петра
I стали терять свое значение, потому что Петр II больше времени проводит в
монастыре Подмаине, чтобы быть ближе к морю из-за проблем со здоровьем.
Ко
времени Петра II относятся две главные иконы из иконостаса монастырской церкви,
Святой Троицы и Пресвятой Богородицы, которые выполнил знаменитый иконописец
иеромонах Максим Туикович (Максим Тујковић) в 1738 году.
Монастырь
Станевич составляет народное чудо. Это самое большое здание в Черногории.
Долгое время служило оно резиденцией святопочившего Петра; в то время на его
высоких стенах красовались длинные пушки, отнятые у французов и столько раз
отразившие приступ прежних своих властителей. Следы окрестных бойниц едва
приметны, но монастырские стены, испещренные картечью, незыблемы. Станевич лежит
на границе Черногории и Боко-ди-Катаро; он гордится тем, что выдержал несколько
приступов французских войск, в годину их побед и властвования повсюду, и не был
взят; но в Станевиче был тогда преставившийся владыка Петр, а на Адриатическом
море — его знаменитый друг и совоитель Сенявин, всегда готовый к нему на
помощь! Владыке наскучило, наконец, его вечное осадное положение, и он перенес
свою резиденцию и митрополию в Цетин. Потом настало время мира, радостное для
всех, но тяжкое для черногорцев по своим последствиям: оставляем грустное
воспоминание о нем!
Егор Петрович
Ковалевский "Четыре месяца в Черногории". 1872
Описание
монастыря относится к 1837 году, когда, волею случая, капитан Ковалевский был
вовлечен в конфликт между Австро-Венгрией и Черногорией, о котором вы конечно
уже читали (см. расСказку «Делай, что должно, и будь что будет»).
Вскоре
после этого Черногория потеряла свои приморские монастыри. 6 мая 1839, митрополит
Петр II Петрович Негош заключил договор с Австрийскими властями, по которому монастырь
Станвичи был продан за 17 тысяч форинтов. Считалось, что этот шаг усмирит
австрийские территориальные аппетиты в Приморье. За ту же сумму в 1837 году был
продан монастырь Подмаине (Подострог). Подобная судьба постигла и монастырь Подластва. Географическое положение этих монастырей носило стратегический
характер. Поэтому выхода у Негоша не было.
Он прекрасно понимал, что Австрия заберет эти территории если не за деньги, то
силой.
На вырученные
за Подмаине и Станевичи средства, Петр II Петрович Негош выстроил в 1839 году в
Цетинском монастыре новый конак с резиденцией, в народе известной как Бильярда.
Однако некоторые авторы утверждают, что все деньги, полученные от продажи
монастыря Станевичи, использовались Владыкой для покупки пороха и свинца.
Будва. 1869 г. |
Побори атакуют монастырь Станевичи. 1869 Видна перестроенная крыша церкви св. Троицы Гравюра Ilustirte Zeitung, Lajpcig, 13. 12. 1869 |
Побори атакуют монастырь Станевичи. 1869 |
Карта мятежных племен Маркерами обозначены Будва и монастврь Станевичи |
БОКЕЛЬСКОЕ
ВОССТАНИЕ 1869 ГОДА
Главу за
главу, а ране за ране
Око за
око, зуб за зуб.
Бокельское
восстание началось после того как губернатор Далмации и Боки австрийский
генерал Вагнер на сходе старейшин в Будве зачитал указ австрийского императора
Франца Иосифа I о том, что, начиная с 1870 года, местные жители подлежат
военному призыву. К этому времени военный призыв в уже был введен Далмации. Но
жители Боки и австрийского Приморья, по соглашению 1815 года, были от него
освобождены. Вагнер заверил старейшин, что их сыновья не будут призываться для
выполнения военных задач за пределами их племенных территорий. Но они обязаны в
любое время, в составе собственных подразделений, в своей одежде и со своим
оружием, быть готовы служить австро-венгерскому императору.
Рассказывают,
что к Вагнеру подошел старик из Побори Иво Конёвич. Он положил руку на плечо
австрийского генерала и сказал: «Послушай меня, Вагнер. Вот ты собрал много
уважаемых людей в Будву. И все мы думали, что ты скажешь нам что-то хорошее. Но
от лица всех присутствующих, я скажу тебе. Иди к своему императору, и скажи
ему, что он никогда не получит того, что просит. Понял ли ты меня? Вот и
хорошо. Вот и до свидания».
Понимая,
что дело так просто не кончится, и австрийцы теперь будут требовать выполнения
своих условий силой, старейшины отправились за советом к уважаемому всеми Степану
Любише (1824-1878), видному юристу, общественному деятелю и писателю, который в
это время находился в Будве. Любиша во время описываемых событий, был депутатом
австрийского сейма от Национальной партии Далмации. На совещании у Любиши
порешили, что как народ решит, пусть так и будет.
В
монастыре Подластва был объявлен сход племен Маина, Побори, Браичи, Грбаля и
Кривошиие. Единодушно было принято решение о начале восстания.
Побори решили
нанести удар по форту Станевичи.
Гарнизон,
под командованием лейтенанта Вейса, состоял из 33 солдат 27-го егерьского
батальона и 12 артиллеристов. На вооружении австрийцев имелись, по разным
источникам, от двух до четырех пушек.
Повстанцы
окружили укрепление 9/22 октября. Они заняли позиции выше укрепления, и открыли
ружейный огонь по гарнизону, одновременно сверху на австрийцев начали
сбрасывать камни.
Основные
силы восставших скрытно расположились недалеко от монастыря, у церкви Святого
Воскресения. Когда наступил вечер со стороны церкви к Станевичам подошла будванка
Стана Шафран, которая до этого времени регулярно приносила в крепость провизию
и была знакома австрийцам. Побори во главе с Джуро Зецем и Джуро Кнежевичем,
пользуясь плотным туманом, подошли к укреплению почти вплотную. Они находились
у главных ворот форта на расстояние всего десяти метров. Женщина сказала
часовому, чтобы тот открыл ей ворота. Навстречу Стане из крепости вышел офицер
и солдаты. Повстанцы из засады открыли огонь. Офицер и трое солдат были убиты
на месте, остальные отступили внутрь крепости, но не успели закрыть ворота.
Воспользовавшись этим, мятежники ворвались во внутренний двор укрепления.
Есть еще
непроверенные сведения, что восставшие воспользовались тайным подземным ходом,
чтобы проникнуть за крепостные стены.
Побори
заняли нижнюю часть форта. Перестрезка не затихала всю ночь. На
следующий день австрийцы сложили оружие. Шестерых безоружных раненных отправили
в Будву, остальные удерживались в плену. Мертвых похоронили на восточной
стороне у церкви св. Воскресенья. Поскольку не было никакой возможности кормить и охранять пленных, то, взяв с них обещание больше не сражаться с местными
жителями, восставшие отпустили солдат в Будву.
На
третий день после этого события в Станевичи пришел настоятель Поборского
прихода и монастыря Подластва Митрофан Бан. Т.к. повстанцы прервали связь между
Котором и Будвой по суше, Бан не был осведомлен о том, что произошло в
Станевичах, и в Побори оказался для того, чтобы провести крещение. Митрофан
внимательно осмотрел крепость, которая раньше была православным сербским
монастырем. Монастырская церковь Святой Троица не пострадала. Иконостаса не
было, алтарь был сохранен. В церковном хранилище австрийцами был организован
артиллерийский склад. Крыша церкви была удалена. Австрийцы
надстроили стены и соорудили открытую площадку для артиллерийской батареи.
Отдельностоящая колокольня |
Вход в церковь Святой Троицы |
Царские врата церкви Святой Троицы |
Свод апсиды церкви Святой Троицы |
Ковчежки с частицами святых мощей |
Ободренные
победой в Станевичах восставшие 10 октября напали на крепость Горажда и взяли в
кольцо крепость Троица. Гарнизоны Горажды и Троицы активно отстреливались. На
помощь крепостям из Котора в течение 3-х часов были срочно
переброшены два батальона пехотинцев и горная батарея. Еще один пехотный батальон
вышел из Котора через 5 часов. Бой продолжался. Но удача всё больше склонялась
на сторону австрийцев.
Хорошо
вооруженные отряды повстанцев в количестве пятисот-шестисот человек
расположились у Будвы. Для того, чтобы как можно на больший срок оттянуть
возможность австрийского подкрепления, восставшие перерезали телеграфные
провода, перекрыли все дороги, задерживали лодки, которые выходили из Будвы. Мятежники потребовали сдачи будванского гарнизона. Но австрийцы
заперлись в цитадели. Повстанцы установили над городом пушки, захваченные в Станевичах,
и получили возможность обстреливать город. Гарнизон Будвы состоял всего из 70 солдат
под командованием капитана. Основные силы были отправлены в Рисан, для помощи в подавлении волнений в Кривощие. Австрийцы
срочно нуждались в подкреплении.
Ружейная
перестрелка в районах Махина, Побори и вокруг Будвы продолжалась 9 и 10 октября.
11 октября повстанцы двумя отрядами вошли Будву. Восставшие были хорошо вооружены,
в порохе и пулях недостатка не было, у них были две пушки из Станевичей и
несколько пленных австрийских артиллеристов, которых они заставили стрелять по
цитадели. Гарнизон был очень напуган, т.к. местные жители знали все лазейки, по
которым можно было проникнуть внутрь крепости. Перестрелка продолжалась до
рассвета.
Несмотря
на все предосторожности восставших, к Будве от крепости Драгаль, в первый же
день восстания, австрийцами были направлены значительные силы. Понимая всю
серьезность положения, прикрывать Кривошийское направление в Драгале оставили
только 50 солдат 27-го егерьского батальона. Как только генералу Вагнеру
телеграфировали об угрозе, в которой оказалась Будва, он приказал немедленно
27-му батальону, который только что вернулся из Црквице, погрузиться вместе с двумя
пушками на борт парохода “Andeas Hofer”. Высадка егерей и пушек у Будвы прикрывалась
артиллерийским огнем с корабля. Мятежники,
находившиеся в отличной позиции перед Будвой, во второй половине дня 10/23
октября начали интенсивный огонь по защитникам, который продолжался всю ночь,
майор Томас счел необходимым потребовать новые подкрепления от военного
командования в Которе. Согласно приказу генерала Вагнера, пароход “Streiter” вышел
11 октября из Котора в Будву, с новым подкреплением. Он прибыл к осажденному городу
на следующий день, и доставил 48 пехотинцев и 4 пушки с боеприпасами.
После
того как новые части вступили в бой с осаждавшими город, гарнизон
был не только освобожден, но сам начал атаковать восставших.
Позднее австрийцами
были высланы дополнительные подкрепления из Триеста. Армия в 4000 бойцов вскоре
начала уничтожать окружающие Будву селения, которые были загодя покинуты
жителями. В карательной операции австрийским военным всячески помогали местные
католики. Генерал Вагнер издал распоряжение, по которому восставшие, в случае
добровольного прекращения восстания, должны принести присягу австрийскому
Императору и могли беспрепятственно вернуться в свои дома. Австрийцы пытались
провести переговоры, но безуспешно.
Побори и
Маина в течение месяца боролись с австрийской армией и сумели помешать
австрийцам овладеть Станевичами. Однако после того ка они поняли что сопротивление
бесполезно, то подожгли крепость и взорвали здания, прежде чем австрийская
армия вошла завладела бывшим монастырем. Многим из восставших удалось укрыться
от преследования на территории Черногории.
Восстание
было подавлено.
Стефан
Любиша, выступая в Венском парламенте, обвинил Австрию в преступлениях и насилии,
совершенных в Боке: «Вы сожгли и уничтожили шестнадцать брошенных деревень без
какой-либо стратегической необходимости. Вы уничтожили весь урожай целой области,
пищу, вино, маслины, уничтожили семнадцать церквей, сожгли три монастыря, осквернили
ризницы, продали церковную утварь на публичных торгах в Которе и Будве. Вы
оставили человеческие тела в течение четырнадцати дней на съедение собакам.
Тысячи женщин, детей и стариков сегодня остались на пепелищах своих домов…».
После
подрыва и пожара в Станевичах крыши монастырских зданий рухнули, и сохранились
только стены, своды и печи. Внутренняя планировка была едва различима в куче
развалин.
Другие расСказки о Бокельских/Кривошийских
восстаниях:
Форт Космач. 1838 и 1869. Поправка на обман
Кривошия. Форты Драгаль и Янков Врх
СТАНЕВИЧИ.
С 1994 ГОДА И ДО НАШИХ ДНЕЙ
Тешко
мјесту које нема свога свеца, но се туђу моли и завјетује.
Горе
месту, где нет своего храма и должны молиться в чужом.
После
Бокельского восстания монастырь Станевичи пребывал в развалинах. В таком виде
бывший монастырский комплекс находился в течение следующих 120 лет, все более и
белее разрушаясь. Лишь летом 1994 года, когда Митрополит Черногорский и
Приморский Амфилохий (Радович), министр по делам религии Черногории доктор
Слободан Томович и председатель муниципалитета (општины) Будвы г-н Георгий
Прибилович посетили руины, было решено возродить этот знаменитый духовный и
исторический центр. Первым настоятелем стал иеромонах Димитрий Благоевич (1952-2004),
который десять лет, до своей преждевременной смерти, возглавлял восстановление
монастыря. Его ближайший помощник Ефрем Дабанович вспоминает, что в 1994 году к
церкви св. Троицы пройти через завалы было весьма непросто. А когда они с Димитрием
Благоевичем вошли в притвор, то увидели, что весь пол во внутренних помещениях
покрыт навозом, потому что местные крестьяне держали здесь свой скот. В
каменной розетке на западной стене Дабанович увидел змею.
Димитрий
Благоевич скончался в Станевичах, и его могила находится в передней части
монастыря. Работы продолжил иеромонах Ефрем Дабанович, нынешний настоятель
монастыря. В 1995-96 гг. с помощью югославской армии была проложена
автомобильная дорога, затем подвели электричество и приступили к расчистке
завалов и восстановлению монастыря по проекту, который был создан на основе
сохранившихся описаний и рисунков 1768 года.
Реконструкция
монастыря осуществляется на добровольные взносы.
После
того как монастырь был превращен в австрийскую пограничную казарму, иконы были перенесены
в церковь Святого Иоанна в Верхнем Побори. Две из них были восстановлены и возвращены
в монастырь в 2004 году. 15 икон вернулись в Станевичи 24 февраля 2018 года.
Сегодня,
когда восстановление близко к завершению, монастырь представляет из себя внушительный
комплекс, который выполнен в виде удлинённого строения с простыми, строгими
формами и с ярко выраженным характером оборонительного сооружения. Он похож на постройки
в других важных монастырях. Таких как Подмаина, Чельи Добрская, Верхние Брчели
и, в некоторой степени, на монастырь Цетине. Круглая башня, вольты первого
этажа (приземля), отдельная колокольня, являются элементами, с которые можно
увидеть во многих черногорских монастырях.
Монастырский
комплекс состоит из: церкви Святой Троицы, церкви Св. Георгия, монастырского
конака и хозяйственных зданий.
Младен Црногорчевич
писал, что монастырская церковь Св. Троицы имеет длину 9 и ширину 7 метров. Она
сложена, как и многие другие храмы в районе Будвы, из горизонтальных слоев розового
и белого тесаного камня. Из всего комплекса Станевичи храм Святой Троицы сохранился
лучше всего, т.к. избежал подрыва в 1869 году. Церковь расположена в восточной
части комплекса. В продольных стенах и апсиде прорублено по одному окну. Фасад
на высоте пола, снаружи выложен каменным венцом, полукруглого поперечного сечения.
Этот же орнамент повторяется и под крышей. Вход в церковь выполнен в виде арки,
которая расположена на западном фасаде внутри общего здания. Свод правильной полусферической
формы. Единственное архитектурное украшение внутри храма – каменные пилястры с тонкими
капителями. Пол выполнен из каменных плит. Нет никаких признаков того, что
интерьер был когда-либо оштукатурен. Храм Святой Троицы не имеет иконостаса. В
церкви хранится 25 частиц мощей разных святых. Во время владения Станевичами
австрийцы удалили свод и подняли стены для устройства артиллерийской батареи, поэтому
расширенная часть верхняя часть выложена каменными блоками, которые обработаны
грубее, чем оригинальные блоки в стенах.
Я был
приятно поражен качеством подготовки празднования 680-й годовщины
Свято-Троицкого монастыря! Верхнюю часть дороги к Станевичам укрыли асфальтом
буквально «вчера». В начале подъема расчистили площадки для сотен автомобилей.
От автостоянок к монастырю и обратно курсировали бесплатные автобусики. К
вечернему празднованию были подготовлены многочисленные столы. Гостей собралась
не одна тысяча. Среди присутствующих был мэр Будвы и всё городское руководство.
Все внутренние помещения были доступны для осмотра. Для торжественной службы
была выстроена открытая сцена и установлено звуковое оборудование. Литургию вел
Архиепископ Цетинский и Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, который
совершил освящение восстановленного монастыря Святой Троицы и рукоположил в чин
архимандрита Ефрема Дабановича, настоятеля святой обители.
Примечания:
*
Эпиграфы к мини-главам взяты из литературного наследия Степана Митрова Любиши.
Основные
источники информации:
Др. Жарко
Лековић «Повиjесно слово о Стањевићима, другоj духовноj престоници Црне Горе»
РасСказки о монастырях недалеко от
Будвы:
Монастырь Войнич. Последний из Паштровичей
Монастырь Дульево. Выше некуда
Монастырь Войнич. Последний из Паштровичей
Монастырь Дульево. Выше некуда
Монастырь Градиште. Под небом голубым …
Монастырь Прасквица. Чем пахнет история?
Режевичи, Прасквица. Новыя знания - новыя печали
Монастырь Рустово и паштровические легенды
Всё выше и выше, к Святым Спиридонам
Московская святая в Черногории
. |
. |
Архиепископ Цетинский и Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий |
Шикарные фото! Спасибо за интересный рассказ!
ОтветитьУдалитьвот фоты то как раз - моя боль ;-)
Удалить