2018-09-17

Крепости у перевала Суторман. Переписывая заново



Да. Свободного времени у нас достаточно.
Но есть ли у нас время подумать?

      Рэй Брэдбери

Любую задачу можно решить,
надо лишь правильно взяться
и применить верные средства.

      Артур Кларк

Разве есть в жизни что-либо более прекрасное,
чем поиск ответов на вопросы?

      Айзек Азимов




Горный массив Суторман.
Вид со старой дороги Бар-Вирпазар



Написав в сентябре 2015 года отчетную расСказку «Крепости у перевала Суторман. Загадка Павла Ровинского», я решил, что знаю про турецкие укрепления на Суторманщине всё! Однако я был не прав.
Не прав с самого начала – с названия. Я видимо настолько был впечатлён авторитетом Ровинского, что даже просмотрел в его тексте совершенно точное указание. Павел Аполлонович черным по белому написал, что, не являясь очевидцем событий, пересказывает их со слов Александра Викторовича Щербака.

Исправляю ошибку. Давайте читать первоисточник.

Из Вир-Базара в Антивари ведут две тропинки, — одна через Мурач, сильно укрепленный турецкими позициями, другая через форт Суторман. По диспозиции, составленной князем, воевода Пламенац с 7-ю бат., при двух орудиях, должен был идти па Мурач и, не дeлая усиленной попытки завладеть ими, стараться сдерживать неприятеля на месте; другие же 6 бат., при 8 орудиях, с Врбицею, под начальством самого князя, должны были с возможною быстротою идти на Суторман и взять его, во что бы то ни стало.
Черногорцы не медлили. После нескольких часов отдыха, сделав утомительный перевал через горы, они поспешно (29 октября) двинулись дальше. Громадное затруднение представлялось в передвижении орудий. 8 пушек приходилось тащить в гору, большею частью, на плечах и немного на волах, по узкой, зигзагообразной тропинке, которая вследствие дождя и во многих местах глинистаго почвеннаго грунта, сделалась крайне скользкой и вязкой. Несколько черногорцев были задавлены на смерть не раз вырывавшеюся из рук их тяжелой массой стали. Артиллеристские снаряды и мелкия принадлежности орудий несли женщины и дети. Сделав короткий, ночлежный привал в Лимлянах, черногорцы 30 октября к вечеру были у Сутормана и тотчас же, по выборе Врбицею и Циклинским позиций на горных высотах, стали устраивать батареи.
Форт Суторман занимает важное стратегическое положение, находясь на самой высшей точке перевала к Антивари и командуя всею прилегающею местностью. Взять его штурмом представляло огромные затруднения и стоило бы не малых потерь. Всю свою надежду черногорцы возлагали на бомбардировку. Батареи их 31 октября утром были уже вооружены и разом открыли по форту учащенный огонь изо всех орудий. Неприятель с Сутормана отвечал энергично. Лишь только открылась стрельба, как обнаружилось Henpиятнoe обстоятельство: ударныя трубки с 9-ф. и 4-ф. русских орудий, за исключением только нескольких штук, оказались забытыми в Вир-Базаре. Приходилось употреблять неразрывные снаряды. В эту минуту капитану Циклинскому, котораго обступили со всех сторон черногорцы с просьбой помочь как-нибудь горю, пришла в голову мысль заменить отсутствующия ударныя трубки цинковыми винтами. Циклинский разсчитывал, что шарообразная часть шорохи при ударе о стену форта, отделяясь от цилиндрическаго корпуса, даст искру, которая и воспламенит заряд снаряда. Гранаты стали тотчас же насыпать порохом. Попробовали стрелять, вышло удачно и пошли катать без удержу. В форте образовались громадные бреши, часть стены обвалилась. Огонь неприятельский стал ослабевать и, наконец, показался белый флаг. Суторман сдался после двухчасоваго артиллерийскаго огня. Черногорцы забрали 100 чел. пленных, одно орудие и несколько боченков пороху. Позади Сутормана, в разстоянии от версты до двух, находились еще 3 каменных неприятельских блокгауза, на которые Врбица, по взятии форта, повел атаку с 2-мя батальонами. Циклинский же, не меняя позиции, открыл по ним огонь с дистанции тысячи и более сажен.
В это время Пламенац, оставив 3 батальона у Мурачи, с другими 4-мя совершил обходное движение к селению Татдже, лежавшему при соединении двух путей с Вир-Базара на Антивари, позади кул и открыл залпами ружейный огонь с тыла. Неприятель в кулах, услышав в тылу у себя выстрелы и боясь быть совершенно отрезанным от пути отступления, стремительно бросил укрепления и скрылся в горы, кроме нескольких человек, попавших в плен. Таким образом, три блокгауза в короткий промежуток времени и без боя достались в руки черногорцев. Дорога в Антивари сделалась свободной.
      А.В. Щербак «Черногория и ее война с турками в 1877-78 годах». Санкт-Петербург. 1879 г.

Находка книги, написанной очевидцем событий доктором Щербаком, сама по себе является фактом исключительным. Это произведение невозможно было отыскать где-либо в интернете, и Павлу Пономареву пришлось отправиться за ней в Российскую Государственную Библиотеку. И вот теперь можно узнать множество фактов о черногоро-турецкой войне от человека, который всё видел собственными глазами. То, что информацию написанную Щербаком, позднее использовал Ровинский, подчеркивает её правдивость.
Однако одно дело прочитать, а другое найти эти конкретные места и самому прикоснуться к истории. Хотя известно весьма не много, но попробовать всё же стоит. Щербак (и Ровинский) пишут об основной крепости над перевалом (она так и названа «Суторман») и трех блокгаузах. Именно такое количество турецких укреплений я и начал искать.
В апреле 2014 была найдена крепость Суторман, которая на современных топографических картах иногда обозначается под именем «Grad» (Castle in Sutorman), в октябре того же года я дошел до кулы Црны Крш. Этот бывший турецкий блокгауз особо и искать не надо. Он прекрасно виден сверху, со старой дороги Бар-Вирпазар, или снизу, от монастыря Рибняк.
Кула Любия тоже нанесена на некоторые топографические карты. На Гугли-картах можно обнаружить на её месте что-то невзрачно-расплывчатое. Но все же координаты, снятые с Гугли, оказались вполне правдоподобными, и в октябре 2015 года мне с большим трудом, но всё же удалось добраться по крутому склону до руин этого укрепления.
Тогда же я и избрал самый простой путь – подогнал решение задачи под известный ответ. Оставалось найти всего один блокгауз. И зачем же его искать, если прямо у перевала стоит указатель «Tvrdoč Sutorman»? Не прошло и двадцати минут, как я оказался на вершине небольшого каменистого холма, где, в гуще кустов и всяческих колючих лиан, скрывались какие-то груды камней. Я уже тогда высказал свои сомнения: место совершенно ничем не напоминало разрушенное укрепление. Но ведь написано же Tvrdoč!
К тому, что «написано» в Черногории надо относиться с чрезвычайной осторожностью. Один из самых показательных примеров – ложное название крепости над Сутоморе. И на некоторых картах, и на знаках эта крепость обзывается как «Haj-Nehaj». Однако в действительности крепость на горе носит только половину этого титула «Nehaj», а крепость Haj находится от неё почти в двух километрах, почти на берегу моря.
Но у меня на Суторманщине не было даже намёка на какой-либо альтернативный ответ. И я принял подброшенное мне решение как должное. Одна крепость и три блокгауза найдены. Казалось, что дело сделано...


.


В конце 2017 года мне попалась старая австрийская карта, которая (мягко говоря) поколебала мою уверенность в собственной правоте.
Sutorman, Kula Lubia, Kula Cernikamen – все эти места были мне уже известны. Но вот никакого «тврдоча Суторман» у австрийцев не отмечено. Зато на карту была нанесена точка с названием «Kula Vijet». Значит сомнения мои были вовсе не беспочвенны! Значит надо вновь начинать поиски.
Но проблема в том, что австрийская карта не желала привязываться к современным координатам. Покрутив её так и эдак, я записал для себя координаты двух точек, больше всего соответствующих возможному местоположению бывшего турецкого укрепления. Т.к. время до очередных горных поисков у меня ещё было, я занялся поисками в исторических источниках. После долгого и безуспешного перебирания многочисленных интернет ресурсов, я обнаружил единственное упоминание неуловимой кулы в книге словенского автора Симона Рутара: Simon Rutar «Iz Bara v Podgorico» / Slovenski narod / 1891.

<Дорога> выходит на вершину седла Суторман, которое находится примерно в 800 метрах над морем. Здесь нет никакого вида, ни на Адриатическом море, ни на Скадарское озеро, потому что все вокруг заросло деревьями.
Единственное, что можно увидеть, это то, что на расстоянии около 100 метров на восточной стороне над седлом, находится турецкая крепость, из которой поднимается круглая башня. За ней стоят еще две кулы (Lubija и Vijet), которые также использовались для защиты прохода через седло Суторман. Теперь все эти крепости заброшены, и уже разваливаются.



.

.

.

.


Оставив автомобильчик отдыхать на обочине, я отправился дальше пешком, высматривая место, где было бы удобнее пробраться через придорожные заросли и начать подъем.

<Лес> производил чарующее впечатление: вступая в него, вы как будто отделяетесь от остального Mиpa; кругом мертвая тишина и едва слышен шорох собственных шагов от ступанья по мягкому перегною, устланному сверху слоем слёгшихся уже листьев <…> Кругом высота, стройныя буковыя деревья, смешанныя с дубом, ясенем и кое-где с кленом <…> А перед нами прямо вдали виднелись безчислснные верхи гор, между которыми трудно вообразить что-нибудь жилое…
       П.А. Ровинский «В новых владениях Черногории» (1881 г.)



Каменная осыпь.
Осталось только дойти до её верха

Вид в сторону перевала Суторман, старого итальянского туннеля,
крепостей Суторман и Любия

Руины кулы Виет


И сегодня описание Павла Аполлоновича Ровинского удивительно точно. Мне остаётся лишь добавить, что шел я, быстро набирая высоту. Через некоторое время лес расступился. Я оказался на нижнем краю обширной и почти голой каменной осыпи. Где-то на самом верху находится одна из намеченный мной точек. Макушка осыпи поросла кустами и молодыми деревьями. Сквозь заросли выхожу на небольшую поляну и … здравствуй, кула Виет!

.

.

.

.



Кольцо диаметром метров десять из плохо обработанных камней, высотой не выше колена, заросло кустами. В его середине раскинул ветви молодой дубок. Вокруг разбросаны блоки из камней, скреплённые еще не потерявшим свою силу цементным раствором. За кулой, со стороны Црмницы, уперлись в небо голые вершины горных пиков. Далеко внизу видна Барская бухта и новый город, ближе - кула Црны Крш и впадина, в которой находится монастырь Рибняк и селение Зубцы. Современной дороги за зарослями почти не видно. На северо-западе прекрасно просматриваются вершины, на которых находятся развалины крепости Суторман и кулы Любия. Нет никаких сомнений в том, что благодаря старой австрийской карте и описаниям Щербака и Рутара я наконец закончил свои суторманские поиски, и теперь можно подводить окончательные итоги.

Вид в сторону (нового) Бара, Барской бухты, селения Зубцы,
монастыря Рибняк и кулы Црны Крш

Кула Црны Крш и монастырь Рибняк




Турецкие укрепления у перевала Суторман:
Крепость - tvrđava Sutorman - 42.1575, 19.11
Блокгауз - kula Lubija - 42.15472, 19.11417
Блокгауз - kula Vijet - 42.15274, 19.1204
Блокгауз - kula Crni Krš - 42.141596, 19.123619


Вид на хребет Суторман в сторону Црмницы и Скадарского озера

Виден заброшенный югославский пионерский лагерь,
от которого начинается подъем к куле Любия



Книги Щербака и Ровинского можно скачать по ссылкам:

 

РасСказки о турецких укреплениях у перевала Суторман:
Кула Рымник / Скалица
Крепости у перевала Суторман. Переписывая заново
Крепости у перевала Суторман. Загадка Павла Ровинского
Кула Црны Крш.Счет 2:2

О кукушкином гнезде, суторманских феях и планах … сбывшихся, и не очень



Комментариев нет:

Отправить комментарий