27 апреля 2014 г.

О кукушкином гнезде, суторманских феях и планах … сбывшихся, и не очень



Встав по-московски рано, а по-черногорски вообще ни свет ни заря, я высунул нос на улицу … серо, уныло … с пальмы капает …



М-да! Не радостно!
Низкие, лохматые тучи седыми лоскутами сползают с гор на побережье. Ветра нет, и нет никакой надежды на какое-либо улучшение погоды. Дождя нет … пока. Но есть стойкая уверенность в том, что он готов прыснуть в любую минуту.
Позавчерашний недосып и вчерашний Виньяк (за встречу!) отразились слабостью в конечностях, которую просто необходимо было срочно исправить большой чашкой кофе. И жить сразу стала лучше, но, увы, не веселее. Для позитива явно не хватает солнца!
Мобила заученно исполняет «черного кота». В трубке молодой и жизнерадостный голос Кости: «Ты же хотел на Суторман. Давай мотанём пока нет дождя.»
Собственно, а почему бы и нет?

Завожу своего конька-горбунька. Потихоньку выдвигаюсь из нашего захолустья в сторону Бара. Подхватываю Костю, и через Буртаиши, начинаем взбираться все выше и выше.
Вот оно – счастье! Выглянуло солнышко, и мы даже решились скинуть крышу. Таки кабриолет у нас или што?!
Поворот от Туджемили. Стелла, установленная в честь событий 1042 года. И вот уже слева, на одиноком утесе прекрасно видна маленькая крепость Кула Црны Крш (Черный Камень). 



Видит око, да зуб не ймёт! Подходов к крепости мы не знали, поэтому решено было оставить её на потом (1). Едем дальше  Следующая остановка: «тоннель Суторман».

Бар во всей красе

***

Историческая справка.

Первая железная дорога на территории, которая сегодня принадлежит Черногории - австро-венгерская узкоколейка, (колея 760 мм) Габела – Зеленика, была построена в 1901 году.
После Берлинского конгресса Черногория наконец получила выход к морю.
Однако Берлинский договор давал право Австро-Венгрии прийти к соглашению с правительством Черногории о возможности строительства железнодорожного пути из Зеленики через Бар и Ульцынь в Шкодер в полосе вдоль побережья княжества. Конечно эта идея для Черногории была неприемлема. Австро-Венгрия неоднократно обращалась к князю Николе с предложением о строительстве на собственные средства, но получила отказ. Черногории пришлось приложить серьезные дипломатические усилия и идти на различные хитрости для того, чтобы этот проект не был реализован.

Какя уже писал раньше, весной 1905 года, при поддержке итальянцев, началось строительство порта в гавани Бар. 23 марта с королевской яхты «Румия» был сброшен закладной камень, на котором было выгравирована дата с монограммой Николы и со словами: «Пусть это дело будет в добрый час, удачный для государства и всего народа Черногории» (“Neka ovaj rad bude u dobri čas, srećan za državu i sav narod crnogorski”).

И конечно очень важным делом стало соединение Бара с остальной частью Черногории железнодорожным сообщением.
Еще с 90-х годов XIX века Черногория активно общалась с Францией по поводу строительства железных дорог в княжестве. Обсуждался даже проект транс-балканской дороги от Дуная к Адриатическому морю. Были попытки заинтересовать строительством Россию, Нидерланды и Бельгию.
Наконец в декабре 1905 года было создано черногорско-итальянское общество по строительству железной дороги. В 1906 году был заключен контракт с итальянцами на строительство. Работы по настоящему первой черногорской железной дороги Бар – Вирпазар (колея 750 мм), началась в марте 1906 года с туннеля под горой Суторман. Первый локомотив прошел из Бара в Вирпазар 26 сентября 1908 года. Линия была официально открыта для регулярного движения железнодорожного транспорта 29 октября 1908 года

Бар. Железная дорога. Ворота в порт.
 
Станция Бар.
Станция Бар.
 
Станция Бар. 1910 год.

Паровозы Sutorman и Lovcen. Фотография 1989 года.

Паровоз Lovcen (1910). Фотография 1989 года.

Паровоз Sutorman (1910). Фотография 1989 года.

Паровозы для этой железной дороги были заказаны в Берлине. Паровоз «Sutorman», выпуска 1910 года, в настоящее время установлен на постамент у современной железнодорожной станции «Бар».

Паровоз "Суторман"
 
Из-за турецкой близости был отвергнут проект дороги Бар – Муричи, а выбрана не самая короткая, но более безопасная (в политическом смысле) трасса. Дорога начиналась у Пристани в Барской бухте, в 1,5 м над уровнем моря, и уходила серпантином с резкими поворотами в сторону горного массива Суторман, который отделяет Барскую равнину от бухты Црмничке (Crmničke). 

1908 год



Горный массив на высоте 660 м над уровнем моря был пробит тоннелем длинной 1969 метров (по другим источникам: длина 1300 м), ширина 3,5 м, высота 4,5 м, затем дорога выходила к Вирпазару, на крайнем севере Скадарского озера, на высоте14 м над уровнем озера. 

Станция "Суторман".
Туннель был окончательно пробит 17-18 марта 1908 года

Вирпазар. Торжественное открытие железной дороги.

Путь, который по воздуху, по прямой составляет 18 км, получился длинной 43,3 км.
В строительстве использовались стальные рельсы, которые укладывали на стальные шпалы.

Вирпазар

 
Вирпазар 1910

Рабочая скорость поездов составляла 18 км/ч для пассажирских перевозок, и 12 км/ч для грузовых. Максимальная скорость - 25 км/ч
Было запланировано продолжение этой линии от Вирпазара в Цетинье, но работы на этом участке даже не были начаты, в связи с отсутствием финансирования, и началом Первой мировой войны.

Пример расписания 1909 года:
9,10    Bar
9.16    Popovići
9.40    Zupci
10:08 Tuđemili
10.45 Sutorman
11.15 Dubrava
11.32 Limljani
11.50 Boljevići
12.05 Virpazar

2.50    Virpazar
3.05    Boljevići
3.25    Limljani
3.40    Dubrava
4.20    Sutorman
4.55    Tuđemili
5.23    Zupci
5.39    Tuđemili
5.45    Bar

Железная дорога Бар – Вирпазар действовала до 29.11.1959 года. Позднее была полностью разобрана.

ж-д билет. 1957

Небольшой фильм о железной дороге Бар - Вирпазар 1959 года


Александр Башмаков в своей книге "Через Черногорию в страну диких Гегов" (1913) писал: "Естественною заботою правителей этой страны должно быть стремление к проложению полезного применения и выхода народных сил. Этот вопрос тесно связан с предстоящею железнодорожной политикой, которая еле зарождается.
Конечно, постепенное развитие железнодорожной сети внутри страны есть дело неизбежное в ближайшие годы."


Интересный факт.
К 1959 году в Черногории оказалось аж четыре (4!) стандарта ширины железнодорожной колеи!

  • Бар - Вирпазар: Итальянский стандарт 75 см;
  •  Из Герцег Нови и Игало в Требине и Дубровник: Австро-Венгерской стандарт 76 см. Такой же стандарт был у железной дороги Зеленика - Никшич - Билеча;
  • Нижняя Плавница - Подгорица: «промышленная колея» 60 см;
  • Tитоград - Бар: нормальная европейская колея.
***



 Так, вспоминая всякие исторические подробности, мы добрались до старого туннеля. От станционного строения не осталось и следа. Но вход (въезд) в со стороны Бара сохранился прекрасно. Людской труд оказался сильнее времени, а вандалы ограничились лишь воровством некоторых металлических деталей.
Пройдя всего несколько шагов внутрь туннеля, мы поняли, что дальше идти не стоит. Вода со свода после недавних дождей не просто капает, а льёт струями.
Вот такое, промокшее насквозь кукушкино гнездо!



Кстати, далеко не все знают, что узкоколейные железные дороги в народе получили название «кукушка», а в черногорских исторических материалах я такой термин вообще не встречал на разу.
Костя вспомнил, об удачной попытке проезда по всему туннелю на Сузуки Самурае. И хотя третий Гольф не намного шире Самурая, но на такую поездку без предварительной разведки я не решился. Мне всё же удалось проехать туннель насквозь. Но случилось это гораздо позднее, в январе 2017 года.
Вышли обратно к машине … ой-йой-йой! Скорее накидываем кабрио-крышу на место! Дождь!
***
Что делать дальше?
Нами заранее обсуждался план поиска крепостей над перевалом Суторман. По весьма скудным сведениям их там должно быть две: Град и Любин Град (2).
Если погуглить по слову «Суторман», то вы обязательно наткнетесь на легенду о местных феях, их золотых монетах и печальном исходе. В этот раз феи реально плакали проливным дождем ... а может они рыдали от смеха над нами?
 
перевал Суторман
 Наперекор погоде мы продолжили путь в сторону перевала. А уж раз добрались до перевала, то решили попытаться, и хотя бы одну крепость отыскать.


                                                                                                                                                        Костя
Подождав когда дождь немного прекратиться, поползли вверх по камням, обросшим скользким от воды мхом, продираясь через заросли кустарника. Уже через пять минут мы были мокрые с ног до головы. Но это нас уже не могло остановить!



Наконец горные заросли редеют, и мы оказываемся где-то среди низких дождевых туч, а на верхушке громадной, каменной, почти голой скалы, изрытой глубокими расщелинами, мы видим груду камней – крепость! Мы нашли её!


 

Докарапкавшись до крепостных стен, мы поняли, что укрепление было когда-то достаточно большим. Но вот сегодняшнее состояние весьма плачевно. Раствор, некогда скреплявший камни крепостной кладки, сейчас больше напоминает древесную труху. Грубые каменные блоки практически ни чем не скреплены. Повсюду видны следы совсем свежих обрушений.  

Заоблачная крепость Град

Стены рушатся прямо на глазах

Крепость рассыпается прямо на глазах! И это вовсе не оборот речи. Есть места, где прислонившись к каменной кладке вы рискуете полностью ее обрушить.
Да уж, это явно не австрийское качество, с которым приходится сталкиваться в крепостях вокруг Боки.



Так что, если вы тоже захотите своими глазами увидеть эту крепость, то следует поторопиться.
Верх утеса и внутреннее пространство руин сильно заросло деревьями и кустарниками. Заросли скрывают месторасположение остатков стен и строений настолько, что я не возьмусь нарисовать хотя бы приблизительный план укрепления.



К моему громадному сожалению об обеих крепостях на Сутормане мне не удалось узнать ровным счетом ни-че-го! Весь интернет перерыл совершенно безрезультатно (см. дополнение).
Так что кроме названий и местоположения ничего другого я о них не знаю.
Теперь же ясно еще немного: крепость Град построена турками.


Перевал Суторман. Вид из крепости
 
Нашего черненького конька можно разглядеть лишь при приличном увеличении.
Дополнение. Октябрь 2014 г.
Вот, что удалось найти о крепости Град в книге Павла Ровинскикого «В новых владениях Черногории» (1881 г.)


Чтобы прекратить набеги цермничан через Суторман, скадарский вали, Измаил-паша, после 1862 года построил на верху его крепость, с которой можно было обстреливать всю рав­нину Цермницы; а Австрия тоже воздвигла крепостцу на Просеке, над селом Глухи-дол. В настоящее время обе эти крепости разрушены: австрийцы разрушили свою сами, вследствие её ненадобности, так как при добрых отношениях никогда нельзя бояться Черногорья, а турецкая пала во время последней войны. Взятие этой крепости имело важность для целой экспедиции черногорцев против Бара: господствуя над равниной Црмницы, она еще крепче защищала другую сторону Сутормана, которая притом не могла дать проходящему войску никакого прикрытия, так как лес с той стороны был весь уничтожен. Говорят, что турецкое правительство предлагало громадную сумму за лес, находящейся на стороне Цермницы, и уже некоторые согласились было, но этому воспротивился воевода Пламенац и продажа, на счастье Черногорья, не состоялась: в настоящем случае лес пригодился, как нельзя больше. Пользуясь его прикрытием, черногорцы, 6 батальонами с 8-ю орудиями, взобрались на верх Сутормана, выбрали позиции и начали бомбардировать крепость, которая тоже отвечала им довольно жарко, не столько впрочем пушечной пальбой, так как там была лишь одна пушка, сколько из ружей английской системы, которые бьют очень далеко и метко. Она держалась крепко еще потому, что занимала позицию гораздо выше черногорских. Но часть черногорцев обошла крепость со стороны озера, взгромоздилась на скалу, стоявшую как раз над крепостью, и сверху открыла ружейную пальбу в людей, находившихся при пушке и засевших с ружьями у люнетов. Это окончательно смутило турок, и они сдались после двухчасовой перестрелки. Три блокгауза, стоявшие вдоль спуска с Сутормана, также сдались, когда увидали, что не мог устоять их главный форт, и таким образом путь к Бару сделался свободен.

И конечно очень ценна подробная информация из книги А.Щербака "Черногория и ея война с турками 1877-87" 
Цель его <Николы I> заключается теперь в завоевании Антивари. Первым шагом к достижению этого служит взятие форта Суторман, составлявшая ключ укреплений, расположенных кругом Антивари.
… Форт Суторман занимает важное стратегическое положение, находясь на самой высшей точке перевала к Антивари и командуя всею прилегающею местностью. Взять его штурмом представляло огромные затруднения и стоило бы не малых потерь. Всю свою надежду черногорцы возлагали на бомбардировку. Батареи их 31 октября утром были уже вооружены и разом открыли по форту учащенный огонь изо всех орудий. Неприятель с Сутормана отвечал энергично. Лишь только открылась стрельба, как обнаружилось Henpиятнoe обстоятельство: ударныя трубки с 9-ф. и 4-ф. русских орудий, за исключением только нескольких штук, оказались забытыми в Вир-Базаре. Приходилось употреблять неразрывные снаряды. В эту минуту капитану Циклинскому, котораго обступили со всех сторон черногорцы с просьбой помочь как-нибудь горю, пришла в голову мысль заменить отсутствующия ударныя трубки цинковыми винтами. Циклинский разсчитывал, что шарообразная часть шорохи при ударе о стену форта, отделяясь от цилиндрическаго корпуса, даст искру, которая и воспламенит заряд снаряда. Гранаты стали тотчас же насыпать порохом. Попробовали стрелять, вышло удачно и пошли катать без удержу. В форте образовались громадные бреши, часть стены обвалилась. Огонь неприятельский стал ослабевать и, наконец, показался белый флаг. Суторман сдался после двухчасоваго артиллерийскаго огня. Черногорцы забрали 100 чел. пленных, одно орудие и несколько боченков пороху. Позади Сутормана, в разстоянии от версты до двух, находились еще 3 каменных неприятельских блокгауза, на которые Врбица, по взятии форта, повел атаку с 2-мя батальонами. Циклинский же, не меняя позиции, открыл по ним огонь с дистанции тысячи и более сажен.
В это время Пламенац, оставив 3 батальона у Мурачи, с другими 4-мя совершил обходное движение к селению Татдже, лежавшему при соединении двух путей с Вир-Базара на Антивари, позади кул и открыл залпами ружейный огонь с тыла. Неприятель в кулах, услышав в тылу у себя выстрелы и боясь быть совершенно отрезаннымъ отъ пути отступлешя, стремительно бросилъ укрепления и скрылся в горы, кроме нескольких человек, попавших в плен. Таким образом, три блокгауза в короткий промежуток времени и без боя достались в руки черногорцев. Дорога в Антивари сделалась свободной.


Сползали с утеса к перевалу мы другим, более пологим и проходимым путем.
У подножья нам на встречу попались пара мужиков, которые на вопрос про вторую крепость толком ничего не ответили.
Что же – будет время - надо будет поискать самим.
Одно я понял точно. Мой первоначальный план: пройти по туннелю насквозь, со стороны Бара в сторону Вирпазара, а потом взобраться на Суторман со стороны Скадара и пройти обратно по верху, в поисках крепостей, совершенно невыполним.
«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги»
Пройти весь путь сверху по горе очень тяжело.


Весна в горах.

Как-то неожиданно, сама-собой получилась довольно приличная по объему запись.
Надеюсь, у вас хватило терпения хотя бы пролистать её до конца.

  Примечания:
1. До кулы Црны Крш я добрался в апреле 2014 года
2. Позже нашел я и еще два блокгауза: Любин Град и кулу Виет.


9 комментариев:

  1. И когда ты только всё успеваешь?!

    Отчет захватывающий, представляю себе - как же там было ЗДОРОВО!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. гораздо больше времени надо, чтобы подготовить отчет ;-)
      а вообще фишка в том, что я всё заранее весьма тщательно подготовил и договорился с нужными людьми :-)
      без их помощи я бы не успел выполнить и четверти намеченного.

      Удалить
  2. Анонимный14 мая 2014 г., 13:50

    Да, жаль, что меня там с вами не было...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так ведь всё в спешке великой! :-)
      Но этот угол еще не освоен до конца. Надо будет возвращаться обязательно -)

      Удалить
  3. Олег. Корольков14 мая 2014 г., 16:48

    Хоть погода и не пофартила..
    Получился рассказ.
    Вот еще бы про фей поподробнее

    ОтветитьУдалить
  4. Здорово вышло. У тебя талант)

    ОтветитьУдалить
  5. Молодца - очень хорошая тема! Живу в ЧГ 7 лет - но лучше записей не видела.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. страшно подумать, сколько бы пришлось писать, если бы была доступна историческая информация о крепости! ;-)
      а так - раз-два - фоточек накидал, и готово! :-)

      Удалить