2014-04-27

О кукушкином гнезде, суторманских феях и планах … сбывшихся, и не очень

Встав по-московски рано, а по-черногорски вообще ни свет ни заря, я высунул нос на улицу … серо, уныло … с пальмы капает …


.

М-да! Не радостно!
Низкие, лохматые тучи седыми лоскутами сползают с гор на побережье. Ветра нет, и нет никакой надежды на какое-либо улучшение погоды. Дождя нет … пока. Но есть стойкая уверенность в том, что он готов прыснуть в любую минуту.
Позавчерашний недосып и вчерашний Виньяк (за встречу!) отразились слабостью в конечностях, которую просто необходимо было срочно исправить большой чашкой кофе. И жить сразу стала лучше, но, увы, не веселее. Для позитива явно не хватает солнца!
Мобила заученно исполняет «черного кота». В трубке молодой и жизнерадостный голос Кости: «Ты же хотел на Суторман. Давай рванём пока дождя нет.»


Завожу своего конька-горбунька. Потихоньку выдвигаюсь из нашего захолустья в сторону Бара. Подхватываю Костю, и через Буртаиши, начинаем взбираться все выше и выше по старой автомобильной дороге Бар - Вирпазар.
Вот оно – счастье! Выглянуло солнышко, и мы даже решились скинуть крышу. Таки кабриолет у нас или што?!
Поворот от села Туджемили. Стела, которую установили в память о событиях 1042 года. И вот уже слева, на одиноком утесе прекрасно видна маленькая крепость Кула Црны Крш (Черный Камень). 


.

Кула Црны Крш

Бар во всей красе


Видит око, да зуб неймёт! Подходов к крепости мы не знали, поэтому решено было оставить её на потом. Едем дальше.  Следующая остановка: «туннель Суторман».


***

Железная дорога Бар - Вирпазар

Первая железная дорога на территории, которая сегодня принадлежит Черногории - австро-венгерская узкоколейка, (колея 760 мм) Габела – Зеленика, была построена в 1901 году.
После Берлинского конгресса Черногория наконец получила выход к морю.
Однако Берлинский договор давал право Австро-Венгрии прийти к соглашению с правительством Черногории о возможности строительства железнодорожного пути из Зеленики через Бар и Ульцынь в Шкодер в полосе вдоль побережья княжества. Конечно эта идея для Черногории была неприемлема. Австро-Венгрия неоднократно обращалась к князю Николе с предложением о строительстве на собственные средства, но получила отказ. Черногории пришлось приложить серьезные дипломатические усилия и идти на различные хитрости для того, чтобы этот проект не был реализован.

Как я уже писал раньше, весной 1905 года, при поддержке итальянцев, началось строительство порта в гавани Бар. 23 марта с королевской яхты «Румия» был сброшен закладной камень, на котором было выгравирована дата с монограммой Николы и со словами: «Пусть это дело будет в добрый час, удачный для государства и всего народа Черногории» (“Neka ovaj rad bude u dobri čas, srećan za državu i sav narod crnogorski”).

И конечно очень важным делом стало соединение Бара с остальной частью Черногории железнодорожным сообщением.
Еще с 90-х годов XIX века Черногория активно общалась с Францией по поводу строительства железных дорог в княжестве. Обсуждался даже проект транс-балканской дороги от Дуная к Адриатическому морю. Были попытки заинтересовать строительством Россию, Нидерланды и Бельгию.
Наконец в декабре 1905 года было создано черногоро-итальянское общество по строительству железной дороги. В 1906 году был заключен контракт с итальянцами на строительство. Работы по настоящему первой черногорской железной дороги Бар – Вирпазар (колея 750 мм), началась в марте 1906 года с туннеля под горой Суторман. Первый локомотив прошел из Бара в Вирпазар 26 сентября 1908 года. Линия была официально открыта для регулярного движения железнодорожного транспорта 29 октября 1908 года


Бар. Железная дорога. Ворота в порт

Станция Бар

.

Станция Бар. 1910 год

Паровоз Ловчен (1910). 1989

Паровозы Суторман и Ловчен. 1989

Паровоз Суторман (1910). 1989


Паровозы для этой железной дороги были заказаны в Берлине. Паровоз «Sutorman», выпуска 1910 года, в настоящее время установлен на постамент у современной железнодорожной станции «Бар». И еще один паровозик с этой линии сохранился до сих пор. После 1959 года «Ловчен» был перевезен в Подгорицу, и переставлен на тележки с колеей 60 см. Сейчас он установлен возле железнодорожной станции в Подгорице.


Паровоз Суторман на ж/д станции в Баре


  
Из-за турецкой близости был отвергнут проект дороги Бар – Муричи, а выбрана не самая короткая, но более безопасная (в политическом смысле) трасса. Дорога начиналась у Пристани в Барской бухте, в 1,5 м над уровнем моря, и уходила серпантином с резкими поворотами в сторону горного массива Суторман

1908 год. Паровоз "Румия" возле села Зубцы

Мост над Черным потоком

Горный массив на высоте 660 м над уровнем моря был пробит тоннелем длинной примерно 1200 метров (попадается информация, что длинна туннеля 1969 метров, но это не похоже на правду), шириной 3,5 м и высотой 4,5 м. Затем дорога спускалась в Црмницу и на высоте 14 м над уровнем Скадарского озера выходила к Вирпазару. 


Станция "Суторман".
Туннель был окончательно пробит 17-18 марта 1908 года

Вирпазар. Торжественное открытие железной дороги


Реальный путь, который по воздуху, по прямой, составляет 18 км, получился длинной 43,3 км. В строительстве использовались стальные рельсы, которые укладывали на стальные шпалы.


Вирпазар

Вирпазар. 1910



Рабочая скорость поездов составляла 18 км/ч для пассажирских перевозок, и 12 км/ч для грузовых. Максимальная скорость - 25 км/ч
Было запланировано продолжение этой линии от Вирпазара в Цетинье, но работы на этом участке даже не были начаты, в связи с отсутствием финансирования, и началом Первой мировой войны.

Пример расписания 1909 года:
9,10    Bar
9.16    Popovići
9.40    Zupci
10:08 Tuđemili
10.45 Sutorman
11.15 Dubrava
11.32 Limljani
11.50 Boljevići
12.05 Virpazar

2.50    Virpazar
3.05    Boljevići
3.25    Limljani
3.40    Dubrava
4.20    Sutorman
4.55    Tuđemili
5.23    Zupci
5.39    Tuđemili
5.45    Bar

Железная дорога Бар – Вирпазар действовала до 29.11.1959 года. После чего она была полностью разобрана.

Билет. 1957



Небольшой фильм о железной дороге Бар - Вирпазар 1959 года


 

Естественною заботою правителей этой страны должно быть стремление к приложению полезного применения и выхода народных сил. Этот вопрос тесно связан с предстоящею железнодорожной политикой, которая еле зарождается.
Конечно, постепенное развитие железнодорожной сети внутри страны есть дело неизбежное в ближайшие годы.

      Александр Башмаков «Через Черногорию в страну диких Гегов». 1913

 


Интересный факт.
К 1959 году в Черногории оказалось аж четыре (4!) стандарта ширины железнодорожной колеи!

  • Бар - Вирпазар: Итальянский стандарт 75 см;
  •  Из Герцег Нови и Игало в Требине и Дубровник: Австро-Венгерской стандарт 76 см. Такой же стандарт был у железной дороги Зеленика - Никшич - Билеча;
  • Нижняя Плавница - Подгорица: «промышленная колея» 60 см;
  • Tитоград - Бар: нормальная европейская колея.
Кроме паровозиков Ловчен и Суторман, удалось отследить лишь один из эпизодов жизни еще одного локомотива, которые работали на линии Бар-Вирпазар. Паровоз Зета был переставлен на австрийскую колею (76 см) и работал в Герцег Нови. 


.

.

Паровозик Зета в Герцег Нови. 1910

***


Тунель Суторман. Въезд со стороны Бара



Так, вспоминая всякие исторические подробности, мы добрались до старого туннеля. От станционного строения не осталось и следа. Но вход (въезд) в со стороны Бара сохранился прекрасно. Людской труд оказался сильнее времени, а вандалы ограничились лишь воровством некоторых металлических деталей.
Войдя внутрь внутрь, мы поняли, что дальше идти не стоит. Вода со свода после недавних дождей лилась струями.
Вот такое, промокшее насквозь кукушкино гнездо!


.

Кстати, далеко не все знают, что узкоколейные железные дороги в народе получили название «кукушка», а в черногорских исторических материалах я такой термин вообще не встречал на разу.
Костя вспомнил, об удачной попытке проезда по всему туннелю на Сузуки Самурае. И хотя третий Гольф не намного шире Самурая, но на такую поездку без предварительной разведки я не решился. (Мне всё же удалось проехать туннель насквозь. Но случилось это гораздо позднее, в январе 2017 года.)
Вышли обратно к машине … ой-йой-йой! Скорее ставим кабрио-крышу на место! Дождь!


***

От туннеля Суторман к крепости Суторман

Куда дальше держать путь?
Нами заранее обсуждался план поиска крепостей над перевалом Суторман. По весьма скудным сведениям их там должно быть аж четыре штуки. Одна из них известна многим. Црны Крш хорошо виден с дороги.
Если погуглить по слову «Суторман», то вы обязательно наткнетесь на легенду о местных феях, их золотых монетах и печальном исходе. В этот раз феи реально плакали проливным дождем ... а может они рыдали от смеха над нами?


Перевал Суторман
 
Наперекор погоде мы продолжили путь в сторону перевала. А уж раз добрались до перевала, то решили попытаться, и хотя бы одну крепость отыскать.


.

Подождали когда дождь немного прекратиться, и поползли вверх по камням, которые обросли скользким от воды мхом, через заросли кустарников и можжевельника. Уже через пять минут мы стали мокрые с ног до головы. Но это нас уже не могло остановить!


.

Наконец, горные заросли поредели, и мы оказываемся где-то среди низких дождевых туч, а на верхушке громадной каменной почти голой скалы, изрытой глубокими карстовыми расщелинами. На верху скалы груда камней – крепость! Мы нашли её!


.

Дорога <из Вирпазара> представляла большой интерес: она завершалась серией крутых поворотов между великолепными холмами. Хребет слева от нас был местом великой битвы последней войны, когда небольшой черногорский отряд вытеснил большую турецкую армию и захватил Антивари и давно желанное море. Опасность и безрассудство подвига были очевидны уже с дороги, и турки этого явно не ожидали, ибо неверный шаг на эти скалистые высоты означал верную гибель.
Вершина перевала Суторманн (2700 футов) была достигнута примерно за четыре часа, и теперь перед нами раскинулась темно-синяя Адрия, и начался наш извилистый спуск. На перевале до сих пор стоит мощная, но сильно потрепанная крепость, взятая доблестными черногорцами в той памятной битве.
      Reginald Wyon and Gerald Prance «The Land of the Black Mountain. The Adventures of Two Englishmen in Montenegro». 1903

 



.

Крепость оказалась достаточно больших размеров. Но вот её сегодняшнее состояние весьма плачевно. Раствор, некогда скреплявший камни крепостной кладки, больше напоминает древесную труху. Грубые каменные блоки практически ничем не скреплены. Повсюду видны следы совсем свежих обрушений.  


Заоблачная крепость Суторман (Град)

Стены рушатся прямо на глазах

Крепость Суторман (Град)



Крепость рассыпается прямо на глазах! И это вовсе не оборот речи. Есть места, где прислонившись к каменной кладке вы рискуете полностью ее обрушить.
Да уж, это явно не австрийское качество, с которым приходится сталкиваться в крепостях вокруг Боки.


.

Если вы тоже захотите своими глазами увидеть эту крепость, то следует поторопиться, пока еще есть на что посмотреть.
Верх утеса и всё внутреннее пространство руин сильно заросло деревьями и кустарниками. Заросли скрывают месторасположение остатков стен и строений настолько, что я не возьмусь нарисовать хотя бы приблизительный план укрепления.


.

.

О крепостях у перевала Суторман написано очень мало. Немногие сведения о них я нашел позже в работах Александра Щербака и Павлв Ровинского. 


Перевал Суторман. Вид из крепости

Нашего черненького конька можно разглядеть лишь при приличном увеличении


 ***


Дополнение. Октябрь 2014 г.

Самой ценной и полной считаю информацию непосредственного участника черногоро-турецкой войны доктора Щербака. Из книги А.В. Щербака "Черногория и ея война с турками 1877-87": 
Цель его <Николы I> заключается теперь в завоевании Антивари. Первым шагом к достижению этого служит взятие форта Суторман, составлявшая ключ укреплений, расположенных кругом Антивари.
… Форт Суторман занимает важное стратегическое положение, находясь на самой высшей точке перевала к Антивари и командуя всею прилегающею местностью. Взять его штурмом представляло огромные затруднения и стоило бы не малых потерь. Всю свою надежду черногорцы возлагали на бомбардировку. Батареи их 31 октября утром были уже вооружены и разом открыли по форту учащенный огонь изо всех орудий. Неприятель с Сутормана отвечал энергично. Лишь только открылась стрельба, как обнаружилось Henpиятнoe обстоятельство: ударныя трубки с 9-ф. и 4-ф. русских орудий, за исключением только нескольких штук, оказались забытыми в Вир-Базаре. Приходилось употреблять неразрывные снаряды. В эту минуту капитану Циклинскому, котораго обступили со всех сторон черногорцы с просьбой помочь как-нибудь горю, пришла в голову мысль заменить отсутствующия ударныя трубки цинковыми винтами. Циклинский разсчитывал, что шарообразная часть шорохи при ударе о стену форта, отделяясь от цилиндрическаго корпуса, даст искру, которая и воспламенит заряд снаряда. Гранаты стали тотчас же насыпать порохом. Попробовали стрелять, вышло удачно и пошли катать без удержу. В форте образовались громадные бреши, часть стены обвалилась. Огонь неприятельский стал ослабевать и, наконец, показался белый флаг. Суторман сдался после двухчасоваго артиллерийскаго огня. Черногорцы забрали 100 чел. пленных, одно орудие и несколько боченков пороху. Позади Сутормана, в разстоянии от версты до двух, находились еще 3 каменных неприятельских блокгауза, на которые Врбица, по взятии форта, повел атаку с 2-мя батальонами. Циклинский же, не меняя позиции, открыл по ним огонь с дистанции тысячи и более сажен.
В это время Пламенац, оставив 3 батальона у Мурачи, с другими 4-мя совершил обходное движение к селению Татдже, лежавшему при соединении двух путей с Вир-Базара на Антивари, позади кул и открыл залпами ружейный огонь с тыла. Неприятель в кулах, услышав в тылу у себя выстрелы и боясь быть совершенно отрезаннымъ отъ пути отступлешя, стремительно бросилъ укрепления и скрылся в горы, кроме нескольких человек, попавших в плен. Таким образом, три блокгауза в короткий промежуток времени и без боя достались в руки черногорцев. Дорога в Антивари сделалась свободной.


П.А. Ровинский в своей работе «В новых владениях Черногории» (1881 г.) не скрывает, что основную информацию "подсмотрел" у Щербака: 
     Чтобы прекратить набеги цермничан через Суторман, скадарский вали, Измаил-паша, после 1862 года построил на верху его крепость, с которой можно было обстреливать всю рав­нину Цермницы; а Австрия тоже воздвигла крепостцу на Просеке, над селом Глухи-дол. В настоящее время обе эти крепости разрушены: австрийцы разрушили свою сами, вследствие её ненадобности, так как при добрых отношениях никогда нельзя бояться Черногорья, а турецкая пала во время последней войны. Взятие этой крепости имело важность для целой экспедиции черногорцев против Бара: господствуя над равниной Црмницы, она еще крепче защищала другую сторону Сутормана, которая притом не могла дать проходящему войску никакого прикрытия, так как лес с той стороны был весь уничтожен. Говорят, что турецкое правительство предлагало громадную сумму за лес, находящейся на стороне Цермницы, и уже некоторые согласились было, но этому воспротивился воевода Пламенац и продажа, на счастье Черногорья, не состоялась: в настоящем случае лес пригодился, как нельзя больше. Пользуясь его прикрытием, черногорцы, 6 батальонами с 8-ю орудиями, взобрались на верх Сутормана, выбрали позиции и начали бомбардировать крепость, которая тоже отвечала им довольно жарко, не столько впрочем пушечной пальбой, так как там была лишь одна пушка, сколько из ружей английской системы, которые бьют очень далеко и метко. Она держалась крепко еще потому, что занимала позицию гораздо выше черногорских. Но часть черногорцев обошла крепость со стороны озера, взгромоздилась на скалу, стоявшую как раз над крепостью, и сверху открыла ружейную пальбу в людей, находившихся при пушке и засевших с ружьями у люнетов. Это окончательно смутило турок, и они сдались после двухчасовой перестрелки. Три блокгауза, стоявшие вдоль спуска с Сутормана, также сдались, когда увидали, что не мог устоять их главный форт, и таким образом путь к Бару сделался свободен.


Крепость Суторман. Фотография Alex Alishevskikh

Крепость Суторман. Фотография Alex Alishevskikh

***

Сползали с утеса к перевалу мы другим, более пологим и проходимым, путем. У подножья нам на встречу попались пара селян, которые на вопрос про вторую крепость толком ничего не ответили. Что же – будет время - надо будет поискать самим. (Дополнение: все суторманские укрепления позднее были найдены)


.

9 комментариев:

  1. И когда ты только всё успеваешь?!

    Отчет захватывающий, представляю себе - как же там было ЗДОРОВО!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. гораздо больше времени надо, чтобы подготовить отчет ;-)
      а вообще фишка в том, что я всё заранее весьма тщательно подготовил и договорился с нужными людьми :-)
      без их помощи я бы не успел выполнить и четверти намеченного.

      Удалить
  2. Анонимный14 мая, 2014

    Да, жаль, что меня там с вами не было...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так ведь всё в спешке великой! :-)
      Но этот угол еще не освоен до конца. Надо будет возвращаться обязательно -)

      Удалить
  3. Олег. Корольков14 мая, 2014

    Хоть погода и не пофартила..
    Получился рассказ.
    Вот еще бы про фей поподробнее

    ОтветитьУдалить
  4. Здорово вышло. У тебя талант)

    ОтветитьУдалить
  5. Молодца - очень хорошая тема! Живу в ЧГ 7 лет - но лучше записей не видела.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. страшно подумать, сколько бы пришлось писать, если бы была доступна историческая информация о крепости! ;-)
      а так - раз-два - фоточек накидал, и готово! :-)

      Удалить