2014-01-16

Румия. Королевская яхта, уничтоженная дважды


Обратил внимание на то, что многие мои расСказки имеют явный крен (словечко к месту!) в морскую тематику.
Почему?
Да потому, что «береговые» черногорские расСказки я отложил до «личной встречи». Вот ужо доберусь! А пока ... опять про море!


.


Вместо вступления

Чем больше читаю, тем больше убеждаюсь, что черногорцы народ совсем не морской. Они равнодушны к морю, почти не имеют собственной морской истории и, соответственно, такую историю мало ценят.
- Как же так?! - удивится читатель, который вот только этим летом проехал на экскурсионном автобусе вдоль удивительно красивого черногорского побережья … 
- А как же сотни кораблей в Боке еще в 16-17-м веках? А как же знаменитые капитаны из Пераста? – спросит читатель, который не только фотографировался на фоне остова Св. Стефана, но еще и в пол уха слушал экскурсионного гида.
Так вот в самих этих вопросах и есть ответ.
Капитаны из Пераста, как собственно и все бокели, – это не черногорцы.
Напомню слова Петра Андреевича Толстого: «Приплыли мы к местечку, которое называется Пераста, и есть в нём много сербов, которые суть веры греческой. ... Блиско помяненных мест живут вольные люди, которые называются черногорцы. Те люди веры христианской, языка словенского и есть их немалое число. Никому не служат, временем войну точат с турками, а временем воюются с венетами.»
Ох, как долго у «вольных людей черногорцев», со времени посещения Боки графом Толстым, не было возможности на законном основании побросать камушки с берега в Ядранское море.
Ах, как хотели они прорубить своё окно в Европу! Как надеялись на то, что Бока достанется им после победы над Наполеоном. Не свезло! Лакомый кусок достался более сильному европейскому соседу – Австро-Венгрии.
Пришлось ждать еще.


Бар.  1876 г.

Карта русского генерального штаба ~ 1890 года
Наконец-то Черногория получила выход к морю от города Бара до реки Бояны


Лишь в 1878 году Черногория получила выход к морю. Отобрали черногорцы у турок кусок побережья в районе города Бар.
И вот наконец приблизились мы непосредственно ко времени, в котором происходили события, заинтересовавшие меня. Вот только напомню любознательному читателю, что тот Бар, который можно видеть сейчас, совершенно не похож на Бар конца века девятнадцатого и начала века двадцатого. Не было в Баре никакого порта. Да и самого города у моря, по сути, тоже не было.


Барская бухта. 1905 г.

Яхта Rumija. Улцинь, 1905


10 марта 1905 года с борта княжеской яхты «Румия» был сброшен в воду Барской бухты первый камень будущего порта. В первом десятилетии XX века у полуострова Волуицв была построена пристань. Да не просто пристань, а «Пристань». Именно так – с большой буквы – она обозначается во всех местных исторических источниках. Именно так и назывался новый город на берегу моря.


Бар. Пристань. 1908 г.


Неудавшаяся задумка

Изначально задумка у меня была иная. Выбирая себе «историческую жертву» я думал написать сразу о двух яхтах двух балканских правителей. Обе носили название Galeb (Чайка). Первая принадлежала черногорскому королю Николе, вторая – маршалу Тито.
Но вот беда! Хотя в разное время у Николы было десять (!) яхт. Но информации о них такой мизер, что и писать практически не о чем.*
Больше всего сведений удалось отыскать о последней морской яхте короля «Румии». Поэтому о ней и будет речь ниже.



Героическая прошлое

Яхта короля Николы I Петровича “Rumija” была гордостью и самым красивым кораблём совсем крошечного черногорского флота. Винтовая, двухмачтовая яхта, длинной 47,78 метра и шириной 6,1 метра, водоизмещением 140 тонн, приводилась в движение паровой машиной. Турецкий султан Abdul Hamit купил её в Англии и подарил князю Николе. Под названием “Zaza”, яхта с турецкой командой пришла в Черногорию в канун нового 1905 года. 3 января корабль принял черногорский экипаж. Два дня спустя, загруженная 15-ю тоннами угля, яхта вышла в Боко Которский залив.
Первые месяцы “Заза” возила королевскую семью от Котора до реки Бояны. Во время плавания наследника Данилы по реке Бояна, 28 июля 1905 года, было принято решение изменить название на “Rumija”. В январе 1908 года на борту судна провели последние дни тяжело больные королевичи Станислав и Стеван (Stanislav i Stevan).

Первые семь лет капитаном яхты был Нико Янкович (Niko Jankovic) из Герцег Нови, а экипаж составляли моряки из Боки и Черногории.
Второму и последнему капитану королевской яхты Иво Джокичу (Ivo Djokic) принадлежит особое место в истории яхты «Румия». Джокич родился в 1885 году в Гретве (Gretva), около Старого Бара. Как стипендиат черногорского правительства, в начале XX века закончил Австро-Венгерскую Военно-Морскую академию в Которе. Морскую службу проходил на австрийских и итальянских судах. Будучи уже опытным моряком, назначен в 1911 году капитаном черногорского парохода «Jolanda», а в следующем году принял командование яхтой короля Николы «Rumija».


Яхта «Румия» во время Балканских войн

Королевская яхта Rumija

Королевская яхта Rumija
Фотография черногорской принцессы Ксении - Вид из дворца Тополица


В ходе Балканских войн (1912-13), под командованием Джокича, «Румия» перевозила военные грузы и перебрасывала сербские войска, которые следовали через Салоники, чтобы помочь черногорцам в боях у Шкодера, с греческих транспортов на берег.
Попавшаяся мне на глаза заметка из “The New York Times” извещает, что по сообщению из Цетине от 10 Апреля 1913 года первой жертвой международной блокады стала яхта "Румия", принадлежащая королю Черногории Николе. Она был захвачена военными кораблями вблизи порта Бар. Яхта сопровождала три корабля с мукой. Никаких подробностей этого задержания мне найти не удалось.
Еще одна нерешенная проблема. Черногорские источники утверждают, что яхта не вооружалась, однако на одном из российских морских форумов дана информация, что на «Румии» в 1912 году были установлены две 47-мм пушки Гочкиса.


1913 год. Гидросамолет Михайло Петровича (Mihailo Petrovic) у Пристани (?)
Из этой фотографии получилась отдельная расСказка.


5 августа 1914 г. Черногория вступила в Первую мировую войну на стороне Сербии.
Австро-Венгерский флот начал блокаду черногорского побережья.
8 августа крейсеры "Zenta" и "Szigetvar", эсминец "Uskoke" и миноносец Tb72 обстреляли и уничтожилирадио-телеграфную станцию на мысе Volujica, от которой осталась только антенна, а так же повредили склады в порту Бар. 17 сентября броненосец береговой обороны «Монарх» под охраной эсминцев «Cikos» и «Ulan» вновь обстреляли радиостанцию. Радиостанция на Волуице еще не раз подвергалась обстрелу, но упорно восстанавливалась черногорцами.
Прорываясь сквозь блокаду в Бар шли французские корабли с продовольствием и вооружением. В начале Первой мировой войны «Румия» перевозила войска и оружие из Бара в Медови (Medovi) и наоборот, буксировала парусники с продовольствием.
Автор "Истории мореплавания и рыболовства Черногории" капитан Динко Франетович ("Historija pomorstva i ribarstva Crne Gore" Kap. Dinko-Bûre Franetović) пишет, что Австро-Венгры прекрасно понимали, что все поставки черногорской армии производится с реки Бояны пароходами и парусниками, которые буксировала “Rumija”, поэтому решили её захватить или уничтожить. 


Имперские миноносцы в походе

14 февраля 1915 года эсминец «Cikos» вместе с миноносцами Tb15 и 68F подошли к Бару. Но “Румии” в порту не оказалось. Первым в гавань ворвался 68F, но попав под сильный огонь береговых батарей, повернул обратно. Следом за ним на рейд вошел «Cikos», начавший обстреливать портовые склады и позиции черногорских войск. Несмотря на огонь береговой артиллерии эсминец не получил ни одного попадания.
20 февраля 1915 года яхта вышла в Медову, чтобы принять на борт 87 черногорских добровольцев, прибывших из Америки. На переходе ее поджидали австро-венгерских миноносцы и подводные лодки. Однако «Румия» сумела избежать встречи и вернулась в Бар в ночь на 1 и 2 марта. Капитан Джокич и экипаж сошли на берег.
2 марта, около 2:30 Австро-Венгерские эсминцы "Cikos", "Strajter" и "Ulan" и миноносцы Tb57, Tb66 и Tb67 (другое обозначение: 57Т, 66F, 67F) вошли в Барский залив. Эсминцы остались в заливе, а более мелкие миноносцы направились в гавань. Tb66 выставил три мины у мола и высадил небольшой десант, который поджег склады. Tb67 обстрелял портовые сооружения и уничтожил торпедой деревянный пирс перед дворцом Тополица.
Австрийцы предполагали захватить королевскую яхту. На защиту «Румии» бросились бойцы Црмницко-приморского батальона, но со своим слабым стрелковым оружием они не могли причинить вред вражеским кораблям. Защитников порта миноносцы накрыли пушечным и пулеметным огнем. Был убит солдат Asan Dabezic из Добра Вода. Прибрежные батареи открыли огонь по военным кораблям, но тщетно.
Tb57 высадил абордажную команду, которая обрезала канаты, которыми яхта была пришвартована к пирсу и завела буксир на «Румию».
Динко Франетович пишет: "Так как из-за сильных волн яхту невозможно было отбуксировать в Которский залив, то миноносец Tb57 с дистанции 200м выпустил в яхту торпеду, так, что она переломилась и опустились на дно у входа в порт Бар".
"Румия" затонула у входа в Барский залив 2 марта 1915 года, около 2:45 утра.


Румия в Которе

В завершение истории, буквально два слова о капитане Джокиче.
В то время как сербская армия отступала через Албанию, Иво Джокич был комендантом в Шкодере и Медови (Medova). Позднее, в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев он был назначен капитаном порта Бар и выполнял эти обязанности в течение двадцати лет. Его жена и двое детей умерли от туберкулеза. В начале тридцатых годов, Джокич женился вновь на Любице Иванович (Ljubica Jovanovic), которая была на двадцать два года его моложе.




Настоящее без будущего

Данные о современном положении "Румии" сообщил куратор морского музея Младен Загарчанин (Mladen Zagarčanin): "Затонувшая яхта находится примерно в 80 метрах от центрального мола, на глубине 18 метров. "Румия" была одним из немногих подводных объектов, которые с 1967 года находился под защитой республиканского Института по охране памятников, однако, с недавнего времени, по неизвестным причинам её нет в списке памятников культуры".
Археолог из Бара отмечает, что, с тех пор как специалисты предприняли меры для ее защиты в шестидесятых, практически ни одна профессиональная команда еще не побывала на этом важном подводном объекте. В мае 1972 года, в процессе дноуглубительных работ в порту, стал актуальным вопрос перемещения обломков в парк Дворца короля Николы. "Из этого ничего не получилось", - отмечает Загарчанин, и добавляет, что работы по углублению морского дна проводились вокруг обломков, так что яхта осталась на прежнем месте. "Место крушения судна было по началу было обозначено буем, но вскоре метка над кораблем исчезла. В результате яхта была полностью уничтожена большими судами и танкерами, которые бросали якоря в этом месте".

Позднее останки яхты расхищались охотниками за подводными ценностями и авантюристами, так, что сегодня от "Румии" почти ничего не осталось. В этом убеждились участники команды телевизионного сериала “Подводный мир Черногории” и “Секреты южного моря”. Во главе команды был опытный дайвер, режиссер документальных фильмов Душан Варда (Dušan Varda).

"Это уже не памятник культуры", - категоричен Варда. Белградский знаток живо объясняет условия разграбления известной яхты: "Уничтожили все надстройки, осталось просто корыто корабля, якорная цепь и гребной винт. Иллюминаторов, которые еще оставались до недавнего времени, сейчас даже их нет. Проще говоря, "Rumija" сегодня выглядит, как пустая консервная банка, а не как великолепная яхта, какой она была раньше".
Местные дайверы подтверждают факты, приведенные Вардой. Дайвер клуба "Южное море" Мишо Джуротович (Mišo Durutović) рассказывал: "Все, указывают пальцем на танкера, что они нанесли наибольший ущерб по сравнению с подводными пиратами, которые разграбили яхту". Барские водолазы пытались через дайвинг клубы "Южное море", "Осьминог" и "Krnja", что-то сделать для защиты затонувшего корабля, но не нашли взаимопонимания с чиновниками. "Больше на "Румии" смотреть не на что. Только остатки машины и корпуса судна. Государство не заботится об этом. Закон никто не уважает"А закон категоричен. И везде в морских странах принято, то, что находится в море, принадлежит государству, и рассматривается как археологическая находка.
Один из старейших Барских дайверов Слобо Лекич (Slobo "Krnja" Lekić) говорит, что хорошо знает, кто запустил руку в прибрежные подводные клады: "Основные разрушения нашей военно-морской святыни случились в начале девяностых годов, в то время большой любви с Белградом. Из Сербии приезжали группы дайверов, и при поддержке армии, снимали с яхты все, что можно унести - детали оборудования, иллюминаторы, металлические части корабля, буквально все". Слобо помнит, что когда в первый раз после "научных" экспедиций спустился к яхте, то обнаружил ужасное зрелище. "Судно было разворовано, так что мне удалось найти только одну пулю, и одну ложку. Никогда больше я вниз не спускался", - говорит Лекич. Подводные вандалы уничтожили «Румию» окончательно.
Единственным ценным экспонатом, о котором есть достоверные сведения, является судовой колокол с надписью “Rumia”, который был снят с корабля и находился в частной коллекции покойного инженера Miodraga Mikovića.



Вместо послесловия

Славное имя не было забыто. Мне удалось найти фотографии еще двух судов, которые позднее также назывались Румия.


.

.

Rumija.
Никакой информации об этом судне я не нашел

Rumija



Этот сухогруз, как и первая «Румия», был построен в Англии, но в 1974 году.
Как и первая «Румия» этот труженик моря тоже менял название. Югославы купили его в 1978, и до 1993-го года он носил имя «Румия».
Потом сухогруз еще дважды менял хозяев и имена, и был списан, и разделан на металлолом в индийском Аланге в 1998 году.



Сорок тысяч ошибок 

В 2022 году почта Черногории выпустила памятную почтовую марку под названием «Яхта Румия». Помимо марки, которая была напечатана тиражом 40000 экземпляров, в это филателистическое издание также вошли лист, конверт первого дня и марка первого дня. Автором всех этих элементов является Адела Зейнилович, графический дизайнер из Подгорицы. Проблема, однако, заключается в том, что на почтовой марке под названием «Яхта Румия» изображена вовсе не «Румия», а совсем другая яхта. На марке австро-венгерская «Таурус», которая позже под названием «Аврора» была официальной яхтой фашистского лидера Италии Бенито Муссолини. На  конверте первого дня гашения хорошо видны изображения двух разных кораблей. На самом конверте – фотография яхты «Румия», а на почтовой марке в правом верхнем углу конверта – яхта «Таурус».


Авизо «Таурус» во время службы в Стамбуле


Яхта «Taurus» была построена в 1904 году на знаменитой шотландской верфи David & William Henderson and Company в Глазго на реке Клайд и называлась «Nirvana». Элегантный корабль был заказан французской графиней де Беарн.

 

Основные технические данные:
Длина – 79,6 м

Ширина – 9,12 м
Осадка – 3,95 м
Водоизмещение – 1220 т (полное – 1375 т)
2 четырехцилиндровые паровые машины двойного расширения, построенными на заводе W. Henderson Works в Глазго
Общая мощность – 1720 л/с
2 гребных вал, на которых находились гребные винты диаметром 2,51 м
Максимальная скорость 15,6 узла
Запасы топлива – 264,6 т угля


.

«Нирвана» в течение следующих четырех лет выполняла круизы по Средиземному морю. В конце лета 1908 года графиня продала яхту Императорскому и Королевскому флоту Австро-Венгрии, где 17 сентября 1908 года «Нирвана» была официально зарегистрирована в списке флота под новым названием «Таурус».
В главной базе австро-венгерского флота в Пуле яхту переоборудовали в авизо (сторожевой корабль) вооружили двуя 47-мм скорострельных корабельными пушками Hotckiss, Экипаж состоял из трех офицеров и 48 матросов.
8 ноября 1908 года корабль был отправлен в Константинополь. Там «Таурус» заступил на дежурство, сменив два предыдущих, меньших и более старых «Тауруса». Это были весьма древние корабли, которые приводились в движение гребными колесами. Находясь на службе в Константинополе до марта 1914 года авизо «Таурус» часто ходил по Черному морю и посещал многочисленные порты на его берегах: Констанцу, Одессу, Севастополь, Галац, Смирну и Ениколе. После капитального ремонта, проведенного весной 1914 года в Триесте, «Таурус» снова был возвращен в Константинополь, а с началом Первой мировой войны переведен в Адриатику и возвращен в Австро-Венгрию. Во время войны «Таурус» служил в Пуле в качестве корабля для размещения пилотов австро-венгерской базы гидросамолетов.

После поражения Австро-Венгрии «Таурус» в качестве военного трофея был передан Италии, которая в 1920 году и включила корабль в состав своего флота в качестве яхты под названием «Marechiaro». Спустя четыре года «Марекьяро» переклассифицировали в канонерскую лодку, и установили новое вооружение - четыре орудия калибра 76 мм. После этого корабль служил сначала в итальянских колониях в Африке на Красном море, а позже был переведен в Эгейское море.
В 1927-28 гг. «Марекьяро» был значительно реконструирован на верфи Riva Trigoso в Муджано. Корпус корабля удлинили почти на двадцать метров, настелили новую палубу, значительно увеличили и изменили надстройку, водоизмещение увеличили до 1500 тонн, 76-мм орудия были демонтированы и заменены двумя меньшими 57-мм орудиями.
После этих работ и перемены имени на «Aurora» корабль в течение следующих нескольких лет являлся официальной яхтой премьер-министра Италии Бенито Муссолини. В 1938 г. «Аврора» вновь была переклассифицирована в канонерскую лодку, на ней установили четыре 76-мм орудия. После чего «Аврора» начала службу в качестве патрульно-учебного корабля.

После капитуляции Италии во Второй мировой войне и подписания перемирия с союзниками «Аврора» под командованием капитан-лейтенанта Аттилио Гамалери в сентябре 1943 года пыталась уйти из Пулы в Шибеник, затем в Анкону. Однако, в ночь на 11 сентября в открытом море перед Анконой она была перехвачена немецкими торпедными катерами S54 и S61. После того, как Гамалери не ответил на приказ немцев об остановке S61 выпустил по «Авроре» две торпеды, одна из которых попала в цель. «Аврора» затонула за несколько минут и унесла с собой на дно моря 26 человек. 62 из 88 членов экипажа были спасены и взяты в плен.


Королевская яхта Rumija

.

На фотографии, которую использовала г-жа Зейнилович для создания марки, изображен «Таурус» во время своей службы в Стамбуле в качестве австро-венгерской авизо.
Это корабль гораздо больший по размерам чем яхта «Румия». Он отличается своим внешним видом, формой носа, дымовой трубы, формой и высотой мачт, количеством иллюминаторов, расположением и количеством спасательных шлюпок.
Был направлен запрос в Почту Черногории и в Морской музей Котора с просьбой об определении подлинности корабля. Музей сообщил, что не может дать утвердительный ответ относительно подлинности фотографии. Почта Черногории решила направить дополнительный запрос в Национальный музей Черногории, а фотографию конверта первого дня гашения со своего официального сайта убрала.
Отзывать тираж марки Почта Черногории не собирается. 




P.S. 
* РасСказку о еще одной яхте князя Николы "Сибила", которая до этого принадлежала Жулю Верну, вы можете прочитать здесь.
** 24 февраля 1915 года на мине подорвался французский эсминец Dague. Останки этого корабля до сих пор находятся на дне Барской бухты. Рассказку о нём вы можете прочитать по ссылке.




РасСказки о кораблях и мореплавателях:
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Фрегат «Светлана» - Улцинь, 1880. Политика канонерок
Яхта «Ядранка» и яхта «Дивна»- Бар. Призраки прошлого
Учебный парусник «Ядран» - Попутного ветра, Ядран!
Паромы «Свети Стефан» - Три цвета «Свети Стефана»
Королевская яхта «Даница» - Королевская роскошь. Яхта «Даница»
Королевская яхта «Сибила» - Яхта «Сибила (Сен-Мишель III). Неожиданно!
Пароход «Ярославль» - У синя моря*
1910. Русская эскадра в Черногории - С корабля на бал
Крейсер «Цента» - История с продолжением
Пароход «Цетине» - <НЕ>забытый «Цетине»
База гидросамолетов в Кумборе. (Часть1Часть 2Часть 3)

Адмирал Марко Евген Флорио - Прчань. На net и суда нет

Капитан Уильям Хост - Капитан Уильям Хост освободитель Котора
Капитан Визин - Иво Визин. Совершив ошибку, обрел Славу! (Часть1Часть 2Часть 3)
Владимир Фёдорович Пономарёв - Владимир Фёдорович Пономарёв. Mortui heroes non morietur

2 комментария:

  1. Получается, что и разграбили, и разворотили благородную яхту....
    Спасибо, Дим, за интересный, хоть и немного грустный рассказ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да уж. радостного мало ...
      но об этой хоть что-то удалось собрать, остальные вообще в забвении.

      Удалить