Этот рассказ мы с загадки
начнем -
Даже Алиса ответит едва ли:
Что остается от сказки потом
-
После того, как ее
рассказали?
|
Кумбор. Старая австрийская открытка |
|
Вид на базу военно-морской авиации в Кумборе В ангаре H14 можно увидеть Hansa-Brandenburg W.13 K383, а в ангаре H9 - UFAG Weichmann. (Mario Raguž) |
Сказочный город-сад на месте пустыря, заваленного металлоломом. Сказка? Вовсе нет!
Несколько лет назад компания Azmont, взялась инвестировать весьма немалые деньги
в строительство туристического комплекса в Кумборе.
<цитата>Компания Azmont Investment планирует в течение трех лет
построить на участке площадью 24 гектара гостиницу на 550 номеров, виллы,
апартаменты, оздоровительный центр, конгресс-центр на 1000 человек, рестораны,
бары, магазины, две марины для яхт, а также обустроить песчаный пляж,
рассчитанный на 900 лежаков.<конец цитаты>
|
План «города-сада», который компания Азмонт возводит на месте летной базы в Кумборе |
Красота!
И вот уже Azmont подогнала было свои бульдозеры и экскаваторы
для того, чтобы очистить территорию от каких-то ветхих строений, остатков
ржавых металлических конструкций, и полуразрушенных казарм.
Как вдруг всполошились … сербы! Причем они просили не уничтожать
все дотла на месте, а отдать им остатки строений.
Господа из Азмонт попросили черногорские власти объяснить, что это
так растревожило балканских соседей? Вот ведь геморой! А казалось бы, всё так славно начиналось! И
инвестора на бабло подсадили всерьез и на долго, и чужими руками, на месте
пустыря город-сад построить запланировали. … Посовещавшись, решили отдать
сербам все, что они попросят. Азербайджанский инвестор и застройщик компания Azmont, с согласия министерств
обороны и культуры и правительства Черногории, передала демонтированные ангары
H12 и H14 с территории бывшей базы в Кумборе музею авиации Сербии в Белграде. Два
ангара, каждый площадью примерно 1400 квадратных метров и высотой примерно 15
метров будут установлены на территории музея. Столетние стальные конструкции
обоих ангаров сейчас находятся в размонтированном состоянии, в ожидании средств
для нового восстановления. Эти уникальные промышленные памятники в будущем
станут частью выставки и помещениями для исторической авиации.
Так ли ничтожна история Кумбора, что от нее с такой легкостью
отмахнулись в Черногории? Стоит ли ради сказочного города-сада уничтожать дотла
все еще сохранившиеся до сих пор исторические артефакты? Или все же правы сербы, решившие сохранить столетние ржавые
железяки?
Чтобы не попасть в капкан,
Чтобы в темноте не
заблудиться,
Чтобы никогда с пути не
сбиться,
Чтобы в нужном месте
приземлиться, приводниться, -
Начерти на карте план.
Когда черновик этой расСказки перевалил за сорок вордовых листов (без картинок), а
время работы над расСказкой пошло на пятый месяц (с перерывами), я понял, что
срочно необходимо:
Однако, по инерции, что-то еще писалось, дописывалось и
переписывалось ... И лишь объявив самому себе ультиматум, я смог это безобразие
прекратить. Но все равно получилось как-то многовато. Поэтому решено было
представить наработанное в двух вариантах.
Здесь будет представлена короткая версия для тех, кто не любит
многабукф …
·
Источником эпиграфов стал текст спектакля «Алиса в
стране Чудес» Владимира Высоцкого.
Основными источниками знаний для этой и следующей части послужили:
·
Boris Ciglic «Seaplanes of Bocche - the story of
Austro-Hungarian naval aviation in Southern Adriatic 1913-1918»
·
Leonard Eleršek «Austrougarsko zrakoplovstvo i
početak velikog rata»
·
Mauro Antonellini «L’aviazione dell’Imperiale e Regia
Marina - k.u.k Kriegsmarine»
·
P. Schupita "Die k.u.k. Seeflieger"
·
Информация
из различных авиационных и военных форумов.
***
Но плохо за часами наблюдали
счастливые
И нарочно время замедляли
трусливые,
Торопили время, понукали
крикливые,
Без причины время убивали
ленивые.
Недолгая, но увлекательная история австро-венгерской военной
гидроавиации в Боке началась в марте 1913 года, когда с трех военных кораблей
были выгружены к одному из складов Тиватского Арсенала три гидросамолета типа
"Donnet-Leveque".
|
Апрель 1913. Гидроплан типа Donnet Leveque возле
временной базы ридросамолетов у завода Арсенал ы Тивате |
|
Апрель 1913. Гидроплан типа Donnet Leveque возле
временной базы ридросамолетов у завода Арсенал ы Тивате |
В следующие пять лет летная база австро-венгерской гидроавиации в Кумборе постепенно стала одной из крупнейших и наиболее важных станций имперской военно-морской авиации. К концу Первой мировой войны здесь базировалось почти 50 гидросамолеты с экипажами и обслуживающим персоналом. Станция морской авиации Кумбор сыграла чрезвычайно важную роль в военных действиях на Балканах и в Италии в 1914-1918 годах, а затем стала центром развития военно-морской авиации Королевства Югославии.
Многие факты этой истории давно утрачены и, к сожалению, теперь уже останутся неизвестными навсегда. В ноябре 1918 года архив базы в Кумборе был вывезен и спрятан в неизвестном месте. Остатки архива пропали, и сама база в Кумборе была разрушена в результате несчастного случая в 1954 году.
|
План базы военно-морской авиации в Кумборе |
|
Фрагмент фотографии студии Лафорест. База гидропланов в Кумборе |
|
. |
|
Слипы для спуска гидропланов на воду и их подъема |
|
Подъем
гидроплана Lohner L. 12.03.1916 |
|
. |
|
1915. Lohner TI |
|
. |
|
. |
|
. |
Сразу после
объявления Австро-Венгрией войны Сербии и Черногории, с 28 июля 1914 года по 2 августа
1914 года, гидросамолеты Lohner L из Кумбора патрулировали и фотографировали
артиллерийские позиции Черногории, что стало первым применением авиации в
Первой мировой войне.
На гидросамолётах
Lohner летал известный морской ас-истребитель Готфрид Банфельд. Он испытывал в
боевой обстановке практически все новые летающие лодки Австро-Венгрии. Уже 2
сентября 1914 г. Банфельд сбросил с самолета Lohner серии Е несколько небольших
бомб на войска противника в Черногории. Первую же воздушную победу он одержал
на машине Lohner серии Т. За время войны Банфельд выполнил на летающих лодках
около 400 боевых вылетов и сбил 20 самолетов противника.
|
. |
|
L65 (Lohner Te) |
L65 (Lohner Te)
3-го апреля 1916 г. этот самолет, пилотируемый лейтенантом Hugo Stenta и Koch
участвовал в спасении экипажа летающей лодки L70, разбившейся, в свою очередь,
при попытке спасения пилотов лодки L71.
|
1917. Возле захваченного французского гидроплана. (Jeno Kerekes) |
|
Кумбор. Старая австрийская открытка
|
|
База в Куморе. Присяга 20 октября 1928 |
|
База в Куморе. Югославская фотография |
|
База в Куморе. Югославская летающая лодка |
***
Технический раздел.
Lohner E
Австрийская фирма Якоб Ленер Верке построила первый гидросамолет еще в 1911 г.
Перед Первой мировой войной главный конструктор фирмы, Паулал, разработал серию
одномоторных летающих лодок под индексами "Е" и "L",
которые применялись для морского патрулирования и разведки.
Разведывательная летающая лодка Lohner Е стала первой летающей лодкой фирмы. Буква
"Е" обозначала Иго Этриха, одного из инженеров Lohner. Гидросамолет
представлял собой деревянный биплан с однореданным корпусом. Хвостовое оперение
было поднято над фюзеляжем и крепилось с помощью стоек и подкосов. В качестве
силовой установки использовался двигатель Хиро (85 л. с.) с толкающим воздушным
винтом.
Для своего времени самолет имел традиционный дизайн с крыльями небольшой
стреловидности и двигателем, установленным в межплоскостном зазоре. Его экипаж
из двух человек сидел в открытой кабине.
Было построено около 40 самолетов, которые использовались для разведки над
восточной частью Адриатического моря.
Общие характеристики
Экипаж: двое, пилот и наблюдатель
Длина: 10,25 м
Размах крыльев: 16,20 м
Высота: 3,85 м
Вес брутто: 1700 кг
Силовая установка: 1 × Hiero 85 л.с.
Максимальная скорость: 105 км / ч
Автономность: 4 часа
Практический потолок высоты: 4000 м
|
Lohner E |
Lohner L
Вскоре в производство были запущены более крупные летающие лодки серии L,
который был, по сути, более мощной версией Lohner E. Образцом для серии стала
летающая лодка L-5, созданная в 1914 г. и оснащенная двигателем Бенц (160 л.
с). Ее однореданный корпус обшивался фанерой. В передней части размещалась
кабина экипажа. Пилота и наблюдатель сидели рядом. За кабиной располагались две
пары крыльев, между которыми устанавливался двигатель с двухлопастным
деревянным толкающим воздушным винтом. Крылья были усилены тремя парами стоек и
растяжками. Элеронами управления оснащалось только верхнее крыло. На
законцовках нижнего крыла крепились стабилизирующие деревянные поплавки.
Всего было
произведено 123 машины различных вариантов с двигателями Мерседес, Хиро, Рапп.
Общие
характеристики
Экипаж: двое, пилот и наблюдатель
Длина: 10,26 м
Размах крыльев: 16,2 м
Площадь крыла: 53 квм
Вес пустого: 1150 кг
Вес брутто: 1700 кг
Силовая установка: 1 × 6-цилиндровый рядный поршневой двигатель Austro-Daimler
мощностью 160 л.с. с водяным охлаждением, 160 л.с.
Пропеллеры:1 х 2-лопастный пропеллер фиксированного шага
Максимальная скорость: 105 км/ч
Дальность полета: 600 км
Практический потолок высоты: 2500 м
Вооружение
Вооружение: 1 × 8 мм пулемет для наблюдателя
Бомбы: 200 кг
Lohner T (отличалась
двигателем)
Общие
характеристики
Длина: 10 м
Высота: 3.50 м
Размах крыла: 16 м
Площадь крыла: 10.85 квм
Масса пустого самолета: 859 кг
Максимальная взлетная масса: 1325 кг
Тип двигателя: 1 Hiro
Мощность: 1 х 160
Максимальная скорость: 110 км/ч
Крейсерская скорость: 87 км/ч
Продолжительность полета: 6 ч
Практический потолок: 2000 м
Экипаж: 2 чел
Вооружение: 1 х 7.92-мм пулемет LMG 08/15 Spandau
|
Lohner T |
«Авиационные черногорские расСказки»
Интересно и познавательно
ОтветитьУдалитьFascinating! I live near here now, on a boat. Thanks for publishing this research. Tim
ОтветитьУдалитьThe new Kumbor is completely different!
УдалитьOnly the old monument remains.