2015-07-02

Кумбор. Часть вторая (краткая)


Этот рассказ мы с загадки начнем -
Даже Алиса ответит едва ли:
Что остается от сказки потом -
После того, как ее рассказали?


Кумбор. Старая австрийская открытка

Вид на базу военно-морской авиации в Кумборе
В ангаре H14 можно увидеть Hansa-Brandenburg W.13 K383, а в ангаре H9 - UFAG Weichmann. (Mario Raguž)


Сказочный город-сад на месте пустыря, заваленного металлоломом. Сказка? Вовсе нет!
Несколько лет назад компания Azmont, взялась инвестировать весьма немалые деньги в строительство туристического комплекса в Кумборе.
<цитата>Компания Azmont Investment планирует в течение трех лет построить на участке площадью 24 гектара гостиницу на 550 номеров, виллы, апартаменты, оздоровительный центр, конгресс-центр на 1000 человек, рестораны, бары, магазины, две марины для яхт, а также обустроить песчаный пляж, рассчитанный на 900 лежаков.<конец цитаты>


План «города-сада», который компания Азмонт возводит на месте летной базы в Кумборе

Красота!
И вот уже Azmont подогнала было свои бульдозеры и экскаваторы для того, чтобы очистить территорию от каких-то ветхих строений, остатков ржавых металлических конструкций, и полуразрушенных казарм.
Как вдруг всполошились … сербы! Причем они просили не уничтожать все дотла на месте, а отдать им остатки строений.
Господа из Азмонт попросили черногорские власти объяснить, что это так растревожило балканских соседей? Вот ведь геморой! А казалось бы, всё так славно начиналось! И инвестора на бабло подсадили всерьез и на долго, и чужими руками, на месте пустыря город-сад построить запланировали. … Посовещавшись, решили отдать сербам все, что они попросят. Азербайджанский инвестор и застройщик компания Azmont, с согласия министерств обороны и культуры и правительства Черногории, передала демонтированные ангары H12 и H14 с территории бывшей базы в Кумборе музею авиации Сербии в Белграде. Два ангара, каждый площадью примерно 1400 квадратных метров и высотой примерно 15 метров будут установлены на территории музея. Столетние стальные конструкции обоих ангаров сейчас находятся в размонтированном состоянии, в ожидании средств для нового восстановления. Эти уникальные промышленные памятники в будущем станут частью выставки и помещениями для исторической авиации.

Так ли ничтожна история Кумбора, что от нее с такой легкостью отмахнулись в Черногории? Стоит ли ради сказочного города-сада уничтожать дотла все еще сохранившиеся до сих пор исторические артефакты? Или все же правы сербы, решившие сохранить столетние ржавые железяки?

***


Чтобы не попасть в капкан,
Чтобы в темноте не заблудиться,
Чтобы никогда с пути не сбиться,
Чтобы в нужном месте приземлиться, приводниться, -
Начерти на карте план.

Когда черновик этой расСказки перевалил за сорок вордовых листов (без картинок), а время работы над расСказкой пошло на пятый месяц (с перерывами), я понял, что срочно необходимо:
а) сокращаться
б) закругляться
Однако, по инерции, что-то еще писалось, дописывалось и переписывалось ... И лишь объявив самому себе ультиматум, я смог это безобразие прекратить. Но все равно получилось как-то многовато. Поэтому решено было представить наработанное в двух вариантах.
Здесь будет представлена короткая версия для тех, кто не любит многабукф …
А в следующей части я изложу историю базы в Кумборе более подробно.

·         Источником эпиграфов стал текст спектакля «Алиса в стране Чудес» Владимира Высоцкого.

Основными источниками знаний для этой и следующей части послужили:
·         Boris Ciglic «Seaplanes of Bocche - the story of Austro-Hungarian naval aviation in Southern Adriatic 1913-1918»
·         Leonard Eleršek «Austrougarsko zrakoplovstvo i početak velikog rata»
·         Mauro Antonellini «L’aviazione dell’Imperiale e Regia Marina - k.u.k Kriegsmarine»
·         P. Schupita "Die k.u.k. Seeflieger"
·         Информация из различных авиационных и военных форумов.


***

Но плохо за часами наблюдали счастливые
И нарочно время замедляли трусливые,
Торопили время, понукали крикливые,
Без причины время убивали ленивые.

Недолгая, но увлекательная история австро-венгерской военной гидроавиации в Боке началась в марте 1913 года, когда с трех военных кораблей были выгружены к одному из складов Тиватского Арсенала три гидросамолета типа "Donnet-Leveque".


Апрель 1913. Гидроплан типа Donnet Leveque возле временной базы ридросамолетов у завода Арсенал ы Тивате

Апрель 1913. Гидроплан типа Donnet Leveque возле временной базы ридросамолетов у завода Арсенал ы Тивате


В следующие пять лет летная база австро-венгерской гидроавиации в Кумборе постепенно стала одной из крупнейших и наиболее важных станций имперской военно-морской авиации. К концу Первой мировой войны здесь базировалось почти 50 гидросамолеты с экипажами и обслуживающим персоналом. Станция морской авиации Кумбор сыграла чрезвычайно важную роль в военных действиях на Балканах и в Италии в 1914-1918 годах, а затем стала центром развития военно-морской авиации Королевства Югославии.
Многие факты этой истории давно утрачены и, к сожалению, теперь уже останутся неизвестными навсегда. В ноябре 1918 года архив базы в Кумборе был вывезен и спрятан в неизвестном месте. Остатки архива пропали, и сама база в Кумборе была разрушена в результате несчастного случая в 1954 году.


План базы военно-морской авиации в Кумборе

Фрагмент фотографии студии Лафорест. База гидропланов в Кумборе


На военных кораблях в Кумбор в 1914 году были доставлены боевые гидропланы фирмы Lohner серий Е и L

Подготовка к подъему гидроплана из воды

Е21 младшего лейтенанта Маглича. Август 1914 года

Е17 вернулся с задания

.

.

Слипы для спуска гидропланов на воду и их подъема

Подъем гидроплана Lohner L. 12.03.1916

.

1915. Lohner TI

.

L58 спуск на воду

.

.

Сразу после объявления Австро-Венгрией войны Сербии и Черногории, с 28 июля 1914 года по 2 августа 1914 года, гидросамолеты Lohner L из Кумбора патрулировали и фотографировали артиллерийские позиции Черногории, что стало первым применением авиации в Первой мировой войне.

На гидросамолётах Lohner летал известный морской ас-истребитель Готфрид Банфельд. Он испытывал в боевой обстановке практически все новые летающие лодки Австро-Венгрии. Уже 2 сентября 1914 г. Банфельд сбросил с самолета Lohner серии Е несколько небольших бомб на войска противника в Черногории. Первую же воздушную победу он одержал на машине Lohner серии Т. За время войны Банфельд выполнил на летающих лодках около 400 боевых вылетов и сбил 20 самолетов противника.



.

L65 (Lohner Te)


L65 (Lohner Te)
3-го апреля 1916 г. этот самолет, пилотируемый лейтенантом Hugo Stenta и Koch участвовал в спасении экипажа летающей лодки L70, разбившейся, в свою очередь, при попытке спасения пилотов лодки L71.



1917. Возле захваченного французского гидроплана. (Jeno Kerekes)

Кумбор. Старая австрийская открытка

База в Куморе. Присяга 20 октября 1928

База в Куморе. Югославская фотография

База в Куморе. Югославская летающая лодка

Кумбор 2013. Фотография Алексея Коимшиди

Кумбор 2013. Фотография Алексея Коимшиди


***

Технический раздел. 

Lohner E
Австрийская фирма Якоб Ленер Верке построила первый гидросамолет еще в 1911 г. Перед Первой мировой войной главный конструктор фирмы, Паулал, разработал серию одномоторных летающих лодок под индексами "Е" и "L", которые применялись для морского патрулирования и разведки.
Разведывательная летающая лодка Lohner Е стала первой летающей лодкой фирмы. Буква "Е" обозначала Иго Этриха, одного из инженеров Lohner. Гидросамолет представлял собой деревянный биплан с однореданным корпусом. Хвостовое оперение было поднято над фюзеляжем и крепилось с помощью стоек и подкосов. В качестве силовой установки использовался двигатель Хиро (85 л. с.) с толкающим воздушным винтом.
Для своего времени самолет имел традиционный дизайн с крыльями небольшой стреловидности и двигателем, установленным в межплоскостном зазоре. Его экипаж из двух человек сидел в открытой кабине.
Было построено около 40 самолетов, которые использовались для разведки над восточной частью Адриатического моря.
 

Общие характеристики
Экипаж: двое, пилот и наблюдатель
Длина: 10,25 м
Размах крыльев: 16,20 м
Высота: 3,85 м
Вес брутто: 1700 кг
Силовая установка:  1 × Hiero 85 л.с.
Максимальная скорость: 105 км / ч
Автономность: 4 часа
Практический потолок высоты: 4000 м

Lohner E


Lohner L
Вскоре в производство были запущены более крупные летающие лодки серии L, который
был, по сути, более мощной версией Lohner E. Образцом для серии стала летающая лодка L-5, созданная в 1914 г. и оснащенная двигателем Бенц (160 л. с). Ее однореданный корпус обшивался фанерой. В передней части размещалась кабина экипажа. Пилота и наблюдатель сидели рядом. За кабиной располагались две пары крыльев, между которыми устанавливался двигатель с двухлопастным деревянным толкающим воздушным винтом. Крылья были усилены тремя парами стоек и растяжками. Элеронами управления оснащалось только верхнее крыло. На законцовках нижнего крыла крепились стабилизирующие деревянные поплавки.

Всего было произведено 123 машины различных вариантов с двигателями Мерседес, Хиро, Рапп.

 

Общие характеристики
Экипаж: двое, пилот и наблюдатель
Длина: 10,26 м
Размах крыльев: 16,2 м
Площадь крыла: 53 квм
Вес пустого: 1150 кг
Вес брутто: 1700 кг
Силовая установка: 1 × 6-цилиндровый рядный поршневой двигатель Austro-Daimler мощностью 160 л.с. с водяным охлаждением, 160 л.с.
Пропеллеры:1 х 2-лопастный пропеллер фиксированного шага
Максимальная скорость: 105 км/ч
Дальность полета: 600 км
Практический потолок высоты: 2500 м
Вооружение
Вооружение: 1 × 8 мм пулемет для наблюдателя
Бомбы: 200 кг

 

Lohner T (отличалась двигателем)

Общие характеристики
Длина: 10 м
Высота: 3.50 м
Размах крыла: 16 м
Площадь крыла: 10.85 квм
Масса пустого самолета: 859 кг
Максимальная взлетная масса: 1325 кг
Тип двигателя: 1 Hiro
Мощность: 1 х 160
Максимальная скорость: 110 км/ч
Крейсерская скорость: 87 км/ч
Продолжительность полета: 6 ч
Практический потолок: 2000 м
Экипаж: 2 чел
Вооружение: 1 х 7.92-мм пулемет LMG 08/15 Spandau


Lohner T

 


3 комментария:

  1. Интересно и познавательно

    ОтветитьУдалить
  2. Fascinating! I live near here now, on a boat. Thanks for publishing this research. Tim

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. The new Kumbor is completely different!
      Only the old monument remains.

      Удалить