Этот рассказ мы с загадки
начнем -
Даже Алиса ответит едва ли:
Что остается от сказки потом
-
После того, как ее
рассказали?
Кумбор. Старая австрийская открытка |
Вид на базу военно-морской авиации в Кумборе В ангаре H14 можно увидеть Hansa-Brandenburg W.13 K383, а в ангаре H9 - UFAG Weichmann. (Mario Raguž) |
Сказочный город-сад на месте пустыря, заваленного металлоломом. Сказка? Вовсе нет!
Несколько лет назад компания Azmont, взялась инвестировать весьма немалые деньги
в строительство туристического комплекса в Кумборе.
<цитата>Компания Azmont Investment планирует в течение трех лет
построить на участке площадью 24 гектара гостиницу на 550 номеров, виллы,
апартаменты, оздоровительный центр, конгресс-центр на 1000 человек, рестораны,
бары, магазины, две марины для яхт, а также обустроить песчаный пляж,
рассчитанный на 900 лежаков.<конец цитаты>
И вот уже Azmont подогнала было свои бульдозеры и экскаваторы
для того, чтобы очистить территорию от каких-то ветхих строений, остатков
ржавых металлических конструкций, и полуразрушенных казарм.
Как вдруг всполошились … сербы! Причем они просили не уничтожать
все дотла на месте, а отдать им остатки строений.
Господа из Азмонт попросили черногорские власти объяснить, что это
так растревожило балканских соседей? Вот ведь геморой! А казалось бы, всё так славно начиналось! И
инвестора на бабло подсадили всерьез и на долго, и чужими руками, на месте
пустыря город-сад построить запланировали. … Посовещавшись, решили отдать
сербам все, что они попросят. Азербайджанский инвестор и застройщик компания Azmont, с согласия министерств
обороны и культуры и правительства Черногории, передала демонтированные ангары
H12 и H14 с территории бывшей базы в Кумборе музею авиации Сербии в Белграде. Два
ангара, каждый площадью примерно 1400 квадратных метров и высотой примерно 15
метров будут установлены на территории музея. Столетние стальные конструкции
обоих ангаров сейчас находятся в размонтированном состоянии, в ожидании средств
для нового восстановления. Эти уникальные промышленные памятники в будущем
станут частью выставки и помещениями для исторической авиации.
Так ли ничтожна история Кумбора, что от нее с такой легкостью
отмахнулись в Черногории? Стоит ли ради сказочного города-сада уничтожать дотла
все еще сохранившиеся до сих пор исторические артефакты? Или все же правы сербы, решившие сохранить столетние ржавые
железяки?
***
Чтобы не попасть в капкан,
Чтобы в темноте не
заблудиться,
Чтобы никогда с пути не
сбиться,
Чтобы в нужном месте
приземлиться, приводниться, -
Начерти на карте план.
Когда черновик этой расСказки перевалил за сорок вордовых листов (без картинок), а
время работы над расСказкой пошло на пятый месяц (с перерывами), я понял, что
срочно необходимо:
а) сокращаться
б) закругляться
Однако, по инерции, что-то еще писалось, дописывалось и
переписывалось ... И лишь объявив самому себе ультиматум, я смог это безобразие
прекратить. Но все равно получилось как-то многовато. Поэтому решено было
представить наработанное в двух вариантах.
Здесь будет представлена короткая версия для тех, кто не любит
многабукф …
А в следующей части я изложу историю базы в Кумборе более подробно.
· Источником эпиграфов стал текст спектакля «Алиса в стране Чудес» Владимира Высоцкого.Основными источниками знаний для этой и следующей части послужили:· Boris Ciglic «Seaplanes of Bocche - the story of Austro-Hungarian naval aviation in Southern Adriatic 1913-1918»· Leonard Eleršek «Austrougarsko zrakoplovstvo i početak velikog rata»· Mauro Antonellini «L’aviazione dell’Imperiale e Regia Marina - k.u.k Kriegsmarine»· P. Schupita "Die k.u.k. Seeflieger"· Информация из различных авиационных и военных форумов.
***
Но плохо за часами наблюдали счастливые
И нарочно время замедляли
трусливые,
Торопили время, понукали
крикливые,
Без причины время убивали
ленивые.
Недолгая, но увлекательная история австро-венгерской военной
гидроавиации в Боке началась в марте 1913 года, когда с трех военных кораблей
были выгружены к одному из складов Тиватского Арсенала три гидросамолета типа
"Donet-Levegue".
В следующие пять лет летная база австро-венгерской гидроавиации в
Кумборе постепенно стала одной из крупнейших и наиболее важных станций
имперской военно-морской авиации. К концу Первой мировой войны здесь
базировалось почти 50 гидросамолеты с экипажами и обслуживающим персоналом.
Станция морской авиации Кумбор сыграла чрезвычайно важную роль в военных
действиях на Балканах и в Италии в 1914-1918 годах, а затем стала центром
развития военно-морской авиации Королевства Югославии.
Многие факты этой истории, однако, давно потеряны и, к
сожалению, теперь уже останутся неизвестными навсегда. В ноябре 1918 года архив
базы в Кумборе был вывезен и спрятан в неизвестном месте. Остатки архива
пропали, и сама база в Кумборе была разрушена в результате несчастного случая в
1954 году.
На военных кораблях в Кумбор в 1914 году были доставлены боевые гидропланы фирмы Lohner серий Е и L |
Подготовка к подъему гидроплана из воды |
Е21 младшего лейтенанта Маглича. Август 1914 года |
Е17 вернулся с задания |
. |
. |
База в Куморе. Присяга 20 октября 1928 |
База в Куморе. Югославская фотография |
База в Куморе. Югославская летающая лодка |
«Авиационные черногорские расСказки»
Интересно и познавательно
ОтветитьУдалитьFascinating! I live near here now, on a boat. Thanks for publishing this research. Tim
ОтветитьУдалитьThe new Kumbor is completely different!
УдалитьOnly the old monument remains.