2015-07-02

Кумбор. Часть вторая (краткая)

Этот рассказ мы с загадки начнем -
Даже Алиса ответит едва ли:
Что остается от сказки потом -
После того, как ее рассказали?


Кумбор. Старая австрийская открытка

Вид на базу военно-морской авиации в Кумборе
В ангаре H14 можно увидеть Hansa-Brandenburg W.13 K383, а в ангаре H9 - UFAG Weichmann. (Mario Raguž)


Сказочный город-сад на месте пустыря, заваленного металлоломом. Сказка? Вовсе нет!
Несколько лет назад компания Azmont, взялась инвестировать весьма немалые деньги в строительство туристического комплекса в Кумборе.
<цитата>Компания Azmont Investment планирует в течение трех лет построить на участке площадью 24 гектара гостиницу на 550 номеров, виллы, апартаменты, оздоровительный центр, конгресс-центр на 1000 человек, рестораны, бары, магазины, две марины для яхт, а также обустроить песчаный пляж, рассчитанный на 900 лежаков.<конец цитаты>


План «города-сада», который компания Азмонт возводит на месте летной базы в Кумборе

Красота!
И вот уже Azmont подогнала было свои бульдозеры и экскаваторы для того, чтобы очистить территорию от каких-то ветхих строений, остатков ржавых металлических конструкций, и полуразрушенных казарм.
Как вдруг всполошились … сербы! Причем они просили не уничтожать все дотла на месте, а отдать им остатки строений.
Господа из Азмонт попросили черногорские власти объяснить, что это так растревожило балканских соседей? Вот ведь геморой! А казалось бы, всё так славно начиналось! И инвестора на бабло подсадили всерьез и на долго, и чужими руками, на месте пустыря город-сад построить запланировали. … Посовещавшись, решили отдать сербам все, что они попросят. Азербайджанский инвестор и застройщик компания Azmont, с согласия министерств обороны и культуры и правительства Черногории, передала демонтированные ангары H12 и H14 с территории бывшей базы в Кумборе музею авиации Сербии в Белграде. Два ангара, каждый площадью примерно 1400 квадратных метров и высотой примерно 15 метров будут установлены на территории музея. Столетние стальные конструкции обоих ангаров сейчас находятся в размонтированном состоянии, в ожидании средств для нового восстановления. Эти уникальные промышленные памятники в будущем станут частью выставки и помещениями для исторической авиации.

Так ли ничтожна история Кумбора, что от нее с такой легкостью отмахнулись в Черногории? Стоит ли ради сказочного города-сада уничтожать дотла все еще сохранившиеся до сих пор исторические артефакты? Или все же правы сербы, решившие сохранить столетние ржавые железяки?

***


Чтобы не попасть в капкан,
Чтобы в темноте не заблудиться,
Чтобы никогда с пути не сбиться,
Чтобы в нужном месте приземлиться, приводниться, -
Начерти на карте план.

Когда черновик этой расСказки перевалил за сорок вордовых листов (без картинок), а время работы над расСказкой пошло на пятый месяц (с перерывами), я понял, что срочно необходимо:
а) сокращаться
б) закругляться
Однако, по инерции, что-то еще писалось, дописывалось и переписывалось ... И лишь объявив самому себе ультиматум, я смог это безобразие прекратить. Но все равно получилось как-то многовато. Поэтому решено было представить наработанное в двух вариантах.
Здесь будет представлена короткая версия для тех, кто не любит многабукф …
А в следующей части я изложу историю базы в Кумборе более подробно.

·         Источником эпиграфов стал текст спектакля «Алиса в стране Чудес» Владимира Высоцкого.

Основными источниками знаний для этой и следующей части послужили:
·         Boris Ciglic «Seaplanes of Bocche - the story of Austro-Hungarian naval aviation in Southern Adriatic 1913-1918»
·         Leonard Eleršek «Austrougarsko zrakoplovstvo i početak velikog rata»
·         Mauro Antonellini «L’aviazione dell’Imperiale e Regia Marina - k.u.k Kriegsmarine»
·         P. Schupita "Die k.u.k. Seeflieger"
·         Информация из различных авиационных и военных форумов.


***

Но плохо за часами наблюдали счастливые
И нарочно время замедляли трусливые,
Торопили время, понукали крикливые,
Без причины время убивали ленивые.

Недолгая, но увлекательная история австро-венгерской военной гидроавиации в Боке началась в марте 1913 года, когда с трех военных кораблей были выгружены к одному из складов Тиватского Арсенала три гидросамолета типа "Donet-Levegue".
В следующие пять лет летная база австро-венгерской гидроавиации в Кумборе постепенно стала одной из крупнейших и наиболее важных станций имперской военно-морской авиации. К концу Первой мировой войны здесь базировалось почти 50 гидросамолеты с экипажами и обслуживающим персоналом. Станция морской авиации Кумбор сыграла чрезвычайно важную роль в военных действиях на Балканах и в Италии в 1914-1918 годах, а затем стала центром развития военно-морской авиации Королевства Югославии.

Многие факты этой истории, однако, давно потеряны и, к сожалению, теперь уже останутся неизвестными навсегда. В ноябре 1918 года архив базы в Кумборе был вывезен и спрятан в неизвестном месте. Остатки архива пропали, и сама база в Кумборе была разрушена в результате несчастного случая в 1954 году.

План базы военно-морской авиации в Кумборе

На военных кораблях в Кумбор в 1914 году были доставлены боевые гидропланы фирмы Lohner серий Е и L

Подготовка к подъему гидроплана из воды

Е21 младшего лейтенанта Маглича. Август 1914 года

Е17 вернулся с задания

.

.

.

Слипы для спуска гидропланов на воду и их подъема

Подъем гидроплана Lohner L. 12.03.1916

.

L58 спуск на воду

.

.

.

Кумбор. Старая австрийская открытка



База в Куморе. Присяга 20 октября 1928

База в Куморе. Югославская фотография

База в Куморе. Югославская летающая лодка


Кумбор 2013. Фотография Алексея Коимшиди

Кумбор 2013. Фотография Алексея Коимшиди




3 комментария:

  1. Интересно и познавательно

    ОтветитьУдалить
  2. Fascinating! I live near here now, on a boat. Thanks for publishing this research. Tim

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. The new Kumbor is completely different!
      Only the old monument remains.

      Удалить