2015-07-24

Дорога, дорога, ты знаешь так много … *


Как-то так получилось, что вопрос автомобилизации Черногории еще ни разу не всплывал в моих расСказках. А оказывается и здесь Черногория «впереди планеты всей»!


Почтовый дилижанс в Цетине



Почтовый дилижанс. Фотография 1895 года

Черногорский почтовый дилижанс



До начала XX века для нужд почтово-телеграфного департамента Черногории использовали 50 дилижансов и 200 лошадей, которые перевозили пассажиров и почту между Котором, Цетине, Рекой Црноевича, Подгорицей, Даниловградом и Никшичем.


Реклама автомобильного общества "Delahaye"


Управляющий черногорской почтой и телеграфом Йово Попович в конце 1902 года отправился в Париж в автомобильное общество "Delahaye". Французы ознакомили главного черногорского почтмейстера с прототипом автомобиля. По уверениям специалистов Делае, работа над готовой машиной могла быть завершена в течение трех месяцев.


Delahaye Туре 10B 12/14CV.
Судя по всему, именно этот тип автомобиля был взят за основу для создания первого черногорского почтового автомобиля


Скорее всего, за основу почтового автомобиля был взят автомобиль Delahaye Туре 10B 12/14CV. Эта модель была разработана на фирме Delahaye в 1902 году. Автомобиль с передним расположением мотора, 2-х цилиндровым 2.2 л двигателем мощностью 14 л/с. Коробка передач была 3-х ступенчатой, привод цепной. Управлялась машина не рычагами, а новомодным круглым рулём.

Из-за специфических условий черногорского заказа был сконструирован иной кузов.
В конце мая или в начале июня 1903 года автомобиль был доставлен пароходом из Триеста в Котор, принадлежащий в то время Австро-Венгерской империи, а затем в Цетине.


Первый автомобиль в Черногории


Газета "Голос черногорца" 7 июня 1903 года опубликовала уведомление о введении почтовых и пассажирских перевозок в Черногории, которое гласило: "Начиная с понедельника 9 июня по старому стилю почтово-телеграфный Департамент будет использовать вместо дилижансов автомобиль, по усмотрению на каждой из линий по очереди, для того, чтобы пассажиры привыкли и ознакомились с этими дорогами.
Следует известить как пассажиров, так и народ, что на этом пути не исключена опасность, и необходимо удалить заблаговременно крупный рогатый скот, как только будет слышен сигнал, который подает автомобиль, поскольку скот может напугаться и свалиться вниз с парапета.
Автомобиль будет использоваться, как и дилижансы, на всех основных станциях: Цетине, Подгорица, Никшич и Котор, а все остальные станции будут регулярно опрашиваться по телеграфу для того, чтобы иметь возможность получить пассажиров.
В настоящее время цены будут такими же, как и на дилижансах. Будут продаваться шесть пассажирских билетов.
Для обеспечения безопасности движение будет производиться в наиболее умеренном темпе"

Историк Андрия Иванчевич так описал появление первого автомобиля в Подгорице 9 июня 1903 года: «Сегодняшний прекрасный солнечный день 9 июня 1903 года Подгорица открыла новую страницу всемирного значения. В этот день, около 11 часов утра, когда улицы были полны пешеходов, со стороны Везирового моста появилась четырехугольная повозка автомобиля. Пешеходы на главной улице побежали за ним, чтобы увидеть это чудо, которое двигалось само по себе. В других частях города разнесся слух, что к почте прибыла "повозка без лошади", в результате, люди в общем порыве бросились туда, чтобы первыми в городе увидеть это чудо. За рулем сидел очень молодой и стройный человек, назвавшийся Мило из Цетине. Всем было любопытно узнать где он научился управлять этой машиной. Он сказал, что в Чехии. … Аудитория никак не может смириться с тем, что этот юноша, который больше походил на мальчика, управляет таким чудом без лошади …»

Первый шофер первого автомобиля Мило Томанович из Цетине, специально был отправлен князем Николой в Чехию, для обучения мастерству водителя. Томанович стал и первым черногорским автомехаником.

Французский Делае стал первым автомобилем в Черногории. А сама Черногория стала первой страной в Европе, которая для перевозки почты и пассажиров начала использовать государственный автомобиль. В других странах почтовые автомобили в то время применялись только в частных компаниях.
Позже был закуплен автобус, который имел десять мест для пассажиров и пространство для почты. В движение его приводил двигатель мощностью 16 л/с, и он мог развивать скорость до 15 км/ч.


Почтовый автобус в Черногории 
Фотография датирована 1903 годом. Хотя, скорее всего, это ошибка. Ни снимке более поздний чешский омнибус


Давайте, кстати, вспомним, что в Черногорском Баре, на горе Волуица с мая 1904 года заработала самая мощная на Адриатике радио-телеграфная станция. Несомненно, Йово Попович мог по праву гордиться своим почтово-телеграфным ведомством!

Первый французский автомобиль, с перерывами на ремонт, перевозил почту и пассажиров до 1910 года.
В издании «Голос черногорца» от 5 июля 1912 года, было помещено объявление о его продаже. Он был продан частному владельцу. Кузов был перестроен. Автомобиль использовался в 1913 году, во время Балканской войны. Дальнейшая его судьба неизвестна.


***


Чертеж омнибуса Laurin&Klement модель Е 01-2

Чертеж омнибуса Laurin&Klement с «летним кузовом»


В 1907 году власти Черногории провели конкурс на поставку коммерческих автомобилей для организации регулярных почтовых и пассажирских перевозок. Победитель получал эксклюзивный контракт на поставку автомобилей в течение следующих 15 лет на всю территорию княжества, но выбранный автопроизводитель должен был эксплуатировать восемь транспортных средств на линиях, с ограниченными государственными субсидиями.

В конкурсе приняли участие несколько итальянских фирм и чешская Laurin&Klement из Млада Болеслава (известная нынче как Skoda).

Генеральный директор L&K Вацлав Клемент (1868 - 1938) лично посетил Черногорию, чтобы поподробнее ознакомится с непростыми условиями задачи. Основной маршрут от побережья Адриатического моря, от Котора до Цетине, имел 56 резких поворотов на 42-километровом пути и перепад высот 1200 м.

Уже в 1908 году Laurin&Klement предложила Черногории грузовики и автобусы Černá Hora-Montenegro, которые благодаря своей инновационной конструкции идеально подходили под специфичные запросы княжества.


Фургон Laurin&Klement


В 1908 году министерство торговли и министерство транспорта в Вене, автомобильный завод Laurin&Klement, подписали контракт с представителями черногорского княжества, в соответствии с которым, этот автопроизводитель будет привлечен для организации автомобильного сообщения на территории княжества в течение 15 лет.

Направление Цетине - Котор, где устанавливалось постоянное почтовое сообщение, субсидировала и Австрия, которая была крайне заинтересована в вытеснении с рынка главных конкурентов – итальянского FIAT. Laurin&Klement получил правительственную субсидию, годовой объем которой превышал сумму, обещанную правительством Черногории.

 Чехам было выплачено 45000 крон - годовой доход от проданных посадочных билетов, принадлежащих Управлению почты и телеграфа.


 Черногорские источники чаще всего помещают вот такую фотографию автомобиля Laurin&Klement.


Laurin&Klement model F


Если они не ошибаются, то легко узнать, что это L&K модели F 1907 года. Её силовой агрегат имел рабочий объём 2438 куб. см. Его общая мощность колебалась в пределах двадцати лошадиных сил. Машина была снабжена магнето-зажиганием со свечами. За два года компания Laurin&Klement продала больше 370 автомобилей этой модели. Кроме того, эта модификация имела целый ряд версий. Предлагаемый вариант кузова мог быть пассажирским или иметь определённое назначение. 

Чешские источники уверены, что прототипом Černá Hora-Montenegro стал L&K модели E, который выпускался в Млада Болеслава с 1906 по 1909 г. Было построено 16 автомобилей.


Laurin&Klement model E

Laurin&Klement model E


Открытый фаэтон, с передним расположением двигателя и задним приводом име рядный четырехцилиндровый двигатель с Т-образной головкой объемом 4562 см ³ и мощностью 35 л.с. Коробка передач четырехступенчатая, колесная база 3470 мм, максимальная скорость 85 км/ч.


Омнибусы в Негуши


Омнибусы в Подгорице


Шесть пассажирских омнибусов и два фургона с закрытым кузовом выпущенных были выпущены с июня по ноябрь 1908 года. Первые два вагона, омнибус и фургон, доставлили в Черногорию в середине декабря 1908 года. Незадолго до Рождества 1909 года из Чехии привезли еще один омнибус. Оставшиеся пять автомобилей начали работу в январе 1909 года. Девятым автомобилем стал бортовой грузовик, построенный в мае 1908 года, но доставленный в Цетине только летом 1909 года.


.

При создании автомобилей использовались проверенные компоненты Laurin&Klement model E, но в совершенно иной компоновке. Передняя часть рамы была заужена до 700 мм, в средней и задней части машины ширина рамы составила 900 мм. Продольные элементы из стальных квадратных U-образных профилей высотой 140 мм и шириной 50 мм соединялись четырьмя поперечинами. Две жесткие двутавровые оси подвешивались на продольных полуэллиптических листовых рессорах, длиной 900 мм спереди и 1150 мм сзади. Деревянные колеса с литыми резиновыми шинами имели диаметр 750 мм спереди и 905 мм сзади. Ширина колеи спереди и сзади составляла 1,30 м, сзади имелось по две колесные опоры. Колесная база уменьшена до 2,21 м для маневренности автомобиля.

Сразу за передним мостом находился четырехцилиндровый двухцилиндровый двигатель с водяным охлаждением, мощностью 28 л.с. и объемом 4,5 литра. Двигатель имел принудительное циркуляционное охлаждение, насос и вентилятор за радиатором.

Четырехступенчатая трансмиссия располагалась в средней части машины, а раздатку пришлось разместить за задней осью из-за короткой колесной базы. От коробки передач происходили приводные валы, на конце которых была шестерня, центр которой находился на 830 мм позади оси задних колес. Поэтому крутящий момент передавался на задние колеса цепями, но необычно – навстречу движению. Помимо ножного трансмиссионного тормоза, автомобиль был оборудован ручным тормозом, действующим на задние колеса. Сиденье водителя находилось над двигателем, на высоте 1,68 м над землей, крыша над ним поднималась на высоту 2,82 м.

Длинна легкового омнибуса Černá Hora-Montenegro составляла 3,96 м, ширина 1,60 м и высота 2,32 мю За кабиной водителя устанавливался пассажирский салон с двумя боковыми дверями и четырьмя окнами. В его задней части располагалось удобное сиденье для трех пассажиров, у передней стенки два откидных сиденья, на которых пассажиры сидели спиной к направлению движения.

За кабиной находился почтовый ящик объемом 1,3 м3 с двойной дверью в задней стенке. Ключа от них у водителя не было, их запирали и отпирали сотрудники почты. На крыше этого отсека было отделение для багажа пассажиров. Один из омнибусов был оборудован так называемым летним кузовом с открытыми бортами и продольными скамьями, на котором могли сидеть десять человек, путешествуя лицом к лицу, боком к направлению движения. В задней стене кузова располагалась дверь. Фургон имел ящик объемом 4,8 м3, в котором можно было перевозить до 900 кг груза. Фургоны обеих модификаций комплектовались двухосными тентованными грузовыми прицепами грузоподъемностью 1500 кг.


.

С появлением на дорогах княжества первых автомобилей потребовались и новые законодательные нормы. Были составлены "Правила вождения почтового автомобиля в княжестве Черногория" и "Правила для шоферов", которые были опубликованы в 1910 году. Документами было установлено, что автомобиль не может перевозить больных и пьяных людей, детей в возрасте до семи лет без сопровождения. Шоферы должны быть специалистами, имеющими лицензию водителя. Они должны были быть «Гражданами Черногории. Полностью здоровы психически и телесно, и обладать пристойными манерами и ответственным поведением». Шоферы считались государственными служащими и обязаны были носить фирменную одежду со знаком почтового управления.


Фургон и омнибус Laurin&Klement (1909)

Экзамены по вождению омнибусов и фургонов Laurin&Klement прошли в январе 1909 года, а с весны того же года машины начали работать на четырех регулярных линииях: Котор - Цетине, Цетине - Подгорица, Подгорица - Никшич и Подгорица - Плавница. 

Летом 1910 года, в пятидесятую годовщину своего правления, князь Никола I объявил себя королем, а Черногорию - королевством. По этому случаю нескольких водителей омнибусов Лаурин и Клемент наградили серебряными медалями за заслуги.

С осени 1912 года по весну 1913 года Черногория вместе с Сербией, Болгарией и Грецией воевала против Турции в Первой Балканской войне, а черногорские Лаурины служили армии и Красном Кресте. После окончания боевых действий они вернулись на почтовые линии и работали на них до 1916 года.


Почтовый омнибус в Черногории (1913)


Во время Первой мировой войны, в январе 1916 года из Подгорицы для переговоров с австрийцами о перемирии черногорцы отправили парламентариев, именно на омнибусе Лаурин и Клемент. Фотоснимок этого события была опубликована на обложке первого мартовского номера венского журнала Allgemeine Automobil-Zeitung, и Laurin&Klement использовали её в качестве рекламы.


Фотография 1916 года. Черногорская делегация с белым флагом едет подписывать капитуляцию




***

Раз есть расСказка об автомобилях, то должна быть такая же и о дорогах, по которым им приходилось передвигаться. А история черногорских дорог никак не может обойтись без самого главного человека, инженера из Трогира Иосипа Сладе Силовича (Josip Šilović Slade. 1828-1911). Описание жизни этого великого человека искажено в Черногории нелепейшими небылицами. Так отплатили потомки за его громадный труд. И от этого еще интереснее было отыскать правду.


Hugo Charlemont
Die Straße von Cattaro nach Cetinje. 1892


П. Ровинский - Очерки Черногорья. Русская мысль, № 1. 1880
… А впереди, над городом все те же, почти отвесные горы, и вы в недоумении смотрите, где же та дорога, которая должна вас привести в тот заветный край, где горсть героев, в продолжение ряда столетий, отстаивала свою свободу и теперь делится ею со своею братиею по языку и по вере? Дорога эта однако так мало отличается от тропинки, протоптанной людьми и животными, что издали ее никак нельзя заметить, так она загромождена и замаскирована окружающими ее скалами, хотя для пешеходов и вьючных животных она вполне удовлетворительна. Есть, однако, уже другая дорога: широкие и длинные зигзаги ее вы видите еще на пути с парохода; она будет окончена в этом году к зиме, а в будущем году можно будет от Котора до Цетиньи ехать в экипаже, и, пародируя слова Лермонтова, спокойно декламировать:
Уж проходят дилижансы
Через те скалы,
Где носились лишь туманы
Да цари-орлы.

Нет сомненья, что Черногорье скоро перестанет быть страною замкнутою и мало доступною. Цетинья, можно сказать, уже связана хорошею дорогой с Боккой; в этом же году начнется дорога от Бара, с другой стороны Черногорья, которая, помимо пути через Баяну, находящуюся еще в руках турок, соединит с морем долину Зеты. Эти две линии окажут, без сомнения, большое влияние на развитие Черногорья,— торговое и промышленное. Австрия, как ближайшая соседка, извлечет из этого свои материальные выгоды и в тоже время получит больше простора и для своего культуртрегерства. Поэтому она принимает самое живое участие в постройке черногорских дорог: кроме того, что она охотно примкнула свою линию от Котора до черногорской границы, она дала Черногорью своего инженера, которому и платит от себя постоянное жалованье. Такое одолжение, конечно, весьма важно для черногорцев, так как без посторонней помощи им трудно выплачивать жалованье своим постоянным служащим. Но при этом невольно припоминаются, пророчески оправдавшиеся, слова Калхаса: Timeo Donaos et dona ferentes.


Фургоны и омнибусы Laurin&Klement в Боке


Наиболее значимые источники информации:
Slobodan Vucović «Karoca bez konja»
Petar Milatovic «Dolazak sa drumova proslosti»
Laurin & Klement Typ E: Poštovní vozy – Černohorské laurinky
Грузовики и автобусы Č
erná Hora-Montenegro



***

Вместо послесловия.
В 2003 году, к юбилею появления в Черногории первого почтового автомобиля, житель Будвы сделал его реплику.
Как вы сами можете догадаться, ни единой государственной копейки (евроцента), на этот раз в проект вложено не было.

Примечание: Строка для заголовка расСказки заимствована из стихотворения Александра Шаганова

2 комментария:

  1. очень интересно написано ... На D2 хорошо бы репост сделать..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. не получится по ... техническим причинам ;-)

      Удалить