Delahaye Туре 10B 12/14CV. Судя по всему, именно этот тип автомобиля был взят за основу для создания первого черногорского почтового автомобиля |
Почтовый автобус в Черногории
|
Чертеж омнибуса Laurin&Klement модель Е 01-2 |
Чертеж омнибуса Laurin&Klement с «летним кузовом» |
В 1907 году власти Черногории провели конкурс на поставку
коммерческих автомобилей для организации регулярных почтовых и пассажирских перевозок.
Победитель получал эксклюзивный контракт на поставку автомобилей в течение
следующих 15 лет на всю территорию княжества, но выбранный автопроизводитель
должен был эксплуатировать восемь транспортных средств на линиях, с
ограниченными государственными субсидиями.
В конкурсе приняли участие несколько итальянских фирм и чешская Laurin&Klement
из Млада Болеслава (известная нынче как Skoda).
Генеральный директор L&K Вацлав Клемент (1868 - 1938) лично посетил
Черногорию, чтобы поподробнее ознакомится с непростыми условиями задачи. Основной
маршрут от побережья Адриатического моря, от Котора до Цетине, имел 56 резких
поворотов на 42-километровом пути и перепад высот 1200 м.
Уже в 1908 году Laurin&Klement предложила Черногории грузовики
и автобусы Černá Hora-Montenegro, которые благодаря своей инновационной
конструкции идеально подходили под специфичные запросы княжества.
Фургон Laurin&Klement |
В 1908 году министерство торговли и министерство транспорта в Вене,
автомобильный завод Laurin&Klement, подписали контракт с представителями
черногорского княжества, в соответствии с которым, этот автопроизводитель будет
привлечен для организации автомобильного сообщения на территории княжества в
течение 15 лет.
Направление Цетине - Котор, где устанавливалось постоянное почтовое
сообщение, субсидировала и Австрия, которая была крайне заинтересована в вытеснении
с рынка главных конкурентов – итальянского FIAT. Laurin&Klement получил
правительственную субсидию, годовой объем которой превышал сумму, обещанную
правительством Черногории.
Laurin&Klement model F |
Если они не ошибаются, то легко узнать, что это L&K модели F 1907 года. Её силовой агрегат имел рабочий объём 2438 куб. см. Его общая мощность колебалась в пределах двадцати лошадиных сил. Машина была снабжена магнето-зажиганием со свечами. За два года компания Laurin&Klement продала больше 370 автомобилей этой модели. Кроме того, эта модификация имела целый ряд версий. Предлагаемый вариант кузова мог быть пассажирским или иметь определённое назначение.
Чешские источники уверены, что прототипом Černá Hora-Montenegro
стал L&K модели E, который выпускался в Млада Болеслава с 1906 по 1909 г. Было
построено 16 автомобилей.
Laurin&Klement model E |
|
Открытый фаэтон, с передним расположением двигателя и задним
приводом име рядный четырехцилиндровый двигатель с Т-образной головкой объемом 4562
см ³ и мощностью 35 л.с. Коробка передач четырехступенчатая, колесная база 3470
мм, максимальная скорость 85 км/ч.
Омнибусы в Негуши |
Омнибусы в Подгорице |
Шесть пассажирских омнибусов и два фургона с закрытым кузовом выпущенных
были выпущены с июня по ноябрь 1908 года. Первые два вагона, омнибус и фургон, доставлили
в Черногорию в середине декабря 1908 года. Незадолго до Рождества 1909 года из
Чехии привезли еще один омнибус. Оставшиеся пять автомобилей начали работу в
январе 1909 года. Девятым автомобилем стал бортовой грузовик, построенный в мае
1908 года, но доставленный в Цетине только летом 1909 года.
. |
При создании автомобилей использовались проверенные компоненты Laurin&Klement
model E, но в совершенно иной компоновке. Передняя часть рамы была заужена до
700 мм, в средней и задней части машины ширина рамы составила 900 мм.
Продольные элементы из стальных квадратных U-образных профилей высотой 140 мм и
шириной 50 мм соединялись четырьмя поперечинами. Две жесткие двутавровые оси подвешивались
на продольных полуэллиптических листовых рессорах, длиной 900 мм спереди и 1150
мм сзади. Деревянные колеса с литыми резиновыми шинами имели диаметр 750 мм
спереди и 905 мм сзади. Ширина колеи спереди и сзади составляла 1,30 м, сзади
имелось по две колесные опоры. Колесная база уменьшена до 2,21 м для
маневренности автомобиля.
Сразу за
передним мостом находился четырехцилиндровый двухцилиндровый двигатель с
водяным охлаждением, мощностью 28 л.с. и объемом 4,5 литра. Двигатель имел
принудительное циркуляционное охлаждение, насос и вентилятор за радиатором.
Четырехступенчатая
трансмиссия располагалась в средней части машины, а раздатку пришлось
разместить за задней осью из-за короткой колесной базы. От коробки передач
происходили приводные валы, на конце которых была шестерня, центр которой
находился на 830 мм позади оси задних колес. Поэтому крутящий момент
передавался на задние колеса цепями, но необычно – навстречу движению. Помимо
ножного трансмиссионного тормоза, автомобиль был оборудован ручным тормозом,
действующим на задние колеса. Сиденье водителя находилось над двигателем, на
высоте 1,68 м над землей, крыша над ним поднималась на высоту 2,82 м.
Длинна легкового
омнибуса Černá Hora-Montenegro составляла 3,96 м, ширина 1,60 м и высота 2,32 мю
За кабиной водителя устанавливался пассажирский салон с двумя боковыми дверями
и четырьмя окнами. В его задней части располагалось удобное сиденье для трех
пассажиров, у передней стенки два откидных сиденья, на которых пассажиры сидели
спиной к направлению движения.
За
кабиной находился почтовый ящик объемом 1,3 м3 с двойной дверью в задней
стенке. Ключа от них у водителя не было, их запирали и отпирали сотрудники
почты. На крыше этого отсека было отделение для багажа пассажиров. Один из омнибусов
был оборудован так называемым летним кузовом с открытыми бортами и продольными
скамьями, на котором могли сидеть десять человек, путешествуя лицом к лицу,
боком к направлению движения. В задней стене кузова располагалась дверь. Фургон
имел ящик объемом 4,8 м3, в котором можно было перевозить до 900 кг груза. Фургоны
обеих модификаций комплектовались двухосными тентованными грузовыми прицепами
грузоподъемностью 1500 кг.
. |
С появлением на дорогах княжества первых автомобилей потребовались и новые законодательные нормы. Были составлены "Правила вождения почтового автомобиля в княжестве Черногория" и "Правила для шоферов", которые были опубликованы в 1910 году. Документами было установлено, что автомобиль не может перевозить больных и пьяных людей, детей в возрасте до семи лет без сопровождения. Шоферы должны быть специалистами, имеющими лицензию водителя. Они должны были быть «Гражданами Черногории. Полностью здоровы психически и телесно, и обладать пристойными манерами и ответственным поведением». Шоферы считались государственными служащими и обязаны были носить фирменную одежду со знаком почтового управления.
Фургон и омнибус Laurin&Klement (1909) |
Экзамены по вождению омнибусов и фургонов Laurin&Klement прошли в январе 1909 года, а с весны того же года машины начали работать на четырех регулярных линииях: Котор - Цетине, Цетине - Подгорица, Подгорица - Никшич и Подгорица - Плавница.
Летом 1910 года, в пятидесятую годовщину своего правления, князь Никола I объявил себя королем, а Черногорию - королевством. По этому случаю нескольких водителей омнибусов Лаурин и Клемент наградили серебряными медалями за заслуги.
С осени
1912 года по весну 1913 года Черногория вместе с Сербией, Болгарией и Грецией
воевала против Турции в Первой Балканской войне, а черногорские Лаурины служили
армии и Красном Кресте. После окончания боевых действий они вернулись на
почтовые линии и работали на них до 1916 года.
Почтовый омнибус в Черногории (1913) |
Во время Первой мировой войны, в январе 1916 года из Подгорицы для
переговоров с австрийцами о перемирии черногорцы отправили парламентариев, именно
на омнибусе Лаурин и Клемент. Фотоснимок этого события была опубликована на
обложке первого мартовского номера венского журнала Allgemeine
Automobil-Zeitung, и Laurin&Klement использовали её в качестве рекламы.
Фотография 1916 года. Черногорская делегация с белым флагом едет подписывать капитуляцию |
Через те скалы,
Где носились лишь туманы
Да цари-орлы.
Фургоны и омнибусы Laurin&Klement в Боке |
Наиболее значимые источники информации:
Slobodan Vucović «Karoca bez konja»
Petar Milatovic «Dolazak sa drumova proslosti»
Laurin & Klement Typ E: Poštovní vozy – Černohorské laurinky
Грузовики и автобусы Černá Hora-Montenegro
очень интересно написано ... На D2 хорошо бы репост сделать..
ОтветитьУдалитьне получится по ... техническим причинам ;-)
Удалить