Как уверяет подпись под фотографией на портале BarInfo, этот снимок сделан в 1913 году, и изображен на нем гидросамолет Михайло Петровича (Mihailo Petrovic) у Пристани (Бар). Но что-то не верится... |
Эту
фотографию я уже использовал в расСказке о гибели миноносца Даг . Но
что-то и в самой фотографии, изуродованной «водным знаком» интернет ресурса
БарИнфо, и в подписи под ней мне показалось странным. Что-то, как-то не стыковалось … Пришлось
изрядно порыться в истории сербской авиации.
Петр
I Караджорджевич поддержал начинание своего адъютанта капитана Косты Милетича,
и 19 мая 1911 объявил конкурс для военных, желающих стать летчиками. На
обручение было выделено 30000 динаров, и уже в апреле следующего года во
Францию были отправлены три офицера и три унтер-офицера. В летную школу на
аэродроме Этамп (Etamp) близ Парижа отправились пехотный капитан Милош Илич,
инженер капитан Йован Югович, артиллерийский лейтенант Живота Станкович,
сержант пехоты Миодраг Томич и артиллерийские сержанты Михайло Петрович и
Воислав Новичич.
Решением
министра обороны Радомира Путника (1847-1917) от 24 декабря 1912 года, в городе
Ниш, была основана Воздухоплавательная команда, в которую вошли Голубиная
почта, Балонное отделение, Водородная станция и отделение Аэропланов с
двенадцатью самолетами. Таким образом, Сербия вошла в число пятнадцати стран в
мире, которые в то время обладали военной авиацией.
Первые
два сербских самолета были трофейными. Они были захвачены в сентябре 1912 года у
Турции. Два самолета было доставлено из России, а восемь куплено во Франции.
Михайло Петрович (1884-1913)
был первым в группе сербских пилотов, проходивших обучение во Франции, кто
выполнил самостоятельный полет во французской летной школе. Он стал первым
сербским дипломированным пилотом. В школе Петрович получил международную летную
лицензию № 979, и сербскую лицензию №1.
В октябре 1912 года с боевых
действий Сербии, Черногории и Болгарии против Турции началась Первая Балканская
война. В Феврале следующего года Верховное командование Армии Сербии создало
специальный Приморской армейский корпус, чтобы помочь армии Черногории в боях в
районе города Шкодер. Поддержку корпуса с воздуха осуществлял специально
созданный для этого Прибрежный авиационный отряд, который являлся также первой
боевой единицей Сербских ВВС. В распоряжении отряда было четыре аэроплана,
которые были доставлены из Франции в разобранном виде. Личный состав состоял из
пяти сербских летчиков под командованием майора Косты Милетича. В отряде было
два иностранных (французских?) опытных пилота, которые были наняты, чтобы
передать свой опыт летчикам-сербам.
Михайло Петрович /Михаило Петровић (27.06.1884 - 20.03.1913)/ возле самолета Форман во время обучения. 1912, Этамп, |
Фотографии из альбома Самсона Чернова «Балканские войны. 1912-1913». |
Сербские летчики. Фотографии из альбома Самсона Чернова «Балканские войны. 1912-1913». Хотя фотография и не подписана, но человека в кепке в первом ряду спутать с кем-то сложно! |
. |
Первый
боевой вылет совершили летчики Живота Станкович и Миодраг Томич на двухместном
"Блерио XI" для разведки позиций Есад-паши у Шкодера, что явилось для
турков весьма неприятным сюрпризом.
20 марта 1913 завершая
разведывательный полет над турецкими позициями у Шкодера аэроплан Петровича
попал в зону сильной турбулентности.
В оперативном журнале
прибрежного авиационного отряда 20 марта 1913 года записано: "… «Фарман»
летчика сержанта Михайло Петровича в 9:25 минут над расположением наших войск у
Меглуши и Бушати на высоте 1500 метров, в 9:45 начал спускаться над аэродромом
с выключенным двигателем … аппарат перевернуло порывом ветра на высоте между
900 и 1000 метров, пилот выпал из аппарата и погиб. Аппарат сильно
поврежден."
Михайло Петрович, первый
сербский дипломированный летчик, стал первой жертвой сербской военной авиации и
вторым пилотом в мире, который погиб, выполняя боевое задание. (Первой был болгарский летчик Топраджиев, который погиб
в 1912 году на турецком фронте).
Сержант Михайло Петрович был
похоронен в церкви села Барбалуши (Barbaluši) 21 марта 1913. После завершения
балканских войн, в апреле 1914 года, его останки были перенесены в Цетинье и
торжественно захоронены. Благодаря усилиям брата Михайло, артиллерийского
подполковника Ивана Петровича, 1 октября 1931 года его останки были перенесены
в Белград и похоронены на семейном кладбище с воинскими почестями и в
присутствии родственников и многих летчиков.
Некоторые вещи, фотографии,
карты, письма и книги Михайло Петровича хранятся сейчас в музее авиации в
Белградском аэропорту «Никола Тесла».
В годовщину смерти Петровича
летчики собираются у Михайлова кургана на Новом кладбище в Белграде. чтобы отдают
дань Первому сербскому пилоту.
А теперь еще раз посмотрим на
фотографию с ресурса БарИнфо. Как я не искал, я не смог найти подтверждения тому, что в 1913 году Михайло Петрович, или кто-либо еще из летчиков Прибрежного
авиационного отряда выполнял полеты на гидропланах с акватории Барской бухты.
Что-то напутали господа черногорцы!
***
Начало Первой Мировой войны
сербские летчики опять встретили в Черногории.
Первый
воздушный бой состоялся 27 августа 1914 года, когда австро-венгерский аэроплан
напал и обстрелял Миодрага Томича, который возвращался из разведывательного
полета. Аэроплан Томича не был вооружен, но от австрийцев сербам уйти удалось.
В
мае 1915 года наконец удалось сконструировать удобный лафет. Первый пулемет
установили на "Блерио XI" Миодрага Томича (опять Томич!).
Первая
воздушная победа сербской авиации, принадлежит французам. 9 июня 1915 года над
Смедерево экипаж Тируена и Маньони заметил вражеский самолет, немедленно
бросился в погоню. Бой был коротким и после третьего залпа австрийский самолет
загорелся и разбился.
"Авиационные" черногорские расСказки:
Ты молодец! Все твои рассказки действительно интересно читать. Буду ждать новых выпусков.
ОтветитьУдалитьпока самому не надоело буду искать и писать :-)
Удалить