2015-03-29

Михаило Петрович. Первый крылатый серб

Как уверяет подпись под фотографией на портале BarInfo, этот снимок сделан в 1913 году, и изображен на нем гидросамолет Михайло Петровича (Mihailo Petrovic) у Пристани (Бар). Но что-то не верится...


Эту фотографию я уже использовал в расСказке о гибели миноносца Даг . Но что-то и в самой фотографии, изуродованной «водным знаком» интернет ресурса БарИнфо, и в подписи под ней мне показалось странным. Что-то, как-то не стыковалось … Пришлось изрядно порыться в истории сербской авиации.

Петр I Караджорджевич поддержал начинание своего адъютанта капитана Косты Милетича, и 19 мая 1911 объявил конкурс для военных, желающих стать летчиками. На обручение было выделено 30000 динаров, и уже в апреле следующего года во Францию были отправлены три офицера и три унтер-офицера. В летную школу на аэродроме Этамп (Etamp) близ Парижа отправились пехотный капитан Милош Илич, инженер капитан Йован Югович, артиллерийский лейтенант Живота Станкович, сержант пехоты Миодраг Томич и артиллерийские сержанты Михайло Петрович и Воислав Новичич.

Решением министра обороны Радомира Путника (1847-1917) от 24 декабря 1912 года, в городе Ниш, была основана Воздухоплавательная команда, в которую вошли Голубиная почта, Балонное отделение, Водородная станция и отделение Аэропланов с двенадцатью самолетами. Таким образом, Сербия вошла в число пятнадцати стран в мире, которые в то время обладали военной авиацией.
Первые два сербских самолета были трофейными. Они были захвачены в сентябре 1912 года у Турции. Два самолета было доставлено из России, а восемь куплено во Франции.


Михаило Петрович во время обучения
во французской летной школе


Михайло Петрович (1884-1913) был первым в группе сербских пилотов, проходивших обучение во Франции, кто выполнил самостоятельный полет во французской летной школе. Он стал первым сербским дипломированным пилотом. В школе Петрович получил международную летную лицензию № 979, и сербскую лицензию №1.

В октябре 1912 года с боевых действий Сербии, Черногории и Болгарии против Турции началась Первая Балканская война. В Феврале следующего года Верховное командование Армии Сербии создало специальный Приморской армейский корпус, чтобы помочь армии Черногории в боях в районе города Шкодер. Поддержку корпуса с воздуха осуществлял специально созданный для этого Прибрежный авиационный отряд, который являлся также первой боевой единицей Сербских ВВС. В распоряжении отряда было четыре аэроплана, которые были доставлены из Франции в разобранном виде. Личный состав состоял из пяти сербских летчиков под командованием майора Косты Милетича. В отряде было два иностранных (французских?) опытных пилота, которые были наняты, чтобы передать свой опыт летчикам-сербам.


Михайло Петрович /Михаило Петровић (27.06.1884 - 20.03.1913)/
возле самолета Форман во время обучения. 1912, Этамп, 
Франция

Фотографии из альбома Самсона Чернова «Балканские войны. 1912-1913».

Сербские летчики. Фотографии из альбома Самсона Чернова «Балканские войны. 1912-1913».
Хотя фотография и не подписана, но человека в кепке в первом ряду спутать с кем-то сложно!

.

Первый боевой вылет совершили летчики Живота Станкович и Миодраг Томич на двухместном "Блерио XI" для разведки позиций Есад-паши у Шкодера, что явилось для турков весьма неприятным сюрпризом.

20 марта 1913 завершая разведывательный полет над турецкими позициями у Шкодера аэроплан Петровича попал в зону сильной турбулентности.
В оперативном журнале прибрежного авиационного отряда 20 марта 1913 года записано: "… «Фарман» летчика сержанта Михайло Петровича в 9:25 минут над расположением наших войск у Меглуши и Бушати на высоте 1500 метров, в 9:45 начал спускаться над аэродромом с выключенным двигателем … аппарат перевернуло порывом ветра на высоте между 900 и 1000 метров, пилот выпал из аппарата и погиб. Аппарат сильно поврежден."
Михайло Петрович, первый сербский дипломированный летчик, стал первой жертвой сербской военной авиации и вторым пилотом в мире, который погиб, выполняя боевое задание. (Первой был болгарский летчик Топраджиев, который погиб в 1912 году на турецком фронте).


Henri Farman H.F.20. На таком аэроплане Михайло Петрович
выполнял свое последнее задание

Сержант Михайло Петрович был похоронен в церкви села Барбалуши (Barbaluši) 21 марта 1913. После завершения балканских войн, в апреле 1914 года, его останки были перенесены в Цетинье и торжественно захоронены. Благодаря усилиям брата Михайло, артиллерийского подполковника Ивана Петровича, 1 октября 1931 года его останки были перенесены в Белград и похоронены на семейном кладбище с воинскими почестями и в присутствии родственников и многих летчиков.
Некоторые вещи, фотографии, карты, письма и книги Михайло Петровича хранятся сейчас в музее авиации в Белградском аэропорту «Никола Тесла».
В годовщину смерти Петровича летчики собираются у Михайлова кургана на Новом кладбище в Белграде. чтобы отдают дань Первому сербскому пилоту.


Сербы и черногорцы у Шкодера
Фотографии из альбома Самсона Чернова «Балканские войны. 1912-1913»
Полагаю, что в человек в фуражке - черногорский принц Данило, старший сын короля Николы I Петровича Негоша



А теперь еще раз посмотрим на фотографию с ресурса БарИнфо. Как я не искал, я не смог найти подтверждения тому, что в 1913 году Михайло Петрович, или кто-либо еще из летчиков Прибрежного авиационного отряда выполнял полеты на гидропланах с акватории Барской бухты. Что-то напутали господа черногорцы!

***

Начало Первой Мировой войны сербские летчики опять встретили в Черногории.
Первый воздушный бой состоялся 27 августа 1914 года, когда австро-венгерский аэроплан напал и обстрелял Миодрага Томича, который возвращался из разведывательного полета. Аэроплан Томича не был вооружен, но от австрийцев сербам уйти удалось.
В мае 1915 года наконец удалось сконструировать удобный лафет. Первый пулемет установили на "Блерио XI" Миодрага Томича (опять Томич!).
Первая воздушная победа сербской авиации, принадлежит французам. 9 июня 1915 года над Смедерево экипаж Тируена и Маньони заметил вражеский самолет, немедленно бросился в погоню. Бой был коротким и после третьего залпа австрийский самолет загорелся и разбился.


2 комментария:

  1. Ты молодец! Все твои рассказки действительно интересно читать. Буду ждать новых выпусков.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. пока самому не надоело буду искать и писать :-)

      Удалить