Если не следить пристально за
местными новостями, то легко было пропустить весьма значимое событие,
произошедшее в Баре 24 февраля 2015 года. Именно в этот день 100 лет
назад французский миноносец Dague (Даг) подорвался на мине и затонул в Барской
бухте. 39 французских моряков погибли.
Миноносцы DAGUE (справа) и CHASSEUR в Тулоне 28 сентября 1912 г. Фотография из коллекции Национальной библиотеки Франции |
Фото экипажа в Тулоне (фото не датировано). Фотография из коллекции Национальной библиотеки Франции |
ФРАНЦУЗСКИЙ МИНОНОСЕЦ DAGUE
Миноносец Dague был одним из
двенадцати эскадренных миноносцев ВМС Франции класса Bouclier (Casque),
спущенных на воду между 1910 и 1912. Эти 800-тонные корабли были построены на различных
верфях, по общей спецификации. Не всех были установлены паровые турбины мощностью 13500
л.с., которые работали на жидком топливе. Миноносцы имели некоторые различия в
размерах (72-78 м в длину) и оборудовании (например у Casque было три дымовых трубы, а у остальных - четыре) , Скорости также были различны, Bory был самым медленным -
всего в 24 узла, в то время как скорость Bouclier достигала на испытаниях 35,5
узлов. Скорость миноносца Dague составляла 31
узел.
Все корабли этого класса
получили стандартное вооружение состоящее из двух 100 мм (3,9 дюйма) орудий
1893 г., четырех 65-мм (2,6 дюйма) орудий модели 1902 года и четырех односвольных
450 мм (18 дюйма) торпедных аппаратов. Во время Первой мировой войны дополнительно установили 45 мм (1,8 дюйма) или 75 мм (3,0 дюйма) зенитное орудие, два 8 мм (0,31
дюйма) пулемета, а также установки для восьми - десяти глубинных бомб.
Девять миноносцев (кроме Bouclier,
Capitaine Mehl и Francis Garnier) этого класса, в период 1914-1918
г.г. несли службу в Средиземном море.
Dague вошел в состав ВМФ
Франции в феврале 1912 года.
В составе флота Союзников, в
1914-15 гг, французский миноносец неоднократно сопровождал суда, которые
доставляли продукты, различные грузы и вооружение для армии Черногории в порт
Бар (Antivari).
Ровно 100 лет назад, 24
февраля 1915 года к Барской гавани в сопровождении эсминцев Dague и Foulx
подошел пароход Whitehead. Конвой встал на якоря. Ночью начался сильный ветер.
Миноносец Dague подорвался на дрейфующей Австро-Венгерской мине. Мины были
выставлены австрийской подводной лодки UC 25. Dague, дежуривший у входа в
гавань, переломился и затонул с 39 членами экипажа (из 79).
Dague стал первым французским
военным кораблем, погибшим в Адриатическом море в ходе Первой мировой войны.
DAGUE. ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
Каких-либо более ранних упоминаний
о затонувшем миноносце в сети не так и много. Местные источники сообщали,
что вокруг частей корабля обнаружено большое количество боеприпасов и взрывчатых веществ,
которые никто не трогал. Когда потребовалась необходимость углубления гавани,
части Дага были перемещены от порта в сторону моря. Несколько частей корабля,
находящихся в 30 метрах друг от друга, лежат на дне недалеко от пирса у мыса
Volujica.
Перемещение частей миноносца
было осуществлено в 1973 году. Останки погибших моряков были подняты на
поверхность и переданы Франции. В операции принял участие французский военный
атташе в Белграде. Каждый год военная делегация этой страны возлагает венки на
месте, где под водой находятся части корабля.
Тем не менее, по
свидетельству многих дайверов, работа не доведена до конца, на дне остались еще
останки погибших моряков.
В своем интервью в 2011 году археолог из Бара Младен Загарчанин (Mladen Zagarčanin) рассказывал о
двухнедельных исследованиях, проведенных черногорскими археологами в рамках
проекта «Защита и исследование подводного культурного наследия Черногории», в
сотрудничестве с представителями университета Саутгемптона. Интернациональная команда, исследуя
подводный мир возле Бара и Улциня, обнаружила следы мародеров, которые с
большим упорством и безжалостностью обдирали медь с затонувших кораблей. «Воры
выбирают медные части и остатки оборудования среди десятков скелетов на месте
крушения французского военного корабля Dague», - говорил Загарчанин, - «На
песке можно увидеть среди аварийно-спасательных принадлежностей, обуви, частей
оборудования, кости погибших моряков ... Кто-то бросил динамит (для охоты на
рыбу) как раз рядом с тем местом, где мы ныряли. Казалось, как будто голова
взорвется … археологи из-за рубежа не могли в это поверить ...»
По настоянию специалистов, об
этих событиях был проинформирован французский военный атташе, и они надеялись,
что французы смогут сделать хотя бы что-то, чтобы защитить свою святыню. «Корабль с 1967 года
находится под защитой. Каждый день мы призываем к сохранению нашего подводного
мира, но кажется, что никто не слышит», - резюмировал г-н Загарчанин.
Интересно, что в музее
истории Бара, который должен быть центральным местом сбора исторических
ценностей всего муниципалитета, на пальцах одной руки можно пересчитать предметы,
которые относились бы к миноносцу Dague. В течение многих лет перед
областным краеведческим музеем была выставлена торпеда с этого корабля. В Баре практически не
проводилось регулярных подводных работ по отысканию и сохранению таких
ценностей. Только якорь, расположенный в парке дворца короля Николы, вероятно
был поднят с французского миноносца. Однако есть сведения, что экспонаты с Dague
можно найти в частных коллекциях.
DAGUE. ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ
В начале ноября 2014 года
посол Франции в Черногории Вероника Брумо (Veronique Brumeaux) посетила
муниципалитет города Бар, где она встретилась с мэром Бара, доктором Зораном
Срзентичем (Zoran Srzentić). Встреча была направлена на улучшение существующих
Черногорско-Французских отношений в области культуры и образования, а также
обсуждение совместного проекта посольства Франции и муниципалитета Бара,
размещение памятной доски, для сохранения памяти о членах экипажа французского
миноносца Dague. К столетию трагедии, 24
февраля 2015 года, в порту Бара была открыта мемориальная доска с именами всех
погибших французских моряков.
«С открытием мемориальной
доски исправляется большая несправедливость в историческом наследии Бара, и,
возможно, всей Черногории», - сказал в своей речи на открытии археолог Младен Загарчанин,
который в течение многих лет предупреждал о разрушениях затонувшего корабля и
необходимости бережного отношения к историческому наследию.
И вот, наконец историческая
справедливость восторжествовала. Г-н Срзентич и г-жа Брумо
торжественно открыли мемориальную плиту и опустили в море венок в память о
погибших моряках.
Информация на мемориальной
плите дана на двух языках:
A la mémoire des 39
marins disparus le 24 février 1915 dans le naufrage du contretorpilleur français
DAGUE touché par une mine sous-marine à l’entrée du port de Bar dans l’accomplissement
de sa mission au profit des forces monténégrines.
U spomen na 39 mornara nestalih 24. februara 1915. godine u brodolomu francuske kontratorpiljerke DAGUE, koja je na ulazu u luku Bar naišla na podvodnu minu tokom izvršavanja svoje misije u korist crnogorskih snaga.
Ко дню Национального дня
Франции, 14 июля 2015 г., будет открыта выставка, посвященная затонувшему миноносцу
Dague. Археолог г-н Младен Загарчанин, который с первого дня занимался проектом,
посвященным французским морякам, погибшим во время Первой мировой войны,
сообщил, что выставка будет мультимедийная, в нескольких местах внутри и на
территории дворца короля Николы. "Мы покажем 15-тиминутный фильм на фасаде
дворца, а в помещении, отведенном под археологическую экспозицию, будет
выставлено около 50 экспонатов. Центральной частью экспозиции станут фотографии
и самые важные из найденных документов, выставленные в концертном зале ...
первый отдел (справа) будет посвящен предметам личного характера, во втором
(слева) – будут демонстрироваться документы посвященные кораблю Dague и в
третьем отделе - мелкие предметы морской жизни. … Программа согласована с
французским атташе," - сообщил о выставке г-н Загарчанин.
НЕ ТОЛЬКО DAGUE
Однако стоит вспомнить, что
миноносец Dague не единственный корабль, окончившего свою историю на морском дне в
Барской лагуне. Несомненно, сохранение памяти
погибших французских моряков дело прекрасное и нужное. Особенно это важно в период,
когда Черногория стремиться к Европейской интеграции.
Но ведь есть … должна быть …
и собственная национальная гордость, собственная гордость за свою национальную
историю.
Прекрасно, что ежегодно в
октябре представители вооруженных сил Черногории возлагают венки к стеле у
села Туджемили, замечательное место воинской славы, совсем недалеко от Бара. Но если вспомнить, то события,
в честь которых возведена стела, относятся к 1042 году, когда князь Стефан-Воислав разбил византийское войско. А это все же история Зетского/Дуклянского княжества.
Несомненно, это и Черногорская история, но …
Настоящим символом новой
черногорской истории, по моему мнению, является королевская яхта Rumjia,
останки которой покоятся на дне Барской бухты, и так же как останки миноносца Dague
страдают от подводных мародеров. Я уже писал об истории этого корабля. И очень жалко, что сделав
весьма полезное дело для увековечивания памяти французских моряков, черногорцы,
по прежнему, ничего не делают для сохранения символов собственной истории.
Нет-нет! Я ошибся!
К июльской выставке будет
напечатан каталог, в котором будут представлены данные как по миноносцу Dague,
так и о яхте Rumjia.
Не мало для начала … Не мало
ли?
РасСказки о кораблях и мореплавателях:
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Фрегат «Светлана» - Улцинь, 1880. Политика канонерок
Яхта «Ядранка» и яхта «Дивна»- Бар. Призраки прошлого
Учебный парусник «Ядран» - Попутного ветра, Ядран!
Паромы «Свети Стефан» - Три цвета «Свети Стефана»
Королевская яхта «Даница» - Королевская роскошь. Яхта «Даница»
Пароход «Ярославль» - У синя моря*
1910. Русская эскадра в Черногории - Скорабля на бал
Королевская яхта «Румия» - Румия. Королевская яхта, уничтоженная дважды
Крейсер «Цента» - История с продолжением
Пароход «Цетине» - <НЕ>забытый «Цетине»
Школа «Наутика» - "Наутика".Русский кусочек Пераста
Адмирал Марко Евген Флорио - Прчань. На net и суда нет
Капитан Уильям Хост - Капитан Уильям Хост освободитель КотораМаксимилиан фон Штернек - Австрийский адмирал и бокельские святые
Петер Замбелич - Капитан Замбелич. На краю Земли
Стефан Вукотич - Стефан Вукотич и морская слава
Никола Приморац - Никола Приморац. Нас на слабО не взять!
Капитан Визин - Иво Визин. Совершив ошибку, обрел Славу! (Часть1. Часть 2. Часть 3)
Владимир Фёдорович Пономарёв - Владимир Фёдорович Пономарёв. Mortui heroes non morietur
Владимир Фёдорович Пономарёв - Владимир Фёдорович Пономарёв. Mortui heroes non morietur
Трагическая судьба миноносца - подорваться на чужой мине...
ОтветитьУдалитьэто как раз в пределах правил - на войне, как на войне.
Удалитьно собственной было бы ужасно!