Ядранка. Апрель 2019 |
Мы с
тобой давно уже не те,
Мы не
живем делами грешными:
Спим в
тепле, не верим темноте,
А шпаги
на стену повешены.
В нашей
шхуне сделали кафе,
На тумбу
пушку исковеркали,
Истрачен
порох фейерверками,
На
катафалк пошел лафет.
Юрий
Алелунг «Мы с тобой давно уже не те». 1974
Кажется, совсем недавно
покинул порт и ушел в свой последний рейс паром «Свети Стефан». И вот уже
судно, без которого казалось невозможно представить себе Барский порт, сейчас
не каждый и вспомнит. «Ядранка» и «Дивна» поменьше «Стефана». Но они по-прежнему
в Баре. Мимо них каждый день проходят сотни людей. Но эти яхты давно забыты и
словно невидимы.
По поручению президента СФРЮ
Иосифа Броз Тито институт судостроения в Загребе разработал проект уникальной
деревянной яхты. Яхту заложили в июле 1976 года на верфи Пунат на острове Крк,
а достраивали и оснащали на хорватской верфи в Кралевице. «Ядранку» (Jadranka)
спустили на воду в 26 февраля 1977 года, а 28 августа того же года она вошла в
состав югославского флота.
Основные технические данные яхты «Ядранка»:
длина - 34 м
ширина - 8,2 м
осадка кормой 1,51 м
Максимальная скорость 25 узлов
Дальность плавания при экономичной скорости 20
узлов - 485 миль
Автономность - 12 дней
Судовые запасы: вода – 6 т, топливо – 14,4 т.
Общая мощность двух двигателей – 2150 л.с.
Экипаж - 14 человек
Пассажировместимость - 38 человек
Для строительства корпуса и
надстройки применялись весьма дорогостоящие породы дерева: красное дерево и
тик. Внутренний набор выполнен из специальных стальных сплавов.
Яхта была оборудована тремя салонами
для дневного отдыха тридцати гостей, двумя основными и двумя вспомогательными
гостевыми каютами. Общее число спальных мест – 8.
Каюты и салоны для отдыха
были украшены работами известных югославских художников Эдо Муртича, Златко
Латкович, Александра Луковича-Лукияна, Драгана Малешевича и Николы Райзера.
Настольные лампы, изготовленные специально для этого корабля, были
выполнены из слоновой кости. На «Ядранке» использовались серебряные столовые
приборы, посуда из хрусталя и фарфора высшего качества. Навигационному
оснащению мог позавидовать любой корабль того времени.
Однако люди, не по наслышке
знакомые с этой яхтой, отмечают, что несмотря на эксклюзивный выбор материалов качество
работ было весьма невысоким: обшивка кают и палубные доски оказались подогнаны
плохо, двигатели часто перегревались.
Президент СФРЮ Иосип Броз
Тито выходил в море на «Ядранке» 24 раза. В основном рейсы проходили в северной
Адриатике. Самым длинным маршрутом стало посещение маршалом Тито воинских
частей в 1979 году. В тот год, во время апрельского землетрясения в
Черногории яхта находилась в порту Зеленика.
. |
После распада Югославии «Ядранка» осталась в порту Бар, где некоторое время использовалась черногорскими властями. Но со временем уникальное судно пришло в негодность.
Последний ремонт был проведен
в 2008 году. Но он был выполнен очень халатно. Очевидцы сравнивают его с
тем, как цыган натирает гуталином лошадь перед продажей. Как видно из
фотографий, в течение десяти лет после ремонта «Ядранка» стала катастрофически
разрушаться. Года два назад году была проведена весьма рискованная
операция по подъему яхты, весом 120 тонн. На воде её оставлять было
уже опасно: деревянный корпус сильно изношен, оба двигателя находятся в
нерабочем состоянии. При подъеме «Ядранку повредили еще больше.
Не желая больше тратиться на
содержание, власти Черногории выставили яхту на продажу по цене 80000 Евро. Во
время объявления первого тендера появилась инициатива после покупки,
переоборудовать «Ядранку» в морской музей. Но денег не нашлось. Второй конкурс
тоже закончился безрезультатно. Сейчас за яхту просят 50000 Евро. Но желающих снова не нашлось, и легендарная яхта была уничтожена
. |
***
Мы с
тобой давно уже не те,
И нас
опасности не балуют.
Кэп
попал в какой-то комитет,
А боцман
служит вышибалою.
Нас
теперь не трогает роса,
На
парусах уж не разляжешься -
Пустил
артельщик разгулявшийся
На
транспаранты паруса.
«Дивна». 2017 |
. |
Сплит. Справа на лево: «Подгорка», «Снежана», «Дивна» и «Весна» |
В эпоху социалистической
Югославии множество людей на побережье с удовольствием занималось
парусным спортом. Дети и подростки рассекали прибрежные воды на небольших
спортивных швертботах, а взрослые выходили в многодневные походы. В Словении
почти сразу после Второй мировой войны начала работать верфь ELAN, которая
сначала выпускала каяки и каное, а потом начала строить деревянные и
пластиковые крейсерские яхты. Яхты ELAN продавались и в самой
Югославии и экспортировались за границу. Верфь и сейчас строит до сотни яхт в год.
Но особой любовью
пользовались надежные, вместительные и мореходные старые деревянные лодки.
Корпус одной из таких яхт «Дивна» (Divna) и сейчас можно увидеть в Барской
яхтенной марине. "Дивну" спустили на воду в 1927 году, и она прожила активную и долгую жизнь.
Состояние лодки ужасно!
Спасти её видимо уже не удастся. Но интересно то, что эти останки вовсе не
бесхозны. Хозяин теперешней «Дивны» живет в Новой Зеландии (если я не
ошибаюсь). И этот наглец начинает предлагать купить у него лодку, когда речь о
старых яхтах заходит в профильных группах в Фейсбуке.
Мы с
тобой не те уже совсем, -
И все
дороги нам заказаны:
Спим в
тепле на средней полосе,
Избрали
город вечной базою.
Знаю -
нам не пережить зимы,
А шхуна
- словно пёс на привязи,
Кривая
никуда не вывезет -
Ведь
море ждет нас, черт возьми!
Море
ждет, а мы совсем не там, -
Такую
жизнь пошлем мы к лешему.
Боцман -
я! Ты будешь капитан.
Нацепим
шпаги потускневшие.
Мы с
тобой пройдем по кабакам,
Команду
старую разыщем мы...
А здесь,
а здесь мы просто лишние, -
Давай,
командуй, капитан!
«Подгорка» и «Дивна» у острова Брач |
. |
Яхта Дивна. Декабрь 2019 Автор фотографий Alex Alishevskikh |
РасСказки о кораблях и мореплавателях:
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Фрегат «Светлана» - Улцинь, 1880. Политика канонерок
Яхта «Ядранка» и яхта «Дивна»- Бар. Призраки прошлого
Учебный парусник «Ядран» - Попутного ветра, Ядран!
Паромы «Свети Стефан» - Трицвета «Свети Стефана»
Королевская яхта «Даница» - Королевская роскошь. Яхта «Даница»
Пароход «Ярославль» - У синя моря*
1910. Русская эскадра в Черногории - Скорабля на бал
Королевская яхта «Румия» - Румия. Королевская яхта, уничтоженная дважды
Крейсер «Цента» - История с продолжением
Пароход «Цетине» - <НЕ>забытый «Цетине»
Школа «Наутика» - "Наутика".Русский кусочек Пераста
Адмирал Марко Евген Флорио - Прчань. На net и суда нет
Капитан Уильям Хост - Капитан Уильям Хост освободитель КотораМаксимилиан фон Штернек - Австрийский адмирал и бокельские святые
Петер Замбелич - Капитан Замбелич. На краю Земли
Стефан Вукотич - Стефан Вукотич и морская слава
Никола Приморац - Никола Приморац. Нас на слабО не взять!
Капитан Визин - Иво Визин. Совершив ошибку, обрел Славу! (Часть1. Часть 2. Часть 3)
Владимир Фёдорович Пономарёв - Владимир Фёдорович Пономарёв. Mortui heroes nonmorietur
Владимир Фёдорович Пономарёв - Владимир Фёдорович Пономарёв. Mortui heroes nonmorietur
Спасибо!
ОтветитьУдалитьРад, что понравилось ... хотя инфа вовсе не радостная
Удалить