2014-03-10

Иво Визин. Совершив ошибку, обрел Славу! (часть первая)



ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
В которой берутся под сомнения прописные истины 
и даётся краткая информация для торопливых читателей



.

У меня было в загашнике другое название для этой расСказки: «Её Величество, Госпожа Случайность». 
Но подумав я выбрал более пафосное 

Ох, как я не люблю обобщений! Чем их больше, тем меньше фактов, тем меньше правды, а порой даже смысла.
О капитане Иво Визине в русскоязычном интернете можно найти коротенькие заметочки, строчек в пять – десять. Порой, видимо в целях экономии, информация выглядит примерно так: «Первый югославянин, обошедший вокруг света».
«Югославянин» - это кто такой? «Первый» - так ли это?
Будем разбираться.


Сначала я неторопясь, без особого разбора, складывал всяческую информацию, которую мне удавалось найти об уроженце Прчани капитане Иво Визине.

Исторический роман
сочинял я понемногу,
пробиваясь как в туман
от пролога к эпилогу.
      Булат Окуджава

Нет-нет, роман у меня не получится! Но вытягивая за хвостик тонкую цепочку фактов, я понял, что наиболее правдивую и достоверную информацию искать надо у австрийцев и хорватов. И не ошибся. Фактов оказалось не так уж и мало. Расставаться (обобщать) не хотелось. Поэтому пришлось всё найденное делить на части.
Австрийцы и хорваты, в статьях посвященных капитану Визину, называют его … ну конечно «хорватом», существуют варианты «славянин» и даже «югославянин». Но видимо, чтобы не допустить ошибки, стоит принять как факт, что по рождению Визин был бокель, а по гражданству – подданный Австро-Венгерской империи.
Для начала стоит определиться как же правильно звать нашего героя: Ivo – Иван - Giovanni – Johann. Любое из этих имен имеет право на существование в определенной жизненной ситуации.
Родился Иво в Прчани (Prčanj, Parzano , Parsano) в 1806 году. После окончания морской школы при монастыре Св. Николая в родной Прчани он начал флотскую карьеру на военных кораблях с самых низших чинов. Затем закончил военно-морское училище. Капитанский экзамен сдал в Триесте на отлично. После получения капитанского патента Визин решил во что бы то ни стало стать владельцем собственного судна, чтобы продолжить морские традиции своих предков и многих семей из Боки, славной своими морскими династиями. Через нескольких лет напряженной работы ему удалось накопить достаточно денег, и он заказал корабль известному судостроителю из Риеки Андрие Занону. 


Модель брига "Splendido"


Парусник 30 метров в длину и водоизмещением 311 тонн, имел парусное вооружение бриг. Корабль был вооружен двумя пушками для защиты от пиратов.
é Splendido! (Она великолепна!) - Воскликнул капитан Визин, когда увидел готовое судно через девять месяцев после начала строительства.
"Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт" – напевал мультяшный капитан Врунгель.
Капитан Визин видимо придерживался сходного мнения, и ничего больше выдумывать не стал. Что может быть лучше «Сплендидо»!
Весь экипаж вместе с капитаном составил 11 человек – все моряки из Боки. В качестве помощника Визин взял 18-летнего Фредерика Белавиту. И не ошибся. Белавита оказался знающим штурманом и верным помощником.
После приобретения «Сплендидо» Иво Визин совершил несколько рейсов между портами Черного моря и Северной Европы. Однако низкие ставки фрахта и малая выручка повлияли на его решение осуществить большое плавание в Америку, где в то время, в Калифорнии было найдено золото.
Кроме того, что капитан Визин был хорошим капитаном, он, судя по всему, был еще и очень тщеславным человеком. На прощание в Антверпене Иво сказал своему двоюродному брату, в последствие известному судовладельцу Спиро Визину "Или я стану более богатым и знаменитым, чем вы, или погибну".
Если вам скучно будет читать подробности о кругосветке брига «Сплендидо», то коротко перечислю лишь самое-самое.
  •  Во время путешествия «Сплендидо» прошел около 101 297 морских миль (длина земного Экватора составляет 21 600 морскую милю). Хотя на самом деле реальный путь был много длиннее, т.к. кораблю пришлось преодолевать зоны встречных ветров и течений.
  • Курс «Сплендидо» часто пролегал в весьма бурных районах: 30 160 морских миль было пройдено через районы тайфунов и циклонов, то есть примерно 30% от общего пройденного расстояния.
  • 1440 дней проведенных командой славного брига в море во время кругосветного путешествия (от Антверпена до Триеста), число дней стоянок в портах 1317. Итого, общая продолжительность плавания составила 2757 дней, или 7 лет 6 месяцев и 19 дней
  • Средняя скорость выше 4 узлов, была показана бригом только в девяти переходах, то есть только в трети из всех, в остальных скорость «Сплендидо» составляла примерно 2 узла. Из этого можно сделать вывод, что путешественникам в основным пришлось преодолевать зоны с противными ветрами.
  • Из 30 переходов 13 было с грузом, один - с 12-ю пассажирами, а оставшиеся 16 в балласте.
  • «Сплендидо» был первым судном под австрийским флагом в Мельбурне (31 декабря 1853), Гонолулу (30 марта 1853), Сиднее (2 декабря 1854), в Сурабая, Самаранге и Бангкоке (1858).

Сведения обо всех этих и многих других подробностях сохранились благодаря помощнику капитана Фредерику Беллавите, который в судовом журнале оставил подробное описание всего, что случилось с Визином и его командой за время долгого кругосветного плавания. Это не были обычные сухие навигационные и метеорологические записи, Белавита заносил в журнал информацию обо всех местах, которые посещал корабль, делал замечания об их значении в морской торговле, фиксировал изменения климата и оставил множество рисунков портов, гаваней, побережья и островов.
После завершения плавания этот судовой журнал был направлен в Министерство коммерции в Вене, в качестве подтверждения заслуг при вручении капитану Визину «Флага Чести». В военно-морское министерство в Триесте журнал не вернулся.

 ***

Теперь же, когда торопливые решили, что уже всё самое основное они узнали, можно перейти к неторопливым подробностям плавания капитана Визина на бриге «Сплендидо» вокруг света, чем мы непременно займемся в следующей части.



Продолжение для пытливых читателей:




РасСказки о кораблях и мореплавателях:
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Фрегат «Светлана» - Улцинь, 1880. Политика канонерок
Яхта «Ядранка» и яхта «Дивна»- Бар. Призраки прошлого
Учебный парусник «Ядран» - Попутного ветра, Ядран!
Паромы «Свети Стефан» - Три цвета «Свети Стефана»
Королевская яхта «Даница» - Королевская роскошь. Яхта «Даница»
Королевская яхта «Сибила» - Яхта «Сибила (Сен-Мишель III). Неожиданно!
Пароход «Ярославль» - У синя моря*
1910. Русская эскадра в Черногории - С корабля на бал
Крейсер «Цента» - История с продолжением
Пароход «Цетине» - <НЕ>забытый «Цетине»
База гидросамолетов в Кумборе. (Часть1Часть 2Часть 3)

Адмирал Марко Евген Флорио - Прчань. На net и суда нет

Капитан Уильям Хост - Капитан Уильям Хост освободитель Котора
Капитан Визин - Иво Визин. Совершив ошибку, обрел Славу! (Часть1Часть 2Часть 3)
Владимир Фёдорович Пономарёв - Владимир Фёдорович Пономарёв. Mortui heroes non morietur

1 комментарий: