2013-12-22

(НЕ)забытый «Цетине»


Неоднократно в сети мне попадались статьи с заголовком типа «Забытый "Цетине"». Т.к. тема пароходов мне не безразлична, то я решил поискать подробности. 


.


<НЕ>забытый «Цетине»

Пароход „Cetinje“
Длинна - 30,8 метров
Ширина - 5,3 метра
Вместимость - 100 БРТ
Мощность паровой машины 280 л.с.
Скорость до - 10 узлов
Команда - 12 человек
Пассажировместимость - до 250 пассажиров
Построен в Англии, в 1903 году


.


В начале 
XX  века пароход работал в Скадарском озере под именем «Neptuno».
Во время Первой балканской войны, пароход доставлял боеприпасы и выполнял рейсы из Скадарского озера по реке Бояна до Адриатического моря.
Именно на борту «Neptuno» черногорский наследный принц Данило Петрович Негош 22 апреля 1913 года подписал соглашение с Эсад-пашой о сдаче турками Шкодера.


Pionir на Скадарском озере. 1917

Австро-венгерская артиллерия потопила пароход в 1916 году, в непосредственной близости от Шкодера. Погибли 16 человек. Годом позже австрийцы подняли, отремонтировали, переименовали пароход в «Pionir», и в дальнейшем использовали его на Скадарском озере.
Конец Первой мировой войны, «Пионер» встретил частично поврежденным в порту Бар. В 1925 году, пароход купил один из богатейших людей на Балканах Lale Zuber-Novaković, а потом, пять лет спустя, продал которскому судоходному обществу „Бока“ для рейсов в Боко-Которском заливе. Именно в это время пароход был переименован в „Цетине“.

Во время Второй мировой войны судно несколько раз меняло флаг и владельцев. После освобождения Боки Которской в 1944 году «Цетине» стал первый кораблем, на котором был поднят Югославский флаг. Пароход был захвачен в Доброте в очень плохом техническом состоянии.


Cetinje в Которе

Однако уже с ноября 1944 года «Цетине» начал выполнять регулярные перевозки в Которском заливе между городами Котор – Прчань – Столив – Пераст – Рисан – Каменари – Тиват – Дженовичи - Герцег Нови.
К этому времени в минных полях в Боке Которской были протралены проходы для безопасного плавания. Но риск подрыва на плавающей мине оставался весьма велик.

В 8 часов утра 10 декабря «Цетине» вышел в рейс Тиват - Дженовичи.
Но за 15 дней до этого немцы забросили в воды залива 82 мины с магнитными взрывателями.
Точных записей нет, но на "Цетине" к отходу из Тивата было около 250 человек: мирные жители, югославские военные, 15 итальянских бойцов из знаменитой дивизии "Гарибальди", итальянские и немецкие военнопленные, а так же различные грузы.
В 8.50, когда пароход находился на траверзе Биелы (Bijela), раздался взрыв. В районе носовой части " Цетине" взметнулся высокий столб воды.
Капитан Bože Paparela позднее вспоминал: «… взрыв был такой силы, что меня вместе с ходовым мостиком подняло в воздух и бросило в море … Я глубоко погрузился в воду. Когда вынырнул на поверхность, на которой плавали деревянные предметы, угольная пыль, нефтяные и масляные разводы, то лихорадочно ухватился за какой-то предмет (видимо дверь). Вокруг себя я видел несколько человек, которые взывали о помощи. Я был не в состоянии кому-либо помочь, потому что у меня самого была сломана правая нога, а весь я был изранен. В момент, когда я стал терять последние силы, я почувствовал, что чьи-то руки тянут меня за плащ в лодку, которая, я думаю, была из Биелы ...»


.

По свидетельству очевидцев пароход повернул на 90 градусов к прежнему курсу и затонул на глубине 40 метров менее чем за 5 минут. Немедленно к месту трагедии направилось большое количество местных катеров и лодок. Удалось спасти только 11 человек: капитана, семерых пассажиров и троих членов экипажа.
По официальным данным в крушении погибло 87 человек. Однако капитан вспоминал, что пароход вышел в рейс заполненный полностью. Поэтому скорее следует считать, что жертв было более двухсот.

Когда капитан Paparela оправился от ран, то вернулся на море и еще долго работал лоцманом, проводил торговые суда через минные поля, оставшиеся после войны у Адриатического побережья Югославии.


В конце 60-х компания «Brodospas» (Судоспасатель) из Сплита пыталась поднять „Цетине“ с помощью плавучего крана. Но пароход разломился над поверхностью воды надвое. Обе части затонули. При этом стальными канатами было ранено несколько работников на плавкране.
Свидетелями утверждают, что в обеих частях разломившегося корабля были видны человеческие останки, некоторые из которых позднее похоронили в общей могиле в Доньей Ластве.


.

.

Неудачный подъем

Ivo Paparela







Ежегодно в Доньей Ластве 10 декабря собираются родственники и потомки тех, кто погиб и выжил в трагедии парохода «Цетине».  Приезжает и сын капитана – профессор из Дубровника Ivo Paparela.
Люди выходят в залив и спускают на воду поминальный венок.


.

.

Останки парохода Цетине на дне Тиватского залива




РасСказки о кораблях и мореплавателях:
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Фрегат «Светлана» - Улцинь, 1880. Политика канонерок
Яхта «Ядранка» и яхта «Дивна»- Бар. Призраки прошлого
Учебный парусник «Ядран» - Попутного ветра, Ядран!
Паромы «Свети Стефан» - Три цвета «Свети Стефана»
Королевская яхта «Даница» - Королевская роскошь. Яхта «Даница»
Королевская яхта «Сибила» - Яхта «Сибила (Сен-Мишель III). Неожиданно!
Пароход «Ярославль» - У синя моря*
1910. Русская эскадра в Черногории - С корабля на бал
Крейсер «Цента» - История с продолжением
Пароход «Цетине» - <НЕ>забытый «Цетине»
База гидросамолетов в Кумборе. (Часть1Часть 2Часть 3)

Адмирал Марко Евген Флорио - Прчань. На net и суда нет

Капитан Уильям Хост - Капитан Уильям Хост освободитель Котора
Капитан Визин - Иво Визин. Совершив ошибку, обрел Славу! (Часть1Часть 2Часть 3)
Владимир Фёдорович Пономарёв - Владимир Фёдорович Пономарёв. Mortui heroes non morietur

2 комментария:

  1. сложная судьба у парохода...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да уж.
      но я бы и писать наверно не принялся, если бы множество и-нет осточников, тупо переписывая инфу др. с др., не ныли бы о "забытости".
      ну да проблемы и-нет инфы мы уж с тобой обсуждали ;-)

      Удалить