Неоднократно в сети мне попадались статьи с заголовком типа «Забытый
"Цетине"». Т.к. тема пароходов мне не безразлична, то я решил поискать подробности.
<НЕ>забытый
«Цетине»
Пароход „Cetinje“Длинна - 30,8 метровШирина - 5,3 метраВместимость - 100 БРТМощность паровой машины 280 л.с.Скорость до - 10 узловКоманда - 12 человекПассажировместимость - до 250 пассажировПостроен в Англии, в 1903 году
. |
В начале XX века пароход работал в Скадарском озере под именем «Neptuno».
Во время Первой балканской войны, пароход доставлял боеприпасы и выполнял рейсы из Скадарского озера по реке Бояна до Адриатического моря.
Именно
на борту «Neptuno» черногорский наследный принц Данило Петрович Негош 22 апреля 1913 года
подписал соглашение с Эсад-пашой о сдаче турками Шкодера.
Австро-венгерская артиллерия потопила пароход в 1916 году, в непосредственной близости от Шкодера.
Погибли 16 человек. Годом
позже австрийцы подняли, отремонтировали, переименовали пароход в «Pionir», и в
дальнейшем использовали его на Скадарском озере.
Конец
Первой мировой войны, «Пионер» встретил частично поврежденным в порту Бар. В
1925 году, пароход купил один из богатейших людей на Балканах Lale
Zuber-Novaković, а потом, пять лет спустя, продал которскому судоходному обществу
„Бока“ для рейсов в Боко-Которском заливе. Именно в это время пароход был переименован
в „Цетине“.
Во
время Второй мировой войны судно несколько раз меняло флаг и владельцев. После
освобождения Боки Которской в 1944 году «Цетине» стал первый кораблем, на
котором был поднят Югославский флаг. Пароход был захвачен в Доброте в
очень плохом техническом состоянии.
Однако уже с
ноября 1944 года «Цетине» начал выполнять регулярные перевозки в Которском
заливе между городами Котор – Прчань – Столив – Пераст – Рисан – Каменари – Тиват
– Дженовичи - Герцег Нови.
К этому
времени в минных полях в Боке Которской были протралены проходы для безопасного
плавания. Но риск подрыва на плавающей мине оставался весьма велик.
В 8
часов утра 10 декабря «Цетине» вышел в рейс Тиват - Дженовичи.
Но за
15 дней до этого немцы забросили в воды залива 82 мины с магнитными
взрывателями.
Точных
записей нет, но на "Цетине" к отходу из Тивата было около 250
человек: мирные жители, югославские военные, 15 итальянских бойцов из
знаменитой дивизии "Гарибальди", итальянские и немецкие военнопленные,
а так же различные грузы.
В 8.50,
когда пароход находился на траверзе Биелы (Bijela), раздался взрыв. В районе носовой части " Цетине" взметнулся высокий столб воды.
Капитан
Bože Paparela позднее вспоминал: «… взрыв был такой силы, что меня вместе с
ходовым мостиком подняло в воздух и бросило в море … Я глубоко погрузился в
воду. Когда вынырнул на поверхность, на которой плавали деревянные предметы, угольная
пыль, нефтяные и масляные разводы, то лихорадочно ухватился за какой-то предмет
(видимо дверь). Вокруг себя я видел несколько человек, которые взывали о
помощи. Я был не в состоянии кому-либо помочь, потому что у меня самого была
сломана правая нога, а весь я был изранен. В момент, когда я стал терять
последние силы, я почувствовал, что чьи-то руки тянут меня за плащ в лодку,
которая, я думаю, была из Биелы ...»
По
свидетельству очевидцев пароход повернул на 90 градусов к прежнему курсу и
затонул на глубине 40 метров менее чем за 5 минут. Немедленно
к месту трагедии направилось большое количество местных катеров и лодок. Удалось
спасти только 11 человек: капитана, семерых пассажиров и троих членов экипажа.
По официальным
данным в крушении погибло 87 человек. Однако капитан вспоминал, что пароход вышел в рейс
заполненный полностью. Поэтому скорее следует считать, что жертв было более
двухсот.
Когда капитан
Paparela оправился от ран, то вернулся на море и еще долго работал лоцманом, проводил
торговые суда через минные поля, оставшиеся после войны у Адриатического
побережья Югославии.
В конце 60-х компания
«Brodospas» (Судоспасатель) из Сплита пыталась поднять „Цетине“ с помощью плавучего крана. Но пароход разломился над поверхностью воды надвое. Обе
части затонули. При этом стальными канатами было ранено несколько работников на плавкране.
Свидетелями
утверждают, что в обеих частях разломившегося корабля были видны человеческие
останки, некоторые из которых позднее похоронили в общей могиле в Доньей Ластве.
Ежегодно
в Доньей Ластве 10 декабря собираются родственники и потомки тех, кто погиб и
выжил в трагедии парохода «Цетине». Приезжает
и сын капитана – профессор из Дубровника Ivo Paparela.
Люди
выходят в залив и спускают на воду поминальный венок.
. |
. |
Останки парохода Цетине на дне Тиватского залива |
РасСказки о кораблях и мореплавателях:
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Фрегат «Светлана» - Улцинь, 1880. Политика канонерок
Яхта «Ядранка» и яхта «Дивна»- Бар. Призраки прошлого
Учебный парусник «Ядран» - Попутного ветра, Ядран!
Паромы «Свети Стефан» - Три цвета «Свети Стефана»
Королевская яхта «Даница» - Королевская роскошь. Яхта «Даница»
Пароход «Ярославль» - У синя моря*
1910. Русская эскадра в Черногории - С корабля на бал
Королевская яхта «Румия» - Румия. Королевская яхта, уничтоженная дважды
Крейсер «Цента» - История с продолжением
Пароход «Цетине» - <НЕ>забытый «Цетине»
Школа «Наутика» - "Наутика".Русский кусочек Пераста
Адмирал Марко Евген Флорио - Прчань. На net и суда нет
Капитан Уильям Хост - Капитан Уильям Хост освободитель КотораМаксимилиан фон Штернек - Австрийский адмирал и бокельские святые
Петер Замбелич - Капитан Замбелич. На краю Земли
Стефан Вукотич - Стефан Вукотич и морская слава
Никола Приморац - Никола Приморац. Нас на слабО не взять!
Капитан Визин - Иво Визин. Совершив ошибку, обрел Славу! (Часть1. Часть 2. Часть 3)
Владимир Фёдорович Пономарёв - Владимир Фёдорович Пономарёв. Mortui heroes non morietur
Владимир Фёдорович Пономарёв - Владимир Фёдорович Пономарёв. Mortui heroes non morietur
сложная судьба у парохода...
ОтветитьУдалитьда уж.
Удалитьно я бы и писать наверно не принялся, если бы множество и-нет осточников, тупо переписывая инфу др. с др., не ныли бы о "забытости".
ну да проблемы и-нет инфы мы уж с тобой обсуждали ;-)