–
Мне кажется, что бьет заднее правое колесо.
–
Кажется, или бьет?
–
Бьет.
Пилот
склонился над своим "Австро-Даймлером". Внимательно осмотрел колесо.
Провел по спицам рукой. Да, звук натянутых спиц говорил ему о небольшом
дисбалансе.
Этот
разговор произошел между великим Фердинандом Порше и его
восемнадцатилетним механиком перед гонкой 1910 года.
–
Как тебя зовут?
–
Иосип.
–
Так вот, Иосип, в следующий раз говори о неполадках без моих расспросов.
Хорватского
парнишку-механика звали Иосип Броз. Да-да, тот самый Иосип Броз Тито.
Жюль Верн на палубе яхты Сен-Мишель III. Иллюстрация к рассказу П.Верна |
Замечательный и гениальный писатель Жюль Верн вовсе не был домоседом. Как только гонорары от романов стали составлять приличные сумы, Верн начал путешествовать, меняя свои яхты на всё более и более крупные и удобные.
Вот
что пишет брат Жюля Поль Верн в своем рассказе «Из Роттердама в Копенгаген на
борту паровой яхты “Сен-Мишель”»
«Сен-Мишель», несмотря на свои малые размеры, казалось бы, препятствующие по-настоящему дальним морским переходам, был весьма изящной паровой яхтой длиной 33 метра и водоизмещением 38 тонн (чистая (нетто) регистровая вместимость), по таможенным установлениям, или 67 тонн (валовая (брутто) регистровая вместимость), по измерениям Французского яхт-клуба. Над его грот-мачтой развевался трехцветный с белой звездой флаг клуба.
Яхту построила в Нанте в 1876 году
компания Жолле и Бабена, и построила очень прочно; навигационные качества у нее
были отличные, так что в случае необходимости она могла и непогоду выдержать, и
выйти из очень затруднительного положения. …
«Сен-Мишель» представляет собой стальную
конструкцию, оснащенную как шхуна, с пятью водонепроницаемыми переборками
средней толщины, с паровой машиной мощностью в 25 лошадиных сил по 300
килограмм-метров, то есть около сотни эффективных. Яхта может развивать скорость
до 9–9,5 узлов, которая может возрасти при использовании парусов до 10,5 узлов,
что очень важно: в случае необходимости яхта становится парусным судном, давая
винту отдохнуть. С такой машиной «Сен-Мишель» даже против сильного ветра мог
идти со скоростью 7–8 узлов и вполне соответствовал — в случае аварии машины —
кондициям парусного судна.
… при боковом <штормовом> ветре
«Сен-Мишель» под своими гротом, фоком, фор-стакселем и кливером быстро набирал
скорость в десять узлов.
Однако наша машина работала отлично. Она
была сконструирована по системе компаунд, с двумя разными цилиндрами и
поверхностным конденсатором. Поставил ее господин Норман из Гавра, а сборку
произвели в мастерских господ Жолле и Бабена, за что честь им и хвала.
. |
Что касается расположения внутренних
помещений яхты, то оно такое: на корме между комнатой прислуги и другим
необходимым кабинетом находится салон, в который спускаются по крутому трапу.
Обитый красным деревом, с диванами, которые могут превращаться в кровати, он
сообщается со спальной каютой, меблированной двумя койками, туалетным столиком,
шкафом и письменным столом из белого дуба. Дальше располагаются машинное
отделение и кочегарка, занимающие большую часть центрального помещения в
корпусе судна. Кают-компания в носовой части яхты сообщается трапом с рубкой,
которая, в свою очередь, связана с каютой капитана и буфетной, а с камбузом ее
соединяет вращающийся шкаф. За камбузом располагаются помещения экипажа,
насчитывающего шесть матросов. В целом, невозможно представить себе ничего
более грациозного, чем эта паровая яхта с ее наклонными мачтами, черным
корпусом, со светлыми полосками вдоль ватерлинии и поручней, с иллюминаторами,
обитыми медью, капотами из тикового дерева и элегантным силуэтом от форштевня
до самого ахтерштевня.
Поль
Верн пишет, что экипаж состоял из капитана, механика, двух кочегаров, боцмана,
трех матросов, юнги и кока.
Следует
помнить, что речь идет о третьей яхте Жюля Верна. Все они носили название «Сен-Мишель».
Поэтому, чтобы не путаться, в литературе им принято присваивать порядковые
номера.
В
1878, Жюль Верн на яхте «Сен-Мишель III» побывал в Лиссабоне, Танжере,
Гибралтаре и Алжире. В 1879 - в Англии и Шотландии. В 1881 - в Нидерландах,
Германии и Дании. В 1884 – в Алжире, на Мальте, в Италии и других приморских
странах.
Но
в 1885 году Верны решают, что яхта стала для них слишком дорогим удовольствием.
К тому же Жюлю приходится серьезно потратиться, чтобы оплатить долги своего
сына.
Весной
1886 года «Сен-Мишель III» был продан.
Черногорская капа с вензелем князя Николы I |
И вот тут-то расСказка превращается из французской в черногорскую!
Жюль
Верн продал судно за мизерную сумму 26000 (23000) франков. В следующем году
яхта была перепродана Николе I Петровичу Негошу.
Что
двигало черногорским князем когда он принял решение о покупке яхты? Княжество совсем недавно после победы над в черногоро-турецкой войне получило часть адриатического побережья. Но ни одного удобного порта в Черногории не было. Однако в исторической литературе попадаются сведения, что яхта Жюля Верна была уже не первой
в коллекции князя Николы.
Для использования на Скадарском озере и реке Бояне это судно было несколько
великовато. Поэтому было решено, что черногорская команда
должна была перегнать яхту из французского Нанта в Улцинь.
По прямой просьбе князя судно получило имя мифологической пророчицы Сибилы (Sibila). Экипаж из моряков-бокелей в составе
девяти человек, под командованием капитана Саво Петковича, поднял черногорский
флаг и повел яхту вокруг Европы. Переход небольшого кораблика проходил ранней
весной при весьма суровых погодных условиях. «Сибила» попала в жестокий шторм в
Атлантике у мыса Сагреш, а затем в Средиземном море, около побережья Туниса. И вот,
наконец, под звуки судовой сирены «Сибила» вошла в Боку и встала у причала в
австро-венгерском порту Биела.
Самое время опять вспомнить Жюля Верна. Ведь и он писал о Боке.
Заход «Сибилы» в Биелу стал первым морским инцидентом
между Австрией и Черногорией. Портовые власти потребовали спустить черногорский
флаг, т.к. Черногория на международном уровне еще не была признана как независимое государство. Капитан Саво отказался выполнять приказ, мотивируя свое решение
отсутствием четкого законодательства. Тогда австрийцы нашли формальный повод запретить
команде сходить на берег. Весь экипаж «Сибилы» носил капы (черногорские головные уборы) с
вензелем князя Николы I. И на требование властей снимать капы при сходе на
берег моряки ответили отказом.
Самое время опять вспомнить Жюля Верна. Ведь и он писал о Боке.
Во всей
Европе, а может быть, и во всём Старом Свете нет местечка более любопытного в
орографическом и гидрографическом отношении, чем так называемое устье Катаро.
Катаро – не река, как можно
было бы предположить. Это город, местопребывание епископа и центр области. Что
же касается "устья", то оно состоит из шести бухт, расположенных одна
за другой и соединяющихся между собою узкими проливами; по ним можно проехать за
шесть часов. Бухты представляют собою как бы озера, нанизанные на ленту; они
окружены горами, причём последняя из них, расположенная у подножья горы Норри,
является границей австрийских владений. По другую её сторону начинаются
владения Оттоманской империи."
Жюль
Верн «Матиас Шандор»
Мне
не удалось отыскать какой-либо информации об использовании «Сибилы» в её бытность
княжеской яхтой. Но достоверно известно, что уже в 1889 году князь Никола
рассматривает вопрос о продаже яхты «Сибила» из-за высоких затрат на
техническое обслуживание, и недостаточного удобства во время длительных путешествий.
Яхта была продана в 1891 году в Триесте на 12500 форинтов. Под именем «Сокол» она стала собственностью хорватской пароходной компании из
Сени, затем, по обрывочной информации, она была продана какому-то судовладельцу
в Марселе. В 1895 (1894) году судно под тем же именем покупает
венгерско-хорватское пароходное общество из Риеки, где оно остается до 1913
года, когда его купил Марко Мартинолич из хорватского порта Мали Лошини. Марко
был известным кораблестроителем, так же он покупал старые корабли, ремонтировал
и восстанавливал их для дальнейшей перепродажи. Мартинолич переименовал яхту в
«Тото». После этого следы знаменитого судна теряются.
Основные источники знаний:
P.S.
Для тех, кто по какой-то причине не читал или уже подзабыл подробности расСказок о других яхтах князя/короля Николы,
напомню:
Пароход «Ярославль II» тоже использовался Николой I как яхта.
Яхта «Румия» - последняя яхта короля Николы.
РасСказки о кораблях и мореплавателях:
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Фрегат «Светлана» - Улцинь, 1880. Политика канонерок
Яхта «Ядранка» и яхта «Дивна»- Бар. Призраки прошлого
Учебный парусник «Ядран» - Попутного ветра, Ядран!
Паромы «Свети Стефан» - Три цвета «Свети Стефана»
Королевская яхта «Даница» - Королевская роскошь. Яхта «Даница»
Пароход «Ярославль» - У синя моря*
1910. Русская эскадра в Черногории - Скорабля на бал
Королевская яхта «Румия» - Румия. Королевская яхта, уничтоженная дважды
Крейсер «Цента» - История с продолжением
Пароход «Цетине» - <НЕ>забытый «Цетине»
Школа «Наутика» - "Наутика".Русский кусочек Пераста
Адмирал Марко Евген Флорио - Прчань. На net и суда нет
Капитан Уильям Хост - Капитан Уильям Хост освободитель КотораМаксимилиан фон Штернек - Австрийский адмирал и бокельские святые
Петер Замбелич - Капитан Замбелич. На краю Земли
Стефан Вукотич - Стефан Вукотич и морская слава
Никола Приморац - Никола Приморац. Нас на слабО не взять!
Владимир Фёдорович Пономарёв - ВладимирФёдорович Пономарёв. Mortui heroes non morietur
Статья о яхтах Верна
ОтветитьУдалитьhttps://www.yachtrussia.com/news/2022/04/13/20220413-nebesnyy-pokrovitel-julya-verna.html