11 марта 2014 г.

Совершив ошибку, обрел Славу! (часть вторая)




ЧАСТЬ ВТОРАЯ
В которой пытливый читатель узнает об ошибке капитана Визина, 
и его решении плыть дальше на запад, чтобы поискать удачи на Востоке.


АНТВЕРПЕН – МОНТЕВИДЕО - ВАЛЬПАРАИСО

Антверпен, Бельгия
Художник: Алексей Боголюбов. 1854 год.

11 февраля 1852 года " Сплендидо " отплыл из Антверпена в порт Вальпараисо с грузом текстильных товаров на борту. С западными ветрами парусник удачно пересек, известный своими бурями, Бискайский залив, а затем вошел в субтропическую зону слабых ветров. Были случаи, корабли оставались без ветра, предоставленные только океанскому течению понесколько недель. Среди моряков эти широты получили название «конских».


В бурю лишь крепче руки
И парус поможет и киль.
Гораздо трудней не свихнуться со скуки
И выдержать полный штиль
© А.Макаревич

Карта Южной Америки. 1850 г.


Но вот закончилось знойное экваториальное безветрие и «Сплендидо», спускаясь всё южнее, вошел в область бурных штормовых ветров. «Ревущие сороковые» были всё ближе.
Во время плавания к мысу Горн, с его ураганными ветрами, сильными течениями, гигантскими волнами, высотой до 13м, снежные метелями и туманами на паруснике были приняты все меры предосторожности, чтобы избежать повреждения судна и груза. Однако сильный шторм повредил грот-мачту брига, команда страдала от истощения и непрекращающейся тяжелейшей работы. Поэтому Визин принимает решение зайти в ближайший порт Монтевидео. 

Монтевидео. 1900 г.
Закончив ремонт корабля капитан Визин еще три месяца ждал в Монтевидео улучшения погоды, а затем продолжил свой путь к мысу Горн. Уже после нескольких дней тяжелой и напряженной работы, «Сплендидо» удалось выйти в Тихий океан, и он прибыл в Вальпараисо через 60 дней с момента выхода из Монтевидео.

Побережье вблизи Вальпараисо.
Theodor Ohlsen. 1890



ВАЛЬПАРАИСО - САН-ФРАНЦИСКО

Сан-Франциско. 1853 г.

19 января в 1853 года «Сплендидо» вошел в бухту Сан-Франциско на 57-й день после выхода из Вальпараисо, показав среднюю скорость на переходе 4,2 узла. Все находившиеся на борту надеялись, что они наконец достигли «землей обетованной». На следующий день после прибытия, рано утром боцман сообщил капитану, что вся его команда покинула судно. Визину оставили записку, в которой говорилось, «… нам уже было достаточно этой собачей жизни у мыса Горн. Да здравствует золото Калифорнии!». 

Калифорния. 1852 г.
Визин и Белавита, набрали новый экипаж из трех австрийцев и 6-ти других европейцев.
После разгрузки капитан попытался найти новый груз. К его удивлению, несмотря на долгие поиски, никакой работы для его судна в Сан-Франциско не оказалось.

И вот главный поворотный момент всей этой истории.
Возможно Иво Визин рассчитывал найти дорогой груз из Карифорнии и вернутся в Европу богатым судовладельцем. Но ни золота, ни богатеньких старателей ему не подвернулось. Капитан Визин допустил ошибку. Дальнее и тяжелое плавание не сделало его богатым. Однако возвращаться ни с чем Иво Визин не мог.
Он принимает решение идти дальше на восток, через Тихий океан в Китай. После 53-дневного пребывания в Сан-Франциско «Сплендидо» выходит в новый рейс с грузом муки в Гонолулу.




САН-ФРАНЦИСКО – ГОНОЛУЛУ

Clipper Ship SOVEREIGN OF THE SEAS Arriving at Honolulu,
1853 with Whaleships NANTUCKET, JAMES LOPER, and LAGODA
9 мая 1853 да «Сплендидо» подошел к Гонолулу. Плавание проходило с благоприятными ветрами. Переход продлился 18 дней, и средняя скорость составила 4,9 узла. Визин продал свой груз и сразу же хотел продолжить плавание. Но учитывая что «Сплендидо» был первым из кораблей под австрийским флагом, который зашел в этот порт, сам король этих островов заинтересовался кораблем, и выразил желание встретиться с его капитаном.

Иво Визин с радостью принял предложение. Король оказался весьма доволен приятной беседой с капитаном. По приказу короля, в знак уважения и в надежде на развитие будущих торговых связей, «Сплендидо» был освобожден от портовых сборов. Визин на долго запомнил встречу и часто о ней вспоминал и пересказывал.

После четырех дней в порту корабль отправился в новое плавание, но на этот раз впервые без груза, в балласте.







ГОНОЛУЛУ – ВАМПОЛА



31 мая 1853 года Иво Визин вывел свой бриг курсом на Вампола. Команда спокойно довела парусник от Гонолулу с попутным ветром.



В 1852 - 1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского российский фрегат «Паллада» совершает плавание с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина. Его маршрут лежит из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. В рейсе участвует писатель Иван Гончаров, создавший цикл путевых заметок.

Вот, что писал Гончаров о тех местах, где ему пришлось побывать примерно в тоже время, что и капитану Визину:



Но денька два-три прошли, перемены не было: тот же ветер нес судно, надувая паруса и навевая на нас прохладу. По-русски приличнее было бы назвать пассат вечным ветром. Он от века дует одинаково, поднимая умеренную зыбь, которая не мешает ни читать, ни писать, ни думать, ни мечтать. Переход от качки и холода к покою и теплу был так ощутителен, что я с радости не читал и не писал, позволял себе только мечтать — о чем? о Петербурге, о Москве, о вас? Нет, сознаюсь, мечты опережали корабль. Индия, Манила, Сандвичевы острова — все это вертелось у меня в голове, как у пьяного неясные лица его собеседников.



Однако у Капитана Визина мечтаний было значительно меньше. Он знал, что район островов Борнео и Ява, Китайского моря и всего сиамского побережья очень опасен для судоходства из-за большого количества мелких рифов, небольших островов и внезапных тайфунов.

«Сплендидо» проделал весь путь в 5200 морских миль за 36 дней, и средняя скорость составила 6 узлов. В порт Вампола корабль прибыл 6 июля 1853 года.

После 40 дней напрасного ожидания груза Визин решил перейти в балласте в порт Манила, столицу филиппинских островов, на тот момент владение Испании.









«СПЛЕНДИДО» НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ



Вот еще одно искажение действительности, к которому приводят обобщения. Слишком краткая информация о путешествии «Сплендидо» наводит на мысль, что он шатался по белу свету один-одинешенек. Но посмотрите на картинки: дальневосточные порты наполнены сотнями европейских парусников. А если внимательно присмотреться к датам, то можно вспомнить, что вторая половина XVIII века была расцветом «гончих океана» - клиперов, которые могли брать на борт гораздо больше груза чем маленький австрийский бриг, и превосходили его в скорости в 2-3 раза.

При такой конкуренции капитану Визину тяжело было найти хороший и дорогой груз на Европу.


Вид на гавань Гонконга, 1860-1870

 
Вид восточного побережья Китая. 1860




… Купцы, большею частью, китайцы; товары продают оптом и отправляют из Китая в Европу или обратно, выписывают из Европы в Китай.

© Гончаров. «Фрегат Паллада»





Казалось бы первые неудачные поиски груза должны были в конец похоронить надежду капитана Визина на «золотые горы», о которых он мечтал. Но знания, опыт и упорство помогли ему найти удачное решение. «Сплендидо» начал выполнять рейсы с небольшими партиями груза между портами дальневосточного региона. Наконец работа стала приносить Визину хороший и регулярный заработок.

Маленький бриг на долгих шесть лет, с июня в 1853 по март 1859 года, застрял в районе от Гонконга, Манилы и Южно-Китайского моря, до острова Ява и Австралии. За это время бриг совершил 27 рейсов: 22 в водах Китайского моря и среди островов, и 5 больших переходов в Австралию, в Мельбурн и Сидней.

Но работа отнюдь не была легкой. Мореплавание в этих областях является одним из наиболее сложных. Большое количество рифов, малых и больших островов и островков, отсутствие подробных карт с точными промерами глубин и координатами навигационных опасностей и побережья. Количество маяков и иных навигационных знаков было слишком мало, да и те маяки, которые уже были установлены, были чрезвычайно слабы. Большую опасность в этих областях представляли ураганные ветры, циклоны, тайфуны и сильные, неизученные течения. В дополнение ко всему в этих морях приходилось постоянно остерегаться нападения пиратов.

Во время перехода из Гонолулу в Кантон «Сплендидо» был атакован четырьмя пиратскими кораблями. Но Визину и его команде удалось отбить атаку.


Карта Австралии. 1856 г.

 
Сиднейская гавань, 1853.   Литография Thomas Picken.



2 августа 1858 Визин встретил в Шанхае австрийский военный фрегат «Новара». Экипаж фрегата, для сравнения, состоял из 352-х офицеров, матросов и курсантов.
Представляю как были удивлены имперские военморы, когда им сказали, что «… где-то тут уже лет пять крутиться маленький бриг под красно-белым флагом»


Фрегат "Novara" совершивший в 1857—1859 годах первую и последнюю кругосветную экспедицию в истории австрийского императорского военно-морского флота.



Из документов фрегата «Новара».
В Шанхай пришел австрийский бриг «Сплендидо» под управлением капитана Визина. Это первый австрийский корабль, с которым мы встретились после выхода из Рио-де-Жанейро. По рассказам капитана, он уже 5 лет провел в этих морях, хорошо при этом заработав. Он выразил уверенность, что австрийские корабли безусловно бы здесь весьма успешны, если бы только хотели. За время своего пребывания он посетил порты Индийского океана, китайского и австралийского побережья, везде ведя торговлю.




 Часть первая
Часть третья 

 










 
 
 

 











2 комментария:

  1. ... были бы весьма успешны, если бы только захотели... Ведь как верно написано, и можно применить к любой ситуации, или почти к любой))))

    ОтветитьУдалить
  2. ... и еще чуточку терпения ;-)

    ОтветитьУдалить