2014-03-11

Иво Визин. Совершив ошибку, обрел Славу! (часть третья)



ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
В которой рассказывается о том, как достославный капитан Визин замкнул свой круг вокруг Земли, 
и делается попытка разобраться во всех правдах и неправдах, коими полна эта славная история.





СИНГАПУР – МЫС ДОБРОЙ НАДЕЖДЫ – ПЛИМУТТРИЕСТ


Карта восточного полушария. 1868

Рейсы в сложных условиях, частая смена команды, тяжелая работа вымотали капитана Визина. Да и «всех денег не заработаешь». Поэтому он принимает решение возвращаться в Европу. И уж совершенно понятно, почему был выбран западный маршрут. Ведь чтобы замкнуть кругосветку осталась пройти всего ... чуть меньше половины пути. 
15 (8?) Февраля 1859 года «Сплендидо» покидает Сингапур с грузом фарфора (предположительно). Свой 30-й рейс после выхода из Антверпена Визин прокладывает в сторону Мыса Доброй Надежды. Переход из Сингапура до Кейптауна длился 66 дней со средней скоростью 3,7 узла.
В южной Африке закуплены продукты питания и вода, и, не мешкая, в тот же день, корабль продолжает свой путь в направлении Гибралтара. Однако подойдя к проливу Визин от встреченного американского судна узнает, что Австрия находится в состоянии войны с Францией. Страх стать добычей французских кораблей в Средиземном море вынуждает его изменить курс и идти в нейтральный английский порт Плимут. Увы. Ни один из двух капитанов в море не мог знать о том, что после битвы при Сольферино 24 июня 1859 года было подписано соглашение прекращении огня. Визин прибыл в Плимут 9 июля.
Только два дня спустя в Плимут пришло известие о подписании перемирия и «Сплендидо» тотчас отправился в Триест. Через 50 дней плавания в условиях плохой погоды корабль вошел в гавань Триеста, где к его прибытию была подготовлена праздничная встреча.
Так закончилось славное кругосветное путешествие, которое длилось больше семи с половиной лет.
И вот тут случилось по настоящему весьма обидное! Из-за захода Визина в Плимут фрегат «Новара» вернулся в Триест четырьмя днями ранее, став первым кораблем под австрийским флагом совершившим кругосветное плавание.


Возвращение фрегата «Новара» в Триест

Карта кругосветного плавания брига «Сплендидо»


До сих пор австрийская история именно плавание  «Новары» считает наиболее значимым. А заслуги «частника», капитана Визина, воспринимаются как изящное обрамление к подвигу «настоящих военных австрийских моряков». Хотя фактически «Сплендидо» замкнул свой круг вокруг света раньше фрегата, в момент пересечения в Атлантике своего первоначального курса.


1857 Триест

.
Но безусловно, прибытие «Сплендидо» в Триест 30 августа 1859 года было событием громадного значения. Бриг Визина стал первым торговым кораблём, который под австрийским флагом обошел вокруг света. Жители Триеста, крупнейшего порта Австрии, аплодировали Визину и его команде, команды всех кораблей приветствовали приход парусника криками «Ура!». Капитан Визин, его помощник Фридрих (Фредерико) Беллавита, боцман и рулевой удостоились наибольшего внимания. Газеты за несколько дней до подхода брига написали об этом грандиозном путешествии. В статьях Иво Визин был представлен как бесстрашный моряк, великолепный штурман и очень проницательный негоциант. И все это несомненно соответствовало истине!
Морским министерством в Триесте была назначена специальная комиссия, изучившая досконально плавание капитана Визина и устроившая ему своеобразный экзамен, который состоял из 13 вопросов из разных областей мореплавания и морской торговли, на которые Иво Визин дал письменный ответы. Этот документ был отправлен в Министерство финансов в Вене, которое направило предложение императору Францу-Иосифу для присуждения Визину почетного белого «Флага Чести».
16 июня 1860 года был подписан указ о награждении капитана Визина. Так же Визину был присвоен "Рыцарский Крест Франца-Иосифа".
Награждение почетным Белым «Флагом Чести» произошло в Триесте 31 июля 1860 года на военном корабле "Беллона".
В том же 1860-м году муниципалитет Триеста наградил Иво Визина званием почетного гражданина города Триест.


«Сплендидо» под Белым «Флагом Чести»

Фридрих (Фредерико) Беллавита


Не остался забытым и помощник капитана Фредерико Беллавита, которому был вручен «Золотой Крест за заслуги». Фредерико без сдачи экзаменов получил капитанский патент и денежный приз. Беллавита поступил на службу в Австрийский Ллойд. Умер в Одессе в возрасте 52 лет.
Капитан Иво Визин умер в 1868 году в своем родном городке Прчань, где и был похоронен. В память об этом бесстрашном моряке перед церковью Пресвятой Богородицы был установлен бронзовый бюст, работы известного скульптора Луки Станковича, и на доме капитана была закреплена мемориальная памятная табличка.
Начальная школа в Прчани носит имя прославленного капитана.


Бюст капитана Иво Визина на балюстраде Богородичного храма  в Прчани


Имя блистательного капитана Визина навсегда встало в ряд с именами других известных моряков из Боки: Марко Мартиновичем, Змаевичами, Зеланичами, Вукасовичами, Ивановичами и т.д.


Дом капитана Визина в Прчани

Дом капитана Визина в Прчани


 ***


Порой информация находится в самых неожиданных местах. Например в кошельке или на почте … Как я уже писал, в истории парусных кругосветок главным героем для австрийцев является фрегат «Новара». Вот и монетку юбилейную они по этому случаю выпустили.


Юбилейная монета посвященная кругосветному переходу фрегата «Новара»


Бриг «Сплендило» и отважного капитана Визина я нашел на марках.



Черногорская марка 2006 года совсем «ни о чём».
А вот прежние Югославские (1986) гораздо интереснее и умнее.
На югославской марке Иво Визин изображен на фоне карты Vincenzo Maria Coronelli: Disegno Topografico Del Canale di Cattaro (1688). Это подробная топографическая карта Венецианского залива и Далмации, включая Боку Которску.


.


На топе бизань-мачты брига «Сплендидо» изображен несоразмерно большой флаг. Но в этом нет никакой ошибки.
В 1850 году Император Франц-Иосиф I утвердил флаги, которые вручались капитанам за исключительные заслуги. Белый «Флаг Чести» «Merito Navale» - для капитанов гражданских судов и красный «Fortitudini Navali» – для капитанов военных кораблей.
Белый «Флаг Чести» вручался капитанам австро-венгерских торговых судов за морские достижения, распространение и содействие австрийскому судоходству и внешней торговле, спасение на море или какое-либо другое подобное похвальное дело.
На аверсе было вписано «Viribus Unitis» (Объединившись победим - девиз империи).
Флаг гарантировал награжденному капитану право первого, внеочередного  обслуживания в портах Австро-Венгрии и некоторые другие преимущества. Его до́лжно было поднимать на грот-мачте. Флаги Чести, изготавливались из шелка и имели весьма внушительные размеры 4х4 метра.
После смерти обладателя флаг должен был сохранятся на все времена в каком-либо официальном учреждении (мэрии) места его рождения.
Иво Визин является единственным обладателем белого флага чести.


.

.

Однако дальше начинаются вопросы.
Чаще всего в сети проскакивает информация, что флаг чести, врученный Иво Визину, хранится в приходской церкви в Прчани.
Однако когда в 2000-х дотошные австрийцы и хорваты решили это проверить, то оказалось, что … вы правильно догадались! … никакого флага в Прчани нет! И никому до этого не было никакого дела. Кто-то из местных правда вспомнил, что был такой флаг еще в конце 80-х. Но куда же делся?
Были высказаны всяческие опасения, что в суматохе Югославской войны флаг был "потерян", что он был украден или даже продан кому-то из недобросовестных коллекционеров. Но всё оказалось не так плохо. Оказывается в 1990-х годах флаг был отослан в Белград на реставрацию. Однако случилось так, что дама-реставратор скончалась, и ее преемники ничего не знали о значении и происхождении флага который у них оказался. В конце концов, Которскому обществу удалось вернуть флаг в Котор, где он сначала был помещен в музей Котора, а затем предположительно, вернулся в церковь в Прчани.
Вот этого факта я сам проверить пока не могу.
Срочно нужен гонец в Прчань проверять наличие реликвии! 

Кстати. Оба «Флага Чести», белый и красный, были вручены лишь единожды в истории. И оба вручены хорватским (сделаем такое допущение для Иво Визина) капитанам. Поэтому кроме Прчани можно скататься и в Морской музей в хорватской Риеке. По непроверенным данным там должен находиться единственный Красный «Флаг Чести», который был вручен хорвату - капитану Антуну Селестине Иванчичу (Antun Celestin Ivancic) в 1859 году.



***

А теперь пора поговорить о главном.

Так в чем же Иво Визин был первым?

Если долго и кропотливо изучать факты и внимательно сличать даты, то может быть удастся отобрать лавры у австрийского фрегата «Новара», и можно будет убрать слово «гражданский», а оставить просто «первый корабль под австрийским флагом, обошедший вокруг света».
А вот с первенством среди других бокелей, хорватов и жителей Далмации … как и среди прочих «юго-славян» у Визина ничего не получается.
В 1859 году австрийский фрегат «Новара» вернулся из двухгодичного кругосветного плавания. Среди 350 членов экипажа было три жителя Далмации и Боки. Но с «Новарой» мы с вами уже разобрались.
Практически нет информации о другом хорватском моряке из Боки – Бродянине Томо Мартине Скалице (Tomo Skalica. 1825 - 1885 или 1889). С 1853 по 1855 год Скалица принимал участие в кругосветной экспедиции в качестве штурмана.
При этом он оставил подробные дневники своего путешествия. Но все его наследие в 1856 году погибло в пожаре. В огне сгорел весь архив семьи Скалица. Не осталось даже никакого изображения моряка. Не известна ни дата, ни место его смерти. Известно, что он родился 3 января 1825 года, и предполагается, что умер или в 1885-м или в 1889 году. Некоторые считают, что Скалица умер на борту судна, а некоторые, что он вернулся на Гавайи, в которые был влюблен. 
Истинное первенство все же следует отдать штурману флота российского Стефану Вукотичу (Stevan Vukotić) (1800-1833) из грбальских Братешичей.
Отец Стефана, отправил детей учиться в Россию.
Вукотич оказался очень прилежным и успешным учеником. После окончания морской школы и флотской службы в 23 года он, в звании мичмана, получает назначение штурманом на военный шлюп «Предприятие», на котором 28 июля 1823 года отправляется в кругосветное путешествие из Кронштадта. Команда корабля состояла из 140 членов экипажа и 5 курсантов. Командир шлюпа - капитан-лейтенант Отто Евстафьевич Коцебу.


Шлюп «Предприятие»
Рисунок Е.В. Войшвилло


Шлюп «Предприятие» был построен в С.-Петербурге в начале 1823 года, специально для плавания на Дальний Восток.


.
 
Из Балтийского моря, «Предприятие» заходило в Копенгаген и Портсмут. Затем корабль пересек Атлантику, зашел в Рио-де-Жанейро, обогнул Южную Америку вокруг мыса Горн и прибыл в Чили. После короткого отдыха парусник пересек Тихий океан и, после остановки в архипелаге Туамоту, дошел до Петропавловска-Камчатского. Затем «Предприятие» снова направилось на восток к острову Синта у южного побережья Аляски, и далее в Сан-Франциско и Калифорнию. Напомню читателям, что в то время всё это были настоящие русские земли. Далее корабль снова преодолел Тихий океан, останавливался Гавайских островах, в Микронезии и на Филиппинах. Прошел через Индийский океан, обогнул Южную Африку вокруг мыса Доброй Надежды. Следуя на север, остановился на острове Святой Елены, далее сделав заходы в Портсмут и Копенгаген, после трехлетнего путешествия счастливо закончил плавание в Кронштадте.


***

Собственно, это вся информация, которую мне удалось собрать о плавании доблестного капитана Иво Визина. Надеюсь, теперь Визин не кажется вам забронзовевшей статуей, а стал хотя бы немножко понятней и человечней.


Предыдущие части:







РасСказки о кораблях и мореплавателях:
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Фрегат «Светлана» - Улцинь, 1880. Политика канонерок
Яхта «Ядранка» и яхта «Дивна»- Бар. Призраки прошлого
Учебный парусник «Ядран» - Попутного ветра, Ядран!
Паромы «Свети Стефан» - Три цвета «Свети Стефана»
Королевская яхта «Даница» - Королевская роскошь. Яхта «Даница»
Королевская яхта «Сибила» - Яхта «Сибила (Сен-Мишель III). Неожиданно!
Пароход «Ярославль» - У синя моря*
1910. Русская эскадра в Черногории - С корабля на бал
Крейсер «Цента» - История с продолжением
Пароход «Цетине» - <НЕ>забытый «Цетине»
База гидросамолетов в Кумборе. (Часть1Часть 2Часть 3)

Адмирал Марко Евген Флорио - Прчань. На net и суда нет

Капитан Уильям Хост - Капитан Уильям Хост освободитель Котора
Капитан Визин - Иво Визин. Совершив ошибку, обрел Славу! (Часть1Часть 2Часть 3)
Владимир Фёдорович Пономарёв - Владимир Фёдорович Пономарёв. Mortui heroes non morietur


2 комментария:

  1. ДиДимыч)) могу только сказать тебе, что оснований считать Иво Визина забронзовевшей фигурой у меня и раньше не было, потому как не знала я ничего об этом человеке. ))) Спасибо, что познакомил с такой интересной историей.

    ОтветитьУдалить
  2. если покопаться, то там историй добрая дюжина ;-)
    только успевай клубок разматывать :-)

    ОтветитьУдалить