ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
В которой рассказывается о том, как достославный капитан Визин замкнул свой круг вокруг Земли,
и делается попытка разобраться во всех правдах и неправдах, коими полна эта славная история.
СИНГАПУР – МЫС ДОБРОЙ НАДЕЖДЫ – ПЛИМУТ – ТРИЕСТ
Рейсы в сложных условиях, частая смена
команды, тяжелая работа вымотали капитана Визина. Да и «всех денег не
заработаешь». Поэтому он принимает решение возвращаться в Европу. И уж совершенно понятно, почему был выбран западный маршрут. Ведь чтобы замкнуть кругосветку осталась пройти всего ... чуть меньше половины пути.
15 (8?) Февраля 1859 года «Сплендидо» покидает Сингапур с грузом фарфора (предположительно). Свой 30-й рейс после выхода из Антверпена Визин прокладывает в сторону Мыса Доброй Надежды. Переход из Сингапура до Кейптауна длился 66 дней со средней скоростью 3,7 узла.
В южной Африке закуплены продукты питания и вода, и, не мешкая, в тот же день, корабль продолжает свой путь в направлении Гибралтара. Однако подойдя к проливу Визин от встреченного американского судна узнает, что Австрия находится в состоянии войны с Францией. Страх стать добычей французских кораблей в Средиземном море вынуждает его изменить курс и идти в нейтральный английский порт Плимут. Увы. Ни один из двух капитанов в море не мог знать о том, что после битвы при Сольферино 24 июня 1859 года было подписано соглашение прекращении огня. Визин прибыл в Плимут 9 июля.
15 (8?) Февраля 1859 года «Сплендидо» покидает Сингапур с грузом фарфора (предположительно). Свой 30-й рейс после выхода из Антверпена Визин прокладывает в сторону Мыса Доброй Надежды. Переход из Сингапура до Кейптауна длился 66 дней со средней скоростью 3,7 узла.
В южной Африке закуплены продукты питания и вода, и, не мешкая, в тот же день, корабль продолжает свой путь в направлении Гибралтара. Однако подойдя к проливу Визин от встреченного американского судна узнает, что Австрия находится в состоянии войны с Францией. Страх стать добычей французских кораблей в Средиземном море вынуждает его изменить курс и идти в нейтральный английский порт Плимут. Увы. Ни один из двух капитанов в море не мог знать о том, что после битвы при Сольферино 24 июня 1859 года было подписано соглашение прекращении огня. Визин прибыл в Плимут 9 июля.
Только два дня спустя в Плимут пришло
известие о подписании перемирия и «Сплендидо» тотчас отправился в Триест.
Через 50 дней плавания в условиях плохой погоды корабль вошел в гавань Триеста,
где к его прибытию была подготовлена праздничная встреча.
Так закончилось славное кругосветное
путешествие, которое длилось больше семи с половиной лет.
И вот тут случилось по настоящему весьма обидное! Из-за захода Визина в Плимут фрегат «Новара» вернулся в Триест четырьмя днями ранее, став первым кораблем под австрийским флагом совершившим кругосветное плавание.
И вот тут случилось по настоящему весьма обидное! Из-за захода Визина в Плимут фрегат «Новара» вернулся в Триест четырьмя днями ранее, став первым кораблем под австрийским флагом совершившим кругосветное плавание.
До сих пор австрийская история именно
плавание «Новары» считает наиболее значимым. А заслуги «частника»,
капитана Визина, воспринимаются как изящное обрамление к подвигу «настоящих
военных австрийских моряков». Хотя фактически «Сплендидо» замкнул свой круг
вокруг света раньше фрегата, в момент пересечения в Атлантике своего первоначального
курса.
. |
Морским министерством в Триесте была
назначена специальная комиссия, изучившая досконально плавание капитана Визина и
устроившая ему своеобразный экзамен, который состоял из 13 вопросов из разных
областей мореплавания и морской торговли, на которые Иво Визин дал письменный
ответы. Этот документ был отправлен в Министерство финансов в Вене, которое направило
предложение императору Францу-Иосифу для присуждения Визину почетного белого
«Флага Чести».
16 июня 1860 года был подписан указ о
награждении капитана Визина. Так же Визину был присвоен "Рыцарский Крест
Франца-Иосифа".
Награждение почетным Белым «Флагом Чести»
произошло в Триесте 31 июля 1860 года на военном корабле "Беллона".
В том же 1860-м году муниципалитет Триеста
наградил Иво Визина званием почетного гражданина города Триест.
Не остался забытым и помощник капитана
Фредерико Беллавита, которому был вручен «Золотой Крест за заслуги». Фредерико без
сдачи экзаменов получил капитанский патент и денежный приз. Беллавита поступил
на службу в Австрийский Ллойд. Умер в Одессе в возрасте 52 лет.
Капитан Иво Визин умер в 1868 году в своем
родном городке Прчань, где и был похоронен. В память об этом бесстрашном моряке
перед церковью Пресвятой Богородицы был установлен бронзовый бюст, работы
известного скульптора Луки Станковича, и на доме капитана была закреплена
мемориальная памятная табличка.
Начальная школа в Прчани носит имя
прославленного капитана.
Бюст капитана Иво Визина на балюстраде Богородичного храма в Прчани |
Имя блистательного капитана Визина навсегда
встало в ряд с именами других известных моряков из Боки: Марко Мартиновичем,
Змаевичами, Зеланичами, Вукасовичами, Ивановичами и т.д.
***
Порой информация находится в самых
неожиданных местах. Например в кошельке или на почте … Как я уже писал, в истории парусных
кругосветок главным героем для австрийцев является фрегат «Новара». Вот и монетку юбилейную они по этому случаю
выпустили.
Юбилейная монета посвященная кругосветному переходу фрегата «Новара» |
Бриг «Сплендило» и отважного капитана Визина я нашел на марках.
Черногорская марка 2006 года совсем «ни о чём».
А вот прежние Югославские (1986) гораздо интереснее и умнее.
На югославской марке Иво Визин изображен на фоне карты Vincenzo Maria Coronelli: Disegno Topografico Del Canale di Cattaro (1688). Это подробная топографическая карта Венецианского залива и Далмации, включая Боку Которску.
А вот прежние Югославские (1986) гораздо интереснее и умнее.
На югославской марке Иво Визин изображен на фоне карты Vincenzo Maria Coronelli: Disegno Topografico Del Canale di Cattaro (1688). Это подробная топографическая карта Венецианского залива и Далмации, включая Боку Которску.
На топе бизань-мачты брига «Сплендидо» изображен несоразмерно большой флаг. Но в этом нет никакой ошибки.
В 1850 году Император Франц-Иосиф I утвердил
флаги, которые вручались капитанам за исключительные заслуги. Белый «Флаг Чести»
«Merito Navale» - для капитанов гражданских судов и красный «Fortitudini
Navali» – для капитанов военных кораблей.
Белый «Флаг Чести» вручался капитанам
австро-венгерских торговых судов за морские достижения, распространение и
содействие австрийскому судоходству и внешней торговле, спасение на море или
какое-либо другое подобное похвальное дело.
На аверсе было вписано «Viribus Unitis»
(Объединившись победим - девиз империи).
Флаг гарантировал награжденному капитану
право первого, внеочередного
обслуживания в портах Австро-Венгрии и некоторые другие преимущества. Его
до́лжно было поднимать на грот-мачте. Флаги Чести, изготавливались из шелка и
имели весьма внушительные размеры 4х4 метра.
После смерти обладателя флаг должен был сохранятся
на все времена в каком-либо официальном учреждении (мэрии) места его рождения.
Иво Визин является единственным обладателем
белого флага чести.
Однако дальше начинаются вопросы.
Чаще всего в сети проскакивает информация,
что флаг чести, врученный Иво Визину, хранится в приходской церкви в Прчани.
Однако когда в 2000-х дотошные австрийцы и
хорваты решили это проверить, то оказалось, что … вы правильно догадались! …
никакого флага в Прчани нет! И никому до этого не было никакого дела. Кто-то из
местных правда вспомнил, что был такой флаг еще в конце 80-х. Но куда же делся?
Были высказаны всяческие опасения, что в
суматохе Югославской войны флаг был "потерян", что он был украден или даже продан
кому-то из недобросовестных коллекционеров. Но всё оказалось не так плохо.
Оказывается в 1990-х годах флаг был отослан в Белград на реставрацию. Однако
случилось так, что дама-реставратор скончалась, и ее преемники ничего не знали
о значении и происхождении флага который у них оказался. В конце концов,
Которскому обществу удалось вернуть флаг в Котор, где он сначала был помещен в
музей Котора, а затем предположительно, вернулся в церковь в Прчани.
Вот этого факта я сам проверить пока не могу.
Срочно нужен гонец в Прчань проверять наличие
реликвии!
Кстати.
Оба «Флага Чести», белый и красный, были вручены лишь единожды в истории. И оба
вручены хорватским (сделаем такое допущение для Иво Визина) капитанам. Поэтому
кроме Прчани можно скататься и в Морской музей в хорватской Риеке. По
непроверенным данным там должен находиться единственный Красный «Флаг Чести», который
был вручен хорвату - капитану Антуну Селестине Иванчичу (Antun Celestin
Ivancic) в 1859 году.
***
А теперь пора поговорить о главном.
Так в чем же Иво Визин был первым?
Если долго и кропотливо изучать факты и
внимательно сличать даты, то может быть удастся отобрать лавры у австрийского
фрегата «Новара», и можно будет убрать слово «гражданский», а оставить просто
«первый корабль под австрийским флагом, обошедший вокруг света».
А вот с первенством среди других бокелей, хорватов и жителей Далмации … как и среди прочих «юго-славян» у Визина ничего не получается.
В 1859 году австрийский фрегат «Новара» вернулся из двухгодичного кругосветного плавания. Среди 350 членов экипажа было три жителя Далмации и Боки. Но с «Новарой» мы с вами уже разобрались.
Практически нет информации о другом хорватском моряке из Боки – Бродянине Томо Мартине Скалице (Tomo Skalica. 1825 - 1885 или 1889). С 1853 по 1855 год Скалица принимал участие в кругосветной экспедиции в качестве штурмана.
При этом он оставил подробные дневники своего путешествия. Но все его наследие в 1856 году погибло в пожаре. В огне сгорел весь архив семьи Скалица. Не осталось даже никакого изображения моряка. Не известна ни дата, ни место его смерти. Известно, что он родился 3 января 1825 года, и предполагается, что умер или в 1885-м или в 1889 году. Некоторые считают, что Скалица умер на борту судна, а некоторые, что он вернулся на Гавайи, в которые был влюблен.
Истинное первенство все же следует отдать штурману флота российского Стефану Вукотичу (Stevan Vukotić) (1800-1833) из грбальских Братешичей.
Отец Стефана, отправил детей учиться в Россию.
Вукотич оказался очень прилежным и успешным учеником. После окончания морской школы и флотской службы в 23 года он, в звании мичмана, получает назначение штурманом на военный шлюп «Предприятие», на котором 28 июля 1823 года отправляется в кругосветное путешествие из Кронштадта. Команда корабля состояла из 140 членов экипажа и 5 курсантов. Командир шлюпа - капитан-лейтенант Отто Евстафьевич Коцебу.
А вот с первенством среди других бокелей, хорватов и жителей Далмации … как и среди прочих «юго-славян» у Визина ничего не получается.
В 1859 году австрийский фрегат «Новара» вернулся из двухгодичного кругосветного плавания. Среди 350 членов экипажа было три жителя Далмации и Боки. Но с «Новарой» мы с вами уже разобрались.
Практически нет информации о другом хорватском моряке из Боки – Бродянине Томо Мартине Скалице (Tomo Skalica. 1825 - 1885 или 1889). С 1853 по 1855 год Скалица принимал участие в кругосветной экспедиции в качестве штурмана.
При этом он оставил подробные дневники своего путешествия. Но все его наследие в 1856 году погибло в пожаре. В огне сгорел весь архив семьи Скалица. Не осталось даже никакого изображения моряка. Не известна ни дата, ни место его смерти. Известно, что он родился 3 января 1825 года, и предполагается, что умер или в 1885-м или в 1889 году. Некоторые считают, что Скалица умер на борту судна, а некоторые, что он вернулся на Гавайи, в которые был влюблен.
Истинное первенство все же следует отдать штурману флота российского Стефану Вукотичу (Stevan Vukotić) (1800-1833) из грбальских Братешичей.
Отец Стефана, отправил детей учиться в Россию.
Вукотич оказался очень прилежным и успешным учеником. После окончания морской школы и флотской службы в 23 года он, в звании мичмана, получает назначение штурманом на военный шлюп «Предприятие», на котором 28 июля 1823 года отправляется в кругосветное путешествие из Кронштадта. Команда корабля состояла из 140 членов экипажа и 5 курсантов. Командир шлюпа - капитан-лейтенант Отто Евстафьевич Коцебу.
Шлюп «Предприятие» был построен в
С.-Петербурге в начале 1823 года, специально для плавания на Дальний Восток.
Из Балтийского моря, «Предприятие» заходило в
Копенгаген и Портсмут. Затем корабль пересек Атлантику, зашел в Рио-де-Жанейро,
обогнул Южную Америку вокруг мыса Горн и прибыл в Чили. После короткого отдыха
парусник пересек Тихий океан и, после остановки в архипелаге Туамоту, дошел до
Петропавловска-Камчатского. Затем «Предприятие» снова направилось на восток к
острову Синта у южного побережья Аляски, и далее в Сан-Франциско и Калифорнию. Напомню
читателям, что в то время всё это были настоящие русские земли. Далее корабль снова
преодолел Тихий океан, останавливался Гавайских островах, в Микронезии и на Филиппинах.
Прошел через Индийский океан, обогнул Южную Африку вокруг мыса Доброй Надежды.
Следуя на север, остановился на острове Святой Елены, далее сделав заходы в
Портсмут и Копенгаген, после трехлетнего путешествия счастливо закончил
плавание в Кронштадте.
***
Собственно, это вся информация, которую мне удалось собрать о плавании доблестного капитана Иво Визина. Надеюсь, теперь Визин не кажется вам забронзовевшей статуей, а стал хотя бы немножко понятней и человечней.
Предыдущие части:
Основные источники знаний:
http://www.mojaskola.me/os-ivo-visin/home/ime-skola-/
http://www.brodovi.me/?p=20
http://de.academic.ru/dic.nsf/dewiki/2380690
https://flagspot.net/flags/ah~honor.html
http://sio.midco.net/dansmapstamps/visin.htm
РасСказки о кораблях и мореплавателях:
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Фрегат «Светлана» - Улцинь, 1880. Политика канонерок
Яхта «Ядранка» и яхта «Дивна»- Бар. Призраки прошлого
Учебный парусник «Ядран» - Попутного ветра, Ядран!
Паромы «Свети Стефан» - Три цвета «Свети Стефана»
Королевская яхта «Даница» - Королевская роскошь. Яхта «Даница»
Пароход «Ярославль» - У синя моря*
1910. Русская эскадра в Черногории - С корабля на бал
Королевская яхта «Румия» - Румия. Королевская яхта, уничтоженная дважды
Крейсер «Цента» - История с продолжением
Пароход «Цетине» - <НЕ>забытый «Цетине»
Школа «Наутика» - "Наутика".Русский кусочек Пераста
Адмирал Марко Евген Флорио - Прчань. На net и суда нет
Капитан Уильям Хост - Капитан Уильям Хост освободитель КотораМаксимилиан фон Штернек - Австрийский адмирал и бокельские святые
Петер Замбелич - Капитан Замбелич. На краю Земли
Стефан Вукотич - Стефан Вукотич и морская слава
Никола Приморац - Никола Приморац. Нас на слабО не взять!
Капитан Визин - Иво Визин. Совершив ошибку, обрел Славу! (Часть1. Часть 2. Часть 3)
Владимир Фёдорович Пономарёв - Владимир Фёдорович Пономарёв. Mortui heroes non morietur
Владимир Фёдорович Пономарёв - Владимир Фёдорович Пономарёв. Mortui heroes non morietur
ДиДимыч)) могу только сказать тебе, что оснований считать Иво Визина забронзовевшей фигурой у меня и раньше не было, потому как не знала я ничего об этом человеке. ))) Спасибо, что познакомил с такой интересной историей.
ОтветитьУдалитьесли покопаться, то там историй добрая дюжина ;-)
ОтветитьУдалитьтолько успевай клубок разматывать :-)