2020-05-23

EX VOTO. История бокельских мореходов в картинках


Серебряные обетные таблички ex voto в церкви Богородицы на Скале возле Пераста


Кто в море не ходил, тот богу не молился
     Старинная пословица

А помирать нам рановато,
Есть у нас еще дома дела!
     Борис Ласкин "Песенка фронтового шофера". 1947



Из далекого школьного далека осталось в моей памяти слово экслибрис. Книги были дороги. Не столько в абсолютном, денежном, выражении, сколько в цене обладания. Хорошую книгу в домашнюю библиотеку заполучить было весьма непросто. Ими дорожили и гордились. И чтобы такие книги не «зачитывались» нередко хозяева оставляли на авантитуле или титульном листе свою роспись. Но вот однажды вместо росписи я увидел штампик! Это был не библиотечный штампик. Это была маленькая печать, вырезанная острым ножичком для резьбы по дереву на ластике и оттиснутая на книжном листе фиолетовыми чернилами.
EX LIBRIS ! Вона какая штука!
Позже я узнал, что экслибрисами (от латинского ex libris - из книг) называют знаки, которые начиная с XV века владельцы помечали книги и рукописи из своих личных библиотек. И знаки эти были куда затейливей и искусней того отпечатка от ластика из моего детства.
А ведь даже библиотечные штампики со временем становятся историческими раритетами. Томик «Вестника Европы» за 1898 год, который мне подарил Павел Пономарев, и в котором напечатаны замечательные очерки о Черногории Евгения Львовича Маркова «Славянская Спарта», помечен на титульном листе печатью библиотеки 12-го гренадерского астраханского полка.
Правильные книжки читали гренадеры!
Однако всё же вернемся к слову на букву «Экс».
С берегов Боко-Которского залива пришло ко мне еще одно слово - EX VOTO.

Эксвото означает приношение по обету. Такие приношения были известны еще во времена древней Греции и Рима. Особое распространение они получили в католических странах, где за спасение от опасности делались дары Пресвятой Деве Марии и другим святым.
Возможно, первое упоминание об обетном даре в Боке Которской относится к 1333 году, когда Дея, дочь которянина Медоша Драга и жена дубровчанина Юни Гундулича, передала в которский собор святого Трипуна серебряную тарелку с инкрустированной частичкой дерева от распятия Иисуса.
У мореходов из Боки Которской со стародавних времен стало традицией оформлять обетные дары в виде картин и серебряных табличек с изображением своих кораблей.



Приходская церковь Девы Марии в Прчане. 1935


Читаю о бокельских эксвотах, и с большим удовольствием нахожу знакомые имена и фамилии, упоминания о знакомых родах и семьях местных моряков. О некоторых из них я уже писал в расСказках.


А вдруг, он жив-здоров, вдруг рано ставить свечи?
А вдруг, он в Санта-Круз за ромом завернул?
А вдруг, случился штиль, иль просто ветер встречный.
Ну вдруг не утонул? Ну вдруг не утонул.
     Алексей Иващенко и Георгий Васильев "Погиб ли тот фрегат". 2000


Вот дар капитана Ивана (Иво) Визина прчанскому храму Девы Марии (crkva Rođenja Blažene Djevice Marije na Prčanju / župna crkva Rođenja Marijinog / Mala Gospa). На акварели изображен легендарный бриг Сплендидо. Парусник выходит из Триестского залива. На дальнем плане, справа от корабля, можно рассмотреть порт и маяк, слева - пароход, идущий встречным курсом. На бизани развивается Белый Флаг Чести «Merito Navali». А это значит капитан Визин отблагодарил святую Богородицу Прчаньскую уже после завершения своего кругосветного путешествия.


Бриг Сплендидо


С этой картиной связано несколько загадок. Неизвестен автор, непонятно кто размыл акварель, чтобы вписать флаг «Мерито Навали» на мачте. Возможно это было сделано просто из-за того, что первоначально флаг был нарисован развивающимся на ветру, а потому не слишком ясно различимым. Вот и было решено изображение «уплощить», дабы Белый Флаг Чести был виден во всех деталях. На палубе можно рассмотреть семь членов экипажа. Богородица с младенцем нарисована среди облаков в левом верхнем углу. Подпись гласит, что картина была подарена приходской церкви в качестве благодарности Богу, который во время девятилетнего путешествия в дальние уголки мира неоднократно спасал корабль и команду.
В монографии дона Нико Луковича о Прчане, вышедшей в Которе, в 1937 году, есть черно-белое изображение брига Сплендидо, в общих чертах повторяющее эксвото из Богородичной церкви в Прчане. Но «Merito Navali» нарисован на кормовом флагштоке, а на мачте развивается австрийский флаг. Кроме того, на репродукции из монографии отсутствует изображение Богородицы, разнятся и изображения второго плана. Вероятно, был это еще один рисунок знаменитого брига, который находился в частной коллекции.
Сплендидо был построен в 1850 году в Риеке, по заказу и на деньги Иво Визина. Во время одного из своих первых рейсов между Западной Европой и черноморскими портами 24 мая 1851 года бриг попал в жесточайший шторм в проливе Дарданеллы. Счастливый случай и божественное проведение спасли капитана и его корабль. На помощь пришел другой прчанин Марко Евген Флорио, капитан парохода австрийского Ллойда, будущий контр-адмирал австрийского флота. Событию посвящена еще одна обетная картина. К сожалению, это изображение мне найти не удалось. Однако в прчанском храме хранится множество других обетных картин славных семейств Визинов и Флорио.


Давным-давно потерян берег,
Волна как сестра, и бриз как младший брат.
Вернуться пора, но не верит
Измученный фрегат,
И парус рвет из рук канат.
     Максим Леонидов "Сердце на твоем берегу". 1994


Барк Колумбус
Художник Джованни Луццо


Капитан Трипун Флорио передал в 1863 в дар Богородичной церкви эксвото с изображением спасения своего барка Колумбус. Под командованием капитана Флорио корабль направлялся из Нью-Йорка в Англию и 10 декабря 1860 года попал в шторм недалеко от полуострова Ньюфаундленд. Художник Джованни Луццо изобразил на бумаге парусник среди огромных волн, которые перехлестывают палубу. В кормовой части корабля в морской пене видны головы пяти членов экипажа. На носу еще шесть моряков ведут борьбу за спасение судна. Двое из них держатся за одну из лодок, которая, возможно, была сорвана бурей или подготовлена для спасения людей, в ожидании скорой гибели парусника. Перед барком, среди огромных волн, видны деревянные обломки, сорванные ураганом с палубы.


Барк Колумбус
Художник Луи Франсуа Проспер Ру

Колумбусом в разное время командовали Трипун, Эмиль, Илия Флорио, и Никола Визин.
Капитаном Николой Визином была заказана еще одна обетная картина. Художник Луи Франсуа Проспер Ру из Марселя на своей акварели изобразил парусник во время драматических событий, случившихся в 1879 году. К этому времени Никола Пасков Визин командовал судном уже третий год. Хотя Николе было всего 27 лет, он слыл опытным и умелым капитаном. Но парусник попал в сильнейший циклон в Атлантическом океане. От стремительной качки груз сместился к правому борту так, что Колумбус оказался на грани опрокидывания. Художник очень реалистично изобразил корабль, который захлестывают волны, небольшую команду в яркой красно-синей одежде, которая мз последних сил на палубе борется с бурей. Большинство парусов удалось свернуть. Судно и люди и в этот раз были спасены благодаря опыту капитана, мужеству команды и заступничеству Богородицы, покровительнице Прчаня. Изображение Девы Марии скорее всего было выполнено гуашью. От него остались лишь фрагменты в правом верхнем углу картины. На репродукции этого эксвота в монографии «Прчань» (Котор, 1937) видна фигура Богоматери с младенцем, стоящей на облаке.
Это обетное изображение всего лишь одно из двух, написанных Луи Ру, которые известны в Боке Которской. На второй картине художника изображен парусник Свисда Мимбелли. Этот эксвот хранится в церкви св. Матея в Доброте.


И, приближаясь к берегам безвестным
Могучим, ровным бегом, – не спасенье,
А новое ему несет волненье,
И ярость бурь, и колыханья бездны.
     Илья Николаевич Голенищев-Кутузов


Еще одна фамилия, без которой немыслима морская история Прчаня, упоминалась мной в расСказках ранее. И хотя Антон Лукович не стал моряком. Но его инженерный талант вписан в историю мирового судоходства. Лукович проектировал и строил Суэцкий канал, а его многочисленные родственники успешно командовали кораблями.


Нава Либертас
Художник Джованни Луццо

Нава Либертас (длина 43,6 м, ширина 9,9 м) была самым большим парусным судном из всех, что когда-либо принадлежали прчанинским судовладельцам. Нава была построена в 1863 году в Канаде. В 1869 году Либертас стал собственностью семьи Визин. Кроме 10 членов экипажа парусник мог взять на борт 12 пасажиров. В 1860-х и 1870-х годах корабль перевозил грузы и людей из Англии в Америку. Капитанами навы в разное время были Антон Лукович (тезка инженера), Артур и Филип Визины.
В морской коллекции приходской церкви Рождества Девы Марии в Прчане находится обетная картина, принесенная в дар капитаном Антоном Луковичем. Акварель выполнена художником Джованни Луццо (скорее всего) в 1870 году.
17 декабря 1869 года в Индийском океане на Либертас обрушился жестокий ураган. Во время шторма нава потеряла почти все свои паруса. На акварели Луццо мы видим на палубе шесть матросов немногочисленной команды парусника, еще четыре человека у пассажирских кают на корме и двое рядом со спасательной шлюпкой. Восемь моряков продолжают бороться с последним неподатливым парусом на реях грот-мачты. Жуткая и сверхчеловеческая работа в шторм ради спасения собственных жизней и своего судна!
В верхнем правом углу картины за битвой прчаньского парусника, через маленькое окошко загробного мира, в котором нет ни штормов ни драм, спокойно и печально наблюдает Богородица с Младенцем на руках.


В ночь, перед бурею на мачте,
Горят святого Эльма свечки.
Отогревают наши души
За все минувшие года.
Когда воротимся мы в Портленд,
Мы будем кротки, как овечки.
Но только в Портленд воротиться
Нам не придется никогда.
     Булат Окуджава "Пиратская лирическая". 1979



Барк Леопольдина Бауэр
Художник Джованни Луццо


Другая эксвотная картина Джованни Луццо из прчанской морской коллекции изображает барк Леопольдина Бауэр. Картина выполнена гуашью и датируется 1882 годом.
В Ла Манше, недалеко от Портленда, в ночь с 11 на 12 сентября 1869 года парусник под управлением капитана Франко Луковича попал в страшный шторм, который длился пятнадцать дней. Говорят, что стихия отправила на дно сотню кораблей.
На картине Леопольдина Бауэр плывет в штормовом море с разорванными парусами. В нижней части изображения можно видеть разбитые волнами и брошенные экипажами корабли и спасательные шлюпки. Прчанский барк продолжает бороться с огромными волнами, которые захлестывают нос судна и палубу. На корме одиннадцать членов экипажа ждут своей участи. Команда надеется на счастливый исход и уповает на заступничество Божией Матери Прчаньской, фигура которой нарисована в верхней правой части картины. Среди всех картин в коллекции Богородицкого храма это изображение наиболее точно воспроизводит храмовую икону из церкви в Прчане.
В подписи указано, что молитвы были услышаны. Франко Лукович преподнес эту картину Богоматери Прчанской в знак благодарности за чудесное спасение.


Будешь сеять ветер в море
В синем море, в белой пене
Пусть, захлёбываясь в пене
В море тонут корабли
     Р. Саакянц. В синем море, в белой пене… 1984



Бригантин Иль Кораджиосо


Самым ранним из всех рисованных вотивных изображений, которое сегодня можно увидень в прчанском храме, является акварель с изображением бригантина Иль Кораджиосо, выполненная в 1818 - 1819 годах неизвестным автором.
5 ноября 1818 года Иль Кораджиосо бросил якорь перед албанским портом Дуррес. Здесь капитан Антон Флорио (сын капитана и владельца судна Вицка Флориа) из Прчаня решил переждать шторм. Но сильнейшие южные и юго-восточные ветры сорвали парусник с якоря и бросили на стоявший рядом испанский корабль. В подписи указано, что все члены экипажа были спасены.
На картине изображен тягостный момент крушения двух парусников, когда команды уже ничего не могут сделать. На заднем плане виден холмистый берег и крепостные бастионы Дурреса. Фигура Богоматери с младенцем в обрамлении облаков расположена в левом верхнем углу. Картина была подарена храму капитаном Антоном В. Флорио.

Из семьи Флорио вышло множество прекрасных моряков. Несомненно, самый известный из них - знаменитый контр-адмирал Марк Евген Флорио, участник битвы у Лиссы, которого я уже упоминал выше, и о котором написал отдельную расСказку.
В прчанском храме есть и эксвот Марко Флорио. Он выполнен в виде серебряной таблички.


Ex voto капитана Марка Евгена Флорио


В отличие от вотивных картин, серебряные эксвоты редко сопровождались подробными подписями, или совсем их не имели. Это очень усложняет поиск информации о событии, которому они были посвящены, и его датировке. Вместо подробного текста на вотивных табличках часто указывали лишь благодарственную аббревиатуру: G.R.B.V. (Grazia Ricevuta della Beata Vergine) «Благодарная надпись Пресвятой Богородице», G.V. (Grazie Vergine) «Благодаря Деве», G.M. (Grazie Maria) «Благодаря Марии».
 Мне не удалось отыскать подробностей об обетном даре капитана Марко Флорио. Но, судя по скромным размерам суденышка, это, возможно, один из первых парусников, которым пришлось командовать будущему адмиралу в его долгой и славной морской карьере. На табличке присутствует и изображение Богоматери с младенцем и св. Антуна Падованского с лилией в руке.



РасСказки о Прчане и прчанах:
Иво Визин - Совершив ошибку, обрел Славу! (частьпервая, часть вторая, часть третья)
Марко Евген Флорио - Прчань. На net и суда нет


Приходская церковь Девы Марии в Прчане. 2018


Первые изображения парусных кораблей на эксвотах, которые можно увидеть в приходском храме в Прчане, относятся ко второй половине XVIII века. Сегодня коллекция насчитывает около 250 серебряных табличек. К сожалению, в 1862 году более 2000 обетных табличек из церкви Пресвятой Девы Марии было переплавлено для изготовления серебряных изделий и предметов церковного обихода. Большая часть морской истории Прчаня навсегда была утеряна. Кроме серебряных табличек в храме хранятся сорок картин. Изображения на них выполнены акварелью, гуашью, маслом.

Во многих портах Средиземноморья художники предлагали свои услуги морякам и судовладельцам. Среди авторов дарственных картин есть даже китайские мастера. В XIX веке большим спросом пользовались работы венецианских маринистов из семьи Луццо и бокельского живописца Базилия - Бази Иванковича. Так как картины относятся к наиболее позднему периоду, то на 14-ти из них изображены пароходы, которыми командовали капитаны из Прчаня. Именно пароходы и стали «могильщиками» золотого века парусного бокельского поморства. А вместе с парусниками сошла на нет и традиция обетных даров. Видимо, угольная пыль и лязг железа гораздо меньше подходили для обращения к Богородице, чем свист ветра в парусах.

Морские эксвоты в виде изображений на серебряных пластинах были распространены во всем Средиземноморье в XIV – XIX веках. Моряки Котора и Дубровника передавали свои таблички в монастырь Девы Марии на мысе Ратац. Бокели несли свои заветные дары в приходские церкви Рисана и Столива, Муо и Доброты. Вернувшись в Боку после продолжительных, порой многолетних, опасных плаваний, полных борьбы со стихией, сражениями с пиратами, изнурительной работой и болезнями, они благодарили святых покровителей за счастливое возвращение. Необычная деталь, которая первый раз меня поразила в описании возвращения капитана Иво Визина в Прчань. Сойдя на берег в родном порту, моряки первым делом, даже не заходя домой, шли босиком (!) в церковь для того, чтобы воздать хвалу Господу за спасение своих жизней. Причем это был вовсе не новый храм Богородицы на берегу, а старая приходская церковь на крутом склоне Врмаца.


Мы говорим не «штормы», а «шторма» —
Слова выходят коротки и смачны.
«Ветра» — не «ветры» — сводят нас с ума,
Из палуб выкорчёвывая мачты.
     Владимир Высоцкий. Шторм 1976 г.


Церковь Богородицы на Скале. 1924


Вотивные серебряные пластины XVII, XVIII и XIX веков, которые находятся в бокельских храмах, составляют уникальную и самую большую коллекцию таких обетных даров с морскими мотивами в Европе. Считается, что во второй половине XIX века в католических церквях Боки хранилось около 5000 серебряных памятных эксвотов.
Самая большая сохранившаяся коллекция вотивных плиток находится в церкви Богородицы на Скале (Gospa od Škrpjela). Примечательно, что и сам собор является морским эксвотом. По легенде 22 июля 1452 года на скале, которая была едва видна на поверхности залива возле Пераста, была найдена икона Девы Марии. Видя в этом божественный знак, пераштяне решили в этом месте соорудить небольшой рукотворный остров и построить на нем часовню. Для этого они топили здесь старые лодки и корабли, груженые камнями.


.

.

В храме Богородицы на Скале сегодня находится коллекция из 1427 серебряных плиток разных форм и размеров. 923 пластин собраны в пятнадцать больших панелей, которые размещены на боковых стенах церкви между двумя рядами картин, выполненных пераштянским художником Трипо Коколем. Еще 504 таблички закреплены на семи панелях, из которых три расположены на боковом ограждении хоров и четыре над алтарной частью храма. Говорят, панели с табличками разместили так высоко, чтобы избежать воровства, но такое расположение совершенно не дает рассмотреть их подробно.
Часто на изображение нанесена аббревиатура V.F.G.A. (Votum feci - gratiam accepi) «Обет, который я дал, благодать, которую я получил».
Большинство пожертвований было сделано пераштянами. Но и для всех моряков Боки Богородица на Скале являлась центр поклонения, поэтому именно сюда они несли свои обетные дары.
К большому сожалению, о ранних эксвотах почти ничего неизвестно. В коллекции храма Богородицы на скале сохранилась только одна вотивная табличка XVI века. Самой крупной является пластина, изготовленная в память битва с османами 15 мая 1654 года, когда около восьмидесяти пераштян разбили пятитысячное турецкое войско во главе с Мехмедом-агой Ризваначем. Победители посвятили эту чудесную победу заступничеству Богоматери. На ней изображена Богородитца покрывающая своей ризой пераштян, одерживающих славную победу.


.

Шестьсот мемориальных досок были похищены, а многие повреждены, алжирскими и тунисскими пиратами и турками-османами во время нападении на Пераст в 1624 году. Многие жители Пераста были захвачены. Был разрушен и сам храм на острове, пострадала и храмовая икона Богородицы, в которую попала пуля. Раненная Мадонна вдохновила пераштян, которые собрали выкуп, чтобы спасти своих земляков из неволи. Знатный житель Котора Николо Буча, которого выкупили из алжирского рабства, выразил свою благодарность Богородице за избавление в виде серебряной вотивной таблички.


Ex voto Николы Буча

Спустя еще тридцать лет Пераст снова подвергся нападению турок. Серебро из святилища вновь было разграблено. Храм был разграблен в наполеоновскую эпоху. Возможно коллекция эксвотов пострадала и во время Мировых войн. Информация о церкви Богородицы на Скале мне не попалась, но установлено, что в 1918 году австрийцы сняли 28 колоколов с церквей в Перасте, а в 1943 году около 150 обетовых пластин, в основном XVII - XVIII веков, было изъято из церкви Богоматери Здравля над Котором.

Перебирая информацию о пераштянских сокровищах я вновь и вновь искал знакомые имена. К большому сожалению точной информации об обетных дарах капитанов из Пераста много меньше, чем о капитанах прчанских. Это объяснимо. Пераштянские серебряные эксвоты старше прчанских картин, часть из них утеряна, таблички не всегда сопровождались подписями. Обиднее всего оказалось, что порой удается найти описание, но вот самого изображения вотивной пластины нет.
Так случилось и с дарами Вицко Буйовича. Личность этого человека сама по себе загадочная и демоническая. При всей его знатности сохранился всего один неудачный портрет неизвестного автора. Вот и об эксвоте Буйовича я нашел только упоминание надписи на пластине «VOTO FATO DA SIGre CAPITAN VICENZO BVIOVICH» (Дар за спасение от смерти капитана Виченцо Буйовича).


У Геркулесовых столбов лежит моя дорога
Пусть южный ветер до утра в твою стучится дверь
Ты не спеши меня забыть, ты подожди немного
И вина сладкие не пей, и женихам не верь
     Александр Городницкий "У Геркулесовых столбов". 1965


Фгегадон. Это не эксвот.
Это иллюстрация из рукописи капитана Марко Мартиновича, по которой учились русские "гардемарины" в школе Наутика в Перасте


Та же ситуация и с эксвотом Марко Мартиновича, знаменитого капитана и владельца навигационной школы «Наутика», в которой среди прочих проходили обучение русские «гардемарины». Мне удалось найти только описание. На мемориальной пластине, выполненной в Венеции, отражена драматическая ситуация, случившаяся 5 сентября 1703 года, когда в результате сильного шторма фригадун (фрегадон) «Мадонна-дель Росарио и Сан Исепо» остался без мачт. Своим даром капитан отблагодарил Богородицу за спасение.


Галеон Арго Федель капитана Марко Мартиновича

А вот изображение более раннего обетного дара Мартиновича мне найти удалось. На эксвоте 1700 года, который тоже изготовлен венецианскими мастерами, изображен галеон Арго Федель, захваченный штормом в Кварнерском заливе (недалеко от нынешней хорватской Риеки). И в этот раз, пройдя по краю неминуемой гибели, отважный капитан был спасен заступничеством Богородицы на Скале.
Некоторые исследователи считают, что Мартинович получил весьма посредственное образование и даже не отличался особой грамотностью. Но я уверен, что он, по крайней мере, знал, что означает название его галеона. А кто из вас сможет быстро, без поиска в интернете, вспомнить, что значит «Арго Федель»?


Но Одиссееву близость почувствовал он, шевельнулся,
Тронул хвостом и поджал в изъявление радости уши;
Близко ж подползть к господину и даже подняться он не был
В силах. И, вкось на него поглядевши, слезу, от Евмея
Скрытно, обтер Одиссей, и потом он сказал свинопасу:
«Странное дело, Евмей; там на куче навозной собаку
Вижу, прекрасной породы она, но сказать не умею
Прямо вошел он в столовую, где женихи пировали.
В это мгновение Аргус, увидевший вдруг через двадцать
Лет Одиссея, был схвачен рукой смертоносною Мойры…
     Гомер «Одисея», перевод В. А. Жуковского


Argo Fedel (Argo Fedele) – верный Арго.
Аргус – так звали собаку Одисея. Аргуса называют самым человечным персонажем Гомеровской поэмы. Брошенный всеми пёс, оставленный посреди навозной кучи и терзаемый блохами (столь непоэтический момент Жуковский в своем переводе пропустил), сразу признал в человеке, который зашел во двор, своего хозяина. Одиссей не был на родном острове Итака двадцать лет. Он пришел к дому, переодевшись нищим, чтобы его никто не смог узнать. И лишь дряхлый Аргус понял, что это его хозяин. Пес был предан Одиссею до самого конца. Дождавшись его возвращения, пес умер.


Церковь Богородицы на Скале. Декабрь 2021


Основные источники информации:
Željko Brguljan «Prčanjski jedrenjaci u zbirci slika župne crkve Rođenja Blažene Djevice Marije u Prčanju»
Saša Brajović «Marian Piety as Devotional and Integrative System in the Bay of Kotor in the Early Modern Period»
Saša Brajović, Milena Ulčar «Legends, Images and Miracles of the Virgin Mary in the Bay of Kotor in Early Modern Period»
Miro Marušić «Plovidba»


.

.


Комментариев нет:

Отправить комментарий