2021-12-30

Пераст. Палаты Змаевичей. За́мок на замке́

Пераст. Палаты Змаевичей
Вид из бойницы в стене на отсрове св. Георгия

 

Глядя на Пераст со стороны залива прекрасно видно, что городок вовсе не остановился на берегу, где ему не хватало места, а взбежал по склону и прилепился к подножью холма Святого Илии (873 м). Древние дома стоят друг над другом, сжимая между своими каменными стенами узенькие кривые улочки, взбирающиеся вверх каменными ступенями.

 

Этим архитектурным приемом Пераст оплёл свою городскую территорию сетью, построил продуманную систему оборонительных башен, возвел крепость св. Креста и укрепленный пункт на острове св. Георгия. Вокруг него не было защиты, как у Дубровника или Котора, но он имел внутренний хитрый скелет.

     Никола Маловић «Енигма града Пераста»

 

 

Пераст. Палаты Змаевичей. Нижний дом Змаевичей на первой линии (за катером)

Мы начинаем свой маршрут по Перасту в западной части города, в Пенчичах, от церкви св. Иоана Крестителя. Скромный храм построен в конце XVI века. Впервые он упоминается в документах в 1595 году, а одном из колоколов указана дата отливки - 1596 г. В 1703 году церковь была реконструирована. Здание сложено из местного камня и в плане представляет собой готический крест. Фасад в стиле позднего ренессанса украшен небольшим окном-розеткой. Два колокола на звоннице расположены один поверх другого. Эта церковь служила местом сбора перащтянских простолюдинов и народных организаций, противостоящих местному дворянству.

Пераст. Церковь св. Иоана Крестителя (XVII в.)

Пераст. Церковь св. Креста (XII в.)


Поднимаемся вверх по ступенчатой улице до крошечной церкви Святого Креста, выстроенной ещё XII веке. Не стоит путать её с одноименной церковью, которая находилась на территории крепости св. Креста. 

Не будем задерживаться здесь надолго. Наша цель находится выше, там, где подпирает небо шар на остроконечной крыше колокольни часовни Богородицы Розарии.
Мы идем в гости к славным Змаевичам.

 

Набережная Пераста. Палаты Змаевичей 

Фотограф Hans-Peter Bärtschi. 1968

Набережная Пераста. Палаты Змаевичей 

Церковь Богородицы (Ecclesia В. М. О. de SS. Rosario) была сооружена в 1678 году похороненным там Барским архиепископом Андрией Змаевичем (†1694). Рядом с этой церковью находятся руины его родного дома.

Змаевичи, вымерли. Славили св. Крест. Двое были архиепископами, преуспевшими в богословии, военном деле, дворянстве и истории. Многие из них прославили на протяжении веков Пераст и Боку. Матиа был русским адмиралом и трехкратным шведским победителем.

     Саво Накићеновић «Бока» (1913)

 

 

Змаевичи входили в число двенадцати казад, семей родоначальниц Пераста, и принадлежали казаде Пероевичей (Perojević). Род ведёт своё происхождение от черногорского племени Негуши. Родиной Змаевичей считается село Врба. Одно из местных населий называется Змаюша (Змајуша), а в непосредственной близости над ним возвышаются Скалы Змаевичей (Змајевића Крши). Возможно, что во время пребывания в Негушах Змаевичи носили фамилию Драктичи (Драктићи). Место под названием Драктичи есть в негушском селе Врба. Если это мнение верно, то фамилия Змаевич на самом деле является свободным переложением фамилии Драктич, образованной от слова «дракон» (drago, dragon, draconis).

 

На более позднем пераштянском гербе семьи изображены крылатый дракон и звезда над двумя скрещенными перьями, которые являются символом казады Пероевичей.

 

Когда тот же Црноевич (Штепан Четвертый) поднялся с указанной земли, чтобы не остаться под турецким правлением, вместе с ним наши старые Змаевичи также отправились под управление знаменитых венецианских вельмож, и те, которые пришли, были милостиво приняты. В Которе; на Мрлатово, недалеко от города, оградили дом и церковь при нем, которая была разрушена в войну 1571 года, стены того дома, и можно видеть и ныне. Затем, поженившись, они переехали в Пераст, где, милостью Божией, развивается наш основанный дом.

     A. Змајевић. Црквеног љетописа – "Даржава света, славна и криепосна царковнога лиетописа" (1675)

 

 

Змаевичи переселились в Боку, где после браков с представительницами католических семей сменили православную веру на католицизм. Члены семьи упоминаются в документах середины XVI века. Поначалу Змаевичи переселились из Негушей в Котор. Никола Змаевич, мясник из Негуша, упоминается в документах 1543 года, три Змаевича, начиная с 1543 года развивали торговлю шкурами, кожей и шелком, информация о Иванише Смайевиче, кожевенике из Негуша, находится в архивных документах 1591 г. В документах XVII века можно найти упоминание о торговцах, портных, таможенниках, владельцах землей и недвижимостью. В начале XVII века в Пераст переселилась Анджуша Змаевич, вдова таможенника Андрие Змаевича и дочь пераштянина Ивана Крстова, с четырьмя сыновьями: Николой, Иваном, Крстом и Миховилом.

В общественной жизни Пераста особо выделяются сыновья Николы Змаевича – два  брата – Андрия  и Крсто, и сыновья Крсто Змаевича – Виченцо и Матия.

 

Пераштяне решили увековечить память о Змаевичах, установив на площади капитанов бюст российского адмирала Матия Змаевича
Барскому архиепископу Андрия Змаевичу нашлось место лишь на другом берегу Которского залива, в Прчани, перед церковью св. Девы Марии
… Монсеньор Змаевич от родного города отвернулся …

 

 

АНДРИЯ ЗМАЕВИЧ
6 июня 1628 (1624?) — 7 сентября 1694

 

По некоторым данным, старший сын Николы-Милутина Змаевича, Андрия, родился в Перасте 16 июня 1624 г., хотя это не подтверждено, поскольку датой его крещения указывают 1 августа 1628 г. Андрия получил начальное образование в школе при францисканском монастыре Пераста, которая была основана в 1638 году в частном доме семьи Мазаровичей. Затем он продолжил образование в Которе. В 1649 году Змаевич был принят в институт Конгрегации пропаганды веры (Sacra Congregatio de Propaganda Fide). Кардинальская конгрегация Римской курии создавалась для подготовки миссионеров, координации работы и обеспечению католических миссий по всему миру. Андрия в числе 42 молодых студентов был представлен в Риме шведской королеве Кристине, во время её почетного визита. Юноши посвятили королеве стихи и приветственные речи на 26 национальных языках. Как лучший ученик Конгрегации Змаевич проложил обучение в институте Урбино, где получил степень доктора философии и теологии. Он быстро стал известен в Риме и какое-то время читал там лекции.

В 1655 (1656?) году Андрия Змаевич был назначен аббатом бенедиктинского монастыря на острове св. Георгия возле Пераста. По поручению Конгрегации пропаганды веры молодой аббат должен был изучить религиозную ситуацию в Которской епархии и особенно в местах, которые находились под османским правлением (Рисан).

В 1661 году он вновь недолгое время провел в Риме. Вернувшись в том же году в Пераст, Андрия в своём отчете в Корпус пропаганды пишет, что взялся за огромную работу, которую едва ли сможет совершить. Он указывает, что во многих селениях в окрестностях Пераста нет священников, многие храмы разрушены и в них нет даже самого необходимого богослужебного оборудования и церковных одеяний. После нападения турок на Пераст в 1654 году множество храмов на побережье было разграблено и разрушено. В аббатстве св. Георгия осталась всего одна мантия. Кроме службы в монастыре Змаевичу пришлось осуществлять пастырское служение в Морини, Костанице, Крушевице, Йошице, Глоговаце, Велиничах, Ораховце и других местах на побережье Боки. В Герцег Нови аббат не мог попасть из-за военных действий между венетами и турками. Змаевич просил Рим прислать ему несколько капелланов для проведения церковных служб в окрестных селах.

Весной 1667 года катастрофическое землетрясение потрясло Далмацию и Боку Которскую. Был разрушен Дубровник, сильно повреждены Котор, Герцег Нови и Будва. Землетрясение разрушило церковь св. Георгия как раз в то время, когда аббат Змаевич произносил проповедь. 28 человек погибли под ее руинами, многие были ранены. По собственному свидетельству Змаевича, он спасся от неминуемой смерти лишь потому, что упал в раскрывшуюся могилу и был засыпан обломками. Через два часа аббата вытащили без сознания, раненного и окровавленного.

В 1670 году Змаевич был назначен апостольским викарием в Будве и представителем Святого Престола, а 23 февраля 1671 года стал Барским архиепископом и примасом Сербии. Действуя в интересах Римской Конгрегации по распространению веры, он стремился к церковному единству христиан. Змаевич поддерживал дружеские отношения с виднейшими православными деятелями своего времени, с Захолмско-Герцеговинским митрополитом Василием Йовановичем (святым Василием Острожским) и с сербским патриархом Арсением III Црноевичем. Архиепископ стремился убедить сербского патриарха признать власть папы. И хотя он писал об Арсении, что «в старину он был наш земляк, дорогой друг», и сообщал в Рим о том, что даже договорился с ним о папском первенстве, но быстро выяснилось, что это не так. При этом Змаевич глубоко осознавал свои славянские корни. Он помогал православным монастырям и их настоятелями, особенно стараясь направить необходимую помощь из Рима монахам на Скадарском озере. Змаевич выступал за использование славянского языка в католической церкви.

Барский архиепископ был известен как великий патриот, который поддерживал и вдохновлял свой народ к стойкости в борьбе с турками. Змаевич лично участвовал в военных действиях во время Морейской войны (1684 – 1699). В завоеванном Рисане в 1684 году он освятил мечеть по христианскому обычаю, а над входом велел выбить на камне надпись «Christus vicit». В письме он выразил надежду, что при благоприятном развитии событий, вскоре он сможет выбить надпись «Christus imperat» на своей резиденции в Барской архиепископии. («Christus vincit! Christus regnat! Christus imperat!» — первые слова католического гимна «Laudes Regiae»/«Царские хваления» — «Христос побеждает! Христос царствует! Христос правит!»)

 

Андрия Змаевич одним из первых начал собрать местную народную поэзию, поэзию Дубровника, древние стихотворные тексты — бугарштицы. Бугарштицы (Бугаршчицы) были популярны среди южных славян в основном в Далмации и Которском заливе с XV и до XVIII века. Эти баллады пели длинными стихами в основном пятнадцати и шестнадцатстопных слогов с цезурой после седьмого и восьмого слога соответственно.

 

У южных Хорватов в Далмации юнацкия песни, преимущественно песни чисто сербскаго происхождения (косовския, о Марке, о угорско-сербских юнаках), назывались, неизвестно почему, болгарскими (бугаркини, бугарштицы).

     Йозеф Первольф «Славяне и их взаимные отношения». 1886—1893

 

 

Записи бугарштиц, даже наиболее «народных», по-видимому, подверглись обработке досужих литераторов. Любопытен эксперимент Андрея Змаевича (1624 — 1694), католического архиепископа Барского, по происхождению из Пераста. Змаевич составил девять кратких бугарштиц, соединяя в одну строку два стиха «Османа» Гундулича и добавляя после каждой пары шестисложный рефрен. Эта перелицовка «Османа» свидетельствует о том, что в середине XVII века в Черногорском Приморье растянутый и жалобный ритм бугарштиц был ближе уху местных литераторов, чем гладкие рифмованные восьмистишья дубровчан. В переделке Змаевича рифма приглушена. Мы полагаем, что этот эксперимент косвенно указывает и на древнейшее возникновение «долгого стиха» из четырехстопного хорея.

     И.Г. Голенищев-Кутузов «Славянские литературы. Статьи и исследования»

 

 

Андрия Змаевич сам был прекрасным поэтом и писателем. Самым значительным его трудом является «Церковная хроника» (Црквени љетопис - Даржава света, славна и криепосна церковнога лиетописа. 1675). По просьбе Конгрегации Змаевич написал свою летопись на кириллице и на латыни. Работа должна была служить руководством для миссионеров на юго-востоке Европы. Эта религиозно-церковная хроника событий от сотворения мира до времени написания, основанная на работе Мавро Орбина «Славянское царство» и других историков. В своей книге Змаевич записал и историю своего рода. Андриа является автором поэмы «Словинска дубрава» (Slovinska Dubrava), рассказывающей о великом землетрясении, поразившем Дубровник в 1667 г., и поэмы «Битва при Перасте» (Boj peraški / O Peraškom boju), посвященной отражению нападения турецкого войска из Герцеговины под предводительством Мехмед-паши Ризванбеговича на Пераст 15 мая 1654 года.

Андрия Змаевич скончался в родном Перасте 7 сентября 1694 года. Согласно завещанию, он был похоронен в собственном мавзолее - часовне Богоматери Розария в Перасте.

 

 

КРСТО ЗМАЕВИЧ
1640-1698

 

Крсто (Криле) Змаевич, младший брат Андрии Змаевича, сын Николы-Милютина Змаевича, отец Вицко и Матии, родился в Перасте 3 мая 1640 года. Он был известным торговцем, мореходом и воином. В 1671 г. пераштяне избрали Крсто городским капитаном (градоначальником). Змаевич получил полную военную и административную власть в городе. В 1675 году венецианцы приказали ему изгнать из Улциня пиратов, грабивших корабли на Адриатическом море. Хотя пиратов и не удалось разбить окончательно, но их влияние серьезно ослабло. За эту экспедицию Венецианский сенат наградил Змаевича золотой цепью.

Крсто стал опекуном дочери османского генерала, ставшей впоследствии причиной ссоры между семьями Змаевичей и Буйовичей.

 

… старый адмирал пришёл в страшную ярость. Он заявил, что проклянёт своих сыновей, если они не проучат коварного соблазнителя (Вицко Буйовича), и что уж лучше пусть они потонут в море, чем будут жить с таким позором. Так началась вендетта.

     Дмитрий Чегодаев «Второй арап Петра Великого»

 

В 1679 году Крсто Змаевич вновь был избран городским капитаном и принял активное участие в подготовке Пераста к защите от турок и пиратов. Иногда его называют руководителем обороны города от туров в 1654 году. Однако в это сложно поверить, в мае 1654 года Крсто только исполнилось 14 лет.

У Крсто Змаевича было два сына. И если младший Матия, будущий адмирал российского флота, довольно хорошо известен любителям истории, то о старшем Вицко следует рассказать чуть подробнее.


 

ВИЦКО ЗМАЕВИЧ
1670-1745

 

Вицко Змаевич
Неизвестный автор. XVIII в.
Из коллекции музея Пераста

Племянник Барского архиепископа Андреа Змаевича Вицко (Виченто / Вицентий) Змаевич родился в Перасте 23 декабря 1670 года. С ранних лет Вицко находился под влиянием своего знаменитого дяди. По рекомендации Андрии Змаевича Вицко начал обучение в институте Конгрегации пропаганды веры в Риме, где в 1685 году получил степень доктора философии и теологии, после чего преподавал на кафедре Римского коллегиума (Collegium Urbanum) Конгрегации. По предложению пераштянского муниципалитета и с согласия венецианских властей в 1695 году Змаевич был назначен аббатом монастыря Святого Георгия и приходским священником церкви св. Николая в Перасте.

 

Об аббате Змаевиче упоминает Пётр Андреевич Толстой. Интересно, что у Толстого Вицко Змаевич назван двоюродным братом капитана Пераста Вицко Буйовича:

… И как я в Перасту приехал, и того вышепомяненнаго капитана Виценция брат двоюродной, римскаго закону апат, именуемый Виценций ж, принял меня в доме брата своего, помяненнаго Виценция, с великою честию и приветом. ... Также тот вышепомяненной капитанской брат обослал меня фруктами и живностию, и в свой дом меня звал, и всякце почтение мне чинил с великим приветом.

     «Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе (1697-1699)»

 

 

В 1701 году Вицко был назначен архиепископом Барским и примасом Сербии, администратором Будванской епархии и апостольским нуцием в Сербии, Албании, Македонии и Болгарии. Начало его архиепископства совпало с тяжелейшими для христиан временами. В самом конце XVII века османские власти возобновили политику полной исламизации адриатического побережья. С 1699 по 1707 годы около тысячи католиков Барской архиепископии перешли в ислам. Резиденция архиепископа Бара вместе с церковью Святой Марии была разрушена турками. Самому архиепископу было запрещено появляться на территории епархии. Не имея возможности жить в Баре, с 1706 года Змаевич жил в родном Перасте.

В 1709 г. на Барского архиепископа было совершено неудачное покушение.

 

Дмитрий Чегодаев в своей книге «Второй арап Петра Великого» называет заказчиком покушения Вицко Буйовича:

И тогда он (Вицко Буйович) решился на убийство. Под покровом ночи убийцы прокрались к дому, в котором ночевал архиепископ, и расстреляли его из пистолетов. К счастью, архиепископ чудом остался жив, но город взорвался. На следующий день перащане собрались перед городским собором, требуя от Буёвича ответа.

 

 

Дальнейшие события разворачивались стремительно и закончились убийством капитана Пераста Вицко Буйовича. Обвиненный в этом убийстве брат Вицко Змаевича, Матиа, навсегда покинул венецианские владения.

В 1710 году Вицко Змаевич перебрался в Котор.

В отличие от своего дяди, который всячески старался вести диалог с представителями православной церкви, Вицко Змаевич проявил себя как ярый гонитель православия. Религиозным и политическим противником Задарского архиепископа стал черногорский митрополит Данило.

 

Одним из наиболее активных противников русско-черногорского сближения был уже упоминавшийся барский архиепископ В. Змаевич. Возможно, он был искренен, когда, установив связи с русским двором и получая инструкции от канцлера Г.И. Головкина и Саввы Рагузинского, в ноябре 1708 г. писал П.А. Толстому из Пераста, что «вся Вселенная рукоплещет триумфам российского оружия», а царство Петра Великого превзошло «силой и великодушием века Константина и Феодосия». Однако злейший враг православия и митрополита Данилы, когда в Боке Которской православное исповедание было временно поставлено вне закона, Змаевич в 1709 г. был едва не убит в Которе православными верующими, видевшими именно в нем инициатора принятия этого закона. Как только присланные из России эмиссары обосновались в Черногории и началась вооруженная борьба против турок, В. Змаевич посчитал, что победа православных над турками была бы потерей для католичества. И хотя С.К. Богоявленский упоминает о материальной поддержке Змаевичем повстанцев, а Савва Рагузинский, благодарный Змаевичу за освобождение его матери и семьи его брата из пиратского плена, писал о нем в январе 1713 г. Ф.М. Апраксину как о человеке, который царю «показал службу великую и впредь показать может», на деле все обстояло иначе. В лучшем случае Змаевич вел двойную игру, нанося явный ущерб российским и черногорским интересам в этом регионе Балкан. Он обратился в Рим к папе Клименту XI, объявляя митрополита Данилу главным виновником начавшихся боевых действий югославян в союзе с посланцами русского царя.

     Ю.П. Аншаков «Черногорский митрополит Данило Петрович Негош (1697-1735)»

 

Католики не присоединились к восстанию черногорцев против турок 1711 г., начавшемуся с призыва русского царя Петра I. Вицко Змаевич писал в Рим: «На этих границах разразилась необычная война. Православные народы, турецкие подданные, объявили войну своему государю, чтобы помочь русским с диверсией». По его словам, победа православных над турками была бы величайшей потерей для католицизма. Венецианские подданные Приморья настолько явно снабжали информацией о действиях черногорцев турецкие власти, что владыке Данило пришлось предупредить некоторые племена, чтобы те были осторожны, ибо венецианцы выдают туркам все тайны восстания.

 

Венеция, опасаясь усиления влияния России на Балканах, не только не поддержала антитурецкие выступления югославянских народов, но и установила блокаду далматинского побережья. Так как венецианцы контролировали весь вывоз и ввоз оружия и боеприпасов (порох, свинец, кремни), то они сделали все, чтобы это не проникло в Черногорию.

     Ю.П. Аншаков «Черногорский митрополит Данило Петрович Негош (1697-1735)»

 

 

22 мая 1713 года Вицко Змаевич был назначен архиепископом Задара, сохранив за собой титул апостольского нуция в балканских странах под властью Османской империи. На средства Змаевича были построены многочисленные церковные постройки в Задре и его окрестностях. Он построил отремонтировал крышу византийской церкви св. Доната, пожертвовал два алтаря и отремонтировал пол церкви Богородицы Здравия, закончил возведение главного алтаря в церкви Святого Хрисогона (Кршевана), помог общине иммигрантов из Албании в строительстве храма Богоматери Лорето в Борго Эриццо. Змаевич содействовал переселению в 1726-1733 годах нескольких сотен албанских католических семей из области Скадарского озера в окрестности Задара, где было основано албанское поселение Арбанаси.

 

Вицко Змаевич всячески поддерживал местных национальных авторов и собирал народную поэзию. Он сам был талантливым поэтом. Ещё в отрочестве, в возрасте 12 - 15 лет под влиянием своего дяди Андрии он начал писать стихотворные проповеди. Его ранние речи и проповеди на славянском языке вошли в сборник «Духовный разговор» (Razgovor duhovni), единственный труд Змаевича, написанный на национальном языке. Кроме славянского и латыни, писал на итальянском и албанском языках. В 1694 году был напечатан первый сборник его латинских стихов «Musarum chorus in laudem Antonii Zeni», посвящённый командующему венецианским флотом Антонио Зено. Уже будучи Задарским архиепископом, Змаевич написал «Диалог между католиком и сербом» и «Specchio della Verita» («Зеркало истины»). его пространное послание к брату, российскому адмиралу Матии Змаевичу, было опубликовано в 1778 году. Благодаря ему была подготовлена к публикации на славянском языке «Церковная хроника» Андреа Змаевича.

 

Змаевич был сторонником использования национального языка в церковном богослужении. Еще в 1725 году он писал об идее создания семинарии для обучения иллирийского (хорватского) духовенства. Эта идея начала воплощаться в жизнь в 1735 году, когда к архиепископскому дворцу в Задре было пристроено новое здание. Однако денег на открытие не хватало. Глаголический коллегиум (семинария) в Задре для подготовки священников, проповедовавших и совершавших церковные службы на славянском языке, была открыта уже после смерти Вицко Змаевича, в 1748 году.

 

В 1735 году в Таврове умер Матвей Христофорович (Матия) Змаевич. Вицко перевёз прах брата в Задр.

 

Вицко Змаевич умер в Задаре 11 сентября 1745 года и был похоронен там же в церкви Богоматери Здравия. Со смертью Вицко род Змаевичей пресёкся.


Пераст. Вторая половина XVII в.
Карта Винченцо Коронелли (Vincenzo Maria Coronelli)
Хорошо видны верхние сады имения Змаевичей
 

1838 Пераст. Бока Которская
Акварель графа Федора фон Карачая (Fedor Karaiczay de Wallje-Szaka)
Полковник. Военный комендант крепости Котор с 1835 по 1839 г. 


Студия Лафорест. Пераст. 1929

Студия Лафорест. Пераст. 1929
Фрагмент: палаты Змаевичей

Северная сторона Пераста, Пенчичи, во время итальянской оккупации. 1942 г.

 

 

ПАЛАТЫ ЗМАЕВИЧЕЙ

 

Особенность Пераста еще и в том, что он остался невосприимчивым к новому строительству. В городе до сих пор сохранились палаты и дворцы в стиле барокко, редко моложе 250 лет.

     Никола Маловић «Енигма града Пераста»

 

 

Известно, что до 1769 Змаевичи владели домом на берегу залива. Это здание с фамильным гербом на стене существует до сих пор, и расположено на оси сегодняшнего дворца Змаевичей. Дом претерпел многочисленные изменения поэтому о его прежнем облике сказать сложно.

 

Монументальный дворец Змаевичей также был построен в эпоху барокко. Он расположен на седьмом каскаде, над пещерой в скале. Он очаровывает меня. Он напоминает замок, к которому ведет монументальная лестница.

     Никола Маловић «Енигма града Пераста»

 

1926 Пераст
Немецкий фотограф Kurt Hielscher

 
Палаты Змаевичей. 1928 (Из частного архива)

Комплекс палат Змаевичей с часовней и колокольней возвышается над северо-западной частью Пераста. К нему со стороны моря ведет узкая и крутая улица с многочисленными ступенями. Мы дошли до входа в южной (нижней) стене владений Змаевичей. Но он оказался заперт. Пришлось подыматься повыше, к часовне Богоматери Розария и колокольне.


Имение Змаевичей. Южный вход 

 

Андрия Змаевич построил часовню Богоматери Розария (Crkva Gospe od Rozarija) в качестве своего мавзолея в 1678 году, что подтверждается настенной надписью. Храм имеет прямоугольное основание с квадратной апсидой. Часовня и колокольня выполнены в стиле ренессанса и барокко. Выдающееся треугольное поле внутри фронтона (тимпан) часовни с надписью «ANDREAS ZMAIEVICH ARCHIEP. ANTIB.», помещено над верхними частями колонн, выполненными в стиле античной архитектуры. Внутри тимпана архиепископский герб Андрия Змаевича. Пространство между гербом и внутренними краями тимпана заполнено стилизованным орнаментом с мотивами подводного мира. Над порталом расположена розетка с восемью лепестками, богато украшенная неглубоким рельефом с мотивами цветов в стиле барокко, ренессансных гирлянд и тмина. Ренессансный зубчатый карниз конька крыши завершается шаровидным украшением (акротерием) На боковых фасадах два узких полукруглых окна. Входная дверь храм деревянная с полукруглым завершием. Алтарь в стиле барокко выполнен из мрамора. Пол уложен каменными плитами разного размера: в нефе – это небольшие плиты в шахматном порядке из попеременно расположенных красноватых и белых пластин, пол апсиды такой же, но плиты крупнее. В центре нефа находится могила Андрия Змаевича. На мемориальной доске архиепископский герб.


Тимпан на фронтоне часовни с архиепископским гербом Андрия Змаевича

Алтарь

Часовня Богородицы Розария с колокольней


Колокольня расположена между часовней и палатами. Она разделена три этажа (нумерация этажей всех строений в тексте указана на «русский» манер») и открытую площадку для колоколов, и увенчана остроконечной крышей. Первый этаж колокольни имеет прямоугольное основание с главным входом на западном фасаде и боковым, южным, в который можно попасть с террасы. С трех сторон первого этажа расположено по одному узкому, вытянутому, полукруглому окну, а с северной стороны есть дверь, ведущая внутрь колокольни. Судя по сохранившимся каменным консолям и остаткам деревянной конструкции для ношения колоколов, перекрытия в колокольне были деревянными и, скорее всего, соединялись деревянной лестницей. Над венцом первого этажа углы прямоугольного основания скошены и и образуют восьмиугольник, при этом стороны восьмиугольника неравны. На втором этаже колокольни овальные барочные окна расположены вертикально, в отличие от их обычного горизонтального положения в жилой и церковной архитектуре. На третьем – расположены продолговатые, профилированные, полукруглые окна, похожие на окна колокольни собора св. Николая в Перасте. В более широких сторонах восьмиугольника сделаны открытые арочные проёмы (бифоры), разделённые посеренине сдвоенными колоннами. Крыша колокольни каменная, в нижней части украшена вольтами и стилизованными раковинами, завершена акротерием в форме шара. Строительство колокольни начал Андрия, а закончил Вицко Змаевич. Возможно, что перерыв в строительстве произошел на уровне звоницы, так как над венцом третьего этажа видно использование другого вида камня и более крупных блоков.

 

Тонкий восьмиугольник, уникальный в своем роде. Самый красивый в Далмации с точки зрения совершенной, безупречной гармонии, утонченности и исполнения линий, стройности и элегантности, без малейшей тяжести, обычно характерной для барокко <…> Тот факт, что стороны восьмиугольника не равны, придает этой колокольне особую миловидность. <…> Шедевр вкуса, масштаба, гармонии.

     Pavao Butorac «Zmajevići». (1928)

 

Часовня Богородицы Розария с колокольней

Звонница

 

Вход в церковь и калитка, ведущая к палатам от часовни, тоже оказались на замке. Однако мы знали, что попасть к дворцу можно и со стороны Ядранской магистрали. Выбравшись на шоссе, мы прошли на север и обнаружили ответвление дороги на территорию палат Змаевичей, закрытое сеткой-рабицей, с грозным «въезд запрещен». Но мы же пешеходы! А про вход пешком на объявлении ничего написано не было. Поэтому, отогнув угол сетки, мы проникли внутрь территории.


 1949

Фотограф Hans-Peter Bärtschi. 1968

Палаты Змаевичей
Палаты Змаевичей. 1928 (Из частного архива)

Палаты Змаевичей

Палаты Змаевичей

 


Дворец, ныне известный как «Епархия» («палаты Змаевича», «дворы Змаевича»), строился в несколько этапов и, согласно надписи на фасаде, получил свой окончательный барочный вид в 1664 году. Некоторые косвенные факты, вытекающие из архитектурных изысканий, свидетельствуют как минимум о трех этапах строительства дворца. До сих пор не найдено никаких архивных данных о начале строительства и истории постройки. В ходе строительства проводились назначения изменения определенных частей дворца. Окончательно работы были закончены примерно в 1670 году. Роспись интерьеров была выпонилнена пераштянским художником Трипо Коколем, одним из величайшим художником эпохи барокко, покровителем которого был Андрия Змаевич. Коколя создал целый ряд настенных и потолочных росписей с реальными или воображаемыми мотивами красивейших уголков Венеции. Свое название «Епархия» (Biskupija) палаты получили потому, что во дворце жили два епископа: Андрия и Вицко Змаевичи.


Палаты Змаевичей

 

Палаты расположены в центре усадьбы, на склоне скалы. С южной стороны перед дворцом склон обрывается крутой пропастью, над которой возвышаются стены террасы, колокольня и часовня. Вдоль северной стены дворца расположено помещение с трапециевидным основанием, которое также поддерживается скалами, а часть, обращенная к морю, находится над углублением в скале, так называемой «пещерой». Дворец, выстроенный из местного камня, словно вырастает из скал. Выступающая к морю часть, которую составляет бывшая оборонительная башня, на этаж ниже задней части дворца и, вероятно, заканчивалась террасой на крыше. Вытянутая, обращенная к холму задняя часть дворца накрыта односкатной крышей.

Барочная лестница на крутом склоне также является важным архитектурным элементом палат. Лестница, «разделенная на трое», поднимается от полукруглого барочного входного портала с Христовой монограммой. Её центральная ветвь, ступени которой сужаются кверху (принцип барокко), ведет на уровень, откуда одной частью с профилированными ступенями поднимается к главному входу, а другой ведет в нижний сад, из которого можно попасть в углубление в скале, «пещеру». На дне пещеры находятся остатки алтаря, сложенного из кирпича. Над этой пещерой проходит лестница, ведущая ко входу центральную часть дворца. После главного входа лестница продолжается к входу в северное крыло палат.

Одностворчатый главный вход центральной части Епархии, расположенный по оси пещеры, ведет в вестибюль со сводчатым потолком. В углу вестибюля находится крышка встроенной цистерны. Боковые стены имеют по одному окну, причем одно с северной стороны замуровано и превращено в проем для бойницы. С внутренней стороны фасадной стены расположены две ниши (одна с бойницей). Вестибюль занимает половину площади следующих этажей, а его задняя стена упирается в скалу. Расположенная в центре каменная лестница в скале, аналогичная по профилю лестнице, ведущей к главному входу, ведет ко входу в продолговатое сводчатое подвальное помещение, и этот вход находится на более низком уровне, чем остальная часть второго этажа.

«Подвал» вырублен в скале и имеет каменный свод. При обработке пола и задней стены в наибольшей степени использован скальный рельеф. Провидимому это одно из самых старых помещений архиепископских палат. Некоторые из его окон были замурованы, а в некоторых оставлены лишь небольшие бойницы (окулюсы).


Самая старая, центральная часть палат Змаевичей:
пещера с алтарем, бывшая дозорная башня и помещение «подвала».
Из работы: Katarina Lisavac «Palata Zmajević u Perastu»


Планировка комнат верхних этажей выступающей центральной части дворца схожа: одно окно сбоку и два спереди. На всех этажах сохранились правильно устроенные бойницы между окнами или под ними. Почти все окна дворца имеют встроенные в парапет скамейки. Со времени, когда эта часть строения служила сторожевой башней, все помещения перестраивались: убирались/добавлялись дверные проходы и лестницы.

Над дверью на верхнем этаже рельефная арка плиты, замковым камнем которой является консоль носа корабля (еще одна такая консоль находится в лапидарии у храма Госпа од Шкрпела (Мадонна на Скале). По некоторым остаткам предполагается, что обращенная к морю часть дворца заканчивалась террасой на крыше с балюстрадами.

 

В северное крыло, которое на два этажа выше фасада дворца (если считать пещеру с цистерной, то на три), входили снаружи по ступенькам, мимо главного входа. Над входом на притолоке располагалась надпись «XPUS NOBISCVM STATE», что означает вестибюль, судя по той же надписи, что находится у входа в парадный зал палаты Висковичей. Сохранилось мнение, что люди входили через этот вход, чтобы поклониться епископу и продолжать путь в верхний сад по лестнице, ведущей из этого зала к заднему входу. В углу этой комнаты находился «Епископский трон», необычная вырубленная в скале скамья.

Вдоль северной стены зала, построенного фасадом до уровня первого этажа, находится небольшое помещение первого этажа с трапециевидным основанием, которое, как считается, во времена Андрия Змаевича служило кухней.


План палат Змаевичей: дворец, часовня Богородицы Розария с колокольней.
Из работы: Katarina Lisavac «Palata Zmajević u Perastu» 


Из вестибюля через вставленную впоследствии дверь в южной стене можно попасть в парадный зал, домовую часовню. Часовня, как и многие внутренние помещения палат, была расписана Трипо Коколем. В нише, алтарном пространстве, были изображены два мученика, на стенах – сюжеты в стиле живописи Веронезе: между расписными полуколоннами и балюстрадами были изображены «прекраснейшие сцены Венеции». На южной части алтаря сохранился рисунок коричневой сепией, изображающий две головы ангелов, прислонившихся друг к другу.

Декоративно украшенная дверь из домовой часовни ведет из часовни в западное крыло. Другая дверь ведет на открытую сводчатую лоджию. С лоджии открывается вид на пролив Вериге, а его арочные проемы ведут на террасу.


Росписи в арке лоджии
Из работы: Зорица Чубровић «Методолошки приступ заштити Пераста»


Деталь росписи лоджии
Из работы: Jasminka Grgurević «Obrada enterijera u sakralnoj i stambenoj arhitekturi Perasta»

Деталь росписи в арке лоджии
Фотография компании IMOBILIA

Надпись на своде лоджии
Из работы Jasminka Grgurević: «Obrada enterijera u sakralnoj i stambenoj arhitekturi Perasta»

Для перехода с первого этажа дворца на второй служили лестница в части, обращенной к морю, и каменная лестница над домовой часовней. Как и в выступающей части дворца, на стенах флигеля мы также находим бойницы, но другого типа. В сторону моря обращены скрытые бойницы, которые очень трудно увидеть на фасаде, а внутри они представляют собой пирамидальные проемы, залитые одним слоем штукатурки.

На втором этаже организация палат несколько меняется. Две двери ведут на большую террасу на крыше, а в южном крыле есть небольшой балкон в стиле ренессанс и два окна на западной и восточной стенах. Единственные балясины на фасаде находятся на балконе, хотя есть много указаний на то, что они могли быть на террасе на крыше. На этот этаж, как и на чердак, вела очень крутая деревянная лестница, проложенная вдоль северной стены дворца.

Чердак ориентирован в сторону холма, а расположение проемов таково, что каждой части палат по одному окну с круглым ренессансным завершием между двумя бойницами, а на юго-востоке дверь вела в сторожевую башню с бойницами.

 

Роспись интерьеров дворца выполнил художник из Пераста Трипо Коколя. Кроме часовни он расписал стены парадного зала в северном крыле дворца, и сводчатую открытую лоджию в южном крыле дворца. Стены парадного зала были оштукатурены мелкозатертым известково-песчаным раствором, а затем расписаны в технике «секо» (по сухому раствору). Сначала оштукатуренные поверхности были разделены на правильные геометрические поля путем вырезания рисунка на свежей штукатурке острым предметом, а затем внутри этих полей были созданы пространственные иллюзии с изображением лоджий с красно-белыми полами и колоннами, между которыми были прорисованы венецианские пейзажи. Таким образом, реальное пространство зала было иллюзорно расширено.


Фрагмент росписи восточной стены (северо-восточный угол Церемониального зала, уровень пола)
Из работы: Jasminka Grgurević «Obrada enterijera u sakralnoj i stambenoj arhitekturi Perasta»

Сводчатая открытая лоджия с крестовым сводом в южном крыле дворца расписана в стиле барокко. В центральной части свода нарисован круглый медальон, вокруг которого переплетаются стилизованные лианы. В центральных проходах свода представлены стилизованные гербы рода Змаевичей с изображением дракона посередине. Гербы на своде поддерживают ангелы. Надписи на латинице выполнены красным цветом на штукатурке в местах упирания ломаных крестообразных поверхностей свода в стены, над консолями.

Одна надпись сохранилась в восточной части свода над центральным столбом. Надпись гласит: «Nihil honorvm qvod ivstitia» (Нет ничего более почетного, чем справедливость).

 

Будучи ценителем древней культуры, Андрия Змаевич собирал старые латинские и греческие надписи и другие артефакты в Боке, Дубровнике и Далмации и включал их в украшение зданий, которые он возводил или реставрировал.

 

На оконных рамах первого и второго этажей епископского дворца, обращенных к морю, выгравированы надписи на латыни, которые образуют пары на подоконнике и надоконнике, и каждая пара содержит нравственный урок: «NIMIVM FVGITO – PARVO GAVDET» (Следует избегать слишком многого - Радуйся малому), «TEMPORI CEDE – PRINCIPIS OBSTA» (Уступай времени – Противодействуй в начале), «ACCIPIENS REDDE – HABENS GRATIFICAR» (Получающий отдает – Имеющий благодарит). Расположение надписей таково, что их можно прочитать из нижнего сада и во время движения по внешней лестнице в сторону северного крыла.

Над окном на втором этаже фасада Андрия Змаевич разместил между двумя розетками надпись:

A M D G

ANDREAS ZMAJEVICH

PHIL AC SAC THEOL

DOCTOR ET MAGISTER

SCTI GEROGII ABBAS

EXTVXIT A

DNI MDCLXIV 35

Над надписью герб Змаевичей.


Сполии в лапидарии музея храма Госпа од Шкрпела

Сполии в лапидарии музея храма Госпа од Шкрпела

 

В вестибюле, в арках под сводом, есть ниши, в которых когда-то помещались сполии (фрагменты древних сооружений, использованные при строительстве новых зданий). Некоторые части каменной пластики, найденные Змаевичем, перенесены в лапидарий музея храма Госпа од Шкрпела.

 

На оконных рамах, обращенных к морю, высечены надписи на латыни. Над каждым окном и на подоконнике надписи образуют пару, и каждая пара содержит моральное послание. Заповедь УСТУПАЙ ВРЕМНИ – ПРОТИВОДЕЙСТВУЙ В НАЧАЛЕ (TEMPORI CEDE – PRINCIPIS OBSTA), всегда цепляет меня императивом, потому что приказывает мне не сдаваться раньше времени и начать сопротивляться.

<…> Только у входа во Дворец Змаевичей, вознесенным над Городом, я понял, как 15 мая 1654 года немногочисленным пераштянам удалось защититься от нападения многих турок с помощью Богородицы.

<…> Согласимся ли мы с нравственным посылом УСТУПАЙ ВРЕМНИ и, наконец, уступим времени, или будем руководствоваться принципом ПРОТИВОДЕЙСТВУЙ В НАЧАЛЕ <…>? Есть ли у нас, как когда-то у Пераста, внутренний духовный скелет, или мы решили плыть по морю лжи, так что же даст нам тогда завтрашняя буря?

     Никола Маловић «Енигма града Пераста»

 

 

В смутные времена, когда Перасту угрожали турки и пираты, здесь хранились вещи, представляющие наибольшую ценность для города, в том числе образ Богоматери из храма Госпа од Шкрпела. Во дворце была собрана большая библиотека (по некоторым данным самая большая в Далмации), с книгами по теологии, литературе и истории. Предполагается, что библиотека погибла в результате пожара в доме Буровичей в Герцег-Нови в 1806 году. Богатая семья Буровичей была связана браком с семьей Змаевичей; Женившись на девушке из семьи Змаевичей, Вицко Бурович первым добавил фамилию Змаевич к своей: Вицко Бурович Змаевич.

 

Вид от на острова св. Георгия и Мадонна на Скале

Фотограф Hans-Peter Bärtschi. 1968 

Вид от на острова св. Георгия и Мадонна на Скале



Палаты, скорее всего, были заброшены после смерти Агнес, жены Матиа, в 1761 году. С конца XVIII века нет сведений о наследниках и о том, кто жил во дворце Змаевичей. Известно только, что крышу с дворца сняли в 1876 году, и с тех пор началось обветшание замка.

В кадастре Котора во второй половине XIX века было отмечено, что имущество наследника архиепископа Вицко Змаевича состоит из руин, сада, церкви, пастбища и воды. Руины, безусловно, относятся к дворцу, церковь — к часовне Богоматери Розария, а пастбище — к уже тогда запущенному верхнему саду. За дворцом, на том месте, где сейчас проложено Ядранское шоссе, находилась большая цистерна с водой. Стена сада Змаевичей была из сухоуложенного камня, большая часть которого сохранилась как ниже, так и выше шоссе. Верхней границей сада могла быть Спила, место в скалах на склоне холма, где бил источник пресной воды. Эта вода была подведена к самому дворцу. Рядом с палатами, сзади и вдоль самой южной стены, стояли открытые резервуары, куда собиралась дождевая вода для орошения садов. Сегодня ещё можно увидеть остатки прежних бордюров, тропинок бывшего архиепископского сада. К сожалению, сегодня сад не воспринимается как единое целое, так как верхняя его часть была грубо отрезана от дворца при строительстве Ядранского шоссе, что разрушило весь ансамбль дворца, и комплекс уже не воспринимается как единое целое. Однако даже в таком состоянии, с утраченной прямой связью с окружающими садами палаты Змаевичей по-прежнему формируют архитектурный образ Пераста с его самобытной архитектурой.

 

Дворец долго находился в виде руин, но в настоящее время реконструирован новым собственником, компанией IMOBILIA, которая утверждает, что сохранила основную архитектурную концепцию палат времен Змаевичей и смогла провести консервацию фресок Трипо Коколя.

 

Нам удалось добраться до здания дворца. Но и оно оказалось запертым. Снаружи палаты выглядят весьма тщательно отреставрированными. Но вокруг дворца хаос! Все завалено горами мусора и стройматериалов. Обойти Епархию вокруг нет никакой возможности. Такое впечатление, что реставрацию вдруг, по какой-то причине внезапно забросили, а строители разбежались. Со стороны дворца войти в колокольню тоже не удалось. Вход полностью перекрыт каким-то большим и колючим кустом. Хочется надеяться, что работы продолжатся, дворец обретет свое былое величие, нижний сад будет расчищен, и в будущем представится возможность изучить палаты поподробнее.

 


 

Основные источники знаний:

Зорица Чубровић «Методолошки приступ заштити Пераста»
Lovorka Čoralić «Iz prošlosti Boke – peraški rod Zmajevića»
Vanda Babić «Zmajevići – prilog kulturnoj povijesti Mediterana»
Goran Denis Tomašković, Mijo Igor Ostojić «Na vjecnoj strazi zaljeva»
Perast. Characters
Gracija Brajković «Nadbiskup Andrija Zmajević, Crkva u svijetu»
Biram Dobro «Vicko Zmajević – hrvatski nadbiskup i političar»
Katarina Lisavac «Palata Zmajević u Perastu»
Aleksandra Kapenanović «Palate Boke Kotorske», (Expedito)
Jasminka Grgurević «Obrada enterijera u sakralnoj i stambenoj arhitekturi Perasta»


РасСказки о Перасте и пераштянах:
Остров Святого Георгия (2). Остров мертвых
Остров Святого Георгия (1). Ну, мне надо было!
EX VOTO. История бокельских мореходов в картинках
Савва, Матвей, Иван и, примкнувший к ним, Ибрагим…
"Наутика". Русский кусочек Пераста
Капитан Уильям Хост освободитель Котора
Дорогами хоббитов. Форты Шаник, Враново Брдо, Гребен и Површница
Пераст. Благословенный берег


Палаты Змаевичей
Дроно-фото Павла Пономарева


Комментариев нет:

Отправить комментарий