2021-12-30

Остров Святого Георгия (1). Ну, мне надо было!

 

Остров Святого Георгия. Вид с острова Госпа од Шкрпела

 

— Это я, старший штурман Бенимович. Я случайно выскочил. Ну, вы понимаете, мне надо было за борт. Ну, надо было! Ну, бывает! Ну, это жизнь.
      Михаил Жванецкий «Одесский пароход»

Первый раз оказавшись в Перасте в 2012 году, я понял, что на остров Святого Георгия мне надо попасть обязательно! В Боке 9 православных и 3 католических церкви, посвященные Святому Георгию. (Vasko Kostić «Protivljenje prekrajanju činjenica o Zalivu svetaca». 2002) Почему же именно Георгий на острове у Пераста? Сам не знаю. Ну, бывает! Ну, это жизнь. При этом, с самого начала было совершенно ясно, что попасть сюда можно только официально. Никакой отсебятины и самодеятельности! Я быстро понял, что проще всего договориться о посещении зимой. В это время св. Георгий необитаем, а значит и разрешение получить проще. И перед каждым своим зимним прилетом в Черногорию я стал искать нужных людей. «Нема проблема!» — отвечали «нужные люди». Однако проблема все же существовала, время шло, наступала новая зима, а остров оставался всё так же недосягаем. 


Художница Зинаида Ведешина. Остров Святого Георгия

 

Если день, погода и ваше душевное состояние окажутся в гармонии с антуражем, вы ощутите себя частицей того, что было прежде, и того, что будет потом. И, может быть, услышите голос, который шепнет вам: «Рождение и смерть — это не стены, а двери».
      Григорий Чхартишвили / Борис Акунин «Кладбищенские истории»

Обещанного три года ждут! Не верьте. Я ждал больше девяти лет! И даже когда за дело взялся непревзойдённый решатель нерешабельных задач, Павел Пономарев, и, казалось, «нема проблема!» уже начала сбываться, что-то в последний момент обязательно мешало. То куда-то уехал нужный церковный чин, от которого зависела окончательная дозвола, то налетела буря и поломала на острове кипарисы так, что пройти стало совершенно невозможно …

Однако Павлу удалось решить неразрешимое. И вот мы уже садимся в лодку, которая доставит нас на Святого Георгия вполне официально. Но, внезапно оказывается, что ключа от калитки в стене у лодочника нет! «Нема проблема!» Всего-то надо как-то преодолеть двухметровые каменные стены, утыканые по верхнему краю битым стеклом. Зато совершенно официально! При этом надо помнить, что территория бывшего аббатства разделена поперек зданиями церкви и жилого корпуса надвое. А зимой все двери запираются и сквозного прохода между южной и северной частями острова нет. 


Федор фон Карачай. (1837)
Veduta dalle Catene e degli Scogli di Perasto
Кипарисов нет!


Художница Юлия Волкова. Остров Святого Георгия

 

— Уф!... Ну что-за дичь пошла бестолковая! Я полдня за ней бегал, чтобы сфотографировать!
— Это ещё что! Ты за ним ещё пол дня бегать будешь!
— Это ещё зачем?
— А чтоб фотографию отдать!
      Мультфильм «Каникулы в Простоквашино»

Когда же задуманное наконец удалось осуществить, подошло время подводить итоги. Итогами моих путешествий чаще всего становятся черногорские расСказки. Долгое ожидание не прошло впустую. И вот тут возникли проблемы не с качеством накопленного материала, а с его количеством. Информации оказалось слишком много. Поэтому надо было как-то сократить историю до размера, который был бы удобен для восприятия и запоминания, останавливаясь подробно лишь на тех фактах, которые мне показались особенно интересными. К долгим годам ожидания прибавился еще год упорядочивания фактов и жонглирования текстами. Несмотря на то, что расСказка получилась довольно длинной, всё задуманное в неё поместить не удалось. 


.

 

С некоторых пор я стал чувствовать, что люди, которые жили раньше нас, никуда не делись. Они остались там же, где были, просто мы с ними существуем в разных временных измерениях. Мы ходим по одним и тем же улицам, невидимые друг для друга. <…>
Всё, что когда-то было, и все, кто когда-то жил, остаются навсегда.
      Григорий Чхартишвили / Борис Акунин «Кладбищенские истории»

Управление островом напротив пролива Вериге всегда означало контроль за входом и движением кораблей во внутренней части залива. Так, согласно некоторым старинным хроникам, иллирийская царица Теута, столицей которой в III веке до н.э. был древний Ризон (Рисан), передала отважным пераштянам дозорную башню на нынешнем острове Св. Георгия. Позже римский император Диоклетиан разрешил племени пирустов разбить поселение на берегу Боки. Мавро Орбини пишет, что пераштяне (ранее называвшиеся пертани) жили здесь во времена расцвета старого Рисана. «Когда римляне, чтобы защитить Рисан, построили на гряде крепость, которая сегодня носит имя св. Георгия, и передали ее Пераштянам. Так как они отличились в борьбе с пиратами, то получили от Диоклетиана все привилегии и широкие свободы, которыми пользовались города Римской империи в Италии. Это было около 292 года, поэтому жили они всегда на свободе...» (Леонид Кампе «Грбове перашких казада»).

После исчезновения Рисиниума (Рисана) жители Аскрувиума (Котора) выстроили на острове деревянное укрепление. Трудно определить, когда безымянный остров в стратегически важном месте стал собственностью Котора. Очевидно, что это случилось до того, как мощи святого Трифона были привезены в Котор в 809 году. Это было в то время, когда новый город только начинал развиваться, и его жители выходили в море на парусных кораблях, в то время как жители Пераста, все еще жили в маленькой деревеньке Глоговац, вдали от побережья, на склоне холма св. Илии. 


Вид на остров Святого Георгия и Госпа од Шкрпела от палат Змаевичей в Перасте

Менялись правители земель, окружавших Боку, а функция острова Святого Георгия осталась прежней. Он должен был помешать врагам, нападавшим с моря. И хотя почти всегда защитники острова оказывались слабее нападавших и, почти всегда они терпели поражение, но этого было достаточно, чтобы задержать врагов и организовать защиту Котора.

Одно из первых крупных зафиксированных нападений случилось в 840 году, когда сарацины под командованием адмирала Калфуна разграбили и сожгли несколько поселений вдоль берегов Которского залива. Та же участь постигла и Котор, который в то время имел слабые крепостные валы, сложенные в основном из дерева.

В 1002 году произошло нападение болгарского царя Самуила. Его армия уничтожила Котор. Нападавшие сожгли все дома и поработили множество местных жителей. Однако никакой информации о нападениях на остров Св. Георгия во время этих набегов нет. Говорят, что на острове Которане спасали от разграбления всё самое ценное. 

Вероятно в VII или VIII веке, у острова появился покровитель, Святой Георгий, который с VIII века также был и покровителем Аскрувиума (Котора). Культ св. Георгия в Которском заливе распространился очень быстро. В прибрежной зоне на расстоянии менее десяти километров с тех времен существуют еще две церкви, которые носят имя Святого Георгия: в Шпиляри и Ораховце. Когда на острове появилась первая церковь этому святому доподлинно неизвестно.


Художник Денис Коробков. Остров Святого Георгия

Само же аббатство Св. Георгия было основано бенедиктинцами не позднее начала XI века. Первое упоминание о монастыре относится к 19 июня 1166 года, когда было аббат Святого Георгия присутствовал на освящении собора Святого Трифона в Которе. 

 

Народное предание гласит, что тело св. Трифона, было перенесено, на этот остров 12 января 809 г., и именно поэтому обычно всегда аббат св. Георгия 13 января каждого года служил в церкви св. Трифона.
      Саво Накићеновић "Бока" (1913)

В 1242 году, когда монгольские тумены, пройдя многие тысячи километров, вышли к берегу Которского залива. В отличие от других мест в заливе, остров был счастливо спасен. По общепринятой версии считается, что монголам было не на чем добраться до острова. Верится в это с трудом. Воины, преодолевшие множество серьезных водных препятствий, видимо просто решили, что на пустынном острове им просто нечего делать. 

В начале XIII века архиепископы, епископы и аббаты, которые получали свои назначения из Ватикана, должны были заплатить определенную сумму денег при назначении на должность. Размер платы составлял треть годового дохода епархии или аббатства и выплачивался только один раз, когда служитель вступал в должность. От обязательств по уплате этого налога были освобождены епископы и настоятель в епархиях и аббатствах, чей годовой доход не превышал 100 форинтов. В середине XIII века Которская община установила прямое покровительство над аббатством. Считается, что это произошло 12 сентября 1247 года, когда которский епископ освятил монастырскую церковь. 

 

В 1319 Урош II передал владыке Котора <…> церковь св. Георгия, напротив Пераста. <…>

Рядом с Госпой од Шкрпела, в 100 м находится еще один остров и на нем находится знаменитая древняя церковь св. Георгия, которую Душан Сильный значительно укрепил и отреставрировал. <…> Церковь св. Георгия была освещена Адеодато, епископом Котора, в 1247 году, она была восстановлена Душаном, и Лоренцо Которанин расписал ее в 1427 году, а в 1447 году Марин, епископ Котора, снова ее отсветил. <…>
Был также монастырь, который был построен в 7 веке. В нем служилась «глаголическая» служба.
      Саво Накићеновић  "Бока" (1913)

Котор также даровал монастырю большие владения. Аббатство Святого Георгия владело пахотными землями, садами, огородами, виноградниками и домами в Перасте, Костанице, Морине, Штрпе, Липцах, Джуричах, Вечебрдо, Доньей Ластве, Мрчевце, Столиве, Прчани, Дражн Врте, у Светого Стаси и в Доброте. Однако древний обычай отдавать церковное имущество в бессрочную аренду имел очень негативные последствия, поскольку арендаторы свободно распоряжались таким имуществом как собственным. Они могли продать его, жертвовать, отдать в качестве приданого и тому подобное. С того времени настоятелями часто становились священнослужители из знаменитых дворянских родов Котора. 


Художник Антон Батов. Остров Святого Георгия

 

Средневековая история Пераста история непримиримой вражды с близлежащим, вечно довлеющим над ним городом Котором.

Как если бы человек, купающийся в море, захотел приподнять над поверхностью воды собранные в щепоть пальцы обеих рук, так и перастчане, сколько себя помнят, не глядели на два лежащих поблизости островка иначе, как на органичный придаток принадлежащего им побережья.

Однако же островное бенедиктинское аббатство святого Георгия с церковью и монастырем, построенное в середине IX века при единой христианской церкви принадлежит которцам.

В то время еще не было соседнего острова. Лишь небольшой риф. Палец, выглянувший из воды. Точнее будет сказать ноготь на мизинце.

Когда в конце XIV века начался упадок бенедиктинского ордена, которская знать стала выбирать аббатов из собственного числа. Это время секуляризации; аббат из знати больше не обязан соблюдать монашеское послушание. Первые среди знати в качестве дани формальности еще надевают сутану древнего монашеского ордена, а те, что за ними, не делают даже этого. Их интересуют лишь крупные барыши.

С большой паствы.

      Никола Малович «Парус недежды». Перевод с сербского Анны Ростокиной

В лучшие годы От Дебелого-Бриега до Албании располагалось 30 мужских и женских бенедиктинских монастырей, в том числе монастырь св. Георгия. Но в течение XII и XIII веков орден повсеместно начал приходить в упадок, уступая проповедническим орденам францисканцев и доминиканцев. Эта ситуация не могла не отразится и на положении аббатства Святого Георгия. К концу XIV – середине XV века монастырское здание находилось в плачевном состоянии, крыша церкви в любой момент могла обрушиться, так что регулярные богослужения почти не проводились. В 1460 году в церкви был большой алтарь и два поменьше. При этом, у монастыря были обширные поместья в Лепетани, в Петровой ниве, в Мрчеваце и близ Св. Стаси. Формально подчиненный аббатству, Пераст бурно развивался и богател, его жители всё меньше были земледельцами, но всё чаще моряками и торговцами.


Jean-Baptiste-François Génillion (1750–1829).

Vue de Perasto, dans le golfe de Kotor. 1810


В сентябре 1530 года новым аббатом был назначен дворянин из Котора Помпей Паскуали. Это очень разозлило пераштян, которые направили протест представителю Венеции в Ватикане.

Новый аббат сразу после выборов отправился в Венецию, где представил папскому легату план по исправлению ситуации в аббатстве Святого Георгия, подчеркнув особое право муниципалитета Котора заботиться об острове и обители. Он получил документ, в котором подтверждались права Котора на остров. Это также было подтверждено специальным письмом Сената Венецианской Республики. Но это не могло удовлетворить Пераштян. Они желали получить независимость от Которского дворянства и власть над островом. 

 

За все это время в двух часах ходу на веслах изменилось немного. Не в лучшую сторону. В Перасте вовсю варится каша. В последние годы уже просто кипит.

В селе в 1530 году появляется новый аббат.

Он, Помпей Пасквали, запрещал даже девушке из одного церковного феода выходить замуж за юношу с какого-нибудь другого феодального надела. Он выжимал пот и кровь из овец ввереного ему стада, не слишком-то заботясь об их душах.

И потому перастчане с великим шумом и решились держаться вместе и тем самым похоронить в себе оброчных крестьян и наконец переродиться в мореходов.

3 мая 1535 года семьдесят вооруженных мужчин прерывают богослужение. В алтаре островного храма они убивают духовного прокуратора, аббата Пасквали и все как один по решению папы Павла III на одиннадцать лет отлучаются от католической церкви.

      Никола Малович «Парус недежды». Перевод с сербского Анны Ростокиной

2 мая 1535 года Помпей Паскуали прибыл в монастырь поздно вечером перед Днем Святого Креста (Малый Крстовдан) – Крестной Славы Пераста. Аббат пренебрег приглашением пераштян провести праздничную службу в церкви Святого Креста в городе и ожидал, что утром следующего дня её проведут монахи-францисканцы. Церковь Святого Креста – самое старое сакральное сооружение в Перасте. Она была, воздвигнутая на холме над поселением и долгое время служила наблюдательным постом, откуда жители контролировали проход через пролив Вериге. По значимости церковь св. Креста уступала лишь монастырскому храму св. Георгия. 

3 мая 1535 года Паскуали узнал, что францисканцы не появлялись и послал своего помощника, капеллана Крошчича, немедленно отправиться в Пераст и провести религиозную церемонию, с условием, что его пригласят местные жители. Сам же аббат Паскуали в присутствии верующих начал мессу в храме на острове. Капеллан направился в Пераст, но увидел, что разъярённые жители садятся в лодки, и немедленно вернулся на остров. Когда он предупредил, что пераштяне готовится напасть, настоятель приказал запереть все двери обители. В тот момент толпа вооруженных людей, по оценкам свидетелей их было от шестидесяти до ста, высадились на острове. Первые перебрались через стены (которые были гораздо ниже современных), открыли двери остальным и ворвались в храм, когда Святая Месса приближалась к концу, и началось причащение верующих (евхаристия). Видя, что происходит, аббат Паскуали попросил ворвавшихся разрешения закончить Мессу. Ничто не помогло. Один из пераштянин напал на аббата, ударив его изо всех сил. Тот упал, уронив освященный хлеб и чашу с освященным вином. Несколько видных граждан Пераста и Столива пытались предотвратить худшее, но им не удалось этого сделать. Нападавшие были вооружены и начали избивать настоятеля и колоть ножами. Рассыпались по полу хостии (хостии/гостии – евхаристический хлеб, обладки, сваятые дары), пролились и смешалось с кровью аббата Паскуали освященное вино – кровь Христова.  Всё это было растоптано преступниками. Затем беспомощное тело настоятеля вытащили из церкви, бросили в канаву рядом с садом и забросали камнями.

По возвращении в Пераст преступники созвали общий сход, на котором поклялись действовать воедино и заявлять, что убийство было совершено всеми вместе. Тем же, кто осмелится нарушить соглашение, угрожали суровыми карами.

Оставшиеся в аббатстве верующие, присутствовавшие на мессе, достали тело аббата, сняли с него одежду, отмыли его от крови и положили на алтарь.

 

Michael Zeno Diemer.
The Bay Of Kotor (Cattaro) In Montenegro With The Gospa Od Skrpjela


Сразу же после получения вести о смерти настоятеля  которский епископ Лука Бизанти провел экстренное расследование ужасного преступления. Было важно выяснить, что случилось с частицами хостий. Капеллан Крошич ответил, что он и несколько граждан Пераста осмотрели церковь и нашли части обладок, которые они подобрали и сожгли, а пепел положили в дарохранительницу (табернакулу). Что касается освященного вина, то оно пролилось на пол, когда настоятель уронил чашу после смертельного удара.

Через три дня после убийства, 6 мая 1535 года, в Кафедральном соборе св. Трифона епископ Лука Бизанти назвал всех тех, кто принимал участие в убийстве аббата Паскуали безбожными убийцами, отцеубийцами и Христоубийцами и публично отлучил от церкви. Он строго запретил верующим обоих полов разговаривать с преступниками, поддерживать любые контакты или торговать с ними. Папа Павел III проклял убийц и подтвердил отлучение от церкви и запрет на богослужение в церкви Святого Георгия. Пераштянам было отказано в доступе в Котор и соседние города, ни одному католику больше не дозволялось ступать на остров, который был местом преступления. Наступили трудные дни для аббатства Св. Георгия.

Запрет длился целых 11 лет.


.

Вид с крыши трапезной на остров Госпа од Шкрпела

В 1535 году аббатом Святого Георгия становится которский дворянин Франо Паскуали. Новый аббат был возведен на престол в церкви св. Трипуна и до отмены папской анафемы управлял аббатством, главным образом из Котора.

Из-за преступлений, совершенных пераштянами пришлось забросить и наблюдательный пост и артиллерийскую батарею на острове. 

В страхе, что грехи немногих падут на всех невинных, пераштяне попросили заступничество Богоматери, и вложили средства в строительство большой церкви Пресвятой Богородицы Шкрпьелы (Blaženoj Gospi od Škrpjela) на соседнем островке, где до этого был лишь маленький храм. Их надежда на прощение была не напрасной. Через одиннадцать лет общий сбор в Перасте решил отправить в Ватикан Вицка Томова и Радича Петковича, чтобы просить у папы прощения. Доподлинно неизвестно, что как действовали посланники Пераста в Ватикане. Однако раскаяние пераштян было принято, и тяжкое преступление прощено. 

В 1539 году Котор пережил набег известного пирата Хайредина Барбаросы. Готовится к этому начали загодя. Усиливали стены, строили башни, топили суда, чтобы подход к городу был затруднён. После неудачной атаки на Котор, Барбаросса повернул свой флот вспять. Все строения на острове Святого Георгия были разрушены. 
В 1565 году Папа Пий IV своей буллой вновь признает право покровительства Котора над аббатством.

Словно засидевшись в опале, после снятия анафемы Пераст начал развиваться стремительно. Около 1597 года город приобрел статус независимого муниципалитета и дополнительные экономические привилегии. Он стал окончательно независим от Котора. Перастом стал управлять выборный капетан, а ключевые вопросы решались местным дворянством. После получения политической и экономической независимости от Котора, главным стал вопрос получения независимости церкви. Однако дело это было небыстрое. По решению венецианского Сената 1634 года был прекращен патронат Котора над аббатством Святого Георгия. Управление аббатством сенат взял на себя, а жители Пераста получили главное право голоса на выборах настоятеля. Он выбирался из рядов пераштянского дворянства, а его служба была пожизненной. Если среди правящих семей не была найдена подходящая кандидатура, то аббатом может быть быть избран либо простой пераштянин, либо местный венецианский подданный, но не иностранец.  


.

.

Церковь Святого Георгия

В 1571 году пират, калабрийский потурченец, Карагоз-Черноглазый вошел в Адриатику с 18 кораблями. От Дубровника и Корчулы Карагоз направился к Которскому заливу. Которяне совершили внезапную вылазку, убили около ста пятидесяти человек и тяжело ранили самого Карагоза. Но пираты напали на Пераст и остров Святого Георгия. Многие здания в городе и монастырские постройки на острове были разрушены. Большое количество жителей было уведено в рабство.

Сенат Венеции незамедлительно отреагировал, в 1571 году, накануне битвы при Лепанто, предоставив средства в размере 100 дукатов для ликвидации последствий атаки. Пераштяне взялись за строительство новой церкви и восстановление укреплений на острове. Была разработана новая система защиты острова, целью которой было максимально эффективно противостоять нападениям с моря. Особое значение решили уделить раннему наблюдению и обнаружению неприятеля с острова Святого Георгия. Дозорные заблаговременно должны были известить об опасности Пераст и Котор. Но даже через восемь лет очевидцы отмечали, что из-за турецких набегов, церковь и аббатство всё еще были полностью разрушены, так что видны только части стен. 


.

.

Церковь Святого Георгия

В марте 1603 года жители Пераста на всеобщем сборе вновь обсудили ремонт заброшенной церкви св. Георгия. Представители пераштянских казад обратились к Папскому посланнику в Которе и добивались отказа Котора от права покровительства над аббатством.  В качестве компенсации Пераштяне отказывались от реликвий, хранящихся в церкви св. Георгия, и многих земельных наделов в Прчани, Доброте, Тивате и Столиве. Однако на этот раз им разрешено было выбрать лишь капеллана и содержать его за свой счет с согласия Которского епископа. В обязанности помощника аббата, кроме прочего, входило и обучение детей чтению. Это первое упоминание начальной школы в Перасте. 

В 1604 году церковь все еще не была восстановлена полностью, лишь отремонтирована кровля. Муниципалитет Пераста потратил 200 дукатов на восстановление, хотя прав на аббатство у пераштян всё ещё не было.

Борьба за права на остров продолжалась. В 1605 году аббатом, при поддержке Ватикана, становится представитель Котора Миховил Цизила. Из-за бедности аббатства Папская булла о назначении была дана бесплатно.

В 1606 году жители Пераста не позволили прокураторам Котора посетить церковь. В дело пришлось вмешаться представителю венецианского сената в Которе. Служение аббата Цизилы пришлось на трудное время. За 41 год управления, монастырь не раз подвергался многочисленным нападениям. В конце 1621 года Миховил Цизила перебрался с острова на постоянное место жительства в Пераст, что еще больше обострило конфликт между Перастом и Котором. Спор был разрешен к взаимному удовлетворению. Цизила заявил, что он готов остаться на острове Святого Георгия. После Цизилы настоятели аббатства стали регулярно проживать в Перасте.



Южная часть острова Святого Георгия

Несмотря на все меры по укреплению острова и городов, ночью с 23 на 24 июня 1624 года берберские пираты на 13(16) галерах совершили внезапное нападение. Под покровом ночи нападавшие обманули дозорных на острове. Многократно превосходя количеством защитников Пераста, они легко и быстро захватили и разорили город. В рабство было захвачено 415 пераштян. Оба острова возле Пераста и церковь св. Николая были опустошены. Испанский флот преследовал пиратов до Дубровника, а вот венецианский вошел в залив с опозданием. Некоторых пленников позднее удалось выкупить из рабства, но суммы выкупа были столь велики, что привело к разорению нескольких пераштянских семей.

После этого нападения пераштяне и священники с острова Святого Георгия обвинили Венецию в том, что она, несмотря на обещания, не защищает их от пиратов. Опасаясь, что эти события могут повторится, многие жители Пераста решили срочно перебраться в Италию. Чтобы успокоить напуганных людей в город прибыл Задарский архиепископ Октавиан Гарзадоро. Он просил пераштян не планировать переезд «потому что в другом месте, которое не было бы Перастом, вы не будете пераштянами», будут потеряны и забыты подвиги и героизм предков, которые составляют славу Пераста.


.

Французские подлафетники и австрийские стволы у южной стены

Вскоре после берберского нападения аббат Цизила начал активно восстанавливать монастырь. Которские прокураторы аббатства разрешили Цизиле, среди прочего, приобрести запрестольный образ для церкви св. Георгия стоимостью 40 дукатов, а власти Котора попытались восстановить островные укрепления. Разрешение на ремонт монастырских зданий, выданное Цизиле в 1633 году, стало последним актом власти Котора над островом. 

В 1633 году состоялся очередной судебный процесс о правах на остров Святого Георгия и о владении островом Богоматери на скале, который тоже находился в ведении аббата. Вновь перашчане, угрожая оружием, запретили которским прокураторам посетить остров. Спор решился только после очередного вмешательства венецианских властей. Сначала судебные заседания проходили в Которе, а затем были перенесены в Венецию. Каждая из сторон должна была представить исторические доказательства своих притязаний на остров св. Георгия. Были упомянуты хартии Стефана Первовенчанного, царя Стефана Душана, боснийского короля Твртко I, и освящение храма во времена царя Уроша. В ход пошли подкуп и подложные документы. Судебный процесс дорого обошелся муниципалитету Пераста. Ему даже пришлось влезть в долги.

После долгих судебных разбирательств 17 ноября 1634 года сенат Венеции принял компромиссное решение, по которому Сиятельная Республика берет аббатство под свое покровительство. Право проверять счета и расходы аббатства остается за провидуром Котора. Он также компетентен принимать решение о полномочиях над аббатством с согласия епископа Которского.

Однако Котор утратил права на остров Св. Георгия как свою территорию и значительный военный объект. Сенат признал право жителей Пераста на святыню Богоматери Шкрпьелы. 


Вид на Пераст с острова Святого Георгия

Пераст и крепость Святого Креста

И все же компромиссное решение не спасало от конфликтов. В день святого Георгия, в 1645 году, аббат Цизила не пригласил ни одного пераштянина на праздничную службу. В ответ власти Пераста отправили вооруженный парусник, который у мыса Марков рт перехватил фелюку которской знати. Кооторанам было запрещено приставать к острову. Аббат, опасаясь за свою жизнь, спрятался за алтарем. Пераштяне не беспокоили его, они принялись за трапезу, приготовленную для приглашенных гостей.

После смерти Цизилы первым Пераштянином в качестве аббата в 1647 году стал Дамьян Шилопич (Шилопи). После того, как Венецианская Республика взяла на себя право покровительства над островом Св. Георгия и аббатством, было введено новое правило, согласно которому аббата избирает Большое собрание в Перасте из кругов местной знати, после чего которский провидур формально предлагает его Сенату Венеции для официальной проверки. Затем Сенат «от имени Благословенной Республики» представляет нового настоятеля епископу Котора, который предоставляет ему права настоятеля и юрисдикцию прихода. В отличие от более раннего периода, Ватикан больше не принимал решение о выборе. При этом аббаты больше не были бенедиктинцами. 


Пожалуй, одно из самых ранних изображений пераштянских островов. Фрагмент серебряной пластины, изготовленной в память о битве с османами 15 мая 1654 года, которая хранится на острове Госпа од Шкрпела

15 мая 1654 года жители Пераста узнали, что турки из Герцег Нови готовят нападение. Их отряды стояли у границы, в двух километрах в направлении Рисана, и на мысе в проливе Вериге. Однако одновременных наземных и морских атак не ожидалось, поэтому жители заранее переправили ценные вещи и имущество на остров Святого Георгия, рассчитывая, что там оно будет защищено от нападения. События показали, что они просчитались.

Командовал турками диздар Герцег Нови (командир гарнизона крепости) Мехмед ага Ризванагич. Он обратился за помощью к пиратам, которые откликнулись на предложение, рассчитывая на богатую добычу. В нападении участвовали девять галер. Несмотря на ожесточенное сопротивление, оказанное им гораздо более слабыми защитниками, пираты захватили острова Св. Георгия и Богородицы на скале. Многие пераштяне были убиты в битве, а строения на острове Святого Георгия были частично разрушены. Аббат Шилопич перед нападением бежал в Столив. Из монастыря турки забрали много драгоценных вещей, в том числе церковные облачения, которые папа Урбан VIII подарил аббатству. В атаке на суше пераштяне смогли защитится от турок, а Мехмед ага Ризванагич был убит.

И вновь после нападения аббатство святого Георгия оказалось в трудном положении. Поскольку оно уже находилось под управлением Пераштян, их обязанностью было как можно скорее восстановить разрушенные или поврежденные церковные здания и укрепления. Само аббатство было разграблено и не имело средств для устранения последствий нападения.

 После Шилопича в 1655 (1656?) году сами пераштяне избрали в качестве аббата молодого священника, доктора философии и теологии Андрия Змаевича, о котором я писал подробно в расСказке «Пераст. Палаты Змаевичей. За́мок на замке́». На его долю выпало испытание пострашнее турок.

По свидетельству которского епископа Луки Бизанти, посетившего аббатство в 1664 году, крыша церкви на острове и стены монастыря грозили обрушиться, в храме имелось лишь некоторое количество утвари, необходимое для выполнения треб. Епископ приказывает устроить святилище на большом алтаре, установить баптистерий под кафедру и выровнять пол церкви, уложенный неровными надгробными плитами. 

В страстную среду, 6 апреля 1667 года, в 2 часа дня в Георгиевской церкви была отслужена Святая Месса с массовым посещением верующих Пераштян. Церковь была полна, и вдруг начался настоящий ад. Большинство из присутствовавших погибло в тот же момент. Оставшиеся в живых бежали из церкви, но в панике гибли в давке. Мощнейшее землетрясение охватило область от Будвы до Дубровника. Храм на острове Святого Георгия был разрушен. В церкви вскрылись несколько могил, так, что аббат Змаевич упал в одну из них. 28 человек погибли под руинами, многие были ранены. Глава Пераста, присутствовавший на мессе и аббат, получили тяжелые ранения. Другие монастырские здания и укрепления на острове рухнули. 

Венецианским властям, которянам и пераштянам пришлось срочно начать восстановление. Большая опасность исходила от турок в Рисане и Герцег Нови, которые могли воспользоваться обстоятельствами и вторгнутся в Котор и Пераст. Чтобы позаботиться о строительстве церкви жители Пераста избрали четырех прокураторов монастыря св. Георгия, так как сам аббат был не в состоянии это сделать. Андрия Змаевич занимался срочным восстановлением церкви монастырского комплекса и крепости на острове. Много работы было и на других землях аббатства.


Калитка со стороны Пераста появилась после перестройки крепостных стен французами

Северная стена со ружейными бойницами, выстроена французами

В 1687 году от турок был освобожден Герцег-Нови. Турки были окончательно изгнаны из Боки. Но положение аббатства становилось всё тяжелее. Жители соседних городов больше не платили ему подати. В Перасте функции приходского храма перешли к недавно построенной церкви св. Николая, что не могло не отразится в уменьшении интереса горожан к церкви св. Георгия. Которяне больше не заботились об острове, потому что потеряли над ним патронаж, да и сам остров потерял свое военное значение.

Андрия Змаевич в начале 1671 года был назначен архиепископом Барским и сербским примасом. В 1676 года аббатом св. Георгия становится бенедиктинец Карл Франки из Дубровника. В документе отмечается, что исключения были сделаны только на этот раз. Франки стал последним бенедиктинским аббатом монастыря. 

После Франки, который вскоре покинул остров по собственной просьбе, в 1695 году настоятелем был вновь назначен пераштянин, племяник Андриа Змаевича, доктор философских и теологических наук Вицко Змаевич, (расСказка «Пераст. Палаты Змаевичей. За́мок на замке́»). Вицко Змаевич был одним из наиболее известных сторонников введения в церковь народного языка, на котором служили мессы и священники на острове Святого Георгия. Вицко оставался в должности лишь до 1701 года, когда, повторяя карьеру прославленного дяди, был назначен архиепископом Барским. 

Бедственное положение аббатства Святого Георгия продолжалось. В епископском отчете 1704 года отмечается, что церковь всё еще отремонтирована не полностью, милостыня собирается, стены восстановили, но многое еще предстоит сделать»., Церковь, внешний вид и размеры которой не изменились по сей день, была построена после 1711 года.

В 1721 году церковные власти разрешили прокураторам св. Георгия, собирать милостыню по всей епархии на ремонт церкви. 

Среди аббатов св. Георгия, стоит отметить еще одного пераштянина, об интереснейшей жизни которого я уже писал. Иван Крушала (расСказка «Савва, Матвей, Иван и, примкнувший к ним, Ибрагим…») недолго занимал должность аббата. Из Пераста он отправилась в Венецию, а затем в Россию. По просьбе императора Петра Великого он в составе экспедиции Савы Рагузинского предпринял дальний путь в Китай. 


Остров Святого Георгия. 1870

Остров Святого Георгия. Австрийский план. 1888

1916. Во время Первой Мировой войны остров Святого Георгия использовался как госпиталь Красного Креста

Восстановление монастыря после землетрясения 1667 года шло с трудом. В 1765 г. было отмечено, что после землетрясения церковь стоит грустная, что вызывает у зрителя ужас. Сам престол с изображением св. Георгия не подходит для чтения св. мессы. Гробницы настолько пришли в негодность из-за невнимательности владельцев, что возможно распространение эпидемий. Аббатство имеет очень скудный доход.

В 1778 году аббатство всё ещё пребывало в полуразрушенном состоянии. 

В 1797 году стал Вицко Мазарович – последний аббат венецианской эпохи. Знатоки истории Боки Которской с грустью и сожалением констатируют, что с распадом Венецианской республики умер и остров мертвых. 


Пераст. Прощание с венецианским флагом
Giuseppe Lallich, Il bacio di Perasto. (ca. 1930). Oil on canvas, 90 × 120. Roma 


В 1797 году в Венеции пало аристократическое правительство. Время Венеции, правившей в Боке с 1420 года, прошло навсегда. Представители бокелей направили австрийскому генералу Рукавини обращение с просьбой достичь соглашения о передаче Боки австрийскому императору Францу. Пераштяне собрались 23 сентября 1797 года, чтобы торжественно похоронить главный венецианский флаг, хранителями которого они были в течение долгого времени. Капетан Пераста Иосип Вискович забрал знаменитый флаг из зала муниципалитета «в присутствии большого количества граждан, которые плакали во время этого печального акта». Пушечными залпами форта Святого Креста и кораблей в бухте был отдан последний салют. Затем флаг доставили на остров св. Георгия, где он был передан настоятелю, который положил его на большой алтарь. Капетан Пераста в прощальной речи обратился к гражданам. Он сказал, что им нечего стыдиться, потому что пераштяне никоим образом не способствовали гибели Республики. «Наоборот, - сказал Вискович, - история скажет всей Европе, что Пераст сохранил верность до последнего момента». После речи настал момент прощания. Первым попрощался с флагом мэр Пераста Иосип Вискович. Затем флаг закрыли в сундуке и положили на большой алтарь. В это время колокола церкви св. Георгия били поминальным звоном.

Что произошло дальше с флагом неизвестно. Итальянцы во время оккупации Боки в 1941 году начали его поиски. За находку была объявлена большая награда. Но всё оказалось тщетно. 


Остров Святого Георгия.1929

Остров Святого Георгия. 1936

С упадком морской торговли, из-за невозможности конкурировать с пароходами и неспособности бокелей адаптироваться к новым экономическим условиям, всё мореходство Боки оказалось в глубоком кризисе. Это отразилось и на аббатстве св. Георгия. И хотя в долгой истории острова было много черных страниц, все они преодолевались, благодаря доходам аббатства и помощи которян и пераштян. Однако после 1797 года дела в монастыре шли всё хуже. К тому же, в течение нескольких лет начала XIX века, остров, как и вся Бока Которская, постоянно переходил из рук в руки. 

В сентябре 1812 года остров оккупировали французы. Здесь была установлена артиллерийская батарея, орудийные стволы которой были направлены в сторону пролива Вериге. Ожидалось, что английский флот попытается войти во внутреннюю часть Которского залива. Бетонные основания для нескольких орудий видны в южной части бывшего монастырского двора и сегодня. Французы начали строить крепостные валы с южной и юго-западной сторон до монастыря, а с юго-восточной до церковной часовни. Оккупанты реконструировали верхнюю часть юго-восточной стены. С этого времени проход к старому кладбищу и входная калитка находятся в северной части, обращенной к Перасту. Раньше проход был мимо колодца с запада под сводчатым проемом, который французы из соображений безопасности перекрыли, но следы которого видны до сих пор.

На северной стороне, вокруг сада, с запада рядом со старой пристроили новую стену, выгородив таким образом пороховой склад. Самая старая и самая высокая часть стены была с запада со стороны Костаницы. Здесь и раньше был склад, который французы разрушили, а в стене были оборудованы стрелковые бойницы. Под стеной было устроено кладбище.

В течение нескольких месяцев остров был превращен в настоящую крепость. Французский комендант Калмин решил жить на св. Георгии постоянно, поэтому приказал пераштянам привезти из города необходимую мебель и всё, что нужно для жизни. 

 

Остров Св. Георгия пользуется другого рода известностью. По положению своему, он весьма удобен для защиты залива; вследствие чего французы в прошедшей войне заняли бывший тут некогда бенедиктинский монастырь казармами и укрепили его. Остров переходил из рук в руки и обагрен кровью.

      Егор Петрович Ковалевский «Путевые записки о славянских землях». 1858 

 

Дело в том, что последние фортификационные работы на острове были проведены французами в 1812 году, обнесшими остров высокой стеной с пушечной батареей чтобы контролировать пролив Вериге, что говорит о стратегическом значении этого острова.

      Леонид Кампе «Грбове перашких казада» 

Когда 13 октября 1813 года английский фрегат «Baccante» (Вакханка) под командованием капитана Хоста (подробности в расСказке «Капитан Уильям Хост освободитель Котора») подошел к Герцег Нови, жители Пераста, Доброты, Прчаньи и Рисана восстали против французов. Пераштяне с боя заняли крепость Святого Креста над городом. Командовал атакой Алоиз Вискович, который объявил командира гарнизона Чермеля арестованным, а над фортом был поднят английский флаг.

Комендант острова и форта Святого Георгия Калиман в тот же день направил письмо Висковичу, в котором угрожал открыть огонь по Перасту, если его защитники не заклепают стволы пушек в форте св. Креста и не предоставят ему письменные свидетельства пленных о том, что это действительно сделано.

Вискович ответил:
Победоносная армия Его Величества Франца, императора Австрии, уже вошла в этот район вместе с морской эскадрой короля Британии, его друга и союзника. Вся Бока вместе с нами ополчилась на свою защиту. Мы заняли крепость Пераста, чтобы передать ее Его Величеству Австрийскому (императору). <…>
1. Пушки не будут никоим образом не зеклёпаны, а содержатся так, чтобы встретить ваше необоснованное сопротивление.
2. Вы могли бы вполне заслужено считает нас трусами, если бы мы выслали бы вам справку о заклепывании пушек.
3. Два английских линейных корабля, один фрегат и два брига подошли уже к мысу Кумбор, чтобы оказать нам помощь и возьмут вас на прицел в случае сопротивления.
4. Двести Бокельских лодок вместе с артиллеристами и копейщиками завтра двинутся на вас, и в случае сопротивления вы не сможете найти убежища.
Поскольку вы говорите, что откроете огонь до рассвета, помните, что все французские и итальянские заложники в нашей власти будут принесены нами в жертву по вашей вине, вместо того, чтобы вы их спасли. <…>

На следующий день с острова был открыт огонь по крепости и Перасту. Пераштяне ответили залпами из орудий в крепости св. Креста. Начали обстрел острова с кораблей и англичане. После того, как со св. Георгия было сделано всего несколько выстрелов, хорваты, которые составляли основной гарнизон острова, восстали и 14 октября заставили Калимана сдаться, потому что в противном случае им всем угрожала неминуемая гибель. После этого пераштяне и англичане заняли остров. 

Капитан Хост начал подготовку к осаде Котора. Для этого он забрал пушки и порох со св. Георгия и из крепости св. Креста. Жители Пераста, Прчани и Доброты требовали от Хоста не разоружать крепость на острове. Английский капитан дал расписку письменно пообещал капетану Пераста, что он после взятия Котора он вернет орудия. Хост сдержал обещание. Восемь больших бронзовых стволов долгое время лежали возле церкви св. Николая в Перасте, а позднее были реквизированы австрийцами.


.

Безымянные могильные плиты перед входом в церковь Святого Георгия

 

Пераштаны взяли на себя покровительство Котора над аббатством в 1634 году. и построили нынешнюю церковь, разграбленную турками в 1654 году и разрушенную землетрясением 1667 года. Внутри и вокруг отреставрированной церкви образовано городское кладбище Пераста с могилами, на каменных плитах которых высечены гербы и девизы пераштянских дворян и капитанов XVII и XVIII веков. Есть также две безымянные могилы. Существует легенда о Катице Калфич, девушке из Пераста, и ее женихе Анто Словиче с острова Црес, артиллеристе французской армии во время наполеоновской оккупации, которые были погребены в них. Слович с батареи на острове во время битвы с пераштянами попал пушечным ядром в дом своей невесты. После битвы он перенес тело на остров похоронил и остался в монастыре отшельником под именем Фра Фране.

      Jovan J. Martinović «Rukopis: Vodič za vodiče. Peraški Otočići – Dragulji Boke Kotorske» 

Как повествует легенда, после артиллерийского обстрела Пераста и короткого боя на острове св. Георгия, хорват Анте Слович, молодой французский офицер, бросился в лодку и поспешил в Пераст. Он быстро поднялся в верхнюю часть города, к дому любимой. Однако никто не встретил его у входа. Двери были закрыты, и везде стояла зловещая тишина. Слович вошел в дом и увидел Катицу в гробу. Девушка убита пушечным ядром, выпущенным с острова. Анто был безутешен, люди жалели его, не зная, что именно он был случайным, непреднамеренным убийцей.

На следующее утро лодки с похоронной процессией вышли из Пераста к острову св. Георгия. В первой лодке, как обычно, находился священник, а во второй - гроб. В одной из лодок был рыдающий Анте. После похорон Слович решил не расставаться со своей возлюбленной и остаться острове. Он стал Фра Фране, единственным постоянным жителем этого места, хранителем могилы Катицы и всего острова мертвых. Когда французы покинули остров, то квартира бывшего коменданта Кальмена, опустела. Но отшельник не стал селиться в ней. Он проводил ночи у могилы любимой. Он стоял там, глядя на звезды, в ожидании смерти, которая дарует ему покой и воссоединение с Катицей.

Анте долгое время был единственным жителем острова Святого Георгия. Иногда на остров приплывал на лодке аббат Вицко Мазарович, чтобы исполнять обязанности монастырского священника. Во время праздников, поклоняться памяти своих предков, приплывали пераштяне. Все они приносили еду несчастному отшельнику, который ни о чем не просил, но весь день молился о спасении души Катицы и других сотен пераштян, похороненных на острове.

Шли годы. Отец Фране, постарел. Но на могиле Катицы всегда были цветы, а каждую ночь горела свеча. Пераштянский отшельник заботился о других могилах на острове, души умерших были его единственными спутниками.

Единственной связью фра Фране с материком была маленькая лодка, данная пераштянами. Он отправлялся на ней в Пераст или в близлежащие места, вплоть до Тивата и Герцег Нови, в поисках помощи для содержания кладбища. Ему также нужно было много свечей в дни Рождества, Пасхи, особенно в День мертвых. Люди всегда были готовы помочь ему. Сначала они уговаривали его покинуть остров, но вскоре поняли, что любовь сильнее. Несчастного снабжали едой и одеждой, чтобы он мог пережить осень и зиму. Будучи коренным жителем острова Црес, он был хорошим гребцом, знатоком погоды и моря. Люди Пераста не раз говорили друг другу: «греби, как отец Фране». Даже во времена сильнейших штормов его ветхая, обмазанная дегтем лодка легко преодолевала сильные течения в проливе Вериге и встречный ветер. Пераштяне не раз наблюдали, как лодка летела к острову, борясь со стихией. В критические моменты, когда Фране видел, что природа одолевает его, он бросал весла и начинал молиться Богу и вызывать дух мертвых: «Давайте! Марко, Перо, Крсто, Вицко, Андрия и остальные. Навалимся вместе! Возьмемся за весла. Давайте бороться сообща! Помогите мне, чтобы я смог помочь вам и зажечь свечи над вашими головами!» Он звал людей, которые были похоронены на островном кладбище. И тогда духи тех, кто когда-то был умелыми моряками, приходили ему на помощь, и отшельник достигал безопасного укрытия.

Однажды ночью параштяне заметили, что на острове не виден свет свечей. Утром дул сильный южный ветер – юго. Когда пераштяне добрались до св. Георгия то рядом с могилой Катицы они нашли Фра Фране мертвым. В руке старика была записка с просьбой похоронить его рядом с Катицей. С тех пор у стены церкви расположена могила без надписи. Здесь покоятся пераштянские Ромео и Джульетта. 

Самая серьёзная нестыковка легенды с реальностью в том, что Анте Слович никак не мог состариться в одиночестве на острове св. Георгия, т.к. сразу после ухода французов Бокой завладели австрийцы. В 1814 году австрийские военные реквизировали остров. Остров утратил свои прежние привилегии. У аббата осталась лишь возможность проводить похороны. Помещения на острове использовались как оружейный склад. Многие ценные вещи из аббатства были украдены, а сама церковь находилась в весьма плачевном состоянии.

В 1823 году, после смерти аббата Вицка Мазаровича, новые власти признали право Пераста выбирать аббата. Муниципалитет единогласно избрал Иосипа Мазаровича, что было подтверждено епископом Котора. Однако аббатство больше не имело собственности, и аббат остался всего лишь символом прежней традиции.

В конце 1825 г. было принято решение о передаче бывшего аббатства. В протоколе было указано, что крыша и двери церкви, жилой корпус и фонтан в плохом состоянии. В церкви один бедный алтарь. После долгих споров, в 1827 году, с одобрения далматинского губернатора, церковь и остров наконец передали гражданским властям. Однако в крепости св. Георгия остался постоянный гарнизон.

В 1859 году военное правительство подписало с аббатом Гуерини договор об аренде аббатства за 10 форинтов в месяц. В церкви был устроен склад пороха. На колокольне в то время не было колоколов, кров был разрушен. Гуерини восстановил её в 1876 году. Единственный на сегодняшний день колокол датируется 1682 годом. Договор аренды был продлен в 1865 году. 30 декабря 1871 года аббатство снова было передано церкви.

После того, как в 1863 году австрийская комиссия выбрала место для нового пераштянского кладбища по дороге в Рисан, в 1866 году были прекращены захоронения на кладбище св. Георгия (но это не значит, что они прекратились совершенно).

Когда в 1869 году вспыхнуло Кривошийское восстание, австрийцы вырубили кипарисы, символы острова, чтобы увеличить обзор для пушек. 


Южная часть острова. Подход к жилому корпусу и церкви перегорожен упавшим кипарисом

К началу XX века церковь находилась в плачевном состоянии. После Дня св. Георгия 1902 года богослужение из-за ремонта на некоторое время пришлось приостановить. В 1914 году центральной комиссией по содержанию памятников в Вене было проведено обследование церкви и аббатства как исторического памятника. В ходе ремонта крыша церкви была перестроена, могильные плиты в храме выровнены по одному уровню, а пол между ними обновлен. Были установлены новые ступени к пресвитерию (пространство между нефом и алтарём), перед ним, на месте, где находились самые старые гробницы, устроена каменная балюстрада. Был спроектирован новый мраморный алтарь, но Первая Мировая война помешала завершению ремонта.

В 1914–1918 гг. остров как госпиталь Красного Креста. В саду аббатства выстроили госпитальные бараки, еще несколько древних кипарисов было срублено. В конце 1918 г., после основания государства Сербов, Хорватов и Словенцев, солдаты покинули остров, и аббатство вновь перешло в руки церковных властей. 3 ноября 1926 года храм был повторно освящен, а на следующий день, 4 ноября, было проведено богослужение.

Начиная с 1945 года, после прихода коммунистического правления, посещение острова Святого Георгия и церкви не дозволялось. Несмотря на репрессивные меры, особенно в первое послевоенное десятилетие, верующие все же посещали обитель, по крайней мере, во время главных церковных праздников или в день Святого Георгия.


Северная часть острова. Монастырский двор

.

Трапезная на месте, где были захоронены наполеоновские солдаты

К 1959 году монастырь в который раз обветшал. Церковь и жилой корпус стояли без крыш. Которская епархия предложила епископу Суботицкому взять островок в пользование, чтобы восстановить его на свои деньги, для использования священниками, богословами и студентами Суботицкой епархии. Договор был заключен на 90 лет. Поначалу все шло хорошо: суботчане восстановили бывшее аббатство и продолжали поддерживать объекты в надлежащем состоянии. Со временем, особенно после 1965 года, гонения на церковь уменьшились. Остров стал использоваться и как культурно-исторический объект. Здесь проводились концерты, выставки и тематические вечера.

Во время землетрясения 1979 года все здания на Святом Георгии были сильно повреждены. Однако священники из Суботицы провели санацию за относительно короткое время. После землетрясения отношение государства к сакральным объектам, как к памятникам исторического наследия, серьезно изменилось, были приняты меры для их спасения.

Со временем стал меняться порядок доступа на остров. Сегодня он не разрешен никому, кроме священников и членов их семей, а также лиц, работающих в Суботицкой епархии и родственных сестринских епархиях в Венгрии, Хорватии, Румынии, Словакии и Украине. Здесь проводят лето студенты семинарии из Суботицы. С июня по сентябрь остров может принять около 150 человек. Количество мест ограничено, организовано лишь19 спальных мест. На св. Георгии созданы все условия для комфортного проживания: проведено электричество и вода, есть Wi-Fi. Любопытно, что столовая, расположена в отдельном здании, которое находится над местом, где в начале XIX века были захоронены французские солдаты. Говорят, суботчане пытались вырастить новые кипарисы и пальмы, но саженцы не прижились. Создается впечатление, что у нынешних хозяев острова или кончилось терпение, или иссякло желание поддерживать должный порядок. Бывшее аббатство выглядит неприбранным и запущенным. И если беспорядок во дворе можно объяснить отсутствием людей зимой, то уж никак не красят это историческое место наваленная грудой ломанная садовая мебель и давно рухнувший гигантский кипарис. При падении он повредил стену, но и её восстанавливать никто не торопится.

 

(продолжение во второй части)

 

Декабрь на острове Святого Георгия

 

Основные источники знаний:
Pavao Butorac «Opatija sv. Jurja kod Perasta» (1928)
Tomislav Grgurević «Tajne Dokeljskog ostrva Sveti Đorđe» (2005)
Катарина Митровић «Убивство Помпеjа Пасквалиjа опата Св Ђорђа пред Перастом»
Катарина Митровић «Економске прилике у опатији Светог Ђорђа код Пераста»
Катарина Митровић «Трифун Лампров Болица и ливелисти на поседима Св. Ђорђа пред Перастом»
Katarina Mitrović «Opati italijanskog porekla na čelu benediktinskih opatija od Kotora do Lješa u srednjem veku»
M.D. Popović «Ostrvo Svetog Jurja ili Svetog Đorđa nepristupačno široj javnosti – odmor samo za goste Subotičke biskupije»

 

Дронофото Павла Пономарева

Дронофото Павла Пономарева

Дронофото Павла Пономарева

 

РасСказки о Перасте и пераштянах:
Остров Святого Георгия (2). Остров мертвых
Пераст. Палаты Змаевичей. За́мок на замке́
EX VOTO. История бокельских мореходов в картинках
Савва, Матвей, Иван и, примкнувший к ним, Ибрагим…
"Наутика". Русский кусочек Пераста
Капитан Уильям Хост освободитель Котора
Дорогами хоббитов. Форты Шаник, Враново Брдо, Гребен и Површница
Пераст. Благословенный берег

 

Художница Sandra Mitrović «Porodica»

Комментариев нет:

Отправить комментарий