Как-то один человек, в пылу дискуссии, обвинил меня в сибаритстве. Мол
приезжаю я в Черногорию и тут предаюсь праздности и отдохновению.
Сибари́т (по названию
древнегреческой колонии Сибарис, прославившейся богатством и роскошью) —
праздный, избалованный роскошью человек.
По поводу роскоши и обсуждать нечего. Мне бы кто рассказал, что это такое? А вот такой праздностью, как у меня,
я могу активно делиться со многими. На всех хватит!
После того, как я потерял ноги где-то в Кривошие, пришлось ждать день, пока
отрастут новые. А так как руки оставались на месте, то ими (руками) стал пока ворочать
камни и строить забор. Еще через день, когда ноги уже могли нажимать на педали,
съездил на полуостров Врмац, и даже смог подняться на гору Св. Илии.
На третий день – новая встреча с Алексеем. И снова дорогами хоббитов ...
... И снова паром на северный берег Боки ... и снова старые австрийские дороги .... и снова крепости ... и снова прекрасные виды гор, заливов и проливов …
… Мы оставили автомобиль на перекрестке в Леденице, возле
памятника местным жителям, погибшим во время Второй мировой войны. И
двинулись пешком, к деревушке Убалац (Ubalac).
Похоже, Убалац населен авто-некрофилами. Причем они явные
однолюбы. Там и тут из кустов видны разноцветные трупики древних югославских "Застав".
Рядом с деревушкой находятся развалины небольшой церковки (Sv. Jovana
Bogoslova) и остатки погоста. Создается впечатление, что церковь когда-то уже
решили восстанавливать, растащили по сторонам камни рухнувшей кладки и даже
привезли новые каменные блоки. Однако на этом дело встало.
На плато, у селения Убалац в Верхнем Ораховце, после Первого Кривошийского (Бокельского) восстания 1869 года были построены крепости Шаник и Враново Брдо,
а также множество вспомогательных объектов вдоль всей береговой черты у
Пераста и Рисана. Эти работы были проведены семидесятых годах XIX века и
показали свою эффективность во Втором Бокельском восстании 1882 года.
С тропы виден форт Свети Андриа. К нему мы еще сегодня доберемся |
. |
Цистерна для воды на площадке у крепости Шаник |
… На развилке выбираем левую дорогу, которая нас поведет к крепости Шаник.
Правой дорогой, к крепости Свети Андриа, мы воспользуемся позднее.
ФОРТ ШАНИК
Крепость построена в 1882-1883 годах. Гарнизон был вооружен винтовками
и пулеметами. Дополнительно в Шанике были установлены две 90-мм пушками, весьма часто встречающиеся и в других австрийских крепостях - тип М-04.
Укрепление должно было контролировать пути из Черногории к северо-востоку от Горни Ораховца и
далее к Перасту и Рисну.
Сейчас крепость сильно разрушена. Однако в рабочем состоянии сохранилась цистерна для воды. Местные жители бросили из нее вниз по склону
пластиковую трубу и в XXI веке пользуются благами века XIX.
Обнаружили мы и интересную местную фишечку: возле остатков стены,
лежит каменный блок, с высеченной,
весьма причудливой завитушкой. На эту архитектурную деталь обратил внимание и
Бернард Саливан (Bernard
Sullivan «The Austro-Hungarian Fortresses of Montenegro: A Hiker's Guide»). Совершенно непонятно почему этот каменный блок столь одинок? Ничего подобного рядом отыскать не удалось.
Форт Šanik. Фотография Алексея Коимшиди |
***
Цементная придорожная табличка уже совсем не читаема |
Что-то непонятное, но явно рукотворное |
Идем к форту Свети Андриа |
Так форт Шаник выглядит с Вороней горы |
***
ФОРТ СВЕТИ АНДРИА
(Sv. Andrija / Vranovo Brdo)
Если поискать отчеты в интернете, то можно обнаружить, что чаще всего к
крепости Свети Андриа народ поднимается по склону от Пераста. Можно дойти до
укрепления и от Доньего Ораховца. Однако путь от Леденице /Убалаца самый легкий и
красивый. Вам не придется штурмовать голый каменистый склон под палящим солнцем. Вместо
этого можно неспеша прогуляться в тени деревьев, и выйти на открытое
пространство практически у самого укрепления.
Мне попалась информация, что первая крепость на Вороней горе была построена ещё венецианцами в XV веке,
на границе с территориями занятыми турками. Серьезных подтверждений я этому факту не нашел, поэтому оставляю его в качестве гипотезы. Упоминается, что венеты выстроили своё укрепление ниже по склону на высоте 420 м н.у.м.
Австро-венгерский форт возводился в период с 1882 по 1884 годы на высоте 749 м н.у.м. В
дополнение к стрелковому оружию и пулеметам (2 х MG-34, 7,92мм), гарнизон был
вооружен двумя 90 мм пушками М-04. (Возможно, что пушки установили на открытых
позициях только в 1889 году). Есть сведения, что размер этого укрепления был раза в два больше, чем то,
что можно увидеть сейчас. А может просто учитывают площадь крепости вместе с
укреплениями, остатки которых видны ниже на склоне, обращенном в сторону залива.
Основная задача форта состояла в контроле путей от горного, труднопроходимого массива,
в направлении к Перасту, Рисану и Доньему Ораховцу. Укрепление доминирует над обширной
областью Горни Ораховац - Степен - Доньи Ораховац, и могло поддержать огнем форты
Ledenice и Šanik.
После 1909 года было решено перестроить форт по образу крепости Дврсник (Werk Dvrsnik.) Однако
эти работы так и не начались, а с началом Первой Балканской войны (1912) на проекте окончательно
был поставлен крест.
***
После возвращения из крепости Свети Андрия. Мы объехали на машине
укрепленный район Леденице, останавливаясь в наиболее интересных местах.
***
УКРЕПЛЕННЫЙ ЛАГЕРЬ ЛЕДЕНИЦЕ (Grkavac / Ledenice)
... После Кривошийского восстания 1869 года австрийцами было принято решение о
строительстве постоянных укреплений в Леденице. Работы велись до конца
XIX века. Строительство укрепленного лагеря Гркавац / Леденице начали одновременно со строительством лагеря в Црквице. В Леденице можно было разместить
около 2000 человек. Были возведены казармы, склады, цистерны для воды,
проложены дороги.
Лагерь защищали форты Обер Гркавац и Унтер Гркавац и форт Леденице. Все эти укрепления перекрывали направление из Грахова, Драгаля и
Горни Леденице в Рисан через теснину между Гребеном и Стругой.
***
ФОРТ ГРЕБЕН (Greben)
В горке под фортом Гребен, у дороги видимо было караульное помещение |
В горке под фортом Гребен, у дороги видимо было караульное помещение |
Форт Гребен на макушке холма |
Закончили мы круг на дороге между двумя холмами. На том, что повыше, сохранились руины форта Гребен, но мы за этот день вполне «наелись» видами
других замечательных крепостей, и к нему уже не полезли. На холме пониже
примостилась совсем маленькая крепостишка - Површница. Её разрушенные стены почти
совсем спрятались в зарослях разросшихся кустов, а с дороги осталась видна
только небольшая башенка.
Перед Кривошийским восстанием 1869 года, на Гребенской возвышенности была
расположена временная артиллерийская полевая батарея. После больших
потерь, которые австрийцы понесли в этом районе, важность позиций была отмечена
графом Ауэрспергом, командиром одного из подразделений, которое вело борьбу с
повстанцами. Поэтому после восстания в этой области стали устанавливать укрепления
(блокгаузы), позже модифицированные в постоянные форты.
***
ФОРТ ПОВРШНИЦА (Površnica)
Укрепление было выстроено в конце XIX века, и относится к третьей
оборонительной линии северной - кривошийской оборонительной зоны. Вместе с соседними фортами Површница перекрывала маршруты, которые
вели из Драгаля к Рисану.
***
Природа всё никак не могла определиться в своих желаниях, пучилась тучами и
время от времени прыскала дождём. Поэтому было принято решение закончить маршрут. Все наши
планы на день были выполнены сполна. И мы тронулись в обратный путь.
Прощаемся с северным берегом Боки. Пролив Вериге. Нас провожает Церковь Свети Неделя (Камерани, Йошица) |
РасСказки об австрийских укреплениях в Кривошие, Црквице и Леденице:
Кривошие. Форты Драгаль и Янков Врх
Дврсник. Последний солдатимперии
Дорогами хоббитов. Крепости Ком и Стражник
Дорогами хоббитов. Укрепленный лагерь Црквице
Дорогами хоббитов. Форты Ундер и Обер
Задорно пишете! =) Интересно было читать)))
ОтветитьУдалитьПравда, одна только правда, и ничего, кроме правды ;-)
Удалить