На что
мог бы надеяться Владимир Клавдиевич Арсеньев в Уссурийском крае, если бы не
было у него такого замечательного проводника как Дерсу Узала? Вот и я
потерял бы массу времени и сил в крае Монтенегрийском, если бы не Алексей Комшиди. Не устану благодарить этого замечательного человека!
В этот
раз Алексей предложил экспедицию в Кривошие. Я еще не бывал в этих местах
севернее Боки. А сам Алексей решил в этот раз пройтись с новой игрушкой – квадрокоптером.
Для
того, чтобы встретиться с Алексеем и Юлей мы встали ни свет ни заря, и не торопясь
поехали на север через бОльшую часть черногорского приморья.
Каждый
новый десяток километров нашего продвижения на север съедал всё больше весенних апрельских красок природы.
Я даже удивился, насколько это было заметно.
Лепетане.
Оставляем машину рядом с переправой. Переправляемся на пароме через пролив
Вериге (пешеходы бесплатно) на северный берег - в Каменари. И вот уже Юля везет нас всех в сторону
Леденице.
Выгрузились.
Юля умчалась на работу. А мы решили выпить по чашечке кофе «на дорожку». И вот,
пока мы пьем кофе в маленькой, придорожной кафане и наблюдаем за маленьким
спектаклем, который для нас устроили местные пес и кот, будет не лишне
вспомнить, что же мы рассчитываем сегодня увидеть.
… Как
мало информации … Опять я за старое … А что же делать, если это на самом деле
именно так?
Основными источниками знаний об австрийских укреплениях являются:
·
Radojica-Rašo
Pavićević : «Werk - AUSTROUGARSKE TVRĐAVE U CRNOJ GORI»
·
Bernard
Sullivan : «The Austro-Hungarian Fortresses of Montenegro: A Hiker's Guide»
·
Ilija
Lalošević, Radojica Pavićević «Fortifikacioni sistem Воке Kotorske
austrougarskog perioda»
***
Австро-Венгрия
владела Приморьем с 1797 по 1805 год и с 1814 до 1918 года. Сразу же после
первого утверждения на этой территории, австрийцы тщательно изучили предыдущий
опыт и приступили к развитию унаследованных ими оборонительных укреплений. В
1814 году гарнизоны разной численности были размещены во всех городах Боки и
вокруг них, в зависимости от военно-политической ситуации и ситуации на местах.
Например в Рисане располагался армейский гарнизон в составе неполного батальона. Над городом в 1891 году было устроено стрельбище, а у берега выстроен причал.
Во время
кривошийского восстания 1869 года Рисан был центром противоавстрийского
сопротивления, и так же как во время восстания в Герцеговине в 1875 году, он
являлся главным связующим звеном между повстанцами и побережьем. Во время этого
восстания Рисан был заполнен беженцами и герцеговинскими семьями.
С 1882
года, Боко-Которский залив был преобразован из прибрежной оборонительно
крепостной полосы в три оборонительных зоны:
·
Южную
– Адриатическую оборонительную зону;
·
Восточную
– Ловченскую оборонительную зону;
·
Северную
– Кривошийскую оборонительную зону.
Первые
укрепления в прибрежной зоне, в целях защиты залива от вражеских атак с моря,
австро-венгры начали строить 30-х годов XIX века. По словам профессора Технического университета города Грац Фолькера Кристиана Пахауера (Folker
Pahauer), который является одним из основателей и членов австрийской ассоциации
по исследованию крепостей, эта система была построена в пять этапов до начала
Первой мировой войны. Австро-Венгерские стратеги учли, что в дополнение к
прямым атакам вражеских кораблей на входе в Боку, есть опасность комбинированных действий
корабельной артиллерии и высадки морского десанта в Конавле, и заливе Траште,
одновременно с атаками черногорцев из Драгаля или со старой дороги Цетинье - Котор,
с установкой осадных орудий на Ловчене, которые смогут поразить цели в Боке, а так же атак из области Грбаль на Будву. Чтобы избежать этого, Австро-Венгерская
империя с 1838 по 1914 выстроила замечательную оборонительную систему, в
которой гораздо большее внимание стало уделяться береговым объектам, а не
морской границе. И именно береговые объекты стали служить впоследствии основой для операций против
Черногории. Работа началась со строительства дорог и основания лагерей для
концентрации сил (Црквице-Кривошие и Леденице-Гркавац), было начато строительство
нескольких линий оборонительных укреплений. Морской фронт остался лишь частью
обороны, тогда как главное место в ней было уделено крепостям на внутренних рубежах.
Частью
этой оборонительной системы стала Северная оборонительная зона, прикрывающая
направление Драгаль – Црквице – Герцег Нови – Леденице – Котор.
Возведение
крепостей в Кривошийском поясе обороны проводилось в основном на третьем этапе
строительства оборонных укреплений вокруг Боки, с 1881 по 1893 годы.
В этот раз мы как раз и рассчитывали посмотреть укрепления Северной - Кривошийской оборонительной зоны, которая располагалась на границе с Черногорией.
До 1869
года на этой территории находились только два небольших укрепления в Драгали и в
Цирквице, с немногочисленными гарнизонами, выполнявшими жандармские и таможенные
функции.
Бокешское
(Кривошийское) восстание 1869 года, которое преследовало цель сохранить старые
привилегии (освобождение местных жителей от обязательной воинской обязанности),
и большие потери в нём, указали на проблемы Австро-Венгерской империи в организации
обороны своих рубежей в этой области, и в необходимости принятия интенсивных
мер по возведению новых оборонительных сооружений.
Первыми крепостями на нашем пути по горным австрийский дорогам стали: Under (Donji Grkavac) и Ober (Gornji Grkavac). Обе крепости были построены в период с 1891 по 1893 годы.
Гарнизон
крепости Доньи Гркавац до Первой мировой войны был вооружен 2-мя 9-см пушками
КК М4 (как в форте Ком), стрелковым оружием и пулеметами. В распоряжении
гарнизона крепости Горни Гркавац были только пулеметы и стрелковое оружие.
Путь на высоты, до крепостей Унтер и Обер не был особо тяжел. Пока мы с дочкой Машей ползали по руинам, Алексей оснащал и запускал свое летучее око. Порой, перескакивая через груды обрушившегося камня, очень сложно представить, как крепости выглядели «при жизни», поэтому взгляд с высоты дает более полное представление. Да и к тому же эти картинки сами по себе очень красивы и эффектны.
Эти придорожные таблички или выбивались прямо в камне, или формовались из цемента Цементные время не пощадило, а вот каменные выглядят и сейчас весьма бодро |
Вид на покинутую нами крепость Ундер |
Крепость Ober (Gornji Grkavac) |
. |
. |
. |
Крепость Ober (gornji Grkavac) Фотография Алексея Коимшиди |
Крепость Ober (Gornji Grkavac) |
Если
считать по количеству крепостей, то, посетив Унтер и Обер, мы выполнили дневной
план посещений ровно наполовину. Однако наш дальнейший путь в Црквице лежал
мимо горы Вели Врх. И вот это «мимо» нас никак не устраивало. Вершину решено
было брать!
Здесь, пожалуй, самое время остановиться на том, без чего были бы немыслимы
все австрийские планы по организации обороны … а значит и наш поход по останкам
этих реализованных планов.
Когда
Австрия завладела областью вокруг Боки, здесь было лишь небольшое количество
дорог, идущих вдоль побережья. Осознавая необходимость развития дорожной сети,
Австрии за 104 года удалось выстроить, насыпать, выложить, высечь в скалах многие сотни километров дорог. БольшАя их часть
используется до сих пор. Развитие дорожной сети, безусловно, зависело
от многих условий: оценки военно-политической обстановки, финансирования и Австро-Венгерского стремления к экспансии в регионе.
Наиболее
интенсивное строительство вокруг Боки приходится на 1882 - 1914 годы.
Большинство по-прежнему существующих здесь дорог построено силами Австро-Венгерской
армии, и исключительно для военных целей и планируемых боевых операций.
Австрийские дороги – это целый мир следи дикого каменного хаоса, нагромождения ущелий, пиков, гребней и утесов.
Дороги зарастают, местами обрушиваются, но даже сейчас, по прошествии столетия,
многими из них еще можно пользоваться.
Начиная
от Обера австрийские дороги повели нас в совершенно сказочную горную страну, частью
которой они и сами сейчас стали.
Однако
усталость уже начала напоминать о себе. И завораживающие виды вокруг все больше
воспринимались нами как страна хоббитов, вовсе не по схожести ландшафтов, а из-за
мысли о том, что для таких прогулок именно лохматые хоббитовые ножки были бы нам как-раз в
самую пору.
Уклон
местности становится всё круче, отрезки австрийского серпантина все плотнее
прижимаются друг к другу. На половине горы, перед самым крутым участком
восхождения, мы оставили свои рюкзачки, и взобрались на вершину налегке.
Пожалуй, на вершине Вели Врх, на высоте 1277 метров, я прерву рассказ о нашем
походе, чтобы отчет не выглядел слишком нескончаемым. Однако продолжение неизбежно!
Продолжение путешествия по Црквице:
Другие расСказки об австрийских укреплениях в Кривошие, Црквице и Леденице:
Кривошие. Форты Драгаль и Янков Врх
Дврсник. Последний солдатимперии
Дорогами хоббитов. Форты Шаник, Враново Брдо, Гребен и Површница
Дорогами хоббитов. Укрепленный лагерь Црквице
Дорогами хоббитов. Форты Ундер и Обер
Отличный отчет, Дим! Красиво излагаешь, у меня так не получается! Сейчас еще раз перечитаю! С нетерпением жду продолжения!
ОтветитьУдалитьС горой Вели Врх, похоже, перепутал фотографию. Там только заснеженные вершины Ориена видны вдалеке.
продолжение написал, фоту переменил :-)
Удалитьтеперь надо пыхтеть над отчетом про Шаник и Св.Андрия! :-)
Давай, пыхти. Ждем-с))
Удалитьспасибо огромное,очень интересно! прошу исправить "впоследствиИ" и"наполовину"...
ОтветитьУдалитьСпасибо за редактуру! :-)
Удалитьhttps://www.amazon.com/Austro-Hungarian-Fortresses-Montenegro-Hikers-Guide/dp/1491273275
ОтветитьУдалитьЭту книжку лучше не рекламировать :-)
УдалитьБернард Саливан написал работу откровенно слабую.
http://www.radiodux.me/naslovnica/2291-austrougarske-tvrave-u-crnoj-gori-promocija-u-tivtu
ОтветитьУдалитьВы видимо думали меня удивить?
УдалитьНе получилось :-)
Книжку Радоицы Павичевича я давным давно знаю.
Прчем вы дали ссылку на презентацию первого издания, а ведь уже вышло и второе :-)