Форт Дврсник. Артиллерийская батарея |
Лучшей книгой об австрийских укреплениях в Черногории без сомнения является работа Радоицы Павичевича – Radojica Rašo Pavićević «Werk – austro-ugarske tvrđave u Crnoj Gori» (1). Стоит ли после г-на Павичевича писать ещё что-то на эту тему? Без сомнения, стоит! Ведь эта книга больше похожа на энциклопедический словарь, в котором дана самая главная, но весьма сжатая информация. То-есть, по крайней мере о своих впечатлениях написать всегда можно, а порой получается отыскать что-то, о чём г-н Павичевич не упомянул или даже дополнить уважаемого мэтра.
Форт Дврсник. Фотография Павла Пономарева |
. |
. |
. |
В этот раз начать надо видимо
с трагического конца. В 60-х годах прошлого века форт Дврсник был уничтожен.
Его взорвали, чтобы добыть металл из стальных артиллерийских башен и наблюдательного пункта. Были сорваны бронелисты казематов и траверсы, которые являлись конструктивными элементами
перекрытий. Весь металл был отправлен в Никшич на переплавку. Сейчас, даже
обладая большим воображением, глядя на исковерканные руины, весьма сложно
представить, как выглядел форт раньше. В этом нам помогут сохранившиеся
ретро-фотографии и «информационный донор», в качестве которого выступит
герцеговинский форт Страч, расположенный недалеко от Требине.
Форт Дврсник. Фотография Павла Пономарева |
Форт Дврсник. Место артиллерийской батареи |
До 1869 года в Кривошие на
границе с Черногорией, в Драгале и в Цирквице были построены лишь два небольших
укрепления, с немногочисленными гарнизонами, выполнявшими жандармские и
таможенные функции. Однако после Бокельских/Кривошийских восстаний 1869 и 1882
года вопрос возведения новых укреплений в этом районе встал очень остро.
В 1882 году для
совершенствования обороны на южном рубеже Австро-Венгерской монархии были
выделены три оборонительных зоны:
Южная – Адриатическая
оборонительная зона;
Восточная – Ловченская
оборонительная зона;
Северная – Кривошийская
оборонительная зона.
. |
. |
Строительство форта Дврсник. Фотография д-ра Белы Маттиасовсзкого |
Завтрак на Дврснике. Июль 1916. Фотография д-ра Белы Маттиасовсзкого |
Во время второго Бокельского
восстания (1882 г.) значительное влияние на руководство боевыми операциями против
повстанцев оказал молодой капитан генерального штаба Конрад фон Хётцендорф (2).
Впоследствии, будущий начальник генерального штаба австро-венгерской армии,
Конрад стал инициатором плана обороны района Котора и его окрестностей, в
соответствие с которым части из южной Герцеговины должны были не только
отражать вражеские вторжения, но и переходить в наступление через Грахово-Граб
и соединяться с войсками из Боки, в районе Кривошие. Для быстрого подхода
мобильных сил и обеспечения сосредоточения штурмовых частей требовалась
модернизация этого оборонительного района. В решении этих задач Конраду очень
пригодились приобретенные им знания местности.
Весной 1882 г. была создана
комиссия, по определению количества и характеристик необходимых оборонительных
сооружений в Северной оборонительной зоне (Герцег Нови – Црквице – Драгаль
–Леденице – Котор). За основу был принят типовой проект «казармы с артиллерийской
платформой», подготовленный начальником инженерной службы в Заре (Задар),
полковником Карлом Уолбергом (Karl Wahlberg). Примером реализации проекта может
являться форт Ком (1883).
С 1881 года началась
реализация программы строительства, которая длилась почти четыре десятилетия. В
итоге Босния, Герцеговина и южная Далмация были преобразованы в укрепленный
район, сравнимый с созданными в северной Италии. До 1893 года наибольшее
внимание уделялось укреплениям в районе Кривошие. Были построены форты Ундер и
Обер (оба 1893), Гребен (1886). С 1894 по 1905 г. была построена вторая линия
укреплений у входа в Боку, новая крепость Врмац (1897) и ряд небольших
укреплений вокруг Тивата. С 1904 года и до начала Первой мировой войны велось
строительство дополнительных укреплений возле Тивата, укреплений к северу от
залива Траште (форт Радишевич 1908-1912), новейшей и так и не достроенной
крепости Стражник над укрепленным лагерем Црквице.
. |
. |
. |
Черногория в 1903 г. получила
от России и Франции тяжелую осадную артиллерию калибром до 240 мм (иногда в
текстах попадаются сведения о 480 мм, но, полагаю, что это описка). В этой
связи возникла неотложная необходимость преобразования системы укреплений на
границе с княжеством. С 1908 года, аннексии Австро-Венгрией Боснии, начали
рассматриваться новые проекты модернизации и строительства крепостей.
Генеральный инспектор фортификационных инженеров барон Лейтнер (3), и позже
армейский инспектор Боснии, Герцеговины и Далмации генерал Потиорек (4) внесли
свои предложения по созданию системы укреплений для защиты южной части
Австро-Венгерской империи. Основой такой системы должна была стать сеть
бронированных фортов. Поначалу было предложено преобразование фортов с
артиллерийскими платформами в компактные бронированные укрепления, оснащенные
артиллерией и пулеметами во вращающихся башнях. Но вскоре от этой идеи
отказались. Новые форты решено было проектировать такими же, как те, что
строились вдоль итальянской границы начиная с 1907 года.
Обсуждались предложения по
укреплению группы Врмац или её полной замены на современный форт Альт Врмац у
вершиеы св. Илии. Рассматривалось новое строительство в группе Траште-Грабовац
(построен в 1907-1909), и усиление обороны вокруг военно-морской базы Теодо
(Тиват). В 1909 году военное министерство заказало строительство новых
крепостей Дврсник, Шаник и Голи врх. Однако у империи не хватало средств и (как
оказалось) времени на выполнение всех проектов.
Конрад и Лейтнер уделили
особое внимание организации обороны в Северной оборонительной зоне. К началу
Первой мировой войны только два форта – Дврсник (Dvrsnik) в Кривошие и Страч
(Strač) в Требинье - находились на заключительной стадии строительства, но оба
не были закончены до 1918 года, хотя конструктивно возведение форта Дврсник
было завершено полностью. Дврсник и Страч относятся к новейшим крепостям,
построенным до Первой мировой войны. В конце XIX века этот тип дорогих и
огромных укреплений пришел на смену каменным, которые уже не обеспечивали
защиту от артиллерии нового поколения, большей разрушительной силы и большей
дальности действия.
. |
Форт Дврсник. Блок казарм и казематов |
Вершина Дврсник (1176 метров
н.у.м.) расположена у северо-западной части Драгальского поля. Положение холма,
склоны которого достигают Граховского поля, позволяло контролировать границу с
Черногорией, путей, ведущих через Драгаль к Боке-Которской, а также любое
передвижение со стороны и в сторону Герцеговины (Требине, Билеча). Здесь в 1910
году начали строить самую современную и исключительно мощную, последнюю австро-венгерскую
крепость на территории современной Черногории. В отличие от других укреплений
Южной Далмации, построенных из камня, основная конструкция форта Дврсник
состояла из бетона и металлических конструкций (новый форт Радишевич был сделан
из бетона лишь частично, но основная его часть сложена из камня). Толщина стен
Дврсника достигала 5 метров, что позволяло выдержать обстрел самого тяжелого
артиллерийского вооружения своего времени.
Из рапорта русского военного агента в Черногории Н.М. Потапова «о
безуспешной деятельности пограничных комиссий Черногории и Австро-Венгрии», 30 июля (12 августа) 1910 г.
Цетинье
Высланные в Грахово со стороны Черногории и Австрии
пограничные комиссии, необходимость коих выносилась в минувшем июне месяце и
вызвана была началом постройки австрийцами форта на спорной точке пограничной
территории, не пришли ни к какому соглашению и разошлись на неопределенное
время.
Вопрос об урегулировании означенной части
австро-черногорской границы предположено возобновить по окончании юбилейных торжеств, причем направление пограничной линии решено установить сначала на
карте путем дипломатических переговоров и лишь затем выслать на место
разграничительные комиссии.
Между тем работы австрийцев на Дврснике продолжаются, хотя,
как оказывается теперь, к самому возведению укрепления еще не приступлено, а
лишь выведена дорога к вершине, построены рабочие казармы и подвезен
строительный материал.
Генерального штаба полковник Потапов
Дорога к форту Дврсник. Фотография Павла Пономарева Хорошо виден большой разворотный круг, необходимый для укладки железнодорожного полотна |
. |
. |
Строительство выполняла
частная компания. Сначала на холм была проложена дорога, которая ответвлялась
от дороги Рисан-Грахово в Драгальском поле. Затем началось возведение и
бетонирование артиллерийского блока и казематов-казарм.
План форта Дврсник. Иллюстрация из книги Р. Павичевича |
Форт, расположенный под самой
вершиной, словно является продолжением крутого склона холма. Массивная
многоэтажная казарма встроена в глубокую искусственную нишу в скале. От неё
сделан ход наверх, к бронебатарее на гребне. Конструкция перекрытий, по
аналогии с фортом Страч, состояла из двух рядов поперечных и крестообразных
металлических профилей, сверху которых заливался бетон. Дополнительно были
возведены многие объекты, обеспечивавшие жизнедеятельность и автономность:
жилые помещения для офицеров и солдат гарнизона, кухня, водяные цистерны,
дизельный электрогенератор, узел связи, склады продовольствия и боеприпасов,
медицинский пункт и морг и т. д. Перед крепостью был вырублен в скале защитный
ров и установлены ограждения из несколько рядов колючей проволоки. На место
строительства крепости была доставлена специальная камнедробильная машина,
весом 100 тонн. Щебень использовался для создания непроходимой для вражеской
пехоты насыпи, гляциума, на склоне перед укреплением.
Камнедробильная машина |
О численности гарнизона
крепости Дврсник я информации не нашел. Поэтому обратимся к тому, что известно
о форте Страч. К июню 1915 года гарнизон Страча состоял из 5 офицеров и 157
нижних чинов.
Водяная цистерна на пути к форту Дврсник |
Водяная цистерна на пути к форту Дврсник |
Дорога к форту Дврсник |
Дорога к форту Дврсник 01.07.1916. Фотография д-ра Белы Маттиасовсзкого |
Ядро форта состояло из
бетонных казарм и бетонной батарейной площадки. Артиллерийская батарея была отделена
от казарм и выдвинута вверх на гребень. Основным вооружением крепости были
четыре гаубицы калибра 100 мм в поворотных бронированных куполах. Радоица
Павичевич определяет их тип как PzH (видимо от Panzerhaubitze), в чешских
источниках мне встретилось название VZ.09. Однако правильным обозначением типа следует считать M9 (10-cm-Turmhaubitze
T.H. M.9).
Артиллерийские купола M9,
производства Škoda, были самыми современными вращающимися куполами своего
времени. Основное вооружение более старых моделей крепилось непосредственно к броне фонаря, что понижало дальность и точность
стрельбы. В M9 орудия размещались на внутренней поворотной базе, которая была
полностью независима от самого купола. Благодаря этому дальность стрельбы 10 см
гаубиц увеличилась (до 8 км - в описании форта Страч). Таких куполов для современных фортов на границе с
Италией и на Балканах было выпушено примерно пять десятков. Единственные два
хорошо сохранившихся экземпляра находятся в крепости Страч недалеко от Требине.
Крепость Страч. Бронекупол М9 |
10-см гаубица. Фотография из итальянского архива |
Информация о общем весе орудий и куполов модели М9 в разных источниках отличается. Чехи пишут, что общий вес составлял 40 тонн, в описании форта Страч приводится цифра около 55 тонн. Отмечается, что толщина брони артиллерийских куполов крепости Страч составляет 30 см. Они несколько крупнее тех, что были установлены в Дврснике, где толщина составляла 25 см. (более подробная техническая информация в конце расСказки)
Форт Дврсник во время строительства. Артиллерийские купола М.09 |
Austro-Daimler C-Zug на железнодорожном ходу |
По информации герцеговинских историков купола в Страч доставлялись артиллерийскими тягачами производства компании «Austro-Daimler», главным конструктором которых был Фердинанд Порше (РасСказка «Война – двигатель прогресса»). Можно предположить, что «тракторы Порше» работали и на строительстве форта Дврсник. На фотографиях строительства Дврсника видно, что к вершине холма были проложены рельсы. Это испытанное инженерное решение, при котором орудия, купола и бронелисты подымались к строящимся крепостям. После строительства рельсы демонтировались. Ландвер-Цуги Порше умели таскать грузы как по обычной дороге, так и по железнодорожному полотну.
Схема наблюдательного купола М.07 в форте Страч |
Наблюдательный купол М.07 в форте Страч |
Наблюдательный купол М.07 (слева) и артиллерийский купол М9 в форте Страч |
В отдельном куполе (тип PzBob
– Павичевич), посреди артиллерийской батареи форта Дврсник, располагался
наблюдательным пункт, вооруженный одним пулеметом, закрепленным на стойке. Ещё
шесть пулеметов устанавливались без лафетов (Павичевич). Чехи указывают, что
кроме пулемета в наблюдательной куполе, периметр форта защищали пять пулеметов
в казематах (четыре спереди и один сзади). Скорее всего общее количество
пулеметов на Дврснике было много больше. При описании крепости Страч попадается
информация о том, что форт был вооружен 24 пулеметами. Вращающиеся купола модели М.07 для 9-мм пулемета MG, весившие 20 тонн, также устанавливались в самых
современных фортах на Итальянской границе, на Балканах и, например, в
Краковской крепости. Основное вооружение состояло из крупнокалиберного
пулемета, установленного на лафете в амбразуре. На противоположной стороне
купола имелась смотровая амбразура, в которую можно было вставить перископ.
Такие купола размещались на артиллерийских батареях, где помимо круговой
обороны обеспечивали также управление огнем основного артиллерийского
вооружения фортов. Такой купол сохранился в форте Страч. Обозначение куполов
было B.u.M. (Beobachtungs und Maschinengewehrstand).
Форт Дврсник. Артиллерийский купол М9 и зенитные пулеметы |
Два черногорских офицера, захваченных в плен поручиком Шпрингером и подпоручиком Катецким. Форт Дврсник 01.07.1916. Фотография д-ра Белы Маттиасовсзкого |
В 1914 году перед
австро-венгерскими войсками на герцеговинском фронте стояла задача защиты границы
с Черногорией. Основные части были развернуты на участке у Автовца, в крепостях
около Билечи и Требине. Общая численность этих частей составляла 17 ¼
батальонов (около 17200 человек), не считая отрядов пограничников и жандармов,
139 пулеметов, 190 артиллерийских орудий.
На день объявления войны, 6
августа 1914 года, Герцеговинский отряд черногорской армии состоял из 28
батальонов, общей численностью около 15000 человек, 8 пулеметов и 20
артиллерийских орудий.
Таким образом, на территории,
где действовал Герцеговинский отряд, австро-венгерские войска имели
превосходство в артиллерии (10:1) и в пулеметах (17:1). Обладание
многочисленными укреплениями еще больше увеличивало их преимущество.
Однако зная, что
австро-венгерские войска не планируют наступательных действий, 8 августа
черногорцы начали наступление на территорию Австро-Венгрии.
Форт Дврсник. 120 см прожектор |
В описании первых дней войны
упоминается участие форта Дврсник в боевых операциях.
В ночь с 9 на 10 августа
разведывательная рота II дивизии Герцеговинского отряда подверглись сильному
артиллерийскому обстрелу из форта Дврсник, который продолжался всю ночь до 7
часов утра10 августа. Затем австрийцы, поддержанные артиллерийским огнем,
перешли в наступление. Однако черногорцам удалось отразить атаки, при этом в
ходе боя они потеряли 10 убитыми и 10 ранеными, а потери наступающих были
значительно выше. В ходе атаки были взяты в плен 17 австро-венгерских солдат и
1 офицер, который был убит.
18 августа на участке фронта
Герцеговского отряда австро-венгерские части после перегруппировки у Требине и
форта Дврсник, поддержанные сильными артиллерийским огнем из крепости,
продолжили свои атаки для прорыва через Грахово. Этот участок фронта обороняли
от 8 до 10 черногорских батальонов, т.е. от 4 до 5 тысяч солдат.
Австро-венгерские части смогли спуститься к западной границе Грахова. Однако
частям Герцеговинского отряда удалось отбить атаки, нанеся противнику значительный
урон. В бою под Граховым черногорцы потеряли 262 бойцов. Австро-венгерским
войскам удалось удержать важные вершины Лисац и Биелу-Гору. Во время атаки на
Грахово был ранен австро-венгерский командующий генерал Новак. Войска
противника были отбиты и в районе Билечи. К 18 августа общие потери
Герцеговинского отряда оценивались примерно в 850 человек убитыми и ранеными.
. |
После первых горячих дней
войны на Кривошийском направлении установилось затишье. Роковым для Черногории
стал рубеж 1915-16 гг. Тогда, после решающего успеха
австро-болгарско-германских войск в Сербии и драматического отступления
остатков Сербской армии и беженцев через Албанию, австро-венгерское
командование смогло развернуть против черногорцев внушительную группировку сил.
В этих событиях форт Дврсник уже не участвовал.
Скорее всего укрепление было
разоружено весной 1916 года, после разгрома Сербии и Черногории и удалении
линии фронта. После окончания Первой мировой войны форт окончательно утратил
свое значение и, возможно, использовался как военный склад. С этого момента и
до полного уничтожения в 60-х укрепление разворовывалось военными и местными
жителями.
. |
Примечания:
. |
Форт Дврсник. Слив для дождевой воды |
Основные источники знаний:
Radojica Rašo Pavićević «Werk — austro-ugarske tvrđave u Crnoj Gori»
Ilija Lalošević, Radojica Pavićević «Fortifikacioni sistem Воке Kotorske austrougarskog perioda»
Volker Konstantin Pachauer «Austro-hungarian fortification in bosnia-herzegovina and montenegro.cultural heritage between value, touristic potential and extinction»
Jan Pavel «Rakousko-uherské opevnění Kotoru»
Rakousko-uherské pevnosti. Výzbrojí a vybavení
Fort-Net. Dvrsnik
Tvrđava Dvrsnik - ljudski nemar na djelu
Ergänzungsheft ... zum Werke "Österreich-Ungarns letzter Krieg". 1931
The unknown Austro-Hungarian giant: Strač Fortress near Trebinje
Tvrđava Strač nema 365 soba — "Poršeom" iznosili materijal, izgradnja koštala 60 miliona evra
Rakousko-uherské pevnosti. Fort Strač (Trebinje)
Milan Samardžić «Krivošije I Krivošijani»
Marko Kadić, Božidar Kasalica «Operacije crnogorske vojske 1914-1916. Godine»
РасСказки об австрийских укреплениях в Кривошие, Црквице и Леденице:
Кривошие. Форты Драгаль и Янков Врх
Дорогами хоббитов. Форты Шаник, Враново Брдо, Гребен и Површница
Дорогами хоббитов. Крепости Ком и Стражник
Дорогами хоббитов. Укрепленный лагерь Црквице
Форт Дврсник. Смотр войск 01.07.1916. Фотография д-ра Белы Маттиасовсзкого |
Чтобы не загромождать текст
расСказки, вынесу информацию о артиллерийском вооружении форта Дврсник в
отдельный раздел.
Схема бронекупола М9 с 10-см гаубицей |
Схема бронекупола М9 с 10-см гаубицей |
10-сантиметровая
башенная гаубица TH M9 (10-cm-Turmhaubitze T.H. M.9), состояла из
бронированного купола и артиллерийского орудия и являлась одним из наиболее современных
австро-венгерских крепостных орудий во время Первой мировой войны. Все
бронированные купола были изготовлены на заводе Škoda в Пльзене. М9
использовалась как основное вооружение в новых укреплениях на границе с Италией
и в Боснии-Герцеговине.
Первоначальный
проект подготовлен полковником Отто Эллисоном фон Нидлефом (Otto Ellison von
Nidlef) и предусматривал разделение артиллерийского лафета и корпуса башни (турели),
вопреки той конструкции, которая применялась обычно в то время. Это означало,
что орудие и турель не были жестко связаны друг с другом, поэтому не было необходимости
каждый раз приводить в движение всю башню при изменении прицела на малые углы. Еще
одним преимуществом была возможность при необходимости снять орудие с лафетом и
использовать его в другом месте. Купола были изготовлены из очень прочной
хромоникелевой стали (так называемой стали P-2).
Максимальное
возвышение ствола +43°. Толщина купола 25 см. Внутренний диаметр броневого
купола — 2,68 м, масса — 18,7 т. Купол размещался на броневом фартуке,
состоящем из двух частей, отлитых из стали толщиной 25 см и массой 16,5 т. Броню
замуровывали в бетонное перекрытие на глубину 1 м. Доступ в башню осуществлялся
по лестнице в кормовой части, снизу. Этот переход представлял собой слабое
место, которое было защищено дополнительным броневым щитом. Внутри купола, на
дне орудийного колодца находилась вращающаяся платформа. Если башню нужно было
повернуть, ее поднимали на один миллиметр с помощью двух подъемных устройств
над четырьмя резиновыми буферами (весь орудийный механизм теперь находился на отдельной
платформе), поворачивали в заданное положение и снова опускали. Кольцевой бортик
на верхней кромке купольной брони имел с нижней стороны 24 горизонтальных
отверстия, каждое со смещением на 15°. Через них башня фиксировалась в боевом
положении с помощью стопорного болта. Такая конструкция предохраняла купол от скручивания
и заклинивания башни при попадании прямом попадании.
Тонкая
настройка осуществлялся на самом орудии, которое можно было регулировать на +/-
11,25 ° с помощью специальной каретки. Вращение в сегментах занимало не менее
15 секунд. Чтобы купол не сорвало, шесть зацепов крепились за броню и фиксировали
его в таком положении. Башню можно было поднимать до 10 миллиметров для
устранения заеданий.
В
мирное время в качестве защиты от непогоды использовалось покрытие из листового
металла, которое размещалось над всем куполом. При боевой готовности кожухом из
листового металла закрывались только проемы в куполе. Его подвешивали на
поперечной планке над проемами.
Орудие
являлось дальнейшим развитием полевой гаубицы М99. Калибр составлял 104 мм,
длина ствола 176,5 см (L/17). Сам ствол был изготовлен из литой бронзы с с клиновидным
замком в казенной части и гидравлическим возвратным тормозом. Он был установлен
на передней поворотной опоре, прикрепленной к поворотной платформе. Лафет имел
два подъемных устройства, зубчатый редукторный выравнивающий станок с червячной
передачей и разряжающее устройство. Боковая настройка осуществлялась через
червячную передачу. При начальной скорости 370 м/с максимальная дальность
стрельбы в 7,3 км могла быть достигнута как с осколочной гранатой М9, так и с
фугасной гранатой М11. Наводка на цель производилась с помощью прицельной трубы,
установленной независимо, что было очень современным решением. Скорострельность
составляла максимум десять выстрелов в минуту.
Наиболее
часто используемым боеприпасом была осколочная граната М9 массой 16,2 кг и
начинкой из 758 свинцовых пуль калибра 11,7 мм. Также использовалась фугасная граната
M11. Также можно было стрелять всеми боеприпасами для легкой полевой гаубицы M99.
Отстрелянные гильзы перезаряжались в манипуляционной комнате самого укрепления.
Комментариев нет:
Отправить комментарий