|
Xiao Yang. Мемориал в Барутане |
Что нам
стоит дом построить?
Нарисуем, будем жить!
Песня мастеров
из к/ф «На златом крыльце сидели»
Я думаю, что жюри
национального черногорского архитектурного конкурса «Борьба» 1968 года до
последней минуты сомневались в правильности своего решения. Как же могло
случиться, что в Черногории, где исторически всё решалось мужчинами и для
мужчин, премию в области архитектуры получила молодая женщина!
|
Светлана Кана Радевич |
Архитектура — это не только приключение пространства и материалов.
Язык архитектуры — один из древнейших и наиболее ярко выраженных элементов
идентичности. ... Таким образом, традиция есть действие и преемственность. В
этом разница между традицией и примитивизмом. Принятие одного традиционного
изобразительного элемента допустимо только в его транспонировании, в логике
процесса, в духе и уж никак не в дословном переводе формы.
Светлана Кана Радевич
Светлана Кана Радевич
родилась 21 ноября 1937 года в Цетине (Svetlana Kana Radević. 1937 - 2000), где
она училась в начальной школе, а затем в 1955 году закончила среднюю школу
Слободана Шкеровича в Титограде (ныне Подгорица). После школы Кана поступила на
архитектурный факультет университета в Белграде, который окончила в 1960 г.
Одновременно она обучалась на курсе истории искусств философского факультета белградского университета.
После окончания учебы
Светлана Радевич вернулась в Черногорию. Ее первой значительной работой стал
проект отеля «Подгорица» в столице Черногории Титограде. К Радевич пришел и
первый большой успех. В 1964 году она выиграла конкурс дизайна. Завершенное в 1967
году архитектурное решение отеля представляло собой элегантную серию
горизонтальных террас в стиле модерн, расположенных над речным обрывом с видом
на реку Морача.
|
Отель «Подгорица». Листы
проекта Светланы Радевич |
|
Отель «Подгорица». Листы проекта Светланы Радевич |
|
Dusko Miljanić. Отель «Подгорица». 1967 |
Я считаю себя черногорским архитектором в том смысле, что всегда
хотела преобразовать какой-то традиционный художественный язык, традиционный
архитектурный подход в современный художественный язык.
Светлана Кана Радевич
Отель Подгорица представляет
собой изысканное сочетание современности и утонченного отношения к природному и
историческому контексту. Проект привязан к рельефу, к реке Мораче и остаткам
средневекового укрепления, расположенного на противоположном берегу. Он
вписан в ландшафт, как будто является частью окружающей среды. Отель сравнивали
с пещерами, которые Морача вымывает в своих крутых берегах. Впечатление
единства с окружающей средой дополнительно усиливает использование гальки из речного русла в фасадах и в интерьере. Камень, традиционный строительный
материал, уложен нетрадиционным способом так, что выступает из плоскости
фасада. Интеграция местных материалов в структуру, исполненную в стиле модерн,
позволила эффективно и эффектно объединить новые инновационные архитектурные
стили с традиционным языком дизайна региона. Данная локация является очень
чувствительным объектом с точки зрения природных факторов и исторического
наследия. С одной стороны – первозданная природа реки Морачи и ее характерное
крутое русло, а с другой – остатки древнейшего поселения Подгорицы – Неманич
Града. Однако Светлане Радевич удалось замечательно адаптировать отель и к
побережью и к культурно-историческому фактору.
|
Светлана Кана Радевич на вручении
государственной премии в области архитектуры «Борьба». 1968 |
|
Отель «Подгорица» |
|
Отель «Подгорица» |
|
Отель «Подгорица» |
|
Отель «Подгорица» |
За разработку проекта отеля "Подгорица" Светлана Радевич получила национальную и федеральную премию «Борьба» за
выдающиеся достижения в области архитектуры (1968 г.), которая являлась самой
значимой архитектурной наградой в бывшей Югославии. Федеральная награда была
разделена между двумя лауреатами, вместе с Радевич за проект универмага в
Осиеке премию получил словенский архитектор Милано Михелич, но это никоим
образом не умаляет ее ценности.
В протоколе федеральной
премии указано, что при принятии решения встраивания здания в окружающую среду с учетом его местоположения, была специально оценена правильность архитектурной процедуры. Этим решением были достигнуты превосходные пространственные качества.
Детали были тщательно продуманы, а материал из природной среды был успешно
использован для экстерьера и интерьера».
Светлана Кана Радевич стала самым
молодым лауреатом (30 лет), единственной женщиной и единственным черногорским
архитектором, получившим федеральную премию «Борьба».
Успех Радевич в создании
отеля «Подгорица» сразу же вызвал спрос на ее талант по всей Черногории. Через
год после открытия отеля она спроектировала здание нового центрального
автобусного вокзала в Титограде.
|
Вид с левого берега Морачи
на отель «Подгорица». 2022 |
|
Вид с левого берега Морачи на отель «Подгорица». 2022 |
Я всегда хотела строить. Даже мои детские игры были в некотором
смысле архитектурными. Мне нравилось делать домики из картонных коробок,
придавая им новую цель. Вырезав, я делала окна и двери со ставнями и
заглядывала внутрь. Этот момент открытия дверей на самом деле является прорывом
во вновь созданное пространство
Светлана Кана Радевич
После своего первоначального
успеха в 1960-х годах Светлана продолжает обучение. Она выиграла стипендию
Фулбрайта и в 1972 году отправилась в США, чтобы учиться под руководством
известного архитектора Луи Кана в Пенсильванском университете. Кан в то время
считался одним из величайших живущих архитекторов в мире. Под его руководством
Радевич получила степень магистра Пенсильванского университета.
|
Отель «Златибор» в Ужице.
Эскиз проекта Светланы Радевич |
|
Светлана Кана Радевич. 1980 |
Радевич разработала множество проектов, среди которых монумент партизанам
Табачной монополии в Титограде (1972), отель в Мойковце (1974). В 1975 году,
она начала работу над проектом отеля «Златибор» в Ужице, Сербия. Этот проект
иногда называют самым амбициозным в карьере Каны. Открытый в 1981 году,
60-метровый и 16-этажный отель доминирует над городом Ужице, напоминая ракету,
поражая модернистскими угловатыми формами и невероятным дизайном.
Кана постоянно продолжала повышать свой профессиональный уровень. Она учится в Париже, Москве и в Японии в
мастерской Кишо Курокавы. В 1994 году одновременно с Кензо Танге становится
иностранным членом Российской академии архитектуры и строительства, является
действительным членом Дуклянской академии наук и искусств как первая
женщина-академик в Черногории.
Помимо проектирования и
создания отелей и зданий, Радевич берется за задачи, связанные с созданием
мемориальных сооружений и скульптур. Её самой известной мемориальной работой
стал памятник павшим бойцам Лешанской нахии в Барутане, недалеко от Титограда
(Подгорицы).
Одной из самых сложных архитектурных задач является памятник,
потому что он относится к области непрограммной архитектуры. Памятник – это
фиксация определенного деяния для будущих поколений. Но эта фиксация не
означает забвения. Вот почему памятник необходимо ввести в круговорот жизни. Я
не сторонник памятника, где в одно мгновение переживаются напряженные эмоции,
боль и страдания, но я за продолжительное переживание, я за ощущение
торжества жизни над смертью.
Светлана Кана Радевич
|
Проектный макет памятника в
Барутане Слободана Боба Словинича |
|
Лист проекта монумента в
Барутане Светланы Каны Радевич |
|
Монумент в Барутане. 1980-е |
Осенью 1975 года был объявлен открытый республиканский архитектурно-градостроительный конкурс. В установленные сроки на конкурс было представлено всего три
концептуальных решения, поэтому Комитет по строительству памятников
рассматривал возможность проведения конкурса повторно, хотя это значительно
замедлило весь процесс.
Еще одно конкурсное решение, которое
включало в себя и макет, Светлана Радевич выслала из США, где в то время
училась в Пенсильванском университете. Об отправке проекта Радевич телеграммой уведомила Комитет. Несмотря на то, что посылка была передана через
консульство СФРЮ в Нью-Йорке, она потерялась! Поиски работы продолжались до февраля следующего года.
На первом этапе рассмотрения
концептуальных решений приоритет отдавался конкурсной работе Слободана Боба
Словинича. Однако после нескольких заседаний жюри выбрало в качестве лауреата первой премии конкурсную работу под
шифром «Цветы» архитектора Светланы Каны Радевич. Концептуальное решение «Цветы» показалось жюри наиболее целесообразным
несмотря на то, что автору было предложено внести определенные коррективы в
дальнейшую проектную документацию. Исправления касались, в первую очередь,
увеличения высоты фигуры «факела» для достижения абсолютного пространственного
доминирования этого элемента, а также изучения возможности добавления
нескольких символических фигур борцов и т.п.
|
Монумент в Барутане. 2022 |
|
Монумент в Барутане. Фотография
Павла Пономарева |
|
План монумента в Барутане |
Памятник в Барутане – это
мемориал в память воинов Лешанской нахии, погибших в войнах XX века: Балканские
войны (1912–1913 гг.), Первая мировая война (1914–1918) и Вторая мировая война
(1941–1945). Он расположен недалеко от села Барутана на дублёре дороги
Подгорица-Цетине.
Строительство памятника
началось в 1976 году и завершилось в 1980 году.
Монумент представляет собой
сформированное пространство, искусно вшитое в естественное природное плато. И здесь Кана, создавая атриум под открытым небом, снова использовала
взаимодействие с окружающей средой. Радевич в Барутане сгруппировала вертикальную
доминанту с радиальными последовательностями отдельных групп элементов, чем
добилась «подвижности» мемориального центра и неповторимого восприятия.
|
. |
|
. |
|
. |
|
Монумент в Барутане. 2022 |
Спустя 40 лет памятник,
который находился в полном забвении и весьма запущенном состоянии из-за
отсутствия обслуживания, решено было отреставрировать. В 2020 году
Министерством культуры Черногории на очистку и восстановление мемориального
комплекса было потрачено 100 000 евро. После проведения консервационных
мероприятий и расчистки местности были предприняты все необходимые меры защиты
мемориала. Однако эта разовая акция не получила продолжения. Пышная
растительность опять захватывает территорию вокруг монумента и проникает внутрь
комплекса, водостоки забиты землей, на предварительно очищенных и выбеленных
каменных плитах опять появляются черные пятна, маркерами и краской размалёваны
ступени, а в центральной части памятника, в амфитеатре, обломаны некоторые мраморные
плиты.
|
. |
|
Монумент в Барутане. Фотографии Павла Пономарева |
Подход Светланы Радевич к
архитектуре не разделяется некоторыми современными коллегами. По соседству с
самым важным произведением Каны в современной черногорской архитектуре — отелем
«Подгорица» — было спроектировано и выстроено многоэтажное здание, которое
нарушает гармонию с окружающей средой на побережье Морачи, чего Кана мастерски
достигла в своем проекте. Не так давно сбита и заменена на мраморные плиты
галька декоративных элементов во внутренних помещениях отеля. Продолжается и
делёж собственности. Отель в последнее время неожнократно перепродавался.
|
Светлана Кана Радевич |
Основные источники знаний:
Svetlana Kana Radevic
First Lady of Montenegrin Architecture
Jelena Petrović «Dama koja je znala da gradi»
Yugoslav Architect Svetlana Kana Radevic's Legacy on Postwar Architecture Highlighted in the 2021 Venice Biennale
Svetlana Kana Radević - spomenik na Barutani
Spomenik poginulim Lješnjanima u borbama za slobodu
Комментариев нет:
Отправить комментарий