2022-06-17

Многослойная история Градины Джутеза


 

Достаточно давно издатели атласов автомобильных дорог в Америке придумали оригинальный способ борьбы с незаконными перепечатками. Картографы наносили в каком-нибудь неприметном месте на карте метку населенного пункта и даже подписывали ему выдуманное название. На самом деле никакого поселения в реальности не было. Однако если карту незаконно перепечатывали, то плагиат легко обнаруживался. Эти несуществующие выдуманные населенные пункты получили название «бумажные города».

У историков и археологов в Черногории тоже есть своя давняя забава. П.А. Ровинский писал: «Константин Порфирогенет, называя целую провинцию Диоклеей, упоминает там три больших населенных города: “Gradete, Nugrade, Lontodocla”»*. Города, упомянутые византийским императором Константином VII Богрянородным (Porphyrogenitus) в своём труде «Управление Империей» (De administrando imperio), не дают спокойно спать исследователям Дукли/Зеты. Каждое обнаруженное древнее поселение они примеряют к этому списку. После открытия и изучения Мартиничской Градины (Давно пора и о ней расСказку написать!) специалисты пришли к общему мнению, что это была порфирогенитова Лонтодокла. И если эта привязка верна, то остаётся угадать, кому принадлежат еще два названия.

Карта древнеримских и ранневизантийских городов
Иллюстрация из работы Младена Загарчанина

Поселение на месте современного села Диноша (Dinoša), южнее Подгорицы в опшлине Тузи, существовало еще в античный период. Диноша находится в важном стратегическом пункте у самого выхода реки Циевна из длинного каньона, через который на протяжении веков вел караванный путь из Шкодера в Нарону, город-крепось в Далмации (современная Хорватия), известную еще с древнеримских времен. В средние века поселение оказалось на пересечении дорог, соединяющих значительную часть Малезии** с рынком Подгорицы, Спужем и Оногоштом (Никшич).

К северу от села Диноши, на скалистом холме Джутеза (Đuteza / алб. Qyutëtëze), находятся руины древнего укрепленного городища. В начале 1980-х первой на них обратила внимание черногорский археолог Оливера Велимирович-Жижич. (Olivera Velimirović-Žižić). Она же предположила, что это может быть Новиград из списка городов Константина Порфирогенита. Весной 2012 года раскопки и исследование руин на холме Джутеза провели польские археологи. В 2014 работы были продолжены черногорскими специалистами под руководством археолога-исследователя Митры Церович.

Топоним Джутеза является общим названием городских поселений на албанской территории. Албанское слово «gutet» в значении города произошло от латинского слова «civitas». Его уменьшительное «гутез» – городок (gutez), используется для нескольких небольших поселений в районе Малезии. В своем стремлении во что бы то ни стало привязать найденные древности к порфирогенитовому списку некоторые специалисты, отталкиваясь от топонима, предполагают, что Джутеза может оказаться Градацем (Градатаем), потому что в её названии сохранено значение - маленький город, маленький городок (gutez – gradić).



Оставив нашего верного Пыжика отдыхать у крайних домов на северной околице села Диноша, мы двинулись к подножью холма. Я не смог пройти мимо сербского трактора ИМТ (Индустрия машин и тракторов). Конечно, это не такая древность, как городище, которое мы рассчитывали отыскать, но все же в свои шесть десятков лет этот трудяга выглядит весьма бодро!

Тропу на холм обнаружить несложно. Хотя она заросла плотными кустарниками, но неплохо просматривается. Подъем с южной стороны холма представляет собой вырубленный в природной скале коридор шириной примерно 2 м, который вел через линию крепостных стен и соединял склон холма с внутренней частью оборонительного периметра. Следы вырубленных в скале ступеней вполне различимы. Подъем окружен каменными стенами, которые уходят не только к вершине холма, но и опоясывают возвышенность, образуя вертикальные каменные препятствия и замыкая естественные террасы. Это позволяло защитникам укрепления успешно обороняться. При необходимости они могли уйти на более верхнюю террасу.

Начало тропы от села Диноша на холм Джутеза

Само древнее городище состояло из двух оборонительных контуров, расположенных на вершине холма. Деревня Диноша лежит к юго-востоку от холма, на пологом склоне хребта; дальше на юг простирается Диношкое Поле, которое является северным краем широкой Зетской равнины, простирающейся до Скадарского озера. Диношкое Поле пересекает река Циевна.

Внешний контур состоит из каменной стены, окружающей вершину холма неправильным прямоугольником со сторонами 70–75 м в длину. Лучше всего стена сохранилась в центральной части южного участка. Здесь её высота достигает 2,3 м. Внутренняя и внешняя грани были уложены без использования раствора из горизонтальных слоев крупных каменных плит, с выровненными краями и с вставленными между ними камнями меньшего размера. Внутренняя часть была засыпана камнями меньшего размера, также без раствора.

Крепостные стены внешнего контура


Крепостные стены внешнего контура

Стена внутреннего контура подковой опоясывает вершину холма. К ней в западной восточной и северной частях примыкали три башни. Толщина стены доходила до 1,6 м. Её максимальная сохранившаяся высота в восточной части составляет около 1,2 м. Стена была сложена из прямоугольных или многоугольных каменных блоков. Камни укладывали горизонтально слоями и цементировали известковым раствором. Внутри, между гранями, промежутки между слоями были заполнены каменным щебнем и залиты раствором. Местами на лицевой стороне стены видно чередование одного-двух слоёв крупных камней, отделенных выравнивающим слоем более мелких необработанных камней.

Руины восточной башни

Все три башни (как и в Градине Мартиничи) не встроены в стену, а примыкают к ней.
Западная башня имеет в плане подковообразную форму и выступает на 2,15 м от линии стены. Её размеры 3,3 на 3,3 м; толщина стенки от 0,7 до 0,8 м. Из башни сквозь стену был прорублен полуметровый входной проём.
Северная башня сохранилась хуже всего. Скорее всего и она имела подковообразную в плане форму и была связана со стеной внутреннего контура. Так же, как и западная, северная башня имела сквозной входной проем, соединяющий ее с внутренней площадью укрепления.
Подковообразная или многоугольная плане восточная башня имеет входной проем шириной около 1 метра. А вот прохода внутрь комплекса видимо не было. Толщина стены достигала 1,3 м, максимальная сохранившаяся высота стены 1,2 м.

 

План Градины Джутеза
Иллюстрация из отчета польских археологов (Z. Polak, M. Trzeciecki)
1
стены внешнего контура
2
стены внутреннего контура
3
ворота
4
западная башня
5
северная башня
6
восточная башня
7
церковь
8
неопознанные строения

Раскопки церкви на холме Джутеза


Руины церкви на холме Джутеза

План церкви на холме Джутеза
из отчета польских археологов (Z. Polak, M. Trzeciecki)

План церкви на холме Джутеза (рисунок: Tatjana Mijović)


На вершине, в центре укрепления находятся остатки небольшой однонефной церкви. Строение имело прямоугольную в плане форму, длинная ось которого была ориентирована по линии северо-запад – юго-восток. С юго-востока располагалась полукруглая апсида.
Есть вероятность, что в IX веке апсида перестраивалась.
Внутренняя поперечная стена отделяла притвор от пространства нефа. Размеры храма составляют 4,2 х 8,1 м, диаметр апсиды 3,15 м, а её глубина 1,35 м. Строительный материал и кладка выполнены так же, как в стенах внутреннего контура и в башнях. Камни скреплялись известковым раствором с небольшой примесью мельчайших кирпичных черепков. При вскрытии верхнего сегмента стены были обнаружены фрагменты плоского кирпича и керамической черепицы.
С северной стороны нефа к церкви пристроен баптистерий (крестильня). Т.к. никаких остатков связующего раствора в баптистерии не было найдено, можно предположить, что обряд крещения совершался не погружением, а «разбрызгиванием».

 

Дроно-фото Джутезы Павла Пономарева

Дроно-фото Джутезы Павла Пономарева

Дроно-фото Джутезы Павла Пономарева

Дроно-фото Джутезы Павла Пономарева

В ходе исследований 2012 года на вершине были обнаружены основания еще нескольких строений, но серьезные раскопки не проводились. Остатки крепостных стен обнаружены на южном склоне, в северо-восточной и в западной части плато. 

Журналист-исследователь Слободан Чукич (Slobodan Čukić) пишет: «Остается дилемма водоснабжения. Еще неизвестно, как решался вопрос с этой драгоценной жидкостью. Не исключено, что на ответ указывает местная легенда. А именно, у подножия холма, на северной стороне, есть пещера, которая, как предполагается, связана потайным ходом с укреплением. Якобы где-то наверху есть плита, под которой скрывается секретный коридор, ведущий сквозь холм к пещере у подножия. Вполне возможно, что действительно есть какое-то скрытое отверстие, которое, могло бы быть колодцем». 

В другом контексте упоминает пещеры и Оливера Велимирович-Жижич: «На охраняемой территории градины в Диношах также есть несколько пещер, которые как предполагается, использовались в качестве укрытий в случае серьезных опасностей». 

Вид на восток, в сторону Подгорицы

Вид на юг, в сторону села Диноша

Польские исследователи считают, что первоначальное строительство оборонительного комплекса на холме Джутеза могло начаться еще в железном веке (начало III – конец I в. до н.э.), и в целом первое поселение характеризуются как «иллирийские». Второй этап строительства скорее всего датируются поздней античностью или очень ранним средневековьем. В это время были обновлены некоторые участки стен, пристроены башни, возведена церковь и постройки внутри комплекса. Схожие со второй фазой укрепления Джутеза методы строительства можно обнаружить в крепостях, построенных в VII-X веках, таких, как Свач и Градина Мартиничи, где, независимо от размера, были применены одинаковые методы строительства стен и подковообразных башен.
Мнение черногорского археолога Младена Загарчанина в целом совпадает с мнением польских коллег: «По своей планировке укрепление типично для периода раннего средневековья <…> В раннем средневековье отсюда контролировалась очень важная часть сообщения, которое шло от Шкодера до Доклеи».

В части префектуры Иллирик, которая включала территорию вокруг Скадарского озера и его внутренние районы, в VI веке н.э. возникла новая организация византийских городов, в первую очередь из-за угрозы вторжений варваров, и особенно опасность аваров и славян. Нашествия славян и аваров в VI веке разрушили местные административные структуры и вызвали временное или, как в случае Доклеи. В то время в этом районе и за его пределами, на территории Римской империи, происходил процесс деурбанизации, вымирание и упадок городов из-за нарушения торговли, экономики. Подтверждением изменения структуры древних городов и их превращения в VI – начале VII вв. в города-крепости являются и результаты исследований Градин Джутеза и Мартиничи. В более позднее время в этой местности стали возникать первые племенные владения славян. Наряду с христианизацией и развитием новых государственных структур, этот район находился под византийским влиянием, которое включало и строительные технологии. Предварительную датировку второй фазы оборонительного комплекса на холме Джутеза можно связать с возникновением княжества Дукля – VIII-XI веками.

Во многом схожа с Джутезой крепость Облун близ Подгорицы, датируемая IX–X веками и расположенная на остатках защищенного поселения железного века. Её внешняя стена окружала пространство, в центре которого так же располагалось небольшое церковное здание. Вероятно, и Градина Джутеза была прежде всего основана как доисторическое иллирийское укрепление, которое возродилось, в условиях Великого переселения народов. Византийское укрепление возможно было построено в VI в. на руинах более древней, иллирийской крепости лишь с некоторой необходимой коррекцией пространства.

Оливера Велимирович-Жижич писала: «Будущие исследования покажут, когда было возведено первое укрепление. По общему наблюдению, прежде всего, географическое положение, организация пространства, система обороны, устройство валов, на которых видны несколько этапов строительства, положение дверей и входов, подъездных путей и т.д., можно распознать элементы, характерные для городских поселений железного века, и даже раньше, тогда как мегалитическая конструкция валов представляет собой фазу, датируемую в нашей и албанской литературе IV и III веками. до н.э. и это как раз то время, когда районы вокруг Скадарского озера подверглись сильному греческому влиянию на все культурные и материальные блага. Это было также время наибольшей иллирийской мощи и независимости, выраженной в применении строительных технологий, созданных в результате греческого влияния».

О двух периодах жизни городища говорят и сделанные в этих местах исторические находки. В пещере Ногатица (pećina Nogatica), которая находится примерно в 300 м от градины Джутеза, были найдены материальные остатки керамики раннего бронзового века и эллинистической эпохи. Младен Загарчанин приводит примеры находок, сделанных в ходе раскопок в самой градине:
- Бронзовая пряжка, обнаруженная в могиле внутри церкви, которая может быть датирована VI – первой половиной VII века.
- Клад столярных и других инструментов VI – VII вв.. Было обнаружено девять различных орудий.

Находки в Градине Джутеза. Бронзовая пряжка (VI – первая половина VII в.)
Фотография из работы Младена Загарчанина. Фото: Nikola Borovinic)

Находки в Градине Джутеза. Столярные и другие инструменты VI – VII вв.
Фотография из работы Младена Загарчанина

 

Однако любые предположения относительно хронологии этого места являются не более чем догадками, которые необходимо проверить в ходе полномасштабных раскопок и исследований. 

 

И в завершение хочу привести легенду из книги Мираша Мартиновича «Древние города. Сны и судьбы» (Miraš Martinović «Antički gradovi snovi i sudbine»)

Джутеза. Строители из снов.

Меня зовут Агирус. Это я построил, мои строители, которые я руководил. Мы таскали камни с соседних полей, тесали их на участке, который впоследствии должен был превратиться в большой город. Мы строили крепостные валы, чтобы защитить себя от врага, и акрополь, все, что делает город городом. Когда мы уже сделали половину всей работы, то всё пошло не так. То, что мы построили за день, кто-то разрушал ночью.
Мы строили город по приказу Эпикада, князя Доклеата, чтобы люди моги спастись в нём в случае военных опасностей.
Рабочие, каменщики, их мастер и главный строитель Плаян, сообщали мне обо всех событиях на строительстве. Одни говорили, что город разрушают злые силы, мифические существа, те, кто когда-то совершил какие-то злодеяния в этом месте. И поэтому здесь теперь не сможет сохраниться ни одно здание. Другие сказали, что нужна жертва. Они предложили найти молодую девушку или невесту и принести её в жертву стройке.
Я отказался, не веря в суеверия. Я приказал им продолжать строительство, что они и сделали. Однако и ночные разрушения продолжались.
- Мы не можем бороться со злыми силами! – оправдывались некоторые.
- Напрасная работа! – говорили другие.
- Слишком маленькая оплата! – протестовали третьи.
Я испытал благоговейный трепет перед ежедневным строительством и ночными разрушениями Джутезы. Я рассказал об этом князю, который пришел на стройку, посмотреть на чудо. В какой-то момент, так, чтобы никто этого не услышал, он сказал мне, что надо увеличить зарплату.
Я наотрез отказался.
Он сомневался.
Следующей ночью я отправился в Метеон, но вернулся за полночь по тропам, известным только мне, потому что я родился в этих краях. Я спрятался и стал ждать.
В три часа ночи рабочие, спавшие на окраинах, поднялись, как по команде. Плаян отдал приказ. Они отправились к воздвигнутым накануне валам и начали их рушить. Я был ошеломлен увиденным. Они сносили то, что построили сами.
На следующий день я не ходил на стройку. А вечером вновь отправился на то же место. Ночью всё произошло снова.
Тут я вспомнил о предложении князя: повысить оплату. Платили мало. Теперь я тоже в это поверил.
Я распустил строителей на восемь дней. Я думал, они поймут и остановятся. Но они лишь больше разозлились, и с еще большим усердием стали разрушать то, что уже было построено.
На девятый день я появился на стройке, в полдень. Я приказал им прекратить строительство. Я спросил их: «Злые силы разрушают город?» Они ответили утвердительно. Я сказал, что удвою их жалованье, на что они с одобрением согласились.
Когда я пришел на следующий день, мне сказали, что в эту ночь город никто не рушил. Говорили, что это была прихоть богов, которые искушали их, и проверяли, готовы ли они построить город.
- Работа богов! — сказал Плаян, и рабочие хором его поддержали.
Разрушение было остановлено и строительство продолжалось. Рабочие обрабатывали и укладывали камни с большим усердием. Город был построен за четыре года и девять месяцев.
Он был красивее Метеона и всех окрестных городов на берегу озера Лабетас. Красивее Самобора, Оболуна, Цине, Бирзиминиума.
Судьба этого города странная. Он никогда не был заселен людьми. Все боялись в нем селиться. Войн не было, и людям не было необходимости покидать Метеон. Через некоторое время новый город начал разрушаться сам по себе. Жители окрестных поселений брали отсюда камни для своих построек. Они разворовывали его на части, желая, чтобы он исчез совсем. Позже многие камни были использованы при строительстве Доклеи. Время и человеческие руки разрушили Джутезу.
Бродяги, преступники и колдуны были здесь единственными и случайными обитателями, и искали здесь место для общения с тайными силами. Они говорили о том, что слышат невидимых строителей, стук их инструментов и голоса.
Побывав на развалинах Джутезы и увидев остатки бывшего города, мне приснился сон, в котором мне явился дух строителя, жившего давным-давно, много веков назад. Он подтвердил мне историю о том, что город никогда не был заселен. Во сне он собирал камни, гладил их, убеждал меня, что всё восстановит … Каждую ночь строители Джутезы просыпаются и строят город, слышны их шаги, слышно, как переговариваются между собой каменщики ... и строят, строят постоянно ... Я слышал голоса строителей, звук их мастерков. Я пытался разглядеть их лица, но не видел, их съело время.

 

Вид на юг из Градины Джутеза, в сторону села Диноша
За Диношей виден холм Планиница – следующая цель нашего путешествия

 

Примечания:

* П.А. Ровинский «Раскопка древней Диоклеи, произведенная по указанию и на счет Его Высочества Черногорского Князя Николая» / Журнал министерства Народного просвещения, 1890.
** Малезия (Черногорский: Malesija, албанский: Malësia) – регион на севере Албании и муниципалитете Тузи в Черногории.

 

Основные источники знаний:

Olivera Velimirović-Žižić «Ostaci fortifikacione arhitekture na gradi Đuteza u Dinošima kod Titograda». 1986
Urszula Bugaj, Predrag Lutovac, Zbigniew Polak, Maciej Trzeciecki «Relics of masonry structures on Đuteza Hill».
2013
Mladen Zagarčanin «О металним налазима из рановизантијских утврђења Стари Улцињ и Ђутеза, са освртом на налазе раносредњовјековних сјекира из ријеке Зете». 2019
Slobodan Čukić «Gradinа Đuteza iznad sela Dinoša u Malesiji blizu Podgorice»
Slobodan Čukić «Olivera Velimirović-Žižić: Na tragu središta ilirske države uSkadarskom basenu»
Slobodan Čukić «U okolini Podgorice leže ostaci osam drevnih gradova»
Ivan Kern «Đuteza – još jedno od utvrđenih naselja iz dukljanskog perioda?»



Комментариев нет:

Отправить комментарий