2018-04-23

Вранина. Ровно было на бумаге ...



.

Загодя увидев путников, которые поднимались к монастырю, он отбросил вилы, которыми ворошил сено, накинул на линялую красную футболку подрясник, взял ключи от храма и пошел встречать гостей. Удивившись, что пришедшие прошли пешком там, где не было никакой тропы, он посетовал, что русский знает не очень хорошо, но все равно постарается всё рассказать и показать… 


Устье реки Морача и Скадарское озеро. Вид из монастыря Вранина


Река Морача. Вид из монастыря Вранина


На островах Скадарского озера, его восточном и северном берегу представляет из себя уникальную облась. Здесь, на территории древнего государства Зета, которое является предтечей современной Черногории, со стародавних времен было построено множество православных монастырей. В церковной истории это место давно известно как «Зетский Афон» или «Зетская Святая Гора».
Монастырь святого Николая Чудотворца находится на острове Вранина, ныне связанном автомобильной и железнодорожной магистралью с черногорскими городами Подгорица и Бар, недалеко от места, где река Морача впадает в Скадарское озеро.
Монастырь основан примерно между 1223 и 1233 годами, с благословения первого сербского архиепископа Святого Саввы (Неманича). Обитель основал ученик св. Саввы, первый Зетский епископ Илларион (Шишович). Св. Савва лично написал Учредительное повеление монастыря Вранина, в котором, по Святогорской модели, св. Савва Неманич предоставил монастырю самую широкую церковную монашескую автономию, выводившую его из-под власти епископа Зеты и светской власти. В средние века в монастыре св. Николая при богослужении не упоминались епископ Зеты и архиепископ Сербский.

.

Здесь находилась одна из резиденций Зетской епархии (вторая – в монастыре Михольска Превлака). После кончины епископа Илариона (Шишовича) в Михольской Превлаке, его похоронили во Вранининском монастыре (в 1230-1240-х гг.). Об этом свидетельствуют, некоторые русские авторы путевых заметок из XIX века, и черногорский митрополит Иларион (Роганович), который в 1862 году лично видел большую каменную плиту на могиле епископа Илариона на северной стороне притвора храма Святого Николая. Однако, сегодня невозможно определить точное место захоронения, так как в том же 1862 году монастырь Вранина в который раз был разорен турками. Некоторые считают, что его останки, вероятно, скрыты во внутреннем дворе монастыря, а другие, что их укрыли в тайных катакомбах монастыря Дайбабе.

.

Первое имущество было даровано монастырю Вранина св. Саввой, и братом Саввы - св. королем Стефаном Первовенчанным, которые пожертвовали обители и первые крупные поместья. Позже это святое место было богато жертвовано и другими правителями династии Неманьичей: св. королями Владиславом и Милутином и матерью Милутина св. королевой Еленой. Грамотой от 1348 года, выданной царём Душаном, Вранина была приписана к монастырю св. Архангелов Михаила и Гавриила в Иерусалиме. Царь Душан завершил идею своего деда короля Милутина и отца и Стефана Дечанского. В течение долгого времени монастырь Вранина был заселен монахами из Синая. Таким образом, Вранина с 1348 по 1479 была подворьем монастыря св. Архангелов и тратила половину своего годового дохода на содержание этого святого места в Иерусалиме. Именно во время правления царя Душана, в первой половине XIV века, происходило наиболее значительное развитие монастыря св. Николая. По некоторым данным, в нем постоянно находилось несколько сот монахов. После распада единого сербского государства, о монастыре Вранина заботились династии властителей Зеты - Балшичи и Црноевичи, о чём свидетельствуют сохранившиеся Вранинские грамоты. После убийства Превлачских мучеников (зетского владыки и 70 монахов) на Михольской Превлаке в 1441 году, здесь, до своего переноса в Цетиньский монастырь, находилась резиденция зетского митрополита. В это время игуменом Вранины был известный духовный писатель Никон Иерусалимлянин. Последним дарителем монастыря стал младший сын Ивана Црноевича - Станиша, принявший ислам с именем Скендер-бег и бывший черногорским санджак-бегом в 1514-1530-х гг. В средние века монастырь Вранина был одним из самых богатых монастырей во всей сербской церкви. Монастырю принадлежали обширные поместья, множество монастырских зданий и деревень с угодьями в Годинье, Орахово, Плавнице, Брчели и др.

.

Стратегическое положение Вранины на пересечении водных путей привело к тому, что она постоянно была целью турецких нападений. Уже к концу XV века, монастырь был частично разрушен турками (в 1482 и 1557 году). Сильно пострадала обитель во время нападении Нуман-паши Чюприлича в 1714 г. После этого нападения Вранина уже не смогла восстановить свое средневековое великолепие. В 1843 году Осман-паша Скопляк в войне с Черногорией за крепость на острове Лесендро, внезапно напал на монастырь Вранина и разгромил немногочисленных защитников. Все они вместе с настоятелем и монахами были убиты. Захваченный турками монастырь был превращён в казарму. Частично восстановленное, святилище уже в третий раз было полностью разрушено турками в 1862 году. После турецких разрушений XVIII и XIX веков монастырский храм, посвященный Перенесению мощей святого Николая был восстановлен и представлял из себя церковь среднего размера, построенную из простого камня, без купола и колокольни, без архитектурного оформления и орнамента на фасаде.

Церковь св. Николая и Большой Конак


Церковь св. Николая и Большой Конак.
Фотография примерно 1900 года



После Берлинского конгресса 1878 года и освобождения этих мест от османов князь Никола I Петрович Негош решил восстановить Вранинский монастырь. В 1886г. на месте разрушенной церкви черногорский князь возвёл новый храм Перенесения мощей святителя Николая. Этим периодом датируется и реконструкция иконостаса Никольского храма, который был выполнен русскими мастерами в неоклассическом стиле. Тогда же был построен и большой двухэтажный (с мансардой) келейный корпус (Большой монастырский Конак) и так называемый перяниниковый дом (Малый монастырский Конак). Строительство стало возможным только благодаря помощи русского императора Александра III. Согласно некоторым источникам, князь Никола готовил монастырский комплекс Вранины для своих незамужних дочерей Веры и Ксении, которые серьёзно думали, стать монахинями. В 1888-1889 гг. здесь жил молодой иеромонах Симеон (Попович) – Симеон Дайбабский – выпускник Киевской Духовной школы и постриженник Киево-Печерской Лавры. Вследствие нездорового климата этих мест он тяжело заболел и осенью 1889 года был переведён в монастырь Острог.

Церковь св. Николая чудотворца в день храмового праздника.
Фотография из книги М. Петровича «По Черногории. Первыя впечатления и наброски». 1916

Церковь св. Николая чудотворца на острове Вранине и церковный дом.
Фотография из книги М. Петровича «По Черногории. Первыя впечатления и наброски». 1916


Монастырская пасека


После Второй мировой войны монастырь управлялся старым и уважаемым настоятелем Романом (Укмановичем). После его кончины в 1960 году монашеская жизнь в обители совершенно приостановилась. По утверждению тогдашнего митрополита Данило (Дайковича) в монастыре поселилась некая сирота, только чтобы сохранить церковь и конак. В 1971 году в Большом Конаке вспыхнул пожар, который, скорее всего, был спланирован тогдашними властями. Многие из достопримечательностей были уничтожены, погибли многие ценные иконы и старая мебель эпохи короля Николы.
Реконструкция монастыря св. Николая началась 1 августа 1998 года. На месте Малого Конака был отстроен жилой корпус и начались реставрационные работы.
Изначально в монастыре было три церкви. Самый старый и центральный средневековый храм был посвящен Перенесению мощей святого Николая. Более новый храм, также XIII века, который был расположен несколько ниже и к северо-западу от главного храма, в небольшой лощине между современным жилым помещением и церковью Святого Николая, был посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Самый новый и самый маленький средневековый храм, посвященный святому Савве Неманьичу, был построен в XIV веке. Вокруг него было расположено большое монастырское кладбище. Он находился на вершине холма в метрах ста к западу от главного храма Св. Николая, и останки этого храма все еще можно отыскать.

Большой Конак до реконструкции


Церковь св. Николая и Малый Конак до реконструкции



Подъехав к Вранине, мы по извилистой тропинке, прорезающей каменистый склон, добрались до церковнаго дома, большого, двухэтажнаго каменнаго здания. У входных дверей дома нас встретил местный священник и удобно устроил в одной из многочисленных его комнат.
В беседе со священником за чаем мы узнали, что здесь, на Вранине, была митрополия и монастырь (В 1233 году, при св. Савве, была выстроена на острове Вранине церковь во имя св. Николая, и основана епископия, первым епископом которой был назначен любимец св. Саввы - епископ зетский Илларион), уничтоженный турками, когда они завладели островом. Настоящая же церковь во имя св. Николая чудотворца выстроена, когда остров снова перешел к Черногории. На другой день, осмотрев маленькую церковь и распростившись с гостеприимным настоятелем, мы отправились в Реку.
М. Петрович «По Черногории. Первыя впечатления и наброски». Очерк второй. 1916


Единственный на сегодняшний день храм, монастырская церковь Святителя Николая Чудотворца, по своим размерам и декору отличается от других церквей эпохи большого обновления храмов при черногорском князе Николае I. Церковь св. Николая - однонефное здание с полукруглой апсидой и трехрзвонной колокольней над входом. Она имеет длину 14,5 и ширину 5 метров. Материалом для храма служил резной камень. Два окна располагаются на продольных стенах и одно на стене апсиды. Все они имеют арочную форму. На западном фасаде над надписью о строительстве есть восемилучевая розетка. Внутренняя часть храма завершается полусферическим сводом, который усилен боковыми арками. Нижние дуги арок образуют мелкие пилястры на продольных стенах.

.

.

Над входом высечена надпись о строительстве монастыря на русском языке: «Этот храм Святого Николая Чудотворца построен заслугами благоверного господаря князя Николая I Петровича Негоша лета Господня 1886г. на месте, где когда-то была бывшая резиденция Зетской митрополии». В церкви захоронены монахи, убитые во время турецких нападений. Здесь похоронен игумен Николай, который погиб во время нападения Нуман-паши. Надпись на каменной плите, справа от входа, гласит, что в монастыре было убито 25 монахов и воевода Рашко Орландич с 75 воинами.

.

В 1970-х гг., в результате археологических раскопок, перед церковью Св. Николы были обнаружены три монастырских колокола XIV и XV вв., которые считаются древнейшими сохранившимися средневековыми колоколами в Черногории, и печать Враньской митрополии с ликом Св. Николая.
В 2010 году началась работа по реконструкции Большого Конака, и на данный момент закончена половина грубых работ. При раскопках и работе по укреплению фундамента конака были найдены чрезвычайно ценные археологические находки. Археологические работы были выполнены археологом Джордже Чапиным (Ђорђе Ћапин) и его женой Радмилой из Герцег-Нови с помощью команды молодых археологов из Бара. Они обнаружили 51 христианскую могилу, а также монету Балшича времен Косовской битвы и Венецианскую монету более позднего периода. Могилы были расположены на четырех уровнях, охватывая большой период времени с VI по XIX века. Найдена была древнейшая в этих краях славянская керамика. Эти очень важные археологические исследования подтвердили древнюю христианскую традицию, что монастырь Вранина был возведен на месте древнего византийского храма VI века.

Остров Вранина. Вид из крепости Жабляк Црноевича


Река Црноевича и остров Вранина.
Вид от Павловой Страны


Остров Вранина известен многим. Мимо него постоянно снуют автомобили с побережья в Подгорицу и обратно. И виден он из многих мест. Вранина замыкает один из самых красивых видов на реку Црноевича с поворота дороги с названием Павлова Страна. Именно отсюда двугорбый остров смотрится наиболее симметрично. Поэтому он и получил она свое «народное» название Djevojačke grudi. Пожалуй, и перевода не надо. Правда есть и более утилитарное – Софи Лорен. На самом деле вранинские вершины разные по высоте: северо-восточный Космач - 273 м, юго-западный Вели Врх - 304 м над уровнем моря.

До монастырского порта у подножья можно добраться на лодке из деревни Вранина, на трассе Подгорица-Бар. По земле практически невозможно, потому что через склоны холма Вранина нет пешеходной тропинки.
 Далибор Петровиђ и iуман Петар (Драiоjловиђ) «Зетска Света Гора»

По Вранине к куле Дабановича


Кула Дабановича


"По земле ... невозможно". Стоило задуматься! Может проще арендовать лодку и спокойненько обогнуть остров, как это делают все нормальные люди?
В сети можно отыскать немногочисленные отчеты преодоления Вранины, которая, как легко догадаться, получила свое название от вороны. Однако везде отмечено, что маркировка на паре пешеходных троп давно не обновлялась, маршруты не расчищались и совершенно заросли. Попалось мне даже высказывание о том, что подняться на гору Румия легче чем на Вели Врх, хотя Румия в три раза выше. Так что же заставило нас карабкаться по скалам и продираться сквозь колючие заросли? Причем путь мы выбрали уж совсем необычный. Мы огибали остров по его северо-восточному и восточному берегам. Дело в том, что только так можно добраться до Дабановичевой кулы.
Писать о том, о чем уже написали 388 ЖЖшных блогеров совершенно не интересно. Идти по следам 388 черногорских гидов-проводников невообразимо скучно! Если бы кулы Дабановича не было, то её необходимо было выдумать! Но кула была и есть. А раз есть, то значит непременно до неё надо было добраться. И тут уж не страшны ни отвесные скалы, ни непроходимые заросли, ни скорпионы со змеями, ни палящее солнце. Всех этих «прелестей» мы хлебнули по-полной. Из нашего хоббито-путешествия через кулу в монастырь «туда и обратно» вернулись усталые, исцарапанные, но счастливые. Мы победили!

.

.

.

Укреплённая башня, более известная как Кула Дабановича, в древности использовалась для обороны монастыря св. Николая. Это укрепление было выстроено братством Дабановичей из краинского села Сеоце (Seoca), которое было связано обетом с Враниной. Члены этого братства исстари защищали монастырь. Когда-то кула служила входом в монастырские владения. Сегодня кула Дабановича не пользуются никакой правовой защитой.
Нет ничего удивительного, что первым настоятелем монастыря в его новейшей истории в 1998 году стал представитель именно этой семьи - Ефрем Дабанович. И именно Дабановичи активно помогали в реконструкции обители.

.

.

.

И еще обращу внимание еще на одну фамилию, которая упомянута в тексте. До 1960 года настоятелем монастыря был Роман Укманович. Знатоки истории социалистической Югославии без особого труда вспомнят фамилию <В>укманович. Именно для того, чтобы не иметь ничего общего со своим родственником Светозаром Вукмановичем, Роман Укманович отказался от первой буквы своей фамилии. Причины будут вам ясны, если вы перечитаете расСказку о селе Утрг и его обитателях.

.
.
.

Историческая справка о монастыре Вранина подготовлена на основе нижеперечисленных работ:


Художник Гойко Беркулян "Вранина". 1967

Художник Александар Асо Приич "Скадарское озеро". 1953


Художник Стеван Лутовац "Вранина"


Комментариев нет:

Отправить комментарий