2024-09-13

Облун и Балшин Град. Уходя гасите свет

 

Облун. Церковь

 

Уходя, гасите свет,
Выключайте все приборы,
Прекращайте разговоры
На ближайшие пять лет.

Уходя, скажите: «Всё!».
Всё, чего вы так желали,
Нынче дорого едва ли
И уже вас не спасёт.

Дверь закройте, уходя,
На замок в два оборота
И идите за ворота
Вдаль – куда глаза глядят.

Не пишите, раз ушли,
Как бы сильно ни хотелось.
Вы найдите лучше смелость –
И отчалят корабли.

Вы – оправитесь от ран,
Вас – забудут, где любили.
Будут и шторма, и штили,
Небо, солнце, океан…

Проглотите в горле ком,
Не живите больше прошлым.
Вспоминайте о хорошем –
Забывайте о плохом.

И не шлите свой «привет»,
И назад не возвращайтесь.
Раз прощаетесь – прощайтесь!
Уходя, гасите свет…
     Татьяна Чернова Костопулу

 

ОБЛУН

 

Переезжаем по мосту Вуковац через Морачу. Налево ведет дорога к известному многим Жабляку Црноевича. мы же поворачиваем направо, и катимся на север до поворота в сторону озера Горнего Блата. Стоит только перевалить верхнюю точку невысокого перевала между Облуном (Markova Gorica) и Колозубом, как Горнее, оно же, Малое Блато, открывается внезапно и широко. Вниз, к берегу, ведут два съезда: к монастырю Космач и к водозабору Больесестра (Boljesestra). Но нам в этот раз надо не вниз, а вверх...

 

Мы лезем по серым известнякам, взбуравленным тяжкими слоями, так правильно и глубоко растреснувшим, что они кажутся гиганскою кладкою каких-нибудь циклопов. Серые утёсы башнями и замками выглядывают из зелени лесков, котловины долинок окружены настоящими амфитеатрами с рядами нерукотворных ступеней своего рода. Несомненно, что первобытный человек все формы своих построек, все стили своей архитектуры заимствовал с готовых уже природных моделей гор и лесов, где он нашел и своды, и столбы, и галереи, пирамиды, амфитеатры, башни, зубчатые стены…
Когда коляска наша влезла наконец на самую высоту, — слева у нас разстилалось «Горнее Блато», а за ним, через лесистый перешеек, громадная чаша «Скадарского Блата», терявшаяся в туманах горизонта.
      Евгений Львович Марков «Путешествие по Сербии и Черногории: Путевые очерки», 1903

 

Горнее Блато (Мало Блато). Вид с дороги вдоль озера. Виден остров Вранина и Жабляк Црноевича

Облун. Восточный склон

Горнее Блато (Мало Блато). Вид со склона

.

Оставляем машину рядом со щитом, на котором помещена информация о древнем городище Облун и нанесена схема подъема. Отсюда начинается пешее восхождение. Тропа маркирована. Но маркировка плохо. Нарисованные на камнях «мишени» теряются из вида очень быстро. Если бы внизу мы повнимательнее изучили карту на информационном щите, то очень облегчили бы себе путь. Но мы же опытные монтенегропроходцы! Мы и не на такие вершины без всякой маркировки взбирались! И конечно наш собственный трек оказался весьма далек от идеального, самого короткого и самого легкого. Обогнув Облун с малым набором высоты против часовой стрелки, нам пришлось штурмовать весьма отвесные южные склоны.

Но вот уже видна юго-западная вершина Облуна, а на ней гребенка каменных блоков, явно сложенная человеческими руками. Чуть ниже вершины установлена скамейка. Она приколочена к скале так, что с неё открывается вид в западном направлении: на Мало Блато, горы Велика и Мала Бобии на противоположном берегу, холм с крепостью Жабляк Црноевича, Скадарское озеро и остров Вранина. С другой стороны, с вершины видно село Вуковцы, тропа соединяющая это поселение с Горним Блатом, дальше на востоке, за Морачей, видна Подгорица с пригородами.


Вид на Подгорицу со склона Облуна

.

Вершина

Вид на озеро с вершины



На небольшом плато, расположенном на вершине, сохранились руины древнего укрепления. Археологические исследования проводились, в начале семидесятых годов XX в. Современные историки  отождествляют Облун со средневековым городищем Оболонь. Благодаря своему выгодному стратегическому положению холм Облун использовался в разные исторические периоды. Исследователи выделили как минимум три этапа существования Облуна. Это так называемый «иллирийско-греческий» / «иллирийско-эллинистический» (с двумя подэтапами) III и II веков до н. э, ранневизантийский и средневековый этап.
Первая древнейшая фаза относится к раннему железному веку — к периоду с V по IV век до н.э. Позднее, в позднем железном веке, со II по III век до н.э., в период правления иллирийских царей укрепление было перестроено. На холме был выстроен акрополь, из громадных (мегалитических) каменных блоков сложены защитные стены, ниже по склону располагалось жилое поселение. Вместе с Медуном и Самобором укрепление Облун входило в систему обороны вокруг Скадарского озера во время III иллирийско-римской войны (168 — 167 г. до н.э.).
Вероятно, в III веке нашей эры, старую крепость вновь перестроили. Новое укрепление стало больше по площади.
С приходом римлян начала меняться вся экономическая и социологическая структура территории вокруг Скадарского озера. Вместо нескольких отдельных городов-крепостей главным центром региона, через который проходили важные торговые пути, стал город Дукля, основным занятием местных жителей вместо скотоводства стало землепашество.
С нашествием варварских племен готов, славян и аваров Западная Римская империя пала. И город Дукля продолжал жить еще пару столетий, но, как и на всей территории бывшей римской провинции Далмация, начались необратимые изменения. Население римских городов покинуло Дуклю и отступило с равнины в более отдаленные и безопасные места, как на побережье, так и в глубине страны. Бывшие иллирийские укрепления снова стали перестраиваться и обживаться, превращаясь в компактные укрепленные раннесредневековые городища, часто с доминирующей христианской церковью в центре. Новые укрепления строились на остатках древних укреплений с использованием упрощенных методов строительства и из строительного материалла прежних крепостей. Так случилось с Градинами Мартиничи, Джутеза и Облун, где можно увидеть средневековые укрепления с церковью в центральной части.


.

.

.

.


Средневековый Град Облун упоминается в Летописи Попа Дуклянина (Барском родослове / Regnum Sclavorum) «intravit in castellum, qui Obolon dicitur» в связи с внутренней борьбой в Зете в середине XII века. Менее чем за век до этих событий славный дуклянский князь Стефан Воислав, дважды разгромив византийские армии, создал сильную и независимую Дуклю. Его прямые потомки продолжили дело отца и расширили пределы державы. Но вот дальше всё пошло вкривь и вкось. Многочисленные претенденты на дуклянский престол из рода Воиславичей и соседские правители начали непрекращающуюся борьбу за власть. В ход пошли любые средства: предательство и смена союзников, открытые вооруженные столкновения, наёмные убийцы и отравители …


Дукля / Зета во второй половине XII века 


  

После смерти Константина Бодина власть перешла к его сыну от Яквинты Михаилу, но того вскоре сверг Доброслав, сын Бодина от второй жены. Доброслава, в свою очередь, сверг <...> Кочапар Браниславлевич <...> Когда же Кочапар, без дозволения Вукана, женился на дочери боснийского бана, рашкинское войско вынудило его бежать в Боснию, где он вскоре умер, а правителем Дукли Вукан поставил Владимира, внука короля Михаила, сына его старшего сына Владимира, которого, для надежности, женил на своей дочери. <...>
Король Владимир правил не так уж и долго – с 1102 по 1114 год. Он был отравлен Яквинтой, вдовой Константина Бодина, которой хотелось усадить на престол своего сына Георгия...
     
Драган Стоянович «Сербия. Полная история страны»

 

.

.

.

Церковь на Облуне 


Чтобы разобраться во всей этой исторической чехарде надо с головой зарыться в генеалогию. Однако распутывание родственных цепочек займет у нас слишком много времени и уведет прочь от истории крепости Облун. Поэтому остановимся, пожалуй, только на истории короля Джордже.
Джордже (Đorđe) Бодинович / Джурадж / Георгий I Воиславич, сын короля Бодина (Константина Бодина) и правнук князя Стефана Воислава, вместе со своей матушкой Яквинтой, нормандкой из Бари, после смерти отца (1101 или 1108 г.) включился в борьбу за дуклянский престол. В 1118 году (некоторые считают, что в 1113 или 1116-м) ему удается завладеть короной. Но в том же году это правление закончилось. Джордже со своей матерью намеревался ликвидировать своих родственников, претендовавших на трон, однако этим планам помешала Византия, которая, при поддержке многочисленных Воиславичей напала на Дуклю. Джордже был вынужден отступить в крепость Облик на Тарабоше. Ромеи завоевали Скутари, а вскоре и всю Дуклю. Королева Яквинта была схвачена в Которе и отправлена в Константинополь, где и умерла. Король Джордже бежал в Рашку.
Набрав в Рашке армию, в 1125 году Джордже вновь взял власть в Дукле. но был вынужден разделить власть со своими родственниками и не смог овладеть всей территорией. Позднее король Джордже напал на спасшую его Рашку и завоевал ее. Расширив территорию государства, установив власть над всей Дуклей Джурадж попытался расправиться с «милыми родственниками». Кого-то ему удалось пленить, но некоторые успели убежать и, взяв в союзники Византию, подняли восстание. Византийская армия заняла Дуклю до Бара и Подгорицы, но из-за отъезда командующего остановила наступление. Джордже воспользовался передышкой и напал на Облик на Тарабоше, где схоронились его родственники. Здесь Джордже потерпел поражение, за которым последовало новое византийское наступление. Король Джурадж отступил и укрепился в крепости Облун. Среди солдат Георгия вспыхнул мятеж, Облун был взят ромеями, а король схвачен и отправлен в тюрьму в Константинополе (1131 г.), где и умер.

  

Драгиня, видя это благоволение народа, принялся преследовать короля Джураджа. То же стали делать и рашане, так что король, скрываясь от них, вынужден был с горсткой преданных ему людей бродить по горам и лесам. Подвергаясь опасности со всех сторон и боясь, в конце концов, оказаться в руках у своих недругов, он укрылся в крепости Оболень (Obolen).
Драгиня, узнав об этом, захватил все города вплоть до Котора, за исключением той крепости, где находился король Джурадж.
Когда Градиня известил об этом кира Алексея, они, объединив войска, осадили упомянутую крепость. Подкупив несколько самых близких королю людей, они овладели крепостью и схватили короля. Кир Алексей отвез его в Драч, а затем оттуда отправил в Константинополь, где тот и окончил свои дни.
      Мавро Орбини «Историография народа славянского» / «Славянское царство», 1722 г. (первоначальное издание 1601 г.)

 

Чтобы найти и рассмотреть остатки древних укреплений следует отойти от руин церкви метров на 30. На склонах ниже скалистого плато с северной, западной и восточной сторон частично сохранились остатки доримской крепости, которая состояла из верхнего и нижнего укреплений, сложенных в так называемой «мегалитической» или «циклопической» технике. Здесь же можно обнаружить руины сухосложенных построек и большое количество обрушившихся известняковых блоков, а с северо-западной стороны — остатки четырехугольного сооружения — башни. Предполагается, что, судя по естественной конфигурации местности и по положению башни, главный вход в доримское укрепление должен был располагаться с северо-западной стороны.
Стены лучше всего сохранились с северной стороны. Здесь можно проследить вал длиной более 70 м, который местами сохранился на высоту четырех рядов каменных блоков. Вал имеет внешнюю и внутреннюю облицовку из сложных каменных блоков, уложенных «насухо», без связующего материала, с заполнением ядра более мелкими необработанными кусками камня. Следов юго-западной стены нет вовсе. Возможно, ее даже не существовало, а укрепление защищали лишь вертикальные скалы.
На месте этой древнейшей фазы располагалось ранневизантийско-средневековое укрепление с четырехугольным основанием, защитные стены которого сложены с использованием связующего раствора. В середине укрепления находится однонефная церковь с пристроенным с северной стороны помещением (размеры церкви 12 на 6,8 м). Вход в церковь с западной стороны. Об этом Облунском храме сохранились редкие сведения. В 1886 году учитель Видак Пейович в статье, напечатанной в «Гласе Црногорца», упомянул, что в ней было три алтаря. В 1926 году о руинах церкви на Облуне упоминал Андрия Йовичевич (Andrija P. Jovićević). В северо-восточной части градины располагалось здание поменьше с двумя помещениями, предполагается, что оно было построено в ранневизантийскую эпоху и достроено в средние века.
Весьма схожую по виду, наличию пристройки, времени постройки, размерам церковь археологи обнаружили в Градине Джутеза. Они определили, что пристройка к церкви в Джутезе выполняла роль крестильного помещения – баптистерия. 


.

Вид на озеро с вершины в северном направлении

.


В древности ниже Облуна, на самом берегу озера, находилось село Скупо. Андрия Йовичевич писал в 1926 году, что «в древние времена возле озера была деревня, но она давно была перемещена из-за повышения уровня озера». Местная легенда рассказывает о девочке, которая забыла «выключить» воду у источника Boljesestra, что в итоге привело к постоянному подъему уровня Горнего Блата.

 

После тщательного изучения схемы на информационном щите, установленном на вершине, спуск нам дался гораздо легче. Разметку мы потеряли всего лишь единожды, да и то у самого основания холма, когда это уже было совершенно не критично. Но я снова вынужден отметить плохое состояние и нелогичное нанесение меток. Кроме того, тропа давно не чистилась и заросла колючками.



 

БАЛШИН ГРАД

 

Дальнейший наш путь лежал по знакомой дороге в сторону Жабляка Црноевича. Целью было небольшое древнее укрепление над деревней Понари. Рядом с мостом, по которому дорога ведет к Жабляку, на одном из крайних домов прибит деревянный указатель «Балшин Град», здесь же установлен информационный щит и начинается маркированная тропа. Подъем несложен: разница высот около 120 м, протяженность — около 600 м. Тропа прекрасно маркирована. Стоит только опасаться контакта с многочисленными кактусами, которые облюбовали склон.

Черногорские источники скромно пишут «Точных исторических данных о периоде создания культурного объекта Балшин град нет, хотя существуют предания, указывающие на то, что Балшичи построили градину на этом месте. В период турецкого владычества укрепление было снесено, а на его остатках построено новое.» На самом деле «о периоде создания культурного объекта Балшин град» исторических данных нет никаких! Я не нашел ни одного упоминания об отчетах, сделанных в ходе исторических или археологических исследований. Поэтому, полагаю, название объекту дано совершенно «с потолка». Историю укрепления можно реконструировать, сравнивая с историей аналогичных многочисленных укреплений в Зете и вокруг Скадарского озера. На месте древней частично разрушенной крепости было построено небольшое турецкое укрепление. Весьма схожую ситуацию можно наблюдать, например, на Враньской Горе. Исторические подробности, возможно, станут доступны только после детального научного изучения.

Тропа на Балшин Град

Балшин Град. Единственный кадр, который я успел сделать еще в сумерках


Высота понарского холма составляет всего 133 метра над уровнем моря. При этом холм занимает доминирующее положение и даёт возможность контролировать большую часть Скадарского озера, Зетской равнины и ближайшие возвышенности: Облун, Жабляк Црноевича, Малу и Велику Бобию, Вранину, Румию, Суторман … Такое стратегическое положение могло быть оценено в любую эпоху.

 

Однако насладиться окружающими видами мы уже не смогли. День закончился, и свет внезапно «выключили», зато так же внезапно «включили воду»! Дождевое облако, висевшее над Скадарским озером, начало сдувать на север, и первые капли уже шлёпали по камням древнего укрепления. Но мы же опытные черногоропроходцы! Нас не испугать природными катаклизмами! Натянув дождевики и включив фонарики, мы стали спускаться с вершины. Тут вдруг выяснилась небольшая, но неприятная деталь, которая слегка задержала нас на склоне. Тропа, нанесенная на Опен-стрит-мапные карты, нарисована неверно. В темноте среди кактусов и кустов нам пришлось отыскивать маркировку на камнях. К дороге мы спустились уже под проливным дождём. Здесь наконец нам достались бутерброды, которые мы хотели съесть еще днем на Облуне, но я забыл взять из машины и бросить в рюкзачок перед подъемом. Поэтому эти циклопические, под стать увиденным за день каменным блокам, бутерброды, достались нам только вечером.

Берегите себя! Питайтесь регулярно и уходя выключайте свет и воду!

 

.

.

 

Основные источники знаний:
Pavle Mijović i Mirko Kovačević «Utvrđenja i gradovi u Crnoj Gori». 1975
Stefan Novaković «Ilirsko – helenistička naselja na crnogorskom  primorju i njegovom zaleđu: prilog helenizaciji i urbanizaciji»
Milijan Dimitrijević «Prilog poznavanju heleničke fortificacije na Oblunu kod Podgorice»
Slobodan Čukić «U okolini Podgorice leže ostaci osam drevnih gradova»
Slobodan Čukić «Šta je sve promaklo Mirku Kovačeviću?»
Centar za odrzivi prostorni razvoj Expeditio «Oblun»
Vukanović «Oblun krije priču o praskozorju crnogorske istorije»
Jasna Gajević «Oblun i Žabljak Crnojevića, istorijski čas na licu mjesta»
Jasna Gajević «Stare ture u novom "ruhu": Oblun, Balšin grad i Vranjina»
Ivan Kern «Dukljanski tragovi: Oblun – posljednje uporište dukljanskog vladaraĐorđa»
Jovan Nikitović «Tumuli prepušteni „lovcima na blago“»
Nebojša Atanacković «Malo Blato i Oblun»
Ivan Kern «Osuđen na lagano propadanje: Balšin grad»
«Balšin grad, Ponari, Zeta...»
«Balšin grad»
«Tvrđava Balšin grad - sjajan pogled na Skadarsko jezero»


.

 

РасСказки об укреплениях неподалеку от Подгорицы:
Облун и Балшин Град. Уходя гасите свет
Мало и Велье Брдо. Собираем звенья…
Курганы на холме Планиница. Поляки знают всё!
Многослойная история Градины Джутеза
Рогами. Что говорить, когда нечего говорить?
Крепость Црвена Стена. История от «испанцев» до австрийцев
Градина Мартиничи. Вы чьё, старичьё?*
Крепость Спуж. Всё, как мы любим!
Лесендро. Ключ на обочине
Жабляк Црноевича и юнакская доблесть
Вранина. Ровно было на бумаге ...
В Кучи, к Медуну

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий