2019-12-25

Румия в её прошлом и настоящем*


Гора Румия. Вид из Бара. Январь 2015


… другие православные назывались ромеями т.е. греками. Ρομαιxός и теперь на Балканском полуострове означает греческий; а турки и арнауты из этого сделали урум; того же происхождения названия многих местностей и между прочим в Черногории название горы Румия, про которую арнауты разсказывают, что на вершине ея построена церковь урум-кралица т.е. греческая, а в сущности, кажется, та же самая, которую сербы называют света-кралица, разумея под нею Елену, жену Уроша и мать Милютина и Драгутина.
П.А. Ровинский «Черногория в ея прошлом, настоящем». 1888

.

Белиши. Рождение церкви св. Троицы

18.06.2005

18.06.2005

18.06.2005

18.06.2005

18.06.2005. Церковь на площадке, где сейчас расположен храм св. Йована Владимира

18.06.2005

18.06.2005

27.06.2005


Каждый год на Троицын день на Румию крестным ходом подымается множество паломников. С древних времен существовала традиция, по которой каждый, кто шел на вершину, нес с собой свой покаянный камень. Считалось, что, когда накопится достаточно большая каменная груда, церковь, порушенная османами в 1571 году, вернется с небес на своё древнее место.

В расСказке о церкви св. Илии на Волуице я уже упоминал жителя Бара Мило Драговича. Во время посещения монастыря Хиландар на Афоне Мило рассказал монахам о том, что мечтает восстановить церковь на вершине Румии. Возвратившись на родину, Драгович получил благословение митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия. Работа над уникальным храмом началась.
Проект выполнил инженер Мийо Лекич. По своему архитектурному решению румийская церковь во многом повторяет храм св. Николы в Старом Баре. Изготовили церковку из железных листов всего за 12 дней в Барском местечке Белиши. Максимальная высота составила 6 метров, а вес 4 тонны. Затем маленький храм перевезли на площадку, где сейчас расположен храм св. Йована Владимира.


27.06.2005

27.06.2005
Установка нижней части храма

27.06.2005

27.06.2005

27.06.2005

27.06.2005

27.06.2005
Неудачный подъем верхней части храма


Накануне дня Святой Троицы 2005 года с помощью вертолетного отряда армии Сербии и Черногории на вершине Румии была установлена нижняя часть церкви. Но работы пришлось отложить из-за неисправности вертолета. В следующее воскресенье, 27 июня, верхняя часть храма была поднята вертолетом на Румию. Последние двадцать метров подъема стальную конструкцию с колокольней весом около 1700 кг подняли на вершину на руках и, в соответствии с указаниями инженера Лекича, установили на нижнюю часть строения.


27.06.2005

27.06.2005


31 июля храм был освящен митрополитом Черногорским-Приморским Амфилохием. В этот день на вершине собралось более тысячи человек. В освящении церкви приняли участие представители 22 черногорских племен, каждое из которых установило свой камень у стены храма.
В октябре 2018 года стальные стены церкви св. Троицы на Румии обложили камнем.
Больше двух недель люди поднимали на верх строительные материалы, инструменты и оборудование. Тяжести доставляли на ослах и лошадях.  Стены сначала были утеплены листами пенопласта, затем обложены камнем. Мастерами использовались камни, которые люди приносили на вершину в течении многих лет.


.

.

.


Место начала (и окончания) восхождения на Румию
возле монастыря св. Сергия Радонежского



Румия - самая высокая вершина горного хребта, возвышающаяся как барьер между Барcким заливом и Скадарским озером. Очень неудобная транспортная связь сделала эту поистине красивейшую гору еще более отдаленной и труднодоступной для альпинистов. Вот почему здесь так много достопримечательностей, которые совершенно неизвестны широкому туристическому сообществу.


Румия. 1930


Так в июне 1935 года в бюллетене Хорватского общества альпинизма «Хорватский альпинист» (Hrvatski Planinar) писал в своём отчете о восхождении на Румию Степан Урбан из Загреба.

Я поехал из Ливара в Бриско рано утром. Место, где я оказался, находилось на высоте 400 м. Из Бриско я начал восхождение прямо в Румию. Карта, которую я взял с собой, не указывала ни одного пути, но я знал, что тропа должна быть, потому что в этом направлении находятся становища пастухов и родники, которые были отмечены на высоте 800 м. После непродолжительных поисков я нашел узкую тропу. Сначала подъем был легким. Тут и там виднелись огорожены камнями поля, леса не было. После полуторачасового подъема я начал чувствовать голод и жажду и потерял тропу, по которой шел. Я достал карту Австрийского военно-географического института, чтобы узнать, где я нахожусь. Многие детали не были нанесены на карту, но те, что были нанесены, были отмечены верно. Я смог определить свое местоположение по карте по отдельным объектам, и скоро понял, где искать пастушью хижину и воду. По крутому склону я поднялся из мелкой и широкой низины, превращенной в поле, к пастушьей хижине, которая находилась в густой тени огромных дубов. В хижине не было ни души. Я начал поиски воды. От хижины тропы расходились во все стороны. Я наконец нашел источник в двадцати шагах к востоку от хижины. Еще в Ливари, я рассчитывал найти здесь воду, и поэтому не стал наполнять там бутылку, чтобы идти налегке.
От хижины крутая тропа шла на юг. После недолгого отдыха я выбрал этот путь. Солнце уже поднялось высоко, и я хотел подняться на вершину до полудня. Вид на Краину и Скадарское озеро захватывал дух. Воздух был особенно чист: на севере я мог различить все косы на хребтах Проклетья. С увеличение высоты дубовый лес поредел. Наконец, я совсем потерял тропу. Сверившись с картой и компасом, я пошел к седловине между 1298 и 1272 м к востоку от Румии. Здесь, в тени букового леса, я почувствовал великую благодать, какую только мог пожелать. На Румии дубово-буковый лес достигает высоты 1100 м. И только на высоте более 900 м дубовый лес становится довольно редким.
В седловине я нашел тропу, которая вела на запад. Это было именно то, что мне нужно. Так что я смело продолжил свой путь. Буковый лес обнял меня своей тенью, я шел как будто вновь возродился. Тропа в трех местах раздваивалась. Я всегда выбирал левую, т.к. она шла в направлении Румии. В лесу я услышал голос пастуха, погонявшего скот. Довольно легко преодолевая подъем, я шел еще примерно около часа, и вышел к полю, покрытому крупными глыбами, среди которых тропа затерялась. Буковые деревья вокруг стали более тонкими, со стволами и ветвями, изогнутыми к низу из-за тяжести снега, который давит на них зимой. Мне пришлось лезть по каменным блокам, которые были очень круты. Поднявшись метров на 30, я вышел на поляну, на которой было всего несколько буковых кустов. Я был рад, что преодолел этот подъем. Я перестал цепляться за стебли большого травянистого растения, которое росло там в великом множестве. Гребень надо мной был как будто вычерчен в небе. Моя радость уменьшилась, когда я увидел, что вершина Румии возвышается надо мной на высоте 150 метров. А я был на более низкой вершине, не отмеченной на карте, лежащей к северу от Румии, и отделенной от нее пропастью с крутыми краями.
Я лежал на траве, чувствуя невыносимую усталость во всех частях моего потного тела. После короткого отдыха я решил действовать по единственно возможному плану. Мне нужно спуститься на двадцать метров вниз в крутую пропасть и подняться на вершину. Это займет полчаса. Мне пришлось оставить свой рюкзак, и я осторожно перешагнул через край скалы. На дне пропасти буковые деревья представляли истинную картину из оды Горация:
Зри со мной древесно племя,
Что снести не может бремя,
Преклоняясь от снегов… (Перевод М.Н. Муравьева)

Зимой здесь должны быть ужасные снежные заносы. Выбравшись из пропасти, я быстро нашел тропинку в лесу, которая вывела меня к буковой роще. Здесь я увидел стадо желтых коз, которые удивленно посмотрели на меня, и когда я приблизился к ним, они убежали. Чуть дальше я встретил пастуха. Сразу я увидел, что имею дело с сельским мудрецом. Он принял меня с большим недоверием, но когда увидел, что я сам полон сомнений, то помог мне даже больше, чем я этого желал. Он пошел со мной на вершину Румии.


Вид на монастырь св. Сергия Радонежского

Краина и Скадарское озеро

Вершина Румии
По традиции, каждый год в День Троицы люди со всех окрестных сел вместе с православным священником поднимаются на вершину Румии. Священник несет распятие, и каждый участник несет один камень, который они складывают наверху в кучу, так что сейчас наверху находится огромная груда камней. Поэтому вершина Румии постоянно растет. В этом шествии участвуют как католики, так и мусульмане. Когда я спросил пастуха, почему они это делают, он объяснил мне, что это либо отголоски языческого жертвоприношения, либо воспоминание о каком-то древнем завете, по которому на вершине будет построена церковь. Из первой части ответа я понял, что имею дело с «мудрецом». Вторая часть ответа показалась мне правдивой.
Все пастухи собрались вокруг меня наверху. Две темпераментные и красивые женщины и три мальчика оставили своих коз, и подошли ко мне. Я хотел поговорить с всеми, но старик давил их своим авторитетом. Как только я получил нужную информацию, сверившись с картой, то сбежал от него с вершины.
Полдень уже прошел, поэтому всё в дали было укрыто синей дымкой. На северо-западе был виден Ловчен, дальше от него на север - бледные края Дурмитора и Комова. Проклетье скрылось в дымке. Скадарское озеро было серо-зеленоватого цвета, а синее море сливалось на горизонте с серым небом. На юго-востоке, начинаясь от Скадра и до моря, как огромная змея, сияла Бояна,
На самой Румии и дальше, на соседней Лисине, есть множество троп, ведущих к смотровым площадкам, которые были оборудованы здесь во время войны для слежения за кораблями противника. Говорят, наблюдатели не могли долго оставаться на склоне, потому что многие солдаты были убиты громом. И это весьма вероятно, так как каждая скала свидетельствует, что эта гора очень любима небесными стрелами.


Если соберетесь на Румию, не забудьте прихватить с собой чистую тетрадку.
В «журнале посещений, который находится в красном пенале места для записей совсем не осталось

Вид на Бар и Барскую бухту

.

Вид с вершины на северо-запад


В 1935 году хорватский путешественник выбрал длинный и трудный путь к вершине. Он начал восхождение из Ливари и Бриско в Краине, недалеко от берега Скадарского озера. Сейчас чаще всего начинают подъем со стороны Бара, вблизи монастыря св. Сергия Радонежского у села Вельи Микуличи. Это вовсе не значит, что подъем от монастыря лёгок, и можно относится к восхождению снисходительно. Не прост и спуск с горы. Поэтому опять и опять повторю, что стоит очень внимательно относиться к обуви и брать с собой треккинговые палки.
Я давно планировал подняться на Румию. Но покорять вершину в одиночку не хотелось. Поэтому я с радостью принял приглашение Максима, который собирался на гору вместе со своими друзьями. Восхождение можно разделить на два этапа. Бо’льшая часть проходит по крутой тропе среди редколесья, до горного седла под самой вершиной. Здесь можно передохнуть. А дальше – финальный рывок наверх.
Нам достался замечательный солнечный зимний день. Дымки почти не было. Поэтому с горы открывались прекрасные виды побережья, горных хребтов, Краины и Скадарского озера. Тетрадка в металлическом «пенале», в которой можно сделать отметки о своём посещении, оказалась почти полностью исписана. Мы с трудом отыскали чистое место для пяти наших человеческих имен и одного собачьего! Кане корсо Шейла вместе со своим хозяином Максимом уже не первый раз покорила Румию.
Спустившись, мы посетили святой источник и монастырь св. Сергия. Однако об этих местах написано так много и подробно, что я не вижу смысла, повторятся. Напомню только о документальном фильме «Небо на земле», который легко найти на Ютьюбе. Фильм снят в 2015 году, но по-прежнему актуален.


.

.

.






Основные источники знаний:
Stjepan Urban «Rumija (1593 m)» / Hrvatski Planinar. Lipanj 1935

Примечание:
* Название расСказки заимствовано из названия многотомного труда Павла Аполлоновича Ровинского «Черногория в ея прошлом, настоящем».


.

Святой источник недалеко от монастыря св. Сергия Радонежского 





Комментариев нет:

Отправить комментарий