2019-12-31

Эсминец «Загреб». Хроника объявленной смерти*


Памятник Милану Спасичу и Сергею Машере в парке Тивата


Набережная Тивата залита солнцем. Здесь по предновогоднему празднично, шумно и весело. Многочисленные кафешки заполнены улыбающимися людьми. На причале, перед парусником «Ядран» (1) установлена сцена. В новогоднюю ночь здесь будут выступать приглашенные знаменитости. Ждать осталось всего несколько часов …
А совсем недалеко, в городском парке (2), сумрачно, тихо и пусто. Журчит фонтанчик перед памятником народным героям Сергею Машере и Милану Спасичу. Можно никуда не торопиться, постоять, подумать …


Памятник Милану Спасичу и Сергею Машере в парке Тивата

На памятнике генералу Пьеру Камбронну, командиру 1-го полка пеших егерей Императорской гвардии во французском городе Нанте высечены слова, которые Камбронн сказал во время битвы при Ватерлоо 18 июня 1815 года. На предложение англичан сдаться генерал ответил: «La Garde meurt mais ne se rend pas!» (Гвардия умирает, но не сдаётся!). Так ли всё было на самом деле? Кто же теперь ответит.
Нам же предстоит вспомнить историю гораздо более реальную.
А вот началась она тоже во Франции.

Эсминец «Загреб». На верфи в Сплите

.

.

Эсминец «Загреб». Спуск на воду

Эскадренный миноносец «Beograd» был спроектирован фирмой «Ateliers et Chantiers de la Loire» в Нанте. Киль корабля заложили в 1936 году. Спуск на воду состоялся 23 декабря 1937 года. Новый эсминец вошел в состав флота Королевства Югославия в июне 1939-го. По тому же проекту было построено еще два эсминца. «Ljubljana» построена отделением фирмы «Ярроу» в Кралевице, принята в состав флота в декабре 1939. «Zagreb» построен отделением фирмы «Шантье де ла Луар» на Адриатической верфи AD в Сплите. Закладка киля состоялась осенью 1936 года, спуск на воду - 3 марта 1938 года. «Загреб» принят в состав флота летом 1939 года.
Таким образом «Любляна» и «Загреб» стали первыми (и последними) кораблями югославских ВМФ, построенными в королевстве.


.

.

Технические данные эсминцев класса «Beograd»:
Водоизмещение стандартное 1210 т, полное 1655 т.
Длина наибольшая 98 м, ширина 9,45 м, осадка 3,18 м.
Мощность двухвальной паротурбинной установки 40000 л.с. (44000)
Скорость максимальная 38 узлов
Дальность плавания 1200 миль
Количество экипажа: 145 офицеров и моряков
Вооружение:
Четыре 120-мм полуавтоматических орудия «Шкода». Дальность стрельбы 20,8 км
Четыре 40-мм зенитных автомата «Бофорс»
Два 15-мм пулемета
Два трехтрубных 550-мм торпедных аппарата французского производства
30 глубинных мин



Эсминец «Загреб» возле Доброты. 1941


Эсминцы планировалось использовать для действий в Адриатике. Поэтому запасы топлива были ограничены намеренно (120 т). Это значительно сократило дальность плавания. Но позволило спроектировать корабли так, чтобы они обладали высокой скоростью хода и были хорошо вооружены. Ради скорости и маневренности пожертвовали и защитой корпуса. Толщина стальных броневых листов над ватерлинией была всего 5 мм.

Корпуса эсминцев были окрашены в стандартные светло-серые цвета королевского флота Югославии. На бортах каждого корабля была нанесена белой краской первая буква названия. На левом борту – латиницей, на правом – кириллицей. У «Загреба»: «Z» слева, и «3» справа.
На ограждении командирского мостика «Загреба» крепилась большая серебряная корона (весом 25 фунтов) с гербом города Загреба, малая (весом 5 фунтов) украшала переборку в офицерской кают-компании.


Эсминец «Загреб». Тиват. 1941


Накануне Второй мировой войны югославский военно-морской флот состоял из одного устаревшего крейсера «Далмация», четырех эсминцев («Дубровник» и 3-х новейших, класса «Белград»), шестнадцати торпедных катеров разного размера, четырех подводных лодок, шести тральщиков, пяти небольших минных тральщиков, четырех речных мониторов и одного корабля-матки гидросамолетов и одного учебного парусника «Ядран».

Столь слабому флоту была поставлена задача, в случае нападения с моря сдерживать наступление противника в течение 48 часов, что, согласно плану, было бы достаточным для того, чтобы сухопутные войска достигли побережья и вступили в бой.

В начале 1940 года в стране разразился глубочайший политический кризис. Вскоре Хорватия объявила о своей независимости.
6 апреля 1941 года многочисленные силы Германии, Италии, Венгрии и Болгарии вторглись в Югославию и разгромили ее всего за десять дней во время так называемой апрельской войны. После нескольких дней постоянных бомбардировок немецкие войска вошли в Белград. 17 апреля 1941 года, в штабе 2-й немецкой армии король Петр II Карагеоргиевич подписал безоговорочную капитуляцию Югославии.


Эсминец «Загреб». Сергей Машера вместе с орудийным расчетом
на фоне спаренной 40-мм зенитной установки Бофорс


Эсминец «Загреб» в апреле 1941 года находился в Боке Которской в составе 1-й торпедной дивизии Королевского флота вместе с эсминцами «Дубровник» и «Белград», крейсером «Далмация», десятью торпедными катерами, четырьмя подводными лодками, одним миноносцем, одним тральщиком. Подразделение возглавлял контр-адмирал Милан Доманаико. Эсминец «Любляна», выведенный из строя в результате крушения под Шибеником летом 1940 года, ремонтировался в Тиватском Арсенале.

6 апреля 1941 года немецкие и итальянские самолеты атаковали военно-морскую базу в Тивате, завод Арсенал и военно-морские комплексы в Кумборе (3) и Зеленике, а во второй половине дня - югославские корабли в Боке. Итальянский бомбардировщик «Юнкерс Ju-87» атаковал «Загреб» возле Доброты. Пулеметная очередь прошила палубу, бомба упала и взорвалась в море менее чем в 20 метрах от корабля. Зенитные расчеты миноносца, которыми командовал артиллерийский офицер лейтенант 2-го ранга словенец Сергей Машера, открыли ответный огонь и сбили второй Юнкерс, который рухнул у перевала Троица возле Котора. Затем последовала вторая волна авиационных атак. Бомбы рвались в 20–70 метрах от корабля. Зенитчикам Сергея Машеры удалось повредить еще один вражеский самолет. Всего за время активного противодействия итальянской авиации артиллерия «Загреба» сбила и повредила восемь вражеских самолетов.
Постоянно меняя свое местоположение в Боке «Загреб» отражал атаки самолетов противника в течение следующих нескольких дней. Особенно яростно эсминец был атакован 13 апреля. Корабль умело маневрировал и отстреливался. Ни одна бомба не достигла цели. Сергей Машера, обрадованный очередному промаху, весело прокомментировал: «Итальянцы пишут не по адресу». Его друг, минно-торпедный офицер лейтенант 2-го ранга серб Милан Спасич, вспомнив о Пасхе, сказал, что враг "чтит их крашенными яйцами". В этот же день пришел приказ рассредоточить корабли в бухтах и замаскировать. Эсминцы «Дубровник», «Белград» и «Загреб» подошли как можно ближе к берегу в Тиватском заливе и встали на якоря. Корабли укрыли ветками, а на борта нанесли пятна бурой краски. Большинство членов экипажей сошло на берег, на борту остались лишь зенитные расчеты и повара.
«Загреб» бросил якорь в бухте Святой Троицы возле полуострова Михольская Превлака (4). 15 апреля было приказано не открывать огонь по вражеским самолетам.


Кадр из фильма «Пламя над Адриатикой»


Получая неблагоприятные новости с фронта, командир бригады контр-адмирал Доманаико разрабатывал план по переводу флота к острову Корфу, где находились британские военные корабли, однако не смог его реализовать (5). Лейтенанты Спасич и Машера вместе с несколькими энергичными и боевыми молодыми офицерами не переставали надеяться, что удастся собрать достаточно людей, чтобы вывести эсминцы «Загреб» и «Белград» из Боки в Средиземное море, где они надеялись присоединятся к союзникам и продолжать борьбу.

17 апреля поступило известие о капитуляции армии Королевства Югославии. Итальянские подразделения начали заходить в Боку-Которскую. Первая торпедная дивизия должна была сдаться итальянцам. Всем членам экипажей было приказано покинуть корабли. Все корабли, которые находились в море, необходимо было отозвать обратно в Югославию или в порты держав Оси для сдачи.


Закамуфлированный «Загреб». 15 апреля 1941 года

Залив Святой Троицы между полуостровом Михольская Превлака и полуостровом Брадишта
Место гибели эсминца «Загреб»


До подхода итальянцев эсминец «Загреб» был сначала оставлен матросами, затем младшими офицерами.

Около полудня на палубе «Загреба» состоялся резкий разговор между командиром корабля капитаном первого ранга Николой Кризомали, первым офицером Николой Лютичем и лейтенантами Миланом Спасичем и Сергеем Машерой. Командир Кризомали сообщил, что все планы вывести эсминец из Боки оказались неудачными. Британский флот не предоставил югославам пароли, которые защитили бы корабли от возможных британских атак. Кризомали заявил, что экипаж корабля обязан соблюдать порядок, указанный в капитуляции, согласно пунктам которой 17 апреля 1941 года все экипажи кораблей ВМФ Югославии должны сойти на берег, какая-либо порча оборудования кораблей запрещена, а виновные подлежат военному суду и смертной казни. Лютич выступил против приказа и потребовал, чтобы корабль был потоплен, его мнение с энтузиазмом поддержал лейтенант Машера. Командир корабля это решение не поддержал.
Первый офицер Никола Лютич известил экипаж о решении затопить эсминец. Моряки начали массово покидать корабль, попутно ломая и выводя из строя корабля и корабельное вооружение.
Командир Кризомали, первый офицер Лютич, Машера, Спасич и лейтенант Зика Анжелич остались на борту. С ними на связь вышел первый офицер эсминца «Белград», который с беспокойством поинтересовался почему команда «Загреба» так спешно покидает корабль. В это время Мазера и Спасич продолжали приводить в негодность вооружение эсминца. Лейтенанты подготовили детонаторные ленты и разнесли взрывчатку по внутренним помещениям от носа до кормы эсминца, патроны тринитротолуола заложили между торпедными аппаратами. Когда все было подготовлено для уничтожения корабля, Спасич и Машера доложили Кризомали о своей готовности подорвать корабль.
Лютич сообщил на эсминец «Белград», что «Загреб» заминирован. Первый офицер приказал также ремонтным рабочим завода Арсенал, которые находились на борту, срочно покинуть корабль. О готовящемся подрыве предупредили также и жителей ближайшего к месту якорной стоянки села Брадишта (Брдишта).
Командир «Загреба» попытался заставить лейтенантов покинуть обреченный корабль, но получил отказ.
Примерно в 2 часа дня всем оставшиеся членам экипажа было приказано оставить эсминец. Командир Кризомали оставался на борту, надеясь, что ему все же удастся передать корабль итальянцам. Он даже приказал приготовить ему обед. Однако Спасич предложил ему обедать на эсминце «Дубровник», предупредив, что на борту «Загреба» обедать скоро будет невозможно.
Кризомали и Лютич вместе с последними членами экипажа спустились в катер, который направился к эсминцу «Дубровник». Лютич, осмотрев людей, не обнаружил Спасича и Машеру. В это время итальянские колонны уже входили в Тиват.
Машера и Спасич остались на борту и стали взрывать ручные гранаты во внутренних помещениях корабля. Катер вернулся за ними, но они оба вновь отказались покинуть корабль. С палубы эсминца они попрощались с членами экипажа.


Ловчен с полуострова Брадишта


Барельеф на памятнике Спасичу и Машере в тиватском парке


Последние мгновения «Загреба» можно воссоздать с большой достоверностью, так как с расстояния в полкилометра из села Брадишета множество людей наблюдало за происходящим. Через несколько минут после того, как последний катер отчалил от «Загреба» двое офицеров направились к кормовому орудию. Мазера и Спасич подняли на кормовом флагштоке военно-морской флаг королевства Югославия, сняли с форменных кителей погоны, обняли и попрощались друг с другом. Лейтенанты остались на палубе глядя на вершину горы Ловчен. Один из них наклонился и привел в действие взрывное устройство. Раздался мощный взрыв. Люди с берега увидели, что тела Спасича и Машеры подбросило в воздух, а затем сильнейшая ударная волна докатилась и до полуострова Брадишта, сбив с ног наблюдателей. Корпус корабля раскололся надвое. Обломки разлетались во все стороны. Часть корабельного орудия упала на дом в деревне Брадишта.
После первого взрыва к небу поднялся огромный столб дыма, а затем загорелось топливо, что вызвало серию новых взрывов на корабле. Командир Кризомали немедленно пытался добраться до корабля, надеясь, что Мазера и Спасич успели покинуть «Загреб». Его надежды были напрасны. Кризомали доложил командиру эсминца «Дубровник» Шашкилевичу, что «Загреб» взорван, а Машера и Спасич погибли.
Т.к. якорная стоянка находилась на мелководье, то искореженный корпус эсминца затонул лишь частично, и горел еще в течении нескольких дней.


.

Кадры из фильма «Пламя над Адриатикой»


Только через три дня после взрыва эсминца его останки смогли осмотреть итальянцы. Было очевидно, что корабль уничтожен полностью.

Тело Милана Спасича обнаружили на четвертый день у небольшого моста у полуострова Михольская Превлака и опознали по нашивке на офицерском кителе.
После обращения православного священника Николы Мандича итальянское командование разрешило похоронить Спасича на кладбище Савина Дубрава около Герцег-Нови. Милан Спасич был похоронен 19 апреля (5 мая ?) 1941 года со всеми воинскими почестями. На памятнике выгравировали и имя Сергея Машеры. Многие пришли почтить память героев. На похоронах присутствовали представители итальянской армии, которые проявили уважение, пораженные смелостью и героизмом югославских офицеров.
Позднее герой был перезахоронен на кладбище Савина.


Похороны Милана Спасича 

Могила Милана Спасича на кладбище Савина. Фотография Boka News


Семь дней спустя после взрыва на противоположной стороне полуострова Михольская Превлака после сильного шторма рыбаки обнаружили в воде у обезглавленный торс, предположительно принадлежавшего Сергею Машере, но тело было унесено течением до того, как итальянцы прибыли из Тивата на место происшествия.
Голова Сергея Машера была найдена на берегу полуострова Брадишта и тайно похоронена жителями села. В ноябре 1985 года священник Рогин из Боки передал череп в Институт судебной медицины в Любляне. После идентификации, проведенной в 1986-1987 годах, было установлено, что череп принадлежал Сергею Машере. 17 апреля 1987 года череп Сергея Машеры был захоронен на Шалеском кладбище в Любляне.


Эсминец «Загреб» через несколько дней после взрыва

Часть форштевня эсминца «Загреб»
Морской музей Котора (2014)



В 1942 году Спасич и Машера были посмертно награждены орденом Звезды Карагеоргия с мечами четвертой степени, а мемориальная доска, посвященная подвигу этих отважных офицеров, была установлена в британских казармах на Мальте.
В 1968 году по мотивам подвига Спасича и Машеры был снят совместный франко-югославский художественный фильм «Пламя над Адриатикой».
7 сентября 1973 года по указанию Иосифа Броз Тито Машере и Спасичу присвоено звание народных героев Югославии. Сергей Машера и Милан Спасич - единственные представители Королевской армии Югославии, которые были названы народными героями Социалистической Югославии. В парке города Тиват установлен памятник героям. В их честь названы улицы в югославских городах. Морской музей в городе Пиран носит имя Сергея Машеры.


.

Памятник Милану Спасичу и Сергею Машере в парке Тивата

Милан Спасич на борту учебного парусника "Ядран". 1938



Милан Спасич (
Milan Spasić) родился в 1909 году в Белграде, где он окончил начальную школу и среднюю школу в числе лучших учеников. В 1929 году поступил в VII класс Военно-морской академии в Дубровнике. Академию он закончил лучшим в классе, став первым из жителей удаленных от моря районов, который обогнал в морском учении всех приморцев. В 1935-36 годах прошел специальный торпедный курс, и проходил службу на торпедном катере Т-3. В 1937 году был назначен штурманом на учебный парусник «Ядран», и совершил на нём переход из Югославии в Соединенные Штаты и обратно. С 1940 года проходил службу на эсминце «Загреб».















Сергей Машера (
Sergej Mašera) родился в 1912 году в Горице, которая вскоре была захвачена итальянскими ирредентистами, поэтому словенской семье Машеры пришлось бежать сначала в Каринтии, а затем в Любляну, где Сергей окончил школу. Он поступил в Военно-морскую академию в Дубровнике в 1929 году, где оказался однокашником Миланом Спасичем. Академию Машера окончил в 1932 году пятым в выпуске. Он служил на торпедных катерах, а затем на вспомогательном корабле - базе подводных лодок «Ситница», после чего он прошел артиллерийский курс в Мелине. Как один из лучших молодых артиллерийских офицеров, он был отправлен в Швецию на завод Бофорс, для изучения современных 40-мм зенитных орудий, которыми планировалось вооружить три новых югославских эскадренных миноносца. На одном из этих кораблей - эсминце «Загреб», Сергей Машера и продолжил службу с конца 1940 года. Здесь он снова встретился со своим старым другом Миланом Спасичем.





















Фотография из Архива Морского музея в Пиране.
Сергей Машера во время обучения в Военно-морской академии в Дубровнике, 1931 год


Подвиг Сергея Машеры и Милана Спасича известен. Информации о ней достаточно. И я бы не взялся писать расСказку просто копируя тексты из многочисленных источников. Но есть в этой истории нечто, о чем знают далеко не все.
Гораздо раньше памятника в тиватском парке памятный знак в честь героев был установлен на полуострове Брадишта напротив Михольской Превлаки.
Оставляю машину у крайних домов одноименного села и иду по тропе, которая прорезает весь полуостров. Мыс нависает над тонкой полоской галечного «пляжа». Спрыгиваю вниз и по северному берегу возвращаюсь немного назад.
На высоте чуть больше метра над уровнем моря, почти у самого обрыва, стоит неприметный и заросший знак с мемориальной плитой. Отсюда ближе всего до места последней якорной стоянки эсминца «Загреб», до места гибели Сергея Машеры и Милана Спасича, до места подвига славных югославских моряков!
Обелиск установлен гораздо раньше, чем памятник в парке. Несмотря на своё несомненно более исторически правдивое местоположение, известен он очень немногим. Лишь букетик искусственных цветов, которые лежат здесь похоже уже не первый год, указывает на то, что это место помнят и посещают.


.

Полуостров Брадишта


.

.

Обелиск Милану Спасичу и Сергею Машере на полуострове Брадишта
установлен 10 сентября 1959 года


Вместо послесловия.

Орден Народного героя - вторая (после ордена Свободы) высшая военная награда в социалистической Югославии, учреждённая Верховным штабом Антифашистского веча народного освобождения Югославии в декабре 1941 – январе 1942 года. С 15 августа 1943 года присвоение звания должно было сопровождаться вручением орденского знака.
Согласно статуту, орден Народного героя вручается гражданам, воинским подразделениям, политическим и иным общественным организациям за героические свершения во время войны и мира.
Орден представляет собой овальный позолоченный значок образованную двумя лавровыми ветвями, внизу скреплёнными лентой. В центральной части знака лежит 12-лучевая звезда. На переднем плане фигура партизана в пилотке, шинели и опанках с обмотками. В правой руке партизана винтовка, а в левой — развевающееся знамя со звездой небольшого размера. Знак ордена носится на красной шейной муаровой ленте шириной 36 мм, которая по краям имеет белые 2-мм полоски.
Первоначально знаки ордена изготавливались в СССР, на Московском монетном дворе, а затем их изготавливали в Загребе. По сравнению с первоначальным московским вариантом загребский «народный герой» изрядно «похудел»: если поначалу он изготавливался из 22-каратного золота и весил 42 грамма при размерах 43×54 мм, то позже знак делали из 18-каратного золота, весил он 33 грамма и имел размеры 43,7×59 мм
В 1986 году для ношения на гражданской одежде была введена миниатюрная «фрачная» версия знака ордена размерами 17×23 мм, крепившаяся на булавке. В 2013 году со знаков ордена было решено убрать звезду. Кавалеры могли обменять свои ордена на знаки нового образца.
При посмертном награждении статут ордена Народного героя предусматривал изготовление знака не из золота, а томпака (разновидность латуни, сплав меди и цинка), с последующим хранением в экспозиции Военного музея в Белграде. На сегодняшний день две больших витрины в экспозиции этого музея содержат 884 знака ордена Народного героя.

 
Орден Народного героя СФРЮ



Примечания:
* Использовано название повести Габриэля Гарсии Маркеса
(5) Позорной сдачи в 1941 году удалось избежать только подводной лодке Небойша, торпедным катерам «Дурмитор» и «Каймакчалан» и восьми гидросамолетам Военно-морской авиации Югославии, которые сумели добраться до союзников и продолжить борьбу. Яркий пример героической обороны во время апрельской войны продемонстрировал экипаж монитора «Драва» на Дунае.


.

.

Эсминец «Загреб». Фотографии Горана Вучуровича 13 июня 2018 года



Основные источники знаний:



РасСказки о кораблях и мореплавателях:
Фрегат «Светлана» - Улцинь,1880. Политика канонерок
Яхта «Ядранка» и яхта «Дивна»- Бар. Призраки прошлого
Учебный парусник «Ядран» - Попутного ветра, Ядран!
Паромы «Свети Стефан» - Трицвета «Свети Стефана»
Королевская яхта «Даница» - Королевская роскошь. Яхта «Даница»
Королевская яхта «Сибила» - Яхта «Сибила (Сен-Мишель III). Неожиданно!
Пароход «Ярославль» - У синя моря*
1910. Русская эскадра в Черногории - Скорабля на бал
Крейсер «Цента» - История с продолжением
Пароход «Цетине» - <НЕ>забытый «Цетине»
База гидросамолетов в Кумборе. (Часть1. Часть 2. Часть 3)

Адмирал Марко Евген Флорио - Прчань. На net и суда нет

Капитан Уильям Хост - Капитан Уильям Хост освободитель Котора
Капитан Визин - Иво Визин. Совершив ошибку, обрел Славу! (Часть1. Часть 2. Часть 3)
Владимир Фёдорович Пономарёв - Владимир Фёдорович Пономарёв. Mortui heroes nonmorietur

 


2 комментария:

  1. спасибо,очень интересно,хороший слог ...есть по тексту опечатки,если будете их исправлять,укажу.Роман

    ОтветитьУдалить