И что у нас на самом деле? Поход, или как?! Сели - поехали ... опять сели, и опять поехали. Но вот наконец пришло время и ноги размять.
До крепости Траште (Fort Trašte, Tvrđava Trašte, Тврђава Траште, Werk Trašte) можно добраться пешком от асфальтированной дороги, желательно на чем-нибудь внедорожном. Можно попытаться даже и на легковушке ... но о-о-очень осторожно! Старая дорога усыпана весьма острыми обломками камней. (дополнение 2017 года: дорога отсыпана мелким щебнем и доступна для любого автомобиля)
Мы от асфальта решили идти пешком.
|
Перед заключительным поворотом к крепости около дороги обнаруживается пара разрушенных строений |
|
А вот и лайнер, который мы видели из Горажды в Которском заливе |
В группе Траште австрийцы выстроили множество различных укреплений.
Основой
группы являлась одноименная крепость Траште и база пехоты Грабовац (Stütspunkt Grabovac).
|
На фотографии видно, что Траште и Врмац несомненно родственники Но это лишь первое впечатление |
|
Такую печь мы в других крепостях не встречали |
Проблема межэтажных
перекрытий в крепости была решена весьма бюджетно. На двутавровые стальные
балки укладывались гофрированные стальные листы, которые заливались бетоном. Увы
время не пощадило эти конструкции. Балки сгнили или были срезаны охотниками за
металлоломом, гофролисты полностью проржавели. Бетонные перекрытия обрушились.
В тех местах, где они еще сохранились наступать на них очень опасно.
|
Остатки балок, которые поддерживали межэтажные перекрытия |
|
Стены есть, а пол и потолок отсутствуют. Но нам очень надо на второй этаж!
|
Кроме общего осмотра, была у нас еще задача найти патерну (подземный ход) который соединял форт и
базу пехоты. Вход в патерну из внутренних помещений форта мы обнаружили ... на втором этаже.
|
. |
|
Место установки гаубицы прикрыто бронекуполом |
|
Форт Траште. Фотография из книжки Р. Павичевича |
Почитаем шпаргалку Австрийского Общества изучения крепостей:
К 1905 году Черногория располагала тяжелыми
артиллерийскими орудиями. Поэтому австрийскими вооруженными силами была
предпринята коренная реорганизация обороны. Специально созданная «Комиссия по
укреплению военного порта Котор» выработала необходимые меры к 1906 году, по
которым было организованно перемещение системы военно-морского флота и, прежде
всего, якорных стоянок военных кораблей в Котор из Тивата, Зеленики и Будвы. Однако
к этому времени безопасность на суше гарантировалась только цепью полевых,
частично временных, сооружений постройки 1859-60 годов, которые находились в
плохом состоянии. Кроме того, не исключалась возможность вражеского десанта в
заливе Траште.
Комиссия приняла решение, возвести группу укреплений
на месте бывшего укрепления Траште V. Укрепление Траште должно было бороться с
потенциальными вражескими батареями на противоположных возвышенностях в южном
направлении, контролировать долину Жупа
вместе с укреплением Горажда, находящемся на другой её стороне, и предотвращать
возможность десанта в заливе Траште.
По решению комиссии с 1907 по 1909 осуществлялась
создание группы Траште, которая состояла из укрепления Траште и передовой базы
пехоты в Грабовце.
Тактические
задачи:
Защита долины Зупа и контроль гребня горной цепи по направлению к Будве,
поддержка береговой батареи Радишевич и пресечение попыток высадки десанта в
заливе Траште.
Период строительства: 1907-1909
Гарнизон в военное время: 5 офицеров и 143 солдата
Вооружение:
4 х 10 см PH
M06 (заменены на PH M99F)
2 х 8мм MG
M4
3 х оружейных/пулеметных (???) лафета
|
Гаубица М99 |
|
Гаубица М99 (100мм) в бронекуполе |
Для дальнего боя служила бронированная батарея с 4-мя
10 см гаубицами в куполах, защищающих от огня вражеской артиллерии и 4 пулемета MG для
ближнего боя. Укрепление и база пехоты были окружены каждая постоянными
проволочными заграждениями. Кроме того, проволочное заграждение окружало всю
группу. База пехоты и укрепление связаны подземным коридором (потерной) длиной
примерно 200 м.
Уже в 1911, через очень короткое время после
завершения укрепления, стала обсуждаться возможность его уничтожения или замены
на более новое укреплением на полуострове Lustica, с применением бронированных
куполов, выше прибрежных батарей Радишевич. Однако балканская война 1912-13
года прервала обсуждение, и было принято решение оставить укрепление Траште в прежнем
состоянии, пока укрепления, созданные для его замены, не будут закончены.
С осени 1914 года крепость Траште принимала участие в
боях и была обстреляна черногорцами. Обстрел производился только из полевых
орудий и имел очень незначительный эффект.
Читаем информацию из чешского источника: Форт Траште,
расположенный на высоте Velivoc, гораздо более современный, чем укрепления Врмац и
Горажда, был построен в 1907-1909 гг. Ядром форта стал L-образный в плане
каземат, одно крыло которого состоит из казарменных помещений, а второе является
бронированной батареей с четырьмя башнями Skoda VZ.09, с установленными в них 10
см гаубицами и одной бронированной смотровой башенкой, вероятно, также вооруженной
тяжелым пулеметом.
10 см гаубицы в куполах Skoda VZ.09 стали распространенным типом
вооружения, используемого для большинства фортов к началу Первой Мировой войны в
Тироле и на Балканах.
Всего таких куполов было произведено 16 штук. 12 из них в более слабом варианте весом 16 тонн – именно такие установлены на форте Трасте.
Дальность стрельбы гаубиц (Panzerhaubitze) M99
составляла 6,1 километра.
Интересно, что в работе Лалошевича и Павичевича ни разу не употребляется название «Траште».
Всё укрепление (форт+база пехоты) носит название Грабовац.
Укрепления Грабовац возводились до Первой мировой
войны в 1906 - 1914 года и являлись одними из самых современных на тот момент.
Комплекс состоит из гаубичной батареи в бронированных куполах, наблюдательных
куполов, пулеметных позиций, казематов, казарм, складов различного назначения, цистерны
для воды. … Грабовац был вооружен четырьмя современными 100-мм гаубицами М-5 в
стальных бронекуполах (опять что-то напутали с типом вооружения!!!).
|
Выход из патерны на базе пехоты Грабовац |
|
Обратно к крепости мы пошли по верху. Направление подземного хода нам подсказывали вентиляционные шахты |
|
С трудом угадываются большие забетонированные площадки, служившие стоками для сбора дождевой воды |
|
Вернувшись в крепость, залезаем на крыщу, к артиллерийской батарее |
|
. |
|
Маленький бронекупол наблюдательного поста |
|
Четыре бронекупола VZ.09, в которых были установлены 10-см гаубицы |
Общее замечание по всем трём
фортам (Врмац, Горажда, Траште).
Удивительно, но в сети нет НИ ОДНОЙ
старой фотографии этих оборонительных сооружений! И если плохонькие чертежи и картинки кое-каких пушек мне отыскать
удалось, то оригинальных снимков всех этих укреплений я не нашел. Исключение составляет форт Радишевич, о которой я расскажу в следующей расСказке. С ним всё наоборот: информации очень
мало, но есть архивные фотографии, по которым можно неплохо представить, как это укрепление выглядело в
свои лучшие годы.
Что же, не будем медлить! Пешочком до машины, и дальше в путь ...
|
Тиватский халив прекрасен даже в пасмурный день |
Комментариев нет:
Отправить комментарий