2015-09-18

Батарея Шкальяри на поле чудес

Рассказ еще об одном австро-венгерском укреплении на полуострове Врмац, как раз между крепостями Врмац и Горажда, начну с весьма исчерпывающей информации общества любителей крепостей


Батарея Шкальяри. Старая фотография.
Дорогу на фотографии сейчас и не найти. Она пропала где-то среди непролазных, колючих зарослей.
На фотографии Шкальяри еще не «ободрана». Все помещения со стороны внутреннего двора прикрыты толстыми каменными стенами

В 1884 году, после окончания строительства новой дороги Котор – Цетине, на юго-восточной оконечности полуострова Врмац, на месте двух предшествующих построек, была сооружена батарея Врмац. Позже укрепление переименовано в батарею Шкальяри (Škaljari) чтобы не путать её с крепостью Врмац, которая располагается примерно в 1,5 км к северу.

Управление:                                     Котор
Тактические задачи:                      Контроль хребта Врмац, борьба с вражескими батареями в области Крстач (Krstac) и блокирование долины Зупа (Zupa).
Сроки строительства:               1884 – 1886
Разоружена:                                    1915
Гарнизон в военное время:         5 офицеров и 127 нижних чинов
Вооружение (1914):                        4 х 12 см M.80 Minimalschartenkanonen
2 х 9 см M. 4 Kasemattkanonen
1 х 8 см M. 94 Kasemattkanone
20 – лафетов для винтовок и пулеметов (?) Gewehrlafetten


Как выглядела артиллерия Шкальяри можно посмотреть в расСказках о крепости Врмац (М80 в каземате) и крепости Ундер (М4 в каземате).

Батарея Шкальяри была построена в 1878 году и действовала в качестве запасного укрепления. Примерно в этом же месте и ранее находилось полупостоянное укрепление 1860 года.
За время длительного периода без нового строительства серьезно изменилась ситуация в южной части Далмации, Австро-Венгрией была оккупирована Босния и Герцеговина. Таким образом, стала необходима защита новой дороги из Котора через перевал Крстач и Негуши в Цетине, и военно-морской базы Котора.
Батарея Шкальяри и форт Горажда (в 1,5 км к югу) должны были выполнять основную тактическую задачу - контроль дороги выше Котора и подавление возможных вражеских артиллерийских позиций в пространстве Залази – Крстач - Кук. Обе крепости контролировали непростреливаемые зоны друг друга.
... Основное вооружение - 4 х 12 см орудия M.80 - были размещены в двух бронированных полубатареях. Бронирование австрийского производства фирмы Witzkowitz. В отдельной полубатарее, в каменных казематах было установлено 2 х 12 см орудия M.61. Поэтому, по началу, Шкальяри являлось чисто артиллерийским укреплением.
Затем батарею Шкальяри пытались обновить незначительными изменениями: в 1896-97 г.г. были установлены два защищенных от осколков наблюдательных пункта, в 1907 г. было сооружено постоянное проволочное заграждение в левой части передней траншеи, и вторая пологая земляная насыпь перед наружным рвом крепости (гласис). Тем не менее, обороноспособность укрепления больше не соответствовала требованиям момента. Это выяснилось уже при первых бомбардировках батареи черногорской артиллерией в 1914 году. В 1915 году батарея была разоружена, впоследствии использовалась лишь как база пехоты.
После Первой мировой войны Шкальяри служила как "каменоломня". Каменная кладка наружных стен и частично кирпичные стены на флангах были демонтированы. Поэтому сейчас объект находится в сильно разрушительном состоянии Кроме того, укрепление сильно загрязнено мусором.

И. Лалошевич и Р. Павичевич пишут, что батарея Шкальяри, которая поначалу называлась Батарея-Б (Batterie-B), была построена в 1959-60 годах, а в 1878-1886 была перестроена. К началу Первой мировой войны орудийные казематы получили новое бронирование. В 1915 в Шкальяри были установлены 4 120-мм М-80 (как в форте Врмац). Вооруженная относительно современными орудиями в бронированных казематах, батарея Шкальяри должна была, вместе с фортами Врмац и Горажда, противостоять черногорской артиллерии, установленной на Кук и Крстаче, контролировать дорогу Котор - Негуши и предотвращать возможность вражеских атак с этого направления на Котор.

Вид на Тиватский аэропорт с дороги на полуостров Врмац


Если ехать от крепости Троица (Тринита) к крепости Врмац, то на втором повороте серпантинистого витка дороги … поворачивать не надо. Асфальтовое полотно продолжается гравийно-грунтовой дорожкой, которая уходит куда-то прямо в непролазные заросли. Как-то в апреле, после посещения крепости Врмац, мы с Алексеем соваться на эту дорожку не стали. Громадная лужа преграждала дорогу. И форсировать ее на пузотёрке мы не решились. Теперь же дорога оказалась абсолютно суха и вполне проходима для любого автомобиля с колесиками поболе 10-ти дюймов. Поэтому мой старый кабрио-трактор на своих 15 дюймах преодолел этот путь без особого напряжения.

.

.

Батарея Шкальяри. Фотографии 1914 - 1918 г.г.


Чем дальше по гравийке, тем больше все кругом напоминает свалку. Вокруг громоздятся горы старых покрышек, мусор, битое стекло … Наконец заросли раздвигаются, и вы оказываетесь … в откровенной помойке! С другой стороны этого «поля чудес» уныло высятся руины батареи Шкальяри. Дорога подходит к укреплению со стороны внутреннего двора. С крепости словно содрали кожу, и теперь взору предстают укрытые когда-то за толстыми каменными стенами иссохшие и переломанные внутренности артиллерийских казематов и внутренних переходов.

Батарея Шкальяри на фоне ловченского серпантина
Австрийская фотография

Батарея Шкальяри на фоне ловченского серпантина

Хорошо видны арки бронированных казематов

.


Подняться на артиллерийскую галерею крепости можно, но вот пройти её из конца в конец не получится. Проходы частично завалены кусками обрушившихся перекрытий, частично заросли разнообразными колючками, а кое-где невозможно преодолеть мусорные горы.

Вход в орудийный каземат

Галерея вдоль казематов проходима лишь местами

Внутренний вид орудийного каземата с усилением крыши и стен (1914)

Стена правого фланга крепости через которую я попытался вылезти на крышу

,


Вылезти на самый верх батареи мне тоже не удалось: на пути оказалось здоровущее гнездо шершней. Гигантские осоподобные страшилища, при моем приближении, моментально принялись нервно повышать голос, поэтому я решил с ними не связываться.

Наблюдательный пост (1896-97)

Вид на центральную часть и левый фланг крепости


Если присмотреться, то с крыши можно разглядеть «шляпку» главного артиллерийского купола крепости Горажда. А вот крепость Врмац заросла настолько, что я, как я не пытался, не смог её разглядеть.

На холме в центре кадра крепость Горажда

Орудийный купол Горажды

Если смотреть в другую сторону, то видно полуостров Врмац до его высшей точки Св.Илии

Гора св.Илии

Крепость Врмац практически не различима

С крыши на правом фланге батареи виден лишь кусочек Боки. 
Чтобы увидеть Которский залив я решил выйти во фронт укреплению, обойдя его слева


Не решился я искать и вход во внутренние помещения и проходы в передние капониры, о которых есть упоминание на сайте общества любителей крепостей. Уж очень всё вокруг загажено!

.

.

Левый фланг батареи

Кое-где просматриваются остатки крепостного рва


Я решил обойти батарею слева, чтобы увидеть Которский залив. Продравшись сквозь колючие кусты и мусор, я оказался перед укреплением, которое с фасада замаскировано земляным валом. Даже если мысленно убрать всю растительность, которой конечно в австрийские времена здесь не было, то обнаружить эту артиллерийскую позицию будет крайне сложно. С площадки прекрасно видны Котор, Шкальяри и Ловченский серпантин.

С фронта укрепление совершенно неразличимо

Площадка перед батареей

Вид на Которский залив, Котор и Шкальяри

.

Вид на Шкальяри

Вид на Котор

Крепость Св. Ивана над Котором



Дольше задерживаться у батареи Шкальяри я не стал. Уж больно пакостно выглядит всё вокруг. Где-то совсем не далеко находятся гауптвахта и казарма Шкальяри, а так же еще одна австрийская артиллерийская позиция – батарея Кавач. Но искать их в загаженных, непроходимых, колючих дебрях, под палящим солнцем в этот раз я не стал.


РасСказки об австрийских фортах на полуострове Врмац и поблизости:
Околесица вокруг Троицы
Форт Врмац без изюминки
Врмац. Вот такая История …
Форт Горажда – твердокаменная грибница
Батарея Шкальяри на поле чудес
Vrmac Trophy (батарея Кавач)

 

РасСказки об австрийских фортах в Кртоли и южной части полуострова Луштица:
Форт Траште/Грабовац – два водном
Форт Радишевич. Спасибо, что живой
Альт Радишевич и Обозник. Всё для победы



.

Ловченский серпантин

2 комментария:

  1. про кабрио-трактор посмеялась :))
    я все никак не заберусь на Врмац исследовать крепости. Надеюсь, эта осень будет решающей

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "трактор" потому что машинка дизельная ;-)
      На самом Врмаце чиста_проста_турысту интересно будет полизить по ... и внутри одноименной крепости. все остальное на хребте не так интересно.
      а вот по побережью, особенно на "второй линии" очень много красивых и интересных мест: Горная Ластва, Горный Столив, церковь Госпе од Анджела, верхняя церковь в Прчани ...
      но, мне кажется, ты как раз эти места все знаешь ;-)

      Удалить