2014-04-30

Околесица вокруг Троицы


Вид на полуостров Врмац, Которский и Тиватский заливы.
Новых крепостей еще нет. Но вот Троица (Тринита) уже на своем месте.
Georgina Mary Muir MacKenzie 1877


   В этот день крепостишка Троица (Тринита) неоднократно служила и стартом нашего с Алексеем обширного путешествия по австрийским крепостям и промежуточным финишем. Эту ТРОИЦУ мы проезжали ТРИЖДЫ за день! Так и колесили вокруг неё. Уж больно расположение у неё выгодное. Поездки к крепостям Врмац и Горажда вновь возвращали нас к Троице.

В качестве первоисточника исторических знаний о крепости, по причине их чрезвычайной малости, я использовал работу черногорских авторов Ilija LALOŠEVIĆ, Radojica PAVIĆEVIĆ «Fortifikacioni sistem Воке Kotorske austrougarskog perioda», и сайт Австрийского общества исследования крепостей (Österreichische Gesellschaft für Festungsforschung)Информацию о вооружении я нашел на сайте Ульриха Мосланга (Ulrich Mößlang)  Еще немного информации о крепостях, вооружении и конечно бронекуполах производства Шкода я отыскал на чешском сайте .

F.E.Karacsay - Forte S. Trinita sulla strada di Cattaro a Budua (1837)
Акварель коменданта Котора, полковника фон Карачая
Бастиона вокруг Троицы еще нет

Крепость Троица упоминается в связи с событиями 1808 года, случившимися после захвата французами Боки Которской.

Когда Мармон <Огюст Фредерик Луи Виесс де Мармон (1774 - 1852) — маршал Французской Империи (1809)> прибыл в Боку, он сообщил владыке Петру <Петр I Петрович (1748 — 1830)>, что хочет встретиться с ним, чтобы урегулировать пограничный вопрос. Владыка отправился в Котор, но черногорцы не пустили его, опасаясь обмана. После того как Санковский <Степан Андреевич Санковский. Российский посол с особым поручением в Черногории с 1805 по 1808 гг.> заверил его, что опасности нет, владыка прибыл в крепость (Святой Троицы под Котором), но черногорцы последовали за ним в покои Мармона. Когда владыка вошел в комнату генерала, они встали за дверью с обнаженными кинжалами, предупредив владыку, что если Мармон хотя бы шевельнётся, он должен выбросить его в окно, а уж сами закончат начатое. Князь Занович выступил на этой встрече в роли переводчика. Разговор между владыкой и Мармоном настолько интересен, что стоит описать его полностью, как его записал сам владыка.
Увидев гордую осанку Мармона, владыка без лишних церемоний сел, и Мармон спросил его: «Зачем вам столько черногорцев? Вам нечего бояться».
Владыка: «Я не боюсь, даже если попаду в незнакомое место, и кто-то пойдет со мной; но они не отпустят меня одного, и я сам никогда никуда не хожу без них, и всегда и везде с ними».
Мармон: «Вы священнослужитель, так зачем вам светская власть? Заботьтесь о церкви и церковных делах».
Владыка: «Народ дал мне обе власти. Я не знаю, как французский народ создает законы, но пока черногорский народ будет этого желать, я буду нести это доверенное мне двойное бремя власти как верный сын моей свободной родины, буду отстаивать и защищать ее до последнего вздоха».
Затем Мармон начал разговор о русских, и среди прочего сказал следующее: «А что у вас с русскими, с этим невежественным и жестоким народом, которые являются вашими врагами, которые стремятся поработить вас всех?»
Владыка: «Умоляю, генерал, не прикасайтесь к моей святыне и гордой славе величайшей нации, верным сыном которого я являюсь. Русские — не наши враги, а наши братья по вере и племени, которые любят нас так же сильно, как и мы их. Видите, вы показным малодушием ненавидите русских, клевещете на них, а другим славянским ветвям льстите, лишь бы ваш император добился своей цели; но мы все славяне, у нас нет другой надежды, нашей славы, кроме как с нашими могущественными и родственными братьями — русскими; ибо если погибнут русские, погибнут и все остальные славяне, а кто против русских, тот против всех славян».
Мармон перевел разговор на другую тему и начал отчитывать черногорцев: «Черногорцы дикие и бесчеловечные, они как дикий народ и варвары отрубают головы, когда захватывают врага».
Владыка (краснея): «Господин, черногорцы — рыцарский народ, они благородны по характеру и сражаются, как благородные и свободные юнаки, за свою драгоценную свободу; и то, что они отрубают головы, это правда, и в этом нет ничего удивительного; но удивительно то, что французы, которые своим законом обезглавили короля посреди рыночной площади, и это варварство черногорцы переняли у французов, но используют её по-другому: они отрубают головы своим палачам; и они никогда не отрубали головы не только своему правителю, но даже другим своим соотечественникам».
Мармон закончил свою речь угрожающим голосом: «Знайте, владыка, до сих пор это называлось Черногорией, а теперь здесь будет кроваво, и французская мощь затопит ваши гордые горы и покажет вам, что есть народ, превосходящий ваш горный героизм».
Владыка нисколько не испугался этой угрозы и ответил Мармону: «Именно это я хотел бы увидеть и испытать при своей жизни: чтобы тот, кого сегодня боится вся Европа, до единого и святого севера, пошел против этой горстки людей, чтобы весь свет увидел, с кем мы воюем и что это за сила, которая веками прославлялась рыцарством, и только тогда слава этого народа станет известна миру».
Мармон также упоминает эту встречу в своих мемуарах. Но, похоже, он плохо помнит, как всё прошло. Он говорит, что владыка просил о встрече, но это было против правил. Мармон думал, что черногорцы примут французское покровительство, но позже убедился в обратном. Он говорит о владыке, что это был великолепный человек лет пятидесяти (владыке тогда было 60 лет), очень остроумный, элегантный и достойный в поведении. Мармон также отметил, что власть владыки в Черногории была незначительной, но его влияние на народ было безграничным.
       Ђорђе Поповић «Историја Црне Горе». 1896.


Федор фон Карачай. (1837). Veduta del Monte Vermaz e del Forte S. Trinità
Вид на часть Которского залива и Тиватского залива с холма над австрийской крепостью Троица, которую Карачай называет св. Троица, по имени бывшей церкви.




… Вот мы и на перевале св. Троицы. Неожиданно вырос сбоку нас и над головами нашими австрийский форт св. Троицы. Пушки наведены на бухту, на море, ружейные бойницы — прямо на дорогу. Немного ниже форта обильный фонтан, обсыпанный кругом черногорками водоносицами. ... Женщины эти терпеливо набирают воду в большие плоские бочонки и тащат их потом версты за две на крутую гору Вермач, в новостроящуюся там крепость, которая отлично видна нам отсюда, и которая — вместе с существующими уже на Вермаче двумя батареями — должна представить, по расчетам австрийцев, неодолимую твердыню для защиты берегов от неприятельских кораблей и для отпора черногорцам в случае их попытки овладеть Боккою Которской.
      Евгений Львович Марков "Славянская Спарта (Очерки путешествия по Далмации и Черногории)". Вестник Европы, № 10. 1898
  


Черногорские женщины-водоноши
Старая фотография




.


.

.

В 2014 году Троица представляла собой невысокую гранёную полуразрушенную башню и подковообразный одноэтажный бастион, который был выстроен австрийцами весьма основательно, сохранился прекрасно, и используется сейчас местными жителями.
Возможно, первоначальный австрийский проект достройки Троицы предусматривал строительство бастиона, который бы опоясывал башню со всех сторон. По крайней мере так это выглядит на плане, представленном в работе Павичевича и Лалошевича. Однако это новое укрепление выстроили только полукольцомЧехи пишут, что центральная венецианская башня достроена австрийцами в 1859 году, а окружающий её редут был вооружен пушками калибра 9 см.


План форта из работы Лалошевича и Павичевича

Форт Троица.1901

Форт Троица.1914-1918

Форт Троица.1914-1918


Совсем немного информации из работы Лалошевича и Павичевича:
После того как территория отошла к Австро-Венгрии, Форт Троица был немедленно реконструирован (четырехэтажная башня осталась еще с венецианского периода). В 1878-1886 годах была выстроена новая батарея, вооруженная четырьмя пушками 12 см M-04. Остатки старой четырехэтажной крепости сохранились и были включены в единый блок с новой батареей.
Задачей батареи было контролировать перевал и коммуникации, которые вели в Котор, Тиват, Будву и Негуши, а так же борьба с черногорской артиллерией на склонах Ловчена. Контроль этого пространства осуществлялся во взаимодействии с крепостями Горажда и Врмац.


.

Перевал Троица (Тринита) — стратегически важный пункт на подъезде к Котору со стороны Тивта и Будвы, а также один из важнейших путей, соединяющих его с Черногорией через Мирац. Благодаря своему расположению в межгорной лощине, господствующей над окрестностями, и пересечению множества дорог, Троица считалась одним из важнейших форпостов Котора.
Крепость получила своё название по церкви Святой Троицы, построенной которским муниципалитетом. Первое упоминание об этом храме относится к 1431 году, но, возможно, он был значительно старше. В 1431 году настоятелем был избран Михайло Врачен (Mihailo Vraćen), а в 1450 году — Матия Чурилица (Matija Ćurilica). Он служил местом паломничества и кладбищем для семей из Одольена, соседнего поселения со стороны Тивта.
Венецианцы очень скоро осознали стратегическое значение этого места и решили построить здесь крепость. Тем не менее, считается, что укрепление Троица было построено лишь в XVIII веке.
Форт относительно небольшой. Венецианская кула состоит из трёх этажей на квадратным основании. Первый этаж включает эскарп — защитный откос рва, уступ, обращенный к противнику.
Подробное описание башни («torricella») дано в работе Монтальботи «Кадастр венецианских сооружений…» (Catastico di tutte le publiche fabbriche...) 1788 года. Первый этаж служил кухней (comune cucina), с одной стороны находилась небольшая тюрьма, а посередине — цистерна. Вход располагался за оборонительным рвом (fossa) и был защищён одной стеной с бойницами (una barriera di muro con feritoje). Гарнизон размещался на верхних этажах (quartier de’soldati), а перекрытия и внутренние лестницы были деревянными. На втором этаже (mezz’aria di questo piano) были расположены две небольшие комнаты для чиновников. Башня сохраняла свой первоначальный вид до 1860-х годов, а позднее была реконструирована австрийской армией, получив мощное внешнее укрепление.



.

На этом расСказка 2014 года закончилась, а вот новейшая история этой маленькой крепости продолжилась...


***

Сентябрь 2016 года. Дополнение

Как приятно видеть вместо полуразрушенной и заваленной мусором башни вот такую конфетку!


.

.

.

.

Все проломы в стенах оказались заделанными, а на двери единственного оставшегося входа висел замок...

***

Сентябрь 2021 года. Дополнение

Похоже, что на окончательную реставрацию крепости сил и средств не хватило. В этот раз замок с двери был сбит. И удалось заглянуть внутрь. Видно, что восстанавливать начали, но, увы, бросили. Очень хочется надеяться, что когда-нибудь и интерьер этого укрепления доведут до ума.


.

.

.

.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий