Inter arma silent Musae
Когда говорят пушки, музы молчат
Герб рода Карачаев. Grafen Karaczay von Valleszaka-Moldavai 1830 |
Иногда любому хочется остановить мгновение. Сейчас, когда фотографии не умеют делать разве что зубные щетки, мгновения фиксируются с необыкновенной легкостью. Раньше, чтобы оставить что-то на память, приходилось браться за перо, или за карандаш, или за кисти. Такие свидетельства времени гораздо более эксклюзивны, чем миллионы фоток «я у пальмы», и поэтому всё «забытое старое» читается и рассматривается нами с таким интересом.
История Боки Которской и нынешнего черногорского Приморья не будет полной, если попытаться каким-либо чудесным образом исключить влияние Австро-Венгерской империи на этот регион, на Далмацию, и на все Балканы в целом. Однако, сможете ли вы быстро и не задумываясь вспомнить хотя бы одну Австро-Венгерскую историческую личность, судьба которой связана именно с Бокой и/или Приморьем?
Я совершенно не сомневаюсь, что большинство сразу же назовет Мамулу!
Австро-Венгерский генерал-майор, хорватский серб, барон Лазарь фон Мамула,
наместник Далматского королевства с 1859 по 1865, оставил на острове Ластавица
такой памятник – крепость собственного имени, что забудут его еще не скоро. Но
в этой расСказке речь пойдет о гораздо менее известном офицере (позднее
генерале), венгерском хорвате, графе, коменданте Котора …
Граф Федор фон Карачай |
Хорваты из знатного рода Карачай бежали в Венгрию от турок, побросав на
родине всё нажитое. Жизнь пришлось начинать заново. Но так как мужчины во
многих поколениях этого рода были военными, то пообвыклись на новом месте
жительства Карачаи достаточно быстро. В 1775 году Петр Карачай получил от
кайзера Йозефа титул барона. Его сын, Андреас в 1798 году получил графский
титул. У генерала от кавалерии Андреаса фон Карачая было четыре сына: Йозеф,
Федор, Андреас и Алфеус. Фельдмаршал Граф Андреас Карачай де Валечака (сын
Андреаса), кавалер ордена Марии Терезии, в юности был представлен (тогда еще
капитану) Эстерхази. (Торт помните?) Перед битвой при Фокшане (1 августа 1789
г.) фон Карачай обеспечивал прикрытие и строительство одного из трех мостов
через реку Тотрус. Его отряд был внезапно атакован превосходящими силами турок.
Отбросив неприятеля, Карачай закончил строительство моста, по которому реку
перешел армейский корпус генерала Суворова. После битвы (тогда еще) граф
Рымникский сердечно поблагодарил (тогда еще) барона Андреаса. Императрица
Екатерина II наградила его орденом Святой Анны, от которого фон Карачаю
пришлось отказался, так как в то время австрийским военным было запрещено
получать награды других государств. Тогда Екатерина назначила третьего сына Андреаса
фон Карачая, чьим крестным отцом был Суворов, лейтенантом в Фанагорский полк.
Федор фон Карачай. Герцег Нови (1837) Castelnovo veduto dal Rastello di Magazza |
Фрагмент австрийской карты 1869-1887 гг. |
Возле бензозаправки в Игало сохранился камень, которым обозначалась граница между австрийской Бокой и турецкой Герцеговиной. Игало было в Австрии, а Суторина (и Нивице) - в Османской империи. Видимо, караулка Magazza находилась где-то рядом с тем камнем. В центре изображено здание со сторожевым постом, часовые охраняют дорогу и проверяют документы на въезде в австрийскую Боку Которскую. На заднем плане виден Герцег Нови, в удалении – Канли кула, возле берега – Форте маре и Меззалуна. Видно дома в Топле и Игало, с другой стороны пролива на задний план попали дома села Росе.
Выбрал военную карьеру и брат Андреаса граф Федор (Graf von Fedor Karacsay
/ Theodor Karacsay von Walje Szaka / Karaczay de Wallje-Szaksa / Teodor (Fedor)
Karačaj fon Valje-Scaka / Fedor Grafen von Karacsay, k.k. Obrist).
Федор фон Карачай (03.10.1787 – 07.02.1859) получил прекрасное образование.
Он знал несколько языков: помимо немецкого и венгерского, говорил на сербском,
итальянском, французском, латинском, турецком и албанском. Фон Карачай обладал
несомненным литературным талантом, изучал историю разных народов. В официальном
перечне венгерских авторов упоминается восемь его работ на немецком и
французском языках. Граф Федор принимал участие в составлении военных
справочников и путеводителей. На французском языке вышли путеводители по
Сицилии, Риму, Неаполю, Лондону, Молдавии, Буковине, Валахии и Бессарабии. Кроме
того, Карачай был прекрасным картографом.
После окончания военной академии в Винер-Нойштадте Федор фон Карачай в 1805
году служил кадетом Лихтенштейнского гусарского полка, лейтенантом принимал
участие в сражения при Дрездене 1813 года, которое закончилось поражением
Богемской армии и победой Наполеона. Позже был адъютантом эрцгерцога
Максимилиана Иосифа Габсбурга-Эсте, а затем командиром полка в Мантуе.
Граф Федор фон Карачай (1826) |
Наконец Федор фон Карачай получил должность, которая и определила его в
герои именно черногорских расСказок. В 1835 – 1839 гг. полковник граф Карачай
занимал должность коменданта города и крепости Котор.
Я не рассказал еще об одном увлечении графа Карачая. Г-н полковник был
заядлым рисовальщиком–акварелистом. Намеренно не называю его художником. Сложно
сравнить акварели фон Карачая с восхитительными работами настоящих мастеров,
его современников: отца и сына фон Альтов или Антона Преко. Однако граф имел
острый глаз и твердую руку, поэтому его многочисленные акварели могут служить
прекрасными историческими документами. Зачастую именно эти работы являются
первыми цветными изображениями, на которых зафиксировано то или иное
исторического событие, конкретное место или архитектурное сооружение.
Федор фон Карачай. Герцег Нови (1837) Veduta di Castelnovo delle Bocche di Cattaro |
Вид на Герцег Нови с
моря, с западной стороны. видны крепости Канли кула, Форте маре и Меззалуна. Справа –
Росе на Лущтице. На первом плане рыбацкая и вооруженная лодка (справа).
Федор фон Карачай. Герцег Нови. (1837) Castelnovo veduto da Ponente |
Вид на Герцег Нови с
запада. Видна крепость Канли кула (Forte di terra) и крепость возле берега
(Forte di mare). Западные стены жилых домов не имеют окон - возможно для лучшей
защиты.
Федор фон Карачай. Герцег Нови. (1837) Castelnovo, di Golfo di Cattaro |
Вид на Герцег Нови с восточной стороны. На первом плане крепость у моря (Castel di mare) уже в руинах и Меззалуна. Показаны большие проемы для пушек. Стены, соединяющей эти крепости, в то время его еще не было. Не было и дороги, которая проходит через город, и идет к Котору.
Федор фон Карачай. Герцег Нови. (1837) Piazza di Mercato fori della porta à Castelnovo |
Герцег Нови. Площадь Трг перед городскими воротами. Фотография Алексея Коимшиди 1. Старая башня - Западный бастион 2. Новая часовая башня |
Посмотрите на Трг,
главную площадь Герцег Нови, в исполнении Карачая. Не узнаете? Это объяснимо.
Свою акварель граф нарисовал в 1837 году. А символ Герцег Нови, восьмигранную
часовую башню, построили только через 19 лет (1856). Для её строительства
пришлось разобрать часть крепостной стены, реконструировать арочный проход (он
виден на акварели). Старую оборонительную башню – Западный бастион, которая
изображена на рисунке, сегодня уже почти не видно за домами.
Федор фон Карачай. Герцег Нови (1837) Veduta dell'ingresso delle Bocche di Cattaro da Castelnovo |
Вход в Боку от Герцег Нови. С восточной стороны мыс полуострова Луштица, а с западной – мыс Пунто Остро и дальше. Австрийскик крепости на этих мысах в то время еще не были построены. На первом плане колокольня приходской церкви. Колокол тогда был перенесен из старой церкви, которая была позже разрушена.
Антон Преко. Герцег Нови. 1875 |
Австрийский офицер и художник Антон Преко (Anton Perko. 1833-1905)
нарисовал то же место с другой стороны спустя почти через четыре десятилетия после
Федора фон Карачая. В 1875 году Долмацию и Боку Которскую посетил Австрийский
император Франц Иосиф.
Австрийский пейзажист, постимпрессионист Альфред Зофф (Alfred Zoff. 1852–1927) - Герцег Нови |
Федор фон Карачай. Герцег Нови (1837) Forte di terra a Castelnovo |
Крепость Канли кула в запустении.
Федор фон Карачай. Герцег Нови (1837) Lazaretto di Castelnovo |
Самый старый лазарет Боке Которской был создан после признания власти Венецианской республики в 1420 году, и находился в самом Которе, а карантиные места находились в удаленных от города местах: перед Джуричами у пролива Верига, на острове Страдиоти у Тивата, в Жанице недалеко от Герцег-Нови и т. д. Новые лазареты были построены в Герцег-Нови после его освобождения от турок в 1687 году. Затем лазарет был создан в Топле, пригороде Герцег-Нови, где до сих пор можно обнаружить его остатки, включенные в более новые здания, а затем чуть дальше от города, в Мелине, который сохранился до наших дней. К сожалению, самые последние работы по адаптации этого здания сильно подорвали его аутентичность и, следовательно, его значимость как культурного достояния.
Федор фон Карачай. Герцег Нови (1837) Casa Rasovacz, sotto il Lazzaretto di Castelnovo, nella Provincia di Cattaro |
Фон Карачай многократно изъездил вдоль и поперек земли Австрийской Албании (Которской провинции), собрал обширный материал о людях, культуре, обычаях, истории и географии и сделал сотни рисунков этих мест от Задра до Бара. Он оставил множество описаний и изображений Турции, Албании и Черногории. Его рукопись составила 369 рукописных страниц, с большим количеством карт, гравюр и акварелей.
В 1838 году Карачай подготовил к печати книгу, в которую, кроме сведений о
Которской провинции, Черногории, Турции и Албании, вошли его заметки о Петре II
Петровиче Негоше. Работа была иллюстрирована авторскими акварелями. Книга,
подвергшаяся некоторым цензурным сокращениям, была одобрена для печати в апреле
1839 года. Акварели Боки и Далмации были собраны в специальном альбоме «100
видов восточного побережья Адриатического моря». Побережье Боки представлено в
альбоме четырьмя десятками рисунков.
Федор фон Карачай. Тиват (1837) Veduta di Teodo nel Canale |
Арсенала и дороги вдоль
берега еще нет. Летняя резиденция (летниковац) Буча-Лукович возможно не видна из-за деревьев. В
карачаевских рисунках появляется техническая новинка – колёсный пароход.
Федор фон Карачай. (1837) Veduta di Risano |
Вид на Рисан с
юго-востока. Выделяется своими размерами двухэтажный дом капитана Джурковича в
районе Стара Сланица. Во время пребывания Федора Карачая в этом доме жил
капитан Марко Васов Джуркович. На склоне холма видна церковь св. Йована и над
ней церковь св. Луки. Некоторые дома у моря окружены маленькими двориками. Побережье
Боко-Которского залива здесь, как и на других рисунках, в то время было лесистым
и возделываемым.
Федор фон Карачай. Моринь (1837) Morigno nel Canale di Cattaro |
Моринь. Среди зелени выделяются кипарисы, которыми славились эти места. Кипарисы еще в XVII веке использовали местные судостроители, особенно в
Перасте, для изготовления мачт.
Федор фон Карачай. Которский залив (1837) Veduta di Cattaro del Golfo e del Convento di Perzagno |
Вид на Прчань, Доброту и
Котор. Выделяется прчанская церковь св. Николая. Заметная звонница с часами
и двумя статуями святых на фронтоне. На заднем плане видна Доброта с
церковью св. Матвея. Над Котором выделяется перевал Крстац и пропасть, спускающаяся
к Шкурде.
Федор фон Карачай. Доброта (1837) Veduta della Punta di S. Ilia di Dobrota |
Вид на мыс св. Илии. В
доме у берега круглые окна, обрамленные свинцом, сохранившиеся в
некоторых прибрежных церквях. Когда-то они были обычным явлением и в домах. Видно
колокольню церкви св. Матвея. На другом берегу находятся Муо и Прчань.
Федор фон Карачай. Доброта (1837) S. Matteo di Dobrota |
Церковь св. Матфея в
Доброте установлена на возвышенности, обнесенной оборонительной стеной.
Рудольф фон Альт. Вид на Доброту и Муо |
Мне не попалась дата
акварели фон Альта (Rudolf von alt. 1812-1905). Однако полагаю, что он рисовал Боку всего
года на четыре позже фон Карачая.
Граф Карачай был в прекрасных отношениях с Петром II Петровичем Негошем. По его свидетельству, Негош еще слишком молод, несомненно красив и одарен многими талантами, отдает много времени изучению иностранных языков и зарубежной литературы. Негош поэт, и желанием его стало создание справедливого управления и просвещения своих соотечественников. Он одержим идеями, имеет мягкий характер, пламенный темперамент и богатое воображение, но при этом не имеет какого-либо опыта. Это часто мешает Владыке в переговорах. Он любит образование: основал в Цетинье и Добрско Село начальные школы, установил печатный станок, на котором издаются учебники, литературные произведения и газетные листки. Негош намерен присоединить к Черногории Грахово и другие герцеговинские земли, в которых живут православные. Он надеется, что, в конечном счете, Шкодер, Улцинь, Бар и Дубровник станут черногорскими. Он желает присоединить к Черногории Спуж, Жабляк и Подгорицу, чтобы восстановить Иванбеговину (государство в границах княжества Ивана Черноевича).
Фон Карачай установил тесные связи и с другими Петровичами: с двоюродным
братом владыки Джорджие Петровичем Негошем, который в конце ноября 1835 года
вернулся после обучения в России, с дядей Негоша Лазо Пророковичем, чьи два
сына посещали школу в Которе, а также и другими черногорцами, которые посещали
Боку. Он легко общался со многими черногорцами и их женами на базаре в Которе.
Карачай в течение многих лет собирал материалы об истории Черногории, её
населении, обычаях, управлении, экономике и культуре. Владыка Раде неоднократно
передавал которскому коменданту различные сведения о своей стране … а тот, в
свою очередь, передавал их губернатору Далмации генерал-майору Венцелю фон
Лилиенбергу (Wenzel Vetter Graf von Lilienberg). В исторических архивах Задара
и Вены сохранились его многочисленные донесения... Ничего личного, только
работа!
Федор фон Карачай. Котор (1837) Veduta di Cattaro dal Ponente |
Вид на Котор с запада от
Табачины. Видна церковь св. Клары, старая доминиканская церковь св. Николая,
церкви св. Марии Коледжаты (Блаженной Озанны) и Госпа од здравля. Жидкий ряд
зеленых насождений перед стенами. На черногорском рынке селяне с корзиной и австрийский
солдат.
Федор фон Карачай. Котор (1837) Veduta di della Marina di Cattaro |
Справа налево: казармы с
длинной лоджией, портовая таможня, санитарная контора и строительно-инженерная
контора. Всех этих зданий сегодня нет, Они помечены как: Dogana e Sanita, Casa
del Genio, Caserma и Porta della Città - таможня и санитария, дом инженеров,
казармы и городские ворота (их не видно)
Федор фон Карачай. Котор (1837) Piazza d'armi a Cattaro |
Самая крупная которская
площадь – Площадь оружия возникла после окончательного укрепления стен со
стороны моря в XII-XIV вв. Своё название площадь получила по находившемуся
здесь венецианскому арсеналу. Крупные изменения были сделаны французами в
1807-1814 гг. Уравновешенное и гармоничное пространство позже было нарушено
строительством высокого здания в стиле венского модерна, в ходе которого были
снесены два двухэтажных здания, видимые на рисунке.
На акварели видны деревянные скамейки перед магазинами. Красно-белая полосатая
занавеска над цокольным этажом небольшого кафе и надпись под картинкой
указывает на то, что это военное кафе - Caffe militare. На некоторых домах
можно увидеть не заложенные камнем углубления — для того, чтобы во время
ремонта можно было возводить леса. Дворец Провидура, первоначально построенный
с элементами стиля ренессанс, сохранился до наших дней почти без изменений,
если не считать новых арочных дверей-окон на первом этаже, сделанных взамен
прежних окон в 1950-х годах при переоборудовании помещений первого этажа. в
бутики.
Площадь оружия. 1898 |
Ákos Schermann - Trg od Oružja, jobbra az óratorony. 1905 |
Федор фон Карачай. Котор (1837) Piazza del Teatro a Cattaro |
Площадь театра.
Юго-западное крыло Оружейной площади было выделено и названо площадью Театра.
Театр располагался в одноэтажном здании между Большой казармой (Gran Quardia) и
военным складом (Provianda). Здания театра больше нет, на его месте позже
стояло одноэтажное здание с неоготическими окнами, а затем неоренессансный
дворец городской администрации.
На рисунке виден один из двух оригинальных входов в здание дворца Провидура, с
арочной дверью, с выпуклыми блоками, как у Морских ворот. Деревянный балкон на
15 каменных профилированных консолях, накрытый деревянным навесом, который был
снесен в конце XIX века, а балкон был
перестроен после землетрясения в 1979 году. Его длина 55 метров, это самый
длинный балкон на Адриатическое побережье. Второй этаж дворца имеет крытую
галерею, соединенную с бастионами Гурдич и Цитадель, с крышей, поддерживаемой
30 колоннами.
В продолжении дворца Провидура, в самом конце площади, находится здание старой
ратуши (третья фаза строительства на этом месте). Первоначальное здание было
построено во время венецианского правления в 1762 году как продовольственный
склад для армии, около 1810 г. его перестроили французы и превратили в первый
на территории нынешней Черногории театр. Внутри была устроена сцена, два ряда
лож и оборудован просторный цокольный этаж. Из-за ветхости театр прекратил
работу в конце XIX века и австрийцы превратили его в казарму. В 1904 году
здание перестроили в Ратушу, и в этом виде, его можно увидеть сегодня. После
землетрясения 1979 года ратуша вместе с Дворцом Провидура и сторожевой башней
была восстановлена и нынче здесь располагается фешенебельный отель.
Коло Бокельской морнарницы перед зданием бывшего театра, разрушенного землетрясением 1979 года |
Рядом с ратушей
располагался венецианский арсенал для хранения оружия и снаряжения, а в
австрийскую эпоху — еще и военная пекарня, кардинально реконструированная в
конце 1960-х гг.
Напротив Морских ворот в
1602 году во времена Провидура Антонио Гримани была на месте старой построена новая
Часовая башня, которая в венецианские времена имела часы только на стороне,
обращенной к морю. Позже французы установили часы и на южной стороне. При
землетрясении 1667 года крыша башенной лоджии обрушилась, и сама башня
наклонилась к морю примерно на 30 см. Лоджия была восстановлена в начале XIX
века и снабжена колоколом, отлитым в Венеции в 1602 году, перенесенным из
старой церкви св. Николая, которая к тому времени сильно обветшала. Перед
башней поставили каменную пирамиду или столб позора, к которому привязывали
преступников и подвергали общественному осуждению. Сегодняшняя пирамида
является копией. Оригинал вместе со многими другими памятниками был разрушен в
1945 году.
Федор фон Карачай. Котор (1837) Piazza greca a Cattaro |
Фотография из книги Дм. Голицина (Муравлина) "У синя моря". 1898 Православная церковь (св. Николая) сгорела 24 декабря 1896 года. |
Церковь св. Луки. 1897 |
Церковь св. Луки и новая церковь св. Николая. 2012 |
Уже во времена Венеции
площадь называлась Греческая площадь, венецианцы использовали
название «греческий» для определения православной религии. Во австрийские времена площадь носила имя Святого Луки.
На акварели видна старая
православная церковь св. Николая. Раньше храм принадлежал доминиканцам, а во
времена французского правления, в начале XIX века, был передан православным
которянам. Над фасадом виден купол колокольни покрытой свинцом, выполненный в
форме луковицы, что редко встречается в Боке. Церковь сгорела в
конце XIX века, поэтому в начале XX в. построили новую, нынешнюю, тоже во имя
св. Николая.
Площадь меняла свою
форму и размеры на протяжении веков. Самые большие изменения произошли во
второй половине XIX и начала XX века, когда возводились Архиерейский дворец (нынешняя
музыкальная школа) и церковь св. Николая, которые кардинально изменили внешний
вид площади. Снос средневековых домов, окружавших площадь, для возведения столь
крупных зданий необратимо уничтожил исторические градостроительные данные об этой
части города.
Федор фон Карачай. Котор (1837) Piazza Gregorina a Cattaro |
18.09.1908. Представители Бокельской морнарницы перед палатами Грегурина |
Название Грегурина площадь носит по названию дворца, в котором расположен Морской музей. Отсюда и
второе название площади – Площадь музея. Дворец, один из самых красивых
образцов архитектуры барокко в Которе, был построен графом Марко Грегуриной в
начале XVIII века. Здание сохранилось до наших дней, но балконы были изменены. В
1938 году во дворце была размещена коллекция обмундирования и оружия Бокельской
морнарницы, из которой в 1952 году была создана экспозиция нынешнего Морского
музея.
Как и другие площади
Котора, Музейная площадь за столетия претерпела множество изменений.
Федор фон Карачай. Котор (1837) Piazza di farina a Cattaro |
Площадь называлась
Мучной (Trg od brašna) из-за находящегося на ней рынка по продаже зерна. На ней
выделяется барочный дворец семьи Пима. Живописный комплекс построек и дворов
пострадал от позднейшей постройки трехэтажного дома. Все более поздние
многоэтажные здания Котора ограничивали вид на окружающий холмистый ландшафт.
Увлеченный картограф, Карачай начал собирать данные для создания карты
Черногории. Он намеревался совершить путешествие до Шкодера, а затем через
Цетинье вернуться в Боку. Об этом полковник проинформировал Лилиенберга и
известил, что в ходе поездки будет днем собирать статистические,
топографические и другие данные, которые будет обрабатывать и записывать по
ночам. Однако губернатор Далмации такую экспедицию не одобрил. Карачаю
совершенно секретно сообщалось, что Австрия не намерена делать такие подарки
черногорскому Митрополиту. К тому же империя поддерживает искренние дружеские
связи с Портой, и не может таким образом признавать независимость Черногории.
Раз не получилось пройти Черногорию самому, то надо было добывать сведения
для карты иными путями. На тот момент лучшей считалась карта Черногории и Брды,
выполненная Георгием Твердохлебовым, который посетил страну в 1832 году. Фон
Карачай навестил Негоша в монастыре Подмаине в феврале – апреле 1836 года. Во
время встречи Карачай рассказал владыке о своей работе и поинтересовался, нет
ли у того русской карты. У Петра II карты не оказалось, но он заверил
которского коменданта, что попросит родственников в Санкт-Петербурге прислать
ему копию. Во время этой встречи Карачай рисовал монастырь и Негоша, который
был в обычной одежде с феской на голове и меховой накидкой на плечах. На
акварели Карачая Негош больше похож на турецкого пашу, чем христианского
владыку. Карту Твердохлебова граф Карачай получил. Есть информация, что
доставил ее летом 1837 года и дал возможность скопировать русский подполковник
Яков Озерецковский, направленный в Черногорию с особой миссией.
К большому сожалению твердохлебовскую карту мне найти не удалось. Было бы
весьма интересно сравнить её с карачаевской.
Федор фон Карачай. Карта Черногории (1838, с исправлениями 1841 года) |
История с картой не единственная, в которой графу Карачаю пришлось близко
общаться с российскими поддаными. Но если русская карта досталась ему буквально
«за красивые глаза», как союзнику, то летом 1838 Австрия столкнулась с
Черногорией в реальном конфликте, и представитель России принял в этой истории
самое живейшее участие.
Вы конечно прекрасно помните о том пограничном инциденте, когда капитан
корпуса горных инженеров Егор Петрович Ковалевский волею случая стал вдруг предводителем черногорцев, и эти головорезы (в прямом смысле этого слова) разметали
австрийских солдат по склонам Паштровической горы. Австрийцы не турки, головы
им сечь не стали, но расправились с ними жестоко и беспощадно. Петр II Петрович
Негош ликовал: дружба – дружбой, но победить австрийцев в настоящем бою, это
дорогого стоит! Он велел собрать брошенное австрийцами оружие и выставил его в
Цетине, куда непременно водил всех заезжих иностранцев. Однако, как не
сладок был вкус победы, а надо было договариваться с Австрией, решать
пограничный вопрос. По совету Уполномоченного с русской стороны в комиссии по
разграничению между Австрией и Черногорией в 1839-1842 гг. Александра
Владимировича Чевкина Негош вернул оружие, захваченное в Паштровичах, дабы не
будоражить память австрийцев о кровавом конфликте.
Комендант Котора, хотя и запечатлел бой на своей акварели, сам лично в нем
участия не принимал, но вот в комиссии по новому разграничению ему поработать
пришлось. Сначала переговоры шли очень тяжело. Как указывал сам Карачай в своих
рапортах, черногорцы всячески стремились максимально сдвинуть границу к морю. И
лишь когда Черногорию покинул Егор Ковалевский, договариваться стало легче. До
моря Черногорцы не дотянулись, но границу в Паштровичах на запад все же передвинули.
Черногория также получила от Австрии денежную компенсацию и разрешение на
провоз оружия, амуниции, соли через австрийские порты в Боке.
Фрагмент карты фон Карачая, с указанием переноса границ в Паштровичах |
Сведения о судьбе Федора фон Карачая после 1839 года обрывочны. Известно, что летом 1849
года он был назначен посланником к Белградскому паше, осенью того же года
послан на дипломатическую работу в Константинополь. Карачай остался верен себе.
Во всех странах, которые графу пришлось посещать, он занимался сбором
информации об обычаях и культуре местных жителей и рисовал акварели. В 1853
году фон Карачай проинформировал кафедру истории Венгерской Академии наук о
своем намерении начать исследования и сбор материалов касающиеся происхождения
венгров. В это время он служил в Тегеране, и намеревался отправиться оттуда в
Герат и Бухару, а также надеялся достичь Самарканда, и мест расселения уйгуров,
которых Карачай считал предками венгров. Неизвестно насколько полно он смог
реализовать свои научные планы, но вот акварелей после его путешествий по
востоку осталось множество.
В Персии генерал Карачай занимался задачами военной организации,
картографии и обучения. В 1854 году он был назначен в генеральный штаб шаха.
Сегодня иранская история считает его организатором современной иранской армии.
2 июля 1859 года генерал Федор фон Карачай погиб в Тегеране в ходе вспыхнувшего
на берегах Персидского залива военного мятежа.
Основные источники знаний:
Zorica Čubrović «Istraživanja Kule gradskog sata u Herceg Novom»
Cvito Fisković «Dubrovnik u akvarelima Fedora Karačaja početkom 19. stoljeća»
M. Ćosović «Što se desilo sa Milovićevim rukopisom knjige Teodora Karačaja»
«Persian travel sketches»
Velimir Vujacić «Njegoš i Crna Gora u dalmatinskoj periodici»
Ina Beović «Slika grada Omiša od 1797. do 1945. godine»
Mladen Lompar «Od izvanjaca do novih tendencija»
P.S. Два десятка карачаевских акварелей разбежались по другим расСказкам, и
здесь я их дублировать не стал. Продолжить знакомство всегда можно по ссылкам:
Котор. Ёж в гостях у Гуся. Pazi, jež! (2)
Котор. Мимоходом
Которский святой в Москве
Доброта. Дорога к храму
Пераст. Благословенный берег
Остров Святого Георгия (1). Ну, мне надо было!
Пераст. Палаты Змаевичей. За́мок на замке́
Монастырь Св. Михаила на Превлаке. Сам себе экскурсовод
Капитан Уильям Хост освободитель Котора
П – Прчань, П – Печаль
Прчань. На net и суда нет
Околесица вокруг Троицы
Монастырь Баня. От римских терм до американской рулетки
Егор Ковалевский. Делай, что должно, и будь что будет
Всё выше и выше, к Святым Спиридонам
Прелијепо !!!
ОтветитьУдалитьHvala puno! :-)
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить