2016-06-25

Которский святой в Москве


Вид Котора и собора Святого Трифона
Фотография Ольги Козловой

Кафедральный собор Святого Трифона
до землетрясения 1667 года (реконструкция)



Конечно в названии расСказки я несколько покривил против истины.
Святого мученика Трифона нельзя назвать только которским святым, в отличие, например, от Матроны Московской.
Святой Трифон является покровителем Котора, а храм, освященный его именем, выглядит доминантой на любой которской панораме.


Котор. Изображение 1598 года.
Башни собора Святого Трифона остроконечные

Кафедральный собор Святого Трифона до землетрясения 1667 года. Реконструкция архитектора А. Станойловича

Федор фон Карачай. (1837)
Piazza del Duomo à 
Cattaro

Собор Святого Трифона в Которе
Старая открытка

Вид Котора и собора Святого Трифона
Старая открытка

Собор Святого Трифона в Которе
Старая открытка

Собор Святого Трифона в Которе
Фотография Маши Шалаевой

На месте собора, который мы можем видеть в Которе сегодня, и раньше стояла церковь, посвященная Святому Трифону. Её в 809 году заложил знатный которянин Андрий Сараценис. Он выкупил у венецианских купцов мощи (голову) святого, которые те доставили из Константинополя. Первый храм сгорел. И на его месте было решено возвести новый, еще более величественный.
Строительство началось в 1124 году. Новый храм был освящен во имя Святого Трифона 19 июля 1166 года. Во время землетрясения 1667 года здание сильно пострадало, обрушились обе башни-колокольни. Собор был восстановлен, но вид его несколько изменился. После апрельского землетрясения 1979 года собор вновь пришлось восстанавливать. Работы проводимые по инициативе ЮНЕСКО, были завершены к 2003 году.

Внутри храма расположена дарохранительница с балдахином, который поддерживают четыре колонны из красного мрамора, добытого в местечке Каменари. Дарохранительница представляет из себя восьмиугольную трехъярусную конструкцию, с фигуркой ангела на вершине. Каждый ярус украшен резьбой по камню, на которой запечатлены сцены из жизни Святого Трифона.
Справа от входа в помещение храма находится саркофаг с телом Андрии Сарацениса.
Мощи Святого Трифона покоятся в часовне, расположенной рядом с храмом, которая была построена в XIV веке.

Святой мученик Трифон родился во Фригиии, Малой Азии, современной Турции, примерно в 232 году, в простой христианской семье. Он с малолетства пас гусей образования не получил. У него рано проявился дар чудотворения, он не раз он предотвращал нашествие саранчи и прочих тварей, изгонял бесов, исцелял недуги и своей молитвой творил многие иные благодеяния.
Римский император Гордиан III (248-244 гг.) призвал Трифона для лечения своей дочери одержимой бесом. Трифон согласился приехать в Рим. Однако, за три дня до приезда отрока в Рим бесовской дух, прознав о прибытии Трифона, сам вышел в панике из тела дочери Гордиана. Нечистый бес сказал, что Трифон явится к императору через три дня. Император Гордиан принял Трифона, которому исполнилось в то время только 17 лет, попросил показать ему воочию этого духа, желая убедиться, что юноша действительно исцелил царевну. Трифон согласился и стал поститься и молиться. На утро седьмого дня он явил императору злого духа в виде черной собаки с горящими красными глазами. На вопрос Трифона, как он дерзнул вселиться в создание Божие, бес ответил, что над христианами он такой власти не имеет, а может мучить только тех, «кто следует своим похотям и дела, угодные нам, творит» (Четьи-Минеи Святителя Димитрия Ростовского).

Витторе Карпаччо
Изгнание беса Святым Трифоном из дочери императора Гордиана. 1507 г.

.
Однако при новом императоре Декии (Деции) (249-251) христиане подверглись жестоким гонениям. Трифона привели в Никею на суд. Никакие уговоры, угрозы и истязания не могли отвернуть Трифона от христианской веры. Мученику отсекли голову. И еще воины не успели усекнуть его главы, как Господь взял его душу; честное же тело Трифона осталось мертвым на земле. 

И вот через много лет голова мученика оказалась в Которе.
Однако на этом история путешествия мощей Святого Трифона в пространстве и времени не закончилась. Часть мощей в 1803 году была перевезена из Котора в Россию.
Этот святой весьма любим и почитаем в Московской Руси как целитель, покровитель охотников и рыболовов. Ему молятся о защите полей от вредителей, обращаются в случаях болезни, часто просят, чтобы помог одинокому человеку найти себе добрую жену, а девице или одинокой женщине послал хорошего мужа. Особую помощь Трифон оказывает в поиске утраченных вещей, в делах трудоустройства, квартирных проблемах, и сложностях со здоровьем. Молятся мученику Трифону в устроении житейских дел.

Vlaho Bukovac - Marinerezza - Marinefeier in Kotor. 1892


В русской иконописи Святой Трифон часто изображается с соколом, и это не спроста.
Читаем «Князь Серебряный» Алексея Толстого:
Всадник ехал рысью, весело посвистывал и держал на пестрой рукавице белого кречета в клобучке и колокольцах.
Максим узнал одного из царских сокольников.
— Да уже будет с неделю, как Адраган с поля улетел! — отвечал сокольник, показывая своего кречета. — Да ведь ты, пожалуй, и не знаешь, Максим Григорьич! Ну уж набрался я было страху, как царь на меня раскручинился! Да сжалился надо мной милосердный Бог и святой мученик Трифон! Проявил надо мною своё чудо! — Сокольник снял шапку и перекрестился. — Вишь, Максим Григорьич: выехал государь, будет тому с неделю, на птичью потеху. Напускал Адрагана раза два; как на беду, третий-то раз дурь нашла на Адрагана. Стал он бить соколов, сбил Смышляя и Кружка, да и давай тягу! Не успел бы ты десяти просчитать, как он у тебя и с глаз долой. Я было скакать за ним, да куды! Пропал, будто и не бывало. Вот доложил сокольничий царю, что пропал Адраган. Царь велел меня позвать, да и говорит, что ты-де, Тришка, мне головой за него отвечаешь; достанешь — пожалую тебя, не достанешь — голову долой! Как быть! Батюшка-царь ведь не шутит! Поехал я искать Адрагана; шесть ден промучился; стало мне уж вокруг шеи неловко; думаю, придется проститься с головой. Стал я плакать; плакал, плакал, да с горя и заснул в лесу. Лишь только заснул, явилось мне, сонному, видение: сияние разлилось меж деревьев, и звон пошел по лесу. И, слыша тот звон, я, сонный, сам себе говорю: то звонят Адрагановы колокольцы. Гляжу, передо мной сидит на белом коне, весь облитый светом, молодой ратник и держит на руке Адрагана: «Трифоне! — сказал ратник, — не здесь ищи Адрагана. Встань, ступай к Москве, к Лазареву урочищу. Там стоит сосна, на той сосне сидит Адраган». Проснулся я, и, сам не знаю с чего, стало мне понятно, что ратник был святой мученик Трифон. Вскочил я на коня и поскакал к Москве. Что ж, Максим Григорьич, поверишь ли? как приехал на то урочище, вижу: в самом деле сосна, и на ней сидит мой Адраган, точь-в-точь как говорил святой!
Голос сокольника дрожал, и крупные слезы катились из глаз его.
— Максим Григорьич, — прибавил он, утирая слезы, — теперь хоть все животы свои продам без остатку, хоть сам в вековечную кабалу пойду, а построю часовню святому угоднику! На том самом месте построю, где нашел Адрагана. И образ велю на стене написать, точь-в-точь как явился мне святой: на белом коне, высоко подняв руку, а на ней белый кречет.

Собор Святого Трифона в Которе
Дарохранительница
Фотография Ольги Козловой

Собор Святого Трифона в Которе
Дарохранительница
Открытка 1900 года


Правдива ли та легенда? И где же то Лазарево урочище, в котором сокольник Трифон Патрикеев решил строить храм Святому Трифону? Не сказка ли?

.

Церковь Святого мученика Трифона в Напрудном


Церковь Святого мученика Трифона в Напрудном древнейшая в Москве за пределами Кремля. Постройку храма относят к 1492 году.

Вот, что пишет в своей работе «Церковь Трифона в Напрудном и мастер Трифон из Котора» Александр Артурович Эзерин: «Церковь святого мученика Трифона в бывшем селе Напрудном (сейчас в черте Москвы, на Трифоновской улице, недалеко от Сущевского Вала и Марьиной Рощи) – один из самых загадочных памятников средневековой Москвы.
В источниках нет никаких сведений о ее постройке, и неизвестно даже, в каком веке она появилась, в XV или XVI – у специалистов на этот счет самые различные мнения. Неизвестно, соответственно, и имя заказчика, не говоря уже об именах строителей. И, наконец, нет удовлетворительного ответа, почему церковь посвящена именно святому Трифону.
… Известно, что в Москве в 70-х гг. XV века жил человек, приехавший из этого города (Котора). Звали его Трифон, что не удивительно – это имя в Которе было самым популярным.
Посетивший Москву в конце 1476 г. венецианский посол Амброджо Контарини пишет:
«Здесь жил мастер Трифон, ювелир из Катаро, который изготовил — и продолжал изготовлять — много сосудов и других изделий для великого князя. Еще здесь жил мастер Аристотель из Болоньи, строитель, который строил церковь на площади.»

Причем Эзерин считает, что храм в Напрудном скорее всего изначально был католическим. Этим можно объяснить и его расположение вне границ Москвы. Но «католическим храм был недолго. Многие итальянцы, осевшие в Москве, принимали Православие. А их дети от православных москвичек изначально были православными. Вероятно, в начале XVI века храм был переосвящен как православный.
… И глубоко символично, что возрождение храма Трифона в XIX веке связано тоже с именем золотых дел мастера Трифона. Московский купец и ювелир Трифон Семенович Добряков в 1800 г. предложил за свой счет изготовить раку для мощей святого Трифона в Которе. В ответ на это черногорский владыка Петр Петрович Негош – святой Петр Цетиньский, прислал Добрякову три частицы мощей мученика, которые были поднесены Александру I, а в 1819 году переданы императором в церковь Трифона.»

Удивительно! Но до реконструкции Трифонофа церковь, как и которский собор до землетрясения, тоже имела островерхое завершение.
М.Т. Маврина -  
церковь мученика Трифона в Напрудном, зима 1943.


      В XIX веке это был уже огромный пятиглавый храм, который мог вместить одновременно 3,5 тысячи человек.
Храм был закрыт в начале 1930‑х годов, на три четверти взорван в 1932 году. Сохранилась только наиболее древняя часть храма.
Когда церковь Трифона в Напрудном в 1931 году была закрыта, то икона Святого Трифона с ковчежками, в которые вложены мощи, переданные из Котора, перенесена в Знаменский храм.
Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе, один из немногих никогда не закрывавшихся московских храмов, ведет свою историю с конца XVI века.

Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение»
в Переяславской слободе


Не так далеко находится и еще один храм, связанный с именем Святого Трифона.
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском была построена по указу царя Алексея Михайловича в 1676-1682 г. в стиле «узорочье».
В ноябре 1917 года под северным концом хор Тихвинского храма создан придел мученика Трифона. Особо чтимой святыней храма является расположенная в этом приделе точная копия пещеры Гроба Господня.


.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
в Алексеевском

Село Алексеевское. 1964 (Thomas Hammond)


А теперь постарайтесь запомнить всего одну дату, тем более, что это будет совсем не сложно. 
14 февраля Православная Церковь празднует память Святого мученика Трифона.
«Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим!»


Источники знаний:

2 комментария:

  1. Очень интересно. Несущественная поправка: третье снизу фото - 1964 (Thomas Hammond).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. скажу больше ;-)
      эта фота похоже еще и отзеркалена :-)
      всё руки не доходят порядок навести! :-)

      Удалить