2016-06-06

Антон Лукович и стройка века

 

Но! Трудно разобраться где ясно, где туман,
В потоке информации с поправкой на обман.
Поверив оказаться обманутым опять.
Чтоб после не сорваться и тоже не соврать.*
            

                  


Пожалуй, самые растиражированные личности черногорской истории это, несомненно, король Никола I и митрополит Петр II Петрович Негош. Любители истории легко добавят лже-царя Штепана Малого, митрополита Петра I Негоша, адмирала Матиа Змаевича, и капитана Иво Визина, истинные ценители дополнят список князьями Стефаном-Воиславом и Йованом Владимиром, и адмиралом Марко Войновичем. А немногие постоянные читатели расСказок, надеюсь. помнят еще и о капитане-лейтенанте Стефане Вукотиче, адмирале Марко Евгене Флорио и капитане Петре Замбеличе.
Конечно, это далеко не полный список черногорцев и бокелей, жизнь которых могла бы быть интересна для современного человека, увлекающегося историей. Чего стоят, например, удивительные факты из биографий поручика Александра Саичича, который прославился во время русско-японской войны или аргентинского полковника и министра Андриа Селича, взявшего в плен Че Гевару.

Блуждая по склонам гор, поглощенное военными занятиями, черногорское племя не могло посвящать время умственной работе, заботясь о собственной безопасности. До настоящего времени Петр II олицетворяет всю литературную историю страны ... Самые элементарные правила рисования и живописи ему <черногорцу> неизвестны. Скульптура ограничивается некоторыми, довольна изящной работы, изображениями, служащими украшением гуслей ... Он имеет самые первоначальные понятия об архитектуре; если кто нибудь, желая услужить, начертит план его скромнаго жилища, то он не решится приступить к постройке по данному образцу. ... Его музыкальное искусство разграничивается гармонической последовательностью нескольких полутонов, производящих монотонные, жалобные, печальные звуки ...
      "Современная Черногория Фриллея и Влохити", СПб, 1876


Прчань на старой открытке
  

 Но это что же у нас получается? Кроме правителей, военных и моряков и рассказать то не о ком?! Даже если искать очень тщательно, то сыскать в истории Черногории композитора, астронома или знаменитого врача, о котором можно было бы написать хоть что-то стоящее, совершенно невозможно. При этом надо учитывать, что практически все знаменитые моряки, вовсе не черногорцы. Это бокели – выходцы с берегов Боки Которской. Так может в Боке поискать еще кого-нибудь кроме моряков? Сложно, но можно!
В очередной раз я буду рассказывать о человеке, местом рождения которого был бокельский городок Прчань. Надеюсь, вы помните, что именно здесь родились капитан Иво Визин и адмирал Марко Евген Флорио.
Самая интересная для меня достопримечательность этого городка - старая приходская церковь, на склоне полуострова Врмац. Но вот по количеству знаменитых земляков Прчань обгоняет многие более пафосные места на побережье. Может здесь воздух другой? Или в начальной школе при Францисканском монастыре, которую закончили многие знаменитые прчане, давали какое-то особенное образование? Вот и герой этой расСказки тоже начал свое обучение у францисканцев.


Художник Виталий Графов - Прчань.Черногория. 2009 г.


 

И кто-то мудрый придумал не зря

Считать до двух в этом мире –

Ведь первым быть без вторых нельзя,

И что-то не могут без первых вторые.*

 


Антон Лукович (Anton Luković) родился в 1815 году в Прчане. В 1824 году он закончил начальную школу при монастыре францисканцев. Молодой и талантливый Лукович затем изучал классические науки в Венеции, продолжал техническое образование в Падуе, где он получил диплом инженера архитектуры, а позже проходил профессиональную стажировку в Вене. До 1850 года инженер Лукович жил и работал в основном в Венеции и оттуда отправился в Египет, где в Александрии развил активную деятельность в проектно-градостроительной области. Он проектировал многочисленные дворцы и здания во многих египетских городах. Однако именно в Александрии находится наибольшее количество мест, связанных с его именем. По имеющимся данным, инженер Лукович является автором одного из самых красивых храмов в Александрии - греческой православной церкви св. Спиридона. Англиканская церковь, одна из мечетей и крепость, которая защищает вход в порт Александрия тоже построены по его проектам. Во время работы, которая длилась с 1853 по 1860 г., инженер из Боки проводил раскопки на месте крепости, где обнаружил три громадные древние египетские колонны. Колонны выполнены из красного гранита, и представляют собой набор из восьми стеблей лотоса. В средней части столбов можно увидеть два ряда иероглифов с именами фараонов Тутмоса IV Мернептаха I и Сетиса II. В последствие эти колонны стали украшением церемонии открытия Суэцкого канала, а затем были переданы в дар Австро-Венгерскому императору Францу Иосифу. Их и сейчас можно увидеть в колоннаде Венского музея искусств.
В благодарность за такой уникальной дар, император Франц Иосиф I даровал бокельскому инженеру наследственный дворянский титул - Лукович де Аскривио (Lukovic de Ascrivio).


Колонны Антона Луковича в Венском музее 



Во время работы в Александрии Лукович занимал должность профессора в Военной академии. Им спроектированы и построены многочисленные дворцы и дома египетских сановников, с которыми у него сложились весьма доверительные отношения. Этим воспользовалось Генеральное консульство Австрии в Александрии, и использовало Луковича его в качестве своего постоянного консультанта и представителя в торговом (коммерческом) суде Египта.
Во время одной из частых военных операций в Средиземноморье несколько австрийских торговых судов был блокированы в Александрийском порту. Инженер Лукович активно включился в работу по оказанию помощи экипажам. Он сумел найти для них временную работу на берегу до окончания блокады. За свое участие Лукович получил официальную благодарность от австрийского консула в Египте Ларса Шрайнера.
Антон Лукович всячески помогал своим землякам  - бокелям, которые волею судьбы оказывались в Египте. Многие из них были благодарны инженеру, который нашел для них работу.
Талантливый строитель из Прчаня в 1860 году присоединился к колонии выходцев из Боки, Дубровника, Далмации и Истрии. Все они были заняты в великом проекте Фердинанда Лессепса - строительстве Суэцкого канала.


Открытие Суэцкого канала 16 ноября 1869 года

Карта Суэцкого канала

Орудийная канонада с берегов в Порт-Саиде, и с множества военных кораблей со всего света, приветствовала французскую яхту "Aigle". На борту была императрица Евгения (племяница Лессепса), жена императора Наполеона III. Ей выпала честь открыть наивеличайший архитектурный объект, который когда-либо видел свет


Жизнь Фердинанда Мари де Лессепса, строительство и пышное открытие Суэцкого канала и даже создание оперы «Аида», которую Джузеппе Верди не успел написать к этому самому открытию, всё это достойно отдельного и подробного освещения. Однако обо всём этом вы без труда сможете почитать и сами. Поэтому я не буду слишком подробно писать об «афере Лессепса», которая стала Проектом Века, и была блестяще реализована.


Джастин Козловски. Порт-Саид. 1869

Первые суда в канале

Френсис Фрит. Суэцкий канал в районе Порт-Саида. 1865


Строительство канала официально началось 21 апреля 1859 года, когда Лессепс лично удалил первый ком земли в северной части будущего канала, на побережье Средиземного моря, где вскоре вырос новый порт - Порт-Саид. Лессепс планировал построить канал за 6 лет. Однако работы продолжались в течение следующих десяти лет Точной оценки количества задействованных рабочих нет. Разные источники приводят цифру в полтора – два миллиона человек. За все время строительства умерли несколько десятков тысяч рабочих (или сотен, никто не считал). Главной причиной был непосильный труд, сравнимый с трудом египетских рабов, и ужасная антисанитария. Пресноводный канал подвели к месту строительства только в 1863 году, а до этого воду доставляли 1600 верблюдов. Кроме предоставленных египетским правительством рабочих пришлось нанимать работников из Европы. Количество европейцев составляло около 40 тысяч человек.


Вход в Суэцкий канал в Порт-Саиде. Маяк

Маяк в Порт-Саиде. 1888

Русский крейсер «Владимир Мономах» в Суэцком канале. Порт-Саид. 1885
К сведению. Российскую делегацию на церемонии открытия канала возглавлял Великий князь Михаил. В её составе были: посол в Турции граф Николай Игнатьев, писатель Владимир Соллогуб, художник Иван Айвазовский и другие

И.К. Айвазовский - Корабли, проходящие по каналу лунной ночью. 1876



     Вскоре после начала строительства Антон Лукович стал одним из ближайших соратников Лессепса и главным инженером, в обязанности которого входило управление работами. Он был разработчиком многих сегментов канала и его вспомогательных сооружений, среди которых можно выделить первый маяк в Порт-Саиде.
Канал должен был соединить два моря и три озера (Тимсах, Большое и Малое Горькое озера). Были построены три новых города – Исмаилия, Суэц и Порт-Саид, из которых в двух последних были построены и полностью новые порты. Была разработана сложная сеть каналов для подачи пресной воды из дельты Нила. Это позволило оросить громадные просторы пустыни вдоль Суэцкого канала и превратилась их в плодородную землю. От Каира до Исмаилии была проложена новая дорога.
Протяженность канала составила 164 километра, ширина от 60 до 110 метров и глубина 8 метров. В ходе работ, из русла было удалено 75 миллионов кубических метров грунта.


Джастин Козловски. Рабочие Суэцкого канала. 1869

Паровой конвейерный земснаряд

Суэцкий канал, земснаряд. 1880


     На заключительном этапе строительства стали применяться абсолютно новые методы строительства, и новое оборудование, которое смогло заменить тысячи человеческих рук: паровые краны и экскаваторы, суда-земснаряды. Всё это весьма ускорили работу. Лессепс вспоминал, что за один месяц шестьдесят экскаваторов извлекали 2 млн кубометров земли. Несложно подсчитать, что если бы землеройные машины работали на Суэцком канале все десять лет, то можно было извлечь 240 млн кубометров грунта.
Проект включал в себя строительство десятков вспомогательных сооружений, жилых помещений для рабочих, складов, мастерских, верфей, больниц и т.п., а также административного центра компании "Суэцкий канал". На берегу озера Тимсах был построен новый город Исмаилия. Для реализации санитарных мер, были заказаны специальные баржи, на которых проходили карантин заболевшие рабочие.
Наконец, 15 августа 1869 года, вода Средиземного и Красного морей слились, Суэцкий перешеек был прорезан, а вместе с ним Африка физически отделена от Азии. Общая сумма, затраченная на строительство канала, составила 432807882 франка, что более чем вдвое превысило первоначальную оценку.
Среди приглашенных на невероятно пышное и баснословно дорогое торжественное открытие Суэцкого канала 16 ноября 1869 года был и Австро-Венгерский император Франц Иосиф I. Думается, что император был весьма удовлетворен участием в строительстве канала своих подданных. Одним из главных инженеров строительства Суэцкого канала был австрийский подданный, архитектор и инженер-конструктор Антон Лукович. Множество бокелей, жителей Далмации и Истрии принимало участие в строительстве. К слову, капитаном императорской яхты Франца-Иосифа "Аврора" на церемонии открытия Суэцкого канала был земляк Луковича из Прчаня, капитан Вицко Гиурович (Vicko Gjurović).
Не обошлось без уроженцев Боки и начало настоящей работы Суэцкого канала. Одним из самых искусных мастеров проводки судов был суэцкий лоцман, капитан Джурадж Белафуса (Đurađ Belafusa) из Лепетане, который отличился в спасении экипажа турецкой шхуны во время шторма в Порт-Саиде в 1885 году. За что получил благодарность от морского ведомства в Триесте, и особое признание со стороны Австро-Венгерского консульства в Порт-Саиде.


Строительство Суэцкого канала. 1867

Френсис Фрит. Пресноводный канал в Исмаилии. 1865

Френсис Фрит. Суэцкий канал. Озеро Тимсах. 1865

Что-то своих фотографий Суэцкого канала я не нашел.
Поэтому помещу снимок 
2008 года моего однокашника Шуры Шпитько


     Инженер Антон Лукович после строительства Суэцкого канала остался в команде, которая занималась развитием порта Александрия. Он участвовал в различных проектах по развитию инфраструктуры, в которые было вложено более 18 миллионов франков. Еще в 1865 году бокельский эксперт разработал проект строительства современной системы орошения, которая должна была использовать паровые насосы для перекачки Нильской воды на обширные пространства занятые пустыней. В городе Рашид в устье Нила к западу от Александрии Лукович стал руководить сразу несколькими заводами по переработке хлопка, текстильной и сельскохозяйственной продукции. Для дальнейшего развития он организовал и возглавил акционерное общество «Societe Agricole» с капиталом в 50 миллионов франков. Однако местные власти желали сохранить абсолютный контроль над прибыльной отраслью, и Лукович вскоре покинул Египет и перебрался в Венецию.


Антон Лукович


Не прекращая работ в Египте, в 1866 году Лукович выполнил проект регулирования тока реки Неретва, который не был реализован из-за отсутствия средств. Затем архитектор взялся за выполнения проектов по строительству новых зданий высочайшего уровня комфортности в Австрии и Италии. Лукович был одним из первых, кто начал проектирование зданий и инфраструктуры европейских горнолыжных курортов. В своей работе он использовал материалы наилучшего качества, каменные плиты из итальянских карьеров Мазенно и Карсо и заказную мебель.
В дополнение к своей работе по архитектуре и дизайну, Антон Лукович выпустил ряд книг. Он является автором заметных экономических и учебно-методических работ, выпущенных в Париже на французском языке.


Дворец Ка' Дарио.
Фасад на Гранд Канал

Ка' Дарио или Палаццо Дарио
Дворец построен в 1487 году


     Лукович стал владельцем дворца "Ка' Дарио", одного из самых красивых дворцов в Венеции, где он умер в конце 1880 года.

– Я имею в виду проклятие, – ответил он. – Палаццо, в котором живет ваш дядя, приносит несчастья. … несчастье, как мучнистая роса, ложится на каждого его обитателя. Очень немногие остались в живых и сами покинули дворец.
  Петра Рески «Палаццо Дарио»

О демонической судьбе дворца Ка' Дарио или Палаццо Дарио (итал. Ca' Dario, Palazzo Dario), который в течение более пятисот лет убивал своих владельцев, информации достаточно. История эта настолько известна, что ею интересовался художник Клод Моне, который приехал в Венецию, чтобы выполнить серию рисунков Ка' Дарио. Я могу порекомендовать вам книжку Петры Рески «Палаццо Дарио».
Хочется верить, что архитектора из Прчаня дворец пощадил, и роковое проклятие не стало причиной смерти Антона Луковича.


Палаццо Дарио на карте Венеции

Ка' Дарио на картине Клода Моне


Похоронен Антон Лукович высоко над Котором, у церкви Богородицы Здравие, откуда открывается прекрасный вид на Которский залив и родной городок Луковича - Прчань. 


.

.



Примечание:


Основные Источники знаний: 
  • Siniša Luković "DVA VIJEKA OD ROĐENJA ANTONA LUKOVIĆA"
  • Siniša Luković "Inženjer iz Boke Kotorske graditelj Sueckog kanala"
  • Siniša Luković "PRČANJANIN - GRADITELJ SUECKOG KANALA"
  • Информация и фотографии Суэцкого канала с сайтов информагенств РИА и REGNUM
  • Петра Рески "Палаццо Дарио"
  • http://ilovevenezia.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий