2024-01-02

П – Прчань, П – печаль (2). Старая церковь

Старая приходская церковь в Прчани. Дроно-фото Павла Пономарева


Как это ни странно, но мне до сих пор не удавалось попасть внутрь прчанских храмов. Каждый раз, оказываясь в городке, я довольствовался лишь внешним осмотром. Однако добрые люди сообщили, что появилась наконец возможность проникнуть на территорию старой жупной церкви. От такой удачи отказываться не стоит!


Дом Мато Филипова Луковича, новая и старая приходские церкви в Прчани.
К сожалению, датировать эту замечательную фотографию не удалось


Старая приходская церковь (Stara župna crkva / Crkva Rođenja Blažene Djevice Marije / stara Bogorodičina crkva na Prčanju) или, как называют её местные жители, Верхняя церковь (Gornja crkva) с кладбищем расположена на месте бывшего Старого Прчаня, откуда открывается прекрасный вид на Котор, Прчань, Доброту и сам Которский залив. К церкви можно подняться по тропинке бывшей когда-то в древности главной улицей селения. Это настолько интересное место, что первый раз в 2018 году я решил сюда подняться, даже зная наверняка, что войти внутрь не удастся (расСказка «П –Прчань, П – печаль (1)»). В этот раз, возможно, из-за недавнего церковного праздника, цепи с замком на калитке не оказалось, и проход внутрь ограды был свободен.


Старая приходская церковь в Прчани. Дроно-фото Павла Пономарева

 

Не известно наверняка, когда была построена церковь, но в документах она упомянута в 1399 году как «ecclesia Sctae Mariae de Perzana». Храм пострадал во время землетрясения 1667 года, но жители Прчани восстановили его на свои средства, расширили и обновили. Церковь была реконструирована и расширена в 1672 году за счет добавления большого нефа, так что старая церковь стала алтарем. Тогда же прчаньский приходской священник дон Петар Сбутега поместил над главным входом надпись «Templum istud tu Virgo custodi precesque orantium exaudi» (Храни этот храм, Дева, и услышь молитвы молящихся). Которский епископ Марин Драго освятил церковь в 1705 году. Память об освящении сохранилась в надписи над дверью в колокольню «Templum iátud in honorem Nativitatis S. D. G. Marinus Drago epus. Catharensis benedixit consecravit: ncavitque sub cura admodum reverendi domini Nicolai — covich parochi comunitatis Parzagni die II julii a. 1705, mentis XI pontificatus anno quinto.» (Храм в честь рождения Св. Девы Марии Богородицы, освятил Марин Драго, епископ Котора, во время пастырского служения уважаемого господина Николы Луковича, приходского священника причанского муниципалитета, 2 июля 1705, в пятый год правления Климент XI). Восьмиугольная часовня с куполом была пристроена около 1740 года. В ходе реконструкции старая церковь была сохранена и стала соединять церковный неф и часовню. На часах звонницы надпись «Отечеству Спиро Визин 1840» (Otačestvu Spiro Visin 1840). До Первой мировой войны на звоннице было четыре больших колокола, из которых колокол весом 620 кг был даром капитана Йоза Верона (1886 г.), благодетеля приходской церкви, а второй, весом 330 кг, представляет собой благочестивый вклад Петра Ивова Луковича (1742 г.).
Над восточным входом в церковь высечена надпись «Праведники будут вознаграждены» (Rećtus corde eccipiet).



Главный (северный) вход

Надпись над главным входом «Templum istud tu Virgo custodi precesque orantium exaudi»
(Храни этот храм, Дева, и услышь молитвы молящихся)


Надпись над восточным входом «Rećtus corde eccipiet»
(Праведники будут вознаграждены)


Церковь ориентирована с севера на юг, с входом на северной стороне и часовней на юге. Входной портал имеет каменную рамку барочного профиля с полукруглым люнетом над притолокой, а над порталом – шестистворчатую розетку. Часовня восьмиугольная, с овальными окнами в стиле барокко в нижней зоне. Колокольня имеет квадратное основание и высокую пирамидальную крышу. Все здания построены из камня и кирпича, крыши покрыты черепицей.


План церкви


Над нефом был полукруглый свод, а над часовней — кирпичный купол. На стенах церкви и сегодня видны следы настенного декора. Пол выложен розовыми и белыми каменными плитами размером 20х20 см. В центре восьмиугольной часовни сейчас можно увидеть деревянный барочный алтарь без престольного образа, несколько деревянных скамеек и остатки (основания) двух прежних деревянных алтарей, перенесенных в новую церковь.


Прчань. Вид из Верхней церкви

Новая приходская церковь в Прчани

Алтари в новой церкви (фотография с фейсбучной страницы храма)


Прчанский приходской священник, большой знаток и великий собиратель истории Боки, дон Нико Лукович (1847-1937) в своей книге «Прчань» пишет: «Стена вокруг церкви с северной и южной стороны была построена с бойницами для обороны. В неспокойные времена церковь по ночам охраняли вооруженные люди. В прошлом эту святыню посещало множество людей, пока в ней находился образ Богородицы, поэтому в день Рождества в середине XIX века века церковь посещало пять-шесть тысяч прчан и окрестных жителей. Начав жить под сенью этого святилища, прчане добились процветания, культуры и славы. В этой церкви запечатлена история этого места на протяжении пяти веков. Рядом с церковью находится дом, построенный приходским священником Доном Брно Петкичем для использования приходскими прчанскими священниками».


.

.

 

Во времена венецианского правления (1420-1797) многие жители Прчани связали свою жизнь с морем. В XVII - XVIII веках это место стало важным морским центром. Прчане выделялись храбростью в морских сражениях против турецкого флота и пиратов, а местные купцы развили прибыльную торговлю по всему Средиземноморью. В XVIII веке жители Прчани владели двумя сотнями парусных судов. Перед каждым плаванием моряки посещали приходскую церковь, чтобы помолиться Божией Матери, а по возвращении из плавания, спешили в храм поблагодарить Её за удачу. Они преподносили церкви свои вотивные дары: серебряные обетные пластины и художественные картины, изображавшие парусники, рискованные морские предприятия, штормы и морские сражения, которые они пережили. По преданию, капитан Иво Визин, вернувшись из кругосветного плавания в Прчань, сначала босиком отправился в гору, в жупную церковь, чтобы поклониться Богородице Прчанской. И только после этого отправился домой.
Однако в конце XIX века судоходство в Прчани, как и во всей Боке, рухнуло. Бокельские парусники не выдержали конкуренции со стороны пароходов.


.

.

Надпись над дверью в колокольню «Templum iátud in honorem Nativitatis S. D. G. Marinus Drago epus. Catharensis benedixit consecravit: ncavitque sub cura admodum reverendi domini Nicolai — covich parochi comunitatis Parzagni die II julii a. 1705, mentis XI pontificatus anno quinto.» (Храм в честь рождения Св. Девы Марии Богородицы, освятил Марин Драго, епископ Котора, во время пастырского служения уважаемого господина Николы Луковича, приходского священника причанского муниципалитета, 2 июля 1705, в пятый год правления Климента XI)


 

Церковь Девы Марии украшали многочисленные произведения искусства, в основном работы известных итальянских художников эпохи барокко. Многое из первоначально находившегося в старой приходской церкви, после 1913 года было перенесено в новый Богородичный храм на берегу. Мраморный алтарь с тремя фигурами ангелов выполнен известным скульптором эпохи барокко Джованни Марией Морлайтером (Giovanni Maria Morlaiter. 1699-1781). Работы Морлайтера можно встретить во многих местах Европы. Две скульптуры этого мастера установлены перед Большим Гатчинским дворцом, вход в который украшают аллегорические фигуры Благоразумия и Бдительности. В главном алтаре старого приходского прчанского храма находилась икона Богородицы с младенцем и сценами рождения Пресвятой Богородицы, написанная во второй половине XIV века в духе критско-венецианской живописи. В XVI веке было сделано две копии «Богородицы». Икона имела большое влияние на духовную жизнь Прчани, ей приписывалась чудодейственная сила защиты от эпидемий, она приносила исцеление и вызывала дождь в засушливые годы. О её происхождении и чудесах ходит много легенд. Благодаря ей прчанский храм стал местом паломничества.


Джованни Мария Морлайтер (Giovanni Maria Morlaiter. 1699-1781). Статуи перед Гатчинским дворцом: «Осторожность» и «Справедливость»

Статуи перед Гатчинским дворцом: двуликая «Осторожность» и «Справедливость»


Два запрестольных образа Благовещение и Св. Семейство, которые украшали позолоченные деревянные алтари, были созданы в Венеции в XVII веке. В старой приходской церкви находилось и деревянное резное Распятие, выполненное в 1728 году Андреа Брустолоном (Andrea Brustolon, 1662−1732). Это самое значимое произведение деревянной скульптуры венецианского барокко в Боке Которской. Бальзак в одном из своих романов называл мастера Брустолона – «Микеланджело дерева». Распятие являлось вотивным подарком капитана Антонио Флорио, который приобрел его непосредственно у художника. Оно хранилось в старой приходской церкви в специально изготовленной стеклянной витрине до начала XX века, когда было перенесено в новую приходскую церковь, как и серебряная корона (которая сейчас находится над иконой Богородицы).
В Верхней церкви хранились ценные образцы церковных облачений и риз XVII, XVIII и XIX веков. Один из комплектов был подарен капитаном Иво Визином.


Вход и нефа в алтарную часть. Справа и слева – места демонтированных алтарей

Место демонтированного алтаря

Проход к главному алтарю

Вид из алтарной части на неф


 

Дон Нико Лукович, в своей книге «Прчань» пишал: «До 1827 года умерших в основном хоронили в этой церкви и на кладбище вокруг церкви. На этом кладбище покоятся многие известные и заслуженные жители Прчани, герои войн с турками, знаменитые морские капитаны, среди которых наибольшую известность получил Иво Висин, почти все прчанские приходские священники. Здесь похоронен и контр-адмирал Марк Евген Флорио, 1906, герой битвы у острова Вис».


Гробницы семей Миханич, Флорио и Луковичей (Mihanić, Florio, Luković)

Гробница семьи Лукович

Гробница семьи Лукович

 

Я попытался отыскать могилы известных прчан, о которых уже писал в своих расСказках. Перед церковью на плите видна слабочитаемая надпись J. Visin м год 1827.
Увы, эта надпись не относится к славному капитану Иво Визину! (Ivo Visin. 1806-1868).

Могилу адмирала Флорио (1820-1906) скорее всего следовало искать внутри церкви. Перед главным алтарем расположены три гробницы знатных прчанских семей Миханич, Флорио и Луковичей (Mihanić, Florio, Luković). Надгробия выполнены из красного (веронского), зеленого и желтого мрамора, и были обновлены в 1744 году. В настоящее время захоронения почти полностью разрушены вандалами. С большим трудом можно рассмотреть остатки надписей лишь на плите Луковичей.


.

.

.

.


 

Среди надгробий на кладбище выделяется могила Еронима Музачи (Jeronim Muzača) начала XVIII века с барельефом и надписью «Gerolamo Musachia, aetatis suae annorum XXXII» (Ероламо Мусача, возраст 32 года). 

Верхний храм до начала XX века служил приходской церковью Прчани. В ней время от времени проводились мессы, и обязательно в День мертвых. При строительстве храма Пресвятой Девы Марии в центре Прчани (нижней церкви), из старой церкви были перенесены роскошные алтари, многочисленные произведения искусства и богослужебные предметы. Духовная жизнь и центр собраний переместились ближе к морю и новому городку, а Старая приходская церковь была забыта, брошена на произвол времени, землетрясений, вандалов... 


.

Гробница семьи Сбутега

Гробница семьи Сбутега

Гробница семьи Лукович на церковном погосте


Во время землетрясения 1979 года эта церковь сильно пострадала. С тех пор ничего не было сделано для её восстановления и защиты от дальнейшего разрушения. Никаких консервационных и реставрационных работ в церкви не проводилось. Весь церковный комплекс зарос сорняками и дикой растительностью. Особенно пострадала северная сторона комплекса. Из-за просадки грунта и длительного проникновения воды на северном и восточном фасадах образовались крупные трещины, существует угроза обрушения. Полностью обрушились свод и конструкция крыши над нефом церкви и приходским домом.

Церковь и кладбище превратились в руины, могилы взломаны и осквернены, надгробия с древними надписями и гербами разбиты. Местные жители пытались предотвратить дальнейшее разрушение церкви и кладбища, но их возможностей оказалось недостаточно. Если в ближайшее время не будут приняты необходимые меры, то церковь и кладбище полностью разрушатся.


Плита с надписью J. Visin 1827

Плита с надписью J. Visin 1827

Могила Еронима Музачи
 
Могила Еронима Музачи



Основные источники знаний:
Prof. dr Antun Sbutega «Kulturna sramota države, Opštine Kotor i Kotorske biskupije»
Miroslav Miro Marušić «Prčanj – Stara župna crkva zaboravljena ostavljena vandalima i zubu vremena»
«Kroz Boku: Stara župna crkva – Prčanj»
Expeditio «Kulturna baština Vrmca»
Статуи перед Гатчинским дворцом: «Осторожность», «Справедливость», «Война» и «Мир»

 

 


Иво Визин - Совершив ошибку, обрел Славу! (часть перваячасть втораячасть третья)


Комментариев нет:

Отправить комментарий