Как это ни странно, но мне до сих пор не удавалось попасть внутрь прчанских храмов. Каждый раз, оказываясь в городке, я довольствовался лишь внешним осмотром. Однако добрые люди сообщили, что появилась наконец возможность проникнуть на территорию старой жупной церкви. От такой удачи отказываться не стоит!
 |
Дом Мато Филипова Луковича, новая и старая приходские церкви в Прчани. К сожалению, датировать эту замечательную фотографию не удалось |
Старая приходская церковь
(Stara župna crkva / Crkva Rođenja Blažene Djevice Marije / stara Bogorodičina
crkva na Prčanju) или, как называют её местные жители, Верхняя церковь (Gornja
crkva) с кладбищем расположена на месте бывшего Старого Прчаня, откуда
открывается прекрасный вид на Котор, Прчань, Доброту и сам Которский залив. К
церкви можно подняться по тропинке бывшей когда-то в древности главной улицей селения.
Это настолько интересное место, что первый раз в 2018 году я решил сюда
подняться, даже зная наверняка, что войти внутрь не удастся (расСказка «П –Прчань, П – печаль (1)»). В этот раз, возможно, из-за недавнего церковного
праздника, цепи с замком на калитке не оказалось, и проход внутрь ограды был
свободен.
Не известно наверняка, когда
была построена церковь, но в документах она упомянута в 1399 году как «ecclesia
Sctae Mariae de Perzana». Храм пострадал во время землетрясения 1667 года, но
жители Прчаня восстановили его на свои средства, расширили и обновили. Церковь
была реконструирована и расширена в 1672 году за счет добавления большого нефа,
так что старая церковь стала алтарем. Тогда же прчаньский приходской священник
дон Петар Сбутега поместил над главным входом надпись «Templum istud tu Virgo
custodi precesque orantium exaudi» (Храни этот храм, Дева, и услышь молитвы
молящихся). Которский епископ Марин Драго освятил церковь в 1705 году. Память
об освящении сохранилась в надписи над дверью в колокольню «Templum iátud in honorem
Nativitatis S. D. G. Marinus Drago epus. Catharensis benedixit consecravit:
ncavitque sub cura admodum reverendi domini Nicolai — covich parochi
comunitatis Parzagni die II julii a. 1705, mentis XI pontificatus anno quinto.»
(Храм в честь рождения Св. Девы Марии Богородицы, освятил Марин Драго, епископ
Котора, во время пастырского служения уважаемого господина Николы Луковича,
приходского священника причанского муниципалитета, 2 июля 1705, в пятый год
правления Климент XI). Восьмиугольная часовня с куполом была пристроена около
1740 года. В ходе реконструкции старая церковь была сохранена и стала соединять
церковный неф и часовню. На часах звонницы надпись «Отечеству Спиро Визин 1840»
(Otačestvu Spiro Visin 1840). До Первой мировой войны на звоннице было четыре
больших колокола, из которых колокол весом 620 кг был даром капитана Йоза
Верона (1886 г.), благодетеля приходской церкви, а второй, весом 330 кг,
представляет собой благочестивый вклад Петра Ивова Луковича (1742 г.).
Над восточным входом в церковь
высечена надпись «Праведники будут вознаграждены» (Rećtus corde eccipiet).
 |
Главный (северный) вход |
 |
Надпись над главным входом «Templum istud tu
Virgo custodi precesque orantium exaudi» (Храни этот храм, Дева, и услышь
молитвы молящихся) |
Надпись над восточным входом «Rećtus corde eccipiet» (Праведники будут вознаграждены) |
Церковь ориентирована с
севера на юг, с входом на северной стороне и часовней на юге. Входной портал
имеет каменную рамку барочного профиля с полукруглым люнетом над притолокой, а
над порталом – шестистворчатую розетку. Часовня восьмиугольная, с овальными
окнами в стиле барокко в нижней зоне. Колокольня имеет квадратное основание и
высокую пирамидальную крышу. Все здания построены из камня и кирпича, крыши
покрыты черепицей.
 |
План церкви |
Над нефом был полукруглый
свод, а над часовней — кирпичный купол. На стенах церкви и сегодня видны следы
настенного декора. Пол выложен розовыми и белыми каменными плитами размером
20х20 см. В центре восьмиугольной часовни сейчас можно увидеть деревянный
барочный алтарь без престольного образа, несколько деревянных скамеек и остатки
(основания) двух прежних деревянных алтарей, перенесенных в новую церковь.
 |
Прчань. Вид из Верхней церкви |
 |
Новая приходская церковь в Прчане |
 |
Алтари в новой церкви (фотография с фейсбучной
страницы храма) |
Прчанский приходской
священник, большой знаток и великий собиратель истории Боки, дон Нико Лукович
(1847-1937) в своей книге «Прчань» пишет: «Стена вокруг церкви с северной и
южной стороны была построена с бойницами для обороны. В неспокойные времена
церковь по ночам охраняли вооруженные люди. В прошлом эту святыню посещало
множество людей, пока в ней находился образ Богородицы, поэтому в день
Рождества в середине XIX века века церковь посещало пять-шесть тысяч прчан и
окрестных жителей. Начав жить под сенью этого святилища, прчане добились
процветания, культуры и славы. В этой церкви запечатлена история этого места на
протяжении пяти веков. Рядом с церковью находится дом, построенный приходским
священником Доном Брно Петкичем для использования приходскими прчанскими
священниками».
 |
. |
 |
. |
Во времена венецианского
правления (1420-1797) многие жители Прчаня связали свою жизнь с морем. В XVII -
XVIII веках это место стало важным морским центром. Прчане выделялись
храбростью в морских сражениях против турецкого флота и пиратов, а местные купцы
развили прибыльную торговлю по всему Средиземноморью. В XVIII веке жители
Прчаня владели двумя сотнями парусных судов. Перед каждым плаванием моряки
посещали приходскую церковь, чтобы помолиться Божией Матери, а по возвращении
из плавания, спешили в храм поблагодарить Её за удачу. Они преподносили церкви
свои вотивные дары: серебряные обетные пластины и художественные картины,
изображавшие парусники, рискованные морские предприятия, штормы и морские
сражения, которые они пережили. По преданию, капитан Иво Визин, вернувшись из
кругосветного плавания в Прчань, сначала босиком отправился в гору, в жупную
церковь, чтобы поклониться Богородице Прчанской. И только после этого отправился
домой.
Однако в конце XIX века
судоходство в Прчане, как и во всей Боке, рухнуло. Бокельские парусники не
выдержали конкуренции со стороны пароходов.
 |
. |
 |
. |
 |
Надпись над дверью в колокольню «Templum iátud
in honorem Nativitatis S. D. G. Marinus Drago epus. Catharensis benedixit
consecravit: ncavitque sub cura admodum reverendi domini Nicolai — covich
parochi comunitatis Parzagni die II julii a. 1705, mentis XI pontificatus anno
quinto.» (Храм в честь рождения Св. Девы Марии Богородицы, освятил Марин Драго,
епископ Котора, во время пастырского служения уважаемого господина Николы
Луковича, приходского священника причанского муниципалитета, 2 июля 1705, в
пятый год правления Климента XI) |
Церковь Девы Марии украшали
многочисленные произведения искусства, в основном работы известных итальянских
художников эпохи барокко. Многое из первоначально находившегося в старой
приходской церкви, после 1913 года было перенесено в новый Богородичный храм на
берегу. Мраморный алтарь с тремя фигурами ангелов выполнен известным
скульптором эпохи барокко Джованни Марией Морлайтером (Giovanni Maria
Morlaiter. 1699-1781). Работы Морлайтера можно встретить во многих местах
Европы. Две скульптуры этого мастера установлены перед Большим Гатчинским
дворцом, вход в который украшают аллегорические фигуры Благоразумия и
Бдительности. В главном алтаре старого
приходского прчанского храма находилась икона Богородицы с младенцем и сценами
рождения Пресвятой Богородицы, написанная во второй половине XIV века в духе
критско-венецианской живописи. В XVI веке было сделано две копии «Богородицы».
Икона имела большое влияние на духовную жизнь Прчаня, ей приписывалась
чудодейственная сила защиты от эпидемий, она приносила исцеление и вызывала
дождь в засушливые годы. О её происхождении и чудесах ходит много легенд.
Благодаря ей прчанский храм стал местом паломничества.
 |
Джованни Мария Морлайтер (Giovanni Maria
Morlaiter. 1699-1781). Статуи перед Гатчинским дворцом: «Осторожность» и
«Справедливость» |
 |
Статуи перед Гатчинским дворцом: двуликая «Осторожность»
и «Справедливость» |
Два запрестольных образа
Благовещение и Св. Семейство, которые украшали позолоченные деревянные алтари,
были созданы в Венеции в XVII веке. В старой приходской церкви находилось и
деревянное резное Распятие, выполненное в 1728 году Андреа Брустолоном (Andrea
Brustolon, 1662−1732). Это самое значимое произведение деревянной скульптуры
венецианского барокко в Боке Которской. Бальзак в одном из своих романов
называл мастера Брустолона – «Микеланджело дерева». Распятие являлось вотивным
подарком капитана Антонио Флорио, который приобрел его непосредственно у
художника. Оно хранилось в старой приходской церкви в специально изготовленной
стеклянной витрине до начала XX века, когда было перенесено в новую приходскую
церковь, как и серебряная корона (которая сейчас находится над иконой
Богородицы).
В Верхней церкви хранились
ценные образцы церковных облачений и риз XVII, XVIII и XIX веков. Один из комплектов
был подарен капитаном Иво Визином.
 |
Вход и нефа в алтарную часть. Справа и слева –
места демонтированных алтарей |
 |
Место демонтированного алтаря |
 |
Проход к главному алтарю |
 |
Вид из алтарной части на неф |
Дон Нико Лукович, в своей
книге «Прчань» пишал: «До 1827 года умерших в основном хоронили в этой церкви и
на кладбище вокруг церкви. На этом кладбище покоятся многие известные и
заслуженные жители Прчаня, герои войн с турками, знаменитые морские капитаны,
среди которых наибольшую известность получил Иво Визин, почти все прчанские
приходские священники. Здесь похоронен и контр-адмирал Марк Евген Флорио, 1906,
герой битвы у острова Вис».
 |
Гробницы семей Миханич, Флорио и Луковичей
(Mihanić, Florio, Luković) |
 |
Гробница семьи Лукович |
 |
Гробница семьи Лукович |
Я попытался отыскать могилы
известных прчан, о которых уже писал в своих расСказках. Перед церковью на
плите видна слабочитаемая надпись J. Visin м год 1827.
Увы, эта надпись не относится
к славному капитану Иво Визину! (Ivo Visin. 1806-1868).
Могилу адмирала Флорио
(1820-1906) скорее всего следовало искать внутри церкви. Перед главным алтарем
расположены три гробницы знатных прчанских семей Миханич, Флорио и Луковичей
(Mihanić, Florio, Luković). Надгробия выполнены из красного (веронского), зеленого
и желтого мрамора, и были обновлены в 1744 году. В настоящее время захоронения
почти полностью разрушены вандалами. С большим трудом можно рассмотреть остатки
надписей лишь на плите Луковичей.
 |
. |
 |
. |
 |
. |
 |
. |
Верхний храм до начала XX
века служил приходской церковью Прчаня. В ней время от времени проводились
мессы, и обязательно в День мертвых. При строительстве храма Пресвятой Девы
Марии в центре Прчаня (нижней церкви), из старой церкви были перенесены
роскошные алтари, многочисленные произведения искусства и богослужебные
предметы. Духовная жизнь и центр собраний переместились ближе к морю и новому
городку, а Старая приходская церковь была забыта, брошена на произвол времени,
землетрясений, вандалов...
 |
. |
 |
Гробница семьи Сбутега |
 |
Гробница семьи Сбутега |
 |
Гробница семьи Лукович на церковном погосте |
Во время землетрясения 1979 года эта церковь сильно
пострадала. С тех пор ничего не было сделано для её восстановления и защиты от
дальнейшего разрушения. Никаких консервационных и реставрационных работ в
церкви не проводилось. Весь церковный комплекс зарос сорняками и дикой
растительностью. Особенно пострадала северная сторона комплекса. Из-за просадки
грунта и длительного проникновения воды на северном и восточном фасадах образовались
крупные трещины, существует угроза обрушения. Полностью обрушились свод и конструкция
крыши над нефом церкви и приходским домом.
Церковь и кладбище превратились
в руины, могилы взломаны и осквернены, надгробия с древними надписями и гербами
разбиты. Местные жители пытались предотвратить дальнейшее разрушение церкви и
кладбища, но их возможностей оказалось недостаточно. Если в ближайшее время не
будут приняты необходимые меры, то церковь и кладбище полностью разрушатся.
 |
Плита с надписью J. Visin 1827 |
 |
Плита с надписью J. Visin 1827 |
 |
Могила Еронима Мусачи |
 |
Могила Еронима Мусачи |
Среди
надгробий выделяется могила с барельефом и надписью «Gerolamo Musachia, aetatis
suae annorum XXXII» (Ероламо Мусача, возраст 32 года).
Ероним Мусача (Jeronim Muzača) отличился Морейской войне в 1684г. В качестве
командира полка венецианской армии он обрел славу героя в битвах с турками в
Греции: у острова Хиос в Эгейском море и у древнего греческого города Аргос на
полуострове Пелопоннес. Джероламо славно бился в 1687 году у Герцег Нови и
проявил себя при осаде крепости Спуж.
Похоронен в Прчане 6 августа 1708 года.
Первое упоминание семьи Музака в сохранившихся исторических документах
относится к 1090 году. Музака (алб. Muzakajt) — албанский дворянский род,
который правил в регионе Музакия (Центральная Албания) в Позднем Средневековье.
Некоторые из них приняли власть Византийской империи, другие же пользовались
покровительством неаполитанского короля Карла Анжуйского (1227 — 1285). На
недолгое время вся Албания и владения семьи Музака были завоёваны сербским
императором Стефаном Душаном (около 1308 — 1355), но после его смерти Музака
восстановили свои прежние владения. В 1335 году было создано княжество Музаки или княжество Берат (1335 — 1444).
Его столицей был город Берат.
После битвы при Савре в 1385 году, когда небольшое войско зетского правителя Балши
II было разбито турками, территория Албании перешла под власть Османской
империи.
Некоторые из Музака присоединились к восстанию Скандербега 1444 г. После подавления
османами многие члены этой семьи перебрались в Италию. Часть Музака остались в
Албании, некоторые приняли ислам и достигли высоких постов в османской иерархии.
Деспот Эпира Джовани (Гион) Мусака был изгнал турками и отправился в
Неаполитанское королевство, где был принят королём Фердинандом Арагонским.
Здесь он написал историю семьи Музака "Historia e genealogia della cassa
Musachia" (1510). Согласно хроники семья получила свое название от региона
Музакия, названного в честь его населения, молоссов, известных еще с эллинских времен,
которое со временем исказилось в Molossi – Molosachi и, наконец, Musachi.
На гербе семьи изображен двуглавый орёл, между головами которого располагалась
шестиконечная звезда.
Основные источники знаний:
Prof. dr Antun Sbutega «Kulturna sramota države, Opštine Kotor i Kotorske biskupije»
Miroslav Miro Marušić «Prčanj – Stara župna crkva zaboravljena ostavljena vandalima i zubu vremena»
«Kroz Boku: Stara župna crkva – Prčanj»
Expeditio «Kulturna baština Vrmca»
Статуи перед Гатчинским дворцом: «Осторожность», «Справедливость», «Война» и «Мир»
Комментариев нет:
Отправить комментарий