2023-12-29

Владимир Фёдорович Пономарёв. Mortui heroes non morietur

Православное кладбище Шкальяри. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

  

Heroes mortui non moriuntur
Мертвые герои не умирают
(Надпись на одной из могильных плит на кладбище Шкальяри)


Еще не успело солнце перевалить через Ловченский хребет, чтобы ненадолго осветить Боку холодным зимним светом, а мы уже стояли перед конторой кладбища в Шкальяри. Нам надо было обязательно найти могилу Владимира Фёдоровича Пономарёва (2-ого).

 

Уроженец Тифлисской губернии Владимир Фёдорович Пономарёв (2-й) родился 8 июля 1860 года. Отец – капитан корпуса инженер-механиков флота. Начальное образование Владимир получил в Баку. Окончил Бакинское реальное училище.
В Санкт-Петербурге поступил кадетом в Морское училище.
1877 — На действительной службе.
20 апреля 1880 — Гардемарин.
21 сентября 1881 — Мичман (старшинство 30.08.1881).
5 апреля 1887 — Лейтенант.
6 декабря 1897 — Капитан-лейтенант по цензу.
4 июля 1898—1902 — Старший офицер эскадренного броненосца «Император Николай I».
6 декабря 1901 — Капитан 2-го ранга.
2 сентября 1902—1904 — Командир транспорта «Хабаровск».
23 апреля 1904 — 7 февраля 1906 — Командир транспорта «Анадырь», на котором в составе 2-й эскадры флота Тихого океана участвовал в походе на Дальний Восток. Участник Цусимского сражения.


Пароход «Анадырь»

 

Русско-японская война потребовала значительного усиления состава российского флота крупнотоннажным океанским транспортом. В числе прочих судов на заводе Виккерса в Барроу (Англия) Морское министерство приобрело недостроенный пароход «Франш-конте», который в апреле 1904 г. привели в Либаву, переименовали в «Анадырь» и зачислили во второй ранг судов флота.
Пароход оказался в таком неприглядном виде, что командир порта контр-адмирал А.А. Ирецков был вынужден направить в Петербург командира «Анадыря» капитана 2 ранга В.Ф. Пономарёва для личного доклада начальнику Главного морского штаба о положении дел. По мнению Ирецкого, судно представляло собой «пустой кузов с двумя машинами, шестью котлами, лебедками для подъема тяжестей и – больше ничего». Отсутствовали оборудованные жилые помещения, кают-компания, камбузы, динамо-машины, паровое отопление, машинные телеграфы и переговорные трубы - все то, без чего «никакое судно не может плавать». Для приведения транспорта в порядок следовало «энергично и немедленно приступить к достройке хотя бы самого необходимого». <…> Отсутствие полного комплекта чертежей, спецификаций и другой документации чрезвычайно затрудняло достройку «Анадыря».
Его и «Иртыш» вооружили восемью 57-мм пушками из числа восемнадцати французских, присланных для миноносцев. Оба транспорта получили по два 18, 14- и 6-весельных соответственно баркаса, катера и вельбота, которые были сняты с крейсеров «Герцог Эдинбургский» и «Память Азова». При наибольшей длине 145,7 м водоизмещение трехпалубного «Анадыря» составляло 17350 т. Шесть цилиндрических котлов системы Моррисона обеспечивали паром две паровые машины мощностью по 4600 л.с. Наибольшая скорость, достигнутая на испытаниях, составила 13,3 уз. 10,6-узловым ходом транспорт мог пройти 3500, экономическим (7,8 уз) 5760 миль.
Две динамо-машины обеспечивали освещение (210 постоянных и 110 переносных ламп накаливания). Шестнадцать грузовых стрел обслуживались двенадцатью лебедками, грузоподъемностью 3 т каждая. Две поперечные и две «навесные» продольные угольные ямы могли вместить до 1100 т топлива. В двойном дне помещалось 1658 т водяного балласта, при необходимости 1100 т принимались прямо в четвертый трюм (всего на судне насчитывалось шесть трюмов). Два опреснителя системы Круга производительностью по 10 т/сутки подпитывали две цистерны пресной воды емкостью 16,5 т. В кубриках могло разместиться 220 человек команды.
На «Анадырь», включенный в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, погрузили около 150 мин заграждения и контрмин, небольшое количество боезапаса и несколько мелкокалиберных орудий с «догоняющего» отряда контр-адмирала Н.И. Небогатова, а также иные грузы для нужд эскадры и порядка 7000 т угля. Перед началом Цусимского сражения "Анадырь" шёл головным в колонне транспортных судов.
      «Славная судьба транспорта "Анадырь"». «Военное обозрение», 18.07.2016

 

<В ходе Цусимского сражения, 14 мая 1905 г. В.Ф. Пономарёв> активно маневрировал в бою, прорезав строй своих крейсеров, чтобы уйти из-под огня японцев, вместе с буксиром «Свирь» снял команду брошенного крейсера «Урал», успел передать Н.И. Небогатову сигнал о передаче ему командования. В суматохе боя, рискуя под огнём японцев взлететь на воздух от взрыва в трюмах обширных эскадренных запасов снарядов, он таранил уже брошенный командой буксирный пароход «Русь» и даже пытался, согласно приказу З.П. Рожественского, следовать во Владивосток. Но здравый смысл подсказал более верное решение. Избежав атак японских миноносцев, он уходил на SW. От попыток прорваться Лаперузовым или Сангарским проливами командир, при крайней тихоходности транспорта (10 уз), отказался и, имея обширные запасы топлива, прямым рейсом пришел на Мадагаскар.
      P.M. Мельников «Броненосные крейсера типа „ Адмирал Макаров“»


Владимир Фёдорович Пономарев

 

Транспорт получил незначительные повреждения, в том числе от столкновения с транспортом «Русь». Ночью «Анадырь» отстал от эскадры, и, чтобы не быть интернированным, взял курс на Мадагаскар. 14 июня «Анадырь» прибыл в Дието-Суарес. Получив инструкции из Петербурга, вернулся в Россию.

 

Корабль оказался единственным из уцелевших в бою, кто сумел избежать интернирования. По окончании войны он в ноябре 1905 г. вернулся на родину, доставив в Либаву 341 человек, спасенных с крейсера «Урал», весь свой груз не пригодившихся для эскадры снарядов, предназначавшихся для Владивостока запасных частей для машин броненосца «Бородино». <…> За отличие командир был произведен в 1906 г. в капитаны 1 ранга и получил назначение на «Адмирал Макаров».
      P.M. Мельников «Броненосные крейсера типа „ Адмирал Макаров“»

 

2 октября 1906 В.Ф. Пономарев назначен командиром строящегося крейсера «Адмирал Макаров». Рекомендацией для этого назначения стало, по-видимому, удачное командование в Цусимском бою транспортом «Анадырь».
6 декабря 1906 — Капитан 1-го ранга «за отличие».


.

Крейсер «Адмирал Макаров» в Тулоне

Высочайший смотр на крейсере «Адмирал Макаров», 29 мая 1908 г.
Имп. Николай II с 4-летним Наследником-Цесаревичем обходит строй экипажа. За царём следуют его флаг-капитан вице-адмирал К.Д. Нилов и командир корабля капитан 1-го ранга В.Ф. Пономарёв

 

Броненосный крейсер «Адмирал Макаров», класса «Баян», заложен на заводе фирмы «Forges et Chantiers» в Тулоне (Франция) 22 марта 1905 года, спущен на воду 25 апреля 1906 года, вступил в строй 13 мая 1908 года. Зачислен в Балтийский флот и вошел в состав Гардемаринского отряда кораблей, сформированного в 1906 г. Кроме «Адмирала Макарова» в отряд вошли линкоры «Цесаревич» и «Слава», крейсер «Богатырь».
В 1908 г. отряд со 164 (166) корабельными гардемаринами, выпускниками Морского корпуса, находился в учебном плавании в Средиземное море.

 

Рано утром, при совершенно тихом море, вдруг прошла высокая волна, которая раскачала все корабли. Этот факт всех очень удивил, но ему никто не придал особого значения. Но около десяти часов к адмиралу приехал страшно взволнованный городской голова и рассказал, что получено известие о происшедшем сегодня рано утром сильном землетрясении, захватившем южную конечность Калабрии и северную Сицилию. Город Мессина совершенно разрушен и горит. В нем погибло несколько десятков тысяч людей. Пострадало и много других, более маленьких селений. Он умолял адмирала выйти с отрядом в Мессину на помощь пострадавшим людям.
Адмирал Литвинов был нерешительным человеком, и хотя понимал, что необходимо оказать помощь пострадавшим, но боялся проявить самостоятельность и решил предварительно запросить телеграммой Петербург.
Весть о землетрясении быстро распространилась по кораблям, и офицеры заволновались, а когда стало известно, что адмирал запрашивает Петербург, то есть что будет потрачено на это добрых 6–7 часов, то насели на своих командиров. Тогда наш командир и командир «Богатыря» капитан 1 ранга Н.А. Петров-Чернышин поехали к адмиралу и уговорили его, не дожидаясь ответа и по мере готовности кораблей, разрешить им идти в Мессину.
«Макаров» первым поднял пары и вышел в море. Мы снялись с якоря еще не имея достаточно паров во всех котлах, и поэтому шли средним ходом, но потом довели до полного.»
      Младший минный офицер крейсера «Адмирал Макаров» Гарольд Карлович Граф

 

Землетрясение магнитудой около 8 баллов, произошедшее в Мессинском проливе 28 декабря 1908 года, считается одним из сильнейших в истории Европы. Были разрушены несколько десятков населенных пунктов, в том числе города Мессина и Реджо-ди-Калабрия, разделенные Мессинским проливом.

 

18 декабря 1908 года. Мессина. Все, что осталось от corso Vittorio Emannuel.
Фото: ГА РФ. Ф.601. Оп.1. Д.2244. Л.10

Мессина. Декабрь 1908 года

Стоянка в Аугусте с частыми выходами на стрельбы должна была затянуться на продолжительное время, но тревожныя известия о землетрясении и гибели Мессины, полученныя на отряде 15 декабря, нарушили планы отряда. Вечером тогоже числа отряд вышел на помощь пострадавшим жителям, оставив крейсер „Богатырь“ догружать уголь в Аугусте. Утром 16 декабря, подходя к разрушенной Мессине, с крейсера увидели лишь жалкия остатки от красивейшаго с моря города. По сигналу адмирала: „стать на якорь по способности“ „Макаров” вошел в Мессинскую гавань, битком набитую пароходами и парусниками. Отсутствие палов и рымов, вывороченных землетрясением из наружной стенки гавани, заставила командира развернуться и подать швартовы на городскую набережную около товарной станции. Красивую картину, для морского глаза, представлял крейсер, разворачивавшийся буквально на месте полными ходами, в гавани запруженной кораблями.
Во время швартовления на крейсер приехал итальянский офицер, прося дать ему людей для спасения от пожара и грабежа сумм национальнаго банка, охрана котораго была ему поручена.
По приказанию командира был послан вельбот с офицером корабля, которому удалось выломать в горевшем банке сундук, обезоружив предварительно стражу, имевшую поползновение воспользоваться содержимым сундука.
Сундук был отведен на пришедший в это время итальянский броненосец „Regina Elena”, не без затруднений сдан на хранение. По итальянским сведениям в ящике находились 20 миллионов лир.
По окончании завоза перленей половина команды с офицерами и гардемаринами были свезены на берег для спасения людей засыпанных обломками домов, разрушенных ужасным землетрясением. Много писалось в свое время об ужасах этой катастрофы и бедствиях мессинских жителей, но никакия описания не могут дать и доли того впечатления, которое пришлось пережить всему составу отряда.
Множество исковерканных трупов, распространявших убийственный запах, стоны раненых, задавленных обломками и паника немногих оставшихся в живых могли-бы свести с ума празднаго наблюдателя. Но о праздности не могло быть и речи; офицеры и команда до темноты с опасностью для жизни от грозивших обрушиться остатков построек, колеблющихся от постоянных ударов почвы, извлекали засыпанных несчастных жителей Мессины, работая преимущественно голыми руками. Удары кирок и ломов, сотрясая почву, грозили новыми обвалами.
Крейсер, по приказанию адмирала, тем временем принимал раненых, которые подвозились шлюпками отряда. К вечеру было принято до 400 тяжело раненых, после чего крейсер снялся с якорей и вышел в Неаполь. Мало кто спал ночь перехода. Офицеры и команда крейсера, несмотря на сильную усталость, ухаживали за ранеными, стараясь хоть немного облегчить их страдания. Перевязочный пункт работал до утра, перевязывая тех, кому это было необходимо. За ночь умерло восемь человек, из них некоторые были погребены в море, предварительно зашитыя в койки с баластиной в ногах.
К приходу в Неаполь, 17-го декабря, на кормовом мостике стояло три гроба, наскоро сколоченных из досок. Один из гробов был совсем маленький... Флаг был приспущен, на стеньге поднят Х.
Первой прибыла на крейсер председательница итальянскаго краснаго креста герцогиня Д'Аоста, обходившая раненых, подбадривая их и отдавшая распоряжение о их свозе на берег.
В Неаполе, крейсер принял провизию и перевязочныя средства. Работала команда быстро, торопились обратно в Мессину, хотелось еще раз поработать по спасению тех, которые страдали, будучи заживо погребенными под развалинами города ужасов.
18-го декабря после полдня крейсер вышел в Мессину, куда прибыль в полдень 19-го декабря. Снова без устали приступил к работам личный состав.
На этот раз спасенных было уже меньше. Пять суток под землей без пищи и надежды на спасение делали свое дело. Отрывали трупы, часто умирающих, которые испускали дух на руках своих спасителей. Работали при свете факелов, дрожащий свет которых и одуряющий запах разлагающих трупов делали работу еще более трудной и подчас невыносимой.
В одиннадцать часов ночи „Адмирал Макаров”, нагруженный ранеными, вышел вторично в Неаполь. Население Неаполя всячески старалось выразить свою признательность крейсеру и его составу за труды по спасению Мессинцев. Неаполитанцы восторженно приветствовали офицеров и команду на берегу, газеты были переполнены благодарственными статьями с восхвалением подвигов самоотвержения спасателей и описанием случаев спасания. Крейсеру были поднесены несколько адресов с подписями, патент на человеколюбие от благотворительнаго общества получил командир. Впоследствие итальянское правительство наградило всех участвовавших в спасении медалями, пожаловало медаль и диплом крейсеру, а по подписке в Италии выбита и поднесена большая золотая медаль с дипломом всему отряду. 21-го декабря, погрузив уголь в Неаполе, „Адмирал Макаров” вышел на присоединение к отряду в порт Аугусту. Проходя Мессинским проливом, крейсер прощался с Мессиной, где за короткое время было сделано так много, где люди различных наций и языков в порыве человеколюбия почувствовали себя братьями. После полдня 22-го декабря, ставь на якорь в Аугусте, крейсер присоединился к отряду. Близились праздники Рождества Христова и корабль после раненых и частых походов требовал чистоты.
      «Крейсер "Адмирал Макаров"». Кронштадт. Типография Т-ва «Кроншт. Вест.» (И.Я. Лебедев и И.Л. Деморейх). 1912


Декабрь 1908 года. Мессина. Русские моряки разбирают завалы.
Фото: ГА РФ. Ф.601. Оп.1. Д.2244. Л.24

20 декабря 1908 года. Мессина. Переноска раненых. На переднем плане русские моряки.
Фото: ГА РФ. Ф.601. Оп.1. Д.2244. Л.26.

 

Всё началось с землетрясения, происходившего от 5:20 до 5:21 утра. За этот, казалось бы, короткий промежуток времени оно почти полностью сравняло Мессину с землей. Около 91% зданий обрушились, погребя под собой множество людей. Количество погибших составило более 75.000 человек. Ущерб во втором городе, Реджио-Калабрия, был не меньшим. Около 25000 человек погибли, а исторический центр Регхио был почти полностью уничтожен. <…>
Такое огромное число погибших объясняется тем, что в это время суток большинство людей спало. В результате все они оказались под обломками разрушенных зданий, погибнув сразу или же позже от полученных травм. Кроме того, эта катастрофа совпала по времени с проводившейся тогда оперой Джузеппе Верди Аида, которая была организована в вечер перед землетрясением в театре Витторио Эмануэле II. Соответственно, город был еще более оживленным, чем обычно. <…>
Уже после землетрясения, спустя приблизительно десять минут, море отступило с обеих сторон пролива и ударило последовательно тремя волнами. Максимальная высота заплеска на побережье Сицилии достигла 11,7 м, на Калабрийском побережье — 10,6 м. <…> После землетрясения многие выжившие, не ожидавшие удара с моря, в панике убежали к набережной, дабы не попасть под рушащиеся дома. И в результате цунами унесло жизни немногочисленных выживших. Волны неслись по гавани, «беря» c собой лодки, находившиеся в доке на пирсе, и обломки. Впоследствии гавань Мессины была заполнена плавающими обломками и трупами утонувших людей и животных. Приблизительно 2.000 человек погибли от цунами в Мессине, в Реджио-Калабрии и ее прибрежных окрестностях.
Несомненно, погибших из-за этого бедствия могло быть еще больше, если бы не русские моряки, которые первыми прибыли на помощь людям. Это были корабли Гардемаринского отряда Балтийского флота: броненосцы «Цесаревич», «Слава», броненосный крейсер «Адмирал Макаров» и бронепалубный крейсер «Богатырь». Они были частью учебного отряда, отправленного в плавание по Средиземному морю. На момент землетрясения они оказались в порту Аугуста на Сицилии. В первую очередь русские моряки, которых выжившие жители Мессины прозвали «ангелы с моря», начали разбор завалов. Моряки извлекали выживших из-под обломков зданий, открыли походную кухню, на кораблях доставляли раненых в другие города. Всё это спасло тысячи жителей.
В спасательных работах приняло участие 113 офицеров, 164 гардемарина, 42 кондуктора, 2599 нижних чинов, а с подошедших чуть позже канонерских лодок «Гиляк» и «Кореец» еще 20 офицеров, 4 кондуктора и 260 нижних чинов. Всего была оказана помощь около 2400 пострадавшим.
На помощь прибыли и военные корабли других стран, добравшиеся до Мессины немного позже русских кораблей. По некоторым оценкам, всего оказывали помощь около 6 тысяч войск, 40 военных кораблей и 300 врачей. В конечном итоге, спустя несколько дней после землетрясения в разрушенном городе был установлен относительный порядок.
      В.А. Карпов «Ангелы с моря: Сицилийская катастрофа и подвиг русских моряков»

 

Ваше Превосходительство! Позвольте и нам присоединить наши голоса к всеобщему хору благословений, исходящих из глубины сердец Итальянской нации, за подвиги героизма, проявленные доблестными Вашими моряками в ужасной катастрофе, постигшей нашу родину. Мы пришли в Неаполь на Вашем прекрасном крейсере «Адмирал Макаров», направлявшемся в Мессину для того, чтобы разыскивать там наших родных. Мы не в силах описать Вашему Превосходительству все, более чем братские заботы, которыми командир этого судна и все его офицеры нас окружали. Мы на месте бедствия были свидетелями сверхчеловеческих подвигов этих божественных героев, которые будто сошли к нам с небес. Память об этих подвигах никогда не изгладится из наших сердец…
      Из письма докторов Константино Скиорчи и Антонио Де-Викарис Русскому Морскому министру (Бари, январь 1909)


Памятник русским морякам в Мессине

 

Подвиг людей, откликнувшихся на просьбу о помощи, не остался незамеченным. В 1910 году правительство Италии наградило всех участников этой масштабной спасательной операции. Королевским декретом от 5 июня 1910 года, были награждены:
- командир российского отряда Владимир Иванович Литвинов — орденом и золотой медалью;
- командиры кораблей Павел Яковлевич Любимов, Эдуард Эдуардович Кетлер, Владимир Федорович Пономарев, Николай Аркадьевич Петров — орденами и большими серебряными медалями с надписью: «За оказание помощи пострадавшим во время бедствия в Мессине и Калабрии»;
- Российский флот — большой золотой медалью;
- корабли — большими серебряными медалями;
- все участники без исключения — малыми серебряными медалями с надписью: «В память бедствия, постигшего Мессину и Калабрию».
Сами мессинцы также сохранили память об этом событии. В 1978 году на здании местного муниципалитета была установлена памятная доска с надписью: «В память щедрой помощи, оказанной экипажами русских военных кораблей… жителям Мессины, пострадавшим от землетрясения 28 декабря 1908 года».
Позже, 9 июня 2012 г. Фондом Андрея Первозванного в Мессине был установлен памятник русским морякам из бронзы, который изображает матросов, спасающих людей из-под развалин с надписью на постаменте: «Августейшему моряку, представителю героев милосердия от благодарных сынов своей родины».
В память об «ангелах с моря» в Мессине названы три улицы: улица Российских героев-моряков 1908 года, улица Русских моряков, улица Русских моряков Балтийскoй эcкадры.
В.А. Карпов «Ангелы с моря: Сицилийская катастрофа и подвиг русских моряков»


.

.

Крейсер «Адмирал Макаров»

 

На второй день Рождества „Адмирал Макаров” с отрядом снялся с якоря и вышел в Александрию. Переход длился трое суток, судовой праздник крейсер справлял в море.
Стоянка в Александрии ознаменовалась печальным событием. Заболел тифом командир и болезнь сразу приняла серьезный оборот, ввиду чего крейсеру приказано было идти в Пирей для отправки командира в тамошний русский госпиталь. Во временное командование кораблем вступил флаг капитан отряда, капитан 2 ранга Казимир Адольфович Порембский.
9-го января крейсер стал на якорь у Пирея, дожидаясь разсвета; 10-го вошел в Пирейскую гавань, отшвартовался у стенки. Больной командир был отвезен в госпиталь, причем живейшее yчacтиe приняла в нем Ея Величество Королева Ольга Константиновна.
      «Крейсер "Адмирал Макаров"». Кронштадт. Типография Т-ва «Кроншт. Вест.» (И.Я. Лебедев и И.Л. Деморейх). 1912

 

Покойный адмирал Владимир Федорович Пономарев, в бытность свою командиром крейсера «Адмирал Макаров», пришёл первым во время страшного землетрясения в Мессину на помощь пострадавшим жителям. Спасая несчастных, он заразился тифом и, по повелению Государя был отправлен на своем крейсере в Пирей, в госпиталь, устроенный там Королевой Греческой Ольгой Константиновной.
      И.К. Сурский «Отец Иоанн Кронштадтский»

 

Два месяца муж был при смерти, выдерживая все время температуру 40,10. В отчаянии я телеграфировала моей матери, прося её отслужить молебен о выздоровлении мужа. Она немедленно (3-го марта) отслужила молебен Казанской Божьей Матери и у гроба о. Иоанна Кронштадтского. В ночь с 3-го на 4-е марта у больного был кризис, а через несколько дней я получила от матери письмо со вложением листка от венка с гроба о. Иоанна, и на листочке было проставлено 3 марта 1909 г. Этот листок и в настоящее время у меня висит завернутый в бумагу у образа. Через 11/2 месяца, 14-го апреля, мы двинулись с мужем из госпиталя в Петербург.
      И. К. Сурский «Отец Иоанн Кронштадтский»


Крейсер «Адмирал Макаров». художник А. Ганзен

 

После выздоровления 5 октября 1909 года В.Ф. Пономарев назначен Командующим 1-м Балтийским флотским экипажем.
7 мая 1911 — Заведующий загородными судами и Петергофской военной гаванью.
6 декабря 1911 — Контр-адмирал «за отличие».
6 декабря 1915 — Генерал-лейтенант флота. Чин генерал-лейтенант флота (морская пехота, береговой состав) соответствует чину вице-адмирал (корабельный состав).
4 апреля 1917 — в резерве чинов Морского министерства.
25 апреля 1917 — Уволен от службы.
14 ноября 1920 — навсегда покинул Россию через Севастополь.


В.Ф. Пономарёв с семьёй
 
В.Ф. Пономарёв

В феврале 1921 года, военный атташе Италии в Турции Арлотта, узнал в стороже стамбульского порта, Владимира Федоровича Пономарева, который к тому времени уже несколько месяцев находился в Турции. Арлотта, справедливо полагая, что в Мессине еще свежи в памяти, деятельное участие и подвиг русских моряков, предложил написать письмо в адрес главного редактора мессинской ежедневной газеты «Gazzetta di Messina e delle Calabrie» Риккардо Ваддала.
Письмо было написано и 20 февраля 1921 года поступило в редакцию:
«Жители Мессины. После землетрясения 1908 года я спас 1050 человек, будучи командиром русского крейсера "Адмирал Макаров", который первым пришел в Мессину. Находясь с женой и детьми в Константинополе, бедствуя без малейших средств к существованию, я обращаюсь к вашим сердцам, мессинцы, на этот раз помочь мне. Если бы каждый из вас дал, что может, это составило бы некоторую сумму, которая позволила бы мне начать какое-нибудь дело.
      Адмирал Пономарев, Командор ордена Св. Маврикия и Лазаря.»
Мессинцы не остались равнодушны к просьбе нуждающегося в помощи и городской Совет, на внеочередном заседании, принял решение выделить адмиралу средства на проезд, а также предоставить жилье и работу в строящемся порту, соответствующую его квалификации.
После получения телеграммы от итальянского консула, подтвердившего личность Пономарева, в городе развернулась кампания солидарности. Был создан Комитет мессинских дам, возглавивший широкую благотворительную акцию, организован сбор пожертвований. Каждый день публиковались отчеты о поступавших суммах и призывы к жителям города, к их чувству долга перед «героическим спасателем мессинцев» и «несчастным солдатом старой России». Воззвания к состраданию горожан сопровождались появлением в печати невероятных историй об изгнании адмирала большевиками и его содержании в русском концлагере в Турции.
В считанные дни необходимые средства были собраны, и итальянский консул в Турции вручил 5000 лир Владимиру Федоровичу.
В адрес мэра Мессины им было направлено новое письмо:
«Милостивый государь, Получив сумму в пять тысяч лир от Генерального консула Италии, от себя лично, а также от имени всей моей семьи, спешу выразить глубочайшую признательность жителям Мессины за столь быстро оказанную нам помощь.
Мы до глубины души тронуты этим проявлением доброты, которое навсегда останется одним из самых счастливых моментов нашей жизни, столь несчастной в нынешние времена. Жизнь в Константинополе очень дорога, и, не имея денег и работы, мы вынуждены отказывать себе даже в самом необходимом. Я был бы счастлив получить в Мессине работу, которая позволила бы мне содержать семью и приносить пользу, а не быть в тягость людям, пришедшим мне на помощь.
Полагаю, что поскольку моя карьера могла бы заинтересовать жителей Мессины, сообщаю о ней в приложении к моему письму. Покинув Неаполь после сдачи больных и раненых, мы ушли в Александрию. Туда я прибыл больным, поскольку заразился тифом в Мессине, и на крейсере «Макаров» меня доставили в русский госпиталь в Пирее. Более трех месяцев я был тяжело болен, а поправившись, вернулся в Россию и принял командование крейсером. В октябре 1909 года был назначен командующим Балтийским флотом в Кронштадте, а в мае 1913 года начальником Главного морского штаба императорской квартиры, где и прослужил вплоть до 1917 года.
В 1918 году, в связи с голодовкой, мы были вынуждены покинуть Царское Село, надеясь еще туда вернуться, но нам этого не позволили обстоятельства. Потеряв все и после многих лишений, мы прибыли в Севастополь, откуда выехали 14 ноября 1920 года.
Позвольте передать нашу глубокую признательность жителям Мессины и поблагодарить вас и директора газеты за вашу дружественную помощь.
      Адмирал Пономарёв, Командор ордена Св. Маврикия и Лазаря.»
Тем временем в городе продолжалась благотворительная акция, заключительными мероприятиями которой (с 3 по 6 марта 1921 г.) стали бал и лотерея с ценными призами. Низкие цены билетов сделали участие в ней общедоступным для всех жителей города, собравших достаточно значительную по тем временам сумму в 74 тыс. лир, что и позволило В.Ф. Пономарёву с семьей в мае того же года прибыть на борту итальянского судна в Мессину, где он прожил полгода. Затем он уехал в Югославию, где и умер в 1927 году.
      Профессор мессинского университета Татьяна Остахова

 

Генерал-лейтенант Русского Флота Владимир Федорович Пономарев 2-й умер 17 октября 1927 года в военном госпитале в Которе. Похоронен на православном кладбище в Шкаляри.

 

В.Ф. Пономарёв


***

 

Служительница кладбища лишь развела руками. Где находится могила Пономарева она не знала. Тогда мы решили пройти по всем рядам православной части кладбища и осмотреть все могильные плиты. Увы, наши поиски оказались тщетны. Как не печально, но всё же приходится согласится с мнением сербского историка Леонида Кампе:

«… я посвятил себя изучению жизни адмирала Владимира Федоровича Пономарева и обнаружил, что после гражданской войны он был помещен в Игало как инвалид войны и последние дни своей жизни провел в Которском военном госпитале, где лечился от тяжелого инсульта (апоплексия головного мозга). Он умер в госпитале 17 октября 1927 года в 18:12 и через два дня, 19 октября в 16:00, был похоронен на православном кладбище в Шкаляри.
Конечно, могилы адмирала Пономарева на Шкальярском кладбище уже нет – нет даже никаких указаний на то, что в нашем городе покоится человек, человечность которого до сих пор ценят и русские, и итальянцы, и французы, а, возможно, и некоторые другие европейские народы. По крайней мере, я надеюсь, что его останки были перенесены в общий склеп, хотя мне не удалось получить этому никакого подтверждения. Которян, похоже, это не интересует...»
      Леонид Кампе «Владимир Фјодорович Пономарјов»

 

Служительница кладбища подсказала нам как найти склеп (костурницу), о котором написал Леонид Кампе. Это большое захоронение, накрытое каменными плитами, с ржавым квадратным люком посередине. Никаких надписей на костурнице нет.


Православное кладбище Шкальяри. Костурница


 

***

 

 

P.S. А крейсер «Адмирал Макаров» вновь вернулся в Средиземку в 1910 году. Дважды крейсеру пришлось пройти в этот год Мессинским проливом.

 

3-го апреля <1910> около 6 ½ ч. вечера „Адмирал Макаров" покинул Алжир и, обогнув с севера Сицилию, направился в Фалеро в Греции. Проходя Мессинским проливом, высыпали на палубу. Много воспоминаний было связано с этим городом, находившимся повидимому все в том-же жалком положении. Разрушение царило попрежнему, кое где только блестели на солнце белыя крыши временных бараков, показывая что Мессина не окончательно стерта с лица земли. <…>
<В сентябре 1910> Идя Мессинским проливом, отряд придержался к Мессине чтобы еще раз взглянуть на знакомыя места.
      «Крейсер "Адмирал Макаров"». Кронштадт. Типография Т-ва «Кроншт. Вест.» (И.Я. Лебедев и И.Л. Деморейх). 1912

 

29 июля крейсера продолжали боевую учебу на Балтике, в августе участвовали в больших маневрах флота. На зимовке в Ревеле продолжили нескончаемые работы, а 15 марта 1910 г. с учениками строевыми унтер-офицерами “Адмирал Макаров” направился в Средиземное море. Здесь из-за аварии “Славы” “Адмирал Макаров” должен был пополнить состав отряда, шедшего для чествования 50-летия правления короля Черногории Николая I. Торжества в Черногории продолжались с 19 по 26 августа.
      Р.М. Мельников «Броненосные крейсера типа “Адмирал Макаров”. 1906-1925 гг.»

 

О черногорских торжествах 1910 года и участии в них русских моряков можно почитать в расСказке «С корабляна бал».


Крейсер «Адмирал Макаров» с отрядом кораблей Балтийского флота в Гибралтаре. Февраль 1909

 



РасСказки о кораблях и мореплавателях:
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Фрегат «Светлана» - Улцинь, 1880. Политика канонерок
Яхта «Ядранка» и яхта «Дивна»- Бар. Призраки прошлого
Учебный парусник «Ядран» - Попутного ветра, Ядран!
Паромы «Свети Стефан» - Три цвета «Свети Стефана»
Королевская яхта «Даница» - Королевская роскошь. Яхта «Даница»
Королевская яхта «Сибила» - Яхта «Сибила (Сен-Мишель III). Неожиданно!
Пароход «Ярославль» - У синя моря*
1910. Русская эскадра в Черногории - С корабля на бал
Крейсер «Цента» - История с продолжением
Пароход «Цетине» - <НЕ>забытый «Цетине»
База гидросамолетов в Кумборе. (Часть1Часть 2Часть 3)

Адмирал Марко Евген Флорио - Прчань. На net и суда нет

Капитан Уильям Хост - Капитан Уильям Хост освободитель Котора
Капитан Визин - Иво Визин. Совершив ошибку, обрел Славу! (Часть1Часть 2Часть 3)
Владимир Фёдорович Пономарёв - Владимир Фёдорович Пономарёв. Mortui heroes non morietur


Комментариев нет:

Отправить комментарий