2014-11-14

С корабля на бал

Если вспоминать об исторически значимых случаях появления российских военных моряков на побережье теперешней Черногории, конечно начать стоит с графа Толстого и тех 17-ти молодых дворянах, которые в 1698 году приехали по указанию Петра Первого учиться морским премудростям в навигационную школу Марко Мартиновича в Перасте.
Затем на ум приходят события 1806 года – заход эскадры адмирала Д. Сенявина в Боку Которскую. И третий, очень трагический исторический факт, приход в Боку кораблей с беженцами и остатками армии барона Врангеля в 1920 году.


Антибари (Бар). Пристань. 1909 

Попробую дополнить список.
В 1878 году Черногория наконец прорубила свое окно в Европу. После победы над турками княжеству досталось адриатическое побережье от Бара (Антибари) до Улциня. А вскоре, в 1910 году, случились события поистине всеевропейского масштаба. В этот год исполнилось 50 лет правления Николы I Петровича Негоша, а так же и золотая свадьба его с княгиней Миленой.

.

Никола I и Милена

Никола I со своими ветеранами
Dvorska
 ulicaCetinje 1910



"С чего вдруг, эти местечковые праздничные даты крошечного княжества стоит считать такими важными?" - спросите вы. Стоит вспомнить, что князя (а с августа 1910 года - короля) Николу называли «тестем всей Европы». При таком обилии венценосных родственников, которыми он обзавелся благодаря бракам своих дочерей, юбилеи маленькой Черногории не могли остаться незамеченными, и конечно послужили поводом европейским государствам покрасоваться друг перед другом. Поздравить Николу прибыли на яхте, в сопровождение эскадры из четырех кораблей, король и королева Италии. Так же в Антибари пришла греческая эскадра из четырех кораблей с наследником престола.


Королевские гости прибывают в Антибари
Впереди наследный принц Черногории Данило и его сестра Елена – королева Италии
За Данилой Петровичем - король Италии Виторио Эмануэле II
Позади слева офицер в фуражке - сердарь Янко Вукотич

Королева Елена и король Италии Витторио Эмануэле. Cetinje 1910

Короля Николу приветствует внук - сербский наследный принц Александр

Король Никола с дочерью - королевой Италии Еленой и королева Черногории
Милена с зятем – королем Италии Витторио Эмануэле



На сайте «Восточная литература»  собраны весьма интересные документы о подготовке и участии России в юбилейных черногорских мероприятиях. Неторопливый обмен мнениями по этому вопросу начался на самом высоком уровне еще в 1908 году. Николай II в марте 1910 года определил для участия в торжествах представителей 15-го стрелкового Его Величества князя Черногорского Николая I полка: командира полка, командира и фельдфебеля подшефной роты. В дальнейшем вопрос представительства России на торжествах неоднократно уточнялся.

Выдержки из документов:

Памятная записка к депеше поверенного в делах России в Черногории надворного советника Н. Данченко. № 13 от 2 апреля 1910 г.
.
 … Сосредоточение в августе в Антивари русской эскадры примерно в составе 3-х крейсеров было бы тем более удобным, что тревожное положение на Крите, несомненно, потребовало бы пребывания русской, довольно сильной эскадры, в водах Леванта. На случай, если бы Вашему Императорскому Величеству благоугодно было бы одобрить таковые соображения, осмеливаюсь испрашивать Всемилостивейшего соизволения войти в сношения с Морским министерством на предмет командирования в Антивари ко времени празднования юбилея князя Черногорского крейсера «Адмирал Макаров» и о присоединении к оному еще 2 крейсеров того же ранга …
Помета на полях: «На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою начертано: ”Я дам указание в свое время”».

***

Министр иностранных дел А. П. Извольский — морскому министру С. А. Воеводскому. № 451 от 21 мая 1910 г.

Его Прев[осходительст]ву С.А. Воеводскому Милостивый государь Степан Аркадьевич.
… Доложив означенные соображения ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ, имею честь с ВЫСОЧАЙШЕГО ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА соизволения обратиться к Вашему Превосходительству с покорнейшей просьбой благоволить меня уведомить, не признаете ли Вы возможным командировать в Антивари, ко времени празднования юбилея князя Черногорского, крейсер «Адмирал Макаров», с присоединением к нему 2-х крейсеров того же ранга …
В ожидании ответа Вашего в возможно непродолжительном времени, пользуюсь настоящим случаем, чтобы возобновить Вам, милостивый  государь, уверение в отличном моем почтении и совершенной преданности.

***

Министр иностранных дел А. П. Извольский — морскому министру С. А. Воеводскому. № 496 от 8 июня 1910 г.

Его Прев[осходитель]ству С. А. Воеводскому Милостивый государь Степан Аркадьевич.
... Что же касается посылки отряда из 3-х крейсеров в порт Антивари ко времени празднования юбилея князя Черногорского, то я считаю долгом привлечь внимание на то обстоятельство, что, как видно из вышеупомянутого письма Вашего, для целей практических и во исполнение ВЫСОЧАЙШЕЙ ВОЛИ намечена посылка в Атлантический океан для плавания с августа по ноябрь отряда из 3 или 4 боевых судов. Быть может, Ваше превосходительство сочтете возможным ввиду этого испросить Высочайшего соизволения, чтобы означенный отряд к 15 августа зашел в Антивари для участия в юбилейных Черногорских торжествах. Со своей стороны обязываюсь вновь заметить, что первая русская эскадра, которая появится в Антивари, по политическим соображениям должна быть, во всяком случае, не меньшего боевого значения, чем иностранные эскадры, уже бывшие в этом порте, а именно состояли примерно из 3-х крейсеров.
Как видно из письма моего от 27 мая за № 451, взгляд этот в принципе удостоился Высочайшего одобрения ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА.
Покорнейше прошу Вас принять уверение в совершенном моем почтении и таковой же преданности.

***

Министр иностранных дел А. П. Извольский — товарищу морского министра И. К. Григоровичу. № 596 от 7 июля 1910 г.
Секретно
Срочно
Вице-адмиралу Григоровичу (За Морского министра) Милостивый государь Иван Константинович.
… почитаю долгом высказать нижеследующие соображения.
В течение текущего года Черногорские воды последовательно посетили три эскадры: французская, австрийская и, в последнее время, итальянская, составленные из лучших, новейшего типа судов названных государств.
Достоинство России, как великой державы, играющей к тому же столь видную роль в политической жизни Черногории, не позволяет нам, как мне кажется, посылать в Антивари эскадру, составленную, за исключением одного крейсера «Адмирал Макаров», из судов, которые самим же Морским ведомством признаются, как … устаревшими и лишенными боевого значения.
Появление подобной эскадры в водах, видевших не так давно флоты трех великих держав, несомненно, произведет неблагоприятное для России впечатление не в одной только Черногории.
… Ввиду изложенного имею честь вновь покорнейше просить Ваше Превосходительство, не признаете ли Вы возможным командировать в Антивари ко дню празднования пятидесятилетнего юбилея князя Николая Черногорского, имеющего быть 15 августа с. г., русскую эскадру, соответствующего состава, сохранив в то же время в водах Архипелага находящиеся там ныне канонерские лодки и крейсер «Адмирал Макаров».
Примите, милостивый государь, уверение в совершенном моем почтении и таковой же преданности.

***

Товарищ морского министра И. К. Григорович - министру иностранных дел А. П. Извольскому. № 1664/181 от 15 июля 1910 г.
Секретно
Срочно
Его Высокопревосходительству А. П. Извольскому, министру иностранных дел
Милостивый государь Александр Петрович.
По всеподданнейшему моему докладу ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР соизволил изъявить согласие на посылку между 18 и 20 июля сего года из Кронштадта в Средиземное море Балтийского отряда в составе линейных кораблей «Цесаревич» и «Слава», броненосного крейсера «Рюрик» и крейсера «Богатырь». …
Прошу Ваше Высокопревосходительство принять уверение в совершенном моем почтении и преданности.
И. Григорович

***


Гардемарины на борту линкора «Цесаревич». 1910



Балтийский отряд, в составе линейных кораблей «Цесаревич», «Слава», крейсеров «Рюрик» и «Богатырь» 18 июля 1910 г. вышел из Кронштадта. Командовал отрядом контр-адмирал Николай Степанович Маньковский, державший флаг на «Цесаревиче».


Линкор «Слава»


Плавание протекало спокойно, однако во время перехода из Спитхеда в Гибралтар на «Славе» неожиданно вышла из строя котельная установка, и в 30 милях от порта броненосец лишился хода. «Цесаревич» смог шестиузловой скоростью отбуксировать «Славу» до Гибралтара, где та была оставлена для ремонта.



Отсутствие в составе отряда, спешащего на международное торжество, одной из двух наиболее крупных единиц могло сильно отразиться на престиже Российской империи. Повреждённую «Славу» решено было заменить крейсером «Адмирал Макаров».


Крейсер «Богатырь»


19 августа 1910 года, завершив переход с Балтики через порты Портсмут (Англия), Гибралтар (Англия), Алжир (Алжир), Фиуме (Австро-Венгрия), корабли отряда прибыли в гавань порта Антибари.


Линейный корабль «Цесаревич». Антибари. 1910


19-го августа, ночью, в назначенном рандеву у острова Cazza в Адриаческом море состоялась встреча с отрядом. Головным шел линейный корабль „Цесаревич” под брейд-вымпелом Великаго Князя Николая Николаевича, затем „Рюрик”, „Богатырь“ и концевым „Адмирал Макаров”. Отряд шел в Антивари в Черногорию на 50-летний юбилей Короля Черногории Николая I.
19-го августа, придя на якорь в Антивари, отряд салютовал нации, приветствуемый черногорским народом, толпившимся на берегу. Корабли немедленно свезли на берег офицеров и взводы команды, назначенные присутствовать на торжествах в Цетинье. Дикая и величественная природа Черногории и гостеприимство черногорскаго народа, с энтузиазмом встречавшаго северных гостей, братьев, как они называли русских, произвели лучшее впечатление на чинов отряда. Король Николай пожаловал всем офицерам и команде ордена и медали, причем бывшим в Цетинье офицерам медали король навесил собственноручно. Суда отряда в благодарность за радушный прием чествовали черногорцев приeмом на кораблях.
26-го августа, в 2 ½ часа дня отряд в том-же составе снялся с якоря и вышел в Фиуме. За шесть дней пребывания отряда в Черногории, руссие моряки познакомились со страной и населением близким нам по крови.
      «Крейсер "Адмирал Макаров"». Кронштадт. Типография Т-ва «Кроншт. Вест.» (И.Я. Лебедев и И.Л. Деморейх). 1912

Со всех кораблей были направлены на торжества, в столицу Черногории Цетине, где намечалась основная часть празднества, делегации, которые состояли из командира корабля, восьми офицеров и шести гардемаринов (за отсутствием последних с «Адмирала Макарова» посланы были три кондуктора), сводной роты почётного караула и «хора музыки».
Пышный приём, организованный хозяевами, с искренним радушием встречавших «северных братьев», произвёл неизгладимое впечатление «на всех чинов Балтийского отряда», отвечавших черногорцам не менее душевным приёмом на кораблях. 



Король Никола I и Витторио Эманэле. Cetinje 1910

На торжествах в Цетине. Справа на лево:
король Болгарии, его сын, принц Борис, король Никола, король Италии

Король Никола, Витторио Эмануэле, черногорские принцы Мирко Петрович и Петар Петрович

.


Вот, что писала газета «Русское слово» 30 (17) августа 1910 года.
Черногория – королевство
(По телеграфу от нашего специального корреспондента).
Убранство города
ЦЕТИНЬЕ, 15(28),VIII. Сегодня начались торжества по поводу провозглашения князя Николая королем Черногории. Столица представляет из себя военный лагерь, где сосредоточилось до 15-ти тысяч черногорцев разных племен. Национальные флаги на домах, ленты и гирлянды зелени, перекинутые через улицы, на фоне окружающих город темно-синих гор, движущиеся по улицам пестрые толпы во всевозможных нарядах различных сербских земель, звуки музыки, несущиеся со всех сторон, - создают какую-то сказочную панораму. Богатая красками картина напоминает сцену оперного театра.


Цетине

Цетине. 1910


15 марта 1910 года в Цетине было проведено электрическое освещение, электрифицированы Королевский дворец, Дом Правительства, жилые кварталы и главная улица. Именно в недавно построенном, величественно украшенном и подсвеченном разноцветной электрической иллюминацией, Доме Правительства и состоялась церемония и основные торжества.


Король Никола I в мундире Российского фельдмаршала

Король Никола I и королева Милена с дочерями

.

Цетине. 28 августа 1910 года


В Цетине отправились и русские тезки короля, великий князь Николай Николаевич и адмирал Николай Степанович Маньковский. Российский государь Николай II пожаловал королю Черногории чин генерал-фельдмаршала Русской Армии, 39-летнему наследнику Черногорского престола королевичу Данило Негошу (1871-1939) высший Императорский орден Святого Апостола Андрея Первозванного. Николе I был вручен российский фельдмаршальский жезл. Черногорский монарх стал последним русским фельдмаршалом.


Фото, сделанное в день провозглашения Черногории Королевством – 28 августа 1910 года.
Стоят (слева направо): Великий князь Петр Николаевич (?), Франц Иосиф Баттенберг, Вера Петрович Негош, Ксения Петрович Негош, Данило Петрович Негош, Мирко Петрович Негош, Петр Петрович Негош.
Сидят (слева направо): Принцесса Милица-Ютта фон Мекленбург, Анна Негош-Баттенберг, Елена Негош-Савойская, королева Милена Петровна Негош, король Никола Петрович Негош, Великая княгиня Милица Николаевна Негош, король Италии Виктор Эммануил, принцесса Наталия Петрович.
Сидят на ковре (слева направо): Принцесса Елена Петрович Карагеоргиевич Сербская (дочь великого князя Петра Николаевича принцесса Галиции), (?), Александр Карагеоргиевич король Югославии

.


От имени короля Николы I экипажи русских кораблей были награждены орденами и медалями, а офицеров, бывших на церемонии в столице, его величество пожаловал орденами собственноручно. Черногорские медали «За усердие» получили и гардемарины, бывшие на торжествах в Цетине. С легкой руки товарищей, остававшихся на кораблях и завидовавших «счастливчикам», последние получили прозвища «черногорцы», сохранившиеся за ними до самого выпуска из корпуса. Балтийцы, в свою очередь, также не остались в долгу и в благодарность за тёплый прием на берегу не менее радушно чествовали черногорцев на кораблях.


Хотя в подписи под этой фотографией и написано "Король Никола и принц Данило
Цетине.1910", но что-то в наследнике я сомневаюсь

Прием черногорской делегации на борту крейсера «Адмирал Макаров»
 в порту Антибари в августе 1910


Торжества, продолжавшиеся почти неделю, завершились 25 августа, а утром следующего дня на «Цесаревич» прибыли оба великих князя с супругами, вслед за ними и сам черногорский монарх с королевичами Данилой и Петром, осмотревший корабль и присутствовавший на торжественном завтраке. По его убытии в 14 час. 30 мин. отряд снялся с якоря.


Крейсер «Рюрик» снимается с якоря в Антибари. 26 августа 1910


Великий князь Николай Николаевич, по причине неотложных дел, не был готов идти в обратный путь вокруг Европы на «Цесаревиче». Он решил ехать домой на поезде. Из Антибари Балтийский отряд кораблей взял курс в принадлежавший Австро-Венгрии порт Фиуме (ныне - Риека, в Хорватии). Фиуме был одной из главных баз ВМС Австро-Венгрии с мощной крепостью. Русские корабли пришли в порт 1 сентября (27 августа) 1910 года.


***

Порт Фиума (Риека. Хорватия)


Казалось бы, на этом черногорскую раСсказку можно было бы и закончить. Однако дальше история делает столь необычную заковырку, что обидно было бы её не продолжить.

В рунете легко можно отыскать множество мест с описанием событий 1910 года, получивших название «Фиумский инцидент». Чаще всего авторы просто копипастят один и тот же текст без всяких отклонений. Поэтому кратко пересказать изложенные события мне большого труда не составит.
·         Русская эскадра входит на рейд Фиуме и салютует крепости.
·         Австрийская крепость на салют не отвечает.
·         На следующий день рано утром на Фиумский рейд входит австрийская эскадра.
·         Русская эскадра салютует, австрийцы на салют не отвечают.
·         Контр-адмирал Н.С. Маньковский прибывает с визитом на австрийский флагман. На трапе флаг-офицер сообщает, что адмирал Монтекукколи принять не может.
·         При отходе катера с русским адмиралом австрийцы опять не салютуют.

... И дальше следует остросюжетный рассказ, как русский адмирал научил австрийцев себя уважать.
·         Австрийцам передано требование адмирала Маньковского - эскадре и крепости отсалютовать русским кораблям.
·         Австрийцы отвечают, что крепость отсалютовать не может по техническим причинам, а эскадра снимается с якоря и выходит в море, и ей тоже не до салюта.
·         Маньковский приказывает своим кораблям перегородить выход из порта и не выпускать австрийцев, расчехлить орудия и подать к ним боевые снаряды.
·         Видя такой напор, австрийская эскадра салютует русскому отряду.


Порт Фиума (Риека. Хорватия)

«Над вымыслом слезами обольюсь», очень метко написал Александр Сергеевич Пушкин.

Вот и после такого рассказа моментально наворачиваются слезы умиления, грудь распирает великодержавная гордость. Вот ведь! Умели наши постоять за честь Отечества и свою собственную! И всё бы было замечательно за исключением малого - Фиумской заварушки, в том виде как я описал её выше, никогда НЕ БЫЛО!

А что же было?
·         Русская эскадра входит на рейд Фиуме и салютует крепости.
·         Австрийская крепость на салют не отвечает.
Здесь пока всё сходится.

·         На следующий день, рано утром на Фиумский рейд прибыл австрийский броненосный крейсер «Кайзер Карл VI» под флагом адмирала Монтекукколи, обменявшийся салютами с «Цесаревичем».
·         Около полудня контр-адмирал Н.С. Маньковский, как младший в чине, отбыл с визитом на австрийский корабль, на трапе которого его встретил флаг-офицер, сообщивший, что адмирал принять никого не может, «т.к. он в данный момент завтракает и у него гости».
·         При отходе катера с русским Адмиралом не было произведено положенного салюта.
·         Около 15 час. австрийский адмирал прибыл на «Цесаревич» с извинениями за неприятный инцидент, объяснив, что у экипажа было время отдыха, и просил также не салютовать ему.
·         Однако вечером Н.С. Маньковский послал австрийцам уведомление, что так и не получил положенного салюта и считает происшедшее грубым нарушением военно-морского этикета и оскорблением чести русского флота.
·         Решительность адмирала возымела действие — готовившийся к походу «Кайзер Карл VI» отложил на несколько часов выход в море и ровно в 8 часов утра 29 августа отсалютовал 13 холостыми выстрелами с подъёмом на фор-стеньге Андреевского флага. Инцидент был исчерпан ...

Как в игре «найди 10 различий» правда отличается от вымысла лишь деталями. Но эти детали столь значительны, что будь вымысел правдой, Россия оказалась бы на грани войны с Австро-Венгрией из-за необдуманных и провокационных действий своего адмирала. На счастье, контр-адмирал Маньковский действовал весьма обдуманно. По некоторым данным легенда о Фиумском инциденте 27 - 29 августа 1910 г. родилась в среде офицеров-эмигрантов первой волны. И конечно была весьма благосклонно встречена публикой.

4 сентября Балтийский отряд покинул Фиумский рейд, направляясь к острову Крит и 7 сентября достиг порта Суда. Крейсер «Адмирал Макаров» остался в составе международной эскадры, состоящей из итальянского броненосного крейсера «Ветторио Пизани», английского крейсера «Минерва», французского «Адмирал Шарнье», и российской канонерской лодки «Хивинец». Эти корабли были сведены в единую группу в связи с осложнением внутриполитической ситуации в Греции и на Кипре.

2 ноября 1910 года Балтийский отряд вернулся в Кронштадт совершив заходы в порты Фиуме (Австро-Венгрия), Суда (Греция), Пирей (Греция), Тулон (Франция), Виго (Испания), Гибралтар (Англия), Шербур (Франция).

*** 

Из источников информации особо хотелось бы отметить:
Визит российских моряков в Черногорию. Май-июль 1910 г. Опубликовано на http://www.vostlit.info
С.Е.Виноградов, А.Д.Федечкин. «Рюрик» — флагман Балтийского флота. Опубликовано на http://www.navylib.su/ 
Королевский дом Черногории. Опубликовано на http://www.liveinternet.ru/users/lan_ka_k/
Miodrag Živković «DEVEDESETPET GODINA OD UVOĐENjA ELEKTRIČNOG OSVJETLjENjA U CRNOJ GORI». Опубликовано на http://www.montenegrina.net



РасСказки о кораблях и мореплавателях:
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Фрегат «Светлана» - Улцинь, 1880. Политика канонерок
Яхта «Ядранка» и яхта «Дивна»- Бар. Призраки прошлого
Учебный парусник «Ядран» - Попутного ветра, Ядран!
Паромы «Свети Стефан» - Три цвета «Свети Стефана»
Королевская яхта «Даница» - Королевская роскошь. Яхта «Даница»
Королевская яхта «Сибила» - Яхта «Сибила (Сен-Мишель III). Неожиданно!
Пароход «Ярославль» - У синя моря*
1910. Русская эскадра в Черногории - С корабля на бал
Крейсер «Цента» - История с продолжением
Пароход «Цетине» - <НЕ>забытый «Цетине»
База гидросамолетов в Кумборе. (Часть1Часть 2Часть 3)

Адмирал Марко Евген Флорио - Прчань. На net и суда нет

Капитан Уильям Хост - Капитан Уильям Хост освободитель Котора
Капитан Визин - Иво Визин. Совершив ошибку, обрел Славу! (Часть1Часть 2Часть 3)
Владимир Фёдорович Пономарёв - Владимир Фёдорович Пономарёв. Mortui heroes nonmorietur 



Комментариев нет:

Отправить комментарий