С каждым
новым, благополучно завершенным путешествием отвага мореходов растет, и вдруг
налицо оказывается целое поколение молодых людей, ценящих приключения превыше
жизни: "Navigare necesse est, vivere non est necesse" - "Плавать
по морю необходимо, сохранить жизнь не так уж необходимо". Эта древняя
матросская поговорка вновь обретает власть над человеческими душами. А когда
новое поколение сплоченно и решительно приступает к делу, мир меняет свой
облик.
Стефан Цвейг «Эрик Мореплаватель»
Патриотическая
морская организация Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (с 1929 года - Королевства
Югославии) "Јадранска
стража"
была основана 19 февраля 1922 года в городе Сплит несколькими интеллигентами и
патриотами. Целью организации являлось распространение сведений о важности
Адриатического моря, а также всемерное пособничество экономическому и
культурному прогрессу на берегах Адриатики. Организация была создана с целью ответного
реагирования на притязания Италии на восточном побережье Адриатики. «Ядранская
стража» стремилась к созданию баланса в регионе и созданию мощного
национального флота. В том же году он был создан Главный совет в Сплите, а
затем и местные комитеты в Осиеке, Скопье и Приштине. В 1923 году открылись отделения
общества в Любляне, Сараево, Нови-Саде, Дубровнике, Белграде, Загребе и
Крагуеваце, в 1924 в Петровдане. В соответствии с Уставом 1927 года, главной
задачей «Ядранской стражи» было «сохранение национальных особенностей и морских
традиций страны, распространение осознания национальной важности Адриатического
моря, улучшение его использования». Организация патронировала детские дома,
которые были построены на побережье Адриатического моря, для того, чтобы
приобщить молодое поколение к морю. В конце тридцатых членами «Ядранской
стражи» являлись около 180000 человек, организованных в 20 местых отделений по
всему Королевству Югославии. Покровителем «Ядранской Стражи» стал наследник
престола, принц Петр, внук черногорской принцессы Любицы (Зорки), старшей
дочери Николы I
Петровича Негоша.
Организация прекратила свое существование с началом Второй Мировой войны, в
апреле 1941 года.
Плакат «Ядранской стражи» Церемония спуска на воду учебного судна «Jadran». Гамбург, 25 июня 1931 |
Первый выход «Ядрана» после спуска на воду, 25 июня 1931 года |
Приход «Ядрана» в Сплит. 1933 |
Встреча нового Королевского корабля «Jadran» Тиват, 16 июля 1933 года |
|
"Ядран" и ВМФ королевства Югославия. Тиват, 1933 |
"Ядран". Тиват, 1930-е |
Сразу
после создания общего государства Сербов, Хорватов и Словенцев, и формирования
королевского военно-морского флота, было решено приобрести учебное судно.
Однако для этого не было финансовых возможностей. Решение о покупке школьного
парусника было принято на втором заседании делегатов «Ядранской Стражи» в
Белграде в июне 1926 года. Корабль должен был стать даром этой организации Военно-Морским
силам Королевства СХС.
«Ядранская
Стража» начала сбор пожертвований на строительство парусника. Было собрано 1142172
динара. При этом, почти половину (475000) собрали местные отделения в Белграде,
Нови-Саде и Зренянине. Для сравнения, все Хорватские отделения (Сплит,
Дубровник, Сусак, Загреб, Карловац и Осиек) собрали 130631 динар, а один только
Белград предоставил 150000. Средств было явно недостаточно, и «Ядранская
Стража» предложила купить не новое судно. Но это предложение было отклонено. Поскольку
окончательная цена парусника, заказанного на верфи в Гамбурге составила 8407830
динар, то остальные деньги было решено выделить за счет средств от военной
репарации, которую Германия была обязана заплатить Сербии и Черногории после
Первой Мировой войны.
Собрано средств на строительство парусника:
Сербия 613303 дин. - 27%
Хорватия 130631 дин. - 11%
Македония 49995 дин. - 4%
Словения 31793 дин. - 3%
Черногория 1500 дин. - 1%
ВСЕГО: 1142172 дин.
Собрано средств на строительство парусника:
Сербия 613303 дин. - 27%
Хорватия 130631 дин. - 11%
Македония 49995 дин. - 4%
Словения 31793 дин. - 3%
Черногория 1500 дин. - 1%
ВСЕГО: 1142172 дин.
4
сентября 1930 года был подписан контракт с немецкой судостроительной верфью «Н.
С. Stulcken Sohn» в Гамбурге и началось строительство корабля по проекту Иосипа
Шкарицы (Josip Škarica). 25 июня 1931 года состоялся
торжественный спуск на воду. Парусник получил имя «Jadran» (Адриатика).
Официально
крестной матерью «белого корабля» стала г-жа Станкович, супруга вице-адмирала
Николы Станковича (1875-1941), командующего военно-морским флотом королевства
Югославия. Удивительно, что некоторыми этот факт берется под сомнение.
Попадается информация, что парусник «крестила» югославская королева Мария Карагеоргиевич.
Из-за
падения курса германской марки и проблем с получением военных репараций,
выплачиваемых Германией, достройка затянулась. Школьный корабль только 27 июня
1933 года вышел в рейс, и направился к берегам Югославии. Единственной
остановкой в пути стал заход в Тунис, где были пополнены запасы продуктов и
моторного топлива.
16
июля 1933 года в 10 часов утра «Jadran» пришвартовался к причалу Арсенала в Тивате. В состав
югославского Военно-Морского флота парусник был введен 19 августа 1933 года, а 6
сентября в Сплите состоялась официальные торжества, которые продолжались три
дня.
Принц наследник Петр II в матроске с матерью королевой Марией и отцом, королем Александром Ι объединителем |
«Jadran» у острова Свети Стефан 1933 |
«Jadran». 1934 |
«Jadran» у мола IV завода Арсенал в Тивате. 1934 |
«Jadran» в Стамбуле. 1937 |
«Jadran» в Гамбурге. 1938 |
1938 |
С
25 июня по 25 июля 1934 года «Ядран» выполнил рейс по маршруту Дубровник – Тунис
– Мальта – Пирей - Тиват. Затем выходы в море для учебного судна стали
регулярными.
Летом
1937 года парусник ходил в Средиземном, Красном, Эгейском и Черном морях. 20-го
августа корабль посетил Афон. На «Ядране» в этом рейсе находились 17 курсантов
военно-морской академии, 40 курсантов профессиональной унтер-офицерской школы,
14 офицеров и 32 матроса - в общей сложности 133 члена экипажа.
Святогорский монах как лоцман ведет Королевский корабль «Jadran» на якорную стоянку у Святой горы Афон 1937 |
1938 |
«Ядран» в Пиране |
. |
. |
Посещение
Афона подробно описано в книге Бошко Антича "Школски брод Јадран, 1933-2003":
На судно в качестве лоцмана поднялся
русский монах, который живет здесь в течение 40 лет и знает побережье в
деталях. Судно встало на якорь близ горы Афон, как можно ближе к сербскому
монастырю Хиландар. Как только корабль встал на якорь, все свободные высадились
на берег и пошли в Хиландар пешком (примерно 4 км).
На середине пути находится старая
маслина, посаженная царем Душаном, а рядом с ней две поменьше и два кипариса, которые
посадил сербский король Петр I во время его визита в 1919 году. Приветствовать моряков
вышли все монахи. На входе в монастырь была отслужена короткая молитва. После
осмотра монастыря был накрыт обед. Вместе с экипажем на корабль пришла и группа
монахов, которых братски и сердечно приветствовали. А 21 августа, корабль вышел
в Патры.
С
20 апреля по 31 августа 1938 года «Jadran» совершил один из самых сложный рейсов
в своей истории. По приглашению югославских эмигрантов в Северной Америке королевский
корабль отправился через Атлантику. Экипаж состоял из 13 офицеров, 28 унтер-офицеров,
32 матросов и 40 курсантов. Курс был проложен через Мальту, Гибралтар, Фуншал
на острове Мадейра и Гамильтон на Бермудских островах. 21 июня «Jadran» пришел в Нью-Йорк.
Морской
Вестник в 1938 году писал: «В 17 часов,
корабль пришвартовался в Нью-Йоркской гавани, и на судно бросились наши
эмигранты. Хотя было довольно поздно, нас ожидала большая группа наших иммигрантов,
которые приветствовали нас оглушительными криками. Каждый из них хотел
броситься к канатам, чтобы помочь нам пришвартовать корабль как можно скорее,
просто чтобы была возможность пройти, чтобы стоять на палубе судна своей
страны, на части своей земли. Когда швартовка завершилась, они бросились к
кораблю чтобы пожать руки своим братьям, чтобы услышать несколько слов на своем
языке о своей старой стране ... напряженно бросают взгляды на всех нас, нет ли
кого-то из их родных мест, кто мог бы что-то рассказать об этих местах, родителях
и друзьях. Особенно заметно волнение пожилых людей, которые уже на протяжении
многих лет живут в эмиграции. В волнении люди пожимают руки, и многие женщины
со слезами на глазах обнимают и целуют всех на борту».
Милан Спасич на борту "Ядрана". 1938 |
Во
время своего пребывания в Нью-Йорке корабль посетили тысячи эмигрантов, которые
приезжали со всех уголков Америки. Члены экипажа посетили Николу Тесла, который
из-за травмы полученной в автомобильной аварии не смог сам приехать на
корабль. Великому земляку моряки подарили гравюру с изображением «Ядрана». 8 июля парусник отправился в Бостон, куда прибыл через
два дня. После четырехдневной стоянки в Бостоне корабль корабль взял курс на
Дубровник. На обратном пути «Ядран» посетил Канарские и Азорские острова,
Гибралтар и Тунис.
В
Атлантике проявил свои прекрасные профессиональные способности старший навигационный офицер Милан Спасич, будущий народный
герой Югославии, подорвавший вместе с Сергеем Машерой в 1941 эсминец «Загреб» в Тиватском заливе. Оба офицера погибли.
Из-за несовершенства навигационных приборов и выхода их из строя, держать "Ядран" на нужном курсе было чрезвычайно сложно. В условиях сильной облачности не было возможности определиться по звездам. Однако благодаря профессионализму Спасича корабль с пути не сбился.
Из-за несовершенства навигационных приборов и выхода их из строя, держать "Ядран" на нужном курсе было чрезвычайно сложно. В условиях сильной облачности не было возможности определиться по звездам. Однако благодаря профессионализму Спасича корабль с пути не сбился.
Войдя в
Средиземное море «Ядран» подошел к острову Корфу – исторической вершине
«сербской Голгофы». Выполняя просьбу югославских эмигрантов, на воду был спущен
венок в память о погибших
героях Первой мировой войны.
Общее
время этого рейса составило 134 дня, из которых 85 дней было проведено в море.
Пройдено 11262 морских миль, из которых 6624 – под парусами.
До начала Второй мировой войны корабль осуществил
несколько рейсов в Средиземном море и в Атлантике. Объявление о войне застало его в
Портсмуте, и «Ядран» поспешил в Югославию. Накануне нападения Германии корабль
оказался в Которской бухте. С него сняли всё легковоспламеняющееся и установили
легкие пулеметы для отражения воздушных атак. Для полнения экипажей других
военных кораблей и боевых частей на берег сошла часть экипажа. «Jadran» постоянно
менял свое положение между Дженовичами и Биелой. Несмотря на регулярные атаки
итальянской авиации, судно не получило ни одного прямого попадания. По приказу
Верховного командования оставшиеся члены экипажа покинули его борт 17 апреля
1941 года, оставив корабль на якоре близ Дженовичей.
Итальянцы
сначала перевели парусник в Биелу, затем отбуксировали в Бриони, а позднее в
Венецию. Корабль переименовали в «Марко Поло» и стали использовать как учебного
судна итальянского военно-морского флота. К моменту
капитуляции Италии в 1943 году, корабль находился в Венеции. Состояние
парусника было плачевным. Он был разграблен и едва держался на плаву.
В
декабре 1946 года, по настоянию югославского
правительства «Ядран» вернулся в Югославию. После тщательного технического
осмотра состояние парусника было признано как «останки корабля». Однако 21 апреля 1947 года началось восстановление судна на
судоремонтном заводе им. «Савы Ковачевича» (бывший
«Морской Арсенал») в Тивате. Ремонт был закончен 17 декабря 1948 года. В 1956 и 1957
годах в Тивате был проведен очередной капитальный ремонт и реконструкция
корабля. Парусник был полностью реконструирован, были заменены мачты, палуба,
установлено новое оборудование и пошиты новые паруса. Следующий капитальный ремонт и модернизация были проведены на «Ядране» еще
десять лет спустя в Тивате, с ноября 1967 по июль 1969 года. Был
реконструирован капитанский мостик, проведена переделка кормовой мачты, утлегаря
и выхлопных труб. Отремонтированы паруса, второй комплект парусов из лавсана
был приобретен в Англии. На старый корабль был установлен новый двигатель
мощностью 480 л/с. Была полностью заменена электрическая сеть корабля и установлены
новые генераторы. Установлен полный комплект навигационного оборудования и новый
радар.
«Ядран» в старом малом доке завода Арсенал. Тиват, 1960-е |
… сильная буря. Море бушует, над ним
слой морских брызг - капельки воды рассеяны. «Jadran» качается, валится,
спотыкается ... Ветер свистит в канатах, мачтах и реях. Холодно, мы все мокрые.
Каждый момент ждем команду … и бросаемся к мачтам. Наступила ночь, это был ад.
Я стою у руля и не могу удерживать штурвал, и когда надо менять курс, то мне
помогает Кучо, который стоит с левой стороны. Через носовую часть судна
переваливаются радужные волны. Я впервые в такой буре. Сразу после выхода из
Пулы капитан приказал подготовить судно к плаванию в штормовых условиях. Все
были на своих местах. Те, кто не несет вахты - укрылись. Нет ничего устойчивого
под ногами, казалось, что палуба движется. Мало кто обедал. На каждом лице видны
следы морской болезни. Капитан корабля, стоял на мостике, бледный, и глаза его были
устремлены на море ... Капитан спокоен. В сложных ситуациях, все взоры обращены
на него. Наблюдая за ним, прилагаю самое большое усилие, чтобы удержать штурвал
в руках, думю о том, как я представлял себе капитана корабля в такой ситуации,
когда читал книги о знаменитых моряках и пиратах. Я знаю, что наш капитан
никогда бы не оставил свой корабль, что с ним не случилось. (Из дневника курсанта Бошко Антича, 1966)
Кадр из кинофильма «Попутного ветра, «Синяя Птица» СССР, 1968 |
Кадр из кинофильма «Попутного ветра, «Синяя Птица» СССР, 1968 |
С
1985 по 1996 г. у «Ядрана» начался период застоя. Он почти не выходил в море и
разделил судьбу всего югославского военно-морского флота. Но в 1997 году, взяв
на борт курсантов Военно-морской академии, парусник отправился в Пирей. Этот
рейс очень важен с политической точки зрения. Он показал, что судно и экипаж по
прежнему способны к выполнению сложных морских задач. Поэтому уже на следующий
год «Ядран» вышел в Лиссабон, где с мая по сентябрь проводилась всемирная
выставка «ЭКСПО-98» посвященная проблемам океанов и приуроченная к годовщине
открытия морского пути в Индию португальским мореплавателем Васко да Гамой. За
время пребывания парусника в столице Португалии, его палубу посетило более
двадцати тысяч гостей. Все отмечали превосходное содержание корабля и
гостеприимство экипажа. 30 июня вместе с другими судами «Ядран» покинул
Лиссабон и 14 июля вернулся в Тиват. В 2001, с курсантами на борту, школьный
парусник посетил Триполи и Александрию, пройдя по Средиземному морю около двух
с половиной тысяч миль. Затем, в 2002 году, после долгого времени, вновь выдалась
возможность посетить остров Корфу. Члены экипажа и курсанты военно-морской
академии поклонились памяти героев Первой мировой войны. В 2008 году «Ядран» принимал
участие в международном конгрессе в Барселоне, проводившемся международным
союзом охраны природы. В 2009 году парусник заходил в румынскую Констанцу.
. |
. |
«Ядран» у Котора 1970. День ВМФ |
1972 |
Генеральный ремонт 1983 |
|
Открытка и марка, посвященные 75 летию «Ядрана» |
Нет
нужды переписывать весь судовой журнал «Ядрана» за восемьдесят с лишним лет,
чтобы понять, что это по настоящему славный корабль, корабль-труженик, корабль-путешественник,
корабль-учитель, который прошел сотни тысяч морских миль, и на борту которого
тысячи юношей получили свое первое морское крещение.
В сентябре 2013 года «Ядран» пришел на
судоремонтный завод в Биеле. Новый капитальный ремонт начался 16 декабря. В
соответствии с первоначальным планом, все работы на 83-летнем паруснике, должны
были завершиться к середине лета 2014 года. Однако этого не произошло. В прессу
начали просачиваться тревожные слухи о проблемах на верфи, о банкротстве
предприятия, о трудностях в решении технических и технологических задач,
возникших во время ремонта парусника ... Затем появилась информация, что
огромный объем работ выполняется только экипажем судна. Морякам буквально на
руках пришлось выносить 125 тонн балласта, который уложен на днище в виде 25-60 килограммовых металлических брусков. После окончания корпусных работ весь
балласт был возвращен на место таким же образом. На судне кроме того работало
200 курсантов Которской мореходной школы. По заявлению представителей ВМФ юноши
выполняли порученную работу добросовестно и основательно, и их труд заслуживают
самой высокой оценки.
Общая сумма расходов на ремонт составила
около 1700000 Евро. Вместо старого «Burmeister
Alpha» мощностью 480
л/с, который был установлен еще в 1967 году, «Jadran» получил новый 650-сильный
главный двигатель «Caterpillar», новый вал и новый четырех лопастной винт. Была проложена
новая топливная система, установлены три новых дизель-генератора «Caterpillar»,
новой главный распределительный щит. На паруснике смонтированы новые системы
забортной и пресной воды, система кондиционирования воздуха, установлено новое
оборудование на камбузе, отремонтированы санузлы, каюты и кубрики. Корабль
получил комплект современного аварийно-спасательного, спутникового и радио-навигационного
оборудования, было настелено новое палубное покрытие и отремонтирован такелаж.
«Ядран». Основные
технические данные:
Парусное
вооружение: баркентина
Водоизмещение:
787 т
Длинна (max): 58,2 м
Длинна по
ватерлинии: 41 м
Ширина на миделе:
8,90 м
Осадка: 4,05
м
Высота
главной палубы: 4,55 м
Высота
капитанского мостика: 9,8 м
Высота
грот-мачты: 39,1 м
Паруса: 12, (из
них 9 косых и 3 прямых)
Общая
площадь парусов: 930 м²
Дальность
плавания: 3500 м.миль
Автономность
плавания: 1 месяц.
Главный двигатель:
«Caterpillar» 650 л/с
На паруснике 3 одноместных, 3 двухместных и 3
четырехместных каюты, один 12-местный и один 30-местный кубрики.
Команда
состоит из 4 офицеров, 9 младших офицеров и 36 матросов. Судно может принять на
борт 12 преподавателей и 70 курсантов. Судно имеет возможность для перевозки
100 солдат с личным оружием и обмундированием.
Прошло
более трех лет с того дня, как «Jadran» встал на ремонт на верфи в Биеле. И вот,
наконец, 27 октября 2016 парусник совершил пробный выход в Боку. После выхода
корабль вернулся в Биелу, где продолжились завершающие ремонтные работы. Затем
парусник перешел в порт Тиват. Казалось,
пережив столь счастливо закончившийся многострадальный ремонт, перед славным
парусником теперь не существует никаких преград, и он с гордостью понесет
черногорский флаг по морям-океанам. На 3 мая 2017 года был объявлен выход в
рейс по маршруту Тиват
- Венеция - Копер - Котор. Однако, буквально накануне отхода, командование ВМФ
Черногории отменило вояж «по техническим причинам». Это решение совпало с усиление
активности хорватских средств массовой информации, на военных и политических
лидеров этой страны с требованиями «вернуть Ядран». Претензии Хорватии возникли
сразу же с момента раздела флота бывшей СФРЮ. Была создана ассоциация бывших
командиров учебного корабля «Jadran», которая требует, чтобы государство «вернуло
парусник, который был похищен в Сплите и незаконно переведен в Тиват в 1991
году». Министр обороны Хорватии заявил, что «Jadran» «является неотъемлемой
частью хорватской морской истории, и хорватское правительство будет принимать
все законные меры для того, чтобы это парусное судно было возвращено под
Хорватский флаг».
Видимо
ситуация настолько серьезна, что власти Черногории побаиваются отпускать
парусник дальше своих территориальных вод. Слабым утешением выглядит даже визит
в Тиват итальянского ровесника «Ядрана» - учебного парусника «Palinuro»
(1934). Старички постояли рядом у причала, прошлись по Боке. Но «Палинуро»
раскланялся и ушел, я «Ядран», по-прежнему, остался в Тивате «взаперти». Очень
хотелось бы надеяться, что «заточение» парусника не будет долгим, и он все же
получит возможность жить вольной жизнью.
|
Фотография – победитель международного конкурса Фотограф Светан Кордич |
"Ядран" художник Любомир Попадич |
Примечание:
Если
не указано авторство фотографии, то снимок найден в открытых источниках.
РасСказки о кораблях и мореплавателях:
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Эсминец "Загреб". Хроника объявленной смерти*
Фрегат «Светлана» - Улцинь, 1880. Политика канонерок
Яхта «Ядранка» и яхта «Дивна»- Бар. Призраки прошлого
Учебный парусник «Ядран» - Попутного ветра, Ядран!
Паромы «Свети Стефан» - Трицвета «Свети Стефана»
Королевская яхта «Даница» - Королевская роскошь. Яхта «Даница»
Пароход «Ярославль» - У синя моря*
1910. Русская эскадра в Черногории - Скорабля на бал
Королевская яхта «Румия» - Румия. Королевская яхта, уничтоженная дважды
Крейсер «Цента» - История с продолжением
Пароход «Цетине» - <НЕ>забытый «Цетине»
Школа «Наутика» - "Наутика".Русский кусочек Пераста
Адмирал Марко Евген Флорио - Прчань. На net и суда нет
Капитан Уильям Хост - Капитан Уильям Хост освободитель КотораМаксимилиан фон Штернек - Австрийский адмирал и бокельские святые
Петер Замбелич - Капитан Замбелич. На краю Земли
Стефан Вукотич - Стефан Вукотич и морская слава
Никола Приморац - Никола Приморац. Нас на слабО не взять!
Владимир Фёдорович Пономарёв - Владимир Фёдорович Пономарёв. Mortui heroes nonmorietur
Комментариев нет:
Отправить комментарий