2017-06-28

Церковь Всех Святых на Большом Песке


Январь 2015


Очень коротко я уже раньше упоминал о руинах церкви Всех Святых на Большом Песке. Теперь есть возможность сделать это подробнее. А наиболее полную информацию можно найти в книге археолога из Бара Младена Загарчанина - Младен Загарчанин «Ранохришћанска црква на Великом Пијеску», Бар, 2012. Книгу можно приобрести в храме, в дни проведения церковных служб.

Январь 2015


Земля нынешней Черногории относилась к Иллирии. Здесь некогда проповедовал Христа святой апостол Павел, и христиане жили в этих местах уже в I веке, а христианская епископия существовала еще до Диоклетиана.
(c) Г.В.Рачук "Святыни Черногории"

Бухта Veliki Pijesak расположена рядом с одним из самых важных древних Романских путей через провинцию Превалис, который соединял Салону, Нарону (недалеко от Дубровника), Акрувиум (Котор), Будву, Скадар, Драч (Дуррес) с Виа Эгнатиа. Древнеримская Эгнатиева дорога (лат. Via Egnatia) была проложена через Балканы от Адриатического побережья до Фессалоники, а позднее и до Константинополя. В местах над бухтой этот путь частично совпадает со старой дорогой Бар - Ульцинь, которая проходит через область Мркоевичи и выходит к современной албанской границе. В средневековье использовались сходные маршруты, соединяющие епископские города Бар, Свач и Улцинь, и Росафу (Шкодер). Это дорога являлась важным торговым путём и, конечно же, использовалась в военных экспедициях (например, Иваном Курсилием из Драча против князя Стефана Воислава в 1042 году, а также Стефаном Неманья во время его освобождения прибрежных городов от Византии).
Несомненно, что ранние христианские учителя, времён Апостолов, прошли через эти регионы. В посланиях святого апостола Павла не сказано, что он бывал в этих краях, но известно, что кто-то из его учеников проповедовал здесь Евангелие, наиболее вероятно, что это был Тит. Есть упоминания об их самом раннем присутствии в городах и латифундиях на всем протяжении побережья провинции Превалис [Preavalitana]. До Миланского эдикта (313г. н.э.), который провозгласил религиозную терпимость на территории Римской империи, присутствие христианских проповедников сохранялось в тайне, затем на этой земле были основаны епископства, а позднее и митрополии. Следует полагать, что христианские миссионеры появились в этих местах в III веке н.э., а возможно, даже раньше, после того, как был заложен фундамент церковной общины Салоны. Это предположение согласуется с рядом фактов и местных находок.


План церкви V века.
Рисунок из книги Младена Загарчанина


Христианская община у бухты Большой Песок построила или приспособила дом (домус экклесиу, ораториум) для проведения своих религиозных обрядов уже в конце III века (но, безусловно, не позднее первой половины IV века). Время возведения первого здания было установлено по монетам императора Константина и его сыновей. Ораториум был разорен и сожжен в V веке. Но на том же месте была построена церковь. Сегодня здесь сохранились остатки церкви VI века, которые датируются благодаря найденным монетам времен императора Юстиниана I. Храм, с небольшими изменениями, стоял здесь до IX века или несколько дольше.
Первым, кто писал о церкви на Большом Песке, был учитель Любомир Булатович (Љубомир Булатовић). В 1914 году он провел небольшое исследование и опубликовал статью «Отчет о церквях в Мркоевической капенании» (Извјештај о стању цркава у Мркојевићкој капетанији). О существовании церковных руин в этом месте писал и Андрия Йовичевич (Андрија Јовићевић). Церковь на Большом Песке описана Джурже Бошковичем (Ђурђе Бошковић) в монографии «Старый Бар», 1962 года.
В ходе археологических исследований 2002 и 2005 годов было установлено, что речь об объекте, который не относится к какому-то определенному периоду времени. Установлены лишь три главных этапа строительства, а также то, что это здание не раз перестраивалось и реконструировалось. Сегодня можно увидеть остатки большой церкви с полукруглой апсидой, наосом и приделом. На фундаменте позднеантичного здания возведена церковь, габариты которой составляют 17,3 х 6,4 метров и которая сохранила прежнее расположение.


Красным цветом обозначены наиболее хорошо сохранившиеся остатки стен.
Рисунок из книги Младена Загарчанина



В ходе исследований территории храма на Большом Песке был обнаружен ряд артефактов, хронологически охватывающих обширный временной период с IV до IX века и позднее. Большинство из них представляют собой фрагменты керамики, найденные в районе притвора, нефа и в траншеях вокруг здания. Материал, как правило, сильно фрагментирован. Основные находки можно разделить на: фрагменты амфор, изящную посуду и грубо изготовленные кухонные горшки. Найдено и несколько мелких фрагментов подсвечников, характерных для периода III - IV веков. Каменная мелкая пластика, немногочисленна и плохо сохранилась, это указывает на то, что все предметы, имевшие христианские изображения и мотивы, отсюда были унесены. Наиболее значительными металлическими находками являются кресты: три железных, найденных перед алтарем, с колчаном для насадки (для крестных ходов) и один миниатюрный серебряный крест. Был найден и маленький железный нож, вложенный в захоронение и один хорошо сохранившийся железный серп, схожий с ранневизантийскими находками. Стекло встречается довольно редко; преобладают фрагменты лампад из желтоватого и зеленоватого стекла и осколки оконных стекол. Найдены и позднеантичные монеты IV века, и одна монетка, относящаяся к периоду правления византийского императора Юстиниана (527-565 г.г.). В слоях IV века найден римский жернов, с вытесанным крестом. Это одна из древнейших христианских археологических находок в Черногории, очень вероятно, что речь идет об одном из древнейших сакральных памятников культуры Восточной Адриатики.


Реконструкция здания, выполненная Младеном Загарчаниным



Во время раскопок было найдено много захоронений. Наиболее значительное, конечно в алтаре. Церквей, в которых существуют алтарные захоронения, немного. Первые христиане возводили церкви на мощах мучеников и, считается, что в захоронении под стеной церкви у бухты Большой Песок лежит неизвестный мученик. Также очевидно, что в алтаре похоронена какая-то исключительно важная для Церкви того периода, личность, весьма вероятно, что неизвестный священномученник. В наосе (центральной части храма) найдено захоронение ребенка и взрослого человека, а в приделе захоронено тело мальчика (именно здесь был найден железный нож, который был подвешен у мальчика на поясе), там также открыты останки, судя по всему, надземного ктиторского захоронения, приблизительно периода IX века, вероятно, саркофага, который был унесен.


Январь 2015


Руины раннехристианской церкви расположены примерно в семи километрах к югу от (современного) Бара, ниже Ядранской магистрали, сразу за пляжем в бухте Veliki Pijesak. В бухту рядом с бывшим храмом спускается русло потока Синтин (Sintin). Этот топоним берет свое название от православной церкви Святой Екатерины (Sintini), которая находилась дальше от берега, в селе Равани (Ravanj), примерно на территории нынешнего поселка Дубрава. Окрестным жителям эти руины были известны под названием «Рудине», которое является производным от очень старого термина, обозначающего что-то разрушенное. В устной традиции села Раваньи, сохраняется предание, что на этом месте было крупное поселение «с кровлями, которые были расположены так близко, что можно было перескочить с одной на другую.»



Железные кресты.
Фотографии из книги Младена Загарчанина

Январь 2015



15 июля 2002 года началась расчистка археологического объекта. В работах принимало участие множество местных добровольцев и жителей Бара. Начиная с лета 2008 года на руинах храма стали регулярно проходить церковные службы. Если из-за капризов погоды сделать это было затруднительно, то служба проводилась в соседнем бараке, который установили археологи, для хранения инструментов во время раскопок. Через некоторое время эта хижина была перестроена во временную церковь. Весной и летом 2012 года у сооружения сменили крышу и над крыльцом установили звонницу. Весь материал закупался на пожертвования, и вся работа была сделана прихожанами.


Церковь Всех Святых. Начало раскопок. Фотография Младена Загарчанина

Церковь Всех Святых. Начало раскопок. Фотография Младена Загарчанина

Церковь Всех Святых. Начало раскопок. Фотография Младена Загарчанина

Церковь Всех Святых. Начало раскопок. Фотография Младена Загарчанина

Церковь Всех Святых. Начало раскопок. Фотография Младена Загарчанина

Церковь Всех Святых. Начало раскопок. Фотография Младена Загарчанина

Церковь Всех Святых. Начало раскопок

Настоятель церкви Всех Святых Протоиерей Йован Пламенац (Протојереј Јован Пламенац) и археолог Младен Загарчанин


04 января 2020 года. Дополнение
В конце 2019 года началась работы по реконструкции площадки вокруг церкви Всех Святых.


Январь 2020

Январь 2020

.

.

.

Листы проекта реконструкции церкви Всех Святых





Реконструкция церкви Всех Святых продолжается.

Июнь 2020

Сентябрь 2020

Сентябрь 2020

Сентябрь 2021

Сентябрь 2021

Декабрь 2021

Декабрь 2021

.

Рождественская служба. 07 января 2022



Основные источники информации:
Младен Загарчанин «Ранохришћанска црква на Великом Пијеску», Бар, 2012
Слава ранохришћанског храма СвихСветих на Великом Пијеску
Историја Цркве у древној Диоклитији

 
РасСказки о храмах и монастырях, которые расположены в Барском муниципалитете:
Собор св. Йована Владимира в Баре
Церковь св. Девы Марии в Гретве (Старый Бар) (катол.)
Церковь св. Йована Владимира в Доброй Воде
Церковь св. Марка в Доньей Поде
Церковь св. Илии на Волуице
Церковь св. Илии возле Велье Село
Церковь св. Андриа в Брце (катол.) 
Церковь св. Марии в Жанковичах (Сутоморе) (катол.) 
Церковь св. Томе в Лимлянах
Церковь св. Николая Чудотворца в Старом Баре
Церковь св. Иоанна Крестителя и Архангела Михаила в Сотоничах
Монастырь св. Николая Чудотворца в Орахово
Церковь св. Апостола Фомы в Горних Брчелах
Монастырь Покрова Пресвятой Богородицы в Горних Брчелах
Церковь св. Георгия в Утрге
Монастырь св. Николая Чудотворца в Доньих Брчелах
Церковь св. Петки в Горней Шушани и ценковь св. Петки в Спичанском поле
Мрнастырь Рибняк
Руины монастыря св. Девы Марии на мысе Ратац

Комментариев нет:

Отправить комментарий