Очень коротко я уже раньше упоминал о руинах церкви Всех Святых на Большом Песке. Теперь есть возможность сделать это подробнее. А наиболее полную информацию можно найти в книге археолога из Бара Младена Загарчанина - Младен Загарчанин «Ранохришћанска црква на Великом Пијеску», Бар, 2012. Книгу можно приобрести в храме, в дни проведения церковных служб.
Земля нынешней Черногории относилась к Иллирии. Здесь некогда проповедовал Христа святой апостол Павел, и христиане жили в этих местах уже в I веке, а христианская епископия существовала еще до Диоклетиана.
(c) Г.В.Рачук "Святыни Черногории"
Бухта Veliki Pijesak расположена рядом с одним из самых важных древних Романских путей через провинцию Превалис, который соединял Салону, Нарону (недалеко от Дубровника), Акрувиум (Котор), Будву, Скадар, Драч (Дуррес) с Виа Эгнатиа. Древнеримская Эгнатиева дорога (лат. Via Egnatia) была проложена через Балканы от Адриатического побережья до Фессалоники, а позднее и до Константинополя. В местах над бухтой этот путь частично совпадает со старой дорогой Бар - Ульцинь, которая проходит через область Мркоевичи и выходит к современной албанской границе. В средневековье использовались сходные маршруты, соединяющие епископские города Бар, Свач и Улцинь, и Росафу (Шкодер). Это дорога являлась важным торговым путём и, конечно же, использовалась в военных экспедициях (например, Иваном Курсилием из Драча против князя Стефана Воислава в 1042 году, а также Стефаном Неманья во время его освобождения прибрежных городов от Византии).
Несомненно, что ранние христианские учителя, времён Апостолов, прошли через эти регионы. В посланиях святого апостола Павла не сказано, что он бывал в этих краях, но известно, что кто-то из его учеников проповедовал здесь Евангелие, наиболее вероятно, что это был Тит. Есть упоминания об их самом раннем присутствии в городах и латифундиях на всем протяжении побережья провинции Превалис [Preavalitana]. До Миланского эдикта (313г. н.э.), который провозгласил религиозную терпимость на территории Римской империи, присутствие христианских проповедников сохранялось в тайне, затем на этой земле были основаны епископства, а позднее и митрополии. Следует полагать, что христианские миссионеры появились в этих местах в III веке н.э., а возможно, даже раньше, после того, как был заложен фундамент церковной общины Салоны. Это предположение согласуется с рядом фактов и местных находок.
Христианская община у бухты Большой Песок построила или приспособила дом (домус экклесиу, ораториум) для проведения своих религиозных обрядов уже в конце III века (но, безусловно, не позднее первой половины IV века). Время возведения первого здания было установлено по монетам императора Константина и его сыновей. Ораториум был разорен и сожжен в V веке. Но на том же месте была построена церковь. Сегодня здесь сохранились остатки церкви VI века, которые датируются благодаря найденным монетам времен императора Юстиниана I. Храм, с небольшими изменениями, стоял здесь до IX века или несколько дольше.
Первым, кто писал о церкви на Большом Песке, был учитель Любомир Булатович (Љубомир Булатовић). В 1914 году он провел небольшое исследование и опубликовал статью «Отчет о церквях в Мркоевической капенании» (Извјештај о стању цркава у Мркојевићкој капетанији). О существовании церковных руин в этом месте писал и Андрия Йовичевич (Андрија Јовићевић). Церковь на Большом Песке описана Джурже Бошковичем (Ђурђе Бошковић) в монографии «Старый Бар», 1962 года.
В ходе археологических исследований 2002 и 2005 годов было установлено, что речь об объекте, который не относится к какому-то определенному периоду времени. Установлены лишь три главных этапа строительства, а также то, что это здание не раз перестраивалось и реконструировалось. Сегодня можно увидеть остатки большой церкви с полукруглой апсидой, наосом и приделом. На фундаменте позднеантичного здания возведена церковь, габариты которой составляют 17,3 х 6,4 метров и которая сохранила прежнее расположение.
Красным цветом обозначены наиболее хорошо сохранившиеся остатки стен. Рисунок из книги Младена Загарчанина |
В ходе исследований территории храма на Большом Песке был обнаружен ряд артефактов, хронологически охватывающих обширный временной период с IV до IX века и позднее. Большинство из них представляют собой фрагменты керамики, найденные в районе притвора, нефа и в траншеях вокруг здания. Материал, как правило, сильно фрагментирован. Основные находки можно разделить на: фрагменты амфор, изящную посуду и грубо изготовленные кухонные горшки. Найдено и несколько мелких фрагментов подсвечников, характерных для периода III - IV веков. Каменная мелкая пластика, немногочисленна и плохо сохранилась, это указывает на то, что все предметы, имевшие христианские изображения и мотивы, отсюда были унесены. Наиболее значительными металлическими находками являются кресты: три железных, найденных перед алтарем, с колчаном для насадки (для крестных ходов) и один миниатюрный серебряный крест. Был найден и маленький железный нож, вложенный в захоронение и один хорошо сохранившийся железный серп, схожий с ранневизантийскими находками. Стекло встречается довольно редко; преобладают фрагменты лампад из желтоватого и зеленоватого стекла и осколки оконных стекол. Найдены и позднеантичные монеты IV века, и одна монетка, относящаяся к периоду правления византийского императора Юстиниана (527-565 г.г.). В слоях IV века найден римский жернов, с вытесанным крестом. Это одна из древнейших христианских археологических находок в Черногории, очень вероятно, что речь идет об одном из древнейших сакральных памятников культуры Восточной Адриатики.
Во время раскопок было найдено много захоронений. Наиболее значительное, конечно в алтаре. Церквей, в которых существуют алтарные захоронения, немного. Первые христиане возводили церкви на мощах мучеников и, считается, что в захоронении под стеной церкви у бухты Большой Песок лежит неизвестный мученик. Также очевидно, что в алтаре похоронена какая-то исключительно важная для Церкви того периода, личность, весьма вероятно, что неизвестный священномученник. В наосе (центральной части храма) найдено захоронение ребенка и взрослого человека, а в приделе захоронено тело мальчика (именно здесь был найден железный нож, который был подвешен у мальчика на поясе), там также открыты останки, судя по всему, надземного ктиторского захоронения, приблизительно периода IX века, вероятно, саркофага, который был унесен.
Руины раннехристианской церкви расположены примерно в семи километрах к югу от (современного) Бара, ниже Ядранской магистрали, сразу за пляжем в бухте Veliki Pijesak. В бухту рядом с бывшим храмом спускается русло потока Синтин (Sintin). Этот топоним берет свое название от православной церкви Святой Екатерины (Sintini), которая находилась дальше от берега, в селе Равани (Ravanj), примерно на территории нынешнего поселка Дубрава. Окрестным жителям эти руины были известны под названием «Рудине», которое является производным от очень старого термина, обозначающего что-то разрушенное. В устной традиции села Раваньи, сохраняется предание, что на этом месте было крупное поселение «с кровлями, которые были расположены так близко, что можно было перескочить с одной на другую.»
15 июля 2002 года началась расчистка археологического объекта. В работах принимало участие множество местных добровольцев и жителей Бара. Начиная с лета 2008 года на руинах храма стали регулярно проходить церковные службы. Если из-за капризов погоды сделать это было затруднительно, то служба проводилась в соседнем бараке, который установили археологи, для хранения инструментов во время раскопок. Через некоторое время эта хижина была перестроена во временную церковь. Весной и летом 2012 года у сооружения сменили крышу и над крыльцом установили звонницу. Весь материал закупался на пожертвования, и вся работа была сделана прихожанами.
|
Церковь Всех Святых. Начало раскопок. Фотография Младена Загарчанина |
Церковь Всех Святых. Начало раскопок. Фотография Младена Загарчанина |
Церковь Всех Святых. Начало раскопок. Фотография Младена Загарчанина |
Церковь Всех Святых. Начало раскопок. Фотография Младена Загарчанина |
Церковь Всех Святых. Начало раскопок. Фотография Младена Загарчанина |
Церковь Всех Святых. Начало раскопок |
Настоятель церкви Всех Святых Протоиерей Йован Пламенац (Протојереј Јован Пламенац) и археолог Младен Загарчанин |
04 января 2020 года. Дополнение
В конце 2019 года началась работы по реконструкции площадки вокруг церкви Всех Святых.
|
Январь 2020 |
. |
. |
. |
Листы проекта реконструкции церкви Всех Святых |
Реконструкция церкви Всех Святых продолжается.
Июнь 2020 |
Сентябрь 2020 |
Сентябрь 2020 |
Сентябрь 2021 |
Сентябрь 2021 |
Декабрь 2021 |
Декабрь 2021 |
. |
Рождественская служба. 07 января 2022 |
Основные источники информации:
Младен Загарчанин «Ранохришћанска црква на Великом Пијеску», Бар, 2012Слава ранохришћанског храма СвихСветих на Великом Пијеску
Историја Цркве у древној Диоклитији
РасСказки о храмах и монастырях, которые расположены в Барском муниципалитете:
Собор св. Йована Владимира в БареЦерковь св. Девы Марии в Гретве (Старый Бар) (катол.)
Церковь св. Йована Владимира в Доброй Воде
Церковь св. Марка в Доньей Поде
Церковь св. Илии на Волуице
Церковь св. Илии возле Велье Село
Церковь св. Андриа в Брце (катол.)
Церковь св. Марии в Жанковичах (Сутоморе) (катол.)
Церковь св. Томе в Лимлянах
Церковь св. Николая Чудотворца в Старом Баре
Церковь св. Иоанна Крестителя и Архангела Михаила в Сотоничах
Монастырь св. Николая Чудотворца в Орахово
Церковь св. Апостола Фомы в Горних Брчелах
Монастырь Покрова Пресвятой Богородицы в Горних Брчелах
Церковь св. Георгия в Утрге
Монастырь св. Николая Чудотворца в Доньих Брчелах
Церковь св. Петки в Горней Шушани и ценковь св. Петки в Спичанском поле
Мрнастырь Рибняк
Руины монастыря св. Девы Марии на мысе Ратац
Комментариев нет:
Отправить комментарий