Сведения русскоязычного
интернета об этом месте чаще всего укладываются в пару фраз: «Мыс Ратац. Развалины бенедиктинского монастыря XII века.
Нудистский пляж».
Не густо конечно. Быть не может, чтобы у этого места не было истории подлиннее и поинтереснее!
Не густо конечно. Быть не может, чтобы у этого места не было истории подлиннее и поинтереснее!
Мыс Ратац (Ratac) расположен в нескольких километрах от города
Бар, совсем недалеко от Ядранской магистрали, между Баром и Сутоморе.
. |
Именно здесь в XII веке появился первый письменный литературный памятник южных славян «Летопись попа Дуклянина».
В хрониках отмечено, что
сербский король Милютин (Стефан Урош II) и его мать Елена Анжуйская, жена сербского короля Стефана Уроша I, построили в 1310 году церковь и
монастырь. В это же время монастырю были дарованы обширные земельные уделы. Через полвека сербский король Стефан Душан подтвердил право монастыря на все поместья. В начале XIV века, или около полувека спустя,
монастырь освятили в честь Святой Девы Марии. Перемена небесного покровителя связана скорее всего с появлением в аббатстве образа св. Марии, которая стала главной святыней монастыря.
В XIV веке монастырь часто упоминается в архивах
Дубровника, с которым аббатство имело тесные связи. Дубровчанам были даны множественные привилегии и освобождения от пошлин в торговле с ратачским аббатством. Мастера из Ратаца часто проходили "производственную практику" в Дубровнике, а дубровнические специалисты привлекались к строительству объектов на мысе Ратац.
Монастырь Ратачской
Богородицы (Bogorodice Ratačke / итал. Santa Marija de Rotezo) был в свое время самым большим монастырем на
сербском побережье. Историки говорят о целом "монастырском городе". Археологи нашли на Ратаце руины трех храмов, которые были окружены аркадами, от местного источника был проведен водопровод. Вокруг монастыря располагались многочисленные светские постройки. Город был обнесен крепостной стеной с башнями. Рядом находилась пристань для
небольших судов. Благодаря
мягкому климату, на монастырских землях выращивали оливковые деревья и
виноградники. Большие поместья тянулись от Бара до Кастель Ластвы (сегодняшнего Петровца).
Богатство обители было
огромным. Монастырь получал доход за дипломатические услуги, от реализации
сельскохозяйственной и животноводческой продукции и реализации оливкового масла
с собственных маслобоен, в городе работало множество мастеров разных профессий. Красный камень с мыса
Ратац поставлялся в Дубровник. Хорошие финансовые возможности позволяли кредитовать
соседних государей, таких как Балша III и Елена Балшич. Существуют упоминания, что в середине XV века в монастыре работала больница, в которой
лечили монахов и прокаженных.
. |
Варианты исторической реконструкции Ратачского аббатства |
Монастырь сильно пострадал во время войны Балшичей и Джураджа II Страцимировича против Радича Црноевича. После смерти Црноевича в 1396 году началось восстановление. Огромную помощь оказал Дубровник, из которого было доставлено большое количество керамической плитки и строительного леса.
Однако мир и спокойствие вновь обошли эти края стороной. В том же году боснийский воевода Сандаль Харанич Косача захватил Будву. Местом своей ставки он избрал Ратац, где оставался до 1398 года. Затем аббатство вновь перешло под управление Балшичей. В 1405 году Ратац, как и весь барский округ, оказались во владении Венецианской республики. Балша III и Елена Балшич всеми силами старались вернуть монастырь. Несколько лет продолжались безуспешные переговоры. В 1409 году началась война между Балшичами и венетами. В военные действия вмешался и Джуражд Црноевич, который тоже был не прочь вернуть себе власть над аббатством. Мир был заключен в 1412 году. Хозяином на Ратаце до своей смерти в 1421 году остался Балша III. Следующие три года здесь правила Венеция. Но с 1423 на эти земли начал претендовать деспот Джурадж Бранкович. Военные столкновения перемежались переговорами, и в результате Республика уступила Ратац Бранковичу в 1425 году.
Чехарда с правителями продолжалась. В 1442 году опатией овладел Стефан Вукич Косача, через год монастырь вернули себе венеты. Именно в 1443 году чудотворная икона св. Девы Марии была перенесена в Бар. В 1448 году Ратац перешел к Паштровичам. В 1457 году Стефан Црноевич овладел аббатством, при этом разделив его земли на католические и православные.
Не совсем ясно, что послужило причиной обстрела монастыря с венецианской галеры в 1468 году. Аббатство при этом сильно пострадало.
Всё сильнее и сильнее над монастырскими землями нависала новая турецкая угроза. В 1480 году венецианцы направляют в Царьград денежный залог на строительство на территории ратачского аббатства. Осенью 1499 года турецкий отряд из Бара в количестве 100 бойцов при поддержке 10 кораблей из Улциня начинает разорять и грабить окрестные сёла. 1500 местных жителей скрываются за крепостными стенами аббатства. Переговоры Республики с Портой ни к чему не приводят, и в 1501 году земли вокруг монастыря вновь подвергаются опустошению. Турки продолжали регулярно разорять монастырские пределы. В 1531 году они запретили выращивать и собирать урожай, а монахов разогнали. Венеции и Риму всё сложнее становится удерживать этот натиск. В 1544 году Сенат выделяет средства на восстановление аббатства. Но нападения турок не прекращаются, и в 1558 году крепостные стены на Ратаце снова нуждаются в ремонте и укреплении.
Чаще всего в исторических документах встречаются сведения о том, что церковная жизнь в ратачском аббатстве совершенно прекратилась в 1571 году, после занятия турками Улциня, Бара и части Поморья. Венеты оговорили в условиях передачи Бара туркам разрешение на свободу христианских богослужений. Есть сведения, что Республика св. Марка считала земли на Ратаце своими по крайней мере еще до 1574 года, а монашеская жизнь не прекращалась и под турецкой властью до 1579 года.
Точная дата разрушения монастыря турками неизвестна. Однако очевидец свидетельствует, что в 1637 году от монастыря остались только стены. а все строения лежали в руинах. Во время Кандийской войны (1645-1669) недалеко от мыса Ратац венецианские галеры сражались с кораблями улцинских пиратов.
Русский консул в Шкодере Иван
Ястребов во второй половине XIX века всеми силами пытался облегчить участь христиан в турецких владениях. Он считал, что монастырь на мысе Ратац в древности был православным.
Венециянское господство было тиранией в полном смысле: православные были так стеснены, что должны были строить свои церкви далеко вне города, а после и те были отняты. Впрочем и католикам было не много легче. Монастырь на Ротце (на море между Спичом и Барской пристанью) во имя Божией Матери, построенный в 1310 году королем Милутином и матерью его Еленой, они разрушили пушками; после чего монахи разбрелись по другим монастырям — кто в Цермницу, кто в Паштровичи, забрав с собою всю святыню: мощи своих святых, книги, грамоты и различный сокровища; а иное, по преданию народному, закопали и в землю.
© Павел Аполлонович Ровинский "В новых владениях Черногории" 1881
© Павел Аполлонович Ровинский "В новых владениях Черногории" 1881
Развалинами в 1877 году, во время осады Бара, воспользовались черногорцы.
… на капитана (Циклинскаго) возложена была обязанность соорудить новую батарею на косе Ратвице, в том месте, где находились развалины храма Константина и Елены. Циклинский возвел ее в один день, воспользовавшись древними развалинами, как материалом для складки бруствера, и вооружил ее двумя орудиями, взятыми с Нехай-града. На перетаскивание последних с почти отвесной скалы укрепления Нехая потребовалось много труда. Черногорцы, тащившие орудия, не раз пытались разбежаться, но, ободренные личным примером и уговорами капитана, который нес орудия вместе с ними, благополучно доставили их на новую батарею.
А. В. Щербак «Черногория и ее война с турками в 1877-78 годах». Санкт-Петербург. 1879 г.
Во время Второй мировой
войны, итальянцы превратили часть монастыря в бункер и склад боеприпасов, при этом еще больше разрушив чудом сохранявшиеся постройки. Камень из монастырских стен использовался для выравнивания местности. В 1950-х руины на Ратаце приспособили для своих нужд югославские военные. Именно в это время была разрушена смотровая башня. Сегодня даже фундаменты многочисленных строений можно определить с большим трудом.
Самое старое здание монастыря, первая церковь, была построена, вероятно, в
начале XI века,
возможно образцом для подражания служил храм Святого Луки в Которе. Вторая, меньшая церковь романского
стиля, была построена во второй половине XII - первой половине XIII века. Это подчеркивают
хорошие методы кладки. Строение имеет прямоугольную форму с полукруглой
апсидой, под полом которой находится склеп. Незавершенная базилика,
работы над которой началось в середине XIV века, должна была стать крупнейшим церковным
зданием комплекса и окрестностей. Она строилась в романском - готическом стиле и была посвящена Св. Михаилу и Св. Марии (Богородице).
Несохранившихся латинская надпись извещала, что церковь заложена в 1347 году,
во времена игумена Павла Рудера (Pavla Ruđera). Возведение базилики не было завершено, а её стены использовались в создании оборонительного пояса монастыря.
Ратачская икона Девы Марии была очень известна. Существовал обычай, по которому паломники и моряки (особенно из Котора и Дубровника), возвращаясь из дальних путешествий, обязательно приносили Деве Марии дары. Те же, кто не путешествовал сам, могли заплатить, чтобы путешественники возложили дары пречистой Деве от их имени. В 1443 году чудотворная икона была перенесена в церковь св. Георгия в Баре. После взятия Бара турками (1571 г.) икона исчезла.
В самом начале своей истории
на одной территории мирно уживались представители православной церкви и
бенедиктинцы.
Под патронажем сербской
королевы Елены, в 1288 году в Барской Архиепископии началось распространение
нищенствующих доминиканцев и францисканцев. Имя Елены связано с
созданием и обновлением францисканского монастыря в Которе, Баре, Улцине и
Шкодере. Её сын король Милютин (1282-1321) был благодетелем и бенедиктинского
монастыря Ратачской Девы.
Известно, что отношения между
восточными православными монахами и бенедиктинцами в монастыре Ратац были очень
близки, и их идеалы во многом совпадали. Они взаимно посещали церковные службы
и принимали участие в общих шествиях и процессиях. Так продолжалось даже после
разрушения монастыря, до 1893 года, когда власти Австро-Венгрии удовлетворили прошение муниципалитета области Спич и запретили православным верующим использовать территорию аббатства, под
предлогом опасности обрушения.
Сегодня аббатство
представляет собой заросшие развалины. Сводчатое углубление
сохранились только у главного алтаря базилики бывшей церкви Святой Марии. Здесь
хранилась икона Богородицы – объект поклонения множества паломников.
Однако, несколько лет назад,
эта алтарная ниша была заперта на висячий замок и узурпирована
римско-католиками, а каменная плита с кириллическими надписями была разбита после
возобновления католических богослужений.
Католики посещают Ратац два
раза в год: в Страстной Четверг (на 60-й день после Пасхи ) и 15 августа, в
праздник Успения Богородицы.
Православные верующие
собирают паломничество 3 июня на Константинов день (день Константина и Елены).
Сам мыс Ратац порос сосновым лесом и мог бы быть замечательным местом для пикников и отдыха, если бы не валяющийся везде мусор. У подножья почти 30-ти метровой скалы, находятся два маленьких галечных пляжика с изумительно чистой, прозрачной водой. Говорят, что пляжики эти летом облюбовали нудисты.
Вот так и получается, что от
бенедиктинцев до нудистов десять веков и всего 30 метров по вертикали.
. |
Первоначальному
покровителю, св. Михаилу, была посвящена церковь (С) с ризницей (C1). Это однонефное
строение, с основанием в форме вытянутого прямоугольника. Она ориентирована на
восток. На стороне, где местность резко понижается, так что после разрушения
церкви от апсиды до крипты (B) была построена лестница для богослужения. В
руинах церкви (C) найдены фрагменты скульптурной бордюра (102 C), которые
наряду с фрагментом, найденным в море недалеко от мыса, безусловно являются самыми
старыми вещественными доказательствами. Их можно датировать IX или X веком.
На самом
юго-западном краю скалистого мыса была возведена небольшая церковь - капела (A),
от которой сегодня осталась крипта и несколько рядов прекрасной каменной кладки
у основания.
Базилика
(B) так и не была завершена, и после приостановки работ по строительству этого
крупного объекта стены крипты были превращены в одну частей внешней оборонительной
стены.
Нет
достоверных сведений, когда был возведен монастырский комплекс (D). На северной
стороне была вырезана дата 1473 год, вероятно, это время, когда монастырь
ремонтировали. Комплекс возможно был построен во второй половине XIII века, в то время, когда весь монастырь
перестраивался.
Оборонительная
башня монастыря с воротами (G) была построена в XIII или XIV веке.
(E и H) Жилые
и вспомогательные здания.
(I, J, K,
L, M и N) Оборонительные стены.
Основные источники знаний:
Mladen Zagarčanin «Stari grad
Bar - vodič kroz vjekove»
Savo MARKOVIĆ «Benediktinska opatija sv. Marije Ratačke kod Bara»
Ivan Jovovic «O jednom upravnom sporu oko ratačkih
zidina s kraja XIX vijeka»
РасСказки о храмах и монастырях Барского
муниципалитета:
Дим, все-таки 3 июня день Константина и Елены)))
ОтветитьУдалитьво как! :-)
Удалитьзначит мало владеть "сербским со словарем", надо еще и в святцы иногда заглядывать :-)
сейчас поправлю!