3 октября 2013 г.

Мыс Ратац. Десять веков и 30 метров по вертикали

Сведения русскоязычного интернета об этом месте чаще всего укладываются в пару фраз: «Мыс Ратац. Развалины бенедиктинского монастыря XII века. Нудистский пляж». Не густо конечно. Быть не может, чтобы у этого места не было истории подлиннее и поинтереснее!









Мыс Ратац (Ratac) расположен в нескольких километрах от города Бар, совсем недалеко от Ядранской магистрали, между Баром и Сутоморе. 

Храм на мысе Ратац изначально был освящен в 1247 году в честь Святого Михаила, как указано в первых письменных сведениях о монастыре. Однако, его история имеет гораздо более древние корни. Некоторые авторы указывают время основания X и даже IX век н.э.
В хрониках отмечено, что сербский король Милютин и его мать Елена построили в 1310 году церковь и монастырь. В начале XIV века, или около полувека спустя, монастырь освятили в честь Святой Девы Марии.
В XIV веке монастырь часто упоминается в архивах Дубровника.
Монастырь Ратачской Богородицы (Bogorodice Ratačke / итал. Santa Marija de Rotezo) был в свое время самым большим монастырем на сербском побережье и одним из 40 крупнейших, построенных на пожертвования короля Милютина. Главной святыней аббатства была знаменитая икона Богородицы.
Рядом находилась пристань для небольших судов, на берегу были богатые источники питьевой воды. Благодаря мягкому климату, на монастырских землях выращивали оливковые деревья и виноградники. Большие поместья тянулись до Кастель Ластвы (сегодняшнего Петровца).
Богатство обители было огромным. Монастырь получал доход за дипломатические услуги, от реализации сельскохозяйственной и животноводческой продукции и реализации оливкового масла с собственных маслобоен. Добывался строительный камень. Красный камень с мыса Ратац поставлялся в Дубровник. Хорошие финансовые возможности позволяли кредитовать соседних царей и князей, таких как Балша III. Существуют упоминания, что в середине XV века в монастыре работала больница, в которой лечили монахов и прокаженных.




Именно здесь в XII веке появился первый письменный литературный памятник южных славян «Летопись попа Дуклянина».
Русский консул в Шкодере Иван Ястребов во второй половине XIX века писал, что этот барский монастырь в древности был православным. Современные данные подтверждают утверждение Ястребова.
После того как Венеция стала хозяйкой Приморья началось методичное насаждение латинства. Если с для того, чтобы извести монастырь на Михольской Превлаке венетам пришлось выдумывать историю с эпидемией и нанимать отравителя, то к мысу Ратац они просто подогнали галеру, которая огнем своих пушек в 1468 году разрушила монастырь.


Монастырь Ратац. Старая фотография
Венециянское господство было тиранией в полном смысле: православные были так стеснены, что должны были строить свои церкви далеко вне города, а после и те были отняты. Впрочем и католикам было не много легче. Монастырь на Ротце (на море между Спичом и Барской пристанью) во имя Божией Матери, построенный в 1310 году королем Милутином и матерью его Еленой, они разрушили пушками; после чего монахи разбрелись по другим монастырям — кто в Цермницу, кто в Паштровичи, забрав с собою всю святыню: мощи своих святых, книги, грамоты и различный сокровища; а иное, по преданию народному, закопали и в землю.
© Павел Аполлонович Ровинский "В новых владениях Черногории" 1881

Окончательно разрушили аббатство турки в 1571.
Развалинами в 1877 году, во время осады Бара, воспользовались черногорцы.

… на капитана (Циклинскаго) возложена была обязанность соорудить новую батарею на косе Ратвице, в том месте, где находились развалины храма Константина и Елены. Циклинский возвел ее в один день, воспользовавшись древними развалинами, как материалом для складки бруствера, и вооружил ее двумя орудиями, взятыми с Нехай-града. На перетаскивание последних с почти отвесной скалы укрепления Нехая потребовалось много труда. Черногорцы, тащившие орудия, не раз пытались разбежаться, но, ободренные личным примером и уговорами капитана, который нес орудия вместе с ними, благополучно доставили их на новую батарею.
© А. В. Щербак «Черногория и ее война с турками в 1877-78 годах». Санкт-Петербург. 1879 г.


Во время Второй мировой войны, итальянцы превратили часть монастыря в бункер, при этом разрушив еще чудом сохранявшиеся постройки.





Монастырский комплекс включал в себя храмы, жилые и прочие строения, которые были окружены каменными стенами и башнями. Самое старое здание монастыря, церковь, была построена, вероятно, в начале XI века, возможно образцом для подражания служил храм Святого Луки в Которе.
Вторая, меньшая церковь романского стиля, была построена во второй половине XII и первой половине XIII века. Это подчеркивают хорошие методы кладки. Строение имеет прямоугольную форму с полукруглой апсидой, под полом которой находится склеп. 
Незавершенная базилика, работы над которой началось в середине XIV века, должна была стать крупнейшим церковным зданием в комплексе, а также в окрестностях, в том числе и в средневековом Баре. Она строилась в романском - готическом стиле в южной части монастыря и была посвящена Св. Михаилу и Св. Марии (Богородице). Несохранившихся латинская надпись говорила, что церковь основана в 1347 году, во времена игумена Павла Рудера (Pavla Ruđera).










Реконструкция Ратачского аббатства




В самом начале своей истории на одной территории мирно уживались представители православной церкви и бенедиктинцы.
Под патронажем сербской королевы Елены, в 1288 году в Барской Архиепископии началось распространение нищенствующих доминиканцев и францисканцев. Имя Елены связано с созданием и обновлением францисканского монастыря в Которе, Баре, Улцине и Шкодере. Её сын король Милютин (1282-1321) был благодетелем и бенедиктинского монастыря Ратачской Девы.
Известно, что отношения между восточными православными монахами и бенедиктинцами в монастыре Ратац были очень близки, и их идеалы во многом совпадали. Они взаимно посещали церковные службы и принимали участие в общих шествиях и процессиях. Так продолжалось даже после разрушения монастыря, до 1895 года, когда Австрийское правительство, под предлогом опасности обрушения, запретило православной церкви использовать территорию аббатства.





Сегодня аббатство представляет собой заросшие развалины. Сводчатое углубление сохранились только у главного алтаря базилики бывшей церкви Святой Марии. Здесь хранилась икона Богородицы – объект поклонения множества паломников.





Алтарная ниша справа за инжирным деревом. Она убрана за решетку и заперта на замок.


Однако, несколько лет назад, эта алтарная ниша была заперта на висячий замок и узурпирована римско-католиками, а каменная плита с кириллическими надписями была разбита после возобновления католических богослужений.
Католики посещают Ратац два раза в год: в Страстной Четверг (на 60-й день после Пасхи ) и 15 августа, в праздник Успения Богородицы.
Православные верующие собирают паломничество 3 июня на Константинов день (день Константина и Елены).












Сам мыс Ратац порос сосновым лесом и мог бы быть замечательным местом для пикников и отдыха, если бы не валяющийся везде мусор.
У подножья почти 30-ти метровой скалы, находятся два маленьких галечных пляжика с изумительно чистой, прозрачной водой. Говорят, что пляжики эти летом облюбовали нудисты.
Вот так и получается, что от бенедиктинцев до нудистов десять веков и всего 30 метров по вертикали.






2 комментария:

  1. Дим, все-таки 3 июня день Константина и Елены)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. во как! :-)
      значит мало владеть "сербским со словарем", надо еще и в святцы иногда заглядывать :-)
      сейчас поправлю!

      Удалить